Наглядное пособие по математике старшая группа

24.06.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Обучение математике в старшей группе детского сада

1. Организация работы на занятиях. Методы и приемы обучения. Воспитание навыков учебной деятельности

1.1. СТАРШАЯ ГРУППА

«Программой воспитания в детском саду» в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, содержащие одинаковое число элементов, соответствуют одному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов у звездочки и пр.).

На примерах составления множеств из разных предметов они знакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5. Сравнивая смежные числа в пределах 10 с опорой на наглядный материал, дети усваивают, какое из двух смежных чисел больше, какое меньше, получают элементарное представление о числовой последовательности — о натуральном ряде.

В старшей группе начинают формировать понятие о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на 2 и 4 части модели геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) , а также другие предметы, сравнивают целое и части.

Большое внимание уделяют формированию пространственных и временных представлений. Так, дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин.

Детей учат различать близкие по форме геометрические фигуры: круг и фигуру овальной формы, последовательно анализировать и описывать форму предметов.

У детей закрепляют умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе («слева от меня окно, впереди меня шкаф»), по отношению к другому предмету («справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка»).

Развивают умение ориентироваться в пространстве: изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учат определять положение ребенка среди окружающих предметов (например, «я стою за стулом», «около стула» и т. п.). Дети запоминают названия и последовательность дней недели.

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ

Работу начинают с повторения пройденного, этому отводят 4-5 занятий. Педагог выявляет у детей уровень математических представлений, уточняет их и закрепляет. Особое внимание он уделяет отстающим, обеспечивая выравнивание знаний, 4-5 занятий бывает недостаточно для повторения всей программы средней группы. На этих занятиях в основном закрепляют материал раздела «Количество и счет», представления детей о форме, величинах и др.; продолжают закреплять в ходе обучения счету до 10.

В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20 до 25 мин), но заметно увеличиваются объем и темп работы.

Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуется в форме игровых упражнений, решения задач («Найдите ошибку Незнайки», «Кого больше?») и занимает от 1 до 5 мин. С игровых упражнений начинают и занятия, посвященные закреплению знаний. Стимулируя проявление смекалки и сообразительности, эти упражнения позволяют сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой. Для закрепления знаний в конце занятия также проводят игровые упражнения и дидактические игры. Широко используют комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2-3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы.

У детей 5 лет повышается устойчивость внимания. Однако длительно выполнять однообразную работу, сохранять одну и ту же позу пятилетние непоседы не могут и нуждаются в частой смене деятельности, в двигательной разрядке.

Работу, требующую произвольного внимания, педагог чередует с элементами игры. Количество однородных упражнений ограничивают до 3-4. Включаются задания, связанные с выполнением движений. Если такие задания отсутствуют, то на 12-14 мин проводится физкультурная минутка. Содержание ее по возможности связывают с работой на занятии. Проводя опрос, педагог старается вызвать как можно больше детей.

1.3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому. Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.).

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний. Математические представления «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения.

Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Если в младших группах при первичном выделении того или иного свойства сравнивались предметы, отличающиеся лишь одним данным свойством (полоски отличались только длиной, при уяснении понятий «длиннее — короче»), то теперь предъявляются предметы, имеющие уже 2-3 признака различия (например, берут полоски не только разной длины и ширины, но и разных цветов и пр.).

Детей сначала учат производить сравнение предметов попарно, а затем сопоставлять сразу несколько предметов. Одни и те же предметы они располагают в ряд или группируют то по одному, то по другому признаку. Наконец, они осуществляют сравнение в конфликтной ситуации, когда существенные признаки для решения данной задачи маскируются другими, внешне более ярко выраженными. Например, выясняется, каких предметов больше (меньше) при условии, что меньшее количество предметов занимает большую площадь. Сравнение производится на основе непосредственных и опосредованных способов сопоставления и противопоставления (наложения, приложения, счета, «моделирования измерения»). В результате этих действий дети уравнивают количества объектов или нарушают их равенство, т. е. выполняют элементарные действия математического характера.

Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются. Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными. С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).

Наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделями геометрических фигур. Например, дети угадывают, кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики обозначены большими треугольниками, а девочки — маленькими. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность.

В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?»

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает; один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)?» и др.

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет)?» и т. д.

