Приказ о завершении специальной оценки условий труда 2019 год

01.07.2018 Выкл. Автор admin

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области

«КАРПОГОРСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

от «31» октября 2017 г. № 597-О

О завершении специальной оценки условий труда

в ГБУЗ Архангельской области «Карпогорская ЦРБ»

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в исполнении приказа от 21.09.2017 г. № 496-от « О внесении изменений в приказ главного врача от 20 апреля 2017 года № 213-О «Об утверждении состава комиссии и графика проведения специальной оценки условий труда», на основании данных, представленных организацией, проводившей специальную оценку условий труда (далее – СОУТ)

п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить отчет о проведении СОУТ в ГБУЗ Архангельской области «Карпогорская ЦРБ».
  2. Считать СОУТ, проводившуюся с 20.04.2017 г. по 23 октября 2017 г. завершенной, а комиссию по проведению СОУТ (далее – комиссия) завершившей свою работу.
  3. Предоставить работникам, на рабочих местах которых выявлены вредные условия труда, компенсации согласно класса условий труда в соответствии с Картами СОУТ и Трудовым кодексом РФ (согласно приложения №1).
  4. Документоведу Рогалевой Ю.В. разместить на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводные данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению условий труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
  5. Реализовать перечень мероприятий по улучшению условий труда в срок до 30 апреля 2018 г.
  6. Специалисту по ОТ Заварзиной Н.С. ознакомить работников с результатами СОУТ на их рабочих местах под роспись, в срок до 22 ноября 2017 г.
  7. Начальнику ОК и ПР Манухину А.Н. обеспечить приведение трудовых договоров с работниками и локальных нормативно-правовых актов, устанавливающих размеры компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в соответствии результатам СОУТ.
  8. Специалисту по ОТ Заварзиной Н.С. обеспечить хранение документации по результатам СОУТ. Знакомить вновь принимаемых работников под роспись с картами СОУТ при проведении вводного инструктажа.
  9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Главный врач Л.Ф. Ахмедова

Содержание:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области

«КАРПОГОРСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

ПРОТОКОЛ № 2

заседания комиссии по результатам специальной оценки условий труда

В соответствии с приказом по учреждению от 21.09.2017 г. № 496-от « О внесении изменений в приказ главного врача от 20 апреля 2017 года № 213-О «Об утверждении состава комиссии и графика проведения специальной оценки условий труда», ООО «Альфа-Аттестация»» по условиям договора № 0124200000617002974_90974 от 28.07.2017 провела на 168 (ста шестидесяти восьми) рабочих местах специальную оценку условий труда (далее — СОУТ).

  1. Результаты СОУТ представлены в Отчете о проведении СОУТ, включающем:

— сведения об организации, проводящей СОУТ,

— перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ,

— карты СОУТ работников,

— сводную ведомость результатов проведения СОУТ,

— перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

  1. Отчет о специальной оценки условий труда рассмотрен и утвержден комиссией по проведению СОУТ.
  2. По результатам СОУТ разработан План мероприятий по улучшению условий труда.

Рассмотрев результаты специальной оценки условий труда, комиссия решила:

— считать работу по СОУТ завершенной,

— план мероприятий по улучшению условий труда передать для утверждения главному

— предоставить работникам, на рабочих местах которых выявлены вредные условия труда, компенсации согласно класса условий труда в соответствии с Картами СОУТ и трудовым кодексом РФ (согласно приложения № 1).

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

______________________ ______Ахмедова Л.Ф. _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

______________________ _____ Тушина С.Б. _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

______________________ Олейникова М.В. _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

______________________ Манухин А.Н. _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

______________________ Забродская Г.Н. _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

_____________________ _______Заварзина Н.С.________ _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

______________________ Нетесова А.Г. _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

______________________ ________Аверина А.А. ______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

______________________ ________Тараканова Е.Е. ____ _______________

Приказ о завершении специальной оценки условий труда

Условия труда в организациях должны соответствовать определенным нормативам. Для того чтобы оценить насколько они соотносятся с требованиями закона, время от времени на предприятиях проводятся специальные проверки. Толчком как к началу, так и к завершению каждой такой процедуры является отдельный приказ руководителя компании.

