Пособие по потере кормильца в беларуси сумма

08.07.2018 Выкл. Автор admin

Пособие по потере кормильца в беларуси сумма

Пенсия по случаю потери кормильца — выплата, которая назначается с целью материальной поддержки иждивенцев при потере лица, обязанного их обеспечивать. То есть речь идет о потере близких родственников (супругов, родителей) или же опекунов. Факт смерти кормильца является основанием для назначения данного вида пенсии.

Для получения пенсии обязательным условием является нетрудоспособность получателя

Пенсия назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи отдельно, если он конечно имеет право на такую пенсию. Интересно, что по желанию членов семьи может быть назначена одна общая пенсия.

Кто имеет право на получение пенсии?

Право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении (т.е. находились на полном содержании или получали помощь, которая была основным источником средств к существованию), а именно:

  • мать, отец, супруги, если они достигли установленного пенсионного возраста или же являются инвалидами
  • дедушка, бабушка — если отсутствуют лица, обязанные их содержать
  • мачеха и отчим, достигшие пенсионного возраста, либо являющиеся инвалидами — при условии, что они воспитывали (содержали) падчерицу или пасынка не менее 5 лет
  • дети, братья (сестры), внуки до достижения 18 лет (при обучении возраст увеличивается до 23 лет), а также дети, братья (сестры) и внуки старше 18 лет, если они стали инвалидами до достижении 18 лет
  • один из родителей или супруг (супруга) либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает

В случае, если родители, супруг (супруга) умершего не состояли на его иждивении, то право на получение пенсии по случаю потери кормильца сохраняется, однако при условии, что утратили источник средств к существованию

В ситуации, когда кормилец признан безвестно отсутствовавшим, то сохраняется то же правило, что и при его смерти

Виды и размер пенсий

Существует 2 вида пенсий по случаю потери кормильца:

Трудовая пенсия назначается в случае, если кормилец ко дню своей смерти имел стаж работы, который был бы ему необходим для назначения пенсии по инвалидности:

Членам семьи умершего пенсионера, который получал трудовую пенсию, назначается пенсия исходя из его стажа работы, в соответствии с которым и назначалась пенсия умершему кормильцу.

В случае, если кормилец не имел достаточного для назначения полной пенсии стажа, то членам семьи назначается пенсия при неполном стаже работы в размере, исчисленным пропорционально имеющемуся стажу работы.

На каждого члена семьи по случаю смерти кормильца назначается пенсия в размере 40% среднемесячного заработка кормильца, однако не менее 100% минимального размера пенсии по возрасту. При неполном стаже работы размер указанной выплаты на каждого нетрудоспособного члена семьи не может быть менее 50% минимального размера пенсии по возрасту.

Также существуют надбавки к пенсии по случаю потери кормильца:

  • 100% минимального размера пенсии — инвалидам I группы
  • 50% минимального размера пенсии по возрасту — пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и инвалидам с детства II группы, а также одиноким пенсионерам, нуждающимся в постоянной посторонней помощи по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий (врачебно-консультационных комиссий)
  • Надбавка начисляется только по одному их этих оснований

Семьи, потерявшие кормильца могут обращаться за назначением пенсии в любое время после смерти кормильца.

Пенсии назначаются:

  • семьям, в которых кормилец в период работы или иной деятельности подлежал государственному социальному страхованию, а также за него (им самим) уплачивались обязательные страховые взносы
  • семьям пенсионеров, где кормилец умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения выплаты пенсии

Вышеупомянутые пенсии назначаются со дня обращения за пенсией, однако есть случаи, когда пенсия назначается с более раннего срока:

  • Пенсии по инвалидности — со дня установления инвалидности (обращение за пенсией не позднее 3-х месяцев со дня установления инвалидности)
  • Пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 мес. перед обращением за пенсией
  • Пенсия назначается со дня обращения за ней, если обращение за пенсией по случаю потери кормильца последовало по истечении 12 месяцев. Пенсия устанавливается на все время, в течение которого член семьи считается нетрудоспособным.
  • Пенсия, назначенная по случаю смерти супруга, сохраняется даже при вступлении в новый брак

Необходимые документы

Для назначения пенсии, заявителю надо предъявить документ, удостоверяющий личность, а также заполнить заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Кроме вышеуказанного, существует перечень документов, который должен предъявить заявитель для назначения пенсии по случаю потери кормильца:

  • Документы, подтверждающие родственные отношения умершего и члена семьи
  • Свидетельство о смерти кормильца
  • Документы, подтверждающие стаж работы кормильца
  • Справка о заработной плате умершего
  • Страховое свидетельство умершего

Это основной перечь необходимых документов. Также допускается требование иных документов в отдельных случаях (например, в случае смерти одинокой матери — свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органа загса о том, что сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении записаны по указанию матери).