Методическая разработка по математике (старшая группа) на тему:
наглядное пособие для формирования элементарных математических представлений»Математическое дерево»

Актуальность данного пособия состоит в том, что имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение, а также развивает и формирует элементарные математические представления и навыки детей. Пособие многофункциональное и является приоритетной для конкретной возрастной категории

Предварительный просмотр:

учреждение «Детский сад

комбинированной направленности № 1»

старшей группы «Васильки»

Т.С.Болоненкова, И.А.Фердерер, В.Б.Пономарева

Наглядный математический материал «Математическое дерево»

Актуальность данного пособия состоит в том, что имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение, а также развивает и формирует элементарные математические представления и навыки детей. Пособие многофункциональное и является приоритетной для конкретной возрастной категории. Вторая младшая группа — формирования понятия единичности и множественности. Средняя группа — уметь давать точную оценку совокупности предметов, счет до 5. Старшая группа — считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. Подготовительная группа — сравнивать числа «больше-меньше», решать задачи на прибавление и вычитание.

Таким образом — это игра для детей 3-7 лет, которая способствует развитию логического мышления, памяти, усидчивости, сенсорных и творческих способностей. Это могут быть и индивидуальные занятия с одним ребенком, и занятия с малой подгруппой детей.

Многофункциональная игра поможет познакомить, изучить и закрепить с ребенком:

— классификацию по определенному признаку (по цвету, по форме, по размеру и т.д.),

-количество и счет до десяти и обратно,

— названия геометрических фигур,

— ориентироваться во времени и на плоскости,

— различение по цвету,

— уметь ориентироваться в смене времен года, частей суток и дней недели,

— употребление предлогов (на, под, в, за, под, у).

«Время года — зима», «Сколько веток у дерева», «Сколько птиц на ветке», «Куда летят снежинки».

Цель – закрепить умение ориентироваться в смене времен года, частей суток и дней недели. Уметь определять основные признаки. Развивать творческие способности. Ориентироваться во времени и на плоскости.

Читайте так же:  Калининский мировой суд гтюмень

Цель – закрепить счет в пределах 10, закрепить понятие короткий – длинный, выше – ниже, широкий – узкийй. Сколько? Столько же? Одинаково.

На фланелеграф выкладывается ствол дерева. Игрокам задают вопрос, какое время года на данный момент, по каким признакам определили. Игроки назвали – зима. Отличительный признак — деревья без листвы. Взрослый на ствол дерева крепит овал черного цвета – это дупло. Дает задание игроку: присоедини к дереву длинные тонкие ветки ниже дупла (слева, справа), потом так же короткие тонкие ветки выше дупла, затем еще короче , выше предыдущих веток. Посчитайте сколько всего веток на дереве? Что надо сделать, чтоб справа, стало больше на одну ветку? ( добавить одну ветку по выбору игрока, проговаривая какая это ветка) игрок добавляет. Сколько стало? Сделай одинаково. Задание повторяется до 10 веток на всем дереве. Следующий признак – прилетели снегири. Посади на каждую ветку по одному снегирю. Сколько справа? Посчитай, сколько слева? (столько же сколько, одинаково). Солнце. Покажи, где оно находится утром (низко слева – взошло), днем (высоко по середине неба), вечером (низко справа – закат). Расположи солнце, там, где оно сейчас. Можно предложить добавить снег ( падают снежинки).Игру по желанию игрока можно продолжить, добавляя предметы или животных. Рекомендуемое время 20-25 минут. В завершении игры игрок рассказывает, что у него получилось. Отношение к своей деятельности.

Пособие состоит из твердого картона в чехле, изготовленного из фланели голубого цвета и набора счетного материала, изготовленного из цветного фетра.

