Полномочия министерство обороны рф

01.05.2018 Выкл. Автор admin

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации в области подготовки и обучения иностранных военных специалистов (О.Л. Зорин, М.Н. Бакович, Р.В. Беляев, журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение», N 3, март 2017 г.)

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации в области подготовки и обучения иностранных военных специалистов

подполковник, к.ю.н., доцент,

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение», N 3, март 2017 г., с. 87-93.

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. Рассмотрим некоторые особенности правового регулирования компетенции федеральных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества (далее также — ВТС).

Определение компетенции позволяет выделить полномочия государственных органов и в то же время обеспечить согласованность их действий, что предполагает не только распределение управленческих функций, но и предоставление органам государственной власти соответствующих государственно-властных полномочий. Таким образом, деятельность федеральных органов государственной власти в сфере ВТС играет важнейшую роль в обеспечении этой деятельности государства в области международных отношений*(1).

Правовые основы компетенции органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества определены Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г., а также Указом Президента Российской Федерации «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» от 10 сентября 2005 г.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами на Министерство обороны России возложены полномочия, в частности, по оказанию услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров. Особый интерес вызывает существующее правовое регулирование обучения иностранных граждан Министерством обороны Российской Федерации.

В настоящее время обучение иностранных военнослужащих является одним из определяющих факторов расширения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в вопросах поставки российского вооружения и военной техники, укрепления и развития российского военно-промышленного комплекса на международном рынке вооружений. В последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция увеличения темпов данного вида сотрудничества. Как отмечается в юридической литературе, именно эта область ВТС является основной при правовом регулировании обучения иностранных граждан Министерство обороны Российской Федерации*(2).

В настоящее время в России проходят подготовку свыше 5 500 иностранных военнослужащих из 43 стран. А всего за истекшие 70 лет такую подготовку получили более 280 тыс. иностранных военнослужащих из 108 государств мира*(3), что свидетельствует о качестве отечественного высшего военного образования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств относится к продукции военного назначения.

В связи с изложенным Указом Президента Российской Федерации «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» от 10 сентября 2005 г. N 1062 определено, что Министерство обороны Российской Федерации оказывает в установленном порядке услуги по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств (см. Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области, приведенный в приложении к названному Указу).

Во исполнение данного Указа принято Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1164, утвердившее Положение о порядке оказания Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств (далее — Положение). Предыдущее Постановление Правительства Российской Федерации «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств» от 8 апреля 2000 г. N 308 признано утратившим силу. В действующем Постановлении Правительства Российской Федерации более подробно регламентируются полномочия Министерства обороны Российской Федерации в указанной сфере правоотношений.

Пункт 2 Положения определяет, что подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации*(4) на основании контрактов, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации с министерствами обороны и иными ведомствами иностранных государств, а также на основании договоров, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации с субъектами военно-технического сотрудничества, организациями-производителями и (или) организациями-разработчиками продукции военного назначения.

Участниками ВТС Российской Федерации являются российские субъекты военно-технического сотрудничества и иностранные заказчики. К российским субъектам военно-технического сотрудничества относятся российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Иностранные заказчики — уполномоченные органы иностранных государств, иностранные субъекты военно-технического сотрудничества, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств в вопросах военно-технического сотрудничества. Иностранные субъекты военно-технического сотрудничества — иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств. (В настоящее время Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации разместила на собственном официальном сайте в открытом доступе в информационной сети «Интернет» перечень действующих субъектов военно-технического сотрудничества (всего 31 организация)*(5).

Российскими субъектами военно-технического сотрудничества являются следующие организации:

1. Государственная корпорация «Ростех». В объем полномочий названного субъекта военно-технического сотрудничества входит осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения и др.

2. АО «Рособоронэкспорт» — государственный посредник при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

3. Организации-разработчики и производители продукции военного назначения, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции.

4. Управляющие компании интегрированных структур, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

5. Субъекты военно-технического сотрудничества, сохранившие после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 15 февраля 2016 г. N 16-ФЗ право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части выполнения действующих обязательств по внешнеторговым контрактам в области военно-технического сотрудничества, заключения внешнеторговых контрактов по результатам проработки обращений иностранных заказчиков, в случае если их проработка была поручена до 1 июля 2016 г., и выполнения обязательства по таким контрактам.

6. Субъекты военно-технического сотрудничества, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в рамках отдельных проектов в области военно-технического сотрудничества.