Пособие по потере кормильца в беларуси сумма

§ 16.4. Порядок исчисления, назначения и выплаты трудовых пенсий

по случаю потери кормильца

Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормиль­ца. Определение размера трудовой пенсии — это одна из стадий пенсионного процесса, которую проходит при своей реализации любое процессуальное действие.

В толковом словаре семантика слов «размер» и «уровень» достаточно близка. Смысл их заключается в том, что это степень величины чего-нибудь 223 . При исследовании размера трудовой пен­сии по случаю потери кормильца мы будет употреблять как термин «размер», так и термин «уровень» трудовой пенсии по случаю по­тери кормильца.

Целью пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца является обеспечение достойного уровня жизни нетрудоспособных членов семьи умершего. Из статьи 21 Конституции Республики Бе­ларусь следует, что наше государство, провозгласив себя соци­альным, призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь 224 . Понятие «достойный уровень жизни» в бело­русском праве не раскрыто, хотя заслуживает внимания.

Таким образом, достойная жизнь есть сложное комплексное явление, состоящее из многих элементов, каждый из которых ва­жен для человека. По нашему мнению, право человека на достой­ный уровень жизни может рассматриваться не только как комплек­сный конституционно-правовой институт, но и как один из принципов правового статуса человека, находящий реализацию в большинстве субъективных прав и свобод, в том числе и в трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Детям, потерявшим обоих родителей (круглым сиротам), пен­сии исчисляются из общей суммы заработка обоих родителей. Ука­занное правило снижает размер денежных выплат, получаемых ребенком-сиротой в виде пенсии, поскольку согласно ст. 56 Закона о пенсиях, для исчисления пенсии принимается заработок не свыше 400 % средней заработной платы в республике. В соответствии с прогрессивно возрастающей шкалой той же ст. 56, чем выше сред­ний заработок (в пределах 400 %), тем большая его часть не учиты­вается при расчете суммы, из которой впоследствии исчисляется пенсия. Поэтому ребенку-сироте выгоднее было бы получать две пенсии, рассчитанные из заработка каждого умершего родителя, а не одну пенсию, рассчитанную из суммарного заработка их обоих. На наш взгляд, необходимо в ст. 38 Закона о пенсиях внести изме­нения и дополнения и изложить её в следующей редакции: «Пенсия назначается. в размере 50 % заработка каждого кормильца».

Законом установлены минимальные размеры трудовых пенсии по случаю потери кормильца: не менее 100 % минимального разме­ра пенсии по возрасту на каждого нетрудоспособного члена семьи; не менее 200 % минимального размера пенсии по возрасту на де­тей, потерявших обоих родителей (круглых сирот), или детей умер­шей одинокой матери. Факт воспитания ребенка одинокой матерью подтверждается справкой органа ЗАГС о том, что сведения об отце ребенка в свидетельство о рождении записаны по указанию матери.

Трудовые пенсии по случаю потери кормильца могут назна­чаться при неполном стаже работы. Членам семьи, потерявшей кор­мильца, умершего вследствие общего заболевания и не имевшего стажа, достаточного для назначения полной пенсии, назначается пенсия при неполном стаже в размере, исчисленном пропорцио­нально имеющемуся стажу работы кормильца. Порядок исчисления трудовой пенсии при неполном стаже регулируется ст. 59 Закона «О пенсионном обеспечении» 225 . При этом размер пенсии при не­полном стаже, исчисленный из заработной платы, не может быть меньше пенсии при неполном стаже, исчисленной из минимальной пенсии по возрасту (при прочих равных условиях).

Повышения, надбавки и увеличения трудовой пенсии по случаю потери кормильца в настоящее время исходят из минимального раз­мера пенсии по возрасту.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца опреде­ляется на основании «соответствующих данных», под которыми по­нимаются документы (как в письменной, так и в электронной фор­ме), содержащие сведения о застрахованном лице или о нетрудос­пособном члене его семьи, требующиеся для осуществления рас­чета размера трудовой пенсии.

