Образец заявления об обжаловании нормативного акта

25.07.2018 Выкл. Автор admin

Образец заявления об обжаловании нормативного акта

(наименование или ФИО)

об оспаривании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, затрагивающего права, свободы и законные интересы граждан (организаций)

был принят ______________________________________________________________________
(наименование государственного органа)

(указывается точное и полное наименование оспариваемого нормативного акта, номер и дата принятия)

Указанный акт содержит положения, нарушающие права заявителя: ______________________________________________________________________

(указывается, какие конкретно положения принятого акта нарушают права, свободы и законные интересы заявителя, в чем эти нарушения выражаются, в каких конкретно нормативных и иных актах закреплены нарушенные права заявителя)

(указывается норма закона или нормативного акта, которой не соответствует оспариваемый акт)

В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст.ст. 26, 251–253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Признать недействительным (полностью или частично) ______________________________________________________________________ ,

(указывается точное и полное наименование нормативного акта, его номер, дата, конкретные разделы, части, пункты, параграфы)

(указывается полное наименование органа, принявшего оспариваемый акт)

2. Документ, подтверждающий уплату госпошлины.

3. Копии заявления по числу лиц, участвующих в деле.

4. Иные документы, подтверждающие требования, и их копии по числу лиц, участвующих в деле.

5. Свидетельство о регистрации, учредительные документы (для организаций).

6. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя
(в случае, если заявление подано представителем).

Размер государственной пошлины при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет для физических лиц – 200 руб., для организаций – 3000 руб.

Государственная пошлина не взыскивается при обращении в суд в случаях, предусмотренных ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ к заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Образец заявления об обжаловании нормативного акта

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа власти

Образец административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ (или: представительного органа муниципального образования) (общая форма)

В … районный суд
(верховный суд республики/
краевой/областной суд/
суд города федерального
значения/суд автономной
области/суд автономного округа) …
(указать республику/край/область/город
федерального значения/автономную область/
автономный округ)

Административный истец: … (Ф.И.О.)
адрес: …, (место жительства или пребывания),
(дата и место рождения),
телефон: …, факс: …, адрес электронной почты: …

Представитель административного истца: …
(данные с учетом ст. 54 — 57 КАС РФ),
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Госпошлина: ____ рублей

Административное исковое заявление
о признании недействующим нормативного правового акта
органа государственной власти субъекта РФ
(или: представительного органа муниципального образования)

«___»______ __ года …… (указать наименование органа государственной власти субъекта РФ (или: представительного органа муниципального образования)) был принят … (указать вид нормативного правового акта, например, Указ, Постановление, и т.д.) N __ о … (указать наименование нормативного правового акта, иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте), который был опубликован «__»______ ___ года в … (указать источник опубликования).

Административный истец является субъектом отношений, регулируемых … (указать вид нормативного правового акта) от «__»_______ __ года N __, принятым административным ответчиком, поскольку _____, что подтверждается _______.

(Вариант: … (указать вид нормативного правового акта) от «__»______ __ года N ___ применим к административному истцу, поскольку _______, что подтверждается ______.)

Административный истец считает … (указать вид нормативного правового акта) от «__»_______ ___ года N ___ о … (указать наименование нормативного правового акта) принятый административным ответчиком, противоречащим статье ___ Федерального закона … (указать наименование и реквизиты закона, иного нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу) в части _______ и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, а именно _______, что подтверждается ______.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 20, ст. ст. 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ,

признать недействующим … (указать вид нормативного правового акта) от «__»______ ___ года N __ о (указать наименование нормативного правового акта) полностью (или: в части _____ ) как не соответствующий законодательству Российской Федерации.

Приложение:
1. Копия оспариваемого нормативного правового акта.
2. Документы, подтверждающие нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
3. Документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
4. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
5. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело.
6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
7. Доверенность представителя административного истца от «___»_______ __ года N __ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

«__»______ __ г. Административный истец (представитель): ________/ Подпись________/ (Ф.И.О.)

Разъяснения Верховного Суда РФ:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ»

Ведение дел только через представителей

Согласно ч. 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ и при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС РФ.

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации определяется в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 4 500 рублей.

Приложение документов к административному исковому заявлению

О прилагаемых к административному исковому заявлению документов см. статью 126 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Порядок обжалования нормативных правовых актов

Порядок обжалования нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) органов государственной власти

С 15 сентября 2015 года вступил в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее — Кодекс).

