Санитарно-гигиенические требования к кабинету технологии

29.03.2018 Выкл. Автор admin

Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1-7 классов

1 Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1-7 классов Документы СССР Текст документа по состоянию на июль 2011 года Утверждаю Начальник Главного санитарно-эпидемиологического управления Минздрава СССР В.Е.КОВШИЛО 22 февраля 1985 г. N Настоящие Санитарно-гигиенические требования разработаны Главным санитарноэпидемиологическим Управлением Министерства здравоохранения СССР, Научноисследовательским институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. При их составлении использованы материалы Ростовского медицинского института Минздрава СССР. Санитарные правила предназначены для работников санитарно-эпидемиологических станций. «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» 1984 года предусмотрено улучшение трудового обучения и воспитания учащихся школ и включение их, начиная с младших классов, в систематический, организационный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд. На трудовое обучение, общественно полезный производительный труд, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно-полезного, производительного труда» (12 апреля 1984 г.), выделяется во 2-4 классах — 3 часа, в 5-7 классах — 4 часа в неделю. Из этого времени на трудовое обучение учащихся 1-7 классов отводится 2 часа в неделю. Трудовое обучение учащихся 1-4 классов проводится в классных комнатах, учащихся 5-7 классов — в учебных мастерских школ и кабинетах обслуживающего труда. Основным гигиеническим принципом организации труда школьников является соответствие его характера (вида), объема и условий функциональным и возрастным возможностям учащихся. 1. Организация и режим занятий 1.1. Организация и режим занятий для учащихся 1-4 классов Занятия трудом для учащихся 1-4 классов проводятся в течение 1 учебного часа (45 минут) 2 раза в неделю Сдваивание уроков труда в младшем школьном возрасте представляет значительную нагрузку для организма, сильно утомляет детей и поэтому недопустимо.

2 Каждое занятие должно включать объяснение преподавателя, самостоятельную работу школьников, подведение итогов работы класса и уборку рабочего места учащимися. Объяснения преподавателя не следует целиком сосредоточивать в начале урока, целесообразно в процессе самостоятельной работы учащихся, после выполнения определенной части задания, объяснять следующий этап работы. Общая длительность практической работы для учащихся 1-2-х классов не должна превышать мин. времени урока. Для учащихся 3-4-х классов на практическую работу отводится мин. времени урока На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Однообразная работа учащихся — выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самодеятельной работы на уроке — недопустима Учитывая, что такие двигательные качества, как выносливость, координация и точность движения рук, находятся в стадии развития у детей 6-9-летнего возраста, необходимо ограничивать непрерывную длительность выполнения трудовых действий для школьников 1-4-х классов: а) на занятиях трудом продолжительность непрерывной работы для учащихся 1-х классов не должна превышать 5 минут; б) для учащихся 2-3 классов продолжительность непрерывной трудовой деятельности при работах с бумагой, картоном и тканью не должна превышать 5-7 минут; в) для учащихся 4-х классов непрерывное выполнение трудовой деятельности при работе с бумагой, картоном, тканью не должно превышать 10 минут, при работе с деревом и проволокой минут При трудовом обучении учащихся младшего школьного возраста рекомендуется следующий режим занятий: — для учащихся 1-х классов после каждого периода работы нужно организовать 2-3-мин. перерывы для отдыха школьников и дополнительных объяснений преподавателя; — для учащихся 2-4-х классов через каждые 15 минут урока следует проводить физкультминутки (длительностью 3 минуты) Общественно полезный производительный труд учащихся 2-4-х классов должен проводиться в дни недели, в учебном расписании которых не было уроков труда. Занятия общественно полезным производительным трудом должны начинаться через 1 час после окончания уроков по расписанию. Это время отводится на обед и отдых школьников Организация и режим занятий для учащихся 5-7 классов Занятия трудом для школьников 5-7 классов проводятся 1 раз в неделю в форме сдвоенных уроков Структура занятий трудом учащихся 5-7 классов включает: теоретическую часть, практическую работу школьников, организационные перерывы в процессе самостоятельной работы и заключительную часть. а) Практическая работа учащихся занимает основное место на занятиях трудом: длительность ее составляет 60-65% времени занятий.

