Подоходный налог в румынии

15.05.2018 Выкл. Автор admin

Какие налоги платят в Румынии

В Румынии налог на прибыль фирмы фиксированный — 16%. Малые предприятия в Румынии платят меньше — 3%.

Что касается налога на добавленную стоимость, то он составляет 24%, при учете льготных тарифов — 5% (строительные материалы) и 9% (сюда относятся музеи, лекарственные препараты, газетная продукция, книжки, кино, отели).

Частные лица облагаются фиксированным подоходным налогом – ставка составляет 16%. Более подробно о налогообложении Румынии – читайте информацию ниже.

Налогооблагаемый доход:

В Румынии в настоящее время облагаются налогом такие виды дохода, как:

  • доход от ведения бизнеса/индивидуальной деятельности;
  • прибыль, полученная от вложений денежных средств/инвестиций;
  • доход, который получен от передачи прав пользования;
  • пенсия – в том случае, если размер ее превышает 9 млн. леев (румынская валюта);
  • прибыль, которая получена от сельскохозяйственных работ;
  • доход, который был получен в качестве приза или выигрыша в азартной игре;
  • заработная плата и др. виды доходов.

Налогообложение нерезидентов:

В Румынии любой доход, который был получен не резидентом от деятельности, что он ведет на территории румынского государства, в обязательном порядке подлежит налогообложению.

На сегодняшний день в стране применяют такие налоговые квоты:

  • 20% от дохода нужно заплатить государству, если он был получен в результате выигрыша при игре в какую-либо азартную игру;
  • 5% дохода выплачивается государству от процента со срочного вклада, а так же с любого депозитного сертификата. Эта налоговая квота распространяется и на другие виды сбережений в банковских учреждениях и румынских кредитных организациях.
  • Под 15% попадает любой другой доход (к примеру, дивиденды, арендная плата, авторский гонорар).

Налогообложение прибыли физ. лиц:

Как было сказано в самом начале, этот налог является фиксированным и составляет 16% для резидентов/нерезидентов, которые получают прибыль в Румынии. Отметим, что резидент – это лицо, которое имеет ПМЖ в Румынии. Так же к резидентам относятся лица, которые непрерывно пребывают на территории государства более 183 дней на протяжении года.

В то же время, применяется особая ставка относительно дохода, который получен от реализации любого недвижимого имущества (если оно было в собственности не меньше 3-ех лет):

  • 2% + около 1 400 евро/6000 RON — если имущество стоит более 200 тыс. RON.
  • 3% — если имущество стоит менее, чем 45 200 евро/200 тыс. RON.

Что касается имущества, которое находится в собственности дольше, чем 3 года, то платится 2%, если имущество стоит менее, чем 45 200 евро, и 1% + 906 евро/4 тыс. RON , если имущество стоит более 200 тыс. RON.

Налог на недвижимое имущество физ. лиц:

Физ. лица все без исключения платят налог на недвижимое имущество в размере 0,1% от стоимости недвижимости. Стоимость рассчитывается с учетом определенных критериев, таких как площадь, месторасположение, год постройки, назначение здания. При наличии нескольких зданий у одного собственника, налог может составить от 65- 300%. Так же налог увеличивается, если площадь жилой недвижимости более 150-ти м2 – в таком случае увеличивается квота на 5%, при чем платиться больше за каждые 50 м2.

Что касается налога на земельные участки, то его рассчитывают за квадратный метр, применяя определенные коэффициенты, устанавливаемые муниципальной властью Румынии. Учитывается целевое назначение земельного участка, его местонахождение и многие другие факторы.

Земля, которая находится в черте города и отведена под строительные работы — 0,0178-1,0353 RON/1 м2

Сельскохозяйственная территория – от 0,0008-0,0424 RON/1м2.

Размытые и загрязненные участки вовсе от налога могут быть освобождены.

Доход, который не облагается налогом:

  • Выплаты по случаю декретного отпуска.
  • Прибыль, которая получена от фондового опциона.
  • Компенсационные выплаты от страховых компаний.
  • З/П, полученная за создание каких-либо компьютерных программ;
  • Выплаты при делегировании, которые получены для покрытия расходов на дорогу и проживание.
  • Наследство.
  • Денежные пожертвования/спонсорство.
  • Прибыль, полученная при продаже недвижимого/движимого имущества.
  • Талоны на питание.

Институт эффективной политики

14 января 2016
Информационно-аналитические материалы

Так устроен человек, что большинство событий воспринимает в сравнении. Это логично и легко понять. Таким же образом поступим и в изучении ряда положений Налоговых кодексов Молдовы и Румынии.

Налогообложение является наиболее важная экономическая деятельность любого государства и самое значимое для деятельности всех экономических субъектов, налогоплательщиков и отдельных граждан.

Термины казна и налогообложение имеют достаточный стаж и существовали до появления государственности. В те времена, для получения некоторых товаров от тех, кому они принадлежали, использовали обычные объекты для сбора, которые назывались фиск, корзина, казна. Отсюда и происходит термин налогообложение (фискальность), в качестве средства для мобилизации ресурсов.