Порядок обжалования нормативных правовых актов

В соответствии со статьей 208 Кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии со статьей 209 Кодекса форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 Кодекса.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 Кодекса;

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 Кодекса;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Читайте так же:  Договор по программе молодая семья

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 Кодекса, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 218 Кодекса особым субъектом права на обращение в суд с административным исковым заявлением является общественная организация, которая может подать такое исковое заявление, во-первых, если это прямо предусмотрено законом, во-вторых, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В статье 219 Кодекса установлены сроки обращения с административным исковым заявлением в суд по данной категории дел, и в соответствии с частью 1 названной статьи Кодекса административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Однако в частях 2-4 статьи 219 Кодекса установлены иные сроки подачи административного искового заявления. Так, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней в следующих случаях: 1) об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования. Срок при этом исчисляется со дня принятия соответствующего решения; 2) о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; 3) об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения. Срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Следует отметить, что впервые уважительной причиной пропуска срока обращения в суд признается несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом, если имел место досудебный порядок разрешения административного спора.

В соответствии с частью 1 статьи 220 Кодекса форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 Кодекса, согласно которой административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

При этом в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия).

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 Кодекса лицами — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 Кодекса и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 125 Кодекса административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 статьи 125 Кодекса. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

Если иное не предусмотрено Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативного акта

Административное исковое заявление об оспаривании нормативного акта способно решить вашу проблему. Оспаривание нормативных правовых актов в арбитражном суде реально, если эти изданные уполномоченными органами власти документы нарушают права и свободы граждан. Нормы и правила отстаивания своих интересов описаны гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным кодексом РФ. Чтобы решение суда было вынесено в вашу пользу, необходимо доказать факты притеснения свобод и прав из-за принятого нормативного акта. Наш адвокат всегда поможет вам разобраться в проблеме, а также возьмет на себя все хлопоты по составлению заявления.

Что такое нормативно-правовой акт, как его оспорить:

Нормативно-правовым актом (НПА) – является официальный документ, который содержит в себе нормы права, которые регулируют общественные отношения. Любые государственные, федеральные законы, подзаконные акты, постановления, принятые органами законодательной и исполнительной власти на общегосударственном уровне или на местах, являются нормативно-правовыми актами.

Если информация, содержащаяся в этих документах, противоречит вышестоящим документам, то их принятие можно оспорить. Главным законом нашей страны является Конституция. Конституцию РФ можно обозначить как основной юридической базой всего законодательства РФ. Обращаясь к представителям судебных инстанций, вы можете ссылаться на ее статьи, указывая несоответствие законов.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме, как составить исковое заявление и задавайте свой вопрос адвокату в комментариях к ролику на канале YouTube

Порядок возбуждения дел об оспаривании нормативных правовых актов:

Если вы считаете, что нормативный акт неправомерен или издан с нарушением, то вы можете:

  1. Подать на оспаривание нормативно-правового акта в арбитражном суде по месту жительства истца.
  2. Копии иска об обжаловании нормативно правового акта предоставляются ответчику.
  3. При выборе суда следует знать тип нормативного акта, который вы собираетесь оспорить, а также тип документа, которому этот акт противоречит. Лишает документ законной силы только — Конституционный суд, рассматривает дела об обжаловании нормативных актов – Арбитражный суд. Разбирательства ведутся в предусмотренном законом порядке.
  4. Окончательное решение выносится не позднее, чем через три месяца после подачи заявления. В это время ведутся открытые слушания, на которых истец и ответчик выносят на обсуждение имеющиеся аргументы.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим:

  • обязательно укажите какой орган принял обжалуемый нормативный акт (наименование государственного, муниципального или иной орган);
  • наименование акта, его номер, а также сошлитесь на источник его официального опубликования с указанием даты события;
  • необходимы сведения об объекте сфере его применения, как лично на вас действует принятый акт, какой вашей деятельности мешает, как связывает ее либо нарушает общие права;
  • наименование того закона, который имеет большую юридическую силу в сравнении с вновь принятым. Например, ссылку на федеральное законодательство и Конституцию при оспаривании закона субъекта Российской Федерации;
  • не забывайте приложить тот нормативный акт, который обжалуете к своему исковому заявлению;
  • также нельзя забывать, что к таким искам действуют и основные правила регламентирующих форму любого заявления в суд.
Читайте так же:  Как заполнить нулевую отчетность 3-ндфл

ВНИМАНИЕ: Также рассмотрение заявления об оспаривании нормативного акта может проходить в упрощенном порядке (более подробно можно узнать здесь — упрощенный порядок в АПК РФ пройдите по ссылке). В порядке упрощенного производства рассматривают дела, которые суд может рассмотреть без участия сторон в судебном процессе. В порядке упрощённого производства сроки рассмотрения, не должны превышать двух месяцев с момента, когда иск поступил в арбитражный суд. Сроки для действий устанавливаются судом посредствам указания точной календарной даты, либо периода времени, которое исчисляется со дня, когда суд вынес определение о принятии искового заявления к производству либо определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, но с учетом срока, который не превышает двух месяцев

Все судебные тяжбы занимают большое количество времени, а также большие затраты. Чтобы избежать затрат времени и средств на любой стадии судебного производства вы всегда можете произвести заключение мирового соглашения в арбитражном суде. Мирового соглашения всегда можно достичь путем переговоров, пойти на уступки или найти какой — либо компромисс.