3 б) Учитывая, что возможность длительно выполнять трудовую деятельность с относительно высокой рабочей активностью у учащихся среднего школьного возраста ограничена, в процессе самостоятельной работы школьников на занятиях необходимо проводить организованные перерывы (длительностью 3 мин.) для всего класса. Во время организованных перерывов проводится выполнение физических упражнений (физкультминутки). Время проведения организованных перерывов в процессе практической работы на занятиях различно для учащихся разных классов Выполнение столярных, слесарных работ, занятия швейным делом вызывают напряжение сердечно-сосудистой, мышечной и центральной нервной системы организма, которые у летних учащихся находятся в стадии развития, поэтому при трудовом обучении необходимо регламентировать длительность непрерывного выполнения основных трудовых операций для школьников 5-7 классов на занятиях в столярных, слесарных и швейных мастерских: а) оптимальная непрерывная длительность выполнения основных столярных операций для учащихся 5 класса равна 8 мин., слесарных — 6 мин. Допустимая длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для школьников 5 класса не должна превышать 10 мин.; б) оптимальная продолжительность непрерывной работы по основным столярным операциям в 6 классе равна 11 мин., по слесарным — 9 мин. Допустимая длительность непрерывного выполнения столярных и слесарных операций для учащихся 6-го класса не должна превышать 13 мин.; в) оптимальная продолжительность непрерывной работы по основным столярным операциям для учащихся 7 класса не должна превышать 12 мин., оптимальная длительность слесарной работы для школьников 7 класса равна 10 мин. Допустимая длительность непрерывного выполнения основных трудовых операций для учащихся 7 класса не должна превышать 16 мин.; г) оптимальная длительность непрерывной работы на электрических швейных машинах должна составлять для школьниц 5-го класса мин., для школьниц 6-7-го класса мин. Допустимая длительность непрерывной работы на швейных машинах не должна превышать для школьниц 5-го класса — 12 мин.; для школьниц 6-7 класса — 15 мин а) Практическая работа школьников на уроках труда включает основную и вспомогательную работу (выполнение трудовых операций), измерение и контроль выполняемого изделия, паузы и перерывы в работе. Во время практической работы проводится индивидуальный инструктаж учителя. б) Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся на занятиях техническим трудом не должна превышать 80%. в) Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся на занятиях швейным делом должна составлять 50-70% При выполнении школьниками изделий (заданий) на занятиях трудом необходимо предусматривать чередование 3-4 основных операций в процессе практической работы каждого учащегося. Однообразная трудовая деятельность на протяжении всего времени самостоятельной работы школьников на занятиях недопустима.

4 Темп и ритм работы обуславливаются возрастными и индивидуальными особенностями организма, а также уровнем трудовых навыков и умений школьников. В связи с этим, при трудовом обучении не следует регламентировать единые для всех ритм и темп работы и не ограничивать самопроизвольные микропаузы в процессе практической работы школьников Для учащихся 5-7 классов рекомендуется следующий режим занятий в столярных и слесарных мастерских школ: а) для учащихся 5-6 классов между первым и вторым часом занятий необходимо проведение перемен длительностью минут, во время которых школьники находятся в рекреационных помещениях, а в мастерских организуется сквозное проветривание; б) для учащихся 5 классов через каждые 12 мин. практической работы необходимо проведение организованных перерывов (длительностью 3 мин.); в) для учащихся 6 классов через каждые мин. работы необходимо проведение организованных перерывов; г) для учащихся 7 классов организованные перерывы следует проводить через каждые 20 мин. практической работы школьников На занятиях швейным делом, кулинарией, электротехникой, конструированием для учащихся 5-7 классов рекомендуется следующий режим работы: а) между первым и вторым часами занятий необходимо проведение перемен мин. длительности; б) на занятиях швейным делом в середине каждого часа занятий (45 мин.) необходимо организовать перерывы длительностью 5 мин., во время которых целесообразно проведение физкультпауз, включающих упражнения для плечевого пояса, кистей рук, упражнения для аккомодационного аппарата глаз а) Общественно полезный производительный труд школьников во внеурочное время должен организовываться в дни недели, в учебном расписании которых не было занятий трудом. б) Начало занятий общественно полезным производительным трудом должно быть не менее чем через 1 час после окончания занятий школьников 5-7 классов по расписанию. Это время отводится на обед и отдых учащихся. 2. Организация условий внешней среды на занятиях трудом 2.1. Занятия трудом для учащихся 1-7 классов должны проводиться только в учебных классах, учебных мастерских или кабинетах обслуживающего труда, в которых оборудование, освещение и воздушно-тепловой режим соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям При организации трудового обучения школьников 5-7 классов по программе «Технический труд» следует руководствоваться «Типовым положением об учебных мастерских общеобразовательной школы», Минпрос СССР, от N При организации трудового обучения школьников 5-7 классов по программе «Обслуживающий труд» следует руководствоваться «Рекомендациями об организации кабинета обслуживающего труда общеобразовательной школы» (Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от N 07-ЗИ/7).

