Новый налог торговые сборы

02.08.2018 Выкл. Автор admin

Торговый сбор: разложим все по полочкам

С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ, посвященная новому виду налогового сбора – торговому (гл. 33 НК РФ). Но согласно НК РФ введен данный сбор может быть только с 1 июля 2015 года. Разберемся, что же представляет из себя этот платеж, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

Где он действует

Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (п. 1 ст. 410 НК РФ). Однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве – новый сбор появится в столице с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»; далее – Закон г. Москвы). Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны смогут сделать это только после принятия специального федерального закона (в настоящее время информации о разработке проекта такого закона нет). Поэтому далее мы будем рассматривать особенности этого сбора на основании Закона г. Москвы.

Новый сбор подвергся критике со стороны экспертов и предпринимателей. А в феврале 2015 года группа депутатов подготовила и внесла в Госдуму законопроект 1 об установлении трехлетнего моратория на введение торгового сбора в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Аргументировали они свою позицию тем, что новый сбор станет дополнительной налоговой нагрузкой и административным барьером для бизнеса. Но поскольку Закон г. Москвы уже был на тот момент принят, введение моратория означало бы освобождение предпринимателей от уплаты налогов. А такого рода законопроекты должны вноситься в Госдуму только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ), которое депутаты не получили. Поэтому законопроект вернули инициаторам. О том, был ли он направлен в Правительство РФ для оценки, сведений из официальных источников нет.

Плательщики и объект обложения

Торговый сбор, согласно НК РФ, распространяется на организации и ИП, которые ведут торговую деятельность на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения с использованием объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 411 НК РФ, ст. 413 НК РФ). А освобождаются от его уплаты предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики ЕСХН – по видам деятельности, в отношении которых используется спецрежим (п. 2 ст. 411 НК РФ).

НАША СПРАВКА

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

К торговой деятельности для целей применения главы 33 НК РФ относятся следующие виды торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
  • осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

Под объектом осуществления торговли (он же – объект обложения сбором) понимается движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

То есть сбор придется платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) (п. 1 ст. 415 НК РФ).

Предприниматели, обязанные уплачивать торговый сбор, должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются объекты недвижимости (п. 1, п. 7 ст. 416 НК РФ). Так, если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП – в другом регионе, то уведомление нужно подать в московскую инспекцию по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ «О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора»). Если же имеется несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории одного муниципалитета (города федерального значения), но в разных районных инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. При этом по каждому объекту заполняется отдельная страница с информацией об объекте. Подавать такое уведомление необходимо в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@).

Если плательщик владел торговым объектом еще до введения сбора (то есть до 1 июля 2015 года), подать уведомление следует не позднее 7 июля 2015 года включительно. В тех случаев, когда имущество будет приобретено после 1 июля 2015 года, срок постановки на учет установлен как пять рабочих дней со дня приобретения имущества (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@).

Для постановки на учет в качестве плательщика в обоих случаях необходимо подать специальное уведомление по рекомендуемой форме, утвержденное письмом Минфина России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036@ «О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору» (п. 1 ст. 416 НК РФ).

Если организация или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения сбором, то они могут сняться с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ). Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (п. 1 ст. 416 НК РФ). При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

Любое из уведомлений можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ» и направить по телекоммуникационным каналам связи. Или же – подать уведомление в инспекцию в бумажном виде.

ФОРМЫ И ОБРАЗЦЫ

Форма уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

Образец уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

Форма уведомления о снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-2)

Кроме того, налоговый орган необходимо будет уведомлять и всякий раз, когда меняются показатели объекта обложения сбором, влияющие на его размер, например, площадь торгового зала (п. 2 ст. 416 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направит заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (п. 3 ст. 416 НК РФ).

За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А вот ведение торговой деятельности без такой постановки будет «стоить» уже дороже – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если же плательщик сбора своевременно не предоставил в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В случае, когда плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговый орган может привлечь его к ответственности по п. 3. ст. 120 НК РФ или по ст. 122 НК РФ – выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения (Определение КС РФ от 18 января 2001 г. № 6-О). И в первом, и во втором случаях плательщику грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы – 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора. Обращаем внимание, что п. 3 ст. 120 НК РФ закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а ст. 122 НК РФ – нет.

Порядок расчета и уплаты сбора

Прежде всего стоит оговориться, что сбор является ежеквартальным, а значит, все показатели, применяемые для его расчета, исчисляются за квартал (ст. 414 НК РФ).