Коротко об условиях труда и их классах

По законодательству условия труда на производствах имеют определенный класс опасности, который присваивается рабочему месту в зависимости от того, какие потенциально небезопасные или вредные факторы имеют место на нем быть. Всего существуют четыре класса: первый, самый безопасный, т.е. трудящиеся могут осуществлять свои рабочие обязанности без какого-либо ущерба для здоровья. Второй – с минимальным отрицательным воздействием на организм, третий – уже достаточно вредный, когда негативное влияние на человека довольно ощутимо.

И наконец, четвертый класс опасности: высокий, когда условия труда характеризуются максимальной степенью угрозы для жизни и здоровья работника.

При третьем-четвертом классах, руководство предприятий должно обеспечивать подчиненных всеми необходимыми средствами защиты, кроме того, некоторым категориям персонала полагается компенсация за вредность, которая выдается либо в виде натуральных продуктов питания (например, молока и молочных изделий), либо же в виде дополнительной денежной надбавки.

Как проводится оценивание условий труда

Для того чтобы надлежащим образом провести оценку условий труда первым делом в организации издается соответствующий приказ. Посредством него назначается специальная комиссия, в которую могут входить не только работники компании, но и представители специализированных экспертных служб. Далее происходит обход производств, осуществляются необходимые измерения, которые сопоставляются с нормами, установленными в законодательстве, и по их результатам выявляются неблагоприятные факторы.

Для окончания оценки условий труда также издается приказ, в котором подводятся итоги прошедшей процедуры, прописываются меры для устранения найденных нарушений и назначаются ответственные лица. Кроме того, все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с итогами деятельности комиссии под роспись.

Следует отметить, что оценка условий труда должна проводиться с определенной периодичностью, но не реже одного раза в пять лет. Если эта норма будет нарушена, руководство организации, да и само юридическое лицо может быть подвергнуто серьезному административному наказанию.

Как сделать приказ о завершении оценки условий труда

Приказ не имеет стандартного образца, так что представители предприятий могут писать его так, как им вздумается. Правда, отходить от норм деловой документации все же не стоит, то есть структура документа и его содержание должны соответствовать определенным правилам. Кроме того, если в компании есть свой шаблон документа, который закреплен в ее учетной политике и который руководство рекомендует к применению, пользоваться нужно им.

Особенности оформления

В отношении оформления документа также все отдается на откуп работникам предприятий: то есть бланк может быть написан от руки или набран на компьютере, при этом для него можно взять обыкновенный листок бумаги или же фирменный бланк. Приказ делается в единственном оригинальном экземпляре, который, по мере надобности может быть размножен.

Как удостоверять документ

Самая первая подпись в документе всегда должна принадлежать директору или работнику, временно находящемуся на его месте (поскольку именно от главного лица предприятия всегда издаются подобные распоряжения).

Также в бланке должны стоять автографы сотрудников, к которым приказ имеет самое прямое отношение, а также тех, на кого возложен контроль за его исполнением.

При этом в некоторых случаях подписи об ознакомлении с приказом можно собирать в отдельном документе (акте или ведомости).

Как зафиксировать факт создания документа и организовать хранение

Все издаваемые от имени руководителя компании приказы нужно в обязательном порядке регистрировать. Для этого необходимо, чтобы в организации был в наличии специальный журнал учета распорядительных актов. Сюда вносится номер и дата приказа, а также по мере надобности его краткое наименование.

После того, как приказ будет зарегистрирован, его следует вложить в папку с другими аналогичными бумагами и отдать для сохранения ответственному работнику. Период хранения должен соответствовать либо нормам, указанными в законодательстве РФ, либо же правилам учетной политики предприятия.

Образец приказа о завершении специальной оценки условий труда

При необходимости сделать приказ о завершении специальной оценки условий труда, посмотрите его образец и ознакомьтесь и комментариями к нему. Они помогут вам сделать требуемый документ правильно и без ошибок.

