Почему генриху 1 важно было вернуть права церкви

31.08.2018 Выкл. Автор admin

1. Конрад I. Генрих I

1. Конрад I. Генрих I

Идея единого государства одержала верх над остальными стремлениями общества того времени: «Великий Карл совершил это силой христианской веры» — так коротко и метко выражался один из писателей того века, Видукинд Корвейский. В год смерти Людовика, поздней осенью, князья съехались в Форххайм, во Франконии. Из всех князей особенно выделялись своими достоинствами Конрад, герцог Франконский, и Оттон, герцог Саксонский. Последний, всеми уважаемый и достойный человек, уже начинавший стареть, сам отклонил предложения избирателей и указал им на Конрада, находившегося в цветущем возрасте; к тому же Конрад состоял в родственных связях с домом Каролингов. Он и был избран в 911 г.

Печать (слева) и монеты (справа) Конрада I.

Вверху. АВЕРС. В поле — крест с четырьмя шариками. Надпись по кругу: VNRADVS RE+. РЕВЕРС. В поле — здание церкви. Надпись по кругу: MOGVNT1A CIVIT+ (место чеканки — Майнц). Внизу. АВЕРС. В поле — надпись REX. Надпись по кругу: CVNCADV. РЕВЕРС.

В поле — крест с четырьмя шариками. Надпись по кругу: V(ir) D(un).

Правление Конрада. 911–918 гг.

Это правление не считается счастливым. Перед Конрадом сразу встала сложная задача: добиться авторитета наследственного короля. Даже если бы эта задача была ему по силам по личным качествам, он жил слишком мало, чтобы ее разрешить. Он обладал личным мужеством родовитого франка; о нем рассказывали как о человеке открытого и веселого характера: например, когда он посетил Санкт-Галленскую обитель, ученики монастырской школы, которых обычно держали довольно строго, приятно и весело провели три дня. Но счастье не улыбалось Конраду. Сначала ему не удалась попытка вернуть Восточно-Франкскому государству Лотарингию. Год спустя после его воцарения умер Оттон, герцог Саксонский, способствовавший избранию Конрада и при своих несомненных достоинствах впоследствии способный стать его главным советником и опорой (912 г.). При этом ясно обозначились две партии: королевская, с несколькими крупными духовными сановниками во главе (Гаттоном, архиепископом Майнцским, епископом Соломоном Констанцским, епископами Зальцбургским и Фрейзингенским), которой Конрад все более и более подчинялся; и герцогская, к которой принадлежали многие могущественные владетельные князья, некогда равные с Конрадом и потому не расположенные давать большие возможности королевской власти. Значительнейшим между ними был Генрих, сын Оттона, любимый в Саксонии не менее своего отца и вполне заслуживавший любви по своим прекрасным личным качествам. Свое положение в Саксонии он утвердил супружеством с Матильдой, происходившей из знатного вестфальского дома, который вел свой род от герцога Видукинда. Конрад и его советники медлили и не решались передать ему громадные ленные владения в Саксонии и Тюрингии, которыми владел его отец. Завязалась ссора, в которой все саксонцы были на стороне Генриха. Не стихнувшая еще взаимная ненависть саксов и франков также сыграла определенную роль. Спор закончился кровавой битвой при Эресбурге в 915 г. Тогда же на большую часть Германии обрушилось опустошительное нашествие венгров. Таким же было положение в Аламаннии и Баварии. Здесь герцог Баварский Арнульф и владетельный швабский князь Эрхангер победоносно отразили вторжение венгерской орды и на время поладили с королем. Однако, несмотря на это, король продолжал благоприятствовать их врагу, епископу Соломону Констанцскому, и Эрхангер с братом Бертольдом напали на епископа и взяли его в плен. Из-за этого поднялась жестокая распря между королем и владетельными швабскими и баварскими князьями, в которой сторону князей принял Генрих Саксонский. Дело закончилось тем, что Эрхангер, Бертольд и их племянник Лиутфрид были казнены по приказу короля, а точнее — по настоянию руководивших им епископов в 917 г. Несмотря на эту суровую меру, королю не удалось подчинить верхнюю Германию: герцог Арнульф удержал свое положение в Баварии, и в Швабии герцогом стал Бурхард. Вскоре после этого король Конрад заболел и в декабре 918 г. оказался на смертном одре. Перед смертью он совершил истинно доброе дело, уговорив своего брата Эберхарда отказаться от притязаний на престол. Вполне вероятны слова, которые влагает в уста Конраду один из хронистов того времени: «Нам счастье на роду не писано, нет у нас и надлежащей сноровки для управления — этим наделен Генрих Саксонский, и от него теперь зависит общее благосостояние». Он даже взял с Эберхарда слово, что тот сам передаст Генриху Саксонскому знаки королевского достоинства — меч и венец франкских королей, священное копье и королевскую порфиру.