5 2.4. Согласно Типовому положению об учебных мастерских в общеобразовательных школах с числом классов-комплектов 20 и более создаются 2 мастерские — по обработке металла и по обработке дерева. В школах, имеющих меньше 20 классов-комплектов, — одна мастерская. Кабинет обслуживающего труда создается в каждой средней школе Учебные классы, мастерские и кабинеты обслуживающего труда оснащаются оборудованием и пособиями в соответствии с «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», Минпрос СССР, от N 114. В мастерских оборудуются рабочие места для учащихся индивидуального и общего пользования и рабочее место учителя В слесарных мастерских верстаки располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева. Целесообразно расставлять верстаки в 4 ряда по 4 верстака в каждом ряду с расстоянием между рядами 1 м. При наличии двухместных верстаков они располагаются в 2 ряда с расстоянием между ними 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 90 см друг от друга (расстояние между осями тисков). Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой см Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте, обязательно оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением В столярной мастерской верстаки расставляются либо под углом 45 град. к окну, либо в три ряда перпендикулярно к светонесущей стене. Расстояние между верстаками должно быть не меньше 80 см в передне-заднем направлении Высота верстаков должна соответствовать росту школьников. Для определения необходимой высоты столярного верстака учащийся становится боком к торцовой части верстака, свободно опускает руку и кладет ладонь на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе, значит высота верстака правильная. Для определения необходимой высоты слесарного верстака учащийся становится лицом к тискам, согнутую в локте правую руку кладет на губки тисков, при этом выпрямленные пальцы должны касаться подбородка Для кабинета обслуживающего труда целесообразно выделить два помещения (для занятий кулинарией и швейным делом). Если выделено одно помещение, в нем рекомендуется отвести отдельно место под оборудование для кулинарных работ (20-25% площади) и отдельно — для работ с тканью. В кабинете оборудуются рабочие места индивидуального и общего пользования Рабочие места индивидуального пользования (двухместные столы со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала и стулья с изменяющейся высотой сиденья) оснащаются комплектом соответствующих инструментов. Рабочие места общего пользования — швейные машины, гладильные доски, примерочная, электрические, газовые плиты, рабочие и обеденные столы, мойки Размещение оборудования и мебели в кабинетах должно обеспечивать возможность контроля за работой всех учащихся. Швейные машины устанавливают вдоль окон в один-два ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди. Гладильные доски располагают в непосредственной близости от рабочего места учителя. В зоне, в которой размещается оборудование для кулинарных работ, устанавливают электрические (газовые) плиты, две мойки, рабочие столы, шкафы.

