Новые требования к обучению в автошколе

26.06.2018 Выкл. Автор admin

Новый закон об автошколах

Обучение вождению аналогично образовательной деятельности других российских учебных заведений. Потенциальных автомобилистов ждут в автомобильных школах, а удостоверение водителя может быть получено после прохождения экзаменов по теории и практике на площадках ГИБДД. Качество работы автошкол контролирует государство путем выдачи лицензий. Примерные программы для автошкол утверждает Министерство образования и науки. Существенные изменения в работе автомобильных школ произошли в 2014 г., когда учебные заведения обязали проходить лицензионную проверку.

Приказы об автошколах в России

Работу автошкол регламентируют несколько законодательных актов, которые касаются обязательного лицензирования, утверждения программ. В 2013 г. Правительство России утвердило постановление «О лицензировании образовательной деятельности» № 966. Согласно этому документу, все школы, в которых обучают вождению, с 2014 г. должны иметь лицензию. Кроме этого, программы по обучению (переподготовке) водителей должны согласовываться с Государственной автоинспекцией, которая контролирует и соответствие материальных, технических баз установленным нормам. Отсутствие лицензии приведет к тому, что выпускников не допустят к экзаменам.

Учебные программы регламентируют образовательный процесс согласно Приказу Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» № 292 г. от 18.04.2013 г. Приложение к данному документу дает право автошколам устанавливать:

  • Форму обучения;
  • Длительность и содержание курса на основе программы, которая соответствует принятым стандартам;
  • Расписание занятий, время начала и завершения курса.

На базе примерных программ педагоги разрабатывают и представляют для согласования свои программы, по которым будут обучаться студенты в конкретной автошколе. При составлении нужно учитывать пропускную способность классов. Что касается материально-технических условий, то база учреждения должна включать (по минимальным требованиям):

  • Площадку от 0,24 Га для отработки навыков вождения;
  • Автомашины для учеников (обязательно с видеорегистраторами) в достаточном количестве;
  • Тренажер (симулятор) для тренировки вождения;
  • Интерактивную доску и компьютер;
  • Картосхему населенного пункта;
  • Доску для маркеров и магнитов.

Что касается программ, по которым автомобильные школы обязаны готовить студентов, то ранее они регламентировались Приказом Минобрнауки РФ № 636, принятым в 2012 г. Однако с августа 2014 г. действуют новые нормы, предписанные Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» № 1408. Этот акт устанавливает примерное содержание программ для обучения (переподготовки) водителей всех категорий (подкатегорий). Здесь прописаны требования к учебным и материальным базам, которые обязана соблюдать автомобильная школа.

Какой нормативный акт регламентирует допуск к экзамену в ГИБДД?

Постановлением Правительства РФ «О допуске к управлению ТС» № 1097 (действует с 2014 г.) установлены «Правила проведения экзаменов на право управления ТС…». Акт ссылается на статью 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая указывает, что допуск к экзаменам могут получить только студенты:

  • Достигшие определенного возраста (для каждой категории ТС регламентирован свой возрастной порог);
  • Не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья (подтверждается соответствующим документом);
  • Завершившие профессиональное обучение, которое соответствует установленным нормам.

Именно последний пункт дает право сотрудникам ГИБДД не допускать к экзамену студентов из автомобильных школ, не прошедших процедуру лицензирования. Тот факт, что требования об обязательном получении лицензии действуют уже около 3-х лет, не исключает функционирования нелицензированных автомобильных школ. Это учебные заведения, которые не прошли проверку на соответствие программ обучения установленным нормам. Материальная база подобных заведений далека от нормы, что не позволяет студентам получить необходимые практические навыки вождения в полном объеме.

Более того, работа автошкол без лицензии влечет за собой как административное, так и уголовное наказание. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 предусматривает, что нанесение ущерба правам и законным интересам граждан является грубым нарушением лицензионного законодательства. Федеральный Кодекс об административных правонарушениях (ст. 14) предусматривает наложение штрафа от 40 тыс. руб. за отсутствие лицензии у юридического лица. За грубые нарушения деятельности, для которой требуется лицензия, учреждение могут закрыть на 3 мес. или оштрафовать на 200 тыс. руб. Уголовный Кодекс (ст. 171) предусматривает наказание за работу без лицензии, при условии получения крупной прибыли. Это может быть штраф от 300 тыс. руб., исправительные работы, арест на полгода и даже заключение.