В общем, налогообложение выполняет следующие функции:

а) создание денежных фондов для государства,

б) мобилизации денежных ресурсов,

Общие сведения о налоговом законодательстве Молдовы и Румынии

Первый налоговый кодекс Молдовы появился и вступил в действие в период 1997-2006 гг. В полном содержании Кодекс вступил в силу с 01.01.2007 года. На протяжении последующих восьми лет 361 его статьи из девяти глав и шесть приложений были дополнены и изменены 153 раза.

Действующее сегодня налоговое законодательство Румынии – налоговый и налогово-процессуальный кодексы, были приняты и промулигированы в сентябре 2015 года, содержат, соответственно, по 11 глав с 503 и 242 статьями и введены в действие с 01.01.2016 года. Предыдущий Налоговый кодекс на протяжении 12-и лет своего существования был изменен и дополнен 95 раз.

Перечисленное выше, еще не характеристика налогового законодательства, поэтому следует сравнить их и по объему. Молдавский кодекс занимает объем в 234 страницы (555 кБ). Румынское законодательство – в налоговом кодексе 340 страниц (682 кБ) и в налогово-процессуальном кодексе 148 страниц (285 кБ). Таким образом, Румынские кодексы в два раза объемнее. Это и потому, в первую очередь, что большинство процедур более подробно разъяснены на законодательном уровне и не нуждаются в дополнительные разъяснения налоговым органом, что явно снижает их коррупционную составляющую. В общей сложности, налоговое законодательство Молдовы и Румынии самое объемное и сложное, по сравнению с другими кодексами.

Содержание налогового законодательства Молдавы и Румынии приведены в таблице 1.

Молдова, Налоговый кодекс, 9 глав, 361 статьи (234 страниц, 555 кБ)

Румыния, Налоговый кодекс, 11 глав, 503 статьи (340 страниц, 682 кБ) и Налогово-процессуальный кодекс, 11 глав, 242 статьи (148 страниц, 285 кБ) (введенные с 01.01.2016г.)

Глава I Общие положения (введена с 01.01.1998)

Глава II Налог на доход (введена с 01.01.1998)

Глава III НДС (введена с 01.07.1998)

Глава IV Aкцизы (введена с 01.01.2001)

Глава V Налоговое администрирование (введена с 01.07.2002)

Глава VI Налог на недвижимость (введена с 01.01.2001)

Глава VII Местные платежи (введена с 01.05.2005)

Глава VIII Налог на природные ресурсы (введена с 01.01.2006)

Глава IX Tранспортный налог (введена с 01.01.2007)

Глава 1 Общие положения

Глава II Налог на прибыль

Глава IV Налог на доход

Глава IX Местные платежи

Глава Х Налог на строения

Налоговый кодекс Молдовы устанавливает общие принципы налогообложения, правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, принципы определения объекта налогообложения и ведения учета доходов и вычитаемых расходов, порядок и условия привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, а также порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц. Кодексом регулируются отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств по государственным налогам (пошлинам) и сборам, а также устанавливаются общие принципы определения и взимания местных налогов и сборов.

Налоговое законодательство Румынии устанавливает: законодательную базу относительно налогов, социальных сборов и взносов, которые составляют доходы госбюджета, местных бюджетов, бюджета государственного соцобеспечения, национального единого фонда медицинского обеспечения, бюджета для безработицы и гарантийного фонда платежей по зарплате, социальных сборов и платежей, их порядок расчета и оплаты.

В Молдове порядок фискального администрирования установлен отдельной главой Налогового кодекса, состоящей из 146 статей и осуществляется Министерством финансов и Главной государственной налоговой инспекцией. В свою очередь в Румынии фискальное администрирование предусмотрено в отдельном прецессуально-фискальном кодексе, состоящего из 11 глав и 242 статьи и осуществляется Министерством финансов и Национальным органом фискального администрирования (ANAF).

Перечень налогооблагаемых видов деятельности приведен в таблице 2.

Налоговый кодекс Молдовы, налоги, сборы и платежи (всего 20 видов)

Налоговый кодекс Румынии, налоги, сборы и платежи (всего 15 видов)

1) Государственные налоги (пошлины) и сборы (6 видов):

а) подоходный налог;

d) приватный налог;

е) таможенная пошлина;

f) дорожные сборы.

2) Местные налоги и сборы (14 видов):

a) налог на недвижимое имущество;

a 1 ) приватный налог;

b) сборы за природные ресурсы;

c) сбор на благоустройство территорий;

d) сбор за организацию аукционов и лотерей в пределах административно-территориальной единицы;

e) сбор за размещение рекламы;

f) сбор за использование местной символики;

g) сбор за объекты торговли и/или объекты по оказанию услуг;

h) рыночный сбор;

i) сбор за временное проживание;

j) курортный сбор;

k) сбор за предоставление услуг по автомобильной перевозке пассажиров по муниципальным, городским и сельским (коммунальным) маршрутам;

l) сбор за парковку автотранспорта;

m) сбор с владельцев собак;

p) сбор за парковку;

r) сбор на санитарную очистку;

s) сбор за рекламные устройства.