Читайте так же:  Отчетность за сегментами

6 2.13. В классных комнатах, кабинетах обслуживающего труда, в учебных помещениях для занятий электротехникой и конструированием устанавливаются ученические столы и стулья с постоянными или с регулируемыми параметрами (ГОСТы N и ). А — для уч-ся, имеющих рост до 130 см. Б — для уч-ся, имеющих рост от 131 до 145 см. В — для уч-ся, имеющих рост от 146 до 160 см. Г — для уч-ся, имеющих рост от 161 до 175 см. Д — для уч-ся, имеющих рост свыше 175 см. В учебных комнатах для занятий в 1-4-х классах устанавливается оборудование трех размеров (А, Б и В) Организация рабочих мест учащихся при трудовом обучении должна обеспечивать соблюдение школьниками правильной рабочей позы при любом виде труда. Высота рабочих мест должна соответствовать росту учащихся. С этой целью они должны быть оснащены оборудованием с изменяющейся высотой или подставками для ног (высотой 5, 10, 15 см). Рабочее место должно быть закреплено за учащимися с начала учебного года. Освещение, отопление и вентиляция учебных мастерских и кабинетов обслуживающего труда должны соответствовать гигиеническим нормам в соответствии с «Правилами техники безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных кабинетов, цехов предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся». Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают в себя достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блескости на рабочих поверхностях Уровень естественной освещенности (КЕО) на рабочих поверхностях должен быть не менее 1,5% Уровень искусственного освещения на рабочих поверхностях: а) в мастерских по обработке дерева и металла, в кабинетах домоводства должен быть не менее 300 лк; б) в классных комнатах для занятий ручным трудом и в швейных мастерских на рабочих поверхностях минимальная освещенность — не менее 500 лк а) В средней климатической зоне оптимальная температура в учебных помещениях должна быть в пределах град. C. б) В столярных мастерских температура воздуха должна составлять град. C. в) В слесарных мастерских град. C Влажность воздуха в учебных мастерских и кабинетах обслуживающего труда должна быть в пределах 40-50% а) Для работы в столярных мастерских учащихся 5-х классов рекомендуется использовать заготовки из сосны и многослойной фанеры.

7 б) Для учащихся 6-7-х классов кроме этого можно использовать заготовки из древесно-стружечной плиты (ДСП). в) Для работы в слесарных мастерских учащиеся 5-6 кл. могут использовать сталь толщиной 0,5 мм, учащиеся 7 кл. — сталь толщиной 0,5 и 1 мм. г) Для работы в швейных мастерских учащиеся не должны использовать ткани, имеющие формальдегидосодержащие пропитки Инструменты, используемые при трудовом обучении, должны соответствовать возрасту школьников (Приложение 1) К занятиям в мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний для занятий трудом. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала школы Все предусмотренные программой работы в школьных мастерских должны выполняться в строгом соответствии с «Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных, учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных кабинетов, цехов и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся» (1971 г.) Все работы в мастерских и кабинетах обслуживающего труда выполняются в спецодежде (халат и берет, фартуки и косынки). Эффективной мерой защиты от глазного травматизма являются защитные очки. В каждой мастерской обязательно должен быть набор защитных очков соответствующих размеров с учетом возраста детей. Важным средством профилактики травматизма при работе в школьных мастерских является инструктаж преподавателя по труду перед началом работы школьников в мастерских и при каждом новом виде работы. Медицинский персонал школ проводит контроль за своевременностью и правильностью инструктажа В мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники с щетками, мылом и электрополотенцем. В мастерских размещаются ящики для деревянной и металлической стружки (отдельно), специальные металлические ящики для обтирочных материалов, урны для мусора и инвентарь для уборки помещений, в кабинетах обслуживающего труда размещаются бачки для мусора и пищевых отходов, инвентарь для уборки помещений. В комплект оборудования мастерских входят носилки и аптечка для оказания первой помощи (Приложение 2 — не приводится). Медицинский персонал школы должен следить за содержанием аптечки и своевременно пополнять ее Подготовку к занятиям инструментов, приспособлений, оборудования, материалов проводит учитель труда. В его обязанности входит забота об охране труда и здоровья учащихся, о выполнении ими правил техники безопасности.