  1. ствол дерева, коричневого цвета – 1
  2. ветки тонкие длинные коричневого цвета – 10
  3. ветки тонкие короткие коричневого цвета – 10
  4. ветки тонкие средней длины коричневого цвета – 10
  5. ветки толстые длинные коричневого цвета – 10
  6. ветки толстые короткие коричневого цвета – 10
  7. ветки толстые средней длины коричневого цвета – 10
  8. кошка – 1
  9. круг большой желтого цвета (солнце) – 1
  10. круг средний зеленного цвета (яблоко) – 10
  11. круг средний красного цвета (яблоко) – 10
  12. круг маленький белого цвета (снежинки) — 30
  13. овал большой серого цвета (тучка) – 3
  14. овал средний черного цвета (дупло) – 1
  15. овал маленький синего цвета (капли) – 30
  16. овал маленький зеленного цвета (листья) – 30
  17. овал маленький оранжевого цвета (листья) – 30
  18. прямоугольник цветной (кормушка для птиц) – 3
  19. птицы – 20
  20. собака – 1

Наглядное пособие по математике «Состав числа»

Виолетта Попова
Наглядное пособие по математике «Состав числа»

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с составом числа из единиц и учат устанавливать отношение между единицей и числом. Для этого используют приёмы составление группы из разных предметов или игрушек; составление группы из однородных предметов, отличающихся качественными признаками. составление группы из картинок, на которых изображены разные предметы. Дети скорее поймут количественное значение чисел, если будет достаточно организована материальная база: раздаточный и демонстрационный материал.

Для своих детей сделала наглядное пособие: ширму с изображением многоэтажных домов. На крыше дома наклеена цифра, а в окнах её состав.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Формирование элементарных математических представлений. Сентябрь № Тема Задачи Источник 1 Буратино идёт в школу день знаний с 03.09. по 07.09. Закреплять навыки счета в пределах 5,умение образовывать.

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада

Закрепляющее и развивающее занятие для детей старшей группы

Занятие по программе Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки».

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада»

Конспект занятия по математике в старшей группе МБДОУ №83 «Винни – Пух»

Закрепляющее и развивающее занятие для детей старшей группы

Занятие по программе Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

«Необычное путешествие в страну математики».

Программное содержание: повторить счёт от 1до 6. Закрепление — названий геометрических фигур;

— цифрового ряда до 6; — знания цифр; — счет и отсчет в пределах 6; состав чисел; — навыков решения простейших задач; развитие речи; развитие внимания, наблюдательности, сообразительности и логики; развитие навыков выделения признака;

Оборудование: наглядные пособия (геометрические фигуры, цифры от 0 до 6)

— Ребята, много интересного и необычного мы встречаем на наших занятиях. Сегодня нам с Вами прислали письмо из страны Математики.

«Здравствуйте, ребята. В моей стране все перепуталось. Числа в цифровом ряду, геометрические фигуры потерялись. Помогите мне навести порядок в моем королевстве. Королева Математики»

Ну что ребята? Вы готовы? Тогда наш поезд отправляется в страну Математики…

— Первый город, куда мы с вами попали, Город Геометрических Фигур.

В этом городе живут удивительные жители. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки:

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем — прямой

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его (квадрат)

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если станешь по углам

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

4. Я, как круг, почти как он,

Но приплюснут с двух сторон. (овал)

5. У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Знает меня каждый школьник.

А зовусь… (прямоугольник)

— Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.

Игра «На что похожа фигура»

— Молодцы! А теперь давайте вспомним из скольки половинок состоит круг? (2) А сколько четвертинок в половинке? (2)

Молодцы! А сейчас мы отправимся дальше, в следующий город.

— Мы попали в Город Цифр. А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим.

Загадки (читаются в произвольном порядке. При отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке):

Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок. (0)

У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит

Сколько у домиков зайцев сидит? (1)

На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

Не поедет без приказа

Ни кондуктор, ни шофер.

Люди смотрят в оба глаза,

А во сколько светофор? (3)

Я рисую кошкин дом

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно, чтобы не было темно.

В домике у кошки. (4)

У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек

Сколько было в них лягушек? (5)

Потеряла крольчиха крольчат.

А крольчата лежат и молчат.

Один – за ветлой,

Один – под листом,

Двое – под кустом.

Как детей поскорее найти

Их у мамы чуть больше 5? (6)

— Молодцы! А теперь посмотрите, правильно ли стоят наши цифры? (нет)

Кто может их поставить правильно?

Дети выкладывают числовой ряд (0-6)

Молодцы а теперь мы с Вами вспомним Числа соседи, и состав чисел.

Дети называют числа соседи.

— Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются. Помогите мне, ребята, поставить их правильно.

Физкультминутка «Гаражи и машины»

Ход: по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 6. Детям раздаются карточки 1-6. Ребенок должен «поехать» в гараж, обозначенный цифрой. После того как дети нашли свои цифры задание усложняется: — Теперь найдите цифру которая на 1 единицу больше чем та что на вашей табличке? На 2 меньше?

