Пояснительная записка виды спорта

10.06.2018 Выкл. Автор admin

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «САМБО» разработана для обучающихся 10 – 17 лет. Программа рассчитана на 8–9 лет обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих специальных спортивных навыков, проявляющих интерес к спортивной борьбе самбо, имеющих медицинский допуск.

Программа по борьбе самбо подготовлена на основе примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР, утвержденной федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, под редакцией С. Е. Табакова, С. В. Подливаева, А. В. Конакова – М.; Советский спорт, 2005 год.

Положения о ДЮСШ и СДЮШОР, утвержденного Госкомспортом России и Минздравом России, регламентирующего работу спортивных школ с учетом многолетнего передового опыта подготовки квалифицированных спортсменов и данных научных исследований, а также Нормативно–правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ №96–ИТ от 25 января 1995 года.

Разработка настоящей Программы осуществлена в соответствии с решением коллегии Госкомспорта России «О состоянии и мерах по развитию самбо в РФ» №3/3 от 23.04.2003 года, на которой, учитывая социальную значимость в формировании личности гражданина и патриота, самбо было признано национальным и приоритетным видом спорта в России.

Правовые вопросы организации обучении по данной программе регламентируются рядом положений некоторых законов и нормативных актов: Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «О физической культуре и спорте в РФ» №80–ФЗ от 25.04.99 г., «Об образовании» №120–ФЗ от 24.06.99 г., «Об общественных объединениях» №82–ФЗ от 19.05.95 года.

Программа написана с учетом рекомендаций МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ на основании «ПИСЬМО от 11 декабря 2006 г. N 06–1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ», составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12–фз, типовым положением об образовании детей – Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, нормативными документами Министерства Образования «Нормативно–правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.1995 г. и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму за № 390 от 28 июня 2001 г. Программы для образовательных учреждений опираются на нормативно–правовые основы, регулирующие деятельность государственных и негосударственных образовательных учреждений и основополагающие принципы спортивной подготовки различных категорий граждан РФ. Программа по самбо для детско–юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско–юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) составлена на основе конституции РФ, типового плана–проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР, утвержденного приказом Госкомспорта России от 28.06.01 № 390, Положения о детско–юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско–юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР), утвержденного Госкомспортом и Минздравом РФ, регламентирующего работу спортивных школ с учетом многолетнего передового опыта работы с подростками и данных научных исследований (1987), а также «Нормативно–правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ» (1995), в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12–фз, типовым положением об образовании детей – Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, нормативными документами Министерства Образования «Нормативно–правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.1995 г. и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму за № 390 от 28 июня 2001 г. Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», распоряжении Президента N 805–рп от 2007, Указе Президента РФ от 3 декабря 2008 г. 1715, приказе № 48 Министерства спорта и туризма России от 21 ноября 2008 г. «Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации», письмо Росспорта от 12.12.2006 г. № СК-02–10/3685. Программы для образовательных учреждений опираются на нормативно–правовые основы, регулирующие деятельность государственных и негосударственных образовательных учреждений и основополагающие принципы спортивной подготовки различных категорий граждан РФ.

Необходимость разработки данной программы возникла в связи с изменениями происходящими в системе Российского образования в учебных программах спортивных школах в системе дополнительного образования развивающих самбо как вида спорта. Имея большую популярность среди учащейся молодежи, занятия самбо являются одной из эффективных форм воспитания подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни.

Образовательная программа является модифицированной, по направленности – физкультурно–оздоровительной , по уровню освоения – у глубленной, п о способу подачи содержания и организации учебного процесса – комплексной, вертикальногоризонтальной.

Самбо приобщает обучающихся к здоровому образу жизни, физически совершенствует, воспитывает волевые качества, мотивирует на достижение успеха. Этим обусловлена актуальность данной программы.

Новизна программы заключается в использовании различных способов обучению навыков борьбе самбо.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в социально–активные формы деятельности, а именно в борьбу самбо.

Отличительной особенностью данной программы является объект – объектные, объект – субъектные, субъект – субъектные отношения между тренером–преподавателем и воспитанником. Стремление к общим стандартам техники, средств и методов технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями воспитанников. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах. В связи с этим следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развития и подготовленности обучаемых. Следовательно, главной задачей процесса совершенствования личности обучаемых в теоретическом, техническом и тактическом развитии является усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Цель программы: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие обучающихся через обучение самбо.

Задачи программы:

Образовательные:

– обучение двигательным умениям и навыкам;

– обучение техническим приемам самбо;

– обучение разнообразным комбинациям, а также тренировки в паре;

– обучение правилам поведения на занятиях;

– обучение правилам судейства соревнований;

Развивающие:

– ф ормирование познавательной активности;

– развитие кондиционных и координационных способностей;

– овладение двигательными умениями и навыками (техникой и тактикой);

– овладение правилами судейства соревнований; приобретение соревновательного опыта.

– формирование социальной активности: капитан команды, старший в группе, судья по самбо;

Воспитательные:

– воспитание интереса к занятиям по самбо;

– воспитание самостоятельности, настойчивости, выдержки, самообладания;

– воспитание уважительного отношения к сопернику;

– воспитание коммуникативных навыков;

В основе обучения борьбе самбо лежат дидактические принципы педагогики : сознательность и активность, наглядность, систематичность, постепенность, доступность и прочность освоения знаний, принцип всестороннего развития.

Принцип сознательности и активности реализуется методами убеждения и разъяснения. Понимание спортсменами целей и задач обучения – одно из условий воспитания сильных, ловких, смелых, волевых и интеллектуально развитых людей. В процессе занятий развиваются такие способности юных спортсменов, как память, наблюдательность, воспитывается устойчивое внимание, умений ориентироваться в любых условиях спортивной борьбы, правильно оценивать свои силы и силы соперника, творчески решать тактические задачи и тщательно анализировать ошибки в процессе занятий и соревнований. Сознание и ответственность перед коллективом, активное участие в работе объединения содействуют успешному обучению и дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства.

Принцип всестороннего развития личности обучающихся заключается в единстве физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим. В спортивной тренировке требуется прежде всего разносторонняя физическая подготовка как основа для спортивной специализации и воспитания спортсменов. Разносторонность физического развития – непрерывный процесс совершенствования способностей человека, в результате которого создается необходимая атлетическая база для совершенствования борцов. В процессе обучения словесное объяснение сочетается с приказом. В объяснении выделяется основа задания, подчеркиваются его детали, а показ ускоряет и закрепляет обучение путем зрительного восприятия.

Принцип наглядности : педагог сам показывает отдельные приемы борьбы самбо, пользуется наглядными пособиями (фотографии, кинограммы, плакаты), а также присутствует с учениками на тренировках и соревнованиях взрослых высококлассных спортсменов.

