Приказ пдн мвд рф

05.07.2018 Выкл. Автор admin

Действующая редакция

V. Организация деятельности ПДН по общей профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

23. Должностные лица ПДН в целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению:

23.1. Анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних на территории, обслуживаемой горрайлинорганом, за отчетный период и ряд лет, а при необходимости — по отдельным направлениям в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, готовят аналитические материалы для информирования о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

23.2. Изучают выступления средств массовой информации, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций, письма и заявления граждан, а также другие материалы, содержащие информацию, необходимую для организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

23.3. Принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации по вопросам:

23.3.1. Совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

23.3.2. Устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей.

23.3.3. Организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних.

23.4. Участвуют в разработке и проведении целевых профилактических рейдов и операций.

23.5. Осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории.

При этом особое внимание уделяют организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений и специальных учебно — воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют в разработке совместных планов горрайоргана и администрации указанных учреждений на полугодие или год по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебно — воспитательных учреждений закрытого типа. Собирают и обобщают информационно — статистические материалы на образовательные учреждения (учебно — воспитательные учреждения открытого типа) (приложение 5).

23.6. Оказывают содействие:

23.6.1. Администрации образовательных учреждений — в организации правовой пропаганды.

23.6.2. Органам опеки и попечительства — в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

23.6.3. Подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Государственной противопожарной службы МВД России — в проводимой ими работе по предупреждению детского дорожно — транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем.

23.7. Незамедлительно информируют:

23.7.1. Орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних.

23.7.2. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления , — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

23.7.3. Орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

23.7.4. Орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении.

23.7.5. Орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

23.7.6. Орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ — интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях.

23.7.7. Орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

23.8. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

23.9. Проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел .

При этом не должна использоваться в публикациях и выступлениях, а также разглашаться иными способами информация, если она содержит данные предварительного следствия, а также сведения, разглашение которых нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.

23.10. Принимают меры к использованию в деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних возможностей общественных объединений и религиозных организаций.

23.11. Проводят работу по подбору и оформлению в установленном порядке внештатных сотрудников милиции, оказывающих содействие ПДН, осуществляют руководство их деятельностью.

23.12. Должностные лица ПДН в целях предупреждения групповых правонарушений:

23.12.1. Выявляют во время проведения профилактических мероприятий:

23.12.1.1. Принадлежность подростков — правонарушителей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации.

23.12.1.2. Лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

23.12.2. Разъясняют несовершеннолетним, входящим в группы, указанные в подпункте 23.12.1.1, их родителям или законным представителям требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих ответственность за противоправные деяния, особенно групповые и повторные.

23.12.3. Организуют, в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков, личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используют возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

23.12.4. Принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров.

23.12.5. Вносят предложения лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, судье о рассмотрении возможности изменения мер пресечения в отношении активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления.

23.12.6. Участвуют в подготовке материалов для направления активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления, в специальные учебно — воспитательные учреждения закрытого типа.

23.12.7. Вносят в уголовно — исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к активным участникам антиобщественных групп, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и совершившим правонарушения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

23.12.8. Незамедлительно докладывают начальнику горрайлиноргана о выявлении лиц и сведений, представляющих оперативный интерес, для принятия к правонарушителям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и использования этой информации при организации работы по предупреждению, раскрытию преступлений и пресечению случаев отрицательного влияния на несовершеннолетних.

23.12.9. Вносят руководству горрайлиноргана предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, об изменении планов комплексного использования сил и средств по охране общественного порядка, проведения рейдов и других мероприятий с участием сотрудников подразделений горрайлиноргана, иных государственных органов, общественных объединений, в том числе в местах концентрации групп несовершеннолетних.

23.12.10. Ведут наблюдательные дела на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью (приложение 6).

23.13. Должностные лица ПДН в целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних:

23.13.1. Участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов.

23.13.2. Устанавливают с помощью сотрудников других подразделений горрайлиноргана обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

23.13.3. Информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

23.13.4. Анализируют состояние работы по предупреждению систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на обслуживаемой территории, используют материалы, указанные в подпункте 23.13.2 настоящей Инструкции, для организации профилактических мероприятий, подготовки информаций в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

24. Должностные лица ПДН органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте наряду с выполнением функций, изложенных в пункте 23 настоящей Инструкции:

24.1. Осуществляют меры по выявлению на объектах транспорта безнадзорных детей, передают их родителям или лицам, их заменяющим, либо направляют в установленном порядке в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, информируя об этом горрайорганы по месту жительства несовершеннолетних.