— Ребята, Вы такие молодцы! Пока мы с вами играли, мы приблизились еще к одному городу.

А называется он Город Ошибок.

Его так назвали, потому что его жителей и гостей поджидают очень хитрые и, порой, сложные вопросы. Нужно быть очень внимательным и не отвлекаться.

Дидактическая игра: «Найди отличия»

И первого, кого мы с вами встретили, оказался художник. Он хотел нарисовать две одинаковые картины, но что- то напутал. Давайте ему поможем.

Нахождение отличий в двух рисунках.

— Молодцы! Теперь мы можем вернуться домой.

— Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)

— На этом наше путешествие закончилось. Но встреча со страной Математики для вас продолжится уже на следующем занятии.

Демонстрационный материал по математике в детском саду: счётный и геометрический, карточки, кубики, лэпбук

Наталья Василишин 19.07.2017 0 14.7k

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

Читайте так же:  Входит ли лицензия

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  1. Закрепить умение считать до 10.
  2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  4. Учиться писать цифры.
  5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

Обычно в лэпбук входят:

  • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
  • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
  • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
  • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
  • раскраски;
  • прописи;
  • загадки, считалки и т.д.

Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

  1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
  2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
  3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
  4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.

Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.

Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы

Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.

Наглядный материал для детского сада своими руками

Наталья Фоминых 17.11.2017 3 13.4k

В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.

Значение наглядного материала для дошкольников

Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

К.Д. Ушинский

Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой состав слова или процесс деления целого предмета на части именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели словесной формы подачи материала.

Цели и задачи создания наглядного материала

Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла.

Яркий и интересный раздаточный материал привлекает внимание детей и эмоционально вовлекает в деятельность

Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:

  • осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
  • формированию пространственных и количественных представлений;
  • развитию абстрактного и логического мышления;
  • совершенствованию речи и образного мышления;
  • формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.

Основные виды наглядного материала

Наглядный материал по способу использования бывает индивидуальный и групповой.

    Предметная — игрушки, макеты, муляжи объектов или явлений природы (растения, плоды, животные и т. д.).

Макет вулкана помогает продемонстрировать природу происхождения такого явления, как извержение лавы

Виды наглядного материала:

  • Палочки и предметные наборы (кубики, игрушки) для счёта — используются в процессе формирования понятий о числе и счёте.
  • Наборные панели или фланелеграфы с силуэтами, изображающими транспорт, цифры, знаки математических действий, буквы, животных, фрукты, овощи, птиц. Трафареты вырезаются по шаблону из плотной бумаги или картона разного цвета. Для доски, обтянутой чёрной фланелью, тыльная сторона трафарета должна быть выполнена из наждачной или бархатной бумаги.
  • Сюжетные картинки с кармашками или прорезями («Моя семья», «Детский сад», «Распорядок дня», «Лесные животные», «Времена года», «Одежда», «Моя родина» и т. д.).

Тематические демонстрационные стенды помогут малышам усвоить и обобщить полученную информацию

Предметные картинки развивают речевые способности и логическое мышление

  • Первые шаги в освоении новой программной задачи лучше делать с опорой на сюжетный и предметный объёмный материал.
  • Постепенно переходить к сюжетной наглядности в картинках и абстрактной наглядности.
  • В процессе объяснения желательно использовать широкий диапазон разнообразной наглядности.
  • Целесообразно заранее познакомить детей с новым наглядным пособием.

Видео: рассказ по сюжетным картинкам на тему «Зима»

Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования в доступной для ребёнка форме демонстрирует свойства объекта и причинно-следственные связи. Виды моделей могут быть следующими:

    Объёмная модель, сконструированная по аналогии с объектом и воспроизводящая его характерные свойства и связи.

Объёмные модели «Весёлые человечки» помогают при характеристике и различении звуков

Предметно-схематические модели помогают детям составлять рассказ по сюжетным картинкам

Графическое моделирование развивает зрительную память и образное воображение

Пример карточки со схемой стихотворения:

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

http://allforchildren.ru/poetry/autumn123.php

Использование мнемотаблиц значительно облегчает процесс разучивания стихотворений

Примерный алгоритм работы по мнемотаблице на тему «Времена года»:

  1. Пришла зима.
  2. На небе появились тяжёлые тёмные тучи.
  3. Пошёл снег.
  4. Дети бегут на улицу.
  5. Они играют в снежки и лепят снежную бабу.
  6. А ещё очень любят кататься на коньках и санках.