Саксонская династия. Король Генрих I

Важно, что франкские князья убедились: будущее Восточно-Франкского государства принадлежит Саксонской династии. Привлекательная личность Генриха довершила дело, и представители разных направлений среди знати скоро сошлись на том, что им следует избрать именно Генриха. В феврале 919 г. это избрание восторженными кликами приветствовала толпа. Архиепископ Майнцский, франк по происхождению, уже готовился к его помазанию и коронованию, но Генрих уклонился от этого, сказав: «Мне довольно и того, что я превознесен перед всеми моими предками и Божьей милостью и вашей доброй волей призван называться королем; что же касается помазания и возложения на меня диадемы, то пусть это будет предоставлено достойнейшему».

Королевская печать Генриха I.

Надпись по кругу: HEX + HENKICS.

В этой отповеди новоизбранного короля прелату видно чисто саксонское воззрение на духовенство: саксонская знать тогда еще не забыла времени, когда вся власть была в ее руках. Теперь же духовная аристократия стремилась разделить эту власть со светской. Как бы то ни было, достоверно одно: при Генрихе церковь не пользовалась тем влиянием, которое она имела при Конраде, и высшее духовенство вынуждено было довольствоваться более скромным положением по сравнению с выпавшим ей на долю на старо-франкской почве. Воззрения Генриха на обязанности короля действительно отличались от воззрений его предшественника или Каролингов, которые правили ранее Конрада. Историк его дома и племени, монах Видукинд Корвейский, представляет его богатырем, с которым никто не решался состязаться даже в рыцарских играх; приветливым на дружеском пиру, но никогда не роняющим своего достоинства, и притом страстным охотником. Мудрость, которую ему приписывали, подтверждается его 16-летним счастливым и удачным правлением (919–936). Она заключалась в том, что он с первого взгляда умел угадывать все исполнимое и затем со спокойной настойчивостью добивался своей цели. Таким путем он сумел утвердить свое положение в Саксонии, а затем так же и положение Саксонии среди других соседних владений.

Фрагмент «Истории саксов» Видукинда Корвейского.

Закончена в 967 г. Дрезден. Королевская библиотека.

Автор дает характеристику Оттону Великому. Он говорит, что Оттон ласков в обращении с приближенными; деятелен, мало спит; умен, сам после смерти королевы Эдиты выучился грамоте; высок ростом, силен и красив; носит только местную (немецкую) одежду; ловок в рыцарских забавах.

Королевская и герцогская власть

Без особого труда Генриху удалось заставить нового герцога Швабского, Бурхарда, признать его королевский авторитет. Умный герцог сразу понял, что имеет дело с умным человеком и с превосходящей воинской силой, да и Генрих старался не доводить дела до крайности. Арнульф Баварский вынудил Генриха приступить к осаде Регенсбурга. Хотя Арнульф был недоволен тем, что «саксонец распоряжается на его земле», однако тоже покорился и этим сохранил за собой право назначения епископов в подвластной ему стране, которое утвердил за ним король Генрих в 921 г.[15] В том же году он вступил в соглашение с королем Западно-Франкского государства из династии Каролингов, встретившись с ним в Бонне, причем тот называл его «своим другом восточным королем», а Генрих его — «Божьей милостью королем западных франков». Несмотря на такие любезности, он воспользовался усобицами на Западе, чтобы присоединить Лотарингию к Восточно-Франкскому государству: беспокойный и непоседливый герцог Гизельберт был усмирен и попался в плен к Генриху, который не только не лишил его герцогства, но даже выдал за него замуж свою дочь Гербергу в 928 г. Этим был сделан важный шаг: немецкие племена соединились в одно государство, которое составляло связное целое, несмотря на то, что носило характер федерации. Тот факт, что Генрих признал новую или, точнее, возобновленную герцогскую власть, что он не стал в напрасной борьбе с этой народившейся властью растрачивать свою силу — делает честь государственной мудрости Генриха.

Генрих и венгры

Все это способствовало соединению разрозненных германских племен. Во всей правительственной деятельности Генриха виден человек со светлым и верным взглядом, умеющий выждать удобную минуту для действия, а не такой, который все стремится сделать сразу и разрешить одним ударом. Важнейшей задачей и национальным жизненным вопросом была борьба на смерть с венграми, почти ежегодно производившими опустошительные набеги на Саксонию. Во время этих нашествий одна из их орд обрушилась на Санкт-Галленский монастырь. Очевидец этого вторжения оставил его любопытное описание. Энгильберт, аббат знаменитого монастыря, предвидя вражеское нашествие, приказал в удобном и неприступном месте устроить укрепление, в которое братия и отнесла все монастырское имущество и казну. Вскоре высланные из монастыря разведчики возвестили о приближении неприятеля, которое обозначилось дымом зажженных венграми пожаров. Тогда вся монастырская братия укрылась в укреплении, и только один из братии, служивший в монастыре шутом, не захотел укрываться за стенами укрепления в отместку за то, что отец казначей в тот год не выдал ему кожи на обувь. Вскоре нагрянула дикая орда, но к брату Гериберту она отнеслась снисходительно, заметив, что он не вполне владеет рассудком: венгры заставили его водить их по всему монастырю, но не нашли в нем много добра. В погребе, однако, еще оставалось две бочки вина, и один из венгров вздумал было ткнуть в одну из бочек копьем. «Не тронь! — крикнул на него полоумный Гериберт. — А то что же мы пить-то будем, когда вы отсюда уберетесь?» Конечно, венгры отвечали на это общим взрывом хохота, и вино уцелело. Затем вся орда расположилась для пиршества на монастырском дворе и на лужайке, кругом обители.