24.2. Анализируют причины совершения несовершеннолетними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, несчастные случаи с подростками, направляют по таким вопросам в заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и общественные объединения информации с предложениями по устранению выявленных причин и условий.

24.3. Разрабатывают мероприятия по профилактике детского травматизма, правонарушений и иных деяний, угрожающих безопасному движению поездов.

24.4. Взаимодействуют в решении перечисленных задач с поездными бригадами, резервами проводников, службами пути, сигнализации и связи, другими службами транспорта, связанными с обслуживанием пассажиров, организацией и обеспечением движения транспортных средств.

24.5. Оказывают содействие ПДН горрайорганов в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в населенных пунктах и жилых массивах, непосредственно прилегающих к объектам транспорта. Осуществление этих мер в случае необходимости производится по совместному плану, утвержденному руководителями горрайлинорганов.

25. В ПДН ведется журнал учета профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность ПДН по выполнению требований, содержащихся в подпунктах 2.8, 23.4, 23.7 — 23.11 настоящей Инструкции, проведение профилактических рейдов и операций, других профилактических мероприятий, а также проведение индивидуально — профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете ПДН.

Приказ пдн мвд рф

Ключевые слова: ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ; ПОЛНОМОЧИЯ ПДН; ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПДН; JUVENILE INSPECTOR; POWERS OF THE DEPARTMENT FOR JUVENILE AFFAIRS; BODIES OF INTERNAL AFFAIRS; THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF THE UNIT FOR JUVENILE AFFAIRS.

В связи с перманентным реформированием органов внутренних дел непрерывно актуализируются проблемы совершенствования деятельности каждого подразделения МВД России в отдельности. Особое внимание в последнее время и со стороны руководства страны, и со стороны представителей гражданского общества привлечено к деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. Это и не удивительно, учитывая тот факт, что 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства [1].

Проанализировав нормативно-правовые акты, регламентирующие права и обязанности инспектора ПДН, можно выделить следующие основные виды его полномочий:
— полномочия по осуществлению административной деятельности;
— полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях;
— уголовно-процессуальные полномочия;
— организационные полномочия.

Первая разновидность полномочий включает в себя деятельность инспектора ПДН:
— по предупреждению детской безнадзорности, беспризорности, правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, а также противоправных деяний, совершаемых в отношении последних;
— по организации индивидуально-профилактической работы с категориями подростков, перечисленными в пункте 2.1.1 Инструкции по организации деятельности ПДН ОВД РФ (далее – Инструкция) [2];
— по организации индивидуально-профилактической работы с родителями (законными представителями) при неисполнении ими своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо если они отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними;
— по организации индивидуально-профилактической работы с иными категориями граждан при наличии необходимости осуществления профилактики совершения последними противоправных деяний либо в целях оказания социальной помощи и (или) реабилитации лиц, не достигших совершеннолетия;
— по выявлению лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение противоправных или антиобщественных деяний;
— по выявлению лиц, совершающих в отношение детей и подростков противоправные действия (бездействие), а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних и должностных лиц, которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия;
— по выявлению детей и подростков, объявленных в розыск, а также лиц, не достигших совершеннолетия, нуждающихся в помощи государства;
— по рассмотрению в установленном законом порядке сообщений и заявлений об административных правонарушениях лиц, не достигших совершеннолетия, общественно опасных деяниях лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями (законными представителями) либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия;
— по подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения лиц, не достигших совершеннолетия, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
— по участию в подготовке материалов, которые необходимы для внесения в суд предложений о применении к лицам, не достигшим совершеннолетия, их родителям (законным представителям) мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ или региональными законодательствами;
— по внесению в уголовно-исполнительные инспекции ФСИН предложений о применении к лицам, не достигшим совершеннолетия, контроль за поведением которых осуществляют упомянутые инспекции, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ или региональными законодательствами;
— по своевременному информированию заинтересованных органов и учреждений о безнадзорности, противоправных и антиобщественных действиях лиц, не достигших совершеннолетия, о причинах и условиях, которые этому способствовали;
— по внесению в соответствующие органы и учреждения предложений об устранении причин и условий, которые способствовали противоправным и антиобщественным действиям лиц, не достигших совершеннолетия;
— по учету противоправных и антиобщественных деяний, совершивших их детей и подростков, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия, или отрицательно влияющих на поведение последних либо жестоко с ними обращающихся;
— по обеспечению в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия;
— по анализу состояния оперативной обстановки на обслуживаемой территории по линии несовершеннолетних;
— по выявлению лиц, не достигших совершеннолетия, которые допускают употребление спиртных напитков, немедицинское потребление наркотических средств, мест их концентрации, мест возможного сбыта, потребления и приобретения наркотических средств и психотропных веществ, а также лиц, вовлекающих детей и подростков в потребление таких средств и веществ;
— по выявлению в период проведения профилактических мероприятий принадлежности лиц, не достигших совершеннолетия, к группам антиобщественного и экстремистского характера, лидеров и активных участников таких групп, мест их концентрации, а также лиц, вовлекающих детей и
подростков в совершение противоправных и антиобщественных деяний;
— по проведению встреч с населением, которое проживает на обслуживаемой территории, выступлению в СМИ и образовательных учреждениях по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия, по формированию положительного общественного мнения о деятельности полиции.