Мнемотаблицы помогают дошкольникам устанавливать логическую последовательность того или иного события

Как сделать демонстрационный и раздаточный материал своими руками

Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе.

К.Д. Ушинский

Важно вовлекать детей в увлекательный и полезный процесс самостоятельного изготовления наглядного материала. Это активизирует развитие мелкой моторики и ручных умений, способствует более глубокому и осознанному освоению знаний, а также овладению практическими навыками, решению образовательных и воспитательных задач в целом. В процессе изготовления материала и дальнейшей игры с ним у ребят формируется уважение к своему и чужому труду.

Развивающие пособия по математике

Наглядные материалы при формировании математических представлений увлекают малышей и позволяют усвоить необходимые знания в доступной форме.

Раздаточный материал при обучении счёту

Детали должны быть:

  • безопасными и гигиеничными — окрашенная поверхность покрывается защитным слоем лака или плёнкой;
  • эстетически привлекательными и яркими;
  • практичными и удобными в работе.

Тактильные карточки развивают навыки счёта, а также сенсорное восприятие ребёнка и мелкую моторику

Силуэты цветочков, листочков, грибочков, фруктов, зверьков, как правило, вырезаются из картона, затем ламинируются или обклеиваются скотчем. Для каждого ребёнка вырезается игровое поле, например, в форме корзинки, кроны дерева, полянки и т. д. Ребята выкладывают раздаточный материл, считают его, сортируют, систематизируют по размеру, форме, цвету и т. д.

Силуэты готовых цветочков ламинируют или обклеивают скотчем, что позволяет надолго сохранить их привлекательный внешний вид

  • Разноцветные детали позволяют ребёнку закрепить знания и отработать различные варианты состава числа.

Разноцветные цветочки помогут малышу закрепить навыки счёта

Дети с удовольствием будут собирать урожай спелых фруктов с бумажных деревьев

«Домики, в которых живут цифры»

  1. Сделать ширму с аппликацией из цветной бумаги, изображающей многоэтажные дома.
  2. На крышу дома наклеить цифру.
  3. Окна будут окошечками для цифр, которые станут различными вариантами состава числа.

Ширма с аппликацией из многоэтажных домов с цифрами в окошках поможет ребятам развить математические способности

Учебная игрушка изготовлена из цветного картона в форме многоугольника. На каждой грани закреплён файл, в который вставляется карточка с математическим примером.

Математический многоугольник в игровой форме тренирует навыки счёта малыша

«Математика в картинках» — наглядное пособие для обучения счёту

  1. Распечатать на цветном принтере заготовку формата стандартного листа (4 ряда разноплановых картинок по 10 штук).

Картинки для наглядных пособий рекомендуется распечатывать на цветном принтере

Готовые распечатки разрезаются на длинные полоски

Понадобится одна широкая и две узких полосы картона

Полоска с картинками наклеивается на заготовку из картона

Для изготовления пособия понадобится полоска яркой самоклеящейся плёнки

По краю картонной полоски приклеивается полоса самоклеящейся ленты

При изготовлении пособия потребуется аккуратность и кропотливость

Короткая полоска бумаги размещается под бортиками

Понадобится еще одна полоска — немного уже и длиннее карточки с картинками

Движок вставляют в карточку, он закрывает часть изображений

Средства наглядности при изучении окружающего мира

Иллюстративные и раздаточные пособия на занятиях по изучению окружающего мира используются постоянно. К ним относятся модели, муляжи, карточки и картинки, фотографии, слайды и т. д.

Модели по экологии

Пример интерпретации графических символов:

Графические модели развивают логическое мышление дошкольника и умение анализировать информацию

  • «Птицы»:
    • тело покрыто перьями;
    • два крыла и две ноги;
    • клювик;
    • птицы появляются на свет из яйца.

