Полномочия судов субъектов

05.03.2018 Выкл. Автор admin

Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях, указанных в ч.3 ст.31 УПК РФ.

К ним относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), ряд преступлений, которые совершены организованной группой или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 152, ч. 3 ст. 205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 3 ст. 263, ч. 3 ст. 267 УК РФ и др.), а также некоторые преступления против правосудия, порядка управления, против мира и безопасности человечества.

К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо представления прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному представлению прокурора, а также по частным жалобам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

На президиум возлагается рассмотрение дел по представлениям и надзорным жалобам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании.

Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.

Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения:

— судебная коллегия по гражданским делам,

— судебная коллегия по уголовным делам,

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

В качестве суда первой инстанции образуются судебные составы, куда входят один профессиональный судья или три профессиональных судьи. Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то должно быть двенадцать комплектных и два запасных присяжных заседателя. Процессом руководит один профессиональный судья.

Полномочия судов субъектов

5.3. Суды субъектов РФ

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Состав и структура суда субъекта РФ. Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеют следующие структурные подразделения: 1) президиум суда; 2) судебную коллегию по гражданским делам; 3) судебную коллегию по уголовным делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа наделен следующими полномочиями:

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

– заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

– рассматривает вопросы работы аппарата суда;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Полномочия судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа входят председатель суда, заместитель председателя суда, судьи, присяжные заседатели, аппарат суда.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

– руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

– созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

– распределяет обязанности между заместителями председателя;

– организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

– организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

– ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

– осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

– образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

– представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Организация работы в краевом, областном, городском суде, суде автономной области и суде автономного округа осуществляется в соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов».

Полномочия судов субъектов

Суды субъектов РФ

Суды субъектов РФ

Суд субъекта РФ – это Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Компетенция суда субъекта РФ:

1) рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

– о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни:

– об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и объединений;

– о прекращении или приостановлении деятельности меж региональных и региональных общественных объединений;

– об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательных комиссий субъектов РФ по подготовке и проведению референдума РФ, региональных референдумов, выборов Президента РФ, выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, высшего должностного лица субъекта РФ, кроме решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий;

– дела, связанные с государственной тайной;

– дела по жалобам на решения районных судов, принятые ими и качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;

2) рассматривает в качестве суда кассационной инстанции:

– дела по жалобам на решения районных судов и мировых судей, вступившие в силу, а также в отношении решений, принятых верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в качестве суда второй инстанции;

– рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

3) иные полномочия.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа исполняет поручения судов иностранных государств, переданные ему в порядке, установленном федеральным законом или международным договором РФ.

Состав верховного суда субъекта РФ. Суд субъекта РФ рассматривает дела, отнесенные к его компетенции следующим составом: а) гражданские и административные дела – судьей единолично либо коллегией в составе трех судей; б) уголовные дела – коллегией в составе трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией в составе судьи и народных заседателей; в) дела по жалобам на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, – коллегией в составе трех судей, а жа лобы на решения районных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность жилища, а также жалобы на решения и действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора, – судьей единолично; г) жалобы на решения районных судов, мировых судей, вступившие в силу, а также в отношении решений, принятых верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в качестве суда второй инстанции, – судьей единолично.

Читайте так же:  Неустойка снижение судом

Помимо судей в состав суда субъекта РФ входят:

– президиум соответствующего суда;

– судебные коллегии и судебные присутствия.

Правоохранительные органы
Казанцев В.В.
2007

23.Суды субъектов рф: полномочия, структура, место в системе федеральных судов общей юрисдикции

Верховные суды занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Суды среднего звена равнозначны по компетенции, структуре и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Суды среднего звена состоят из председателя, заместителей пред­седателя, председателей судебных коллегий, членов суда. Они действуют в составе:

судебной коллегии по гражданским делам;

судебной коллегии по уголовным делам.

Кроме того, в их состав входят аппараты судов, призванные выполнять организационно-вспомогательные функции.

24.Верховный суд рф: его полномочия и структура

На основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Кроме того, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ наделяет Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Также Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации.