(1) Реглементируемые налоги и сборы (9 видов): .

a) налог на прибыль; .

b) налог на доход микропредприятий; .

c) налог на доход; .

d) налог на додод полученный в Румынии не резидентами; .

Читайте так же:  Left 4 dead лицензия для стима

e) налог на представительства; .

h) местные налоги и сборы; .

i) налог на строения. .

(2) Обязательные социальные сборы (6 видов): .

a) социальные сборы в бюджет госсоцстраха; .

b) coциальные медицинские сборы в бюджет единого фонда медобеспечения; .

c) cбoры на отпуск и платежи медобеспечения бюджета единого фонда медобеспечения; .

d) cбoры на безработицу, выплачиваемые нанимателями в бюджет соцобеспечения по безработице; .

e) сборы обеспечения для трудовые аварии и профболезни, выплачиваемые нанимателями в госбюджет соцобеспечения; .

f) cбoры в фонд гарантии по оплате зарплаты для физических и юридических лиц нанимателем. .

Плюсы и минусы налогообложения Молдовы и Румынии

Помимо того что налоговое законодательство Молдовы включает 20 видов налогов, а Румынии – 15, разница состоит и в том, что Румынское фискальное законодательство включает и социальные, и медицинские сборы. В Молдове регулирование сборов в социальный и медицинский фонды осуществляются согласно отдельным законам отдельными структурами. Таким образом, всего налогов в Молдове 22, а в Румынии 15.

Кроме того, невзирая на том, что новое налоговое законодательство Румынии вступило в силе с 01.01.2016 года, Правительство Румынии уже намерено ввести, до конца января, ряд изменений, в том числе освобождение от уплаты сборов в медицинский фонд не имеющих доходов людей.

Следует подчеркнуть, что в Налоговом кодексе Румынии предусмотрена отдельная глава III – налог на доходы микропредприятий. Ставка налога равна 3%. А для вновь создаваемых румынских микропредприятий – 1%. Таким образом, поощряется и поддерживается процесс создания этой категории предприятий. Это предусмотрено потому, что количество подобных малых, средних и микропредприятий (ÎMM) являются абсолютное большинство от общего количества зарегистрированных экономических субъектов. На административном уровне в Румынии деятельность ÎMM регламентировалось Министерством энергетики, малых и средних предприятий. В новом Правительстве эта функция передана Министерству экономики, торговли и отношений с бизнес-средой. Что общего было у Минэнерго с малыми и средними предприятиями не совсем понятно, однако, сегодня ситуация уже разрешена.

В Молдове ставка налога для предприятий малого и среднего бизнеса равна 3%. Деятельность ÎMM юридически должно осуществлять Министерство экономики, которое де-факто эту свою функцию осуществляет через Организацию по развитию малых и средних предприятий (ODÎMM). В общей структуре, зарегистрированных экономических субъектов в Регистрационной палате, количество ÎMM составляет порядка 93% или 158 тысяч. А согласно данным Национального бюро статистики количество ÎMM уже всего 53 тысячи. Однако, без разницы в корректности ведения госструктурами учета ÎMM, эти предприятия составляют значительное количество экономических субъектов, в то время как ODÎMM отчитывается ежегодно о проведении каких-то мероприятий с сотней-двумя ÎMM, что явно указывает на неудовлетворительную работу Организации. И все это непосредственно отражается на исполнение налогового законодательства. И в первую очередь уклонением от налогообложения, так как большинство налоговых нарушений допускаются и раскрываются у представителей ÎMM.

Если сравнить ставки налогов от дохода для физических и юридических лиц, то они, на первый взгляд, мало чем отличаются.

В Молдавии для физических лиц — 7% и 18%, в зависимости от суммы облагаемой налогом – до 29640 лей и свыше. Для юридических лиц – 12%. Для фермеров – 7%. Ранее, до 01.01.2008г., для юридических лиц ставка была 15%, затем 0%, а с 01.01.2012 – 12%. Для фермерских хозяйств также была нулевая ставка, затем с 2007 года ввели ставку в 7%. По НДС – стандартная ставка — 20% и по 8% для определенных категорий товаров и услуг (хлеб и хлебобулочные изделия, определенные лекарства, газ, продукты животноводства, сахар свекловичный). Есть определенная категория товаров и услуг, по которым ставка налога НДС равна нулю.

В Румынии ставка подоходного налога единая – 16%. Не облагаются налогом доходы для физических лиц до 1500 румынских лей (350 евро) и пенсии до 1200 лей (280 евро). Ставка налога НДС с 01.01.2016 снижена с 24% до 20%.

Необходимо также отметить, что в соответствии с налоговым законодательством Румынии изменения и дополнения в налоговом кодексе должны осуществляться через законы, которые должны вступить в силу не ранее чем через 6 месяцев после публикации в Мониторул Офичиал Румынии. В случае если законом вводятся новые налоги или сборы, или повышаются действующие, исключаются или сокращаются действующие, таковые должны вступать в силу с 1 января следующего года и должны оставаться неизменными как минимум на протяжении того года. Исключение составляют изменения на основании международных обязательств Румынии. Все это позволяет экономическим субъектам, в случае внесения изменений или дополнений в Кодексе, в срок подготавливаться к их исполнению.