Читайте так же:  Материнский капитал размер в 2019 году

Полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях определены ст. 28.3. КоАП РФ и п. 3.5 Приказа МВД России от 05.05.2012 г. №403 [4].

К ним, в частности, относятся полномочия:
— по возбуждению производства по делу об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего совершеннолетия либо его родителя (законного представителя), виновных в совершении противоправного деяния;
— по применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, закрепленных в главе 27 КоАП РФ;
— по получению объяснений от лиц, не достигших совершеннолетия, их родителей (законных представителей), а также иных лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении несовершеннолетнего;
— по удалению несовершеннолетнего лица, в отношение которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, на период рассмотрения обстоятельств указанного дела, обсуждение которых способно оказать отрицательное влияние на подростка.

Инспектор по делам несовершеннолетних в связи с осуществлением производства по делу об административном правонарушении обязан:
— уведомить родителей (законных представителей) об административном задержании лица, не достигшего совершеннолетия (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ, п. 8 ст. 14 ФЗ «О полиции») [5];
— при опросе свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обеспечить присутствие психолога или педагога, а при необходимости – пригласить его законного представителя;
— вручить под расписку лицу, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ), а также протоколов о применении тех или иных мер обеспечения производства по делу.

Уголовно-процессуальные полномочия инспектора ПДН также весьма обширны. В пределах своей компетенции и в соответствии с нормами, закрепленными в ст.ст. 38-41 УПК РФ [6], он исполняет поручения руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя о производстве отдельных следственных действий, а также осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, после чего представляет инициатору поручения акт обследования семейно-бытовых условий жизни лица, не достигшего совершеннолетия, характеристику с места его работы или учебы, а также справку, в которой отражаются перечисленные в п.п. 2.16.1-2.16.8 Инструкции сведения (данные о личности подростка, когда и какие противоправные деяния совершал, с кем и где проводит досуг, отношение к работе, учебе, данные о лицах, которые отрицательным образом влияют на поведение лица, не достигшего совершеннолетия, об отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетнего к его обучению, воспитанию или содержанию и прочее).

Помимо этого, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних осуществляют взаимодействие с должностными лицами органов предварительного расследования для установления факта причастности подростка к совершению преступления либо в целях недопущения совершения преступления лицом, не достигшим совершеннолетия.

По письменному поручению должностных лиц органов предварительного расследования сотрудники ПДН оказывают содействие в приглашении педагога для участия в проводимых с несовершеннолетним следственных действиях.

В рамках организационных полномочий инспекторы по делам несовершеннолетних:
— занимаются изучением специфики обслуживаемой территории;
— взаимодействуют с другими субъектами, которые занимаются обучением и воспитанием лиц, не достигших совершеннолетия, защитой их прав и законных интересов, а также субъектами, организующими культурно-просветительскую, спортивную и прочую работу с детьми и подростками;
— ежемесячно анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории;
— участвуют в анализе причин совершения лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, правонарушений;
— изучают соответствующие материалы, размещённые в средствах массовой информации и сети «Интернет»;
— участвуют в подготовке обзорной информации и конструктивных предложений в органы государственной власти и органы МСУ;
— участвуют в организации и проведении целевых мероприятий профилактического характера, в том числе во взаимодействии с учреждениями и органами системы профилактики, которые расположены на закрепленной территории;
— оказывают содействие руководству образовательных учреждений в организации и проведении юридической пропаганды;
— оказывают содействие органам опеки и попечительства в выявлении лиц, не достигших совершеннолетия, оставшихся без попечения родителей;
— оказывают содействие подразделениям ГИБДД МВД России в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
— обеспечивают взаимообмен информацией с другими субъектами профилактики.

