Положение об органах опеки и попечительства в республике беларусь 2019

17.07.2018 Выкл. Автор admin

Положение об органах опеки и попечительства в республике беларусь 2019

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

2 февраля 2017 года №48

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 25 января 2017 года №30

О Положении об органах опеки и попечительства

В соответствии со статьёй 149 Семейного кодекса Республики Таджикистан и статьёй 51 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» Правительство Республики Таджикистан постановляет:

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Таджикистан от 11 марта 2000 года №98 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства».

Председатель Правительства Республики Таджикистан
Эмомали Рахмон

Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан от 25 января 2017 года №30

Положение об органах опеки и попечительства

1. Общие положения

1. Положение об органах опеки и попечительства (далее — настоящее Положение) определяет правовые основы организации и деятельности органов опеки и попечительства в области обеспечения и защиты прав детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, либо ограниченными судом в дееспособности, либо лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности.

2. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, полномочия органов опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей составляют предмет регулирования настоящего Положения.

3. Деятельность по опеке и попечительству строится на основе следующих принципов:

— приоритет интересов ребёнка;

— приоритет воспитания ребёнка в окружении семьи;

— свобода принятия обязательств по опеке и попечительству, свобода отказа от обязанностей опеки и попечительства;

— строгий контроль над деятельностью опеки и попечительства;

— обеспечение защиты прав и законных интересов лица, находящегося под опекой и попечительством;

— обеспечение конфиденциальности информации;

— безвозмездности опеки и попечительства над детьми.

4. Государственная поддержка опеки и попечительства осуществляется настоящим Положением и законодательством Республики Таджикистан.

2. Органы опеки и попечительства

5. Защита прав, интересов и воспитание детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных; учреждений, других случаях отсутствия родительского попечения, а также защиты прав и интересов недееспособных граждан или граждан, ограниченных в дееспособности, возлагается на органы опеки и попечительства.

6. Основные задачи органов опеки и попечительства:

— выявляют детей, оставшихся без попечения родителей;

— ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей;

— исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

— защищают права и законные интересы лиц, в отношение которых установлена опека или попечительство, либо нуждающихся в них;

— обеспечивают последующий контроль над условиями содержания, воспитания и образования лиц, оставшихся без попечения родителей;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Уважаемые, замещающие родители!

На нашем сайте Вы можете записаться на прием к федеральному оператору, где Вы сможете ознакомиться с анкетными данными детей, производная информация которых размещена на нашем сайте.
При приеме у федерального оператора Вы должны иметь паспорт и оригинал и ксерокопию действующего заключения о возможности быть усыновителем (опекуном, попечителем). В том случае, если в заключении указаны оба супруга, то на прием должны быть записаны и прийти оба супруга.
В том случае, если Вы по каким-либо причинам не сможете прийти на прием, то Вам необходимо на сайте либо по телефонам федеральных операторов отменить сделанную Вами запись на прием. В таком случае у других замещающих родителей появится возможность прийти для знакомства с анкетами детей.
Запись на прием к федеральному оператору не лишает Вас возможности также обращаться в органы опеки и попечительства или к региональным операторам. В том случае, если Вы желаете осуществлять поиск ребенка только в Москве и Московской области, то рекомендуем Вам обращаться непосредственно к этим региональным операторам, т.к. они тоже располагаются в Москве.

Если у Вас возникают проблемы с поиском детей, пожалуйста, очистите кэш браузера

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

21 Февраля 2019

Встречи с будущими родителями запланированы на 21 и 28 февраля

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Права и обязанности опекунов и попечителей

Родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя.

Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.

Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного.

Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Как опекуны, так и попечители обязаны:

  • Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.).
  • Обеспечивать подопечного уходом и лечением.
  • Заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии) (опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства).
  • Обеспечить получение ребенком основного общего образования;
    опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования. Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии.
  • Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения.
  • Представлять и защищать права и интересы ребенка.

Это фактические действия, которые в соответствии со статьей 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязаны совершать опекуны и попечители несовершеннолетних. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных.