  1. Первая часть приказа вполне стандартна: здесь пишется название организации, номер бланка, место (населенный пункт) и дата (число месяц, год) его формирования.
  2. Далее идет основной раздел. Для начала сюда надо внести основание, т.е. ссылку на статью закона или внутренний акт компании, которые имеют к данному распоряжению непосредственное отношение. Тут же следует отметить обоснование – фактический повод для создания приказа.
  3. Затем переходите к собственно указаниям о завершении оценки условий труда. Включите сюда требование о принятии мер для улучшения рабочих мест и для устранения выявленных нарушений.
  4. Назначьте ответственных работников за ознакомление персонала с условиями труда, вредными факторами, выдачу средств индивидуальной защиты, за составление доп.соглашений к трудовым договорам с учетом класса опасности, за внедрение доплаты за вредность.
  5. Если считаете нужным, можете дополнить бланк и иными сведениями, которые считаете важными именно в вашей ситуации.
  6. В заключение не забудьте собрать под документом все нужные автографы.

Приказ о завершении специальной оценки условий труда

(наименование или Ф.И.О. работодателя, ИНН, адрес)

ПРИКАЗ N ______

«___»____________ 20 ___ г.

В «___________________ » с «___ «____________ 20 ___ г. по «___ «____________ 20___ г. была проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда«.

Карты специальной оценки условий труда и отчет о проведении специальной оценки условий труда комиссией рассмотрены и подписаны. На основании вышеизложенного,

1. Считать проведение специальной оценки условий труда завершенным.

2. Разместить на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению условий труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Ответственным за размещение информации назначить (должность, Ф.И.О.).

3. Довести до сведения работников результаты СОУТ, о чем будут свидетельствовать подписи работников в картах СОУТ, в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Ответственными за доведение до сведений работников результатов СОУТ назначить руководителей подразделений — (должность, Ф.И.О.).

4. Реализовать Перечень мероприятий по улучшению условий труда в срок до «___ «____________ 20___ г.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на (должность, Ф.И.О.).

Приказ о проведении СОУТ

Комплекс мероприятий, которые проводятся работодателем совместно с экспертами организации, проводящей идентификацию и классификацию условий труда сотрудников, определяется приказом о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).

Этот нормативный документ доводится до сведения всех заинтересованных должностных лиц организации под роспись и определяет последовательность действий спецоценки.

Образец приказа о проведении спецоценки условий труда

Приказ о создании комиссии по СОУТ

Является документом, которым работодатель:

Создает комиссию по спецоценке.

Определяет сроки ее работы, права и обязанности председателя и членов комиссии.

Утверждает график проведения спецоценки.

Назначает ответственных за порядок взаимодействия и работы с экспертами организации, которые непосредственно проводят замеры и классифицируют результаты.

Устанавливает порядок ознакомления работников с результатами СОУТ.

Определяет перечень мероприятий, направленных на улучшения условий труда по итогам спецоценки.

Образец приказа о создании комиссии по СОУТ (график)

При создании комиссии необходимо учитывать, что общее количество ее членов должно быть нечетным.

График проведения спецоценки работодатель может утвердить приложением к приказу о создании комиссии по СОУТ или отдельным локальным нормативным актом (на усмотрение).

Читайте так же:  При покупке дачи платится налог

Основные права и обязанности комиссии заключаются в:

предоставлении необходимых документов и сведений экспертам организации, которые проводят спецоценку;

принятии мер по недопущению каких-либо действий, которые могут сузить круг вопросов и негативно повлиять на результаты спецоценки;

информировании персонала предприятия по вопросам проведения этого мероприятия;

ознакомлении сотрудников предприятия с ходом и результатами спецоценки.

Работник, рабочее место которого подлежит спецоценке, имеет право:

присутствовать при ее проведении;

обращаться к работодателю и экспертам за разъяснениями и предложениями по вопросам проведения СОУТ.