Подводя итог сказанному, хотелось особо отметить, что деятельность инспектора по делам несовершеннолетних многопланова и многофункциональна, а, значит, требует особого подхода к подготовке будущих специалистов соответствующего профиля.

Пути совершенствования деятельности ПДН территориального органа МВД России на районном уровне

Дипломная работа по предмету : «Административная деятельность ОВД»

Глава 1. История развития и структура подразделений по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне. 6

§1. История становления и развития подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации. 6

§2. Нормативно-правовое регулирование и состав подразделений по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне. 10

Глава 2. Компетенция подразделений по делам несовершеннолетних территориального органа мвд России на районном уровне. 15

§1. Полномочия подразделений по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне и их должностных лиц. 15

§2. Организация работы подразделений по делам несовершеннолетних территориального органа мвд России на районном уровне. 20

Глава 3. Направления совершенствования работы подразделений по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне 30

§1. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности подразделений. 30

§2. Пути совершенствования организации и работы подразделений по делам несовершеннолетних территориального органа мвд России на районном уровне. 35

Список использованных источников и литературы. 44

Список использованных источников и литературы
1. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. №7–ФКЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Ген. ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. Ст. 21 // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 нояб. 1985 г. // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Вып. XLVI.

4. Конвенция о правах ребенка: одобр. Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября. 1989 г. Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559–1. // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Вып. XLVI.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 года. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. (в ред. от 06.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3802.

7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

8. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ (в ред. от 08.03.2015 г.) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 17. — Ст. 1643.

9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. 03.07.2016 г.) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

10. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. 20.09.2016 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 10. — Ст. 1334.

11. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 г. N 995 (в ред. 10.09.2015 г.) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — №45. — Ст. 5829.

12. Приказ Минздрава РФ № 414, МВД РФ № 633 от 20 августа 2003 г. «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел» // Российская газета. — 2003. — 24 сентября.

13. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 20.01.2016 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // СПС КонсультантПлюс.

14. Приказ МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 (в ред. от 02.06.2014 г.) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 28.

15. Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. 2013. 27 марта.

16. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2014. — №11.

17. Приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» // Российская газета. — 2012. — 17 декабря.

18. Приказ МВД России от 19 января 2015 г. №31 ДСП «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов»

19. Закон г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 (в ред. от 07.05.2014 г.) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. — 1999. — №7.

2. Научная и учебная литература

20. Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект). — Саратов: Изд–во ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права, 2005. — 312с.

21. Беженцев А.А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 255с.

22. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учеб. пособие. — М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2012. — 296 с.

Читайте так же:  Представлению мировое соглашение

23. Букалерова, Л.А. Принципы и нормы международного права в законодательстве Российской Федерации об опеке и попечительстве // Ежегодник российского образовательного законодательства. –2012. – №7. – С. 152–175.

24. Васильев Ф.П., Мельников А.В. Совершенствование деятельности территориальных органов МВД России районного Уровня // Труды академии управления МВД России. – 2014. — №1. — С. 46-51.

25. Галикеева Л.А. Роль органов внутренних дел (полиции) в профилактической безнадзорности и предупреждении правонарушений несовершеннолетних // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2013. — №1. — С. 67-70.

26. Демидов Ю.Н., Васильев Ф.П., Кубышко В.Л., Свинарев В.В., Герасимов В.Н. Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних: учеб. пособие. – Чебоксары: Новое Время, 2014. – 592 с.

27. Демчук Д.В. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как органы исполнительной власти // Очерки новейшей камералистики. – 2012. — №1. — С. 14-16.

28. Дорошенко, О. М. Административная деликтность несовершеннолетних и роль полиции в противодействии ей // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 1. – С. 43–47.

29. Ережипалиев Д. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. – 2014. — №5. — С. 54-57.

30. Жидконожкина О.Н. Организация работы с несовершеннолетними правонарушителями, доставленными в территориальные органы внутренних дел // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних: сборник материалов межведомственного круглого стола. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2013. — С. 41-47.