8 Приложение 1 РАЗМЕРЫ НЕКОТОРЫХ СТОЛЯРНЫХ И СЛЕСАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ММ Возраст Возраст уч-ся лет лет уч-ся лет лет Инструменты N 1 N 2 Инструменты N 1 N Пила лучковая Рашпиль длина полотна общая длина шаг зубьев 3,5-4,0 4,0-5,0 Ручка: Стойка пилы: длина высота диаметр наи- 31,5 34 сечение в 28 x x 15 более толстой месте хвата части брюшка Ножовка Клещи столярная общая длина длина полотна длина рычагов шаг зубьев 5,0 5,0 расстояние Ручка (форма между внешни- призмы): ми сторонами длина рычагов в ме- ширина со сте хвата стороны поло- тна Напильники ширина со драчевые и стороны ладо- личные ни ширина боко общая длина вой грани Ручка: Рубанок: длина длина длина наибо- 31,5 34,0 ширина лее толстой Колодка ме- части брюшка таллическая: длина Ножовка ширина слесарная Железка: длина длина полотна ширина Ручка: длина Шерхебель диаметр наи- — 34,0 более толстой Колодка: части брюшка длина ширина Молоток Железка: слесарный длина ширина масса 300 г 400 г длина Молоток сечение ручки 26 x x 22 столярный в месте хвата масса 200 г 300 г Ножницы по сечение ручки 26 x x 22 металлу в месте хвата длина режущей 60 части

Санитарно-гигиенические требования к кабинету технологии

Учебно-Материальная База — «Технология»

2.8. Кабинет и мастерские образовательной области
«Технология»

Для образовательной области «Технология» необходимо выделить следующие помещения:

— кабинет художественного труда (1-IV классы);

— мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);

— мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);

— мастерская по обработке ткани;

— мастерская по обработке пищевых продуктов;

— кабинет технической графики.

При наличии площади допускается создание кабинета «Электрорадиотехнология». Допускается организация комбинированных мастерских «мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов», а также «мастерской по обработке конструкционных материалов», в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных рабочих зон по направлениям.

2.8.1. Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области «Технология»

2.8.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».

2.8.1.2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ — по II разряду (работы высокой точности).

В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

2.8.1.3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.

2.8.1.4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.

2.8.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.8.1.6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания — 150 лк; в кабинете технической графики — 400 лк; в

мастерских по технологии швейных работ — 400 лк, на классной доске — 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.

2.8.1.7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.

2.8.1.8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.

2.8.1.9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.

2.8.1.10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 — 21 С, а относительная влажность 60 — 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.

Читайте так же:  Пакет документов для временной регистрации граждан рф

2.8.1.11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

2.8.1.12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.

2.8.1.13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.

2.8.1.14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.

2.8.1.15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).

2.8.1.16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.

2.8.1.17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.

2.8.1.18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.

2.8.1.19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.

2.8.1.20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.

2.8.1.21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.

2.8.1.22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).

2.8.1.23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.8.1.24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.

2.8.1.25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.

2.8.1.26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.

2.8.1.27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать «Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ».

2.8.1.28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.

2.8.1.29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.

2.8.1.30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.

2.8.1.31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.

2.8.1.32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.

2.8.1.33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.

2.8.1.34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.

2.8.1.35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 «Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление» и «Правила технической эксплуатации электроустановок» (ПТЭ).

2.8.1.36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.

2.8.1.37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от пола.

2.8.1.38. Пайка долина осуществляться с применением бескислотных флюсов.

2. 8.2. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»

2.8.2.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом «Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ».

2.8.2.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению — 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м — для комбинированной мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования». Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области «Технология» должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических норм.

2.8.2.3. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 куб.м. Высота помещений — не менее 3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.

2.8.2.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.

2.8.2.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.

2.8.2.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода’ один -в коридоре, другой — в мастерскую.

2.8.2.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 кв.м, а кладовая для хранения сырья и готовой продукции — от 12 до 16 кв.м в зависимости от вместимости классов-комплектов.

2.8.2.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.

2.8.2.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

2.8.2.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.

2.8.2.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: «кухня-лаборатория» и зона для теоретической подготовки.

2.8.2.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие места бригады.

2.8.2.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.

2.8.2.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 кв.м.

2.8.2.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.

2.8.2.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 кв.м в зависимости от типа школы.

2.8.2.17. При площади кабинета технической графики менее 60 кв.м должно быть и лаборантское помещение.

2.8.2.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации кабинета.