Молдавское налоговое законодательство предусматривает, что изменения или дополнения кодекса должны вступать в силу ровно через 180 календарных дней с даты их публикации в Мониторул Офичиал. На протяжении фискального (календарного) года, введение новых видов государственных или местных налогов или сборов, аннулирование или изменения действующих определений субъектов налогообложения или налогооблагаемой базы, а также изменения квот и применение фискальных послаблений разрешаются только одновременно с изменениями в госбюджете или в местных административно-территориальных бюджетах. Ограничения по срокам введения в этих случаях не предусмотрены. Наиболее серьезные изменения или дополнения, как правило, вносятся ежегодно при утверждении и применении фискальной политики на соответствующий год, вступают в действие с даты их утверждения\публикации, и при этом не предусматриваются сроки для подготовки налогоплательщиков к исполнению.

Если сравнить Молдову и Румынию с рядом стран ЕС по ставкам НДС и налога на доход, то здесь указанные налоги на уровне по НДС, а по налогу на доход Молдова позиционируется среди стан с наименьшими квотами. Что касается доля указанных налогов в ВВП, то Молдова занимает ведущее место – 11,5%, опережая другие станы ЕС, и Румынию, в частности, на 2,6 процентных пункта. По доле налога на доход в ВВП Молдова и Румыния позиционируются во второй половине списка стран, при этом в Молдове на 1,1 процентных пункта указанная доля выше, чем в Румынии. Это, в том числе, говорит о низком уровне зарплат, чем в ряде других европейских странах. При этом необходимо еще учесть, что в Румынии доход до 350 евро и пенсии до 280 евро налогом на доход не облагаются. Если бы в Молдове были бы подобные льготы, при средней заработной плате по экономике 4500 лей (225 евро), а средней пенсии около 1000 лей (50 евро), то доля этой категории налога в ВВП была бы равна почти нулю. Вывод однозначен – в Румынии достаточно высокий уровень дохода населения, по сравнению с Молдовой.

Более подробная информация дана в Таблицах 3 и 4.

Сигнал о вехах налоговой реформы пришел из Румынии

С 1 января этого года в Румынии в силу вступил закон об объединении налогов, которые платят работодатель и работник, однако это не оказало особого воздействия на получаемые «на руки» зарплаты.

Такой вывод можно сделать на основе объявленных 13 марта Национальным институтом статистики Румынии данных об изменении средних зарплат.

В январе 2018 года средняя зарплата в Румынии «на руки» составляла 2484 лея (533 евро). По сравнению с декабрем 2017 г., это на 5,5% меньше, а с ноябрям – почти на 1% больше.

По данным института, в декабре зарплаты бывают выше из-за годовых надбавок и так называемых «13-х зарплат». Необходимо учитывать это обстоятельство при оценке общей тенденции.

DELFI уже писал, что с начала этого года в Румынии были объединены налоги работодателя и работника, общий тариф составил 35%.

До 2018 года тариф работника составлял 16,5%, а работодателя – 22,75%. Налог платили с зарплаты «на бумаге».

С начала этого года работодатель платит минимальный налог 2,25% — это страхование на случай болезни, материнства или несчастного случая. Подоходный налог с граждан в Румынии снизили с 16 до 10%.

Подобную реформу во время избирательной кампании обещал Литовский союз крестьян и зеленых, который сейчас составляет правящее большинство. Этого ждали от реформы Минфина, которую готовили в прошлом году, но потом от таких планов отказались.

Премьер-министр Саулюс Сквернялис сказал, что не решается рисковать, нет гарантий, что все работодатели обеспечат ту же зарплату.

Этого опасались и в Румынии.

Пока не исключено, что такую реформу в этом году осуществят и в Литве. Некоторые экономисты надеются, что рабочая группа, созданная премьер-министром, вынесет такое предложение.

Сквернялис уже говорил, что дальнейшую налоговую реформу правительство обсудит в марте этого года.

По словам старшего экономиста Swedbank Нериюса Мачюлиса, его статистика зарплат в Румынии не удивила.

«В краткосрочном периоде, если не допустили никаких ошибок, влияния на зарплаты не должно быть никакого. о сути меняется лишь то, кто платит налоги и переводит их в бюджет – работодатель или работник», – сказал он.

Он назвал необоснованными опасения, что работодатели будут злоупотреблять этим объединением и снизят зарплаты.

«Особенно в таких условиях, когда работников не хватает, когда рычаги на стороне работника. Во многих секторах, во многих компаниях работники могут требовать повышения зарплаты. Такой страх вообще должен быть упразднен. Сделать так, чтобы это действие было нелегальным, чтобы каждый работник мог обратиться в таком случае в прокуратуру», – сказал Мачюлис.

По словам экономиста, пользу от этого объединения можно увидеть лишь в долгосрочном периоде – налоговая система станет прозрачнее, работнику станет понятнее, какие налоги он платит.

