Пояснительная записка к здоровьесберегающим технологиям в доу

22.11.2018 Выкл. Автор admin

Cайт для руководителя детского сада, Дошкольное воспитание в ДОУ

«Заведующая детским садом, Руководитель ДОУ»

Методическая копилка в детском саду ДОУ

Программа здоровье в ДОУ

Комплексная программа «Здоровье»

1. Пояснительная записка

2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

3. Аналитическое обоснование программы

3.1. Анализ уровня развития детей

3.2. Анализ ресурсного обеспечения программы

4. План реализации мероприятий, направленных на улучшение здоровья воспитанников ДОУ

Характеристика основных направлений программы «Здоровье»

5. Медико-профилактическая деятельность

5.1. Мониторинг здоровья детей

5.2. Профилактика и оздоровление детей

5.3. Организация питания

5.4. Организация питьевого режима

5.5. Проведение закаливающих процедур

5.6. Организация гигиенического режима

5.6.1. Гигиена воздуха

5.6.2. Режим проветривания

5.6.3. Проведение противоэпидемиологических мероприятий

5.6.4. Гигиенические требования к игрушкам

5.7 Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

5.7.1. Качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка

5.7.2. Организация и проведение прогулок

5.7.3. Организация прогулки в летний период времени

5.7.4. Оказание первой медицинской помощи

5.7.5. Оптимизация режима дня

5.7.6. Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса и режима дня

6. Физкультурно-оздоровительная деятельность

6.1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности

6.2. Модель двигательного режима детей 3-7 лет

6.3. Дифференцированный подход к детям в различных формах физической культуры и дозирование нагрузки

6.4. Требования к организации занятий по физическому воспитанию

6.5. Организация оздоровительных беговых тренировок

7. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка

7.1. Модель организации деятельности по обеспечению психического здоровья детей

7.2. Охрана психического здоровья

8. Здоровьесберегающая образовательная деятельность

8.1. Валеологическое образование детей, осуществляемое в рамках образовательной программы «Развитие» под ред. Л. А. Венгера

8.2. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни

8.3. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

9. Взаимодействие с семьей

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (по определению Всемирной организации здравоохранения). Поскольку понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека, такая трактовка поднимает роль решения вопросов, связанных со здоровьем детей совершенно на новый уровень.

Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников ДОУ в режиме здоровьясбережения и здоровьяобогащения, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка создана настоящая целевая программа «Здоровье». Программа ориентирована на улучшение медико-психолого-педагогических условий пребывания детей в ДОУ.

Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Настоящая программа призвана обеспечить единство образовательных, социальных и медицинских мер в рамках пребывания ребенка в ДОУ. Программа регулирует деятельность медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.

  1. Отобрать и систематизировать нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
  2. Определить оптимальные медико-психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ.
  3. Внедрить здоровьесберегающие технологии в практику ДОУ.
  4. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка– необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Профессионального сотрудничества и сотворчества , что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.

Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Данная программа «Здоровье» реализуется посредством здоровьесберегающих технологий.

За основу понятия «технология», нами было принято определение, данное кандидатом педагогических наук В. А. Деркунской: «Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов».

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  1. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
  2. Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей.
  3. Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Виды здоровьесберегающих технологий

(классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесберегающей деятельности)

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактических технологий:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников;
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
  • контроль за физическим развитием дошкольников;
  • закаливание;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий :

  • развитие физических качеств, двигательной активности;
  • становление физической культуры дошкольников;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • профилактика зрения.

Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.

Технологии обеспечения социально-психологического

  • в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
  • эмоционально благоприятная обстановка в группе.

Основная цель — обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.

Презентация по теме:
Презентация опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста» и пояснительная записка к презентации

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Яйский детский сад «Чайка» « Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста» Буробина Александра Борисовна Инструктор по физической культуре I квалификационная категория

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Задача каждого ДОУ, обозначенная в ФГОС дошкольного образования:

Дополнительное образование «Звездный дождик»

Упражнения для профилактики плоскостопия и дыхательная гимнастика

Игровой самомассаж и пальчиковая гимнастика

Занятия на свежем воздухе и дни здоровья

Музыкально-подвижные игры и игры соревнования

Приглашаем к сотрудничеству Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Яйский детский сад «Чайка» 652100, Кемеровская область, Яйский муниципальный район, п.г.т . Яя , ул. Пионерская,5 тел. 8 (384-41) 2-13-82 Сайт: chaika-jaja.ucoz.ru

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»

СЛАЙД 1. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Поэтому, перед нами встала необходимость в целесообразном подборе здоровьесберегающих педагогических методик и технологий.