2.8.2.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.

2.8.2.20. Расстояние между столами в ряду — 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения — 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены — около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски — 8,6 м.

2.8.2.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

2.8.2.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор типа «Кульман».

2.8.2.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.

2.8.2.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

2. 8.3. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области «Технология»

2.8. 3.1. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология» должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.

2.8.3.2. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология» должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся — для 5-9 классов и 25 обучающихся — для 1-4 классов):

— столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»;

— столы ученические для кабинета художественного труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;

— одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической графики;

— универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;

— стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);

— верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);

— подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),

— шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);

— доски классные (ГОСТ 20064-86);

— гладильные столы или доски.

2.8.3.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.

2.8.3.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.

В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп мебели — NN 4,5.

2.8.3.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.

2.8.3.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.

2.8.3.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.

2.8.4. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

2.8.4.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.

Читайте так же:  В какой срок издается приказ о приеме на работу

2.8.4.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.

2.8.4.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.

2.8.4.4. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

2.8.4.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования — верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

2.8.4.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.

2.8.4.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.

2.8.4.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

2.8.4.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.

2.8.4.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электрорадиотехнических работ.

2.8.4.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.

2.8.4.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

2.8.4.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим приводом.

2.8.4.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.

2.8.4.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.

2.8.4.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина — 2400) и стол учителя со стулом.

2.8.4.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.

2.8.4.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и стулом.

2.8.4.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 — 6 шт., N 5 — 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.

2.8.4.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и простые карандаши.

2.8.5. Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области «Технология» проекционной аппаратурой и приспособлениями.

2.8.5.1. В кабинетах и мастерских должны быть размещены следующая аппаратура:

— цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см;

— компьютер для работы учителя и обучающихся;

2.8.5.2. Для получения оптимального размера изображения проекционная аппаратура должна быть размещена на передвижных тележках.

2.8.5.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей должен быть экран с регулируемым углом наклона.

2.8.5.4. В кабинетах и мастерских должно быть приспособление для зашторивания окон для работы с проекционной аппаратурой (на одно окно и на все окна).

2.8.5.5. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна — у классной доски, другая — на противоположной от доски стене кабинета, третья — на стене, противоположной окнам.

2.8.5.6.При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 — 1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.

2.8.5.7. Расположение телевизора должно быть таким, чтобы обеспечивалась оптимальная зона просмотра телевизора и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола или подиума должна быть в пределах 1,2 — 1,3 м.

2. 8. 6. Требования к оснащению кабинетов и мастерских образовательной области «Технология» учебным, оборудованием, и необходимой документацией

2.8.6.1. Состав учебного оборудования в кабинетах и мастерских образовательной области «Технология» рекомендуется определять по действующими «Перечням учебного оборудования по образовательной области «Технология» для общеобразовательных учреждений России», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.

2.8.6.2. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

2.8.6.3. Оборудование, не предусмотренное «Перечнями», в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.

2.8.6.4. В кабинете и мастерских образовательной области «Технология» должны быть инструменты и материалы, предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления средств обучения силами обучающихся (ножницы, клей, бумага, тушь, фломастеры, фолии и пр.).

2.8.6.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

2.8.6.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.

2.8.7. Требования к размещению и хранению оборудования

2.8.7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

— сохранность средств обучения;

— постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

— быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования — по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

2872 Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.

2.8.7.3. Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние — с остекленными, антресольные верхние — с глухими дверками.

2.8.7.4. На книжных полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы, диапозитивы, аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов должны быть глухими.

2.8.7.5. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те же номера, что и на коробочках диафильмов.

2.8.7.6. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.

2.8.7.7. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных отдельно.

2.8.7.8. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.

2.8.7.9. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.

2.8.7.10. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами разного диаметра.

2. 8.8. Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских

2.8.8.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания предмета.

2.8.8.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.

2.8.8.3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.

2.8.8.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции.

2.8.8.5. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют по боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.

2.8.8.6. В кабинетах и мастерских должны быть постоянно действующие выставки изделий, изготовленных обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.