Венгры набрасывались на мясо как дикие звери, а вино было всюду расставлено среди пирующих большими корчагами. По окончании пира они заставили Гериберта и еще одного захваченного в плен монаха петь им священные песни, а сами стали под звуки тех песен плясать. Некоторые из них, вообразив, что петух на колокольне и есть изображение главного монастырского божества, задумали его оттуда снять — но тот, кто полез на шпиль колокольни, упал оттуда и переломил себе спину. Монастырская хроника рассказывает, что такой же лютой смертью погиб и другой дикарь, дерзнувший еще более грубым образом оскорбить святого Галла. Некоторое время спустя орда дикарей отхлынула, и вся братия дивилась тому, что брату Гериберту удалось выйти из их рук целым и невредимым. Полоумный брат Гериберт не скрыл от них, что ему неплохо было у венгров и что по отношению к вину они были щедры гораздо более монастырского эконома.

Читайте так же:  Налоговый вычет на покупку квартиры в ипотеку документы

Борьба со славянами

Во время набега 924 г. один из важнейших венгерских предводителей был взят в плен и приведен к Генриху. Венгры предлагали за него дорогой выкуп. Но король воспользовался этим удобным случаем, чтобы выговорить более продолжительное, лет на девять, перемирие, в течение которого обязался выплачивать ежегодную дань. Южную часть империи Карла он оставил на произвол судьбы и врагов, чтобы защитить от них Саксонию. Этим перемирием он воспользовался превосходно: собрал сильное войско и устроил ряд укрепленных пунктов, которые занял гарнизонами и назначил в их состав девятого человека из своих служилых людей, а остальных восьмерых, из той же очереди, обязал заботиться о его содержании. Поддерживая таким образом связь с этими далеко выдвинутыми укреплениями, он способствовал тому, что многие из них потом превратились в города, хотя первоначально это не предполагалось. Войско, собранное и обученное им для борьбы против венгров, он имел возможность испытать в пограничных войнах со славянами, за которые вновь горячо принялся в 928–929 гг. В 928 г., по выражению летописца, «при посредстве голода, железа и холода», Генрих завоевал город полабских славян Бранибор, покорил и еще 2–3 ближайших племени и среди них построил укрепление, на месте которого впоследствии возник город Майсен. В следующем году он проник далее на юг, в Чехию, где король или герцог тех мест, правивший в городе Праге, признал его главенство над собой. Однако вскоре после этого, во время осады Генрихом славянского города Ленцен на Эльбе, произошло всеобщее восстание славян, живших между Эльбой и Одером. Королю удалось отразить и разбить славянское войско, подступавшее на выручку города, после чего славянские племена признали себя побежденными и стали платить ему дань (929 г.).

Поражение венгров. 933 г.

Генрих терпеливо выждал время, когда окончилось заключенное с венграми перемирие. На большом народном собрании он убедился в том, что вся Саксония готова дать единодушный отпор врагу, и поэтому, когда венгерские послы явились за получением ежегодного «подарка», им пришлось вернуться домой с пустыми руками. Ожидаемое вторжение венгров не замедлило, и тут пришлось убедиться, как много сделал предусмотрительный Генрих для предотвращения этой опасности — одна орда хищников потерпела от саксов и тюрингцев жестокое поражение; голод и холод довершили ее гибель; и венгерских пленников не пощадили. Против другой орды, составлявшей главный отряд венгерского войска, король выступил сам и вблизи местечка Риаде в 933 г. сошелся с ней. Но битвы не произошло: венгры бежали, только завидев приближающееся королевское войско. Их лагерь достался в руки воинов Генриха, причем было освобождено множество пленников, и вся страна вздохнула свободно. С великой радостью все принялись за восстановление и обновление разрушенных венграми церквей и монастырей, поскольку теперь можно было надолго успокоиться и не опасаться их нападения.

Генрих и датчане

Последним деянием Генриха был поход 934 г. против датчан. Он вынудил их короля Горма заключить мир. Шлезвигская марка, по ту сторону Эйдера, получила правильное устройство, как и земля, отвоеванная у полабских славян (вендов). Таким образом, Генриху удалось присоединить к своему Восточно-Франкскому государству две марки и оградить этим границы от вторжения славян и венгров.

Смерть Генриха. 936 г.