Читайте так же:  Экспертиза мягкой мебели новосибирск

Размер трудовой пенсии определяется на основании только тех соответствующих данных, которые имеются в распоряжении орга­на, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии по случаю потери кормильца. День, в который пенсионный орган выносит решение о назначении трудовой пенсии или о перерасчете ее размера, относится к процедурным срокам. Под ним следует буквальным образом понимать именно тот день, в который пенсионный орган принял документально оформленное (на соответствующем официальном бланке) решение об установлении пенсии нетрудоспособному члену семьи.

Размер пенсионного обеспечения и даже право на него зависят от причины смерти кормильца. Если смерть наступила от трудового увечья или профессионального заболевания, то для назначения пен­сии не требуется трудовой стаж определенной продолжительности.

Членам семьи, потерявшим кормильца, умершего вследствие общего заболевания и не имеющего стажа, достаточного для на­значения полной пенсии по инвалидности самому кормильцу, назна­чается пенсия при неполном стаже в размере, исчисленном про­порционально имеющемуся стажу работы кормильца.

Сохранение зависимости права на пенсию, а значит, и ее разме­ра от общего трудового стажа кормильца означает, что критерий «трудового вклада» преобладает над критерием «необходимости в материальном обеспечении». Вероятно, нужна более четкая позиция законодателя в вопросе о том, в каких формах и видах должно осу­ществляться материальное обеспечение нетрудоспособных лиц, по­терявших реальных или потенциальных кормильцев, с учетом трудо­вого вклада, а в каких нет, и как такой подход должен быть отражен в законодательстве о пенсиях по случаю потери кормильца.

Порядок исчисления трудовых пенсий по случаю поте­ри кормильца. Порядок исчисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца регулируется нормами VI раздела Закона «О пенсионном обеспечении».

Согласно действующему законодательству порядок исчисле­ния основного размера трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца идентичен порядку исчисления пенсии по возрасту.

Механизм исчисления данного вида пенсий основан на учете двух основных факторов — стажа работы и размера материального вознаграждения за вложенный труд кормильца. Этот механизм до­статочно универсален, гибок и рассчитан на длительный срок дей­ствия пенсионного закона, хотя и имеет некоторые недостатки.

На наш взгляд, в периодах, связанных с исчислением и пере­расчетом трудовой пенсии по случаю потери кормильца, можно различать: расчетный период при определении среднемесячного заработка для исчисления и перерасчета пенсии; предельный пери­од, в котором определяется среднемесячный заработок для исчис­ления и перерасчета пенсий; период, исключаемый из подсчета при определении среднемесячного заработка.

Остановимся подробнее на указанных периодах. Расчетный период при определении среднемесячного заработка для исчисле­ния и перерасчета трудовой пенсии по случаю потери кормильца -это период, который непосредственно принимается в подсчет при определении среднемесячного заработка для исчисления и пере­расчета пенсии в течение всей трудовой деятельности. Предельным для исчисления и перерасчета исследуемого вида пенсии является такой период времени, в границах которого формируется тот или иной период подсчета заработка.

В пенсионном законе Республики Беларусь предусмотрены периоды, исключаемые по желанию обратившегося из подсчета при определении среднемесячного заработка.

Семьям умерших пенсионеров, получавших пенсию при непол­ном стаже, пенсия назначается пропорционально стажу работы, исходя из которого была назначена пенсия умершему кормильцу.

В соответствии со ст. 41-1 Закона «О пенсионном обеспече­нии» к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается надбав­ка на уход 226 . В практике работы органов социальной защиты не­редко встает вопрос о том, прекращается ли выплата надбавки на уход к трудовой пенсии по случаю потери кормильца одинокому пенсионеру в случае, если с ним заключен договор пожизненного содержания с иждивением. В соответствии со ст. 41-1 Закона о пенсиях к пенсиям устанавливается надбавка на уход одиноким пенсионерам, нуждающимся, по заключению МРЭК или ВВК, в посто­янной посторонней помощи. Нуждаемость в постоянной посторон­ней помощи, как было уже отмечено, подтверждается справкой МРЭК или ВВК. Другие условия назначения надбавки на уход зако­нодательством не предусмотрены.