Верховный Суд РФ осуществляет правосудие путем рассмотрения дел в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Основные подразделения Суда:

Пленум (включающий в свой состав всех судей Верховного суда, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства);

Президиум (рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения су­дебной практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими законодательства);

Апелляционная коллегия (рассмотрение по второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции); . По гражданским делам с 1 января 2012 года, по уголовным с 1 января 2013 года.

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебная коллегия по административным делам;

Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и иные судебные решения, вступившие в силу.

При Верховном Суде РФ действуют следующие органы:

1) Судебный департамент (является федеральным государственным органом и призван осуществлять организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции в РФ, т.е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия);

2) Научно-консультативный совет (совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики).

3. Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ 5 5 Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 года.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом — Верховным Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях, указанных в ч.3 ст.31 УПК РФ.

К ним относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), ряд преступлений, которые совершены организованной группой или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 152, ч. 3 ст. 205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 3 ст. 263, ч. 3 ст. 267 УК РФ и др.), а также некоторые преступления против правосудия, порядка управления, против мира и безопасности человечества.

К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо представления прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному представлению прокурора, а также по частным жалобам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

На президиум возлагается рассмотрение дел по представлениям и надзорным жалобам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании.

Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.

Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения:

— судебная коллегия по гражданским делам,

— судебная коллегия по уголовным делам,

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действовавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда.

Областной и другой равный ему суд состоит из судей и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

В качестве суда первой инстанции образуются судебные составы, куда входят один профессиональный судья или три профессиональных судьи. Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то должно быть двенадцать комплектных и два запасных присяжных заседателя. Процессом руководит один профессиональный судья.

В качестве суда кассационной инстанции областной и другой равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей.

Президиум, действуя в качестве надзорной инстанции, рассматривает дела в составе не менее трех его членов.

Читайте так же:  Как проверить авто на арест залог

Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда.

Президиум областного суда:

— утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам,

— рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики,

— заслушивает отчеты председателей коллегий о деятельности коллегий,

— рассматривает вопросы деятельности аппарата суда,

— оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума.

Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда.

Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председателю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда.

Организационные полномочия председателя областного суда следующие:

-он руководит организацией работы судебных коллегий, распределяя судей по коллегиям;

-руководит работой аппарата суда;

-созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

-представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ;

-распределяет обязанности между заместителями председателя;

-организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата;

-организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

-вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона;

-ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб.

В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда.

В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из заместителей.

Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кассационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.

Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секретари, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанта, архивариус, инспектора.

Структурно в областном и другом равном ему суде действуют канцелярия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспедиция, секретариат. В областном суде имеется группа консультантов, которые занимаются изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. Жалобы и дела они докладывают председателю, который на основе доклада либо вносит протест в порядке надзора, либо отказывает в его принесении.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции; несут ответственность за правильное и полное изложение всех действий и решений суда, действий участников процесса; проводят работу по подготовке дела к слушанию: рассылают повестки, обеспечивают вручение копии обвинительного заключения подсудимому и т. п.; обеспечивают подготовку к рассмотрению уголовных и гражданских дел, поступивших в областной и равный ему суд в кассационном порядке; обеспечивают подготовку гражданских и уголовных дел к рассмотрению в порядке надзора на заседании президиума; уведомляют о дне рассмотрения; ведут протокол заседания.

Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, заполняют карточки. Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует ее.

Суд субъекта Российской Федерации

Положение о том, что все субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округи — являются равноправными, закреплено в ст. 5 Конституции РФ. Суды субъектов РФ образуются и действуют в каждом субъекте, и их наименование производно от вида субъекта РФ, в котором он действует (областной суд, верховный суд республики, краевой суд и др.). Однако полномочия судов различных по наименованию субъектов РФ не зависят от вида субъекта, числа проживающих на его территории лиц, количества судей, входящих в состав данного судебного органа, и любых иных факторов. Например, Брянский областной суд обладает теми же правовыми и организационными полномочиями, что и Верховный суд Республики Татарстан.

В соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской

Федерации» суды субъектов РФ являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего административно-территориального образования. Вместе с тем такие отношения нельзя назвать отношениями начальников и подчиненных. Районный суд в процессе осуществления им правосудия действует самостоятельно, и суд субъекта РФ не вправе вмешиваться в ход процесса, давать указания, предлагать вынести то или иное решение и прочим образом воздействовать на судей. Инстанционность процесса предполагает возможность суда субъекта РФ отменять или изменять решения районного суда, которые были обжалованы сторонами, их представителями или по которым были внесены представления прокурором. Но решения суд субъекта РФ будет выносить от своего имени и нести за них ответственность.

Суд субъекта РФ реализует свои полномочия через имеющиеся подразделения.

Такой суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Кроме того, в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся либо проживающих в отдаленных местностях, в составе суда субъекта РФ может быть образовано постоянное судебное присутствие, которое но своему статусу является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Суд субъекта РФ возглавляет председатель соответствующего суда. Также в составе суда имеются должности заместителей председателя суда. В составе судебных коллегий выделяются должности председателей соответствующих коллегий. Все указанные должностные лица имеют общий статус федерального судьи.

Работу суда субъекта РФ обеспечивает аппарат соответствующего суда, состоящий из помощника председателя суда, помощников заместителей председателя суда, помощников судей, а также сотрудников отделов. В структуре аппарата суда субъекта РФ действуют отделы: кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики; судебной статистики и правовой информатизации; делопроизводства; обеспечения судопроизводства но уголовным делам; обеспечения судопроизводства по гражданским делам; обеспечения деятельности президиума суда.

Порядок деятельности аппарата суда субъекта РФ регламентирован Инструкцией по судебному делопроизводству в Верховных Судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15.12.2004 № 161.

К компетенции суда субъекта РФ относится:

  • — рассмотрение в соответствии с подсудностью дел в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • — обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • — изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;
  • — осуществление иных полномочий, предоставленных ему федеральными законами.

Имеющиеся полномочия суд субъекта РФ осуществляет через свои структурные подразделения.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ формируются из числа судей данного суда. Каждая коллегия состоит из председателя коллегии, а также его членов.

Судебные коллегии суда субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривают:

  • — в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности данного суда;
  • — в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения суда субъекта РФ, принятые ими в ходе производства по делу в качестве суда первой инстанции;

в качестве суда кассационной инстанции по жалобам, представлениям па промежуточные судебные решения суда субъекта РФ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

— дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной инстанцией.

Специфические полномочия судебных коллегий судов субъектов РФ зависят от того, какие именно дела — гражданские или уголовные — они рассматривают. Особенно наглядно эти различия проявляются в случаях, когда судебная коллегия суда субъекта РФ исполняет роль суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ в соответствии со ст. 26 ГПК РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

  • — связанные с государственной тайной (см. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»);
  • — о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;
  • — о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;
  • — о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;
  • — о приостановлении или прекращении деятельности СМИ, распространяемых преимущественно па территории одного субъекта РФ;
  • — об оспаривании решений, избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий;
  • — о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, а также районным судам;
  • — об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов РФ но приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате чего кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

В качестве апелляционной инстанции Судебная коллегия по гражданским делам выступает в случаях, когда апелляционные жалобы заинтересованных лиц или апелляционное представление прокурора были поданы на решения районных судов по гражданским делам, не вступившие в законную силу.

Судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ в соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК РФ подсудны уголовные дела:

  • — о наиболее тяжких преступлениях, а также дела о некоторых преступлениях против правосудия;
  • — которые были переданы в суд субъекта РФ в соответствии с правилами о подсудности;
  • — в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Кроме того, в Судебную коллегию по уголовным делам суда субъекта РФ передаются дела, которые по общему правилу рассматриваются судом с участием присяжных заседателей. При этом в качестве председательствующего выступает один из судей, входящих в состав данного суда.