Генрих достиг своих целей и многое совершил в небольшой период времени. Он был еще не стар, ему было всего около 60 лет, и он был окружен цветущими сыновьями. Тут он рассудил, что и для него настало время побывать в Риме. Планы его неизвестны; вероятно, он думал именно теперь принять то помазание и венчание, от которого отказался при вступлении на престол. Но на пути он почувствовал себя плохо и вынужден был вернуться домой для необходимых распоряжений. С привычным спокойствием и разумностью он принял все меры, чтобы обеспечить спокойствие в государстве. В Эрфурт он созвал князей на съезд и указал им на Оттона, старшего сына от брака с Матильдой, как на короля. Хронист того времени добавляет: «Как на короля над всеми его братьями и всем государством Франкским». О разделении государства уже не было речи. В 936 г. Генрих умер. Его останки были преданы земле в основанном и укрепленном им Кведлинбурге.

Почему генриху 1 важно было вернуть права церкви

Сюда его, в объятия отца! Мой дух страдать не может без конца! Прощайте, воины! — О сын мой милый! Объятия отца — твоя могила. (Умирает.) Солдаты и слуги, оставив тела Толбота и его сына, уходят Входят Карл, Алансон, герцог Бургундский, Бастард, Жанна д’Арк и французское войско Карл Приди на помощь Йорк и Сомерсет, Нам выпал бы сегодня день кровавый Бастард Толбота львенок бился разъярен; Лил нашу кровь мечом презренным он. Жанна д’Арк Он встретился мне, и сказала я: «Ты будешь девой побежден, дитя!» Он гордо поглядел и мне в ответ: «Джон Толбот не затем рожден на свет, Чтоб гнусной девкой побежденным быть», — И ринулся французов он крошить, Меня себе не почитая равной. Герцог Бургундский Да, из него бы вышел рыцарь славный. Вот он лежит в объятиях того, Кто на несчастье породил его. Бастард Рубите и кромсайте тех, что славу Британцам дали, нам же — стыд кровавый! Карл Нет тех, пред кем бежали столько раз, Не станем мертвых оскорблять сейчас Входит сэр Уильям Люси со свитой, перед ним французский сержант. Люси Герольд, веди меня к шатру дофина, Чтоб мне узнать, кто славу дня стяжал. Карл Сюда с капитуляцией ты прибыл? Люси С капитуляцией? То ваше слово Оно нам, англичанам, незнакомо. Пришел узнать я, кто захвачен в плен, И осмотреть тела сраженных в битве. Карл О пленных спрашиваешь ты? Мы в ад Послали их. Скажи, кого ты ищешь? Люси Где ж доблестный Алкид, лорд храбрый Толбот, Граф Шрусбери, — за бранные заслуги Он был пожалован великим графом Уошфордским, Уотерфордским и Валенским, — Лорд Толбот Гудригский и Эренфилдский, Лорд Верден Олтонский, лорд Стрендж Блекмирский, Лорд Кромвель Уингфилдский, лорд Фернивал, Трикрат прославленный лорд Фоконбридж, Георгия святого славный рыцарь, Святого Михаила и Руна, Великий маршал Генриха Шестого В боях, что он во Франции ведет? Жанна д’Арк Дурацкая напыщенная речь! Сам Турок, что полестней царств владеет, Таким пространным слогом не напишет. А тот, кого так пышно величаешь, Лежит, облеплен мухами, гниющий, Смердящий под ногами у меня. Люси Так Толбот умерщвлен? Французов бич, Гроза державы вашей, Немезида? О, если б очи превратились в ядра, Чтобы метнуть их вам, враги, в лило! О, если б мог вернуть его я к жизни, На всю бы Францию навел он ужас! Когда б его портрет остался тут, Храбрейшего из вас он устрашил бы. Отдайте мне тела, чтоб унести их И погребению предать с почетом. Жанна д’Арк Не Толбота ли дух в него вселился? Так властно он и гордо говорит. Тела ему отдайте, ради бога, Они лишь воздух заражают здесь. Карл Отдать ему тела. Люси Я унесу их. Но феникс будет пеплом их рожден, И Францию повергнет в трепет он. Карл Бери и делай с ними, что захочешь. — Теперь в Париж. К победам путь открыт; Всем завладеем, — Толбот ведь убит. Уходят.

Популярность: 51, Last-modified: Tue, 08 Aug 2000 04:49:45 GMT

Церковная политика Генриха II Святого. Германия, XI в.

Рубрика: 2. Всеобщая история

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Айзенштадт Е. О. Церковная политика Генриха II Святого. Германия, XI в. [Текст] // Исторические исследования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 14-18. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10327/ (дата обращения: 26.02.2019).

Одной из центральных проблем, рассматриваемого исторического пространства, является взаимоотношение между церковной и светской властями, так как борьба между ними красной нитью проходит через всю историю Европы в средних века.

И именно в Германии противоборство церкви и светской власти раскрываются наиболее ярко, особенно в период правителей Саксонской династии (919–1024), отличившейся яркой церковной политикой, начало которой положил Оттон I. Завершающим этапом стало правление Генриха II (1002–1024), получившего имя «Святой».