Следовательно, учитывая изложенное, оснований прекраще­ния выплаты надбавки на уход к трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с заключением пенсионером договора пожиз­ненного содержания с иждивением не имеется.

Жизнь выдвинула задачу — законодательно закрепить один из важнейших принципов пенсионной системы: принцип исчисления пен­сии из того дохода, который участвовал в формировании базы этой системы, то есть из тех видов денежных выплат, с которых начисля­ются страховые пенсионные взносы. Достаточно полный охват таких выплат возможен при повсеместном внедрении индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании 227 . Такой учет создает возможность точного прогнозирования изменений чис­ленности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по профессиям, продолжительности стажа и средним призна­кам и как следствие более точного прогнозирования необходимых расходов на выплату пенсий. С целью усиления контроля застрахо­ванных за размером страховых платежей, считаем целесообраз­ным сделать информацию о состоянии лицевого счета максимально доступной. Одним из вариантов решения этой проблемы мы пред­лагаем введение системы социальных карт. Социальная карта дол­жна быть выдана со страховым свидетельством.

В условиях построения пенсионной системы на основе страхо­вых принципов и формирования средств пенсионного обеспечения за счет их накопления на персонифицированных счетах в органе пенсионного страхования возможность преждевременной смерти застрахованного предполагает утрату таких средств в случае, если на иждивении застрахованного не находилось нетрудоспособных лиц.

Реформы, которые обычно предполагают замену государствен­ной солидарной системы установленных выплат частной накопитель­ной системой установленных взносов, в определенной степени ре­шают существующие вопросы справедливости. По мнению специа­листов Всемирного банка, большинства проблем будущего можно избежать, если свести государственные пенсии к минимуму и ввес­ти принудительные пенсионные выплаты в частном секторе 228 . При разработке стратегии реформы пенсионного обеспечения населе­ния, поиске менее затратной и более надежной модели, часть госу­дарств региона (Венгрия, Польша, Латвия, Эстония, Хорватия, Бол­гария) воспользовалась рекомендациями Всемирного банка и нача­ла формировать интегрированные распределительно-накопительные системы, широко использующие услуги частных пенсионных фон­дов и управляющих компаний 229 .

Институт исчисления размеров трудовых пенсий по случаю по­тери кормильца представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по определению, перерасчету, коррек­тировке, индексации размеров пенсий и направлен на реализацию гражданином права на пенсионное обеспечение.

Порядок назначения пенсий по случаю потери кормильца. Субъективное право на пенсию по случаю потери кормильца — это право, в основе которого лежит получение материального блага нетрудоспособными иждивенцами умершего кормильца. Оно мо­жет быть реализовано через правоприменительную деятельность компетентных органов. Под такой деятельностью обычно понимает­ся властная индивидуально-правовая деятельность, которая направ­лена на решение юридических дел и в результате которой в ткань правовой системы включаются индивидуальные предписания 230 .

В Республике Беларусь чётко определен перечень организа­ций, куда граждане могут обратиться за назначением трудовой пен­сии по случаю потери кормильца 231 . Анализ данной нормы дает воз­можность заключить, что при обращении за назначением пенсии может применяться как ценз территориальности, так и ценз рабо­чего места. Думается, что такое положение имеет своей целью облегчить гражданам прохождение процедуры оформления трудо­вой пенсии по случаю потери кормильца, а также оптимизировать деятельность органов социальной защиты населения. Однако пред­ставляется, что действующий порядок не учитывает в полной мере интересы лица, обратившегося за назначением трудовой пенсии.

В соответствии с Положением о порядке представления и офор­мления документов для назначения пенсий, а также с Законом Рес­публики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в районный (город­ской) отдел социальной защиты по месту жительства подается заяв­ление о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормиль-ца 232 . В настоящее время органами социальной защиты на район­ном (городском) уровне являются как отделы, так и управления.

Наиболее распространенным является порядок, когда заявле­ние о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца подается через администрацию организации по месту работы кор­мильца. После волеизъявления гражданина на пенсию по месту ра­боты кормильца наниматель в соответствии с установленными про­цедурными правилами обязан осуществить подготовку необходи­мых документов. Волеизъявление обратившегося представляется важнейшим правовым действием, дающим начало превращения субъективного права из потенциального в реализуемое 233 .

