Как оформить план-конспект занятия

02.08.2018 Выкл. Автор admin

План-конспект открытого занятия по предмету «Композиция»

Разделы: МХК и ИЗО

Тема: «Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Л.Б. Альберти.

Тип занятия: Урок-исследование.

Цель: ознакомить учащихся с понятием «Композиция» в изобразительном искусстве.

Задачи:

  • учебные: научить анализировать наглядность, понимать базовые принципы композиции.
  • развивающие: развивать исследовательские навыки, образное мышление, творческие способности.
  • воспитательные: воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление, чувство коллективизма.

Задание:

  1. Научить анализировать наглядность.
  2. Определить базовые принципы композиции.
  3. Выполнить упражнение на развитие образного мышления.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Вступительная часть. Предмет исследования (5 мин).
  3. Анализ. Исследовательская работа (12 мин).
  4. Практическая работа. Творческое задание (15 мин).
  5. Итог урока. Анализ работ (5 мин).

Оборудование

для учителя:

  • диск СD с компьютерной презентацией;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • слайды макросъемки живой природы;
  • репродукции картин художников;
  • звуки «Наедине с природой» Лес. Птицы. Дождь. Гроза.
  • музыкальные произведения русских композиторов.

для учащихся:

Используемая литература

для учителя:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986
  2. Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ. М., 1980
  3. Неменская Л.А. Искусство и ты. 2002г.
  4. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 1996г.

для учащихся:

  1. Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО «Издательство Астрель». 2003
  2. File:// E:\ Data\ Information\ Детская энциклопедия искусства 1050. НТМ. 2003

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности. Контроль соблюдения правил ТБ, личной и общественной гигиены.

2. Вступительная часть. Предмет исследования.

Тему нашего занятия я хочу сформулировать словами итальянского ученого, гуманиста, писателя, одного из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущего теоретика искусства эпохи Возрождения Л.Б. Альберти: «Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину».

На уроке нам предстоит выполнить три задания:

  • научиться анализировать наглядность.
  • методом коллективного исследования определить базовые принципы композиции.
  • выполнить творческое упражнение на развитие образного мышления.

Что же такое композиция?

Каждый день мы слышим музыку – это композиция, над которой работал композитор.

Мы смотрим кинофильмы – это композиция, над которой трудился кинорежиссер.

Мы наблюдаем произведения изобразительного искусства – это композиция художника.

Вы, наверно, обратили внимание на то, что во всех трех случаях я упомянула слово «Композиция».

3. Анализ. Исследовательская работа

Что это за такое важное понятие, которое применимо ко всем областям искусства?

А вот давайте эту проблему решим все вместе на нашем занятии.

Учитель: Мне тоже. Поэтому я предлагаю провести совместное научное исследование по проблеме: «Что же такое композиция и каковы ее базовые принципы?»

Учитель: Давайте с вами вместе посмотрим на экран (демонстрация слайдов живой природы). Что вы видите? Взаимосвязаны ли каким-то образом увиденные вами изображения?

Ученик: На экране мы видели случайно подобранные слайды живой природы. Эти изображения сами по себе очень интересны, но по смыслу они никак не связаны. Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.

Учитель: Так, хорошо. В твоем анализе мы услышали полезное для нашего исследования выражение «связь по смыслу». Запишем его на учебной доске.

А сейчас давайте снова посмотрим на экран (показ репродукций художников-импрессионистов: Э. Дега Голубые танцовщицы Ок.1998, О. Ренуар Танец в деревне Буживаль 1882-1883, О. Ренуар Женщина с зонтиком и ребенком 1873.).

Как можно охарактеризовать увиденные изображения на этих слайдах?

Ученик: во втором случае персонажи на слайдах объединены какой-то общей целью, связаны по смыслу.

Учитель: Да, хорошо. Давайте запишем на доске еще одно ключевое выражение «объединение общей целью».

А сейчас давайте проведем анализ закономерностей работы композитора над созданием музыкального произведения:

Звуки сирены, пение птиц, стук колес.

Фрагменты музыкальных произведений русских композиторов.

Каково различие между этими двумя примерами?

Ученик: I вариант – случайно подобранные звуки.

II вариант – звуки сочетаются в одно прекрасное музыкальное произведение, они находятся в общении друг с другом, в произведении нельзя ничего изменить, переставить.

Учитель: И так, давайте подведем итог нашего исследования, выделяя при этом ключевые фразы, которые выстроились у нас на доске.