Опекуны и попечители обязаны защищать интересы подопечных, а, следовательно, имеют право и обязаны:

  • Подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;
  • Подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;
  • Принимать меры по защите прав собственности подопечного (подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности и прочие);
  • Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов.
  • Предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;
  • Обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе;
  • Защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;
  • Обращаться с заявлением ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения.

Опекуны и попечители не вправе:

  • Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование;
  • Предоставлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
  • Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
  • Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
  • Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением.
    Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
  • Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет.
    В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.
  • Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Опекуны и попечители вправе:

  • Опекун или попечитель вправе требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка.
  • Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.

В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка могут быть обжалованы родителями или другими родственниками либо усыновителями ребенка в орган опеки и попечительства.

Читайте так же:  Пособие на съём жилья

В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов.

Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.

Ответственность опекунов и попечителей:

  • Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных.
  • Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного.

При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

21 Февраля 2019

Встречи с будущими родителями запланированы на 21 и 28 февраля

Положение о Министерстве образования Республики Беларусь

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

04.08.2011 № 1049

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве образования Республики Беларусь

1. Министерство образования Республики Беларусь (далее – Минобразование) – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в сфере образования, осуществляющий регулирование, управление и контроль за обеспечением качества образования и координирующий в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и государственных организаций.

Минобразование подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, несет перед ним ответственность за выполнение возложенных на него задач и организацию работы подчиненных ему государственных организаций.

В структуру Минобразования входят Департамент контроля качества образования с правами юридического лица, управления и отделы, а также структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственные организации, подчиненные Минобразованию (далее, если не указано иное, – организации Минобразования).

2. В своей деятельности Минобразование руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением и иными актами законодательства.

3. Главными задачами Минобразования являются:

3.1. обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними;
3.2. обеспечение функционирования системы образования Республики Беларусь, создание системы непрерывного образования;
3.3. проведение государственной молодежной политики;
3.4. проведение в пределах своей компетенции государственной политики в сфере оказания психологической помощи в системе образования;
3.5. координация деятельности республиканских органов государственного управления, управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов, организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, по вопросам реализации функций системы образования, государственной молодежной политики, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства над несовершеннолетними;
3.6. осуществление контроля за обеспечением качества образования, а также в сфере государственной молодежной политики;
3.7. осуществление анализа реализации государственной политики в области охраны детства;
3.8. осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3.9. организация международного сотрудничества в сфере образования, а также по иным направлениям деятельности в пределах своей компетенции;
3.10. организация и развитие научных исследований в учреждениях высшего образования;
3.11. обеспечение государственного регулирования образования, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данный вид экономической деятельности.

4. Минобразование в соответствии с возложенными на него задачами:

4.1. всесторонне анализирует состояние и прогнозирует развитие сферы образования, социальных процессов в среде молодежи, изучает мировые тенденции и определяет приоритетные направления развития в этих сферах;
4.2. определяет основные направления развития и совершенствования качества образования;
4.3. осуществляет координацию деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования;
4.4. взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении вопросов, входящих в его компетенцию, принимает совместные с областными и Минским городским исполнительными комитетами меры по вопросам развития системы образования, воспитания обучающейся молодежи, молодежной политики и охраны детства;
4.5. разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых;
4.6. в рамках своей компетенции принимает нормативные правовые акты, подписываемые Министром, а в случае его отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности, полномочия которого подтверждаются в установленном порядке, и организует проверку их исполнения;
4.7. согласовывает в соответствии с законодательством положения о структурных подразделениях областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи;
4.8. утверждает в установленном порядке:
особенности регулирования труда педагогических работников;
типовые штаты и нормативы численности работников организаций системы образования, кроме специализированных лицеев, средних школ – училищ олимпийского резерва, суворовских училищ, детских школ искусств, учреждений среднего специального образования в сфере культуры;
перечни мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса;
иные нормативные правовые акты, полномочия на принятие которых содержатся в Кодексе Республики Беларусь об образовании, иных актах законодательства;
4.9. устанавливает образцы билета учащегося, книжки успеваемости, студенческого билета, билета слушателя, зачетной книжки, типовые формы отдельных документов, необходимых для организации образовательного процесса в учреждениях образования;
4.10. организует подготовку и выпуск учебных изданий, определяет порядок их использования, в том числе комплектования ими учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования;
4.11. осуществляет лицензирование образовательной деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании;
4.12. проводит государственную аккредитацию учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, подтверждение государственной аккредитации;
4.13. осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности организаций Минобразования, в том числе их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика;
4.14. заключает международные договоры межведомственного характера с государственными органами иностранных государств и (или) международными организациями в сфере образования;
4.15. осуществляет в соответствии с законодательством функции компетентного органа по реализации международных договоров Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к его компетенции;
4.16. осуществляет подготовку предложений и реализацию планов по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств по вопросам, отнесенным к его компетенции;
4.17. разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции меры по развитию экспорта образовательных услуг;
4.18. определяет особенности состава затрат при реализации образовательных программ высшего, среднего специального образования на платной осно
ве в государственных учреждениях образования;
4.19. осуществляет в пределах, установленных законодательством, владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, находящимся на его балансе;
4.20. создает, реорганизует и ликвидирует организации в порядке, определяемом законодательством, осуществляет управление деятельностью подчиненных государственных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности, заключает трудовые договоры (контракты) с их руководителями, утверждает уставы, управляет их имуществом;
4.21. осуществляет планирование расходов на содержание подчиненных государственных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности, на реализацию осуществления иных функций, возложенных на Минобразование;
4.22. определяет объемы финансирования и материально-технического обеспечения подчиненных государственных организаций в пределах выделенных бюджетных ассигнований и ресурсов;
4.23. осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащей Республике Беларусь и переданной в управление Минобразованию государственной доли акций открытого акционерного общества «Пуховичский опытно-экспериментальный завод»;
4.24. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый год;
4.25. осуществляет государственную кадровую политику в сфере образования, направленную на комплектование Минобразования, организаций Минобразования высококвалифицированными работниками, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует в пределах своей компетенции руководящий кадровый состав отрасли и его резерв;
4.26. определяет особенности и порядок аттестации педагогических работников системы образования, кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования;
4.27. согласовывает кандидатуры на должности руководителей управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов, а также кандидатуры на должности руководителей организаций системы образования в соответствии с законодательством;
4.28. обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе в сфере образования, охраны детства и молодежной политики, внедрение результатов научных исследований в сфере образования, содействует внедрению результатов научных исследований и разработок в отрасли экономики, развитию инновационной деятельности;
4.29. обеспечивает организацию и проведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, в том числе определяет порядок ее осуществления;
4.30. рассматривает кандидатуры талантливых молодых ученых, рекомендованные учреждениями высшего образования, в ходе проведения ежегодного открытого республиканского конкурса для назначения стипендий Президента Республики Беларусь и готовит предложения по назначению стипендий для представления в Межведомственную комиссию по рассмотрению кандидатур для назначения стипендий Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым;
4.31. обеспечивает организацию и проведение олимпиад, конкурсов, конкурсов научно-исследовательских работ, турниров, фестивалей, конференций, симпозиумов, конгрессов, семинаров и других образовательных, научных мероприятий, в том числе международных, проводимых на территории Республики Беларусь, определяет порядок и условия их проведения, а также направления обучающихся для участия в международных образовательных мероприятиях;
4.32. организует проведение официальных спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечивает участие обучающихся в учреждениях образования в указанных мероприятиях;
4.33. осуществляет выдачу письменных разрешений на направление граждан, обучающихся в организациях системы образования Республики Беларусь, на учебу за границу;
4.34. согласовывает размещаемые на территории Республики Беларусь информационные (рекламные) объявления об учебе граждан за границей;
4.35. осуществляет контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда в организациях системы образования;
4.36. осуществляет общую координацию работ по формированию студенческих отрядов и их деятельности;
4.37. осуществляет совместно с Министерством здравоохранения методологическое руководство в сфере оказания психологической п
омощи;
4.38. разрабатывает и реализует меры по развитию республиканской системы информации в сфере образования;
4.39. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц (далее – обращения);
4.40. по результатам рассмотрения обращения, автор которого не удовлетворен результатами его рассмотрения в организациях Минобразования, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов выдает указанным организациям обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов;
4.41. осуществляет проверки соблюдения в организациях Минобразования порядка рассмотрения обращений, а в случаях, предусмотренных законодательством, – выездные проверки работы с обращениями, по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения обращений направляет их руководителю представление о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;
4.42. осуществляет в соответствии с возложенными на него задачами и функциями иные полномочия, установленные законодательством.