Торговый сбор уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала) (п. 2 ст. 417 НК РФ). Таким образом, крайний срок уплаты сбора за третий квартал 2015 года наступит 26 октября 2015 года (поскольку 25 октября 2015 года является выходным днем, то срок уплаты сбора переносится на следующий ближайший рабочий день).

За неуплату или неполную уплату сбора НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20%, а в случае если будет доказана умышленная неуплата (неполная уплата) – 40%, от суммы неуплаченного сбора помимо доплаты самой суммы сбора (ст. 122 НК РФ).

Чтобы рассчитать сумму подлежащего уплате сбора, нужно фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта, которую можно взять из регистрационных документов) умножить на ставку сбора (п. 1 ст. 417 НК РФ).

Под физической характеристикой объекта понимается (в зависимости от вида осуществляемой деятельности) либо площадь торгового зала, либо сам объект осуществления торговли.

В НК РФ установлены только предельные максимальные значения ставок сбора, а окончательные ставки обязаны устанавливать муниципальные образования самостоятельно (п. 1, п. 3-4 ст. 415 НК РФ).

Поскольку торговый сбор в 2015 году будет применяться только в столице, разберем московские ставки (ст. 2 Закона г. Москвы). Различаются они не только по видам торговой деятельности, но и по месту нахождения объекта торговли, что весьма справедливо. Ведь от того, стоит, например, газетный киоск на Тверской улице или на окраине Москвы, будет зависеть и выручка его владельца.

Всего выделено три группы районов (рис.):

  • группа 1 – районы, входящие в Центральный административный округ;
  • группа 2 – районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);
  • группа 3 – все остальные районы Москвы.

На 2015 год установлены следующие ставки (табл.).

Читайте так же:  Приказ об оплате больничного после увольнения

Таблица. Ставки торгового сбора в г. Москве в 2015 году

Торговый сбор в 2019 году: кому платить и как рассчитывать

С 1 июля 2015 года вступила в силу глава 33 НК РФ, посвященная новому обязательному платежу – торговому сбору.

Торговый сбор – это ежеквартальный платеж, который должны перечислять в бюджет ИП и организации, занимающиеся деятельностью, связанной с торговлей. Торговый сбор является местным налогом, поэтому платится он в бюджет того муниципального образования, в котором установлен.

Где введен торговый сбор в 2019 году

Торговый сбор может быть установлен только на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), но для этого им необходимо заблаговременно принять соответствующей местный закон.

По состоянию на 2019 год правовой акт (закон № 62 от 17 декабря 2014 года), устанавливающий торговый сбор, был утвержден только властями города Москвы и вступил в действие с 1 июля 2015 года. Поэтому, если вы торгуете в столице (независимо от того, в какой ИФНС состоите на учете — московской, подмосковной и т.д.) – Вы обязаны платить торговый сбор.

Вполне возможно, что при неплохих поступлениях в бюджет торговый сбор введут и в других муниципальных образованиях, но для этого местным властям потребуется принять соответствующий закон. По имеющейся информации, из-за сложной экономической ситуации в стране, торговый сбор в 2019 году, по-прежнему, будет введен только в Москве.

Кто должен платить торговый сбор

Необходимость в уплате торгового сбора напрямую зависит от 2-х факторов:

  1. Выбранной системы налогообложения.
  2. Вида предпринимательской деятельности.

Выбранная система налогообложения

Торговый сбор должны платить только ИП и организации, применяющие ОСНО или УСН.

Плательщикам ЕСХН и предпринимателям на патенте торговый сбор платить не нужно.

Что касается ЕНВД, то, согласно новым правилам, совмещать вмененку и торговый сбор нельзя. Поэтому, если вы применяете ЕНВД, и по вашему виду деятельности в регионе ввели торговый сбор, то с вмененки придется сняться и перейти на другую систему налогообложения.

Таблица 1. Уплата торгового сбора в зависимости от налогового режима

Виды деятельности, облагаемые торговым сбором

Торговый сбор необходимо платить ИП и организациям, осуществляющим розничную, мелкооптовую и оптовую торговлю через:

  • стационарные торговые объекты, имеющие торговый зал;
  • стационарные торговые объекты, не имеющие торговый зал (за исключением автозаправочных станций);
  • нестационарные торговые объекты;
  • складские помещения.

При этом торговый сбор перечисляется только в том случае, когда конкретный вид деятельности прямо указан в законе. К примеру, в Москве продажа со складов под торговый сбор не подпадает, связано это с тем, что данный вид бизнеса не предусмотрен в правовом акте г. Москвы.