Важно отметить, что в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1164 право на подготовку и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств предоставлено воинским частям и военным образовательным организациям высшего образования Министерства обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также вид оплаты за обучение. Подготовка военных кадров осуществляется как на платной основе (за счет направляющей стороны), так и на льготной или безвозмездной основах, по установленным российской стороной квотам. Отличие состоит в том, что при подготовке военных кадров на льготной основе расходы на обучение производятся за счет принимающей стороны, расходы на содержание — за счет направляющей стороны. При подготовке на безвозмездной основе расходы на обучение и содержание относятся за счет принимающей стороны (России).

Порядок подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств на территории Российской Федерации на платной основе, особенности их финансового, материально-технического и других видов обеспечения устанавливаются в контрактах, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации с министерствами обороны и иными ведомствами иностранных государств, а также в договорах, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации с субъектами военно-технического сотрудничества, организациями-производителями и (или) организациями-разработчиками продукции военного назначения (п. 22 Положения).

Прием на обучение иностранных военных специалистов в военные образовательные организации осуществляется на основании контрактов, заключенных между Министерством обороны РФ и национальными военными командованиями, а также на основании договоров об обучении специалистов иностранных государств в военных образовательных организациях, заключенных Министерством обороны России с субъектами ВТС, организациями-производителями и (или) организациями-разработчиками продукции военного назначения.

Особый порядок имеет материальное обеспечение обучающихся военнослужащих иностранных государств.

Денежное довольствие при обучении в вузах Министерства обороны Российской Федерации на безвозмездной основе иностранным военнослужащим, не имеющим на момент поступления на обучение воинских званий офицеров, выплачивается в следующих размерах:

а) на подготовительном и первом курсах — оклад по воинской должности «курсант военной образовательной организации высшего образования» — в сумме 2 000 руб.;

б) на втором и последующих курсах:

— оклад по воинскому званию «рядовой, матрос» — в размере 5 000 руб.;

— оклад по воинской должности «курсант военной образовательной организации высшего образования» — в размере 7 000 руб.

При обучении на безвозмездной основе иностранным военнослужащим, имеющим воинские звания офицеров, в том числе адъюнктам, докторантам и ординаторам, вне зависимости от курса и срока обучения выплачивается:

а) в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации:

— оклад по воинскому званию «старший лейтенант» — в сумме 10 500 руб.;

— оклад по воинской должности «командир мотострелкового взвода» — в сумме 20 000 руб.;

б) в военных образовательных организациях, за исключением федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации»:

— оклад по воинскому званию «майор» — в сумме 11 500 руб.;

— оклад по воинской должности «командир мотострелкового батальона» — в сумме 24 000 руб.;

в) в федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации», в военной докторантуре военных образовательных организаций:

Читайте так же:  Приказ на списание безнадежных долгов

— оклад по воинскому званию «полковник» — в сумме 13 000 руб.;

— оклад по воинской должности «командир мотострелкового полка» — 26 500 руб..

Указанные выплаты производятся со дня зачисления на обучение (но не ранее дня прибытия на обучение) и по день фактического завершения обучения (отчисления).

В то же время иностранные офицеры, принятые на обучение на безвозмездной основе по образовательным программам высшего образования (программы специалитета) и по образовательным программам среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена), обеспечиваются всеми видами довольствия как военнослужащие, не имеющие офицерских званий.

Ежемесячные, иные дополнительные и отдельные выплаты иностранным военнослужащим не выплачиваются*(6).

Иностранным военным специалистам при обучении на льготной и платной основах денежные выплаты на содержание осуществляются национальными военными командованиями.

Продовольственное и вещевое обеспечение в период обучения иностранных военнослужащих, не имеющих воинских званий офицеров, обучающихся на безвозмездной основе, осуществляется по нормам, установленным для соответствующих категорий российских военнослужащих, без взимания платы. Жилищное обеспечение указанной категории иностранных военнослужащих осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, без взимания платы.

Вещевое обеспечение иностранных военных специалистов, прибывших на обучение на льготной и платной основах, осуществляется за счет их личных средств, либо за счет средств, предусмотренных на эти цели в контрактно-договорных документах, в порядке, установленном нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации по организации обучения.

Продовольственное и жилищное обеспечение в период обучения иностранных военнослужащих, не имеющих воинских званий офицеров, обучающихся на льготной основе, а также иностранных военнослужащих, имеющих воинские звания офицеров, обучающихся на безвозмездной и льготной основах, осуществляется исходя из специфики подготовки, специальностей и направлений обучения за счет их личных средств.