5. Минобразование имеет право:

5.1. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;
5.2. в установленном порядке создавать за счет определенных законодательством источников специальные отраслевые и межотраслевые целевые фонды и принимать решения по распоряжению их средствами;
5.3. создавать экспертные советы и комиссии по вопросам, входящим в его компетенцию, в том числе для экспертизы проектов научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов и студентов подчиненных организаций, представляемых на конкурс грантов Минобразования;
5.4. проводить конкурс отдельных проектов научно-исследовательских работ, представляемых подчиненными государственными организациями для финансирования за счет средств республиканского бюджета на основании положения, утверждаемого Минобразованием;
5.5. проводить международные и республиканские конференции, конгрессы, симпозиумы, совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Минобразования;
5.6. проводить республиканские спартакиады обучающихся, республиканские универсиады, республиканские смотры уровня физической подготовленности обучающихся, другие спортивные мероприятия, а также представлять интересы Республики Беларусь на всемирных универсиадах и чемпионатах мира среди студентов, проводимых Международной федерацией университетского спорта, европейских играх и чемпионатах Европы среди студентов, проводимых Европейской ассоциацией студенческого спорта, всемирных гимназиадах, проводимых Международной федерацией школьного спорта;
5.7. участвовать в работе межгосударственных организаций, комиссий и комитетов, общественных объединений, организовывать международное сотрудничество по вопросам, входящим в компетенцию Минобразования;
5.8. в установленном порядке вносить представления о награждении государственными наградами работников Минобразования, организаций системы образования, применять по отношению к ним, а также к обучающимся меры поощрения.

Читайте так же:  Пособия для детей после 1 5 лет

6. Минобразование возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

7. Министр образования:

7.1. управляет деятельностью Минобразования, самостоятельно в пределах своей компетенции принимает решения, несет персональную ответственность за выполнение Минобразованием возложенных на него задач и функций;
7.2. распределяет между заместителями Министра обязанности по руководству отдельными направлениями деятельности Минобразования;
7.3. устанавливает степень ответственности своих заместителей и руководителей структурных подразделений Минобразования за руководство отдельными направлениями деятельности Минобразования;
7.4. утверждает структуру и штатное расписание Минобразования в пределах установленного фонда оплаты труда;
7.5. вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь проекты актов законодательства, предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Правительства Республики Беларусь;
7.6. осуществляет выдачу письменных разрешений на усыновление детей – граждан Республики Беларусь иностранными гражданами;
7.7. в установленном законодательством порядке принимает на работу, а также увольняет с работы работников Минобразования, руководителей подчиненных государственных организаций;
7.8. назначает на должность и освобождает от должности руководителей частных учреждений высшего образования по представлению их учредителей;
7.9. утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Минобразования (кроме Департамента контроля качества образования с правами юридического лица);
7.10. утверждает графики проверок соблюдения в структурных подразделениях областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области образования и по делам молодежи, и подчиненных организациях порядка рассмотрения обращений;
7.11. создает в установленном порядке фонды на представительские цели и другие неплановые мероприятия;
7.12. возглавляет коллегию Минобразования и руководит ее работой;
7.13. без доверенности действует от имени Минобразования, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается его имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры;
7.14. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

8. В Минобразовании создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, руководителей Департамента контроля качества образования и ведомственной контрольной службы по должности, а также других руководящих работников и специалистов Минобразования и организаций системы образования.

Количественный и персональный состав коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы развития системы образования, обсуждает вопросы деятельности Минобразования, подчиненных организаций, вопросы взаимодействия структурных подразделений и организаций системы образования. Решения коллегии оформляются приказами и постановлениями.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

9. При Минобразовании на общественных началах могут создаваться координационные и иные советы по направлениям деятельности в сфере образования из состава работников Минобразования, представителей заинтересованных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций системы образования, общественных объединений и иных юридических лиц.