Самостоятельная подача заявления о назначении трудовой пен­сии по случаю потери кормильца заинтересованным лицом в орга­ны социальной защиты предусматривается белорусским пенсион­ным законодательством только в том случае, если он не согласен с отказом администрации (правления) в представлении его к назначе­нию пенсии по случаю потери кормильца. Таким образом, действу­ющее пенсионное законодательство Республики Беларусь предпо­лагает определенные ограничения свободы выбора гражданина при выборе порядка обращения за назначением трудовой пенсии, в том числе по случаю потери кормильца. Думается, что более логичным было бы предоставление заинтересованному лицу права выбора на подачу заявления о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца в самостоятельном порядке.

Право на получение пенсии по случаю потери кормильца озна­чает, что в случае наступления обстоятельств, предусмотренных за­конодательством, а в условиях страховой системы пенсионного обеспечения — страхового риска (смерти кормильца), заинтересованное лицо (нетрудоспособный член семьи) может требовать выплаты, а страховое учреждение обязано произвести ему эту выплату, независимо от его финансовой ситуации. Таким образом, право на выплаты трудовой пенсии по случаю потери кормильца приобретается в силу закона после наступления риска потери кормильца и в момент наступления всех предусмотренных пенсионным законодательством условий. Реализация этого права (осуществление выплаты) наступа­ет, однако, как правило, лишь по заявлению заинтересованного.

Читайте так же:  На что имеет право человек уволенный по соглашению сторон

Заявлением считается внесённое письменное требование (за­явление) о назначении или возобновлении выплат. Заявление лица имеет целью извещение пенсионного органа о намерении право­мочного лица воспользоваться полагающимся ему правом на полу­чение трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Заявление имеет целью сообщение пенсионному органу о наступлении, изменении или прекращении обязательств, имеющих значение при установле­нии права на получение пенсии по случаю потери кормильца или ее размера. При этом в заявлении может содержаться информация об обстоятельствах, о существовании которых пенсионный орган мог не знать. Относительно информации, имеющей значение для назначения, изменения и прекращения отношений между пенсион­ным органом и застрахованным, следует указать, что такая инфор­мация, известная органу социальной защиты, должна учитываться без дополнительного напоминания или заявления как в письменной, так и устной форме 234 .

Заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, о пере­расчете трудовой пенсии по случаю потери кормильца и о возоб­новлении выплаты ранее назначенной пенсии в соответствии с зако­нодательством Республики Беларусь подается в управление (отдел) социальной защиты по месту жительства заявителя, а при необходи­мости — по месту жительства его законного представителя (отца или матери, опекуна).

Справедливо, что обращение за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком, но, вместе с тем, пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией. Днем обраще­ния за пенсией считается день приема управлением (отделом) соци­альной защиты заявления (представления) со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера.

Если заявление (представление) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами пересылается по почте, днем обра­щения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле, места их отправления. Срок рассмотрения заявления о назначении пенсии по случаю потери кормильца следует отсчитывать с момен­та получения почтового отправления, содержащего такое заявле­ние органом социальной защиты населения. С этой целью заявле­ние о назначении пенсии по случаю потери кормильца, нам думает­ся, должно отправляться заказным письмом, что позволит четко контролировать момент получения такого отправления. В свою оче­редь заказные письма, в которых будут пересылаться гражданами заявления о назначении трудовых пенсий, должны быть внесены в список отправлений, пересылка которых осуществляется почтой бесплатно.

Помимо того, представляется целесообразным внести в ст. 78 Закона о пенсиях изменение, согласно которому рассмотрение за­явления о назначении трудовой пенсии в органе социальной защиты населения должно производиться в течение десяти рабочих дней, а не календарных.

В тех случаях, когда для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца требуется подтверждение правоустанавливающих фактов, представляются дополнительно документы, подтверждающие данные факты. На основании представленных заинтересован­ными лицами документов принимается решение комиссии по назна­чению пенсий об установлении этих фактов. Решение комиссии офор­мляется протоколом. Указанные факты также могут подтверждать­ся справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отноше­нии лиц, проживающих (проживавших) в сельской местности) либо решением суда.