При этом иностранные военнослужащие, имеющие воинские звания офицеров и обучающиеся на безвозмездной и льготной основах, обеспечиваются специальной формой одежды для проведения отдельных видов практических занятий по нормам, предусмотренным для соответствующих категорий российских военнослужащих.

Различия существуют и в медицинском обеспечении. В соответствии с п.п. 18, 19 Положения медицинское обеспечение иностранных военнослужащих, обучающихся на безвозмездной основе, осуществляется в порядке, предусмотренном для соответствующих категорий российских военнослужащих (т.е. в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, ст. 25), а обучающихся на льготной и платной основах «в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» от 6 марта 2013 г. N 186.

На основании сказанного можно констатировать, что, с одной стороны, на иностранных военнослужащих распространяются нормы специального военного законодательства, а с другой — в отношении их действуют правовые нормы общего законодательства, и поэтому они обладают правами граждан Российской Федерации вообще.

При этом, как следует из текста Положения (подп. «б» п. 3), подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств могут осуществляться на территории иностранного государства — на платной основе путем направления специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации в иностранные государства.

В данном случае выполнение обязательств, принятых Министерством обороны Российской Федерации по договорам (контрактам) на подготовку и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств на платной основе, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Финансовое обеспечение российских военных специалистов, направляемых за границу, организуется в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации «О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей» от 29 декабря 2007 г. N 949.

Отдельно установлено, что средства, поступающие за оказание услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств на платной основе, подлежат зачислению в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 27 Положения).

Прежним же порядком предусматривалось средства, получаемые Министерством обороны Российской Федерации за оказание услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств, направлять на финансирование мероприятий по обеспечению социальной защиты военнослужащих, увольняемых с военной службы (в том числе на приобретение для них жилья), и других мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации (подп. «а» п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала» от 8 апреля 2000 г. N 308).

Изданный во исполнение Постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1164 приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 июля 2016 г. N 468 определяет организацию работы соответствующих должностных лиц и органов военного управления по вопросам, касающимся оказания Министерством обороны РФ услуг по подготовке и обучению иностранных военнослужащих*(7).

Еще один документ, регламентирующий рассматриваемые отношения, — Методические рекомендации по организации подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств в воинских частях и военных образовательных организациях высшего образования Министерством обороны Российской Федерации, утвержденные статс-секретарем — заместителем министра обороны Российской Федерации 3 октября 2016 г. (с пометкой «Для служебного пользования»), и, по сути, заменяющий утраченный силу приказ Министра обороны РФ «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10 декабря 2000 г. N 575 и упорядочивающий деятельность должностных лиц органов военного управления, воинских частей и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны РФ.

Кроме того, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности действует Соглашение о подготовке военных кадров для государств — участников ОДКБ от 23 июня 2005 г., ратифицированное (одобренное), в частности, Россией (Федеральный закон «О ратификации Соглашения о подготовке кадров для государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности» от 8 апреля 2008 г. N 45-ФЗ). Соглашение занимает особое место в формировании системы коллективной безопасности, так как обеспечивает единый уровень подготовки военных кадров для вооруженных сил государств — членов ОДКБ, их образование и способность к полному взаимодействию при решении совместных задач.

Таким образом, можно отметить, что в настоящий момент отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий вопросы подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств (так как существует множество различных по юридической силе документов в указанной сфере правоотношений), что, на наш взгляд, негативно отражается на организации подготовки иностранных военнослужащих в образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. Принятие такого нормативного правового акта (например приказа Министра обороны РФ вместо действующего) позволило бы упорядочить и объединить имеющийся нормативный материал, а также повысить его технико-юридический уровень.

1. Звинчукова O.H. Полномочия органов государственной власти в области военно-технического сотрудничества. |Текст] / О.Н. Звинчукова // Государственная власть и местное самоуправление. » 2012. » N 11.

2. Савин И.Г. О некоторых вопросах правового регулирования обучения иностранных граждан в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. [Текст] / И.Г. Савин // Рос. военно-правовой сб. » 2007. » N 9.

3. Ткачев В.А. Интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в вузах МО РФ: автореф. . дис. канд. пед. наук. М., 2016.

*(1) Звинчукова О.Н. Полномочия органов государственной власти в области военно-технического сотрудничества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 11. С. 13-17.

*(2) Савин И.Г. О некоторых вопросах правового регулирования обучения иностранных граждан в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2007. N 9. С. 576.