Читайте так же:  Заявление о постановке на учет по енвд юридического лица

Экономист Раймондас Куодис сказал, что закон должен обеспечит справедливый и честный пересчет зарплат.

«Реально этот вопрос надо решить раз и навсегда. Надо не только объединить, но и объяснить, как это связано с личными счетами в «Содре». Это уже комплекс мер, и это должны делать последовательно. Правда, пока неясно, решится ли что-либо делать эта рабочая группа», – сказал он.

Решение румын Куодис назвал логичным: «Сейчас получается, будто работодатель что-то платит, но надо заменить юридическую логику экономической. Ведь не обязательно налоги платит тот, кто должен это делать. Бизнесу тоже должно быть понятнее, за что он платит. Когда одни говорят, что платят в бюджет миллиарды, но включают туда НДС, акцизы, которые на самом деле платят потребители».

Купдис прибавил, что эксперты давно заметили, что нет никакого смысла делить содровские налоги на две части.

«Этот только приводит к «тени» в таких странах, как наша», – сказал он.

Налоговая система Румынии

В настоящее время в Румынии действуют следующие виды налогов: прямые налоги, в том числе подоходный налог, налог на богатства, а также косвенные налоги, а именно акцизные сборы, НДС, таможенные пошлины, фискальной монополии, сборы за регистрацию, гербовые сборы.

Схема налогового законодательства:

1. Прямые налоги

1. 1. Подоходный налог
1.1.1. Подоходный налог с физических лиц

А) налог на доход у источника
— налог на заработную плату
— налог на доход от прав на объекты интеллектуальной собственности;
— налог на доход от продажи товаров на груз;
— налог на доход от деятельности, осуществляемой в рамках агентского или комиссионного договора или ордера;
— налог на доход от деятельности в отношении контрактов/соглашений, заключенных согласно положениям Гражданского кодекса

— налог на доход от деятельности экспертов;
— налог на доход от индивидуальной деятельности, предпринимателей без образовании юридического лица.
Б) общий подоходный налог

1.1.2. Налог на прибыль юридических лиц
— подоходного налога;
— налоговые поступления микро
— налог на дивиденды;
— налог на доходы от продажи активов.

1.2. Налог на богатства

2. Косвенные налоги

2.1. акцизнын сборы
2.2. НДС
2.3.таможенные пошлины;
2.4. фискальной монополии;
2.5. сборы за регистрацию, гербовые сборы.

Начиная с 1 января 2005 г., применяется единая налоговая ставка 16% — это процент, которым государство облагает почти все доходы: зарплаты, доходы фирм, самостоятельная деятельность, квартплаты, сельскохозяйственная деятельность, авторские права, пенсии, премии и т.д. В порядке исключения — микро-предприятия, с которых взимается 3-% налог из цифры бизнеса. Для внедрения новых экономических координат, фискальный код был изменен Срочным постановлением №138 от 29 декабря 2004 г.

Компании заплатят 16-процентный налог на прибыль, — на 9% меньше чем в предыдущие годы, что, по мнению специалистов, стимулирует фирмы не обходить фискальные законы. Снижение с 25% на 16% налога на прибыль способствует привлечению инвестиций.

Чтобы избежать налоговых потерь от применения единой квоты, была учреждена система дедукций, стоимость которых снижается по мере роста оклада и в зависимости от числа членов семьи, имеющихся на иждивении.

В состав доходов физических лиц в Румынии, облагаемых подоходным налогом входят:

доход от самостоятельной занятости;
— заработная плата;
— доход от реализации имущества;
— доход с инвестиций;
— пенсионные выплаты;
— доход от сельскохозяйственной деятельности;
— доход от выигрыша в лотерею, призы, от выигрыша в азартных играх;
— награды, премии;
— доход от передачи имущества;
— доход от иных источников.

К доходам от самостоятельной занятости относятся:
— коммерческие поступления;
— доход «свободных профессий». Представляют собой доходы от выполнения работы, оказания услуг работниками медицинских профессий, адвокатами, нотариусами, экспертами, консультантами, архитекторами и проч.
— доход от использования объектов интеллектуальной собственности, патентов, ноу-хау, товарных знаков, авторских и смежных прав.

Ставка налога на дивиденды в Румынии составляет 16%, согласно ст. 43 Налогового кодекса Румынии, и применяется к налогооблагаемому доходу, соответствующему каждому источнику в каждой категории.

Раздел III Налогового кодекса Румынии содержит исключения из общего правила. Например, в некоторых случаях инвестиционный доход облагается по ставке не 16%, а 1%. В некоторых случаях к доходам от азартных игр может быть применена ставка 20%, а не 16% и др. исключения.

Налоговый период согласно налоговому кодексу Румынии равен календарному году. Налоговый период может быть меньше календарного года в случае смерти налогоплательщика.

По Налоговому кодексу Румынии иностранцы, получившие доход в Румынии, обязаны уплатить с него налог в порядке и на условиях, определенном налоговым кодексом Румынии (16%, если он не относится к микро предприятиям и доход не превысил 100000евро).