Права сотрудников не стоит игнорировать, в противном случае это может быть признано дискриминацией или пренебрежением прав работника, что в любом случае неблагоприятно для работодателя.

Образец приказа о специальной оценке условий труда (внеплановая)

При подготовке приказа о проведении спецоценки необходимо руководствоваться следующими документами:

Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ;

Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н;

Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Федеральный закон регламентирует общие принципы и основные положения о порядке проведения СОУТ в организации.

Приказ 33н утверждает Методику проведения специальной оценки условий труда.

Приказ 80н устанавливает форму и порядок подачи декларации по итогам спецоценки условий труда.

Итоговый приказ по СОУТ

При завершении мероприятий по оценке условий труда на производстве, организация, проводившая оценку, должна составить отчет, который подписывают все члены комиссии. Далее работодатель обязан:

утвердить отчет по итогам СОУТ;

подписать необходимую рабочую документацию (карты, сводные ведомости и др.);

в течение 30 календарных дней подать декларацию в территориальный орган ГИТ (если рабочие места по итогам СОУТ признаны оптимальными или допустимыми, или отсутствуют вредные или опасные производственные факторы)

не позднее 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенных мероприятий под роспись;

не позднее 30 календарных дней разместить при наличии сайта в сети Интернет сведения о результатах проведения оценки и перечне мероприятий для улучшения условий работы сотрдуников.

Кроме того, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить организацию, проводившую оценку, об утверждении отчета. Это необходимо, поскольку результаты оценки условий труда, в том числе декларируемых как соответствующих нормативным государственным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений лежит на экспертной организации в десятидневный срок со дня утверждения отчета. Поэтому в случае невыполнения этого требования неприятности будут обеспечены всем — и работодателю и экспертной организации.

Чтобы этого избежать и реализовать все обязанности в срок и должным образом, работодателю необходимо издать нормативный документ, которым определить ответственных должностных лиц и сроки исполнения.

Образец приказа о завершении специальной оценки условий труда

Как уже было сказано, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшения условий труда с учетом результатов проведенной спецоценки.

К указанным мероприятиям можно отнести:

приобретение новых средств индивидуальной и коллективной защиты;

модернизацию имеющегося оборудования;

реконструкцию или приобретение новых вентиляционных систем;

перепланировку размещения оборудования;

улучшение социальных и бытовых условий труда и др.

С этой целью целесообразно подготовить отдельный приказ по результатам СОУТ, который определит:

перечень конкретных мероприятий;

финансовое планирование и обеспечение;

Образец приказа об окончании СОУТ (профилактические мероприятия)

Заключительные положения

Все разногласия, которые могут возникнуть у работников, работодателя и организации, проводящей спецоценку, решаются в территориальных органах ГИТ.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда

С недавних пор общим законодательным актом, который контролирует условия труда на абсолютно всех предприятиях является Федеральный закон №426 «О проведении специальной оценки условий труда». Данный документ гласит, что на любом предприятии должны проводиться контрольные мероприятия для выявления, классификации и измерения опасных и вредных факторов рабочей среда.

Вышеупомянутый комплекс контрольных мероприятий проводится специалистами из сторонних организаций, которые имеют лицензию на осуществление подобной деятельности. В обязанности каждого работодателя входит поиск подобной фирмы, заключение договора и создание контролирующей комиссии внутри предприятия.

Первые этапы относительно просты и не требуют от руководителя значительных затрат, однако создание комиссии – процесс непростой. Для создания работодатель обязан создать и выпустить приказ о проведении специальной оценки условий труда, который далее и будет разобран.