Деятельность автомобильных школ регламентирована теми же законами, что и работа других образовательных учреждений. Существуют правила и требования к программам, материально-техническим базам автошкол, а также к процессу получения лицензии. Нарушение этих требований грозит ответственностью для собственников школ, при этом студенты-выпускники лишаются допуска к сдаче экзаменов.

Новые требования к автошколам и программам обучения водителей

С 11 августа вступил в силу новый закон для тех, кто планирует получить права на вождение автомобилем. Документ содержит примерные программы для обучения водителей, которые были утверждены министром образования.

Обращаем ваше внимание на то, что документ этот действительно очень важный. Например, без его принятия до сих пор не «работал» закон о безопасности дорожного движения, принятый еще в ноябре прошлого года. Согласно закону, в России появились новые категории и подкатегории транспортных средств. Например, категория «М», дающая право на управление скутерами и мопедами. Раньше такую технику разрешалось использовать без прав.

Отныне право на управление мопедом дает любая открытая категория. А вот получить саму категорию «М» можно будет только с 16 лет. Ранее за руль мопеда можно было садиться только после 14.

Итак, 12 августа 2014 года, в день официального опубликования, вступил в силу приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Утверждены учебные программы для водителей

  • 16 примерных программ подготовки водителей конкретных категорий и подкатегорий: «A», «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE», «Tm», «Tb», «M», «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E»;
  • 10 примерных программ переподготовки водителей с одной категории на другую;
  • две примерные программы повышения квалификации водителей категорий «М», «А», подкатегорий «А1», «В1» с автоматической трансмиссией, категорий «В», «С», «D», подкатегорий «В1», «С1», «D1» с автоматической трансмиссией.
  • базовый (основы законодательства, психофизиологические основы деятельности водителя, основы управления транспортными средствами, правила оказания первой помощи);
  • специальный (устройство и техобслуживание транспортных средств, основы управления транспортными средствами определенных категорий, навыки вождения транспортных средств определенных категорий с механической либо автоматической трансмиссией);
  • профессиональный (для водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки в служебных целях).

Какие требования предъявляются к автошколам и что нового в учебных программах водителей?

В первую очередь, требования к автошколам стали более ужесточенными. По новым лицензионным требованиям, автошколы должны в пакете документов на лицензию, предоставлять заключение ГИБДД, о том, что их программы и материально-техническая база соответствует требованиям. Если учебная площадка, автомобили и классы не соответствуют регламенту, такую школу могут закрыть. Более того, для обучения по новой программе каждая автошкола должна пройти заключение Госавтоинспекции. Минимальный размер площадки установлен на уровне 0,24 га.

Введены проверки автошкол. При этом инспекторы ГИБДД не просто будут смотреть на автомобили, помещения и площадки, но и фотографировать их. Все эти материалы будут храниться и в электронном и в бумажном виде.

Выдавать заключения без новых программ было невозможно. Ведь именно в новых программах прописаны требования к тому, что проверять.

Читайте так же:  Депутат государственной думы имеет право на

Во-первых, на основании этих примерных программ, автошколы должны разработать свои собственные рабочие программы подготовки водителей. ГИБДД будет проверять эти программы на соответствие примерным программам.

Во-вторых, впервые в примерных программах включены требования к классам, автомобилям и площадкам для первоначальной подготовки водителей. В соответствии с указанием ГУ ОБДД проверять программы будут либо Центр специального назначения ОБДД на межрегиональном уровне, либо подразделения ГИБДД на региональном уровне.

Все программы будут построены по модульной системе. Базовый модуль изучают все ученики автошколы – он состоит из 84 часов. Сюда входит законодательство, правила оказания первой помощи, психологические моменты. Если человек уже имеет права и хотел бы просто получить новую категорию, изучать базовый модуль еще раз не нужно.

Увеличилась и длительность самого обучения. Так, если ранее на обучение по категории «В» выделялось 156 часов (106 часов теории и 50 практики), то сегодня уже 190 часов (130 теории и 56 практики плюс 4 часа экзамен).