31. Калашников О.Д. Проблема предупреждения преступности несовершеннолетних — актуальная задача науки криминологии и практической деятельности сотрудников органов внутренних дел // Уголовное право и современность: Сборник статей. — М.: Юрист, НИУ ВШЭ, 2012, Вып. 4 Т. 1. — С. 262-265.

32. Лихих К. Правовое положение органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними // Моя законотворческая инициатива: сборник научных трудов. — Липецк: ООО «Принт Мастер», 2013. — С. 38-40.

33. Макаров А.А. Правовое положение территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне // Полицейская деятельность. – 2014. — №1. — С. 40-50.

34. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации. — М.: Республиканский информационно–издатель­ский центр, 2010. — 228с.

35. Саетгареева А.А. Проблемы, возникающие при помещении подростков в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел // Проблемы права. – 2012. — №1. — С. 183-187.

36. Ситникова Ю. Б. Прокурорский надзор за исполнением органами и учреждениями системы профилактики законодательства о защите детей от жестокого обращения в семьях // Прокурор. – 2012. – № 4. – С. 43–46.

37. Худицкая Ю.П. Нейтрализация противодействия на предварительном этапе работы сотрудников органов внутренних дел по сообщениям о преступлениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ): теория и // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. — №3. — С. 167-172.

38. Шиенкова А.С. К вопросу совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и выявления правонарушений несовершеннолетних // Соблюдение прав человека и гражданина в деятельности сотрудников органов внутренних дел: сборник материалов Всероссийской заочной конференции с международным участием, 22 ноября 2013 г.. — Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2014. — С. 241-244.

3. Материалы правоприменительной практики

39. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2005. — №6.

40. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2001. — №4.

§ 1. Основные направления деятельности отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

§ 1. Основные направления деятельности отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Следует признать, что к настоящему моменту основной центр тяжести профилактической работы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних сместился в сторону органов внутренних дел, поскольку они и подразделения по делам несовершеннолетних в частности, являются замыкающим звеном в длинной цепи субъектов государственной профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия. Таким образом, роль подразделений полиции заключается, с одной стороны, в смягчении тех последствий, которые вызваны неэффективностью превентивной работы других субъектов на более ранних этапах профилактики, а с другой стороны, в осуществлении профилактических мероприятий непосредственно с несовершеннолетними лицами, поведение которых приобрело крайние формы девиации. В связи с этим у сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних больше специальных полномочий, определяемых Федеральным законом «О полиции»[106] и иными законодательными актами, чем у работников иных учреждений, занимающихся проблемами противоправного поведения и административных правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с действующим российским законодательством современная система профилактики правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия, может быть представлена тремя уровнями подразделений МВД России:

• первый уровень – подразделения по делам несовершеннолетних Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России;

• второй уровень – подразделения по делам несовершеннолетних аппаратов Министерств внутренних дел, Главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, Управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте МВД России;

• третий уровень – подразделения по делам несовершеннолетних городских, районных органов внутренних дел, линейных органов внутренних дел на транспорте.

Финансирование подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних осуществляется за счет средств федерального бюджета. Подразделения по делам несовершеннолетних, как правило, располагаются в зданиях горрайлиноргана внутренних дел. Помещения по делам несовершеннолетних должны быть изолированными от помещений других подразделений, отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам, по-возможности иметь отдельный вход в здание горрайлиноргана.

При нахождении помещения подразделения по делам несовершеннолетних вне здания горрайлиноргана оно должно: быть изолированным от других помещений; иметь двери с запорами (замками): по-возможности наружную – дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю, решетчатую металлическую; иметь на оконных проемах металлические решетки; иметь охранную сигнализацию.

При рассмотрении вопроса о выделении подразделению по делам несовершеннолетних служебного помещения учитывается возможность размещения в нем доставленных беспризорных или безнадзорных несовершеннолетних до помещения их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Распределение сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних на территории горрайлиноргана осуществляется по зональному принципу. Размеры и границы обслуживаемых ими зон определяются начальником горрайлиноргана с учетом оперативной обстановки и численности инспекторов. При этом:

– в территориальных органах внутренних дел численность населения в возрасте до восемнадцати лет, проживающих на участке, обслуживаемом инспектором по делам несовершеннолетних, не должна превышать четырех-пяти тысяч человек;

– в органах внутренних дел на транспорте размеры участков (зон) обслуживания зависят от количества станций, портов, пристаней и других факторов;

– штатная единица школьного инспектора полиции закрепляется за средним образовательным учреждением численностью не менее пятисот учащихся с учетом оперативной обстановки на территории муниципального образования;

– семейный инспектор полиции обслуживает, как правило, всю территорию горрайоргана внутренних дел, работая при этом только с наиболее неблагополучными семьями, где родители отрицательно влияют на детей.