Примеры приказа о проведении СОУТ

Приказ о проведении специальной оценки условий труда – это специализированный документ, которым работодатель или руководитель предприятия выполняет следующие задачи:

  • Создание комиссии по проведению СОУТ;
  • Определение сроков ее существования, прав и обязанностей всех лиц, которые являются ее членами;
  • Утверждение графиков выполнения отдельных этапов специальной оценки;
  • Назначение ответственных лиц за порядки взаимодействия со специалистами контролирующей организации;
  • Установление сроков и порядков уведомления сотрудников о полученных результатах СОУТ;
  • Определение перечня мероприятий, которые улучшат условия труда согласна полученным результатам специальной оценки условий труда;

График проведения СОУТ

Во время формировании комиссии необходим помнить, что закон требует нечетного количества ее членов. Сроки и графики поэтапного исполнения процедуры СОУТ можно выполнить в виде приложения к основному приказу или как отдельный локальный нормативный акт. Форма утверждения сроков остается на усмотрение руководства предприятия.

Члены комиссии выполняют следующие обязанности и имеют право:

  • Предоставлять требуемые документы и сведения специалистам контролирующей организации;
  • Принимать меры по недопущению мероприятий, которые способны снизить количество вопросов или контрольных измерений у специалистов;
  • Информировать персонал предприятия о всех этапах проведения данной процедуры;
  • Знакомить коллег и иных лиц, работающих на предприятии, с ответами на все вопрос о ходе проведения контроля;

Каждый сотрудник, чье рабочее место подвергается специальной оценке, имеет право на присутствие во время проведение контроля на месте, а также интересоваться у работодателя и специалистов о ходе проведения СОУТ, а также делать собственные предложения в данном вопросе.

Работодателю не рекомендуется пренебрегать мнением, вопросами или требованиями своих подчиненных, так как подобное поведение может быть квалифицированно как дискриминация или игнорирование прав сотрудников, что может быть причиной некоторых проблем в будущем.

Приказ о внеплановом проведении СОУТ

Для того, чтобы не допустить каких-либо ошибок при выпуске приказа о проведении СОУТ, работодатель или иное должностное лицо, ответственное за подготовку этого документа, обязаны опираться на следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ – регламент общих принципов проведения СОУТ на предприятии;
  • Приказ Министерства Труда от 24.01.2014 №33 н – утвержденная Методика исполнения процедуры СОУТ;
  • Приказ Министерства Труда от 07.02.2014 №80 н – форма и порядки передачи декларации с итогами СОУТ;

После завершения всех контрольных мероприятий, согласно методике проведения специальной оценки условий труда, в обязательном порядке должен быть составлен отчет, который обязаны подтвердить лично подписью лица, состоящие в контролирующей комиссии.

После данной процедуры руководство предприятия обязаны:

  • Утвердить итоговый отчет СОУТ;
  • Заполнить и утвердить пакет рабочей документации;
  • В течение 30 дней календарных предоставить декларацию в местное отделение Государственной Инспекции Труда;
  • В течение 30 дней уведомить всех сотрудников с результатами СОУТ;
  • В течение 30 дней разместить результаты СОУТ на официальном сайте предприятия в сети Интернет при его наличии;
  • В течение 3 рабочих дней предоставить организации, которая проводила контрольные замеры СОУТ, утвержденный отчет о СОУТ;

Работодатель может снять часть вышеупомянутых обязанностей, выпустив соответствующий приказ, в котором будут определены ответственные должностные лица и их сферу ответственности.

Приказ о завершении процедуры СОУТ

Как не раз упоминалось выше, ФЗ №426 принимался для защиты работников абсолютно всех отраслей от опасных и вредных факторов на рабочем месте. После получения результатов специальной оценки условий труда он обязан реализовать ряд мероприятий, которые помогут снизить влияние подобных факторов.

Для осуществления данной цели применяют следующие меры:

  • Покупка средств индивидуальной и коллективной защит;
  • Автоматизация рабочих процессов;
  • Обновление используемой техники и производственных линий;
  • Реконструкция вентиляции и иных систем предприятия;
  • Перепланировка предприятия;

Для того, чтобы предоставить работодателю четкий план мер, специалисты контролирующей организации готовят рекомендации, которые должны быть выполнены в обязательном порядке.