    Описывая содержание картинок, дошкольник учится соотносить части и целое

    Установление причинно-следственных связей развивает мыслительные способности ребёнка

    Использование графических моделей, помимо пополнения знаний малыша, тренирует его речевые способности

    Наглядные экологические модели формируют у ребёнка представление об устройстве окружающего мира

    «Корзинка с грибами»

    Для работы понадобятся: картон, краски, крахмал, вата, пакетированный чай, лак, длинные гвозди, ножницы.

    Для работы понадобится ряд простых материалов, которые есть в каждом доме

    1. Из картона вырезать круги произвольного размера (шляпки грибов).

    Круги произвольного размера выполнят роль шляпок будущих грибов

    К шляпкам из картона добавляются гвозди, которые будут служить ножками грибов

    Крахмальное тесто составит основу для будущих грибов

    При изготовлении поделки следует действовать быстро и аккуратно

    Шляпку и ножку гриба формируют, смазывая вату клейстером

    Каждый новый слой ваты обильно смазывается клейстером, что обеспечит изделиям прочность

    Изделия должны сохнуть не менее двух дней

    После высыхания игрушки раскрашивают красками

    Если ножки грибов присыпать чаинками, изделия будут выглядеть, как настоящие

    Изготовление муляжей грибов — дело трудоёмкое, но результат того стоит

    Пособие помогает организовать процесс наблюдения за сезонными изменениями в природе, закрепить знания о временах года, деревьях и птицах родного края, развивает любовь к природе, воображение и фантазию, совершенствует изобразительные техники. Ребята создают уголок своими руками.

      «Осень» — дети самостоятельно собрали веточки берёзы, усеянные золотыми листьями, позже добавили яркие веточки рябины, осины, клёна, при этом обратили внимание на то, что листья дуба сохранили зелёный цвет. Из цветной бумаги вырезали силуэты луж и скотчем прикрепили осенние листья, изобразив осенний листопад, позже композицию украсили пушистые ватные комочки (снег), ознаменовавшие наступление поздней осени.

    Осенний уголок станет украшением группы и поможет ребятам запомнить основные признаки данного времени года

    Готовя зимний уголок, малыши познакомятся с видами зимующих птиц

    Весенний уголок поможет малышам запомнить приметы весны

    Тематические игровые макеты и пособия

    Рассматривание малышами макетов и тематических пособий, подкреплённое беседами воспитателя, игры с материалами позволяют воспитанникам лучше усвоить информацию и правила поведения в различных ситуациях.

    «Спички не тронь — в спичках огонь» — макет по пожарной безопасности

    1. Обклеить коробку цветной бумагой.

    Обклеенная цветной бумагой коробка будет служить основой макета

    Из упаковочных коробочек получатся аккуратные домики

    Цветные салфетки послужат материалом для изготовления импровизированной клумбы

    Из цветного картона можно сделать игрушечную горку

    Спичечные коробки подойдут для изготовления качелей и лавочек

    Готовый макет можно использовать при проведении с детьми беседы о пожарной безопасности

    «Сервируем стол» — наглядное пособие по трудовому воспитанию

    Материалы: цветная рамка, картонная основа, самоклеящаяся плёнка, бумажные тарелки и стаканчики, одноразовая ложка, салфетки, поролон, ножницы, линейка, фломастер, краски, клей.

    Для работы потребуется ряд материалов: цветная рамка, поролон, ножницы, линейка, фломастер и др

    1. Оклеить одну сторону основы самоклеящейся плёнкой, постепенно вытягивая бумажную основу и одновременно прижимая плёнку к картону с помощью угольника так, чтобы не образовывались пузырьки.

    Самоклеящаяся плёнка придаст будущему подносу аккуратный вид

    Углы плёнки обрезают, чтобы убрать излишки при приклеивании

    Припуски со всех сторон загибаются и приклеиваются

    После изготовления подноса можно приступать к его сервировке

    К бумажным стаканчикам приклеивают ручки, предварительно вырезанные по шаблону

    Поролон подойдёт для изготовления кусочков батона и хлеба

    Подкрашенные кусочки поролона выглядят, как настоящие ломтики хлеба

    Готовая композиция может вызвать у ребят повышение аппетита

    Материалы для театрализованной деятельности

    Разыгрывание сценок и представлений, проигрывание ситуаций предполагает наличие определённого реквизита. Всевозможные средства наглядности из подручных материалов помогут сделать представление запоминающимся.