*(3) Ткачев В.А. Интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в вузах МО РФ: автореф. . дис. канд. пед. наук. М., 2016. С. 3.

*(4) Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ Президент Российской Федерации принимает решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества по представлению Правительства Российской Федерации. Решения о подписании международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества принимаются Правительством Российской Федерации.

*(5) URL: http://www.fsvts.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2016).

*(6) Указание Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 180/5/6780.

*(7) К ним отнесены: Главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководители органов военного управления, которым подчинены военные образовательные организации, начальники военных образовательных организаций, командующие войсками военных округов, на которых дислоцируются военные образовательные организации, Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Зорин О.Л., Бакович М.Н., Беляев Р.В. Полномочия Минобороны России в области подготовки и обучения иностранных военных специалистов

Zorin O.L., Bakovich M.N., Belyaev R.V. Powers of the Russian defense Ministry in the field of preparation and training of foreign military experts

О.Л. Зорин — подполковник, к.ю.н., доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

O.L. Zorin — PhD of Law, lieutenant-colonel, docent, MESC AF «N.E. Zhukovsky and Gagarin Y.A. Air Force Academy» (Voronezh);

Читайте так же:  Договор поручения комиссии агентский договор сравнительный анализ

М.Н. Бакович — к.ю.н., доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

M.N. Bakovich — PhD of Law, docent, MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

Р.В. Беляев — подполковник, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

R.V. Belyaev — lieutenant-colonel, MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

В статье раскрываются особенности военно-технического сотрудничества в области оказания услуг Минобороны России по подготовке н обучению иностранных военнослужащих.

In article features of a military and technical cooperation in the field of rendering services of the Russian Defense Ministry in preparation and training of the foreign military personnel are revealed.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, иностранный военнослужащий.

Key words: military and technical cooperation, foreign serviceman.

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации в области подготовки и обучения иностранных военных специалистов

О.Л. Зорин — подполковник, к.ю.н., доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

М.Н. Бакович — к.ю.н., доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Р.В. Беляев — подполковник, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение», N 3, март 2017 г.

Департамент жилищного обеспечения

Жигарев Александр Николаевич
Заместитель руководителя Департамента, действительный государственный советник Российской Федерации III класса

Направления деятельности

  • Осуществляет координацию деятельности и контроль работы 7, 8, 9, 10 отделов Департамента;
  • Осуществляет организацию деятельности и контроль работы подведомственных территориальных органов Департамента;
  • Осуществляет контроль за подготовкой в установленные сроки ответов на обращения граждан, органов государственной власти, центральных органов военного управления, органов прокуратуры;
  • Осуществляет взаимодействие с руководством органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и общественных организаций по вопросам жилищного обеспечения.

Обязанности Министра обороны Рф

Я, будучи Президентом России, своим указом от 01.12.2015г. №1 обозначил основные обязанности Министра обороны РФ. А именно:

1. Поддержание армии в боеготовности;

2. Отражение внешней арессии;

3. Обеспечение территориальной целостности страны;

4. Исполнение распоряжений Верховного Главнокомандующего РФ;

5. Организация обучения и мобилизация личного сотава вооруженных сил страны, в том числе, находящихся в запасе;

6. Оснащение вооруженных сил современным вооружением;

7. Обеспечение в полной мере военнослужащих форменным обмундированием, снаряжением и иными видами вещевого довольствия;

8. Обеспечение социально-бытовых условий военнослужащих и членов их семей;

9. Обеспечение соблюдения законодательства РФ в рядах вооруженных сил и р азработка законопроектов, направленных на укрепление обороноспособности страны;

10. Разработка новых видов вооружения и военной техники, в том числе, предложение по обеспечению гособоронзаказа.

Министерство обороны Российской Федерации

Официальное наименование
Министерство обороны Российской Федерации

Официальное сокращенное наименование
Минобороны России

Действует на основании
Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082

Компетенция (сфера)
выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование в области обороны, а также управление Вооруженными Силами РФ.