Систематичность, то есть плавность и последовательность в обучении – решающие факторы скорейшего и правильного овладения техникой и тактикой борьбы самбо. Систематичность занятий заключается не только в регулярности, но и в соблюдении правильной последовательности обучения. Важно использовать все подготовительные упражнения для воспитания и развития физических качеств, на основе которых приобретается спортивное мастерство.

Принцип постепенности – переход от простого к сложному . Новый, более сложный технический прием, например, броски прогибом в стойке, выполняется на основе захватов на месте и в движении. Освоение нового приема должно проходить в медленном темпе с постепенным нарастанием до максимальной скорости выполнения приема.

Принцип доступности основан на простоте изложения теоретического и подаче практического материала. Пройденный материал должен быть освоен так, чтобы на его основе можно было продолжать занятие, изучая новое.

Все дидактические принципы, положенные в основу преподавания, дополняют друг друга и тем самым обеспечивают успех обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 10 до 17 лет.

Продолжительность образовательного процесса и длительность этапов определяется освоением учебного материала по этапам обучения. 1 год в спортивной оздоровительной группе, 3 года в группе начальной подготовки и 5 лет в учебных тренировочных группах.

Формы и режим занятий : Многообразие форм занятий физическими упражнениями требует их классификации – распределения на основании каких-либо признаков на соподчиненные группы:

• урочные формы – индивидуальные и групповые;

• неурочные формы – индивидуальные занятия, групповые занятия, которые являются формами массовой оздоровительной физической культуры.

К основным относятся сравнительно крупные формы занятий, которые позволяют создавать необходимые условия для эффективного обучения двигательным действиям, развития физических качеств и поддержания тренированности.

Такими являются прежде всего урочные формы. Вместе с неурочными они расширяют возможность рациональной организации системы занятий для достижения поставленных целей или решения отдельных задач физического воспитания.

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой организации систематических занятий в физическом воспитании признано учебно–тренировочное занятие, оправдавшее себя в длительной практике.

Традиционной и основной формой организации занятий является урок, как исторически сложившаяся форма обучения, которая совершенствовалась достаточно длительное время.

В уроке создаются наилучшие условия для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физического воспитания.

Учебно–тренировочное занятие является наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий как в физическим воспитании, так и в спортивной тренировке и прикладной физической подготовке. Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10–12 мин в начале практической части). При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками и др. наглядными пособиями. Их лучше изготовить в виде слайдов и диапозитивов, что позволит создать со временем хороший методический комплекс, не требующий много места для хранения.

Практические занятия могут различаться по цели (на учебные, учебно–тренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные), количественному составу занимающихся (индивидуальные, групповые, индивидуально–групповые), степени разнообразия решаемых задач (на однородные и разнородные).

На учебных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики борьбы.

На учебно–тренировочных занятиях, наряду с разучиванием нового материала и закреплением пройденного, большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности борцов.

В процессе тренировочных занятий осуществляется совершенствование физической, психологической и специальной подготовленности «борцов, а также создаются предпосылки для повышения эффективности ранее изученных технико–тактических действий.

Контрольные занятия обычно применяются в конце отдельных этапов подготовки или в случаях проверки качества работы тренеров. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится сдача контрольных нормативов.

Соревновательные занятия применяются для формирования у борцов соревновательного опыта. Они проводятся в форме неофициальных соревнований – классификационные соревнования, прикидки для окончательной коррекции состава команды, матчевые встречи.

Режим проведения занятий зависит от календарного плана, соревнований, макро, мезо и микроцикла. В основном в утвержденном временном графике от 6 часов до 18 часов в неделю

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности прописаны в программе.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является количество занимающихся на этапах СОГ и ГНП, и спортивные результаты на этапах УТГ.

Образовательная программа разработана для тренеров–преподавателей, инструкторов, педагогов, работающих в образовательных учреждениях развивающих самбо со спортсменами различного уровня подготовленности.

Программа содержит: исторические аспекты развития самбо в СССР и России, здоровьеформирующие принципы физического воспитания в спорте. В нормативной части изложены цели и задачи деятельности спортивных школ и образовательной программы по этапам обучения, система многолетней подготовки спортсменов в борьбе, а также ее формализованная модель, требования государственного образовательного стандарта, часовая нагрузка и распределение содержания образовательного процесса на всех этапах активной спортивной деятельности. Методическая часть содержит организацию учебно–тренировочного процесса в спортивных школах, структуру и методы обучения самбо, двигательно–координационные основы и структура технических действий в спортивном поединке, методические указания к организации учебно–тренировочного процесса, теоретический и практический материал. К образовательному этапу изложены рекомендации по улучшению качества учебно–тренировочного процесса, с различными возрастными группами занимающихся. Отражены вопросы педагогического и врачебного контроля; восстановительные средства и мероприятия, а также инструкторская и судейская практики.

Все дидактические принципы, положенные в основу преподавания, дополняют друг друга и тем самым обеспечивают успех обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 10 до 17 лет.

Продолжительность образовательного процесса и длительность этапов определяется освоением учебного материала по этапам обучения. 1 год в спортивной оздоровительной группе, 3 года в группе начальной подготовки и 5 лет в учебных тренировочных группах.

Формы и режим занятий : Многообразие форм занятий физическими упражнениями требует их классификации – распределения на основании каких-либо признаков на соподчиненные группы:

• урочные формы – индивидуальные и групповые;

• неурочные формы – индивидуальные занятия, групповые занятия, которые являются формами массовой оздоровительной физической культуры.

К основным относятся сравнительно крупные формы занятий, которые позволяют создавать необходимые условия для эффективного обучения двигательным действиям, развития физических качеств и поддержания тренированности.

Такими являются прежде всего урочные формы. Вместе с неурочными они расширяют возможность рациональной организации системы занятий для достижения поставленных целей или решения отдельных задач физического воспитания.

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой организации систематических занятий в физическом воспитании признано учебно–тренировочное занятие, оправдавшее себя в длительной практике.

Традиционной и основной формой организации занятий является урок, как исторически сложившаяся форма обучения, которая совершенствовалась достаточно длительное время.

• урочные формы – индивидуальные и групповые;

• неурочные формы – индивидуальные занятия, групповые занятия, которые являются формами массовой оздоровительной физической культуры.

К основным относятся сравнительно крупные формы занятий, которые позволяют создавать необходимые условия для эффективного обучения двигательным действиям, развития физических качеств и поддержания тренированности.

Такими являются прежде всего урочные формы. Вместе с неурочными они расширяют возможность рациональной организации системы занятий для достижения поставленных целей или решения отдельных задач физического воспитания.

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой организации систематических занятий в физическом воспитании признано учебно–тренировочное занятие, оправдавшее себя в длительной практике.