Что касается прав на управление мопедом, для их получения потребуется 122 часа учебного времени. 100 часов уйдет на теорию, 18 часов практики и еще 4 часа экзамен.

Причиной появления столь жестких требований стало огромное количество автошкол с приставкой «псевдо». Ранее многие из них просто продавали корочки об окончании курсов вождения, тогда как о подготовке водителей речь даже не шла.

Одно только требование о площади автошколы должно сократить количество таких автошкол до минимума. Согласитесь, в нормальную площадку необходимо вкладывать средства, чего не смогут позволить себе автошколы-однодневки.

В завершение несколько слов об экзаменах. Для школ с автоматизированным автодромом внутренний теоретический экзамен и площадку ГИБДД вправе засчитывать как основной экзамен. Для автошкол без автоматизированного автодрома предусмотрен иной порядок поощрений. Сотрудник ГИБДД будет приезжать к ним лично, чтобы принять экзамен. Если же процент сдачи экзамена у такой автошколы будет низким (на уровне 80%), приезжать в нее инспекторы перестанут. Курсантам придется сдавать основной экзамен в ГАИ на общих основаниях.

ГИБДД разработала новый порядок проверок

МВД разработало проект приказа, который обяжет автошколы согласовывать их учебные программы и материально-техническую базу с Госавтоинспекцией. ГИБДД, в частности, сможет приостанавливать работу учреждений по подготовке водителей, если превышена численность обучающихся либо у автошколы кончился срок аренды на учебную площадку. Участники рынка приветствовали появление документа, ГИБДД скорректировала спорные моменты первоначальной версии, говорят они.

Напомним, по действующим правилам автошколам для работы необходимы лицензия (выдается подразделениями Рособрнадзора) и заключение ГИБДД. Органы Госавтоинспекции, в частности, проверяют учебные программы образовательных организаций и их материальную базу (оборудование в классах, площадки для вождения и т. д.). Правила выдачи заключений ранее были регламентированы в письме-рекомендации ГИБДД России, но с апреля прошлого года оно не применяется. Это создало правовой вакуум и неразбериху: Госавтоинспекция обязана выдавать заключения автошколам согласно указу президента РФ №711, а как это делать — неясно.

Поэтому ГИБДД был разработан новый порядок выдачи заключения, который будет регламентирован двумя приказами МВД (в одном опишут порядок проверки материальной базы школ, в другом — учебных программ). Проекты документов вчера были размещены на regulation.gov.ru.

Минтранс намерен разделить автомобилистов на любителей и профессионалов

Они определяют перечень документов и базовую информацию, которую автошкола должна предоставить в ГИБДД: действующая лицензия, данные о количестве обучающихся в течение года (рассчитывается по специальной формуле), список педагогов, учебный план и т. д. Отдельный пакет документов понадобится для учебной площадки: подтверждение права пользования (договор аренды и т. д.), результаты замеров коэффициента освещения, уклонов, а также сцепления колес машин с поверхностью площадки.

В течение месяца после приема документов сотрудники ГИБДД должны провести выездную проверку. Повторная проверка проводится, если ранее выданное заключение закончилось — оно будет действовать в течение пяти лет. Также впервые оговорены условия прекращения действия заключения (в этом случае автошкола должна приостановить работу), среди которых превышение ранее оговоренного числа обучаемых в год, истечение сроков аренды на площадку, ликвидация организации. Решение о приостановлении заключения в течение дня направляется как в автошколу, так и в подразделение Рособрнадзора.

Почему реформа образования водителей снова буксует

Документ получился более проработанным по сравнению с первоначальной версией, опубликованной в ноябре 2017 года (“Ъ” сообщал о ней ранее), говорят опрошенные “Ъ” эксперты. Так, к примеру, изначально срок заключения предлагалось ограничить тремя годами, теперь он увеличен до пяти лет, отмечает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин обратил внимание на норму, согласно которой автошколы обязаны предоставить в ГИБДД результаты обследования площадки. «Сейчас замеры осуществляют представители Госавтоинспекции,— пояснил он “Ъ”.— Теперь это будут специализированные организации — как правило, дорожники, имеющие сертифицированное оборудование и приборы для замера уклонов и освещенности. За это нужно будет заплатить, но это удобнее, чем ждать специалистов из ГИБДД». Господин Лыткин при этом отметил, что проект нужно доработать. Дело в том, что отдельным автошколам выданы бессрочные заключения, а значит, новые требования на них не распространяются. Нужно уравнять в правах все образовательные учреждения, говорит Александр Лыткин.