  • связь по смыслу
  • объединение общей целью
  • общение составных частей произведения друг с другом.
  • отсутствие возможности что-либо изменить в произведении.

Учитель: Теперь мы можем сделать общий вывод о том, что же такое композиция в изобразительном искусстве?

Ученик: Отсутствие возможности что-либо изменить в произведении, например, размер холста, соотношение темных и светлых пятен, высоту линии горизонта. В противном случае целостность картины сразу разрушается.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

Учитель: Значит можно сделать вывод, что композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

4. Практическая работа. Творческое задание.

Для закрепления нового материала я предлагаю вам выполнить упражнение на образное мышление:

Задание на 2 группы:

  1. Природа радуется. (под звуки пения птиц. Приложение 1).
    Цвета радости. Теплая гамма.
  2. Природа плачет (под звуки дождя. Приложение 2).
    Цвета грусти. Холодная гамма.

В ходе работы педагог создаёт ситуацию успеха, стараясь правильно распределить дозу помощи учащимся, в зависимости от их творческих способностей.

Вопрос по окончании практической работы: Можно ли ваши картины назвать композицией?

5. Итог урока.

Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.

Зачем писать конспект урока учителю?

Итак, конспект урока — это четко структурированный план проведения учебного занятия. Написание конспекта урока можно назвать подготовительным этапом работы учителя. Молодые педагоги берут за принцип написание подробных разработок занятий на каждый день, создавая собственную систему преподавания. Опытные учителя могут обойтись лишь планом урока, так как методика уже «в голове» и расписана по минутам во всех деталях, учитывая специфику класса. Открытые уроки от любого учителя требуют написания конспекта и тщательной подготовки, продумывания его деталей.

Конечно, есть множество методической литературы, но это всего лишь руководство к проведению урока, никто в книге не учитывает индивидуальные особенности учащихся, методы и способы, которые подходят именно вам и вашим детям. Да и администрация многих школ требует именно рукописные разработки занятий, и спешит наказать за их отсутствие, отражая это в документации.

Читайте так же:  В 20 лет оформить кредитную карту

Даже, если урок написан и продуман на бумаге, он не всегда может получиться. Иногда реальное воплощение проведенного урока очень расходится с бумажным вариантом. Напрашивается вопрос: «Что же помешало? Плохая подготовка к уроку или отсутствие опыта?»

Поскольку все учителя разные, следовательно, и подход к написанию конспектов должен быть разным, не зависимо от опыта работы. Один преподаватель будет опираться на схему урока в виде тезисов, другой опишет в деталях все вопросы и задания, перевернет массу литературы.

Следует помнить, что учитель – человек творческий, он и актер, и режиссер, а творчество – процесс непредсказуемый, живой. И тем не менее, планировать урок нужно заранее, постараться «прожить» его уже на бумаге, пропустить через свое сердце и разум, чтобы избежать затяжных пауз и невнятных объяснений.

В любой план-конспект урока входит:

— тема согласно тематическому плану учебной программы;

— определение типа урока (закрепление пройденного материала; ознакомление с новой информацией; повторительно-обобщающий урок; комбинированное занятие; контрольный, практический);

— обозначение цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задач, которые вытекают из цели урока;

— оборудование или материально-техническое оснащение,

— описание деятельности учителя и учеников,

— содержание учебного материала и методика его изучения (методы, приемы, средства);

— примерный анализ урока (оценка своей работы, если требуется)

Естественно, содержание материала будет зависеть от преподаваемого предмета, но основные принципы составления конспекта урока будут одинаковы для всех.

Каждый последующий урок обязательно должен стать продолжением предыдущего, взаимосвязь этапов четко отслеживаться, а методы и формы работы активизировать деятельность учеников, достигая поставленных целей и задач.

Структура урока, проводимого в любом классе, зависит от особенностей и творческих возможностей учителя, а также от типа урока, и будет примерно такой:

  1. Организационный этап
  2. Изучение новых понятий и способов действия
  3. Формирование умений и навыков
  4. Закреплении, применение, систематизация знаний
  5. Оценка знаний. Информация о домашнем задании.
  6. Подведение итога урока. Рефлексия

Не секрет, что уроки в начальной школе включают в себя игровые моменты, а уроки в старших классах нацелены на подготовку к предстоящим экзаменам.