Закрепление инспектора по делам несовершеннолетних за обслуживаемой территорией и освобождение его от выполнения обязанностей осуществляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория. В зависимости от оперативной обстановки начальник органа внутренних дел может уменьшить или увеличить размеры обслуживаемой территории.

Ключевые моменты по основам организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних регламентируются основным ведомственным нормативно-правовым актом по работе отделов по делам несовершеннолетних – приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел». В подразделении по делам несовершеннолетних ведется журнал учета профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность инспекторов по проведению профилактических рейдов и операций, других мероприятий, а также проведение индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

Осуществляя общую превенцию правонарушений несовершеннолетних, сотрудники подразделений собирают, обобщают, анализируют информацию о состоянии борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на обслуживаемой территории; прогнозируют тенденции распространения негативных факторов, влияющих на состояние профилактики правонарушений несовершеннолетних; разрабатывают с учетом складывающейся обстановки планы мероприятий и вносят на их основе в государственные и общественные организации предложения о совершенствовании профилактической деятельности заинтересованных ведомств.

Выявление несовершеннолетних правонарушителей и лиц, отрицательно влияющих на них, начинается прежде всего с ежедневного просмотра сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних: книги доставленных в дежурную часть органа внутренних дел; суточной сводки о совершенных преступлениях и задержанных лицах; книги учета сообщений о происшествиях.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы инспекторами по делам несовершеннолетних в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», если они зафиксированы в следующих документах:

– заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– приговоре, определении или постановлении суда;

– постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

– заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;

– документах, определенных законодательством как основания для помещения подростков в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие административные и иные правонарушения, могут быть доставлены в дежурную часть горрайоргана или в служебные помещения подразделений по делам несовершеннолетних на срок не более трех часов. Разбирательство проводит должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних, а в его отсутствие – оперативный дежурный по органу внутренних дел. При доставлении устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родных или законных представителях, условиях воспитания, обучения, в необходимых случаях оформляются материалы для привлечения к административной или уголовной ответственности. О задержании лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, в обязательном порядке уведомляются его родители или заменяющие их лица. После разбирательства несовершеннолетнего передают в установленном порядке родителям или законным представителям, о чем делается отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел.

Инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел ведут два основных вида учета: учетно-профилактические карточки (УПК); и учетно-профилактические дела (УПД).

Разрешение о постановке на учет в отделе по делам несовершеннолетних выявленного несовершеннолетнего правонарушителя дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем.

На учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся несовершеннолетние:

употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

– совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания;

– совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо совершившие антиобщественные действия;

– освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

– не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

– не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

– обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

Учетно-профилактические карточки заполняются инспекторами по делам несовершеннолетних также на родителей, отрицательно влияющих на детей.

На учет с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние:

условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;

– освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;

– получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

– осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

– осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам, не связанным с лишением свободы[107].

Кроме того, в целях предупреждения групповых правонарушений может быть заведено одно наблюдательное дело на группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью тем инспектором по делам несовершеннолетних, в зоне обслуживания которого проживает большинство ее участников либо лидер группы.

Лица, поставленные на учет с заведением учетно-профилактических карточек и дел, регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Инспектора по делам несовершеннолетних о постановке на учет извещают образовательные учреждения, где они учатся, либо предприятия и учреждения, где работают. Наркологические учреждения оповещаются о несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и другие одурманивающие средства. Помимо этого, два раза в год списки подростков от семнадцати до восемнадцати лет, состоящих на учете, направляются в военные комиссариаты.

Читайте так же:  Приказ по проведению инструктажей по бдд

Учетно-профилактическое дело ведется инспектором по делам несовершеннолетних в течение шести месяцев, по истечении которых срок ведения дела при необходимости продлевается по утвержденному начальником горрайлиноргана или его заместителем постановлению каждый раз на шесть месяцев, но не более чем до достижения лицом восемнадцатилетнего возраста. К этому постановлению в каждом случае приобщается план профилактических мероприятий по предупреждению новых административных и иных правонарушений со стороны подучетного.