Не учат в школе

Большая часть учеников московских автошкол, желающих управлять легковой машиной, не могут сдать экзамен в ГИБДД с первого раза. В Госавтоинспекции констатируют: уровень подготовки низкий, кандидатов в водители не учат, а натаскивают на экзамены, а сами автошколы преследуют в основном коммерческие цели. Сами автошколы с подобной оценкой не согласны.

Обучение в автошколе и сдача экзамена

За последние несколько лет процедура проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений серьезно изменилась. Успешно пройти испытания стало сложнее, требования к автошколам ужесточились, категорий ТС стало больше. Таким образом, получить доступ к управлению авто стало сложнее, но, безусловно, данные нововведения направлены на повышение качества обучения и, как следствие, безопасности на дорогах.

Возраст кандидатов в водители

Во-первых, для того, чтобы получить водительское удостоверение, нужно достичь определенного возраста. Для каждой категории есть свои возрастные ограничения, о чем говорится в ст. 26 Закона «О безопасности дорожного движения».

Управление любым ТС без соответствующих прав запрещено, за исключением гужевого транспорта и велосипеда при достижении водителем 14 лет. Даже на самый маломощный мопед (11 кВт) нужно получать удостоверение, но выдается оно только тем, кто достиг 16-летнего возраста. Для категорий «B» и «C» действует ограничение в 18 лет. А перевозить пассажиров (категории «D», «Tm», «Tb» и подкатегория «D1») можно только с 21 года. Также есть определённые требования к здоровью кандидата в водители. Они проверяются медкомиссией, которую необходимо пройтиперед сдачей экзаменов в ГИБДД.

Отмена экстерната

С 2013 года получить права без обучения не получится – любой, даже самый опытный водитель, должен записаться в автошколу, и только со справкой из учебного заведения его допустят к сдаче экзаменов. Это правило касается абсолютно всех категорий. То есть, если вы с 15 лет водите мотоцикл, то для легализации этого навыка всё равно потребуется обучение, даже если у вас есть права категории «B». Причём нужно выбирать программу для освоения именно того транспортного средства, которым предстоит управлять.

Требования к автошколе

К выбору автошколы нужно подходить очень обдуманно. Каждая из них должна иметь разрешения на оказание соответствующих услуг: первое – о соответствии учебных программ конкретной школы требованиям Министерства образования, второе – о наличии необходимой материальной базы. Оба документа должны быть закреплены печатями контролирующего подразделения ГИБДД и подписью его руководителя. На сайте инспекции есть список автошкол, которые их получили. По законодательству выпускники только таких учебных заведений должны допускаться к экзаменам. К сожалению, в действительности происходит иначе.

Читайте так же:  Договор покупки квартиры с мебелью

Многие недобросовестные автошколы продолжают своё существование, а проблемы возникают уже у их учеников при попытке сдать экзамен. Обычно из группы выбирают несколько «жертв», по которым проводится проверка. Чаще всего это уверенные в себе водители, отказавшиеся от дополнительных услуг инструкторов. Результаты проверки могут быть самыми печальными – обучение и справка о его прохождении признаются недействительными, и абитуриенту отказывают в допуске к экзамену.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, рекомендуем проверить наличие лицензии у выбранной вами автошколы, уточнить продолжительность занятий. Внимательно изучите предложенный договор на обучение. Обговорите окончательную стоимость курсов, ведь зачастую появляются различные доплаты – за учебные пособия, за бензин, за экзамены и т.п. Обратите внимание на саму школу – на классы, наглядные пособия, тренажёры. Задайте вопросы насчет автоинструкторов: на каких автомобилях будут проходить ваши занятия, возможно ли будет сменить преподавателя в том или ином случае. Также нужно помнить о том, что, согласно российскому законодательству, автошколы должны иметь собственные сайты в Интернете.