Что касается деятельности розничных рынков, то она также приравнена к торговле. Однако сбором облагаются не сами торговые точки, а непосредственно вся площадь рынка целиком.

Поэтому, вполне можно ожидать, что владельцы рынков не захотят платить торговый сбор из своего собственного кармана и просто распределят эти расходы между торговцами, увеличив им арендную плату или стоимость права на торговлю.

Примечание: в главе 33 НК РФ отсутствуют определения для многих ключевых терминов (площадь торгового зала, что является объектами стационарной торговли и т.д.) поэтому в подобной ситуации представители ФНС рекомендуют ориентироваться на понятия, применяемые для ЕНВД и ПСН (см. ст. 346.27 и ст. 346.43 НК РФ).

Виды деятельности, не облагаемые торговым сбором

Местные власти имеют право устанавливать виды деятельности, в отношении которых торговый сбор платить не нужно:

Льготные виды деятельности

Согласно закону г. Москвы № 29 от 24 июня 2015 года, от уплаты торгового сбора освободили:

  • розничную торговлю через торговые (вендинговые) автоматы;
  • торговлю на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
  • торговлю в кинотеатрах, театрах, музеях при условии, что по итогам квартала доход от продажи билетов составит не менее 50%;
  • торговлю на территории агропродовольственного кластера (овощебазы);
  • торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков;
  • автономные бюджетные и казенные учреждения;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • нестационарные торговые объекты (киоски, палатки, открытые лотки), реализующие печатную продукцию;
  • религиозные организации в отношении торговли в культовых зданиях.

Помимо этого от уплаты торгового сбора освободили объекты бытового обслуживания (парикмахерские, салоны красоты, прачечные, химчистки, ремонт одежды, обуви, часов, ювелирных изделий, ремонт и изготовление металлической галантереи и ключей) при соблюдении следующих условий:

  1. Основным видом деятельности является оказание бытовых услуг, а не торговля.
  2. Площадь объекта не превышает 100 кв. метров, а, непосредственно, торговая площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% от общей площади.

Например, салону красоты площадью 50 кв. метров не нужно будет платить торговый сбор если под торговлю сопутствующими товарами (шампуни, кремы и т.д.) отведено не более 5 кв. метров.

По мнению представителей ФНС, интернет-магазины также не должны платить торговой сбор, но только при условии, что их деятельность не предполагает непосредственного контакта продавца с покупателем (реализация через курьеров или экспедиторов).

Более того, продажа товаров через интернет-магазин подпадает под описание торговли со склада, а она, как известно, в Москве торговым сбором не облагается.

Обратите внимание, несмотря на то, что вышеперечисленные виды деятельности являются льготными и освобождены от уплаты торгового сбора, подать уведомление (с указанием соответствующей категории льготы) о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора все равно необходимо.

Что облагается торговым сбором

В качестве базы для расчета торгового сбора берется не реально полученный доход, а сам факт использования торгового объекта. Причем под торговым объектом понимается не только недвижимое имущество (магазины, палатки, киоски и т.д.), но и движимое (объекты развозной и разносной торговли).

Поэтому необходимость в уплате торгового сбора не зависит от таких факторов как:

  • Право собственности на торговый объект. Платить сбор должны те лица, которые непосредственно используют объект для торговли в независимости от того собственник это или арендатор.
  • Величина полученных доходов. Размер торгового сбора напрямую зависит только от количества квадратных метров, а также типа и места расположения объекта торговли.
  • Место регистрации бизнесмена. Торговый сбор должны платить все, кто ведет торговлю на той территории, где он установлен, в независимости от места жительства предпринимателя (например, ИП зарегистрированный в Смоленске, но ведущий деятельность в Москве обязан платить торговый сбор).
  • Регулярность торговли. Торговый сбор рассчитывается и платится сразу за целый квартал. Поэтому в независимости от сезонности бизнеса и количества проработанных дней в квартале, торговый сбор все равно придется заплатить в полном размере.

Как рассчитывать торговый сбор в 2019 году (ставки в Москве с 1 июля 2015 года)

Торговый сбор, обязательный к уплате, бизнесмены должны рассчитывать самостоятельно, исходя из установленных в муниципальном образовании налоговых ставок.

Стоит заметить, что местные власти имеют право дифференцировать ставки (вплоть до 0), в зависимости от категории плательщика, торгового объекта, вида деятельности и его места осуществления.