К учетно-профилактическим делам, как правило, приобщаются в хронологическом порядке следующие служебные документы:

• постановление о заведении дела;

• документы, содержащие сведения, послужившие основанием для постановки на учет;

• справка об установочных данных несовершеннолетнего;

• акт обследования семейно(жилищно)-бытовых условий;

• план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним;

• лист учета профилактических мероприятий;

• объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, полученные при постановке на учет, а также по фактам совершения подучетным административных и иных правонарушений;

• справка о первичной беседе руководителя горрайоргана с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями;

• лист связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния;

• лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях;

• информация из информационного центра о наличии судимостей;

• материалы, характеризующие подростка (характеристика с места жительства, учебы, работы);

• рапорты участковому уполномоченному полиции и оперативному уполномоченному полиции (о постановке несовершеннолетнего на учет и необходимости проведения с ним комплексной совместной профилактической работы);

• постановление о прекращении ведения учетно-профилактического дела.

Учетно-профилактические дела и учетно-профилактические карточки подлежат прекращению, и несовершеннолетние снимаются с учета в случаях:

– исправления (при этом лица, имеющие диагноз «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении пяти лет с момента воздержания от потребления наркотических и других средств, влекущих одурманивание; лица, потребляющие наркотические, другие средства, влекущие одурманивание, алкоголь, но не имеющие диагноза «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении одного года);

– достижения восемнадцати лет;

– вынесения судом определения об отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;

– истечения испытательного срока при условном осуждении;

– помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

– совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лишению свободы;

– наступления обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений;

– смерти или признания лица умершим, безвестно отсутствующим.

На должностных лиц отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел возложена и обязанность осуществлять первоначальные действия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей. При доставлении таких детей в горрайлинорганы или подразделения по делам несовершеннолетних составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Качество превенции правонарушений несовершеннолетних в крупных городах с развитой транспортной инфраструктурой во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на транспорте с территориальными подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, наряду с выполнением функций, присущих всем сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, призваны:

– осуществлять меры по выявлению на объектах транспорта безнадзорных детей, передаче их родителям или лицам, их заменяющим, либо направлению их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, информируя об этом органы внутренних дел по месту жительства несовершеннолетних;

– комплексно анализировать причины совершения несовершеннолетними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на транспорте, несчастные случаи с подростками, и направлять по таким вопросам в заинтересованные органы и учреждения информацию с предложениями по устранению выявленных причин и условий;

– разрабатывать мероприятия по профилактике детского травматизма, правонарушений и иных деяний, угрожающих безопасной работе транспорта, и взаимодействовать в решении перечисленных задач с работниками транспортных организаций.

Основная часть работы в области предупреждения административных и иных правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет, не исчерпывается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение административных и иных правонарушений несовершеннолетних требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.

Для перспективного развития новых тенденций деятельности подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних целесообразно предложить следующее.

1) С целью оптимизации работы подразделений по делам несовершеннолетних органы полиции комплектовать сотрудниками, которые имеют навыки и опыт работы с детьми; в системе учебных заведений МВД России разработать и внедрить учебную программу подготовки специалистов по данному направлению с профилем «деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

2) Необходимо исключить факты привлечения инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к деятельности, не связанной с их основными функциями. Для этого дополнить главу III Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел[108] «Организация работы ПДН аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) МВД России» дел пунктом следующего содержания: «Принимают меры по исключению случаев привлечения инспекторов отделов по делам несовершеннолетних и школьных инспекторов полиции к деятельности, не связанной с их основными функциями». По выявленным фактам неоднократного привлечения инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к деятельности, не связанной с выполнением возложенных на них обязанностей, проводить служебные проверки с привлечением руководителей, допустивших указанные нарушений к ответственности.

3) Требуется периодически вносить на рассмотрение как в Министерство внутренних дел Российской Федерации, так и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, предусматривающие доведение до установленных нормативов штатной численности инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и увеличения, с учетом возросших объемов работы, количества их помощников из числа внештатных сотрудников полиции.

4) Ежегодно вносить на рассмотрение в Министерство внутренних дел Российской Федерации и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по повышению уровня материально-технического обеспечения и социальной защищенности сотрудников подразделений полиции по делам несовершеннолетних, в том числе по выделению служебных помещений на территории обслуживаемых участков, автотранспортных средств, установке в помещениях стационарной телефонной связи, созданию автоматизированных рабочих мест.