В целях избежание двойного налогообложения действует Конвенция между Правительством Румынии и Правительством Российской Федерации об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 27 сентября 1993 г.).

недвижимость в Румынии , купить недвижимость в Румынии , продажа недвижимости в Румынии , недвижимость на побережье Румынии

Информация о стране

Налог на прибыль

В соответствии с Финансовым законодательствам платить налог на прибыль обязаны следующие лица:

  • румынские юридические лица, с доходов, полученных как в Румынии, так и за рубежом;
  • иностранные юридические лица с дохода от постоянных представительств в Румынии;
  • иностранные юридические лица, а также нерезиденты, занимающиеся предпринимательской деятельностью в неправосубъектных организациях, с части облагаемого налогом дохода организации, получаемой каждым лицом;
  • иностранные юридические лица с дохода от недвижимого имущества в Румынии или от продажи/передачи акций румынского юридического лица;
  • румынские физические и юридические лица с дохода, полученного как в Румынии, так и за рубежом, от неправосубъектных организаций.

Стандартная ставка налога на прибыль составляет 16%.

Налогоплательщики, владеющие ночными клубами и барами, дискотеками, казино и спортивными учреждениями, а также те, чей налог на прибыль составляет менее 5% от соответствующего дохода, обязаны платить налог в размере 5% от дохода, полученного от такой деятельности. Доход компании, годовой оборот которых не превышает 100 000 евро, а количество работников — девяти, облагается налогом по ставке 3% от дохода.

Расчет дохода с прибыли

Доход облагаемый налогом представляет собой разницу между доходом, полученным из любого источника, и затратами на получение этого дохода, в пределах финансового года. Их этой суммы вычитается доход, не облагаемый налогом, и прибавляются расходы, облагаемые налогом.
В соответствии с Финансовым законодательством налогом не облагаются следующие виды дохода:

  • дивиденды, полученные румынским юридическим лицом от другого румынского юридического лица. С момента вступления Румынии в ЕС – дивиденды, полученные от иностранного юридического лица-резидента страны-участницы Европейского экономического сообщества, не будут облагаться налогом при условии, что румынское юридическое лицо владеет не менее 25% капитала компании соответствующего иностранного юридического лица непрерывно на протяжении не менее 2 лет;
  • активная сумма разницы стоимости капитала компании, полученная в результате объединения резервов, выплат или выдачи премий юридическими лицами;
  • доходы от отмены расходов, по налогообложению которых не предоставлялась скидка, доходы от сокращения или отмены ассигнования, по налогообложению которых не предоставлялась скидка, а также доходы от возврата невычитаемых расходов;
  • доходы, не облагаемые налогом в соответствии с законными соглашениями и меморандумами.

Необлагаемые налогом расходы

Расходы не облагаются налогом при условии, что они понесены с целью получения дальнейшего дохода, облагаемого налогом, в соответствии с действующими законами.

Согласно Финансовому законодательству следующие виды расходов считаются понесенными с целью дальнейшего получения доходов:

  • расходы по упаковке товара на срок его службы, установленный налогоплательщиком;
  • расходы на обеспечение охраны труда и предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • взносы за страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также премии за профессиональный риск;
  • расходы на рекламу с целью продвижения фирмы, продукта или услуги, на основе письменного контракта, а также расходы на производство материалов, необходимых для распространения рекламных сообщений;
  • расходы на транспортировку и размещение на территории страны и за рубежом;
  • абонентские платы и обязательные выплаты, производимые в соответствии с законодательством;
  • расходы на профессиональное обучение;
  • расходы на маркетинг, исследование рынка, продвижение на существующем или новом рынке, участие в выставках и ярмарках, деловые выставки, публикации собственных информационных материалов;
  • расходы на разработку и внедрение новых технологий, которые не считаются нематериальными активами;
  • расходы на усовершенствование управленческого аппарата, систем информационного обеспечения, внедрение, поддержание и усовершенствование систем управления, получение сертификатов соответствия со стандартами качества;
  • расходы на защиту окружающей среды и сохранение ресурсов;
  • убытки, понесенные в результате списания необналиченных счетов к получению, в следующих случаях:
    a. если процедура банкротства дебиторов была закрыта по решению суда;
    b. смерти дебитора и невозможности получить причитающуюся сумму от наследника;
    c. в случае ликвидации дебитора-общества с ограниченной общественностью с единственным акционером или ликвидации без наследника;
    d. в случае, если дебитор столкнулся с серьезными финансовыми трудностями, затрагивающими все наследственное имущество.