Руководитель
Сергей Кужугетович Шойгу

Структура
В структуру Министерства входят службы Министерства и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Министерству подведомственны:

— определение порядка использования радиочастотного спектра в целях обороны и координация деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой области;
— обеспечение защиты государственной границы РФ в воздушном пространстве и подводной среде;
— координация строительства и применения войск, воинских формирований и органов в интересах обороны;
— организация стратегического развертывания Вооруженных Сил, обеспечение мобилизационного развертывания других войск, воинских формирований и органов;
— организация и проведение мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
— организация и проведение мероприятий оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил;
— осуществление разведывательной деятельности в интересах обороны и в пределах своей компетенции — в интересах безопасности РФ;
— организация службы войск и обеспечение безопасности военной службы в Вооруженных Силах;
— организация комплектования Вооруженных Сил;
— координация проведения в РФ мероприятий по воинскому учету;
— подготовка предложений по численности граждан РФ, призываемых на военную службу, военные сборы, установление количественных норм призыва граждан РФ на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов РФ, распределение их между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
— организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан РФ к военной службе, их призыву и приему на военную службу, переподготовке граждан РФ, пребывающих в запасе;
— обеспечение в пределах своей компетенции реализации законодательства РФ об альтернативной гражданской службе;
— организация прохождения военной службы военнослужащими, а также работы (службу) гражданского персонала в Вооруженных Силах;
— совершенствование системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил;
— организация морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил;
— реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
— организация пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
— организация оперативного, технического, тылового и финансового обеспечения Вооруженных Сил;
— организация патентно-лицензионной, изобретательской, рационализаторской работы и учета результатов интеллектуальной деятельности, осуществление распоряжения от имени РФ результатами интеллектуальной деятельности, полученными при выполнении государственного оборонного заказа, в том числе исключительными правами на них, а также организация рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники;
— организация эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах;
— организация ядерного обеспечения Вооруженных Сил, проведения мероприятий по ядерной и радиационной безопасности и физической защите ядерного оружия;
— осуществление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
— организация воинских перевозок автомобильным, железнодорожным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов;
— организация содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог специального значения Минобороны России и контроля за организацией технического прикрытия объектов на автомобильных дорогах, имеющих оборонное значение, а также управления движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных законодательством РФ;
— реализация государственной политики в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также в области ветеринарного и фитосанитарного надзора в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;
— организация в Вооруженных Силах мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— организация противопожарной защиты и гражданской (местной)
обороны в Вооруженных Силах;
— проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной, проектной документации и инвестиционных проектов, осуществление государственного архитектурно-строительного надзора за качеством строительства объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ;
— осуществление государственного надзора на опасных производственных объектах Минобороны России и государственного контроля на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники;
— осуществление в пределах своей компетенции внешнеполитической деятельности по вопросам обороны и военной безопасности РФ, международного военного сотрудничества и военно-технического сотрудничества;
— осуществление военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроля качества и приемки указанной продукции;
— издание нормативных правовых актов и иных документов в рамках своей компетенции;
— рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Файл для скачивания mo_rf_authorities.doc 49,5 Kb

Файл для скачивания mo_rf_authorities.pdf 132,4 Kb

Министр:

1) осуществляет управление Вооруженными Силами через Минобороны России;

2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации в области обороны, а также нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

3) представляет Президенту Российской Федерации, а по вопросам, относящимся к компетенции Правительства Российской Федерации, — в Правительство Российской Федерации предложения по выработке и реализации государственной политики в области обороны;

4) представляет Президенту Российской Федерации на утверждение концепцию и план строительства Вооруженных Сил, план применения Вооруженных Сил и мобилизационный план Вооруженных Сил, планы оперативного оборудования территории страны в целях обороны, дислокации Вооруженных Сил, размещения военных объектов, предложения по структуре, составу Вооруженных Сил от соединения и выше, штатной численности военнослужащих Вооруженных Сил, проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военном округе, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

5) представляет в установленном порядке предложения по расходам на оборону, предусматриваемым в проектах федерального бюджета на соответствующие годы, по порядку расходования выделенных Минобороны России средств, определению условий финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил, по финансированию подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

6) представляет в Правительство Российской Федерации федеральную государственную программу вооружения, федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, предложения по объемам накопления материальных средств в государственном материальном резерве и их размещению, проекты положений о воинском учете, о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, о порядке обеспечения из местных ресурсов мобилизационной потребности воинских частей и соединений, о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, о проведении военных сборов, о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу, проект перечня военно-учетных специальностей, а также проекты актов Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Минобороны России;

Читайте так же:  Приложение 7 гражданство образец

7) издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях — совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение;

8) отменяет правовые акты органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минобороны России;

9) издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами;

10) организует взаимодействие в области обороны с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

11) утверждает ежегодный план и показатели деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, а также отчет об их исполнении;

12) вносит в установленном порядке проект положения о Минобороны России и по представлению руководителей подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти — проекты положений об этих федеральных органах исполнительной власти;