Торговый сбор: виды деятельности и плательщики

Торговый сбор — это местный налог. На сегодняшний день торговый сбор действует только на территории города Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 (далее — Закон Москвы о торговом сборе)). В столице сбор введен с 1 июля 2015 года, то есть действует уже несколько месяцев. При этом не только предприниматели, но и квалифицированные специалисты в конкретной практической ситуации зачастую не могут достоверно определить, нужно ли уплачивать торговый сбор. Ни для кого не секрет, что закон (Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ), согласно которому Налоговый кодекс (далее — Кодекс) был дополнен главой 33 «Торговый сбор», принимался в спешке. Видимо, поэтому многие положения указанной главы прописаны нечетко, имеют неточности и неясности. Давайте попробуем разобраться с тем, как оценить необходимость уплаты торгового сбора в той или иной ситуации.

Объект обложения торговым сбором

Возникновение обязанности по уплате налога или сбора законодательство связывает с наличием объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Другими словами, прежде всего нужно понять, что облагается торговым сбором.

Ответ на этот вопрос содержится в статье 412 Кодекса: объектом обложения сбором признается использование объекта торговли для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор. Таким видом деятельности в данном случае является торговая деятельность (п. 1 ст. 413 НК РФ). Напомним, что в общем случае объектами торговли признаются здания, сооружения, помещения, иные объекты недвижимого имущества, а также стационарные или нестационарные торговые объекты или торговые точки, с использованием которых плательщиком осуществляется торговая деятельность (п. 4 ст. 413 НК РФ).

Обратите внимание, что речь идет именно об использовании объектов торговли, а не об обладании ими. То есть, если компания владеет имуществом, признаваемым объектом торговли, но фактически им не пользуется (например, законсервировала или сдает его в аренду), то обязанности по уплате торгового сбора не возникает. Но если хотя бы раз в течение квартала с помощью указанных объектов была осуществлена торговая деятельность, уплаты торгового сбора не избежать.

Среди хозяйствующих субъектов бытует мнение, что уплачивать торговый сбор должны только торговые сети, состоящие из двух и более предприятий торговли (например, «Дикси», «Магнит», «Ашан»). Возможно, такое заблуждение возникло из-за того, что изначально введение торгового сбора было обусловлено необходимостью увеличения налоговой нагрузки именно на крупных сетевых ретейлеров. Однако в дальнейшем концепция торгового сбора была законодателем пересмотрена. Положения Кодекса в том виде, в котором они действует сегодня, не дают оснований для вывода об отсутствии обязанности уплачивать торговый сбор хозяйствующими субъектами, которые ведут торговую деятельность на отдельных объектах торговли (письма Минфина России от 07.08.2015 № 03-11-06/45833, от 27.07.2015 № 03-11-09/43256 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13686@ направлено для использования в работе нижестоящим налоговым органам)).

Федеральный закон о торговле (Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее — Закон о торговле)) определяет торговую деятельность как любую предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров. Однако в главе 33 Кодекса данное понятие используется в более узком смысле. Как показывает анализ статьи 413 Кодекса, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности относятся:

  • торговля через объекты стационарной и нестационарной сети;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
  • деятельность по организации розничных рынков.

Иные виды предпринимательской деятельности, связанные с куплей-продажей товаров, не влекут возникновения объекта обложения торговым сбором.

Когда необходима уплата торгового сбора

Только ведение трех вышеперечисленных видов деятельности приводит к обязанности уплачивать торговый сбор.

Деятельность по организации розничных рынков. Данный вид несколько обособлен от остальных видов торговой деятельности. Под деятельностью по организации розничных рынков понимается деятельность управляющих рынком компаний (п. 1 ст. 11 НК РФ; письма Минфина России от 07.08.2015 № 03-11-06/45833, от 27.07.2015 № 03-11-09/43256), определяемая в соответствии с положениями Федерального закона о розничных рынках (Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (далее — Закон № 271-ФЗ)).

Объектом торговли для такого вида деятельности является объект недвижимого имущества, с использованием которого указанную деятельность осуществляет управляющая рынком компания (подп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ), она здесь и выступает плательщиком торгового сбора.

Отметим, что розничным рынком следует считать «имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные» (подп. 2 ст. 3 Закона № 271-ФЗ). Для того чтобы юридическое лицо, которому принадлежит рынок, было признано управляющей рынком компанией, оно должно состоять на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и иметь разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 7 ст. 3 Закона № 271-ФЗ). После получения такого разрешения юридическое лицо признается управляющей рынком компанией (ч. 4 ст. 8 Закона № 271-ФЗ).