Расходы с ограниченным налогообложением

На следующие виды расходов налог налагается частично:

  • расходы по протоколу в пределах 2% от разницы между общим размером облагаемых налогом доходов и общим размером расходов, связанных с облагаемыми налогом доходами;
  • выплата командировочных работникам за командировки в Румынии и за границей;
  • общественные затраты, в пределах 2% от общего размера выплаченной заработной платы;
  • скоропортящиеся грузы, в пределах, установленных уполномоченными органами центральной администрации, а также специальными учреждениями, заверенных Министерством Финансов;
  • расходы на талоны на питание для работников;
  • расходы на выплаты негосударственным организациям и профессиональным объединениям, в пределах 2000 евро в румынском эквиваленте;
  • расходы на ассигнования и резервы, в определенных пределах;
  • расходы в связи с изменением процентной ставки и обменного курса, в определенных пределах;
  • амортизация, в определенных пределах;
  • расходы, понесенные от лица работника, на программу пенсионного обеспечения, в пределах 200 евро в румынском эквиваленте в течение финансового года;
  • расходы на содержание и ремонт рабочих общежитий, расположенных в месте нахождения зарегистрированного офиса компании, удерживаемые в пределах, соответствующих законом о предоставлении жилища работникам.
Читайте так же:  Деньги под залог как оформлять

Обесценивание налогов

Расходы, связанные с приобретением, производством, строительством, установкой или усовершенствованием амортизируемых материальных активов, возмещаются путем списывания издержек на амортизацию.

Порядок списывания издержек на амортизацию устанавливается следующими правилами:

  • в случае строительства применяется метод прямого списания;
  • в случае установки технического оборудования, как-то машин, инструментов, а также компьютеров и периферии, налогоплательщик имеет право выбора между методом прямого списания, методом сокращающегося остатка и методом ускоренного списывания основного капитала на износ;
  • в случае любых других амортизируемых материальных активов, налогоплательщик имеет право выбора между методом прямого списания и методом сокращающегося остатка.

Налоговые убытки

Ежегодные убытки возмещаются из прибылей, подлежащих налогообложению, в течение пяти последующих лет. Возмещение убытков производится при условии, что убытки внесены в бухгалтерскую книгу.

Подоходный налог

С января 2005 года в Румынии введен фиксированный подоходный налог индивидов по ставке 16%.

Налогообложение личного дохода

В Финансовом законодательстве зафиксированы следующие категории налогоплательщиков:

  • физические лица-резиденты;
  • физические лица-нерезиденты, занимающиеся независимой деятельностью в постоянном представительстве в Румынии;
  • физические лица-нерезиденты, занимающиеся независимой деятельностью в Румынии;
  • физические лица-нерезиденты, получающие определенные виды дохода.

Лицо считается резидентом Румынии при выполнении как минимум одного из следующих условий:

  • постоянное местожительство в Румынии;
  • постоянная деловая активность на территории Румынии;
  • нахождение на территории Румынии непрерывно не менее 183 дней в течение 12 месяцев;
  • румынский гражданин, работающий за границей.

Налогооблагаемый доход

В соответствии с Финансовым законодательством следующие виды дохода облагаются налогом:
1. заработная плата;
2. доход от индивидуальной деятельности;
3. доход от передачи прав пользования;
4. доход от инвестиций;
5. пенсии, в размере, превышающем 9 миллионов румынских леев;
6. доход от сельскохозяйственной деятельности;
7. доход от призов и выигрышей в азартные игры;
8. другие виды доходов.

Доход, не облагаемый налогом

Основные виды дохода, не облагаемого налогом:

  • оплата декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком;
  • талоны на питание;
  • выплаты, полученные по страховым свидетельствам в виде компенсаций, страховых сумм или возмещения морального ущерба;
  • доход от системы фондовых опционов;
  • выплаты, полученные как покрытие дорожных расходов и расходов на жилье во время делегирования;
  • заработная плата за создание программного обеспечения;
  • спонсорство и денежные пожертвования;
  • наследство;
  • денежные суммы, являющиеся частью субсидируемых процентов по ссудам, выданным в соответствии с действующим законодательством;
  • доход от продажи движимого и недвижимого имущества.

Налогообложение нерезидентов

В соответствии с Финансовым законодательством, доход, полученный нерезидентами от деятельности на территории Румынии, подлежит налогообложению в Румынии.
Применяются следующие налоговые квоты:

  • 5% дохода от процентов со срочных вкладов, с депозитного сертификата или других видов сбережения в банках и других кредитных организациях в Румынии;
  • 20% дохода в результате выигрыша в азартные игры;
  • 15% любого другого дохода (т.е. дивидендов, арендной платы/авторского гонорара, комиссий и т.д.)

В случае если получатель дохода является резидентом страны, с которой Румыния заключила Договор об избежании двойного налогообложения, будет применяться льготная ставка налога.

Налог на добавленную стоимость

Ставка НДС составляет 19% и применяется ко всем операциям, облагаемым налогом, если
Для них не определена сниженная ставка НДС.

Сниженная ставка НДС составляет 9%. Она применяется при предоставлении следующих услуг или доставке товаров:

  • допущение в дворцы, музеи, мемориалы, исторические памятники. Архитектурные и археологические памятники, зоопарки, ботанические сады, ярмарки, выставки;
  • доставка книг, газет и журналов, школьных учебников, за исключением предназначенных только для рекламы;
  • доставка всех видов протезов, за исключением зубных;
  • доставка ортопедических товаров;
  • медицинские препараты, включая препараты, применяемые в ветеринарии;
  • гостиничный сектор, а также аренда земли для кемпингов.