Традиционной и основной формой организации занятий является урок, как исторически сложившаяся форма обучения, которая совершенствовалась достаточно длительное время.

В уроке создаются наилучшие условия для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физического воспитания.

Учебно–тренировочное занятие является наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий как в физическим воспитании, так и в спортивной тренировке и прикладной физической подготовке. Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10–12 мин в начале практической части). При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками и др. наглядными пособиями. Их лучше изготовить в виде слайдов и диапозитивов, что позволит создать со временем хороший методический комплекс, не требующий много места для хранения.

Практические занятия могут различаться по цели (на учебные, учебно–тренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные), количественному составу занимающихся (индивидуальные, групповые, индивидуально–групповые), степени разнообразия решаемых задач (на однородные и разнородные).

На учебных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики борьбы.

На учебно–тренировочных занятиях, наряду с разучиванием нового материала и закреплением пройденного, большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности борцов.

В процессе тренировочных занятий осуществляется совершенствование физической, психологической и специальной подготовленности «борцов, а также создаются предпосылки для повышения эффективности ранее изученных технико–тактических действий.

Контрольные занятия обычно применяются в конце отдельных этапов подготовки или в случаях проверки качества работы тренеров. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится сдача контрольных нормативов.

Соревновательные занятия применяются для формирования у борцов соревновательного опыта. Они проводятся в форме неофициальных соревнований – классификационные соревнования, прикидки для окончательной коррекции состава команды, матчевые встречи.

Режим проведения занятий зависит от календарного плана, соревнований, макро, мезо и микроцикла. В основном в утвержденном временном графике от 6 часов до 18 часов в неделю

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности прописаны в программе.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является количество занимающихся на этапах СОГ и ГНП, и спортивные результаты на этапах УТГ.

Образовательная программа разработана для тренеров–преподавателей, инструкторов, педагогов, работающих в образовательных учреждениях развивающих самбо со спортсменами различного уровня подготовленности.

Программа содержит: исторические аспекты развития самбо в СССР и России, здоровьеформирующие принципы физического воспитания в спорте. В нормативной части изложены цели и задачи деятельности спортивных школ и образовательной программы по этапам обучения, система многолетней подготовки спортсменов в борьбе, а также ее формализованная модель, требования государственного образовательного стандарта, часовая нагрузка и распределение содержания образовательного процесса на всех этапах активной спортивной деятельности. Методическая часть содержит организацию учебно–тренировочного процесса в спортивных школах, структуру и методы обучения самбо, двигательно–координационные основы и структура технических действий в спортивном поединке, методические указания к организации учебно–тренировочного процесса, теоретический и практический материал. К образовательному этапу изложены рекомендации по улучшению качества учебно–тренировочного процесса, с различными возрастными группами занимающихся. Отражены вопросы педагогического и врачебного контроля; восстановительные средства и мероприятия, а также инструкторская и судейская практики.

Читайте так же:  Оформление осаго в гибдд

Воспитательная работа

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер–педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома – на все это должен постоянно обращать внимание тренер – преподаватель. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие – способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с юными спортсменами все большее значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств – одно из важнейших задач в деятельности педагога–тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Основными задачами психологической подготовки является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей (ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т. д.). Используя их в учебно–тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности.

Основу программы составляет развитие общих и специальных физических качеств. Именно их уровень развития на разных этапах спортивной тренировки позволяет достигать необходимый результат.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе спортивной подготовки по виду спорта бокс на основе новых федеральных стандартов

Столичный учебный центр
г. Москва

к программе спортивной подготовки по виду спорта бокс.

Программа спортивной подготовки по виду спорта бокс (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта бокс ( у т в ерж д е н н ым п р и казом М и нс по рта Р Ф о т 20 марта 2 01 3г. № 123 ), с учетом основных положений Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3525; 2013, N 30, ст. 4112).

При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов – боксеров, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций по подготовке спортивного резерва последних лет.

В программе определена общая последовательность изучения программного материала, контрольные и переводные нормативы для тренировочных групп (ТГ), групп совершенствования спортивного мастерства (СС), а также групп высшего спортивного мастерства (ВСМ).

Программа предназначена для тренеров и является основным документом тренировочной работы.

Краткая характеристика вида спорта.

Бокс- (от англ. box — удар, пощечина) — контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей.

Соревнования по боксу проводятся в мягких перчатках (масса 250—300 г) на ринге — квадратной площадке размером 6 Х 6 м, ограниченной канатами. Бой ведётся в 3 раунда по 3 мин с перерывом в 1 мин. Победа присуждается боксёру, набравшему большее число очков за успешные атаки, выигравшему бой нокаутом, а также при неспособности противника продолжать бой, его дисквалификации или отказе от боя. В боксе запрещается наносить удары ниже пояса, по затылку, в спину, головой, а также противнику, сбитому с ног. Бой судят рефери — судья, находящийся на ринге, и 3—5 судей вне ринга.

По правилам, принятым в СССР, соревнования по боксу проводятся для следующих возрастных групп: юноши 14—15 лет, юноши 16—17 лет, молодёжь (юниоры) 18—20 лет и взрослые (старше 21 года). Возрастные группы взрослых и юниоров, в свою очередь, делят на 11 весовых категорий: первую наилегчайшую — до 48 кг, наилегчайшую — до 51 кг, легчайшую — до 54 кг, полулёгкую — до 57 кг, лёгкую — до 60 кг, 1-ю полусреднюю — до 63,5 кг, 2-ю полусреднюю — до 67 кг, 1-ю среднюю — до 71 кг, 2-ю среднюю — до 75 кг, полутяжёлую — до 81 кг и тяжёлую — свыше 81 кг.

Советские боксёры начали участвовать в Олимпийских играх с 1952 (звание чемпионов завоевали 9 боксёров СССР), в первенствах Европы — с 1953 (звание чемпионов имеют 34 боксёра).

Среди выдающихся советских боксёров: неоднократные чемпионы СССР В. П. Михайлов, Е. И. Огуренков, Н. Ф. Королев, С. С. Щербаков, чемпионы Европы и Олимпийских игр А. С. Шоцикас, В. Н. Енгибарян, Г. И.Шатков, О. Г. Григорьев, Б. Н. Лагутин, В. В. Попенченко, Д. И. Позняк, С. И. Степашкин, олимпийский чемпион В. С. Соколов, чемпион Европы В. П. Фролов и др. Среди зарубежных боксёров, выступавших на любительском ринге в 40—60-е гг., широко известны Л. Папп (Венгрия), Ю. Торма (Чехословакия), З. Петчиковский и К. Кулей (Польша), Д. Бенвенути (Италия), К. Клей (Мохаммед Али), Д. Фрэзер, Д. Формэн (США) и др.