    1. Распечатать силуэты деталей фигурок героев сказок или нарисовать самостоятельно.

    Для театра теней потребуется распечатать силуэты деталей фигурок героев сказок или нарисовать их самостоятельно

    Для декораций понадобится подготовить силуэты строений и растений

    Вырезанные силуэты наклеивают на плотную бумагу, что обеспечит удобство дальнейшей работы

    Детали фигурок скрепляют проволокой, нитками или заклёпками

    Гофрированную часть трубочки для коктейля отрезают, она понадобится в качестве крепления фигурки героя

    Трубочки приклеивают к фигуркам

    Трубочки от коктейля удобно использовать для крепления фигурок на палочки

    Забавные силуэты актёров надолго завладеют вниманием детей

    К силуэтам декораций потребуется приклеить деревянные палочки

    На ширме-сцене будет демонстрироваться представление

    Пластиковые крепежи обеспечат крепления для декораций и фигурок героев

    На маленькие швейные крючки можно поместить подвесные силуэты

    Декорации создают особую атмосферу представления

    На белом тканевом экране будет демонстрироваться представление

    Фонарики с поворотным механизмом создадут необходимые тени

    Теневой спектакль произведёт незабываемое впечатление и надолго останется в памяти детей

    «Фланелеграф покажет сказку»

    Материалы: маленькие гвоздики, фланелевая ткань (или фетр) светлого тона, ДСП произвольного размера толщиной до 2 см, молоток.

    Для изготовления фланелеграфа потребуются маленькие гвоздики, светлая фланелевая ткань, ДСП и молоток

    1. Ткань отутюжить и прикрепить к основе из ДСП.

    Отутюженную ткань осторожно прикрепляют к основе из ДСП

    Края отреза ткани подворачивают, чтобы пособие выглядело аккуратным

    Сюжетные картинки наклеивают на плотную основу, а затем прикладывают к фланелевой ткани

    Картинки будут хорошо держаться на демонстрационной доске благодаря её шероховатой поверхности

    Готовое полотно можно использовать как основу для ниткописи.

    Занятия ниткописью развивают творческие способности детей, внимание и мелкую моторику

    «Мир театра» — настенное панно для коррекции эмоционального состояния детей

    К стене крепится деревянный заборчик, который станет оригинальной декорацией для размещения масок и кукол для театра бибабо. Над заборчиком нарисованы цветы, серединки которых оформлены с помощью зеркал. На зеркалах дети самостоятельно рисуют мордочки в разных эмоциональных состояниях.

    Такое настенное панно, помимо театрализованной деятельности, позволит воспитателю отслеживать эмоциональное состояние детей

    Варианты использования наглядного панно:

    • Уголок релаксации — малышу можно предложить «развеселить» грустный цветочек, рассказать ему сказку или забавную и смешную историю.
    • Театрализованная игра — ребёнок перевоплощается в любимого сказочного героя и подбирает перед зеркалом сценические приёмы передачи образа, прорабатывая мимику и жесты.
    • Художественное творчество — вооружившись фломастерами и красками, ребята практикуются в рисовании черт лица, мимических рожиц, учатся понимать и передавать различное настроение.
    • ФЭМП:
      • закрепление знаний геометрических фигур (форма зеркала);
      • навыки порядкового счёта (Какая по счёту сидит лисичка?);
      • умение составлять простейшие задачи на арифметические действия (На заборе сидел лягушонок, к нему прискакал зайчик, сколько их стало?);
      • пространственное восприятие (Кто сидит справа? Кто слева?).
    • Развитие речи — сочинение сюжета сказки, ролевое проигрывание диалогов.

    Универсальные пособия для развивающих занятий и игр

    Приведённые ниже наглядные и раздаточные материалы могут быть использованы по всем областям образовательной деятельности в ДОУ в любых возрастных группах детей.

    Демонстрационный стенд

    1. Вырезать основу из картона необходимого размера.

    Из картона вырезают основу для стенда планируемого размера

    На лист картона наносят разметку с помощью карандаша и линейки

    Для сохранности будущего стенда рекомендуется оклеить картон скотчем

    В прозрачные кармашки из пластика можно поместить различные материалы

    Дидактический стенд можно использовать как для совместной, так и самостоятельной работы

    «Нарисуй тропинку» — перфокарты для индивидуальной работы

    1. Из картонного листа вырезается карточка в форме рамочки, на которую наклеиваются вырезанные картинки на разнообразные темы («Ферма», «Овощи и фрукты»).