На стадии подготовки документов по последнему месту рабо­ты кормильца при отсутствии права на пенсию наниматель готовит соответствующий проект решения. И если правовое значение акта представления, по нашему мнению, состоит в том, что оно является рекомендацией о назначении пенсии, предварительным заключени­ем о наличии на нее права, то решение об отказе в представлении -это предварительный вывод нанимателя об отсутствии у членов се­мьи такого права. Однако законодатель гарантирует гражданину право опровергнуть такой вывод путем подачи заявления о назначе­нии трудовой пенсии непосредственно в районный (городской) от­дел социальной защиты.

Заявление о перерасчете пенсии, переводе с одного вида пен­сии на другой и возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии рассматривается руководителем отдела труда и социальной защи­ты в течение 10 дней со дня поступления всех необходимых доку­ментов.

При отказе в назначении (перерасчете) трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдел социальной защиты в 5-дневный срок после вынесения соответствующего решения выдает или высы­лает в адрес администрации предприятия или заявителя копию соот­ветствующего решения и возвращает по требованию заявителя все документы. При необходимости отдел социальной защиты готовит и сохраняет у себя копии документов, послуживших основанием для отказа в назначении (перерасчете) пенсии.

В праве социального обеспечения детально регламентирован процесс развертывания и осуществления данной стадии реализации субъективных прав на все виды пенсий. Пенсионными нормами уре­гулирован как порядок деятельности компетентных органов при вы­несении ими решения о назначении пенсий, так и их деятельность по установлению юридических фактов, имеющих значение для пенси­онного обеспечения. Различия в двух указанных направлениях на стадии назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца представляют и разные процессуальные формы рассмотрения и решения этих вопросов. Процесс установления юридических фак­тов, имеющих значение для назначения пенсии, связан с доказатель­ственной деятельностью органов, назначающих пенсию.

Вынося решение о назначении трудовой пенсии по случаю по­тери кормильца, комиссия осуществляет деятельность констатации полноты фактической основы юридического состава, определяю­щей права конкретного лица на обращение за назначением пенсии, издает в связи с этим акт применения норм права.

Необходимость акта о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца, на наш взгляд, вызывается тем, что пенсионное правоотношение и субъективное право нетрудоспособного члена се­мьи на пенсию не могут возникнуть только из одного его односто­роннего заявления. В любом случае для возникновения конкретных прав и обязанностей в пенсионном правоотношении необходим акт компетентного органа, содержащий в себе решение о назначении пенсии конкретному лицу, обратившемуся за ее назначением. Про­цессуальные нормы пенсионного законодательства, регулирующие деятельность субъектов права на этой стадии пенсионного процесса, направлены на формирование объективных выводов о наличии или отсутствии у конкретного лица субъективного права на пенсию.

Пенсия по случаю потери кормильца в отличие от пенсий по возрасту или за выслугу лет назначается не пожизненно. Рассмат­риваемая пенсия устанавливается на весь период, в течение которо­го член семьи умершего кормильца считается нетрудоспособным согласно ст. 35 Закона «О пенсионном обеспечении» 235 . После до­стижения трудоспособного возраста или восстановления трудоспо­собности право на пенсию по случаю потери кормильца утрачивает­ся, а выплаты соответственно прекращаются.

В контексте всего процесса реализации субъективного права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца стадии обраще­ния за назначением и назначение являются очень важными. Именно здесь происходит волеизъявление члена семьи на получение пен­сии. Однако на этих стадиях возникают лишь процедурные отноше­ния, предшествующие материальным. Значение процедуры на этой стадии трудно переоценить. Четкая регламентация ее в правовых актах пенсионного законодательства способствует качественной под­готовке пенсионных документов, что в конечном счете повышает качество реализации права на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.

Выплата трудовых пенсий по случаю потери кормильца. Стадия выплаты трудовой пенсии по случаю потери кормильца явля­ется самостоятельным этапом в реализации субъективного права нетрудоспособного члена семьи на пенсию, когда это право нахо­дит непосредственное свое осуществление, реализует материаль­ное пенсионное правоотношение.

Процесс реализации этой стадии урегулирован процессуаль­ными нормами, регламентирующими как порядок выплаты пен­сии, так и саму деятельность органов социальной защиты в этой сфере, то есть то, каким образом органы, осуществляющие вып­лату пенсии, должны выполнять свои обязанности по пенсионному обеспечению.