10. Финансирование деятельности Минобразования осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
11. Минобразование является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 октября 1999 г. № 1676

Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2005 г. № 308 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 5/15772) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 5/24440) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 624 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 106, 5/31731) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 24 июля 2012 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 25 июля 2012 г. и 29 июля 2012 г. ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 24 июля 2012 г. и 25 июля 2012 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 29 июля 2012 г. ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 24 июля 2012 г., 25 июля 2012 г. и 29 июля 2012 г. ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2013 г. № 376 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.05.2013, 5/37259) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 68 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.02.2019, 5/46113) — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 февраля 2019 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 августа 2020 г.

В связи с принятием Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров БССР от 10 декабря 1971 г. № 367 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства Белорусской ССР» (СЗ БССР, 1971 г., № 36, ст. 587).

Премьер-министр Республики Б еларусь

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

ПОЛОЖЕНИЕ
об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь о браке и семье.

2. В Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы.

Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается:

в отношении несовершеннолетних – на структурное подразделение городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, – на комиссию по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка;

в отношении совершеннолетних лиц, которые признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, – на главные управления по здравоохранению (здравоохранения) областного исполнительного комитета, Комитет по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета.

3. Задачами органов опеки и попечительства являются:

выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;

оказание материальной и иной необходимой помощи детям;

осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

защита личных и имущественных прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите и (или) в опеке и попечительстве, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными;

установление попечительства над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, по их просьбе.

4. Органы опеки и попечительства, а также органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, настоящим Положением, а также другими актами законодательства Республики Беларусь.

5. Руководство и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству, возлагаются на вышестоящие органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

5 1 . Для урегулирования проблемных вопросов, связанных с осуществлением опеки над лицами, признанными судом недееспособными, в облисполкомах и Минском горисполкоме создаются координационные советы по опеке над лицами, признанными в установленном порядке недееспособными, состав и положение о которых утверждаются распоряжением председателя соответствующего исполкома.

Координационные советы формируются из числа работников структурных подразделений облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющих функции по опеке и попечительству, райисполкомов, администраций районов города и организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, в том числе из представителей органов управления здравоохранения, органов по труду, занятости и социальной защите, правоохранительных органов и других.

6. Органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают решения, которые имеют обязательную силу для физических и юридических лиц всех форм собственности.

7. Местные исполнительные и распорядительные органы как органы опеки и попечительства:

7.1. организует работу по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении опеки, попечительства;

7.2. обеспечивают до разрешения вопроса об установлении опеки, попечительства временное устройство нуждающихся в опеке, попечительстве лиц, сохранность их имущества, а также выполняют иные функции опекуна, попечителя;

7.3. назначают опекунов, попечителей, освобождают и отстраняют их от возложенных обязанностей;

7.3 1 . ведут учет лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями;

7.4. обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных, детей, нуждающихся в государственной защите, проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7.4 1 . в случае, предусмотренном в статье 155 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, назначают опекуна над имуществом или передают имущество подопечного на хранение;

7.5. дают опекуну предварительное разрешение совершать сделки, попечителю давать согласие на совершение от имени подопечного сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

7.6. при наличии достаточных оснований ходатайствуют перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего подопечного в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;

7.7. решают вопрос о выплате следуемой подопечному заработной платы, пенсии и других выплат непосредственно попечителю или по согласованию с ним супругу или другому совершеннолетнему члену семьи для расходования на нужды лица, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

7.8. дают в отдельных случаях разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и охране прав и законных интересов подопечного;

7.9. возбуждают в суде дела о лишении родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, о признании недееспособным, а также о признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным;

7.10. принимают решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится (в исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка), устанавливают наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, и (или) транспортного средства;

7.11. принимают участие при рассмотрении в суде дел о признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным;

7.12. устанавливают опеку над имуществом умерших и безвестно отсутствующих лиц;

7.13. при использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи передают прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке;

7.14. принимают решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите в случае, если нахождение ребенка в социально опасном положении не связано с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, утверждают план защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите в случае, если нахождение ребенка в социально опасном положении не связано с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, вносят в него изменения и дополнения на основании результатов анализа его выполнения;

7.15. направляют ребенка в учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания на государственное обеспечение;

7.16. устанавливают ежемесячные денежные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни (городки);