Так же распространён и профессиональный бокс. Его правила допускают грубое ведение боя, опасное для здоровья спортсменов, предусматривают меньшее количество весовых категорий, применение более лёгких боевых перчаток, большее количество раундов.

Номер во всероссийском реестре видов спорта

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Кикбоксинг — вид спорта на основе восточных единоборств: каратэ, тхэквондо, муай-тай (тайского бокса), ушу и английского бокса.

2 Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3 I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ Этапы подготовки Учебный план Режим тренировочной работы Планирование подготовки Соревновательная деятельность Порядок организации тренировочных сборов Требования к материально-технической базе..8 II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организационно методические указания Теоретическая подготовка Воспитательная работа Психологическая подготовка Восстановительные средства и мероприятия Инструкторская и судейская практика Педагогический и врачебный контроль Программный материал. 33 III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ..39 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ..40 ПРИЛОЖЕНИЯ 41 2

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Кикбоксинг — вид спорта на основе восточных единоборств: каратэ, тхэквондо, муай-тай (тайского бокса), ушу и английского бокса. В переводе с английского языка. «kick» — бить ногой и «boxing» — бокс. Наиболее эффективные удары ногами, заимствованные из восточных единоборств, в сочетании с боксерской техникой рук делают кикбоксинг сбалансированной и универсальной системой. Этот вид единоборств зародился в середине 70-х годов практически одновременно в США и Западной Европе. Чуть позже в кикбоксинг были добавлены элементы техники из тхэквондо-до и тайского бокса. С тех пор, кикбоксинг стал и до сегодня является тем боевым искусством, которое наиболее удачно объединило многовековые традиции и опыт Запада и Востока. В период с 1974 по 1985 кикбоксинг начал стремительно развиваться в Европе и Америке. С 1985 года берёт начало и «женский» кикбоксинг. Занятия кикбоксингом в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, привитие здорового образа жизни, обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, морально-волевыхкачеств, формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, создание условий для раскрытия физических и психологических способностей детей. Современный кикбоксинг включает в себя следующие дисциплины: 1. Семи-контакт (поинтфайтинг). Поединок по этим правилам проводится с остановкой после каждого точного попадания одного из соперников. Цель остановки начисление очков, разбор боевой ситуации, коррекция поведения спортсменов. Побеждает спортсмен, набравший наибольшее количество очков. 2. Лайт-контакт (легкий контакт). Поединок проходит без остановки для начисления очков. Тяжелые удары запрещены. Засчитываются удары, достигшие цели. В данной дисциплине кикбоксинга разрешены удары выше пояса, подсечки. 3. Фулл-контакт (полный контакт). Разрешены удары в полную силу, в отличие от режима лайт-контакт. Порядок начисления очков и разрешенные цели те же, что и в режиме лайт-контакт. Побеждает спортсмен, нанесший большее количество точных ударов. Цель программы — определение содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении личностного, социального и познавательного развития обучающихся, в формировании у обучающихся здорового образа жизни и потребностей к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Задачи программы: — формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в обществе; — укрепление здоровья; -формирование и развитие спортивных способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании; — выявление и поддержка детей и взрослых, проявивших выдающиеся способности в спорте. 3

4 I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта кикбоксинга (далее программа) предназначена для тренеровпреподавателей и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным документом для построения тренировочной и воспитательной работы. Программа разработана в соответствии с: — Федеральным законом от ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); — Федеральным законом от ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями); — приказом Министерства спорта Российской Федерации от «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по кикбоксингу»; — приказом Министерства спорта Российской Федерации от «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; — приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; — методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской федерации от г. В основу программы заложены основополагающие принципы спортивной подготовки, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Принципы комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, в целях обеспечения в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Программа содержит материал для обучающихся различного возраста на спортивно-оздоровительном этапе. Обучающиеся на спортивно-оздоровительном этапе проходят подготовку в спортивно-оздоровительных группах (СОГ). Тренером-преподавателем при подборе учебного материала применяется дифференцированный подход, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся (уровень физической, технической подготовленности). 4

5 Срок реализации программы составляет 1 год Этапы подготовки Длительность этапов подготовки, минимальный и максимальный возраст лиц для зачисления и их минимальное и максимальное количество в группе приведены в Приложении 1. Основные задачи подготовки на спортивно-оздоровительном этапе: — привлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи к занятиям кикбоксингом, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни; — содействие укреплению здоровья; — расширение диапазона двигательных умений и навыков; — развитие физических качеств; — освоение и совершенствование техники и тактики кикбоксинга; — привитие знаний о режиме дня, личной гигиене, значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья; — воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств, а так же навыков культуры поведения. — воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий, формирование личностных качеств; — организация пропаганды среди окружающих в потребности здорового образа жизни и расширение их знаний о пользе занятий физическими упражнениями и дзюдо в частности Учебный план Учебный план разрабатывается из расчета 36 недель тренировочных занятий в условиях школы. Учебный план тренировочных занятий представлен в Приложении2. В зависимости от этапов подготовки изменяется соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивнотехническую, специальную физическую и тактическую подготовку. Процентное соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по этапам обучения представлено в Приложении 3.Соотношение средств общей и специальной физической подготовки по этапам обучения представлено в Приложении 4. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляются в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки Режим тренировочной работы В основу комплектования групп положена система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. На обучение по данной программе принимаются лица, имеющие стойкую мотивацию к занятиям дзюдо и не имеющие медицинских противопоказаний. Состав и наполняемость групп определена с учетом соблюдения правил техники безопасности, учетом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм. Возраст обучающихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в группу. 5

6 При проведении занятий с обучающимися из разных групп необходимо соблюдать следующие условия: — разница в уровне подготовки обучающихся не должна превышать двух спортивных разрядов или званий; — не превышена единовременная пропускная способность спортивного зала; — максимальный количественный состав определяется по группе, имеющей меньший показатель максимальной наполняемости. Содержание тренировочного процесса определяется тренерским советом спортивной школы, в соответствии с программой. Расписание тренировочных занятий утверждается администрацией спортивной школы по представлению тренеров-преподавателей, а так же с учетом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм. Продолжительность одного занятия не должна превышать — 2-х часов Планирование подготовки Планирование годичных циклов подготовки Годичный цикл тренировки делится на определенные периоды, каждый из которых имеет цель, задачи, комплекс средств и методов тренировки, специфическую динамику тренировочных нагрузок и других компонентов тренировочного процесса. Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы. В соответствии с этим годичный цикл тренировки подразделяется на три периода: подготовительный (период приобретения спортивной формы), соревновательный (период относительной стабилизации спортивной формы и реализации ее в спортивных достижениях), переходный (период временной утраты спортивной формы). Продолжительность каждого периода годичного цикла тренировки зависит от возрастных особенностей и квалификации обучающегося, специфики планирования учебного процесса в общеобразовательной школе (начало и окончание учебных занятий, продолжительность летних и зимних каникул, сроки экзаменов), календаря спортивно-массовых мероприятий. Основа будущих успехов юных кикбоксёров закладывается в подготовительном периоде. Совершенствование в подготовительном периоде проходит на фоне большой работы, направленной на улучшение всестороннего физического развития обучающегося, на повышение функциональных возможностей организма и овладение техникой кикбоксинга. Важным фактором, характеризующим тренировочный процесс, является интенсивность нагрузок: скорость выполнения упражнений, количество упражнений и энергозатраты организма обучающегося в единицу времени. Необходимость в большом объеме тренировочных нагрузок в подготовительном периоде входит в противоречие с их интенсивностью, если они все время находятся на высоком уровне. Проведение длительных тренировок с высокой интенсивностью приводит к истощению нервной системы и разрушению энергетических запасов организма. Задача «владения техникой» также не может быть решена. Поэтому для динамики тренировочных нагрузок в годичном цикле рациональным является постепенное наращивание тренировочных нагрузок в течение подготовительного и соревновательного периодов при волнообразном 6