Так, должны быть определены:

  • Перечни мероприятий;
  • Примерные планы финансирования;
  • Крайние сроки выполнения рекомендаций;
  • Ответственных лиц;

Для разрешения любых конфликтных ситуаций между работодателем и сотрудниками необходимо обращаться за помощью к представителям территориального органа Государственной Инспекции Труда.

Как провести СОУТ, приказ, сроки, штраф

СпецОценка труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).

Как сэкономить на спецоценке условий труда, как получить ВОЗМЕЩЕНИЕ в ФСС

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию декларацию соответствия. Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

Смена ФИО работника, наименования рабочего места, реорганизация юридического лица

Согласно пункт 3 статьи 17 Закона РФ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

СОУТ можно проводить за счет ФСС. Успейте подать заявление до 1 августа

Все документы должны быть оформлены надлежащим образом и содержать достоверную информацию. У заявителя на день подачи документов не должно быть задолженности по уплате страховых взносов, непогашенных пени и штрафов.
Подробнее .

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.

Кто и когда обязан проводить специальную оценку условий труда

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели ИП, принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

Новая компания не провела спецоценку

Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Трудовые инспекторы оштрафовали компанию по статье 5.27.1 КоАП РФ на сумму 60 000 руб. за то, что она не провела спецоценку. Верховный суд отменил решение о штрафе, поскольку инспекторы не учли специфику рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием компании.

  1. в компании нет рабочих мест, в отношении которых нужно как можно скорее провести спецоценку. Такие рабочие места перечислены в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
  2. у компании нет оснований проводить внеплановую спецоценку. Она проводится в случаях, установленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Читайте так же:  Получать побои

Судьи указали, что компания вправе провести спецоценку своих рабочих мест поэтапно. Главное, завершить ее до 31 декабря 2018 года.

Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на основе списков профессий и производств.

То есть в данной ситуации могут быть решения вопроса, а именно:

1 . Можно самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить сотрудникам компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.

Право на досрочную пенсию сотрудника зависит от 2-х условий:

  • признания по результатам специальной оценки условий труда вредными;
  • факта уплаты страховых взносов работодателем.

Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что сотруднику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно скорее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, как в случае, если специальная оценка не проведена.

2 . Можно указать в трудовом договоре , что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

При этом следует учесть, что в случае отнесения условий труда к вредным или опасным право на получение соответствующих компенсаций у сотрудника возникнет с момента приема его на работу на данное рабочее место, а не с момента завершения спецоценки. Соответственно, если сотруднику, например, будет положен дополнительный отпуск, он будет полагаться за весь период со дня приема на это рабочее место.

Необходимо проводить спецоценку условий труда на временных или сезонных рабочих местах

Спецоценку условий труда нужно проводить даже на временных (созданных на срок менее 12 месяцев) или сезонных рабочих местах. Об этом, а также о том, когда проводить оценку, Минтруд России напомнил в письме от 20.08.17 № 15-1/ООГ-2410.

На рабочих местах сотрудников, кроме надомников и «удаленщиков», специальная оценка проводится в обязательном порядке. В связи с этим работодатель должен проводить спецоценку в том числе на временных или сезонных рабочих местах. Сделать это можно в период осуществления на таких местах производственной деятельности.

Организация, проводящая специальную оценку. Специализированный оценщик труда

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма. Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Минимальное число участников комиссии законом не установлено, оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество . Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 2 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК).

Внимание: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник. Это и логично.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же написать «бумажку» и издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест ? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапная специальная оценка условий труда, оценка для временных рабочих мест

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  1. ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 2, 4–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

Спецоценка условий труда: нужно ли проводить на временных рабочих местах

На вновь организованном рабочем месте нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Причем не имеет значения, на какой срок это рабочее место создается. Письмо Минтруда от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568

Не проводить спецоценку можно только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися ИП.

Поэтому, на вновь организованных рабочих местах сотрудников, не относящихся ни к одной из этих категорий, проведение внеплановой спецоценки обязательно. В том числе, в случае, когда речь идет о временном рабочем месте (т.е. созданном на срок менее 12 месяцев). При непроведении спецоценки работодателю грозит, как минимум, предупреждение, а при менее благоприятном исходе – штраф согласно (п.2 ст.5.27.1 КоАП).