Читайте так же:  Экспертиза давности документов нижний новгород

Торговля через объекты стационарной и нестационарной сети. Для того, чтобы понять, какая деятельность сюда относится, необходимо выяснить, что такое «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети».

Сразу скажем, глава 33 Кодекса указанные понятия не расшифровывает. В авторских материалах нередко встречаются рекомендации использовать для толкования рассматриваемых терминов определения, приведенные в главе 26.3 («ЕНВД») или главе 26.5 («ПСН») Кодекса. По мнению автора, такой подход в корне неверен и прямо противоречит закону. Поясним.

Во-первых, в поименованных главах прямо указано, что приведенные в них понятия применяются «для целей настоящей главы», «в целях подпунктов 45-47 пункта 2 настоящей статьи» (абз. первый ст. 346.27, абз. первый п. 3 ст. 346.43 НК РФ), то есть использование этих понятий в иных целях, в том числе при анализе положений главы 33 Кодекса, является прямым нарушением. Исключение составляет наличие конкретной отсылочной нормы на эти определения. Так, например, прямо предусмотрено, что используемое для целей главы 33 Кодекса понятие «площадь торгового зала» определяется в том же значении, в котором оно расшифровано в главе 26.5 этого же документа (п. 5 ст. 415 НК РФ).

Во-вторых, в силу прямого требования Кодекса (п. 1 ст. 11 НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Исключение — случаи, когда иной порядок определения термина прямо предусмотрен Кодексом. Здесь напомним, что понятия, применяемые для всего Кодекса в целом, содержатся в первой его части (п. 2 ст. 11, ст. 38-41 НК РФ). Поэтому, если налогоплательщик не обнаружил в главе 33 и (или) первой части Кодекса определения того или иного понятия или отсылочной нормы на него, то для трактовки этого понятия следует воспользоваться иными отраслевыми законодательными актами, а не искать аналогии в главах Кодекса, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.

Правительство Москвы разработало постановление (пост. Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП (далее — Порядок № 401-ПП)), которым утвердило порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором. В этом документе в том числе содержатся определения интересующих нас терминов. Вместе с тем хотим предупредить, что возможность использования этих терминов в целях применения главы 33 Кодекса не безусловна. Дело в том, что в соответствии с положениями Кодекса Правительство Москвы как представительный (законодательный) орган города федерального значения при установлении сбора на своей территории наделено правом только (пп. 2, 3 ст. 410 НК РФ):

  • определять ставку сбора в пределах, установленных главой 33 Кодекса;
  • устанавливать льготы, основания и порядок их применения.

Право устанавливать термины, используемые для целей главы 33, Кодекс Правительству Москвы не предоставляет.

Отметим также, что в целях определения понятий «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети» могут быть использованы такие отраслевые нормативно-правовые акты, как:

  • Закон о торговле;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу» (утв. приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 770-ст).

Кстати, именно к Закону о торговле предлагает обращаться Минфин России при толковании в целях торгового сбора таких понятий, как «оптовая и розничная торговля», «торговая сеть» и «объекты нестационарной/стационарной торговой сети» (письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Вместе с тем сравнительный анализ приведенных документов позволяет сделать вывод, что при разработке Порядка № 401-ПП Правительство Москвы, давая расшифровку понятий «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети», руководствовалось именно указанными отраслевыми актами. Поэтому, по сути, мы не видим проблем, связанных с применением определений данных терминов, предложенных в Порядке № 401-ПП.

Так как эти определения достаточно громоздки и трудно воспринимаемы, в данном материале мы охарактеризуем их кратко (выявим основную суть).

Объекты нестационарной торговой сети. К ним относятся (п. 1.7 Порядка № 401-ПП):

  • нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП;
  • объекты развозной розничной торговли;
  • объекты разносной розничной торговли.

Объекты стационарной торговой сети. Ключевым моментом отнесения того или иного объекта торговли к объектам стационарной сети является оснащение данного объекта оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6 Порядка № 401-ПП).

Торговля в виде отпуска товаров со склада. Данный вид деятельности хотя и признается видом торговой деятельности в целях применения главы 33 Кодекса, но москвичам при его осуществлении платить сбор не нужно. Такую поблажку столичным предпринимателям предоставляет Закон Москвы о торговом сборе, который не устанавливает ставок сбора для рассматриваемого вида деятельности, а раз нет ставок, нет и обязанности платить (письма Департамента финансов города Москвы от 20.04.2015 № 90-01-01-07-53/15, от 17.03.2015 № 90-01-01-07-38/15).