Выплата пенсии представляет собой техническую сторону реа­лизации решения о ее назначении. Процесс реализации этой стадии начинается с открытия лицевого счета пенсионера, выдачи пенсион­ного удостоверения каждому нетрудоспособному члену семьи, передачи уведомления на почту по месту жительства пенсионера для выплаты пенсии.

На органы социальной защиты действующим пенсионным зако­нодательством возложена обязанность выплаты пенсионеру назна­ченной суммы пенсии в строго установленные сроки.

Важную роль в защите пенсионных прав граждан на стадии выплаты пенсии играет норма, закрепляющая положение, согласно которому начисленные, но не востребованные своевременно сум­мы пенсий могут быть получены пенсионером за три года перед обращением за назначением пенсии. Если же суммы не были сво­евременно получены по вине органа, назначающего или выплачива­ющего пенсию, последняя выплачивается за все прошлое время. Аналогичные нормы содержатся в других актах законодательства, регулирующих выплату пенсии по случаю потери кормильца отдель­ным категориям граждан 236 .

Реализация и охрана пенсионных прав гарантируется различ­ным категориям граждан: пенсионеры, проживающие в домах-ин­тернатах (пансионатах, территориальных центрах) для престарелых и инвалидов, сами покрывают расходы на их содержание. Им вып­лачивается 10 % назначенной трудовой пенсии по случаю потери кормильца, но не менее 20 % минимальной пенсии по возрасту в месяц. Такие же правила установлены и для лиц, находящихся в местах лишения свободы. На основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь стала возможной реализация права на трудовые пенсии вообще и по случаю потери кормильца в част­ности, лицам, находившимся в местах лишения свободы 237 . Порядок выплаты пенсий данной категории граждан урегулирован ведомствен­ными нормативно-правовыми актами 238 . Это еще раз подтверждает заботу государства обо всех своих нетрудоспособных гражданах.

Читайте так же:  Пособия в казахстане по уходу за ребенком

Согласно Положению о приемной семье, на содержание каж­дого приемного ребенка — приемной семье выплачиваются ежеме­сячно денежные средства на: питание, одежду, обувь, мягкий ин­вентарь и т.д. 239 . Приемные дети, на которых выплачиваются только ежемесячные денежные средства, не считаются находящимися на полном государственном обеспечении. Следовательно, таким де­тям должна выплачиваться причитающаяся трудовая пенсия по слу­чаю потери кормильца в полном размере. В случае, когда семья воспитывает от трех до восьми приемных детей и договором пере­дачи ребенка (детей) на воспитание предусматривается выделение служебной квартиры, денежных средств на отопление, оплату ус­луг и др. нужды, приемные дети считаются находящимися на пол­ном государственном содержании. Следовательно, трудовая пен­сия по случаю потери кормильца приемным детям выплачивается в размерах, установленных ст. 85 Закона о пенсиях.

На практике встречаются случаи, когда нетрудоспособный член семьи не может сам получать причитающиеся ему суммы по пенси­онному обеспечению в случае потери кормильца, тогда пенсия мо­жет выплачиваться по доверенности, которая должна быть оформ­лена в соответствующем порядке. Пенсионерам, находящимся в местах лишения свободы, трудовая пенсия по случаю потери кор­мильца выплачивается в соответствии с нормами ст. 88 и 94 Закона «О пенсионном обеспечении», которые применяются с учетом норм Гражданского процессуального кодекса 240 .

В ст. 92 Закона о пенсиях, предусмотрен порядок выплаты пен­сий гражданам, выехавшим за границу 241 . В Республике Беларусь разработан и утвержден порядок выплаты пенсий данной категории граждан, подписан ряд соглашений (договоров) с другими государ­ствами о выплате пенсий за рубежом.

В целях усиления гарантий реализации и охраны пенсионных прав действующим пенсионным законодательством установлен ис­черпывающий перечень обстоятельств, в соответствии с которыми могут производиться удержания из пенсии. Никакие другие удер­жания из пенсий не допускаются. Размер удержания из пенсии ис­числяется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате.