    Из листов картона вырезают карточки в форме рамочек, к которым приклеиваются тематические картинки

    Прозрачные уголки обеспечат крепление рамки при вставке

    Задача ребёнка — фломастером провести соединительные линии в соответствии с логикой задания

    «Наш день в детском саду»

    Пособие развивает навыки поэтапного планирования, память, логическое мышление, внимание и связную речь. В течение дня ребята вывешивают на игровом поле схемы-картинки, иллюстративно отображающие различные виды деятельности. Игра со схематическими картинками помогает соблюдать режим дня, стимулирует любознательность, самостоятельность и творческие способности.

    Схематические картинки напоминают детям о последовательности видов деятельности в ДОУ

    «Полянка с картинками»

    На листе картона размещаются вырезанные картинки. Коллаж используется для проведения развивающих игр, сочинения собственного сюжета, составления предложений, рассказов и сказок.

    Технику коллажирования можно использовать при проведении различных игр

    • «Самое короткое слово»;
    • «Самое длинное слово»;
    • «Один-много»;
    • «Назови животных и растения»;
    • «Что растёт в лесу?»;
    • «Что находится в городе?».

    Можно составить несколько разнообразных коллажей, затем собрать в папку.

    Готовые коллажи рекомендуется хранить в общей папке

    «Волшебное дерево»

    Инструкция по изготовлению:

      Силуэт дерева вырезать из обрезков ковролина, высота произвольная, но детям должно быть удобно работать с пособием.

    Для изготовления дерева понадобятся обрезки ковролина или плотной ворсистой ткани

    Наглядное пособие для дидактических игр:

    • «По порядку посчитай»;
    • «Найди лишнее»;
    • «Какое время года»;
    • «Яблоко настроений» — на крону дерева прикрепляются яблоки с пиктограммами, изображающими различные эмоциональные состояния;

    «Яблоко настроений» поможет малышам познакомиться с миром эмоциональных переживаний

    «Дружные картинки»

    Пособие для таких дидактических игр:

    • «Найди пару»;
    • «Составь пары по цвету»;
    • «Назови цифру» — детям предлагается сосчитать количество одинаковых предметов и соотнести его с той или иной цифрой.
    • «Угадай предмет» — воспитатель описывает предмет, дети его отгадывают, правильный ответ вознаграждается крышечкой с картинкой. Победителем становится ребёнок, у которого соберётся самая многочисленная коллекция крышек.
    • «Расскажи историю» — педагог просит детей составить рассказ с опорой на картинки, последовательность крышечек с картинками можно менять, тогда сюжетная линия рассказа изменится.

    Инструкция по изготовлению:

      Подготовить крышки от майонеза или сметаны.

    Крышки от майонеза — отличный материал для изготовления всевозможных развивающих пособий

    Поверхности крышек заклеивают белой бумагой

    Из самоклеящейся бумаги нужно вырезать весёлые картинки и приклеить к крышкам

    Тыльная сторона оформляется с помощью цветных кругов

    «Коробочка с загадками»

    • Обклеить упаковочную коробку цветной плёнкой, вырезать 2 симметричных отверстия круглой формы для рук, вшить 2 тканевых рукава.
    • Сложить в коробку муляжи фруктов и овощей (можно использовать и любые другие небольшие предметы). Задача ребёнка — угадать предмет на ощупь.

    Задача ребёнка — угадать на ощупь овощ или фрукт, помещённый в коробку

    Видео: материалы для развивающих игр своими руками

    Множество новой информации необходимо узнать и запомнить дошкольникам на занятиях по математике, развитию речи, окружающему миру, ОБЖ. Задача педагогов — сделать путешествие воспитанников в мир знаний интересным и увлекательным. Малышу легче будет понять и усвоить новые знания, если ему помогут в этом нелёгком деле красочные картинки, а наглядные макеты и муляжи предоставят возможность посмотреть, потрогать, поэкспериментировать. Разнообразный и интересный материал, сделанный заботливыми руками педагогов, поможет научить детей мыслить логически и творчески, превратит решение математических задачек в увлекательную игру, привьёт вкус к интеллектуальной работе.