5) Начальникам служб и подразделений полиции, затрагивающих в процессе осуществления профессиональной деятельности вопросы как прав и законных интересов несовершеннолетних, так и правонарушений лиц данной категории, в рамках занятий по служебной подготовке с личным составом рассматривать темы, касающиеся защиты прав, свобод и законных интересов детей и профилактики административных и иных правонарушений несовершеннолетних. Это будет способствовать повышению эффективности взаимодействия всех служб полиции с инспекторами по делам несовершеннолетних. По отработке вопросов указанных тем руководителям следует организовать прием зачетов.

6) Следует периодически проводить с инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел совещания на уровне Министерств внутренних дел, Главных управлений внутренних дел, Управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, с заслушиванием инспекторов, допустивших определенные нарушения в процессе выполнения должностных обязанностей, выступлениями по модернизации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, освещением новейшего законодательства и изучением дискуссионных моментов правоприменительной практики по направлению деятельности.

7) На базе факультетов переподготовки и повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России следует проводить регулярные занятия с инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, другими сотрудниками подразделений полиции по темам, затрагивающим вопросы профилактики правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

8) В целях повышения эффективности согласованного взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи, органами управления здравоохранением, органами службы занятости, прокуратуры и суда необходимо периодически на базе высших учебных заведений МВД России проводить тематические семинары-совещания и конференции с участием работников всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

9) Для минимизации количества латентных правонарушений, совершенных лицами, не достигшими восемнадцати лет, декриминализации ситуации в субъектах Российской Федерации в подростковой среде и усиления связи инспекторов подразделений полиции по делам несовершеннолетних с населением, необходимо обеспечить информирование населения о порядке деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и школьных инспекторов полиции.

10) Необходимо регулярно осуществлять выезды сотрудников Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России, организационно-инспекторских подразделений МВД России, сотрудников аппаратов полиции по охране общественного порядка органов внутренних дел субъектов федерации с целью проверки состояния законности на территории, обслуживаемой инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

11) С целью дальнейшего эффективного внедрения новых форм контроля за деятельностью инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел следует осуществлять на плановой основе совместные с прокуратурой контрольные выезды руководителей горрайорганов внутренних дел на территории, обслуживаемые инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

12) По всем фактам нарушений в организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, ущемления прав и законных интересов несовершеннолетних, ухудшения криминогенной ситуации в образовательном учреждении, изложенным в представлениях прокуроров, качественно проводить служебные проверки, по результатам которых в случае выявления нарушений привлекать к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

13) Для консолидированного информационного и методического сопровождения деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, других специализированных социальных институтов, работающих с подростками, увеличить тираж и организовать распространение по регионам Российской Федерации ежемесячного информационно-методического журнала «Инспектор по делам несовершеннолетних».

14) Разработать и ввести в действие «Кодекс поведения сотрудников органов внутренних дел при работе с несовершеннолетними лицами».

15) Ежегодно проводить конкурс на звание лучшего инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, в процессе которого проверять профессиональные знания по нормативной документации, регламентирующей деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, навыки владения табельным оружием, специальными средствами, боевыми приемами борьбы, анализировать умение инспектора применять имеющиеся навыки в смоделированных нештатных ситуациях.

16) Разработать новейшие методические рекомендации по организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и обеспечить ими территориальные органы внутренних дел.

17) Принять приказ МВД России «О мерах по усилению социальной защиты сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних», в котором установить положение о том, что инспекторам (старшим инспекторам) подразделений по делам несовершеннолетних горрайорганов внутренних дел производится дополнительная выплата за непрерывную службу.

Предупреждение подростковой преступности – это задача всех государственных органов, общественных организаций и объединений, следовательно, органам внутренних дел целесообразно расширять сотрудничество с общественными и благотворительными организациями и иными структурами гражданского общества для перспективного использования их позитивного потенциала в интересах несовершеннолетних, протекции их интересов и законных прав.

Итак, деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних остро нуждается в фундаментальном совершенствовании по целому ряду различных направлений. В частности, в сфере правоприменения материальных и процессуальных норм административного права следует вырабатывать единообразные не противоречащие законодательству подходы, кроме того, требуют определенной коррекции и сами нормы.