Данная тема является актуальной в связи с тем, что в советской историографии вопросы, связанные с взаимоотношениями светской и церковной властью в Европе изучались мало. Стоит сказать, что не рассматривались почти любые вопросы, связанные с церковью за исключением роли церкви в процессе феодализации. Это было связано с господствующей в то время атеистической идеологией, которая не способствовала любым исследованиям, связанным с религией и церковью.

Изменение историографической ситуации происходит после 90-х годов XX века, связанные с распадом СССР. Российская историческая наука по-новому взглянула на вопросы по изучению церкви, стали появляться новые подходы в этом вопросе. Более того, историки по — новому взглянули на вопросы по изучению европейской культуры, образования, повседневной жизни, ведь церковь в средневековой Европе занимала главенствующее место в жизни каждого человека и являлась центром распространения образования и культуры. Именно в монастырях велось написание хроник, на базе них основывались школы, происходило накопление научного материала в виде библиотек и хранилищ различных артефактов. И теперь, когда идеологические рамки были разрушены, можно было по- новому взглянуть на проблемы, которые не могли быть решены в условиях жесткого атеистического контроля государства. С распадом СССР, в Россию стали поступать из-за рубежа и переводиться работы по религии, истории церковной организации. Большую роль играли переводы источников, освещающие отношения светской власти с религиозной, особенно это касается периода правления Саксонской династии. Сразу же стоит отметить, что в российской историографии нет исследований по церковной политике Генриха II. Она уже не изучалась в советской историографии, и еще не рассматривалась в постсоветской. Даже в европейской историографии в течение первых десяти лет XX столетия личность Генриха II изучалось весьма скромно. Он не упоминается в неоднократно переизданном историческом труде Карла Хампе, посвященном средневековому рейху. Исследователи больше интересовались предшественниками и наследниками Генриха. Оттон III — одаренный и высокообразованный юноша — император — и Конрад II — решительный, жесткий и популярный правитель — несколько затмили собой образ болезненного Генриха, считавшегося слишком зависимым от церкви.

Генрих II, немецкий король и император «Священной Римской империи» из рода Людольфингов, правивший в 1002—1024 гг. Умер 13 июля 1024 г. [1]

Генрих II представляется покровителем служителей веры. Ведь только ему удалось провести обновление монастырей и их чистку. При Генрихе II явная граница между церковью и государством перестала существовать. Церковь и государство в представлении императора должны были составлять единое целое. [2]

Читайте так же:  Машинист автомобильного крана требования

Сразу же после прихода на герцогство в Баварии Генрих II провел реформу монастырей по образцу реформированного монастыря Горце в Лотарингии, находившегося под влиянием Клюни. [3]

В этой реформе Генриха больше заботили состояние имущества монастырей и монастырское строительство. Материальное благосостояние должно было способствовать истинной службе Богу. [4]

Рассматривая тот факт, как Генрих многократно передвигал аббатов с должности на должность, когда для этого, как казалось императору, наступал удобный момент, стоит рассмотреть важный и богатый монастырь Фульды, который лишился всего имущества, находившегося в его распоряжении сверх самого необходимого минимума, тем самым занимая положение, соответствующее требованиям именно монашеской жизни. [5] Об этом с нескрываемой критикой действий Генриха написано в Кведлинбургских анналах: «В 1013 году Генрих разграбил имущество Фульдского монастыря, ибо ему не по нраву была жизнь его братии». [6]

Епископы были для Генриха, надежной опорой его власти. Как их покровитель он возглавляет ряд синодов и имеет существенное влияние на принимаемые там постановления, даже на решения по вопросам церковного культа. [7] Это подтверждает «Хроника» Титмара Мерзебургского: «По решению синода, а также в силу канонической и папской власти король запретил незаконные браки и продажу христиан язычникам…». [8]

Назначал Генрих епископов почти всегда сам, так как он хотел идти вразрез с каноническим правом, предписывающим выборы прелатов. Поэтому многие епископства до последнего не знали, кто будет ими управлять. [9] «В связи со смертью многих отцов церкви, все боязливо ждали от императора в чье попечение их отдадут». [10] Таким образом, Генрих устанавливал следующие порядки: капитул должен был представить своего кандидата на должность, а затем Генрих предоставлял им инвеституру, вручая ему знаки власти. [11] Подтверждение этому мы можем найти в Хронике Титмара Мерзебургского: «С согласия приора, братии на избрание Тагино, собрав всех на соборной церкви, король посохом епископа Арнульфа вручил духовенство и народ и лично поставил на епископскую кафедру» [12].