Выбирая, где обучаться водительскому мастерству, стоит быть внимательнее и подробно узнать информацию о той организации, которая на первый взгляд кажется для вас оптимальным вариантом. Всегда есть вероятность того, что школа недобросовестно выполняет программы или обманывает с техобеспечением. В конечном итоге такая автошкола рискует остаться без одобрения ГИБДД. Наотрез отказывайтесь от предложений вроде: «4 занятия за 10 000 рублей». Справка от такой школы вряд ли будет действительна, если она вообще будет выдана, а нормальное обучение будет стоить дополнительных денег.

И ещё один совет: лучше идти учиться в ту автошколу, которая использует экзаменаторов из ГИБДД для первого практического теста. Причём это может быть как автошкола с классической площадкой с расставленными вешками, так и с автоматизированным автодромом, так как право принимать экзамены даётся тому учебному заведению, выпускники которого имеют хорошие показатели. К тому же, выбор автошколы не ограничен местом регистрации – учиться и сдавать на права можно в любом районе, городе и даже регионе.

Процесс обучения

Нужно понимать, что процесс обучения потребует определённого времени. По программе Минобразования срок обучения в автошколе в 2017 году на категорию «В» занимает 190 часов, из которых 130 уйдет на изучение теории, 56 – на практику и 4 часа – на экзамен. Будущим водителям преподают основы законодательства в сфере дорожного движения, основы управления ТС и его техническое устройство, а также рассказывают как перевозить пассажиров, грузы и оказывать первую медицинскую помощь. Также был введён новый раздел о психофизических факторах деятельности водителя, где изучаются этические нормы поведения за рулём, реакция на агрессивное вождение, правила разрешения дорожных конфликтов, отношение к пешеходам, велосипедистам и детям на дорогах. Время практических занятий должно исчисляться астрономическими часами — 60 минут. Такая программа обучения при плотном графике занимает более 3-х месяцев.

Обучение управлением двухколесным транспортом должно занимать 130 часов (108 часов теории, 18 – практики, экзамен – 4 часа). При наличии прав расширение категории займёт гораздо меньше времени – нужно лишь изучить особенности управления новым транспортным средством и пройти на нём практику, а базовая теория, на которую выделено 84 часа, засчитывается автоматически.

Упростилась процедура подачи документов для сдачи экзаменов. Теперь можно не стоять в очереди, а подать заявление с цифровой подписью через Интернет.

Правила сдачи экзаменов

Разработаны новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД (теория и площадка), которые сильно повышают требования к выпускникам. Раньше для сдачи теории нужно было за 20 минут ответить на 20 вопросов, и результат засчитывали при 18 правильных ответах. Согласно новому административному регламенту, теперь на теоретическом экзамене за каждую ошибку (но не более 2-х) придется ответить на 5 дополнительных вопросов, в которых ошибаться уже нельзя. Все темы экзамена разделены на четыре блока, и ошибку можно сделать только в одном. Всего будущему водителю необходимо правильно ответить на 20 вопросов, а при наличии двух ошибок – уже на 30. Изучить придется, как и прежде, 40 билетов.

Срок действия положительных результатов теоретического экзамена составляет 6 месяцев с момента сдачи.

Также поменялось прохождение испытаний на площадке. Если раньше ученик сдавал три упражнения из пяти возможных, то теперь их количество возросло и демонстрировать уровень владения автомобилем придется, исполнив уже пять упражнений. В списке упражнений: повороты на 90 градусов, «змейка» (причем более простая, чем в предыдущей редакции), движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом, парковка транспортного средства и выезд с парковки, парковка для погрузки-разгрузки на погрузочной эстакаде, остановка для безопасной посадки-высадки пассажиров, остановка и начало движения на подъеме и разворот в ограниченном пространстве. Ограничено время выполнения всех пяти упражнений. Если они выполняются на площадке, где они размечены последовательно, то это занимает 10 минут, по 2 минуты на упражнение. Во время сдачи экзамена на площадке в машине теперь находится только претендент на получение водительского удостоверения, инспектор же следит за испытанием со стороны.

Мотоциклисты должны будут показать навыки маневрирования в ограниченном пространстве, торможения и остановки на различных скоростях.