Выплата трудовой пенсии по случаю потери кормильца приос­танавливается или прекращается пенсионным органам безотлагатель­но. При наступлении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии, в лицевом счете пенсионера в обяза­тельном порядке делается отметка о приостановлении или прекра­щении выплаты пенсии. В случае прекращения выплаты пенсии это означает прекращение ежемесячного начисления сумм пенсии в лицевом счете пенсионера, оформления и направления в организа­цию, осуществляющую доставку пенсии, доставочных документов и перечисления соответствующих сумм на счет указанной организа­ции. В то же время сама процедура оформления распоряжения о прекращении (или приостановлении) выплаты пенсии, по нашему мнению, могла бы быть отсрочена на время, в течение которого пенсионный орган, располагая необходимыми данными (об обуче­нии в учреждении образования на новый срок), «ожидает» поступ­ление документов, подтверждающих заблаговременное наступле­ние требуемых для продления выплаты пенсии обстоятельств, пред­принимая одновременно действенные меры по выяснению причин их непредставления и оказания при необходимости помощи в истре­бовании этих документов. Период такого ожидания определяется в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела.

Однако во всех случаях, на наш взгляд, этот период не может пре­вышать одного месяца, т.е. срока, предусмотренного в статье 89 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (возоб­новления выплаты пенсии при перерывах в инвалидности).

Непосредственная реализация субъективного права граждан на трудовую пенсию по случаю потери кормильца происходит на ста­дии выплат пенсионных сумм. В этом состоит основное значение рассматриваемой стадии.

223 Словарь синонимов русского языка. Т. II. — Л.: Наука, 1981. — 1200 с.

224 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнения ми): принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., в ред. решения республик. референдума, 17 окт. 2004 г. — Минск: Амалфея, 2004. — 48 с.

225 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела­русь. — 2004. — № 107. — 2/1046.

226 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела­русь. — 2004. — № 107. — 2/1046.

227 Об утверждении правил индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 08.07.1997 г. № 837 (в ред. пост. Совета Министров от 5 дек. 2003 г. , № 1588) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 139. — 5/13483.

228 Лебедева, Л.Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования / Л.Ф. Лебедева. — М.: Наука, 2000. — 143 с.

229 Шестакова, Е.Е. Пенсионные реформы в странах ЦВЕ: сравнительный ана лиз / Е.Е. Шестакова // Модели системной трансформации и социальная цена реформ (Опыт России, СНГ, стран ЦВЕ): материалы междунар. конф. / отв. ред.: С.П. Глинкина, Т.В. Чубарова. — М.: ИМЭПИ РАН, 2005. — С. 464-475.

230 Алексеев, С.С. Общая теория права: курс в 2 т. / С.С. Алексеев. — М.: Юрид. лит., 1982. — Т. 2. — 1981. — 360 с.

231 Комар, Л.Ф. Порядок обращения за назначением пенсии / Л.Ф. Комар // Отдел кадров. — 2003. — № 11. — С. 72-77.

232 О порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»: положение: утв. Приказом Минсоцзащиты Респ. Беларусь, 23 мая 1997 г., № 44 (в ред. от 13.06.2004 г., № 87) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — № 112. — 8/113/3.

233 Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР / Р.И. Иванова. — М.: МГУ, 1986. — 176 с.

234 Комар, Л.Ф. Порядок обращения за назначением пенсии / Л.Ф. Комар // Отдел кадров. — 2003. — № 11. — С. 72-77.

235 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела­русь. — 2004. — № 107. — 2/1046.

236 О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и ря­дового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований: Закон Респ. Беларусь, 17 декабря 1992 г., № 2050-XII (в ред. Закона от 5 нояб. 2003 г., № 244-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 127. — 2/993.

237 О соответствии Конституции статьи 88 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и статьи 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел»: Заключение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 28 мая 1996 г. , № 3-36/96 // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. — 1996. — № 17. — Ст. 234.

238 О порядке выплаты пенсий пенсионерам, находившимся в местах лишения свободы: приказ Министерства обороны Респ. Беларусь, 14 июня 1999 г. , № 316, Министерства внутр. дел Респ. Беларусь, 14 июня 1999 г., № 104, Комитета гос. безопасности Респ. Беларусь, 14 июня 1999 г., № 62 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 55. — 8/536.

239 О приемной семье: положение: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 28 октября 1999 г., № 1678 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 85. — 5/1946.

240 Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-3 (в ред. Закона от 05.11.2003 г., № 246-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 133-2/995.

241 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596- XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела русь. — 2004. — № 107. — 2/1046.