Но чаще всего, Генрих назначал епископов, не учитывая мнение местного законодательного органа. То есть если кандидат, предложенный капитулом, не устраивал Генриха, то мнение капитула не учитывалось, и назначался свой человек, близкий королю. [12] «В Имбсхаузене был низложен Вал, аббат Корвейский. На его место без согласия братии был назначен Друтмер. И вся община ушла». [13] «После смерти Гизилера, приор Магдебурга, Вальтард, собрав братию, умолял избрать кого — нибудь на опустошенное место, благодаря чему укрепилось бы древнее право выбора. Но император не исполнил обещанного, передав епархию капеллану Гебхарду». [14] «В сопровождении духовенства и мирян пришел Отто и просил королевской милости утвердить выбор (его в качестве епископа), но король не стал их слушать, а передал епископство своему капеллану Унвану». [15] «Епископ Арнульф интронизировал, по приказу короля, епископа Вольтарда. Также Рединг, согласно общему выбору, был поставлен в приоры». [16] Интересен тот факт, что при подтверждении старых привилегий церкви, Генрих ограничивал капитул в свободе выбора. [17]

Назначенные епископы получали королевские права. Будучи представителями короля, они были обязаны служить ему, преподносить периодически дары и принимать его у себя. Чаще чем во дворцах, Генрих II останавливался в епископских городах. Когда у него получалось, он ставил во главе епархий людей, которые родились или получили образование в других краях. Епископство составляли священники из разных мест, не имевшие какой-либо связи с регионом; настоящее единство создавалось службой на благо королевства. Генрих II надеялся добиться, чтобы хотя бы на этом уровне этническое начало не преобладало и единство государства крепло. [18] Так, например, баварец Тагинон становится архиепископом Магдебурга. Как и многие другие, он вышел из королевской капеллы. Камбрей, относившийся к Реймской архиепархии и охватывавший своей деятельностью подвластную Франции и франкоговорящую область, был передан знатному лотарингцу Герхарду, который воспитывался в Реймсе и был королевским капелланом. [19]

Впрочем, Генрих II не мог постоянно задевать самолюбие епископов, ведь они являлись важной частью его государственной политики, иногда ему приходилось считаться с мнением епископов, и он периодически пересматривал ранее розданные привилегии и права монастырей и перераспределял их так, словно речь шла о его личных владениях. «Придя в Дорнбург, он отправил архиепископа Виллигиза, а также прочих вассалов, к архиепископу Гизилеру, чтобы тот восстановил все, в чем погрешил, разрушив Мерзебургскую епархию, оставил незаконно занимаемый престол. Поначалу он ненавидел его за то, что тот предпочел ему в качестве короля Германа, но потом поручил все владения в Саксонии. Потом ополчился на него». [20] «В Мокрене Титмар получил во власть 4 города: Шкойдищ, Таух, Плюхен, Вурцен и село Рассниц. Еще 5 городов: Айленбург, Поух, Дюбен, Цекеритц — 25 октября». [21] «Цезарь уступил Титмару 3 церкви в Лейпциге, Ольшютце, Геузе». [22] «Грусть епископа нападением баварцев была смягчена тем, что король передал ему Бекенферде». [23] Речь идет о восстановлении Мерзебургского епископства и назначение на пост епископа Титмара.

Генрих не только перестраивал уже имевшиеся епархии и епископства, но и создавал новые. «… Цезарь учредил в подчиненной Христу Саксонии 8 епархий, разделив между ними отдельные парафии». [24]

Говоря о создании Генрихом новых территориальных церковных образованиях, стоит сказать отдельно о епископстве Бамберг, основанное 1 октября 1007 года, за которое Генрих получил прозвище Святой. «Король во Франкфурте созвал поместный собор, где были все епископы по ту сторону Альп. В городе Бамберг было учреждено епископство». [25] «Справил король Троицу в Бамберге, там он приказал записать привилегии, касающиеся дел этого места, скрепив их печатью своей власти и утвердив апостольским правом римского понтифика». [26] Подчиненное Майнцской архиепархии и, однако, находящееся под особым покровительством Рима, епископство Бамберг занимало отдельное положение среди немецких епископств. Оно получило бывшие швейнфуртские графства в Верхней Франконии, герцогские и королевские владения в Баварии, имения в Верхней и Нижней Австрии, Штирии, Каринтии, Тироле с важными горными проходами. [27]

Следующим краеугольным камнем политики императора по отношению к церкви стали действия в Бамберге. Даже освящение местного собора он повелел провести в совершенно не предназначенный для подобной церемонии день недели — вторник. Но это произошло 6 мая 1012 года — в тридцать девятый день рождения императора. «В 1012 году состоялось освящение церкви в Бамбергской крепости во Франконии, для этого дела было назначено 36 епископов. Многим виновным королем была дана милость». [28]

Епископство было создано на северо-восточных границах рейха как мощный католический центр. Место для бастиона христианства действительно являлось стратегически необычайно важным: центр, как предполагалось в будущем, тесно связанный с короной, оказывал сильное влияние на пока еще находившиеся под властью языческих норм и традиций пограничные славянские земли.