Институт присяжных заседателей впервые был введен в ходе судебной реформы 60-х гг. XIX в. Согласно Уставу уголовного судопроизводства присяжные заседатели участвовали в рассмотрении лишь таких уголовных дел, когда законом за совершение преступлений предусматривалось наказание, связанное с ограничением или лишением нрав состояния.

Учреждение судебных установлений 1864 г. предусматривало избрание присяжных заседателей для участия в рассмотрении дел. Особые временные комиссии, состоявшие из лиц, назначавшихся ежегодно уездными земскими собраниями, составляли по каждому уезду отдельно общие и очередные списки. В столицах общие списки составлялись соединенными заседаниями общих городских дум и местных уездных земских собраний.

Читайте так же:  Договор для осмотра квартиры

Для внесения в списки присяжных заседателей было необходимо наличие ряда условий, которым должен соответствовать кандидат:

  • — во-первых, российское подданство;
  • — во-вторых, возраст — от 25 до 70 лет;
  • — в-третьих, проживание в уезде, где проводилось избрание;
  • — в-четвертых, наличие определенного имущественного ценза (владение землей в количестве не менее ста десятин или другим недвижимым имуществом ценой: в столицах от 2 тыс. руб., в губернских городах и градоначальствах — от 1 тыс. руб., в иных местах — не менее 500 руб., или получение жалованья либо дохода от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах — не менее 500 руб., в других местах — не менее 200 руб. в год).

Подавляющее большинство дел рассматривалось с участием присяжных заседателей в окружных судах. В отдельных случаях закон предусматривал участие присяжных заседателей в деятельности судебных палат и сената (при рассмотрении дел о должностных преступлениях, совершенных чиновниками выше XIII класса по Табелю о рангах, городскими головами, членами городских земских и городских управ и др.).

В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства за три недели до открытия судебных заседаний из очередного списка назначались по жребию 30 заседателей для исполнения своих обязанностей в течение всего периода заседаний. Одновременно из запасного списка назначались шесть запасных заседателей. Избранные заседатели извещались об этом повестками.

В судебном заседании список предоставлялся сторонам для заявления ими отводов. Из числа неотведенных присяжных заседателей выбирались 12 основных (комплектных) и 2 запасных заседателя. Все 14 заседателей приводились к присяге в соответствии с их вероисповеданием. После приведения к присяге заседатели избирали из своей среды старшину.

Затем начиналось судебное следствие. Вслед за произнесением прокурором обвинительной речи старшине присяжных вручался вопросный лист, в котором говорилось о том, в чем обвинялся подсудимый, и спрашивалось, виновен он или не виновен по предмету обвинения. Перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату председательствующий произносил напутственную речь.

Решение присяжные заседатели принимали большинством голосов, при равенстве решение принималось в пользу подсудимого. Старшина присяжных заседателей свое мнение высказывал последним, считал голоса, записывая после каждого вопроса решение.

Если вердиктом присяжных заседателей подсудимый признавался невиновным, его сразу же объявляли свободным от суда и содержания под стражей. При признании виновности подсудимого прокурор делал заключение относительно наказания, а суд выносил приговор.

Институт присяжных заседателей в Советском государстве был ликвидирован и стал возрождаться лишь в конце 80-х гг. XX в.

В ст. 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г. говорилось, что по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом с участием присяжных заседателей (расширенной коллегией народных заседателей). Однако конкретных законодательных мер по реализации данного положения принято не было.

Верховный Совет РСФСР 24 октября 1991 г. принял Концепцию судебной реформы в РСФСР (постановление № 1801-1), в котором указывалось, что в качестве важнейшего направления судебной реформы в России следует рассматривать признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом.

Закон РФ от 16.07.1993 № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», УПК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» возродил в России суд с участием присяжных заседателей. В процессе работы над законом был достигнут компромисс: рассмотрение уголовных дел судами с участием присяжных заседателей вводилось лишь для областных (краевых) судов, к подсудности которых по первой инстанции относились дела о наиболее тяжких преступлениях, и лишь в тех регионах, которые выразили согласие на введение новой формы судопроизводства (Московская, Рязанская, Саратовская, Ивановская, Ульяновская, Ростовская области, Ставропольский, Алтайский и Краснодарский края). В регионах, где суд присяжных не был введен, суды продолжали рассматривать уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в прежних составах.