СЛАЙД 2. Определила цель своей деятельности: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путём внедрения здоровьесберегающих технологий.

Поставила следующие задачи:

1. Создать здоровьесберегающую среду на занятиях.

2. Формировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

3. Воспитать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью.

4. Обеспечить преемственность дошкольного и семейного воспитания путём активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс (приобщение родителей к традициям в ДОУ).

СЛАЙД 3. Повышая интерес детей к физическим упражнениям, исхожу из природной потребности дошкольников в игре. Провожу вариативные формы утренней гимнастики такие как: обычная, игровая, музыкально-ритмическая, с различными предметами и без них, сюжетная, по показу ребенка, по схемам, со стихотворным текстом. В теплое время года утреннюю гимнастику провожу на улице, что способствует лучшему закаливанию организма.

СЛАЙД 4. Как при проведении гимнастики, так и при проведении занятий, применяю здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребят. Во время гимнастики и занятий дети выполняют упражнения с различными предметами из разных и.п. На занятиях ребятам нравиться ходить, наступая из следа в след, по дорожкам «Здоровья».

СЛАЙД 5. Для детей старшего возраста организованы занятия ритмики и танца «Звёздный дождик», которые способствовали укреплению здоровья, формированию правильной осанки, развитию основных видов движений и психофизических качеств.

СЛАЙД 6. К нетрадиционным методам иммунопрофилактики относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, массаж и самомассаж.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. Ежедневно использую упражнения с мячиками, платочками, камешками, шишками; хождение босиком по дорожкам «Здоровья».

СЛАЙД 7. В своей работе с детьми использую пальчиковые игры. Например, при проведении досуга «Прогулка в лес» дети выполняют пальчиковую игру «По грибы». В методической копилке имеется: картотека стихов, пальчиковых игр, книги, пособия для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений: мячи-ежики, платочки, ленточки, шишки, камушки и т.д.

На ушной раковине расположено большое количество биологически активных точек, связанных рефлекторно со всеми органами тела. Игра с ушными раковинами (аурикулотерапия) полезна, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

СЛАЙД 8. За время существования детского сада сложилась определённая традиция в сфере оздоровительной деятельности. Один раз в квартал проходит Неделя здоровья, которые имеют свои названия. Один раз в месяц организовываются физкультурные досуги, развлечения, два раза в год спортивные праздники. Прогулку организую так, чтобы она была интересной для детей, включаю сюрпризный момент, подвижные, хороводные игры, игры малой активности. Перед детским садом нанесена цветная полоска способствующая увеличению двигательной активности.

СЛАЙД 9. Ежегодно участвуя в «Веселых стартах» на базе ДЮСШ «Альбатрос» дети занимают призовые места.

СЛАЙД 10. Таким образом, данная система работы с детьми, родителями и сотрудниками детского сада даёт свои положительные результаты по здоровьесбережению. В дальнейшем оздоровительная система будет совершенствоваться, развиваться и реализовываться.

пояснительная записка.docx — Презентация на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Чтобы быть всегда здоровым,
Нужно бегать и скакать.
Больше спортом заниматься,
И здоровым не скучать.
Актуальная проблема на сегодняшний день ­ это здоровье детей и реальное
ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния.
На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено стимулированию здоровья
и использованию технологий сохранения, а также технологиям обучения здоровому
образу жизни и коррекционным технологиям.
СЛАЙД 2
Здоровьесберегающие технологии ­ это система мер, включающая взаимодействие и
взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах и развития и обучения обеспечение высокого уровня
здоровья воспитанника детского сада.
СЛАЙД 3
Актуальность
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса
ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное,
улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению
заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности
осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
СЛАЙД 4
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Применительно к ребенку –
 воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни человека знания о здоровье и умения поддерживать
охранять и оберегать его, валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику эффективно и самостоятельно решать задачи здорового образа
жизни
 безопасное поведение, задачи, связанные с оказанием элементарной

Читайте так же:  Кто платит налог по договору аренды с физическим лицом

Применительно к взрослым –

 содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателя.
СЛАЙД 5
Задачи по здоровьесбережению в ДОУ
 Укрепление и сохранение здоровья детей на основе комплексного и системного
использования доступных для детского сада средств физического воспитания,
оптимизации двигательной активности на свежем воздухе;
 Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний и навыков о
здоровом образе жизни;
 Конструктивное партнерство педагогического коллектива, семьи и самих детей в
укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
 развитие физических качеств; контроль двигательной активности и становление
физической культуры дошкольников;
 формирование правильной осанки, профилактика и коррекция нарушений
опорно­двигательного аппарата;
 воспитание привычки физической активности в повседневной жизни.
СЛАЙД 6
Требования ФГОС:
Обеспечение эмоционального состояния детей;
• Гарантия охраны и укрепление физического и психического здоровья детей;

• Создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования;


Обеспечение открытости дошкольного образования;
Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
СЛАЙД 7
 Технологии сохранения
и стимулирования здоровья
 Технологии обучения ЗОЖ
 Коррекционные технологии
Основным направлением в моей работе в течение нескольких лет является
здоровьесбережение и его технологии. Главной целью я себе поставила приобщить к
здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту, помочь
детям проявить их собственные потенциальные возможности. Решая задачи по
укреплению здоровья воспитанников, возникла необходимость во взаимодействии всех
педагогов (воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального
руководителя, педагога­психолога.) Работа инструктора физической культуры по
здоровьесбережению ведущая и объединяющая. Инструктор координирует действия

специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как он
постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников.
Для успешного выполнения задач по здоровьесбережению я внедряю в свою работу
новые здоровьсберегающие технологии: аэробика, самомассаж, гимнастика для глаз,
для пробуждения, ходьба по дорожкам здоровья, игротреннинги, психогимнастика,
точечный массаж, дыхательная гимнастика, коррекционная гимнастика, дни здоровья,
релаксация, подвижные и спортивные игры, динамические паузы.
СЛАЙД 8
Большую роль, в сохранении и укреплении здоровья детей играет регулярное
проведение образовательной деятельности «Физическая культура», в которую
включены игры и задания с дошкольниками, разнообразные элементы двигательной
активности: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с использованием
спортивного и не стандартного инвентаря. Образовательная деятельность по
физической культуре проводится в форме сюжетных занятий, занятий – путешествий,
в игровой форме, с использованием ИКТ для более наглядной демонстрации
преимущества здорового образа жизни.
СЛАЙД 9
В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды
закаливания. В группе раннего развития это воздушные ванны и ходьба по
корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная
гимнастика. В старших группах ­ массаж стопы, гимнастика в постели.
СЛАЙД 10
Одной из важных технологий считаются подвижные и спортивные игры. Они
используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ­
малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно во всех возрастных группах.
На занятиях использую валеологические приемы для мотивации к здоровому
образу жизни.
СЛАЙД 11
Пешие походы представляют собой один из важнейших организованных видов
двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные
задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и
воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их
познавательные потребности.

СЛАЙД 13
В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения,
различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной
активности детей. Детям предлагаю упражнения на равновесие и развитие
координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Гимнастика пробуждения выполняется лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются:
прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего
делают упражнения, сопровождающиеся текстом, который им особенно нравится
(«Киски просыпаются», «Крабик», «Змейка»). После гимнастики дети проходят по
ребристой или массажной дорожке здоровья, что усиливает оздоровительный эффект.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную
мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает
кровообращение в легких, деятельность сердечно ­ сосудистой системы, укрепляет
мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.
СЛАЙД 14
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
­ способствует овладению навыками мелкой моторики;
­ помогает развивать речь;
­ повышает работоспособность головного мозга;
­ развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
­ развивает тактильную чувствительность;
­ снимает тревожность.
Пальчиковую гимнастику начинаем проводить с младшего возраста, индивидуально и
подгруппой в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в
свободное время утром и после сна по 2­3 минуты. У детей дошкольного возраста
довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы, чтобы
повысить работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные
движения, подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать
движения пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в
развитии ребёнка. Наиболее часто использую при проведении пальчиковой гимнастики
стихотворный ритм, который помогает поставить правильное дыхание, развить речевой
слух.
СЛАЙД 15 ­16

А сколько положительных эмоций, а следовательно, и здоровья получают дети на
спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети
принимают участие в «Весёлых стартах» и других мероприятиях, показывая уровень
своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и
папы. Такие праздники носят название «Папа, мама, я ­ спортивная семья».
СЛАЙД 17
Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных
на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно­двигательного
аппарата. Проводятся в игровой форме под музыкальное сопровождение.
СЛАЙД 18
Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского

организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным
сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения
способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая
навык собственного оздоровления
СЛАЙД 19
Дыхательные упражнения ­ эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто
болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после
воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика
прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное,
гомеопатическое,
физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,
укрепляет защитные силы организма.
СЛАЙД 20.
Арттерапия.
Развивает восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и
саморегуляции,
и фантазию;
окружающем мире;
Формирует

успокаивает и расслабляет, снимая напряжение;