Читайте так же:  Приказ 624н в редакции

7.17. принимают решение о запрете на отчуждение без согласия органа опеки и попечительства жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семей собственников жилых помещений, признанные находящимися в социально опасном положении, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, а также принимают решение о снятии запрета на отчуждение таких жилых помещений;

7.17 1 . принимают решение о даче согласия на отчуждение или об отказе в отчуждении жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семей собственников жилых помещений, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей;

7.17 2 . принимают решение об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством;

7.18. принимают решение о присвоении или изменении фамилии, собственного имени детей в случаях, предусмотренных законодательством, о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

7.19. в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномочивают органы и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на реализацию функций, предусмотренных подпунктами 7.1, 7.2, 7.4, 7.6, 7.11, 7.13 настоящего Положения, в пределах их компетенции, установленной Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949) и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности этих органов (организаций);

7.20. осуществляют организационные меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, передаче их на патронатное воспитание, оптимизации сети детских интернатных учреждений;

7.21. ведут учет выдачи удостоверений на право представления интересов подопечных в журнале регистрации удостоверений на право представления интересов подопечных по форме согласно приложению 2;

7.22. разрешают разногласия между опекунами (попечителями) и родителями ребенка (другими близкими родственниками) и определяют порядок общения с ребенком;

7.23. принимают решение об установлении патронажа по просьбе совершеннолетнего дееспособного лица, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, назначают, освобождают или отстраняют попечителя-помощника по представлению органа по труду, занятости и социальной защите;

7.24. принимают решение о создании и о закрытии приемной семьи, детского дома семейного типа;

7.25. принимают решение о возможности воспитания приемными родителями, родителями-воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае досрочного расторжения договора об условиях воспитания и содержания детей и (или) трудового договора.

8. Структурные подразделения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

8.1. выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших восемнадцати лет, избирают форму их устройства, информируют комиссии по делам несовершеннолетних районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций об избранных формах устройства на воспитание детей, признаваемых нуждающимися в государственной защите;

8.2. подбирают опекуна (попечителя), приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, детской деревни (городка), способного осуществлять воспитание несовершеннолетнего и защиту его личных и имущественных прав;

8.3. представляют в органы опеки и попечительства материалы, необходимые для назначения над несовершеннолетними опеки (попечительства), создания приемной семьи, детского дома семейного типа, назначения ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, дачи разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим совершеннолетия, принятия решения об эмансипации, принятия решения об осуществлении государственной регистрации запрета на отчуждение без согласия органа опеки и попечительства жилых помещений, в которых проживают отдельные категории несовершеннолетних, либо принятия решения о согласии на отчуждение или об отказе в отчуждении таких жилых помещений;

8.4. оказывают опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям детского дома семейного типа, детской деревни (городка) постоянную помощь в воспитании и организации оздоровления детей;

8.5. проверяют выполнение опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка), патронатными воспитателями возложенных на них обязанностей;

8.6. возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни (городка) от выполнения их обязанностей;

8.7. возбуждают в суде дела о лишении родительских прав или отобрании детей от родителей без лишения родительских прав, о взыскании с родителей средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

8.8. дают заключения по делам о лишении родительских прав, об отобрании детей от родителей или других лиц, восстановлении в родительских правах, возвращении отобранного ребенка родителям, об обоснованности усыновления (удочерения) и соответствии интересам ребенка установления либо отмены усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);

8.9. принимают участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей от родителей или других лиц;

8.10. осуществляют контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни (городка), патронатных воспитателей;

8.11. рассматривают жалобы на действия опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

8.12. ведут учет детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), и детей, переданных под опеку (попечительство);

8.13. осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), семьи патронатных воспитателей, а также в семьях, где проживают дети, находящиеся в социально опасном положении, дети, в отношении которых поступила информация о ненадлежащем исполнении родителями родительских обязанностей, семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах;

8.14. ведут учет кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), проживающих на территории района, города, района в городе;

8.15. в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории района, города, района в городе, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

8.16. организуют обучение граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

8.17. по запросу суда выявляют мнение ребенка при рассмотрении дел по спорам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