При сдаче практики по вождению в условиях городских дорог на правом переднем сидении отныне должен находится собственник авто или его представитель (инструктор). А вот инспектор в этот момент находится на заднем сидении и контролирует, на какие педали нажимает экзаменуемый и пассажир справа. Таблица контрольных оценок экзаменатора дополнилась одним пунктом – невыполнение или игнорирование задания экзаменатора.

В случае неудачи на экзамене, можно повторно показать свои силы. Сроки таковы, что первая пересдача назначается через 7 дней после первой неудачной попытки, вторая – через 14, третья и последующие – только через 30 дней. Заострим внимание на том, что теоретическая часть экзамена будет действительна на протяжении 6 месяцев, и если в этот промежуток времени кандидат не успеваете пересдать практические навыки вождения на дороге, то и теоретическую часть придется сдавать заново.

Остались вопросы или дополнения? Напишите в комментариях

Учеба в автошколах для учеников и инспекторов по-новому

Анна Орехова 23.05.2017 10:27

Утвержден приказ Министерства образования, касающийся подготовки водителей

15 июля 2014. Обучение в автошколах. Разговоры о новой форме обучения в российских автошколах ведутся давно. На днях Министерство юстиции зарегистрировало приказ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Теперь этот документ должен быть официально опубликован, после чего вступит в силу в течение 10 дней.

Согласно новым правилам обучения, учиться в автошколе станет дольше и дороже — 134 часов теории и 56 часов вождения. Те водители, которые уже имеют права, смогут сократить на обучении при получении новой категории, потому как для них не будет необходимости тратить 84 часа на изучение базового курса. Вводятся такие новые предметы, как психология для того, чтобы водители умели разрешать конфликтные ситуации на дорогах. Более жесткой станет процедура принятия экзаменов, а экстерном их сдать будет невозможно.

Эти изменения должны способствовать снижению аварийности на дорогах, в которых участвуют выпускники автошкол. Правда, некоторые специалисты — работники автошкол — полагают, что вводимые изменения не окажут существенного влияния на подготовку обучающихся.

Елизавета Окишева, методист автошколы «Университет»:
— Не столько важно, по какой программе обучать вождению, все зависит от самого человека. Если вы учитесь «для галочки», лишь бы были в кармане права, то данные изменения не изменят число аварий на дорогах. Просто каждый желающий получить категорию должен осознавать ту ответственность, которую он на себя принимает и действительно учиться. А сейчас нередко можно наблюдать такую тенденцию, что граждане, услышав об изменениях, просто за руку приводят своих родных, которые и учиться не хотят.

Читайте так же:  Еткс требования к образованию

Кроме того, подобные изменения скажутся на работе самих автошкол: придется проделать и бумажную работу и расширять штат сотрудников для преподавания новых дисциплин. Некоторые руководители кировских автошкол полагают, что до реального действия приказа должно пройти еще, как минимум, полгода.

Дмитрий Кузнецов, директор автошколы «Форсаж»:
— Конкретики в законодательстве пока никакой нет, все довольно абстрактно. Поэтому маловероятно, что первые экзамены будут сдавать по новым правилам, как это иногда можно заметить, осенью текущего года. Буквально сегодня я разговаривал с инспекторами ГИБДД. По их мнению, правила начнут работать только в 2015 году. А по самой программе могу сказать, что она не вносит кардинальный изменений в процесс обучения.

Справедливости ради надо сказать, что МВД опубликовало приказ, в котором будут установлены требования и к самим экзаменаторам. Инспекторы ГИБДД, принимающие экзамен, должны иметь высшее образование, стаж вождения не менее 5 лет, знать Конституцию и некоторые другие законы и быть не моложе 25 лет. По мнению Екатерины Пискаревой, заместителя директора по учебной работе автошколы «Академия Безопасного Вождения», данная мера вполне оправданна: если вводятся более жесткие требования к ученикам, то, должен быть соответствующий уровень подготовки и у экзаменаторов.

Той же точки зрения придерживается и начальник МРЭО ГИБДД по Кировской области Сергей Черезов.

Сергей Черезов:
— Помимо этого, инспекторам придется сдавать квалификационный экзамен, подтверждающий, что сотрудник ГИБДД может принимать экзамен в автошколе. Обучение будет осуществляться на базе учебных центров при МВД.