СЛАЙД 21
Сказкотерапия

Из сказок малыш узнает что­то новое, ранее неведомое. Есть даже специальный тип
сказок – дидактические сказки – которые пишутся для обучения ребенка в игровой
форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры,
буквы, другие абстрактные символы, — помещается в волшебную страну. Ребенок
наблюдает за его жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь герою.
Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление
материала. Заметьте, никакого назидания и зубрежки! А знания будут получены.
СЛАЙД 22
Игротренинги
Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений русской
народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал,
сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках,
ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический
простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться
все силы, дремлющие в глубине души потенциалы.
СЛАЙД 23
Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной
задачей гимнастики для глаз для детей­дошкольников является формирование у
малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.
СЛАЙД 24
Аутотренинг
Целью проведения аутотренинга является снятие у детей внутреннего мышечного
напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное
состояние покоя.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение
детей к своему организму, привить необходимые культурно­гигиенические навыки,
наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям
окружающей среды.
Таким образом, проводимая нами физкультурно­
оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по
оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном
учреждении.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств: быстроты, силы,
гибкости, равновесия, выносливости и ловкости.
Считаю, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет
качественно решать цель развития физически развитой, творческой личности.

Методическая разработка ( группа) по теме:
Программа по здоровьесбережению воспитанников ДОУ

1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи Программы.
3. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.
4. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников.
5. Организация двигательного режима.
6. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ.
7. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению
воспитанников МБДОУ № 53.
8. План совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам
сохранения и укрепления здоровья детей.
9. Словарь терминов.
10. Литература.

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом Утверждаю:

совете МБДОУ заведующая МБДОУ

«Детский сад «Детский сад

общеразвивающего вида № 53» общеразвивающего вида № 53»

Протокол № ___ _________________________

от ___________ Приказ № ___от _________

  1. Пояснительная записка……………………………………………………1
  2. Цели и задачи Программы………………………………………………. 2
  3. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников…3
  4. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников…. 4
  5. Организация двигательного режима……………………………………..6
  6. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ…………………….………………………………………………….10
  7. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению

воспитанников МБДОУ № 53…………………………………………. 13

  1. План совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам

сохранения и укрепления здоровья детей………………………………..14

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

  • Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;
  • Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
  • Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
  • Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
  • Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
  • Повышение валеологической, медико-психолго-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
  1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
  2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
  3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
  4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
  5. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
  6. Снижение уровня заболеваемости детей;
  7. Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
  8. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
  9. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
  1. Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:
Читайте так же:  Клен адвокат

Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

«Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода . Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

  1. Содержание работы МБДОУ № 53 по здоровьесбережению воспитанников

Рабочая программа по здоровьесбережению «Здоровый ребенок»

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 Рябинушка»

УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете Заведующая
протокол № МБДОУ№28«Рябинушка»

приказ №___
от _________г.

ПРОГРАММА
здоровьесбережения
«Здоровый ребенок»

Заведующая Коромыслова И.В.

ст. воспитатель Буханенкова О.О.

Временные рамки и основные этапы реализации программы………………………. 7

Использование образовательных технологий…………………………………………….7

Мониторинг реализации программы «Здоровый ребенок»……………………17

Методическое обеспечение программы…………………………………………..18

“ Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

Программа «Здоровье» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

Сегодня еще так же к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д.Маханевой, В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В результате этого в детском саду «Рябинушка» разработана программа “Здоровый ребенок». Программа “Здоровый ребенок” комплексно подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Программа «Здоровый ребенок» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:

анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов.);

научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);

комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости);

анализ результатов физической подготовленности детей;

характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Программа «Здоровый ребенок», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, — это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Разрабатывая программу «Здоровый ребенок», мы стремились к тому, чтобы система оздоровления и физического воспитания, включала инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа «Здоровый ребенок» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.

Конвенция ООН «О правах ребёнка».

«Семейный кодекс РФ».

Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам общеобразовательным программам дошкольного образования»

Условия реализации программы

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

физкультурный зал, который необходимо дооборудовать необходимым инвентарём: спортивными матами; ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием.

методическая литература для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений.

в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

Оборудование соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечает гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные.

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Основные принципы программы:

научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)

доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

систематичности (реализация профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

Временные рамки и основные этапы реализации программы .

I этап. 2017-2018гг . – организационно-мотивационный.

Координация деятельности педагогов и родителей ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

II этап. 2018-2020 гг . – основной.

Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.

III этап. 2020-2021 гг. – итогово — аналитический.

Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.

Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в аналитическом отчете.