13) вносит в установленном порядке по представлению руководителей подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти предложения о предельной штатной численности этих федеральных органов исполнительной власти и фонде оплаты труда их работников;

14) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения подведомственным Минобороны России федеральным органам исполнительной власти и контролирует их исполнение;

15) отменяет решения подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иной порядок отмены решений не установлен указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

16) осуществляет на основании решения Президента Российской Федерации в установленном порядке управление стратегическим развертыванием Вооруженных Сил и их применением;

17) утверждает структуру Минобороны России, в том числе структуру его центрального аппарата, в пределах установленной штатной численности, положения о службах и им равных подразделениях, центральных органах военного управления и иных подразделениях, входящих в структуру Минобороны России;

18) утверждает организационную структуру, состав и штатную численность видов и родов войск Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;

19) принимает решения о формировании, переформировании и расформировании воинских частей и подразделений до полка включительно, а также о дислокации и передислокации воинских частей и подразделений до полка включительно в пределах территорий, переданных в пользование Минобороны России, а за пределами этих территорий — по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

20) подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил; в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных) и учреждений, программ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей федеральных государственных предприятий и учреждений, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями;

21) представляет в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций оборонного назначения, военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения, военных кафедр при государственных учреждениях высшего профессионального образования, а также предложения по порядку подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

22) организует инспектирование (проверку) состояния Вооруженных Сил, в том числе боевой и мобилизационной готовности, ядерной и радиационной безопасности;

23) руководит работой с кадрами в Вооруженных Силах;

24) представляет Президенту Российской Федерации предложения по уточнению перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах;

25) решает вопросы прохождения военной службы военнослужащими Вооруженных Сил и присваивает им воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно;

26) решает вопросы прохождения государственной службы лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и исполнения ими трудовых обязанностей, представляет в Правительство Российской Федерации предложения по штатной численности гражданского персонала Вооруженных Сил, а также предложения по установлению указанному персоналу социальных гарантий;

27) определяет порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах флагов, ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот, а также знаков различия (за исключением знаков различия по воинским званиям), других военных геральдических знаков, порядок утверждения их описаний и рисунков, правила ношения, порядок изготовления и использования предметов военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и других военных геральдических знаков;

28) представляет в установленном порядке военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил к награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает ведомственными наградами военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан Российской Федерации и иностранных граждан (кроме присвоения почетных званий), оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы;

29) имеет наградной фонд, в том числе фонд огнестрельного и холодного оружия, для награждения в установленном порядке военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы;

30) решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

31) является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий;

32) организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил;

33) утверждает планы и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил, планы капитального строительства в Вооруженных Силах;

34) определяет порядок утверждения программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых предприятиями и научно-исследовательскими организациями Минобороны России;

35) принимает в установленном порядке на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) новые и модернизированные образцы вооружения, военной техники, а также снимает с вооружения (снабжения, эксплуатации) устаревшие образцы;

36) определяет порядок списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах, исключения из состава Военно-Морского Флота и перевода из одного класса в другой кораблей и судов Военно-Морского Флота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

37) обеспечивает проведение мероприятий по повышению качества и надежности вооружения и военной техники;

38) определяет классификацию и утверждает нормы создания, накопления и расхода вооружения, военной техники и других материальных средств;

39) представляет на утверждение в Правительство Российской Федерации нормы снабжения вещевым имуществом и нормы продовольственных пайков;

40) утверждает временные нормы снабжения вещевым имуществом и нормы продовольственных пайков для отдельных категорий военнослужащих, выполняющих специальные задачи или находящихся в особых климатических условиях;

41) издает приказы по личному составу, дающие право на бесплатную (за исключением государственных пошлин, предусмотренных правилами регистрации) регистрацию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для предоставления им жилой площади во всех пунктах дислокации;

42) подготавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по совершенствованию систем денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил, пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и их семей;

43) определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил денежным довольствием, устанавливает, исходя из окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, утвержденных Правительством Российской Федерации, размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих, а также в пределах выделенных средств — дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных Сил;

44) утверждает перечни должностей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе в ядерном оружейном комплексе, участие в которых дает право на получение социальной поддержки в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

45) определяет по согласованию с Минфином России особенности бухгалтерского учета в Вооруженных Силах;

46) вносит предложения о заключении международных договоров Российской Федерации в области обороны, заключает в установленном порядке такие договоры, проводит в пределах своей компетенции переговоры с представителями иностранных государств и международных организаций.

Министр осуществляет также иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.