Читайте так же:  Доплата до мрот 1с зуп

7 изменении их по этапам тренировки. Подготовительный период подразделяется на два этапа: общеподговительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподготовительный этап более продолжителен, чем специальноподготовительный. По мере повышения спортивной квалификации длительность общеподготовительного периода сокращается, а специально-подготовительного — увеличивается. Основная направленность первого этапа подготовительного периода — создание необходимых предпосылок для приобретения спортивной формы: повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков. На этом этапе тренировки удельный вес средств общей подготовки преобладает над объемом средств специальной подготовки. Основными средствами специальной подготовки являются специальноподготовительные упражнения. Соревновательные упражнения на тренировке, как правило, на этом этапе не используются. Методы тренировки специализированы в меньшей степени. Предпочтение отдается методам, которые отличаются менее жесткими требованиями к обучающимся (игровой, равномерный, переменный). Темпы увеличения объема нагрузок должны опережать темпы возрастания их интенсивности. Основная направленность специально-подготовительного этапа подготовительного периода — непосредственно становление спортивной формы. Изменяется содержание различных сторон подготовки, которая теперь направлена на развитие специальных физических качеств, освоение технических и тактических навыков и умений. Увеличивается удельный вес специальной подготовки и изменяется состав ее средств, включаются соревновательные упражнения, хотя и в небольшом объеме. Их интенсивность постепенно увеличивается. Основная цель тренировки в соревновательном периоде — это поддержание спортивной формы, реализация ее в максимальных результатах. В этом периоде используются соревновательные и специально подготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности. Удельный вес средств ОФП несколько ниже, чем на специально-подготовительном этапе. В этом периоде используются соревновательный метод, методы повторного и интервального упражнения. Варьируя частоту и общее число соревнований, можно управлять динамикой спортивных результатов, однако их оптимальное число следует определять индивидуально для каждого обучающегося. Интервалы отдыха между соревнованиями должны быть достаточными для восстановления и повышения работоспособности юных кикбоксёров. Для кикбоксёров, проводивших напряженную тренировку и принимавших участие в соревнованиях, целесообразно по окончании соревновательного периода установить трех-четырехнедельный переходный период. Главной задачей этого периода являются активный отдых и вместе с тем поддержание определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка, при этом следует избегать однотипных нагрузок, так как они препятствуют полноценному активному отдыху. 7

8 Необходима смена характера двигательной активности и обстановки занятий. В переходном периоде снижается общий объем интенсивности тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерного ее спада. Важная задача переходного периода — анализ проделанной работы в течение прошедшего года, составление программы тренировок на следующий год. Текущее и оперативное планирование На основании годового плана тренировок разрабатывается оперативное планирование на месяц, неделю и каждое тренировочное занятие. В месячном плане общая нагрузка распределяется по неделям и дням; обозначаются дни соревнований и полного отдыха, регламентируется время. Текущее планирование связано с оптимизацией тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с другой — проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью обучающегося путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» тренировочных занятий. Оперативное планирование, или управление тренировочным процессом — определяет степень физической, технической, тактической подготовленности обучающегося. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними. Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. На спортивно-оздоровительном этапе подготовки первого года периодизация тренировочного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом средств ОФП, освоению технических элементов и навыков Соревновательная деятельность Спортивные соревнования, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях. Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед обучающимся на данном этапе подготовки. Данная программа не предусматривает обязательное принятие участия обучающимися в соревновательной деятельности. 1.6.Порядок организации тренировочных сборов В целях качественной подготовки, обучающиеся могут привлекаться к участию в тренировочных сборах. Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов рекомендуется определять в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. 1.7.Требования к материально-технической базе — наличие тренировочного зала; — наличие тренажерного зала; 8

9 — наличие раздевалок, душевых, допускается наличие восстановительного центра; — наличие медицинского кабинета ; — обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения обучения по программе представлено в Приложении 5. 9

10 II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Организационно-методические указания Организация тренировочного процесса Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом. Основными формами тренировочных занятий в спортивной школе являются: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, групповые тренировочные занятия, тренировочные занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в спортивно-оздоровительном лагере и участие в тренировочных мероприятиях. Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей обучающихся. В зависимости от перечисленных факторов и этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий: групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям. При групповой форме проведения занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи обучающихся при выполнении упражнений. При индивидуальной форме обучающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального дозирования нагрузки, воспитания у юного спортсмена самостоятельности, творческого подхода к тренировке. При фронтальной форме группа обучающихся одновременно выполняет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который рекомендует комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую методическую литературу. В тренировочном процессе различают занятия по общей физической подготовке и специальные занятия, основная задача которых специальная физическая, техническая, тактическая подготовка кикбоксёров. Тренировочное занятие состоит их трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии. Задачей подготовительной части является предварительная организация обучающихся: построение в шеренгу, рапорт, сообщение задач тренировки и т.д. Центральное место в подготовительной части занимает функциональная подготовка обучающихся к основной деятельности, что достигается выполнением дозируемых и 10