8.18. дают заключения и участвуют в заседаниях судов по спорам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав и законных интересов;

8.19. проводят обследование условий жизни детей, находящихся в социально опасном положении, и кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), патронатные воспитатели и составляют акты обследования и заключения о наличии в семьях кандидатов условий, необходимых для воспитания детей;

8.20. в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномочивают учреждения образования на реализацию функций, предусмотренных подпунктами 8.2, 8.4, 8.10, 8.13, 8.16 и 8.19;

8.21. выдают опекуну (попечителю), приемному родителю, родителю-воспитателю детского дома семейного типа удостоверение на право представления интересов подопечного по форме согласно приложению 1;

8.22. информируют и консультируют граждан об условиях патронатного воспитания и порядке передачи детей на патронатное воспитание, осуществляют подбор патронатных воспитателей, организуют подбор детей, передаваемых на патронатное воспитание.

8 1 . Комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации как орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству:

8 1 .1. принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка) в случаях, установленных законодательными актами, устанавливает наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, и (или) транспортного средства;

8 1 .2. уведомляет районного (городского, межрайонного) прокурора о принятом решении об отобрании ребенка;

8 1 .3. формирует комиссию по отобранию ребенка;

8 1 .4. информирует о принятом решении об отобрании ребенка организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа и органы внутренних дел;

8 1 .5. принимает соответствующие решения о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа или об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

9. Главные управления по здравоохранению (здравоохранения) облисполкомов, комитет по здравоохранению Минского горисполкома как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

9.1. выявляют недееспособных совершеннолетних лиц, которые нуждаются в установлении опеки, а также лиц, признанных ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, нуждающихся в установлении попечительства;

9.2. выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в установлении опеки, принимают меры для передачи их под опеку или помещения в соответствующие организации здравоохранения, подчиненные управлениям здравоохранения облисполкомов и комитету по здравоохранению Минского горисполкома;

9.3. подготавливают необходимые материалы для возбуждения в суде дел о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными и принимают участие в рассмотрении таких дел;

9.4. принимают в случае необходимости меры к устройству лиц, ограниченно дееспособных вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, в соответствующие организации здравоохранения, в том числе до назначения над ними опекуна или попечителя;

9.5. не позднее одного месяца со дня поступления из суда информации о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным представляют в органы опеки и попечительства документы, необходимые для назначения опекуна или попечителя над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, со своим заключением, а также документы, необходимые для принятия решения об осуществлении государственной регистрации запрета на отчуждение без согласия органа опеки и попечительства жилых помещений, в которых проживают недееспособные или ограниченные в дееспособности судом граждане, либо принятия решения о согласии на отчуждение или об отказе в отчуждении таких жилых помещений;

9.5 1 . при необходимости обеспечивают контроль над лицами, признанными судом недееспособными, до назначения над ними опекуна;

9.6. проверяют выполнение опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей путем:

проведения контрольных обследований условий жизни подопечных не реже двух раз в год, которые оформляются соответствующим актом проверки;

анализа ежегодных письменных отчетов за предыдущий год о хранении имущества подопечного и управлении им;

9.7. возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов или попечителей от выполнения их обязанностей, в том числе при поступлении сообщений организаций здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь населению, о выявленных злоупотреблениях опекунов или попечителей в отношении подопечных, об ухудшении условий их проживания и содержания;

9.8. в случаях признания судом недееспособных и ограниченно дееспособных дееспособными возбуждают ходатайства об отмене установленной над этими лицами опеки или попечительства;

9.9. ведут учет и личные дела лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

11. Органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право:

11.1. требовать от физических и юридических лиц представления необходимых документов и справок;

11.2. производить обследование и опрос лиц в целях получения необходимых сведений для решения вопросов опеки и попечительства;

11.3. вызывать для беседы и объяснений родителей, опекунов, попечителей, попечителей-помощников, приемных родителей и других граждан по вопросам, связанным с защитой прав опекаемых и подопечных;

11.4. выдавать заинтересованным физическим и юридическим лицам в пределах своей компетенции справки и заключения, касающиеся вопросов опеки и попечительства.

12. Министерство образования, Министерство здравоохранения в пределах своей компетенции издают приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты по применению настоящего Положения.