Основными направлениями программы “ Здоровый ребенок ” являются:

Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

Мониторинг реализации программы .

Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:

I. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ .

а) обновление материально-технической базы:

замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение матрацев, подушек, одеял, полотенец.

приобретение бактерицидных ламп на 3 группы.

пополнить спортинвентарь спортзала мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, массажными ковриками;

произвести благоустройство физкультурной площадки и игровых площадок для каждой группы.

Приобретение информационных уголков для родителей.

восстановить зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе

II. Воспитательно-образовательное направление

1 задача: Организация рациональной двигательной активности детей:
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом
;

Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды

совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям

повышению физической работоспособности

нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития

повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.

Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.

Читайте так же:  Приказ фсб обеспечение жильём

Контроль за физическим воспитанием .

Проведение физкультурных мероприятий .

Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации двигательной активности в ДОУ :

физические занятия в зале и на спортивной площадке

физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”

индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД

использование здоровьесберегающих технологий.

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ.

использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях и занятиях по плаванию

2 задача: Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека больше всего зависит от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:

закаливающие процедуры после дневного сна

организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал)

такие формы работы с родителями, как:

тематические родительские собрания

совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)

консультации (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)

3 задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.

Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

— фронтальные занятия с детьми по базисным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

— создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

— организацию игровой деятельности детей;

— индивидуальную работу с детьми.

Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:

обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,

создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе.

Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

— анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

— ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

— гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;

— постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

— использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);

— создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

— просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации);

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;

индивидуальные консультации воспитателей с родителями;

индивидуальные беседы с воспитанниками;

обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);

подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;

обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);

создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;

формирование культуры общения детей;

проведение досугов, развлечений, праздников.

рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).

III. Профилактическо-оздоровительная работа.

Профилактическо-оздоровительная работа в нашем ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:

осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;

дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;

не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;

обеспечения естественного освещения помещений.

1 раз в год необходимо выполнять сушку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);

2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом — стирка, зимой — чистка снегом);

своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;

соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;

во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой . Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее время снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

здоровьесберегающие технологии – дыхательная гимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, ритмопластика, пальчиковая гимнастика и др.

профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Закаливающие мероприятия .

Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

Необходимо осуществлять единый подход к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

Ведущими методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;

босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;

циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом;

Используемые образовательные технологии

К ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных мероприятий.

Вид деятельности занятий.

Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале.
Длительность в соответствии с возрастом.

Ежедневно, на занятиях статического характера.

Длительность 3-5 мин.

3.Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей

5.Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.

3 раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин

7.Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.

1раз в месяц на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии.

10.Физкультурно – спортивные праздники на воздухе.

2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут

11.Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях

Летняя оздоровительная работа.

Формы организации оздоровительной работы:

закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;

физкультурные занятия в природных условиях.

физкультурные досуги и развлечения;

утренняя гимнастика на воздухе;

витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

Взаимосвязь со специалистами детской поликлиники.

Специалисты детской поликлиники (отолоринголог, окулист, невролог, хирург, педиатр) проводят 2 раза в год медицинское обследование детей в детском саду.

Терапевт осуществляет специфическую иммунопрофилактику детей: вакцинация по возрасту и прививки против гриппа.

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.

просветительная работа по направлениям программы «Здоровый ребенок» и т.д.;

консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья.

проведение тренинговых занятий на сплочение коллектива.

ежегодные периодические медицинские осмотры

прохождение курсов повышения квалификации по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».

участие в вебенарах по вопросам здоровьясбережения.

Участие в РТГ руководителей физической культуры.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

Повышение педагогической культуры родителей.

Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.

Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через консультации, семинары.

Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

Включение родителей в воспитательно — образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.

Совместные мероприятия для детей и родителей.

Организация совместных дел.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.

4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.

5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

7. О питании дошкольников.

8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.

9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.

11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения:

улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;

успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;

рост компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%;

активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье — не менее 93%.

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.

Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Мониторинг реализации программы «Здоровый ребенок»

Анализ посещаемости, заболеваемости детей (ежемесячно).

Диагностика эмоционального благополучия детей в детском саду(май).

Уровень адаптации детей 1 младшей группы к условиям ДОУ (октябрь).

Уровень освоения детьми ООП ДОУ по О.О. «Физическая культура» и «Здоровье».

Отношение детей к детскому саду(февраль).

Программно-методическое обеспечение оздоровительной деятельности.

На основе концептуальных положений Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой педагоги занимаются поиском, изучением и внедрением следующих программ и технологий:

1. К.Ю. Белая. Фомирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2.Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.