Налогообложение импорта

Налоговая база для импорта – это таможенная стоимость соответствующих товаров, установленная согласно действующему таможенному законодательству, к которой прибавлены таможенные пошлины, комиссии, акцизы и другие ввозные сборы, за исключением НДС.

Налоговая база должна включать в себя все дополнительные расходы, такие как комиссии, расходы на транспортировку и страховку до места назначения в Румынии.

Экспорт или другие схожие операции и международная перевозка не облагаются НДС.

Снижение налогов

Право на снижение налогов возникает, когда вычитаемый НДС подлежит уплате. В случае если приобретенные товары и услуги предназначены для использования для операции, облагаемой налогом, любое лицо, зарегистрированное как плательщик НДС, обладает правом вычесть:

  • НДС уплаченный или подлежащий оплате на товары, доставленные или подлежащие доставке, или услуги, оказанные или подлежащие оказанию, другим налогооблагаемым лицом;
  • НДС, заплаченный на импортированные товары.

Освобождение от уплаты НДС

Лицо, зарегистрированное как плательщик НДС и получившее сертификат освобождения от уплаты НДС, не обязано платить таможенной службе НДС на:

  • Импорт производственных установок, технологического оборудования, измерительных и контрольных приборов, систем автоматического управления и контроля, предназначенных для осуществления инвестиций, а также импорт сельскохозяйственных машин, предназначенных для производственной деятельности;
  • Импорт сырьевых и расходуемых материалов, которые не производятся или их производство в стране недостаточно, предназначенных для использования в экономической деятельности лицом, осуществляющим импорт.

Взносы в Государственный бюджет социального обеспечения

Закон № 19/2000 предусматривает осуществление взносов на социальное обеспечение следующими категориями налогоплательщиков:

  • Индивидуально застрахованные лица;
  • Работодатели;
  • Юридические лица, нанимающие на работу следующих застрахованных лиц: лиц, занимающих посты по результатам выборов, или лиц, назначенных на работу в исполнительных, законодательных или судебных организациях, во время срока их полномочий, а также членов организаций ремесленнических кооперативов;
  • Национальное бюро занятости;
  • Лица, заключающие дополнительные договоры социального страхования.

Взносы на социальное обеспечение не выплачиваются в отношении следующих сумм:

  • Услуг социального обеспечения, полученных из социального фонда или фонда работодателя, и оплаченных непосредственно работодателем в соответствии с законом;
  • Действий, оплаченных в соответствии с законом, по истечении срока действия договора личного найма, полномочий или профессиональных отношений;
  • Командировочных выплат, выплат по переводу, а также авторских гонораров;
  • Доходов, свидетельствующих о деловом участии работника в прибыли корпорации;
  • Призов и т.д.

В соответствии с договором найма на индивидуальном уровне, работник обязан осуществлять следующие взносы на социальное обеспечение:

  • Взносы на социальное обеспечение – 9,5% месячного оклада до вычета налогов;
  • Взносы в фонд здравоохранения – 6,5% месячного оклада до вычета налогов;
  • Взносы в фонд безработицы – 1% месячного оклада до вычета налогов.

Работодатель осуществляет следующие взносы:

  • Взносы на социальное обеспечение: от 31,5% до 41,5% (в зависимости от условий труда) месячного дохода до вычета налогов;
  • Взносы в фонд здравоохранения: 7% общего фонда оплаты труда;
  • Национальный фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: 0,5%-4% общего фонда оплаты труда.

Акцизные сборы

Акцизные сборы оплачиваются в государственный бюджет на следующие товары, произведенные в стране или за рубежом:

  • Пиво;
  • Вино;
  • Другие алкогольные напитки;
  • Промежуточные продукты;
  • Этиловый спирт;
  • Табачные изделия;
  • Минеральное топливо.

Вышеперечисленные товары подлежат акцизному сбору при импорте в Румынию. Акциз уплачивается в момент реализации товара.

Местные налоги и сборы

Существуют следующие местные налоги и сборы:
1. налог на здания;
2. земельный налог;
3. налог на транспортные средства;
4. налог на выдачу сертификатов, разрешений и авторизаций;
5. налог на рекламу;
6. налог на выставки-ярмарки;
7. специальные налоги и сборы;
8. другие местные налоги и сборы.

Для обеспечения функционирования местного бытового обслуживания на благо физическим и юридическим лицам, местные советы управления, окружные советы и Муниципальный совет Бухареста могут вводить дополнительные налоги и сборы.

Сфера налогообложения, а также размеры вводимых налогов устанавливаются в соответствии с Постановлением правительства №45/2003 о местном общественном финансировании.

Исключения для юридических лиц

  • налог на здания и земельный налог снижается на 50% на здания и земельные владения, принадлежащие юридическим лицам, используемые исключительно для предоставления туристических услуг, на срок не более 5 месяцев в течение календарного года;
  • налог на здания снижается на 50% на новые постройки, находящиеся во владении ремесленных кооперативов, но только на первые 5 лет с момента приобретения.