А вот с трактовкой понятия «склад» все обстоит гораздо сложнее. В действующих на сегодняшний день отраслевых актах этот термин не расшифровывается. Порядок № 401-ПП предлагает такое определение для данного термина: склад — здание (строение, сооружение) или его часть, предназначенная для хранения товара, не предусматривающая к ним доступ покупателей и не имеющая оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения денежных расчетов с покупателями (п. 1.9 Порядка № 401-ПП).

Специалисты Минфина России также полагают, что складом следует считать здание (строение, сооружение) или его часть, используемую для хранения товарно-материальных ценностей. Однако, по мнению финансистов, для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно статье 2 Закона о торговле включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Какое определение является наиболее верным, покажет время. В настоящий же момент при принятии решения рекомендуем налогоплательщикам учитывать тот факт, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором осуществляют именно органы местного самоуправления (ст. 418 НК РФ). При этом специалисты Минфина России советуют: для получения информации по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором следует обращаться в указанный орган исполнительной власти города Москвы (письмо Минфина России от 29.04.2015 № 03-11-06/24876).

Итак, мы более или менее определились с основными понятиями, смысловое значение которых необходимо налогоплательщику при принятии решения о необходимости уплачивать торговый сбор.

Нужна ли уплата торгового сбора в случае.

От теории перейдем к практике и поговорим об обязанности уплачивать сбор в конкретных ситуациях.

. торговли в арендованном помещении. Наличие или отсутствие у налогоплательщика права собственности на объект, через который осуществляется торговля, роли не играет, так как объектом обложения сбором признается именно использование имущества для осуществления торговли. То есть сбор должен уплачивать тот, кто непосредственно торгует, а не собственник помещения (строения, сооружения и т.д.), в котором ведется торговля. Поэтому плательщиками сбора могут быть в том числе и арендаторы (письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15 (далее — письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15)).

. торговли товарами собственного производства. Глава 33 Кодекса торговлей называет вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ). Товаром для целей налогового законодательства (в том числе и главы 33 Кодекса) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Понятие «купля-продажа» в Кодексе не раскрывается. В соответствии с нормами гражданского законодательства (п. 1 ст. 454 ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Отметим, что договор поставки, договор розничной купли-продажи являются разновидностями договора купли-продажи, поскольку объединены главой 30 Гражданского кодекса.

Поэтому реализация любого имущества, предназначенного для перепродажи (в том числе продукции собственного производства) любым способом (в том числе, например, дистанционно) как юридическим, так и физическим лицам, признается для главы 33 Кодекса торговой деятельностью. Таким образом, к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, может быть отнесена торговля как продукцией собственного производства, так и товарами, приобретенными у третьих лиц. Однако если торговля товарами собственного производства осуществляется не через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, обязанности уплачивать торговый сбор не возникает (письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/43208 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13688@ доведено до сведения нижестоящих налоговых органов), от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Пример

На территории хлебозавода расположена торговая палатка, через которую осуществляется продажа свежего хлеба. В этом случае завод признается плательщиком торгового сбора.

Если всю производимую продукцию хлебозавод со склада отгружает оптовым поставщикам, то объекта обложения торговым сбором не возникает.

. торговли из помещения офиса. Объектом обложения торговым сбором признается в том числе торговая деятельность, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети. Как было сказано выше, отличительной чертой объекта стационарной торговой сети является наличие оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

Таким образом, объектом стационарной торговой сети может быть признана любая торговая точка, расположенная в любом строении (сооружении, здании, доме) или его (их) части, оснащенная оборудованием, предназначенным для:

  • выкладки, демонстрации товаров (например, прилавки, предназначенные для выкладки и демонстрации товара, и т.п. оборудование);
  • обслуживания покупателей (например, примерочные кабины);
  • проведения денежных расчетов (например, ККТ).

Следовательно, если в офисе организации имеется указанное оборудование, то такая организация будет являться плательщиком торгового сбора. В случае, когда никакого специального оборудования, предназначенного для указанных целей, в офисе нет, понятию торгового объекта помещение данного офиса соответствовать не будет, следовательно, и объекта обложения торговым сбором не возникнет (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Пример

Покупатель заказывает нужный ему товар по телефону, а затем забирает его из офиса. Никакого специального оборудования в офисе нет. В такой ситуации организация-продавец плательщиком торгового сбора не является.