Создание епископства Бамберг стало первым крупным успехом Генриха на пути обновления империи, задуманного после смерти Оттона III. [29]

С начала правления Генрих посвятил себя реставрации и строительству церквей. «Вальтард получил от короля пастырский посох. Он был введен, в построенную там церковь». «Король на горе учредил монашескую обитель». [30] «Он же построил церковь св. мученику Роману на месте рощи Шкейтбар». [31]

Генрих II распоряжался владениями церковных институтов словно это были его личные земли. Он легко отнимал и раздавал владения той или иной епархии. [32]

Генрих смело перекраивал границы епархий, как ему было угодно. «Размеры Мейсенской и Цейской епархий он королевской властью убавил, приводя их в прежнее состояние». [33] «Король Генрих, восстановитель нашего достоинства, по приговору суда вернул Мерзебургскому епископству: лес, лежащий между реками Заале и Мульда и округами Сиусили и Плейсснерланд». [34] «Король выкупил у епископа Арнульфа, обменяв на 100 мансов, весь банн епископства на Мерзебургский Бургвард». [35] Бывало, что в наказание он лишал епархии их владений. Подтверждение этому мы можем найти как в Хронике Титмара, так и в Кведлинбургских анналах. «В 1004 году король отнял у Херсфельдского монастыря старинное право отцов, был лишен собственности и своих сыновей». [36] «… Герцог Герман смиренно предстал перед королем в Бурхзале. Добившись милости, он, получив удовлетворение в лене, и стал его рыцарем и другом. Исключение составили лишь потери Аргентины, но приказу и совету короля она изымалась из его владения. Он также должен был восстановить аббатство в этом городе». [37]

Личный вклад императора в процветание церкви в стране отчетливо виден через призму его участия в освящении целого ряда церковных объектов. Часто освящение церквей происходило в преддверии тяжелейших военных походов на Польшу, Бургундию и Италию. Присутствуя на торжественных службах, король просил у Всевышнего поддержки в предстоящих сражениях. Многие дошедшие до нас изображения королевской супружеской пары, представляют императора именно в такие моменты.

Часто при освящении церквей и монастырей император стоял рядом с епископами на клиросе и принимал участие в процессе, внося по ходу поправки и изменения в порядок службы. Как король и император Генрих II успел поучаствовать в пятнадцати освящениях. Их них семь прошли в Саксонии. [38] «Он (Генрих II) с меньшей славой отпраздновал освещение Мерзебургской церкви». [39] «В 1017 году в монашеской обители была освящена церковь Пресвятой Приснодевы Марии». [40] «… Освятил 3-ю и 4-ю церковь в Магдебурге». [41] «В 1021 году в присутствии Генриха II вместе с его супругой в собрании епископов и знати со всего королевства Арнульфом, был освящен этот храм и церковный алтарь в честь святой и неделимой Троицы, Пресвятой Богородицы Марии, св. Иоанна Крестителя, св. Петра …». [42]

Интересное событие произошло во время правления Генриха II, связанное с освящением церковных объектов. «В 1023 году Генрих угодил тройным освящением одного и того же храма в Мерзебурге». [43]

Переходя к участию Генриха в церковных соборах, то, если рассматривать данные источников, можно заключить, что в основном Генрих и был инициатором этих соборов. «В скором времени он провел в западных землях Соборное собрание, на которое стекались отовсюду епископы и очень многие массы народа из разных земель». [44] Соборы назначались Генрихом для решения различных вопросов. Это были не только вопросы административного характера, но и касались обычаев церкви, в которых он был активным реформатором. Например, в феврале 1018 года в Госларе был созван собор, где не в первый раз поднимался вопрос о безбрачии священнослужителей, сторонником которого был император. «в 1018 году в Госларе в присутствии императора, епископов и прочих вельмож был проведен королевский собор — разлучил Готшлака, сына презира Эккерхарда и Гертруду». [45] «В Дортмунде состоялся великий собор, на котором король жаловался епископам на многие бедствия святой церкви; решив по общему их совету, всех прочих апостолов — 40-дневный пост. Во время 4-х постов, за исключением пятницы перед Рождеством Господним — на хлебе, соли и воде». [46]

Читайте так же:  Приказ о назначении ответственного по пожарной безопасности в жкх

Некоторые соборы Генрих созывал, чтобы продемонстрировать свое почитание прав старейших отцов и лишний раз не настраивать против себя церковь. Это ярко показано, в созванном Генрихом соборе, где он собирался публично снять с поста неугодного ему епископа. «Ради осуждения Дитриха, епископа Мейца, Генрих назначил великий собор. Все собравшиеся на этом соборе запретили Дитриху служить мессу до тех пор, пока он не оправдается». [47] «Король Генрих в Кобленц провел внушительный собор, расчитывая осудить Дитриха, епископа Мейца, прочих восставших против него. Королем было осуществлено изгнание евреев из Мейнца, было опровергнуто безумие некоторых еретиков». [48] И еще один подобный собор был в Бамберге. «По окончанию строительства соборной церкви в городе Бамберг, в день, когда королю исполнилось 35 лет. 6 мая состоялся великий собор, на котором своим архиепископом был назначен Гебхард, епископ Регенсбургской церкви, а Дитрих, епископ мейцской церкви, был отчитан королем за то, что тот в своем письме несправедливо обвинил его перед папой». [49]