В случае перемещения рабочих мест необходимо провести их внеплановую спецоценку

Если рабочее место сотрудника переносится из одного помещения в другое, работодатель обязан провести внеплановую проверку условий труда на новом рабочем месте. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 02.11.17 № 15-1/ООГ-2982. (формат .doc)

Читайте так же:  Приказ о назначении ответственного го и чс

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

ШТРАФЫ, Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда 2019

Сразу штрафовать за отсутствие спецоценки не будут

Прежде чем назначить штраф за нарушение требований о проведении специальной оценки условий труда, трудиспекторы будут направлять работодателям предостережение.

В предостережении будет указан срок, в течение которого требуется устранить возможные недоделки. И только если работодатель не прислушался к «совету» трудинспекции, он будет привлечен к административной ответственности.

Юридический адрес компании — жилая квартира

Но в ней никто не прописан. Сотрудники используют жилье как офис. Организация не проводила спецоценку. Ее оштрафуют?

Да, штраф возможен. Работодатель вправе не оценивать рабочие места надомников и дистанционных сотрудников [ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ]. Надомники — это работники, которые трудятся по месту постоянной или временной регистрации. Дистанционный сотрудник должен работать вне местонахождения работодателя.

Если офис компании в квартире, где никто не зарегистрирован, сотрудники не будут надомниками или дистанционщиками. А значит, до 31 декабря 2018 года надо было оценить рабочие места сотрудников в квартире, которую фактически используют как нежилое помещение [ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ]. Оснований для штрафа нет, только если компания организовала рабочие места меньше 12 месяцев назад [подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ].

Компания подала документы на ликвидацию в январе 2019 года. Спецоценку не проводила. Могут ли ее оштрафовать?

Да, могут. КоАП не запрещает возбуждать дела об административном правонарушении в период, когда компания приняла решение о ликвидации, но ее еще не исключили из ЕГРЮЛ. Трудинспекторы вправе оштрафовать организацию на сумму до 80 тыс. руб. [ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП].

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2019 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • Организации : предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Индивидуальные предприниматели : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Минтруд опубликовал рекомендации для организаций малого бизнеса и ИП по вопросу проведения СОУТ.

В целях контроля за соблюдением работодателем вышеназванного Федерального Минтрудом России совместно с Рострудом в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него штрафов.

О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ

Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.

Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.

Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.

Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Оформление результатов оценки условий труда

Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Использование результатов оценки

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

  • ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
  • разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если компания провела спецоценку, возможно, ей придется внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками.

Внести изменения в трудовой договор с работником нужно, если условия труда на его рабочем месте изменились. Например:

  1. при заключении трудового договора условия труда были оптимальными или допустимыми (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны вредными или опасными;
  2. условия труда были вредными или опасными (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны оптимальными или допустимыми.

В первом случае работодатель обязан предоставить работнику гарантии и компенсации за работу в новых условиях труда, а во втором — работник лишается гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Как правильно оформить дополнительное соглашение с работниками, у которых были выявлены вредные условия труда?

Организация в описанной ситуации должна заключить допсоглашения к трудовым договорам с работниками. В них отразите: характеристику условий труда на рабочих местах, режим работы, повышенную оплату труда за работу во вредных условиях, порядок предоставления и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска; обеспечение лечебно-профилактическим питанием, обязательный медосмотр и т. д.

Как правильно издать приказ по организации о результатах проведенной СОУТ

В Законе нет требований о содержании приказа, который издается по результатам спецоценки. Поэтому компания вправе отразить в нем ту информацию, которую сочтет необходимой.

В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть, если на этапе ИДЕНТИФИКАЦИИ потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) НЕ ВЫЯВЛЕНОих наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года.

В соответствии со статьей 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Отражение результатов специальной оценки условий труда

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 5 раздела II формы-4 ФСС, утвержденной приказом Минтруда России от 26 сентября 2016 г. № 381н.