. торговли через интернет. В такой ситуации все будет зависеть от способа доставки товара покупателю. Так, если товар доставляется клиенту интернет-магазина курьером или по почте, объекта обложения торговым сбором не возникает. В этом случае можно говорить об осуществлении продавцом деятельности по реализации товара со склада (см. вышеприведенное определение понятия «склад)». Деятельность же, связанная с доставкой товара, к торговой деятельности не относится. Такая деятельность в целях налогообложения признается оказанием услуг (п. 5 ст. 38 НК РФ; письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15).

Если же покупатель забирает товар самостоятельно, то помещение, в котором осуществляется выдача данного товара, под понятие «склад» не подпадает (покупатель имеет доступ в это помещение). В таком случае ключевую роль будет играть наличие или отсутствие в данном помещении оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

Читайте так же:  Договор разовый на покупку товара

. продажи лотерейных билетов. Лотерейным билетом признается документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и ее участником (Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-Ф3).

Таким образом, при покупке лотерейного билета покупатель приобретает право на участие в лотерее, а не имущество, предназначенное для перепродажи (не товар) (см. дополнительно п. 2 ст. 38 НК РФ, где дана расшифровка понятия «имущество»). Поэтому при реализации лотерейных билетов торговый сбор уплачивать не нужно.

Аналогичная логика применяется и в отношении деятельности по реализации билетов на различные мероприятия или на проезд в том или ином виде транспорта. В таких ситуациях покупатель фактически приобретает право на проезд (на посещение мероприятия), поэтому объекта обложения торговым сбором не возникает (письма Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15, Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

. реализации сопутствующих товаров в рамках оказания бытовых услуг. По мнению специалистов Минфина России (письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42966), у организаций и ИП, оказывающих бытовые услуги населению (ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.) и осуществляющих реализацию сопутствующих товаров, отсутствует обязанность по уплате торгового сбора в отношении реализации этих товаров. Такой вывод был сделан на основании положений ГОСТ Р 53108-2008 «Услуги бытовые. Классификация организаций» (утв. приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 517-ст), которым реализация сопутствующих товаров в сфере бытовых услуг включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций. Важно, что указанное письмо было направлено ФНС России для использования в работе налоговыми инспекциями (письмо ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13687@).

Между тем приведенная точка зрения, по мнению автора, не бесспорна. Глава 33 Кодекса не ставит возникновение объекта обложения торговым сбором в зависимость от факта признания торговой деятельности налогоплательщика в качестве основного или сопутствующего вида его деятельности. Из определений, рассмотренных нами выше, можно сделать вывод, что в целях главы 33 Кодекса торговой деятельностью признается любая деятельность по купле-продаже имущества, предназначенного для перепродажи.

Кроме того, Закон Москвы о торговом сборе предусматривает при соблюдении определенных условий возможность освобождения от его уплаты. Данная льгота касается организаций, основной вид деятельности которых относится к предоставлению услуг парикмахерских и салонов красоты, стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, а также услуг по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей (ст. 3 Закона Москвы о торговом сборе). Само наличие такой льготы в Законе Москвы о торговом сборе свидетельствует, что законодатель не выводит из-под объекта обложения сбором торговлю сопутствующими товарами в рамках оказания бытовых услуг.

В то же время следует отметить, что под объект обложения торговым сбором не будет подпадать использование расходных материалов в рамках оказания бытовых услуг (письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15).

Пример

Ателье в процессе пошива одежды использует пуговицы, ткань, нитки и т.п. В этом случае речь идет об использовании расходных материалов, объекта обложения торговым сбором, соответственно, не возникает. Если же указанные материалы будут продаваться клиентам (например, в холле ателье установлена витрина с различными образцами пуговиц, которые покупатель может приобрести одновременно с услугой по пошиву одежды, так и без нее), то деятельность по такой продаже облагается торговым сбором. Не уплачивать сбор в этом случае можно только при соблюдении условий, дающих ателье право на льготу.

. продажи покупных товаров в рамках оказания услуг общественного питания. Контролирующие органы по данному вопросу занимают позицию, аналогичную высказанной ими в отношении продажи сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг. По разъяснениям Минфина России (письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42962 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13689@ направлено для использования в работе нижестоящими налоговыми органами), от 15.07.2015 № 03-11-10/40730), услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 Кодекса.