11 непродолжительных физических упражнений. Подбор средств для подготовительной части занятия определяется задачами и содержанием основной части. Подготовительная часть занимает, как правило, мин. Таблица 1 Распределение времени по частям занятия в зависимости от его типа (мин) Часть занятия Тип занятия учебнотренировочный тренировочный Вводноподготовительная учебный контрольный Разминка проводится самостоятельно Основная Заключительная Итого Разминка повышает функциональные возможности организма обучающегося, создает условия для проявления максимальной работоспособности. Она состоит из двух частей «разогревания» организма и настройки на предстоящую спортивную деятельность. Задача первой части разминки — повысить общую работоспособность обучающегося усилением главным образом вегетативных функций организма. Задача второй части разминки — подготовить обучающегося к выполнению первого тренировочного упражнения основной части занятия. Общая продолжительность разминки — не менее мин. Решение наиболее сложных задач занятия осуществляется в основной части, которая характеризуется наибольшей физиологической и психической нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности юного спортсмена. При планировании и проведении основной части занятия целесообразно руководствоваться следующими положениями. Задачи технической подготовки, как правило, решаются в первой трети основной части, когда спортсмен находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых элементов осваиваемой спортивной техники. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части и постепенно снижается в последней трети. Последовательность применения упражнений различной направленности должна быть примерно следующей: сначала выполняются упражнения на быстроту; затем упражнения, направленные на развитие силы; упражнения для улучшения координации движений, как правило, выполняются в начале основной части; упражнения на гибкость обычно чередуются с другими упражнениями (особенно силовыми и скоростно-силовыми). Ее продолжительность мин. Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение нагрузки, создает предпосылки для последующей деятельности, подводит итог занятию. Ее примерное содержание: выполнение несложных упражнений с постепенно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения, упражнения на расслабление. Продолжительность заключительной части занятия мин. 11

12 Преимущественная направленность тренировочного занятия, его задачи, средства и методы, величина и характер тренировочных нагрузок определяются недельным планом тренировки. Продолжительность тренировочного занятия зависит от года обучения, возраста, квалификации обучающихся и задач тренировки. Время проведения занятий в течение дня планируется в зависимости от условий тренировки, режима учебы и отдыха. Тренер должен следить за тем, чтобы время занятий оставалось по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается понижением работоспособности обучающихся, ухудшением процессов восстановления после тренировочных нагрузок, что отрицательно сказывается на эффективности тренировочного процесса Требования к технике безопасности Соблюдение правил техники безопасности является обязательным при организации и проведении учебно-тренировочных занятий по кикбоксингу. С обучающимися всех возрастов систематически проводится инструктаж по технике безопасности (ежегодно в сентябре месяце), с отметкой в журнале. Тренер-преподаватель несет прямую ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся во время тренировочных занятий. Занятия по кикбоксингу проводятся на татами. КоличествозанимающихсянедолжнопревышатьнормустановленныхСанитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Тренер-преподаватель, проводящий занятие, обязан: — перед началом провести тщательный осмотр места проведения занятия; — в местах проведения занятий иметь аптечку с необходимыми принадлежностями и медикаментами для оказания первой помощи; — знать способы доврачебной помощи; — обучать безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением обучающимися мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения; — по результатам медицинского осмотра знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого обучающегося, в необходимых случаях обеспечивать страховку; при появлении признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие обучающегося немедленно направлять к врачу. Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях кикбоксингом: — все допущенные к занятиям обучающиеся должны иметь специальную форму; — вход в зал разрешается только в присутствии тренера-преподавателя; — занятия по борьбе должны проходить только под руководством тренерапреподавателя; — до начала тренировочной схватки кикбоксёры должны проделать разминку, особое внимание необходимо обратить на мышцы спины, лучезапястные, голеностопные суставы; — во время тренировочной схватки по сигналу тренера-преподавателя обучающиеся должны немедленно прекратить спарринг; 12

13 — спарринги проводить между участниками одинаковой подготовленности и весовой категории; — после окончания занятия осуществлять организованный выход из зала; — проводить систематическую разъяснительную работу по профилактике травматизма на занятиях; добиваться дисциплины, точного выполнения указаний тренера-преподавателя Теоретическая подготовка Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В плане теоретических занятий следует отражать и такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом и др. Таблица 2 План теоретической подготовки п/п Название темы Краткое содержание темы Этап подготовки 1. История, философия спортивных История развития и философия единоборств избранного вида спорта СОГ-1,2,3,4 Понятие о физической культуре и спорте. 2. Физическая культура и спорт Формы физической культуры. Физическая культура и спорт в СОГ-1,2,3,4 современном обществе 3. Гигиена Понятие о гигиене. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. СОГ-1,2,3,4 Значение и основные правила 4. Закаливание организма закаливания. Закаливание воздухом, СОГ-1,2,3,4 водой, солнцем 5. Строение и функции организма Строение и функции организма СОГ-1,2,3,4 6. Спортивная тренировка Понятие о спортивной тренировке. Ее цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль спортивного режима и питания СОГ-2,3,4 Правила избранного вида спорта. Условия выполнения требований и норм ЕВСК. ФССП избранного вида спорта Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта Экипировка. Оборудование 9. Техника безопасности Инвентарь. Антидопинговые правила. Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое влияние Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке Требования к технике безопасности при занятиях избранным видом спорта СОГ-2,3,4 СОГ-1,2,3,4 СОГ-1,2,3,4 13

14 2.3. Воспитательная работа Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренерпреподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания. Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома — на все это должен постоянно обращать внимание тренер — преподаватель. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие — способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с юными спортсменами все большее значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин. В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения. Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого обучающегося. Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена. 14

15 Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей. Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне — в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности. Воспитание волевых качеств — одно из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований. Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена. Средства, методы, формы воспитательной работы Во время активного отдыха: средства: устная и наглядная информация; печать; радио; телевидение; кино; литература; театр; музей. Методы: убеждение; пример; поощрение; требование; принуждение. В процессе тренировочных занятий: средства: устная и наглядная информация; печать; телевидение. Методы: убеждение; пример; поощрение; требование; принуждение. Содержание воспитательной работы 1. Возрождение духовной нравственности граждан России. 2. Воспитание трудолюбия. 3. Воспитание преданности Родине. 4. Воспитание добросовестного отношения к труду. 5. Стремление к постоянному спортивному совершенствованию. 15

Читайте так же:  Ежемесячное пособие опекунам в 2019 году

16 6. Стремление быть примером для воспитанников. 7. Формирование высоких нравственных принципов и морально-волевых качеств. 8. Воспитание на примерах мужества и моральной чистоты спортсменов старшего поколения. 9. Создание истории коллектива. Недопустимо в воспитательной работе: 1. Ограждение спортсменов от созидательной критики. 2. Низкая профессиональная квалификация тренеров. 3. Игнорирование повышения квалификации и слабая работа над приобретением знаний. 4. Нарушение дисциплины. 5. Недостаточная требовательность к спортсменам. 6. Отсутствие помощи руководства тренерско-преподавательскому составу и контроля за их работой. 7. Игнорирование процессов толерантности (терпимости) к различным религиозным конфессиям Психологическая подготовка Психологическая подготовка предусматривает формирование личности обучающегося и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством. Основными задачами психологической подготовки является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей (ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т.д.). Используя их в тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности. В работе с юными спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого-педагогического воздействия. К методам словесного воздействия относятся: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др. Методы смешанного воздействия включают: поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание. Так, в вводной части тренировочного занятия используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций. В подготовительной части — методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной части занятия совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные 16