Но бывали и соборы более радостные и торжественные. «В 1014 году король в Равенне провел собор, на который властью папы и по совету папы и сената вызвал своего брата Арнульфа и утвердил его в должность архиепископа». [50]

Если говорить о подарках, которые Генрих преподносил церкви, то монарх преследовал разные цели. Сперва, по тогдашнему обыкновению он старался снискать симпатии церковного руководства своей благосклонностью. Без сомнения, Генрих улучшал политический климат. Привилегии, такие как королевская защита, иммунитет, свободный выбор преемников епископов и аббатов, должны были сделать епископства и монастыри независимыми от внешнего влияния. Материальные ценности, например, книги и предметы церковной утвари в высочайшем художественном исполнении, служили и развитию церквей. Делали службы более привлекательными и красочными. [51] «Император обогатил монастыри края Фридриха большими богатствами». [52] «Генрих одарил некоего священника превосходной ризой». [53] «Твоей милости следует также знать о многочисленных благодеяниях короля нашего и императора Генриха, оказанных им нашей церкви. Частица святого и победоноснейшего креста с другими святыми реликвиями, золотой алтарь, великолепно обрамленный драгоценностями, золотую раку, украшенную драгоценными камнями, а также общую опись, украшенную за его и наш счет, с 2 кадильцами и серебряным кубком щедрой рукой подарил цезарь нашей церкви». [54]

А экономические права и послабления (таможенные, рыночные, денежные) способствовали экономическому процветанию и росту валового продукта монастырей как субъектов экономики. «Император одарил эту достохвальную базилику многочисленными дарами в золоте и шелках и наследственными жалованиями». [55] «Король Генрих обогатил нашу церковь полезными вещами, относящимися к богослужебной утвари; из всех своих даров, которыми он владел в Тюрингии и Саксонии он дал по 2 семьи. Он подарил также Евангелие, украшенное золотом и доской из слоновой кости и золотую с бриллиантами чашу с блюдом и трубой, 2 креста и бутыли, сделанные из серебра, а также большую чашу из такого же металла, вместе с блюдом и трубой. Он возвратил своим указом все земли, которые были утрачены моими предшественниками». [56]

Своими подарками и помощью император поднял епископат на уровень общественного положения более высокий, чем у мирской знати. [57]

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Генрих II принимал активное участие в управлении епископствами, так как считал церковные институты основной опорой его государственной политики. Порой, участие в управлении епископствами превращалось жесткий контроль и подчинение их своей власти. Генрих смело разрушал старые порядки, установленные в церковных институтах, вмешивался в церковные обычаи, лишал епископства права выбора и ставил нужных себе людей с целью укрепления своей власти. Таким образом, автономия церковной власти постепенно уничтожалась, и церковная власть шаг за шагом переходила в сферу влияния Генриха II.

  1. Hampe K. Deutsche Kaisergeschichte in der Zeit der Ottonen und Salier. — Darmstadt, 1969.
  2. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 76.
  3. Рыжов К. В. Все монархи мира: Западная Европа. М., 2001. С.
  4. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 216.
  5. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 216.
  6. Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й.. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. СПб. 2008. С. 164.
  7. Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. СПб. 2008. С. 166.
  8. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 104.
  9. Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V. СПБ., 2008. С. 98–104.
  10. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 85–86.
  11. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 91.
  12. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 138.
  13. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 63.
  14. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 107.
  15. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 90–92.
  16. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. 127–128.
  17. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 120.
  18. Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V. СПБ., 2008. С. 98–104.
  19. Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й.. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. СПб. 2008. С. 167–168.
  20. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 90.
  21. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 142.
  22. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 160.
  23. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 82.
  24. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 163–164.
  25. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 105.
  26. Большие анналы Хильдесхайма. Немецкие анналы и хроники X-XI с. М. 2012. С. 247.
  27. Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й.. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. СПб. 2008. С. 169.
  28. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 68.
  29. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 138–139.
  30. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 119.
  31. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005.С. 60.
  32. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005.С. 108.
  33. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 92.
  34. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005.С. 173.
  35. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 92.
  36. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 63.
  37. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 83.
  38. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 227–228.
  39. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 82.
  40. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 75.
  41. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 108.
  42. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 81.
  43. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 84.
  44. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 84.
  45. Большие анналы Хильдесхайма. Немецкие анналы и хроники X-XI с. М. 2012. С. 248.
  46. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 100–101.
  47. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005.С. 127.
  48. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 69.
  49. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 117.
  50. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 75.
  51. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 85.
  52. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 114.
  53. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 171.
  54. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 227–228.
  55. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 82.
  56. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С.. С. 132.