Преимущества использования услуг адвоката

Практика показывает, что самостоятельно добиться решения в свою пользу крайне сложно, ведь предъявление административного искового заявления осуществляется по четким правилам. Суд просто не примет документы, если заявление заполнено неверно. Желательно уже на этом этапе воспользоваться услугами адвоката. Таким же способом осуществляется обжалование ненормативного правового акта. Факт нормативности или ненормативности принятого документа определяет суд. Чтобы избежать проблем со сбором документов и их подачей в арбитражный суд, вам поможет арбитражный адвокат.

Обращаясь к квалифицированному юристу, вы всегда получаете немало преимуществ:

  • грамотное составление искового заявление;
  • прием документов в суде с первого раза;
  • представление ваших интересов на слушаниях;
  • оспаривание текущих результатов.

Наш специалист прекрасно разбирается в процессуальном кодексе, знает, как подать иск об оспаривании нормативно-правового акта, какие доказательства притеснения прав и свобод граждан предоставить, каким способом аргументировать мнение клиента. Если вами были понесены убытки, то наш юрист сможет помочь вам составить иск в арбитражный суд о возмещении убытков. Важно не пропустить срок обжалования нормативного акта, поэтому необходимо сразу обращаться в юридическое бюро, и не терять время впустую.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео арбитражные споры и подписывайтесь на наш канал YouTube прямо сейчас, чтобы иметь возможность получать бесплатную юридическую консультацию в комментариях видео:

P.S.: Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, уточните информацию через поиск по сайту или рубрикатор услуг. Кроме того, Вы можете обозначить проблему по телефону: +7 (343) 345-80-80 или заполнив форму:

ПОЛЕЗНО: подпишитесь на канал в YouTube, чтобы получать бесплатно советы адвоката и иметь возможность разобрать свой вопрос через комментарии к роликам

Порядок обжалования нормативных правовых актов

Порядок обжалования муниципальных

Ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N° 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ N° 131-ФЗ) определяет, что муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно статье 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N° 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты обязательны для исполнения всеми находящимися на территории муниципального образования гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, общественными объединениями.

Муниципальные правовые акты могут быть нормативными правовыми актами и индивидуальными правовыми (ненормативными) актами.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного органа местного самоуправления или должностного лица органа местного самоуправления, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Под индивидуальным правовым (ненормативным) актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного органа местного самоуправления или должностного лица органа местного самоуправления, носящий индивидуально-разовый, индивидуально определенный характер.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 ФЗ N°131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

1. органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта;

3. уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, законодателем предусмотрено три самостоятельных способа защиты интересов граждан и юридических лиц, нарушенных принятием муниципального правового акта.

Ст.33 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, т.е., гражданин вправе обратиться непосредственно в органы местного самоуправления или должностному лицу, в том числе по вопросам связанным с принятием муниципального правового акта, при этом не имеет значения, о нормативном правовом акте идет речь или об индивидуальном правовом.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N° 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В зависимости от вида муниципального правового акта определяется порядок обжалования — законодателем предусмотрен порядок обжалования нормативных правовых актов и порядок обжалования ненормативных правовых актов.

Порядок обжалования нормативных правовых актов регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ).

В соответствии с требованиями КАС РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 раздела 4 КАС РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства и в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов закреплен в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», КАС РФ и АПК РФ.

Муниципальные правовые акты индивидуального (ненормативного) характера быть обжалованы в суд, в том числе, если в результате их принятия:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов закреплен в главе 22 раздела 4 КАС РФ.

Некоторые муниципальные правовые акты ненормативного характера, органов и должностных лиц местного самоуправления обжалуются в порядке не гражданского, а арбитражного судопроизводства в соответствии с главой 24 АПК РФ.

В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании муниципальных правовых актов ненормативного характера, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.

Ст.48 ФЗ N° 131-ФЗ предусматривает возможность отмены и приостановления муниципальных правовых актов органов местного самоуправления как уполномоченным государственным органом РФ, так и уполномоченным государственным органом субъекта РФ, в отношении переданных ими государственных полномочий. При этом законодательством не предусмотрены условия и основания подобных действий.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона N° 131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.»

Дата создания: 25.04.2018 14:42

Дата последнего изменения: 25.04.2018 14:43

Образец заявления об обжаловании нормативного акта

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов нарушены его права и свободы.

Читайте так же:  Договор купли-продажи квартиры с ипотекой в пользу продавца

I. Порядок оспаривания нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Согласно пункту 2 части 1 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Заявления об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части рассматриваются по правилам, установленным главой 24 ГПК РФ «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части». Отдельные аспекты рассмотрения дел данной категории указаны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

«Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов

1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении».

В соответствии со статьей 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов».

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1-5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта».

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Дела данной категории рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».