Напомним также, что в связи с новыми правилами обучения на 15-20% будет увеличена и стоимость обучения.

Новые требования к автошколам

С 11 августа 2014 года официально действуют новые программы подготовки водителей 2014 года. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям. В Приказе Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ проф. обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» установлены условия реализации примерных программ. Эти программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу.

В данной статье указаны и разъяснены основные требования к автошколам. Это поможет подготовиться учебным заведениям к проверке и получению разрешения, а также тем, кто только собирается открыть автошколу. Она будет полезна и желающим отучиться на права, они же тоже имеют право знать, что по новым правилам должна им предоставить автошкола.

Требования к оборудованию

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее — тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;

ТСО должны включать в себя компьютер, средства отображения информации, а именно проектор, экран, монитор, магнитные доски, с соответствующим программным обеспечением.

В состав АПК должны входить рабочие места экзаменатора и кандидатов в водители, сетевое оборудование, системное и прикладное программное обеспечение с базой данных комплекта экзаменационных задач.

Тренажеры должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения, отработку правильной посадки водителя в ТС, ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, отработку приёмов управления ТС. В учебном заведении должны быть тренажеры-манекены для отработки навыков оказания медпомощи.

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, отдельным зеркалом заднего вида для ученика и отдельным — для инструктора, опознавательными знаками «Учебное транспортное средство», видеорегистратором.

Отдельно следует отметить, что обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах. А для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, ТС должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим управлением, предусмотренным для таких лиц.

Кроме того, автошколы обязаны иметь комплект учебных пособий для занятий: методички, плакаты, видеофильмы. В доступном месте должен быть расположен информативный стенд с учебными планами, расписанием занятий, копией лицензии и копией нормативных актов о защите прав потребителей, книгой жалоб.

У автошколы должен быть официальный сайт, на котором она должна размещать информацию о себе, свои разрешительные документы, программы подготовки и прочее.

Требования к закрытой площадке (автодрому)

Основное требование указывает на то, что размер территории, предназначенной для практических занятий, должен составлять не менее 0,24 гектара. Площадка должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное или цементобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения. Площадка должна иметь ограждение, которое будет препятствовать движению по ней посторонних ТС и пешеходов.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается. Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 люксов (подробнее в приложении 3 к Методике проведения экзамена).

В целях имитации реальных условий движения на площадке должны быть размещены перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, светофор и дорожные знаки, а также нанесена дорожная разметка. Должны применяться также разметочные (ограничительные) конуса, разметочные стойки и стержневые вехи.

Для мотошкол с сентября 2016 еще оно требования: длина площадки должна быть порядка 100 метров, ведь для проведения элемента «Скоростное маневрирование» нужно 80 метров, да еще где-то и затормозить нужно.

Запись практического экзамена

Транспортные средства для практического экзамена должны быть оснащены средствами аудио- и видеозаписи. Такая запись должна вестись в отношении:

  • дорожной обстановки спереди и сзади автомобиля;
  • водителя и лица, находящегося за дублирующими педалями;
  • дублирующих органов управления;
  • панели приборов (спидометр, указатели поворота и прочее);
  • экзаменатора (для фиксации команд).

Требования к преподавателям автошкол

Теперь преподаватели автошкол должны иметь высшее профессиональное образование либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели и автоинструктора должны знать не только психологию и оперировать методами убеждения учеников, но и знать Конвенцию о правах ребенка. К тому же на согласовании сейчас находится профстандарт для автоинструкторов, поэтому могут появиться и новые требования.

Таким образом, обычные автолюбители не смогут теперь стать инструкторами автошкол. Кроме того, изменились и требования к лицам, принимающим экзамены. Так, рядовой инспектор не сможет этого сделать.

С рекомендациями Минобрнауки РФ об организации учебного процесса и более подробными требования к материально-технической базе Вы может ознакомиться здесь. О том, как подать заявление о проверке и получения разрешения для дальнейшей деятельности автошколы можно узнать в статье «Как пройти проверку и получить заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям».

Опубликовано: Анна Макарова, 24.12.2014. Обновлено: Виталий Дмитриев, 26.05.2016.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.