В настоящее время суду с участием присяжных заседателей подсудны уголовные дела о преступлениях, которые по общему правилу рассматриваются судом субъекта РФ. К подсудности относятся наиболее тяжкие преступления, деяния против правосудия, а также деяния, связанные со сведениями, которые составляют государственную тайну (ч. 3 ст. 31 УПК РФ).

Основное отличие суда с участием присяжных заседателей от обычного суда заключается в том, что судебное рассмотрение уголовного дела разделяется на два этапа. На первом этапе ведущая роль принадлежит присяжным заседателям, которые принимают активное участие в исследовании доказательств.

Присяжные заседатели после допроса вызванных лиц сторонами вправе через председателя задавать им вопросы. Также присяжные заседатели исследуют иные доказательства, как содержащиеся в материалах уголовного дела, так и непосредственно представленные в суд сторонами.

По окончании судебного следствия перед присяжными заседателями ставятся вопросы, подлежащие выяснению при постановлении вердикта. По каждому из деяний, в совершении которого обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

  • — доказано ли, что деяние имело место;
  • — доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • — виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

После формулирования вопросов председательствующий обращается к присяжным заседателям с напутственным словом.

Все вопросы присяжные заседатели разрешают в совещательной комнате путем голосования. Присяжные заседатели при обсуждении поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию единодушных решений. Если достигнуть единодушия не удалось, то решение принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы па поставленные вопросы проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой вопрос проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

При вынесении коллегией присяжных заседателей вердикта о невиновности подсудимого председательствующий объявляет его оправданным. Если вынесен обвинительный вердикт, то председательствующий исследует сведения о личности подсудимого, после чего постановляет обвинительный приговор и определяет вид, а также размер наказания.

Судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ рассматривает уголовные дела, по которым на приговор или иное решение районного суда, не вступившие в законную силу, были поданы апелляционные жалоба или представление. Также предметом апелляционного рассмотрения являются промежуточные решения суда субъекта РФ, вынесенные при рассмотрении уголовных дел.

По новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебные коллегии суда субъекта РФ рассматривают дела в тех случаях, когда ранее они рассматривали их в качестве суда первой инстанции, а впоследствии решения были отменены вышестоящим судом — Судебной коллегией по гражданским делам или Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Президиум суда субъекта РФ образуется в составе председателя суда, заместителя председателя суда (входят в состав президиума но должности), а также других судей данного суда. Состав президиума суда субъекта РФ утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

Президиум суда субъекта РФ рассматривает как гражданские, так и уголовные дела, обладая при этом равными полномочиями. Также в его ведении находится разрешение иных вопросов.

Президиум суда субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

  • — рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда субъекта РФ, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • — утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии но гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • — рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • — заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • — осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Постановления президиума принимаются открытым голосованием членами президиума, которые участвовали в голосовании, после чего их подписывает председательствующий.

Определенными полномочиями обладают должностные лица суда субъекта РФ.

Председатель суда субъекта РФ наделен всеми полномочиями судьи данного судебного органа. Наряду с этим он осуществляет следующие функции:

  • — организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий;
  • — устанавливает правила внутреннего распорядка суда;
  • — созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;
  • — распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
  • — организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
  • — организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • — вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ представления об аттестации судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  • — обращается в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности;
  • — организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;
  • — осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда;
  • — реализует иные полномочия по организации работы суда. Заместители председателя суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судей реализуют следующие функции:
  • — осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;
  • — могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;
  • — в случае отсутствия председателей судебных коллегий по гражданским или уголовным делам осуществляют ряд их полномочий.

При отсутствии председателя суда субъекта РФ один из заместителей осуществляет его полномочия.

Председатели судебных коллегий суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судьи реализуют следующие функции:

  • — председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий;
  • — осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий;
  • — формируют судебные составы для рассмотрения дел на заседаниях коллегии;
  • — представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий;
  • — вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.