17 качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю в заключительной части — совершенствуется способность к саморегуляции и нервнопсихическому восстановлению. Следует отметить, что акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности тренировочного занятия. Оценки эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических воздействий в тренировочном процессе осуществляются путем педагогических наблюдений, измерений, анализа различных материалов, характеризующих личность обучающихся. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения корректив в тренировочный процесс и планирования воспитательной работы и психологической подготовки обучающихся. Воспитание волевых качеств Воля выражается в способности обучающихся достигать поставленные цели, несмотря на встречающиеся трудности. Главные трудности при этом внутренние, т.е. трудности психологические. Упрощенно говоря, воля выражается в способности обучающегося преодолевать психологические трудности, умение «бороться» с самим собой. На пути к достижению цели обучающимся часто приходится преодолевать чувства, эмоции и связанную с ними необходимость сдерживать удовлетворение потребностей. Биологические (в воде, пище, воздухе, сне и бодрствовании, экономии сил, усталости, защите от вредных воздействий, боли и др.), социальные (половые, родительские, собственнические и др.), идеальные потребности и связанные с ними чувства могут достигать высокой интенсивности и для преодоления их человеку приходится часто тратить большую нервную энергию. Способность кикбоксёра преодолевать чувства высокой интенсивности свидетельствует о высокой степени развития воли. Чувства обычно подавляются чувством долга, которое связано с потребностью (идеальной) в достижении цели и удовлетворяется через инстинкт борьбы. Обучающийся обычно выражает этот процесс через слова «нужно» и «хочу». Наиболее часто кикбоксёру требуется проявлять волевые качества: выдержку, смелость, настойчивость, решительность, инициативность. Так же как и физические качества, волевые качества и психологическую подготовку рассматривают как общую, так и специальную психологическую подготовку. При этом используется тот же подход. Если общая психологическая подготовка направлена на то, чтобы выработать способность человека преодолевать чувства и эмоции наиболее высокой интенсивности, то специальная подготовка направлена на то, чтобы кикбоксёр в соревновательных условиях не испытывал потребностей и связанных с ними чувств высокой интенсивности, т.е. во время тренировки обучающийся и тренер стремятся упражнениями добиться того, чтобы соответствующие чувства были минимальны (не ощущались). В зависимости от подготовленности соперника кикбоксёр использует в большей или меньшей мере общие и специальные качества. Рекомендации к методике совершенствования волевых качеств: 1. Воля кикбоксёра совершенствуется в процессе реализации поставленных целей 17

18 (целевых установок). Психологическая воля зависит от способности кикбоксёра добиваться достижения поставленной цели, несмотря на трудности внутреннего порядка, связанные с необходимостью подавления мотивов и соответствующих потребностей. 2. Степень развития волевых качеств может быть измерена, потому что она проявляется через освоенные действия. 3. Совершенствуют волевые качества путем системы упражнений, требующей физической и умственной работы. 4. Волевые качества могут совершенствоваться параллельно с совершенствованием физических качеств борца. Для них также характерно понятие объема и интенсивности нагрузки. Только характерным отличием психологической нагрузки является ее на нервную систему спортсмена. Нагрузка определяется умственной работой или степенью волевых усилий, которыми можно подавить мотивы и чувства, мешающие выполнению поставленной задачи. 5. Основным методом совершенствования волевых качеств является метод заданий (решения задач). При этом следует учитывать, что в развитии этих качеств большую роль играет оценка эффективности решения поставленной задачи. Положительная оценка при решении задачи вызывает удовлетворение обучающегося и связанные с ним положительные эмоции. Это ведет к совершенствованию воли. Наоборот, невыполнение задачи и негативная оценка ведет к снижению степени развития волевых качеств. 6. В совершенствовании волевых качеств нужно уделять внимание развитию как общих, так и специальных качеств. Кикбоксёр, смелый в схватке, необязательно будет смелым в жизни. Также инициативный и решительный в жизни ребенок, необязательно будет таким же на соревнованиях. 7. Совершенствование волевых качеств должно проходить в непосредственной связи с совершенствованием моральных качеств. Проявления волевых качеств должны подчиняться требованиям морали. Мораль определяет те требования общества к проявлениям воли, которые ставят определенные ограничения. Иначе человек с сильно развитыми волевыми качествами может употреблять их во вред обществу. Смелый, решительный и инициативный человек может быть авантюристом или даже преступником. Воспитание смелости Смелость проявляется в способности человека преодолевать чувство страха. Страх возникает в результате оценки опасности, грозящей жизни, здоровью или престижу кикбоксёра. Интенсивность чувства страха зависит от оценки степени опасности в определенной ситуации. От чего зависит оценка? От правильного понимания ситуации и опасности. Человек может преувеличить опасность и отказаться выполнять действия, которые ему посильны и неопасны. С другой стороны, он может недооценить опасность. В последнем случае он может совершить действия, которые называют безрассудными. Как измеряется смелость? Чтобы измерить смелость, человеку предлагают выполнить действия, которые оцениваются им как опасные. Предельное значение чувства страха определяется по 18

19 отказу, обучающегося от выполнения действия (упражнения). Например, предлагают группе кикбоксёров выполнять самостраховку «падение на спину с высоты» в следующей последовательности: падение из стойки, падение из стойки на стуле, падение со стола, падение со стула, стоящего на столе. Обычно все могут выполнить первое упражнение, второе уже выполнят не все, а последнее могут выполнить только единицы. Таким образом, можно определить степень развития смелости у каждого, величину чувства страха, который может преодолеть спортсмен. Если обучающийся не выполняет упражнение (вернее не приступает к его выполнению) из-за страха, то такое состояние определяют как «непреодолимый страх». Смелость воспитывается упражнениями. При выполнении упражнений обучающимся следует учитывать одну особенность личностно-эмоциональной оценки, которая влияет на развитие качества. Если кикбоксёр при выполнении упражнения получает отрицательный результат воздействия на организм или на престиж, то у него происходит переоценка ситуации и, соответственно, возрастает чувство страха. Так, если при падении он получит болезненный удар, который им не ожидался, то у него чувство страха возрастёт и он откажется от повторного выполнения этого упражнения. Методические приемы воспитания смелости: 1. Постепенное приближение к порогу смелости (пределу). Успешное выполнение простых упражнений позволяет спортсмену преодолеть порог страха. Для этого нужно обучать безопасному выполнению упражнения и вовремя останавливать стремления обучающихся превысить разумный предел. 2. Изменять оценку опасности. Для этого можно снизить трудность упражнения. Например, понизить высоту падения или при выполнении падения положить 1-2 поролоновых мата в место приземления. 3. Применяют также метод «пример товарищей». Если товарищи выполняют упражнение и это не приводит к нежелательным последствиям, то чувство страха у обучающихся снижается. Здесь имеет место стремление обучающегося поддержать свой престиж перед товарищами. 4. У подростков и юношей часто возникает чувство страха перед неизведанным. Не зная, какие опасности его ожидают, они испытывают чувство страха, часто непреодолимого. Они боятся темноты, высоты, схваток с неизвестным противником. Этот страх можно преодолеть, вооружая обучающихся опытом действий в подобной ситуации. Неправильно оценивать ситуацию обучающийся может и на основании прежнего опыта без учета изменений, которые произошли с ним в процессе тренировки (изменения подготовленности). Упражнения для воспитания специальной смелости направлены на то, чтобы снизить чувство страха при оценке предстоящих соревнований. Чем меньше страх перед предстоящими схватками, тем выше специальная смелость. В этом случае в соревновании не придется тратить нервную энергию на преодоление страха. Тренировка перед соревнованием с менее подготовленными кикбоксёрами позволяет совершенствовать специальную смелость. Примерные упражнения для развития общей смелости: 1. Падение с различной высоты с приземлением на ноги, руки, спину, живот. Из 19