Отметим следующее. Несмотря на тот факт, что, как и в случае с бытовыми услугами, прямое прочтение норм Кодекса позволяет усомниться в справедливости подобных выводов, по данному вопросу мы солидарны с Минфином России. На взгляд автора, в ситуации, когда предприятие общественного питания в рамках своей деятельности реализует клиентам покупные товары (например, посетители кафе могут приобрести на барной стойке пачку жвачки), речи о торговой деятельности не идет. Здесь реализация покупного товара является составной частью услуг общественного питания. В пользу такой позиции, помимо официальных разъяснений, говорят также определения, приведенные в таких отраслевых актах, как ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» (п. 41 ГОСТ 31985-2013, утв. приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст) и ГОСТ 319842012 «Услуги общественного питания. Общие требования» (п. 3.1 ГОСТ 31984-2012, утв. приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 192-ст), которые к услугам общественного питания относят в том числе деятельность по реализации предприятием общественного питания покупных товаров.

Льготы по торговому сбору. Для кого они предусмотрены?

На федеральном уровне от уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН) и налогоплательщики, применяющие ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Для москвичей Законом Москвы о торговом сборе предусмотрены местные льготы.

Например, освобождены от уплаты торгового сбора налогоплательщики, если их видом торговой деятельности является:

  • розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;
  • торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
  • разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений;
  • торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам периода обложения доля их доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах, а также от продажи билетов в музеи в общем объеме доходов составила не менее 50 процентов;
  • торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы, и др.

Также освобождаются от уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи; автономные, бюджетные и казенные учреждения; религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

Помимо этого, как мы уже сказали, не уплачивать торговый сбор могут организации и ИП, занимающиеся оказанием некоторых видов бытовых услуг (услуги парикмахерских, ателье и др.) при соблюдении определенных условий, а именно:

  • если торговля ведется ими через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, либо объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров;
  • площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, через который осуществляется указанная выше деятельность.

Роман Самилло, заместитель руководителя аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа»

На сумму торгового сбора можно уменьшить лишь часть налога, уплачиваемую в бюджет субъекта РФ (пока только в городе Москве). Для того чтобы уменьшить сумму налога на прибыль, необходимо выполнить следующие два условия:

  1. представить в налоговую службу уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора;
  2. уплатить торговый сбор в бюджет.

Причем уменьшить налог на прибыль можно на торговый сбор, уплаченный с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). То есть при расчете авансового платежа по налогу на прибыль за 9 месяцев можно уменьшить сумму авансового платежа на торговый сбор, уплаченный за III квартал в октябре 2015 года.

Действующая декларация по налогу на прибыль не предусматривает возможности уменьшения налога на уплаченный торговый сбор, поэтому ФНС России выпустила письмо (письмо ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14174@), в котором предложила свой вариант отражения сбора в действующей декларации.

Роман Самилло, заместитель руководителя аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа»

Налоговая служба предложила отражать уплаченный торговый сбор в Листе 02 по строкам 240 и 260 вместе с суммой налога, выплаченной за пределами России и засчитываемой в уплату налога в порядке, установленном статьей 311 Налогового кодекса.

Сумма торгового сбора и сумма налога, выплаченная за пределами России, отраженные по строкам 240 и 260 декларации, в совокупности не могут превышать общую сумму налога (авансового платежа) по строке 200 Листа 02 декларации.

При расчете показателей ранее начисленных авансовых платежей по строкам 210 и 230 Листа 02 их сумма уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансовых платежей предыдущего периода.

В приложениях к указанному письму ФНС России привела подробные примеры заполнения декларации для организаций, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи, и для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи. Вариант с уплатой ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли в письме не представлен.

Роман Самилло, заместитель руководителя аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа»

Пример для организаций, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи, как наиболее часто используемым способом.

Торговый сбор за III квартал уплачен в октябре в сумме 2000 руб. Общая сумма начисленного за 9 месяцев налога — 2000 руб., в т.ч. 1800 руб. в бюджет г. Москвы. Сумма начисленных ранее авансовых платежей — 2400 руб., в т.ч. 2160 руб. в бюджет г. Москвы.

Организация не заявляла о зачете налогов, выплаченных в соответствии с законодательством иностранных государств.

Дополним пример налоговой службы условием, что сама организация зарегистрирована в Московской области, а в Москве имеет обособленное подразделение, уплачивающее торговый сбор. Налоговые показатели деятельности подразделений в Москве и Московской области в 2015 г. равны и составляют 50% от общей налогооблагаемой базы организации. В таком случае Лист 02 декларации по налогу на прибыль и приложения № 5 к Листу 02 за 9 месяцев 2015 г. должны быть заполнены следующим образом.