20 положения приседа, стоя, стоя на стуле, у гимнастической стенки и т.п. 2. Усложнение упражнений элементами, вызывающими страх: а) через лежащую на ковре гирю; б) через стул, через партнера; в) упражнения самостраховки при падении на пол. 3. Введение новых упражнений, неизвестных обучающимся, кажущихся трудными и сложными. 4. Преодоление страха перед неизведанным в летних спортивно-оздоровительных лагерях: пройти по одиночке в темноте в комнату, через лес, при выполнении игровых заданий (военизированных игр). 5. Преодоление страха перед холодом: встать под холодный душ, окунуться в холодную воду в ванной, пройти босиком по снегу, на морозе обтереться снегом, окунуться в воду в проруби. 6. Преодоление страха потерять престиж. Выполнять упражнения, которые обучающийся может не выполнить, особенно когда другие выполняют. Примерные упражнения для совершенствования специальной смелости: 1. Схватки с соперниками, менее подготовленными (имеющими меньшую спортивную подготовку). В то же время он может иметь лучшую физическую подготовку, больший вес, возраст и т.п. 2. Постановка кикбоксёра, имеющему меньшую спортивную подготовленность, чем его партнер, посильных задач в схватке. Так, например, если поставить спортсмену низшей квалификации задачу провести тренировочную схватку с кикбоксёром высокой квалификации, то он, оценивая свои возможности выигрыша, оправданно решит, что эта задача для него непосильна. В этом случае он постарается отказаться от выполнения задания тренера. Если же тренер поставит ему посильную задачу (например «Чисто не проиграть в течение определенного промежутка времени») и он эту задачу успешно выполнит, то он сам положительно оценит результат своей деятельности или получит положительную оценку тренера. В этом случае его смелость возрастет. В следующий раз он смелее будет выходить на схватку с квалифицированным соперником и постарается решать в схватке более сложные задачи. При этом следует помнить, что невыполнение поставленной задачи ведет к снижению смелости и усугублению трусости. Специальную смелость обычно можно сравнить со специальной силой. Они взаимосвязаны и измерить можно аналогичным способом. Воспитание выдержки Под выдержкой понимают обычно способность человека противостоять воздействию чувств и эмоций, проявлять стойкость, не менять целевой установки, определяющей направленность деятельности. Выдержку человека можно измерить временем, в течение которого кикбоксёр может преодолевать чувства и эмоции определенной интенсивности. Выдержка воспитывается системой упражнений, которые дозируются. При этом следует учитывать следующие требования: 1. Упражнения должны быть посильными, т.е. обучающийся должен сдерживать чувства в пределах своих возможностей. Этот предел устанавливают, измеряя время, в течение которого он может сдерживать чувство определенной 20

21 интенсивности. 2. Устанавливая дозировку упражнений, следует знать пределы возможностей человеческого организма. Если потребности не удовлетворяются по времени больше этого предела, то наступают нежелательные для организма изменения, нарушаются функции органов и систем, что отражается на здоровье обучающегося. 3. Многие упражнения для развития выдержки и других волевых качеств являются сопряженными, т.е. способствуют развитию как физических, так и волевых качеств. При этом следует учитывать, что эффект их воздействия неодинаков. Так, например, тренер поставили задачу кикбоксёру удерживать угол в упоре в течение одной минуты. Спортсмен удерживал угол в течение 45 с. В этом случае упражнение положительно повлияло на совершенствование статической выносливости, но отрицательно на выдержку, потому что задача, поставленная тренером, не была выполнена. Правильнее было бы поставить задачу держать угол максимальное время, а затем предложить повторить упражнение, но удерживать угол на 1-2 с больше. Это было бы посильно, выдержка возросла бы. 4. Время нарастания интенсивности чувств, связанных с различными потребностями, неодинаково. Так, при задержке дыхания интенсивность чувства удушья достигает максимума через несколько секунд (до 1-2 мин). Чувство голода достигает максимума интенсивности в течение часов, дней. 5. Высокая интенсивность чувства долга, часто выражающаяся в концентрации на деятельности по достижению поставленной цели, создает в коре головного мозга доминанту, которая снимает необходимость концентрировать внимание на борьбе мотивов. В этом случае человек не тратит нервную энергию на преодоление чувств даже высокой интенсивности. Они задерживаются на уровне подсознания, в сознании не возникают. Высокое чувство долга и деятельность по достижению цели облегчают человеку процесс воспитания выдержки и позволяют добиться высоких показателей. Малая интенсивность чувства долга и бездеятельность не способствуют достижению высоких показателей выдержки. Примерные упражнения для совершенствования выдержки: 1. Сгонка веса для подавления чувства жажды, голода. 2. Упражнения на задержку дыхания. 3. Парная баня, купание или погружение в холодную воду. 4. Тренировки в душном помещении и на открытом воздухе. 5. Упражнения на преодоление чувства усталости в борьбе и при выполнении других упражнений. 6. Акробатические упражнения, связанные с необходимостью преодолевать головокружение и другие чувства, связанные с вестибулярными рефлексами. 7. Преодоление чувства боли при выполнении упражнений. Обычно упражнения на преодоление чувства боли не организуются специально. Они даются тогда, когда на занятиях возникают ситуации, подходящие для этого. 8. Режим сна и бодрствования. 9. Группа упражнений для преодоления чувств, связанных с социальными потребностями: возмущение, осуждение, гордость, обида, радость, огорчение, жалость, зависть, жадность, ревность, влечение, тревожные чувства, ярость, панические чувства, обреченность и др. 21