Писать или не писать конспект урока решать вам, дорогие педагоги, главное, чтобы урок получился. А об этом вам расскажут загоревшиеся глаза детей!

Но, если все таки, Вы не уверены в том, как следует правильно составлять конспект урока, в таком случае можно воспользоваться нашей коллекцией материалов для школы. Ознакомившись с примерами конспектов уроков для начальной школы, среднего звена и старших классов, Вы без труда составите подходящий именно вам план-урока, и проведете его с успехом. Однако не стоит забывать о том, что любой учебно-методический материал, являющийся авторским Вы можете прислать для публикации на наш сайт Конспект.ру и получить свидетельство о публикации бесплатно.

Учебно-методический материал по теме:
ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА (рекомендации к составлению)

Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и план-конспекты уроков. Ниже даны укрупненные рекомендации по составлению таких конспектов.

Предварительный просмотр:

ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА

(рекомендации к составлению)

Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и план-конспекты уроков. Ниже даны укрупненные рекомендации по составлению таких конспектов.

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик :

ТЕМА : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../.. : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА : определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть — комбинированный урок, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний и др.

ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока. Урок может быть традиционным, лабораторной работой, учебной лекцией, семинаром и проч.

ЦЕЛЬ УРОКА : ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока Вами и Вашими учениками. Как правило имеет образовательный характер.

ЗАДАЧИ УРОКА : выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА : отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.).Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

ПЛАН УРОКА : пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

Приемы и методы

ХОД УРОКА — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Как правило этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:

Работа учителя, ссылки

Работа ученика, ссылки

В перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:

— этап проверки домашнего задания,

— этап контроля и всесторонней проверки знаний,

— этап подготовки к усвоению нового материала,

— этап усвоения новых знаний,

— этап закрепления новых знаний,

— этап первичной проверки понимания нового материала,

— этап повторения пройденного материала,

— этап обобщения и систематизации новых знаний,

— этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты , например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

Слово “ссылки” в таблице означает, что свое изложение каждого этапа надо сопроводить номерами демонстрационных экспериментов, учебников и других литературных источников. Эти номера Вы проставляете во второй и третьей колонках таблицы после текста в полном соответствии с теми номерами, которые Вы присвоили своим чертежам и литературе в двух последующих разделах конспекта: РИСУНКИ. и ЛИТЕРАТУРА.

Читайте так же:  Могут ли приставы снимать с карточки деньги

РИСУНКИ И СХЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИЙ : в этот раздел Вы помещаете схемы установок демонстрационных экспериментов, лабораторных работ и практикумов, принципиальные схемы электрических цепей, чертежи к рассматриваемым задачам — все, что помогает Вам быстро восстановить в памяти экспериментальную часть урока и ход решения основных задач. Все рисунки и схемы должны быть пронумерованы в определенной временной последовательности (рис.1, рис.2. ). Именно на эту нумерацию следует ссылаться при включении, например, нескольких демонстраций в этап раздела ХОД УРОКА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : здесь перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку, потом к этим номерам Вы прибегаете по тексту план-конспекта там где это необходимо. Не стесняйтесь вносить в этот список свой рабочий конспект, поурочное планирование, свои план-конспекты других уроков и ссылаться на них в соответствующих местах разделов. В тексте ссылки на литературу проставляйте в квадратных скобках [1,3].

Подпись УЧИТЕЛЯ : в конце конспекта Вы ставите свою фамилию и расписываетесь. Без этого неясно- кто по этому конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

Как оформить план-конспект занятия

Развитие речи, 3 класс

Тема: «Снова пересказываем и рассказываем»

Цели и задачи урока:

1. Общее знакомство с понятием “план текста” и обучение его составлению.

2. Учить воспроизводить повествовательные тексты, накапливать опыт построения таких текстов.

3. Учить языковому анализу.

1. Развивать орфографическую зоркость: умение сознательно уходить от орфографических ошибок в любых письменных высказываниях.

2. Нацеливать детей на внимательное отношение к качеству своей устной речи: ясность, внятность, четкость, выразительность.

1. Воспитывать культуру общения.

2. Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

I. Организация начала урока.

─ Начинаем урок. Ребята, как вы думаете, нужно ли человеку быть грамотным? Зачем? (Это нужно для того, чтобы спокойно и уверенно чувствовать себя среди грамотных людей)

─ Что значит быть грамотным? (Писать без ошибок, правильно, точно, ясно выражать свои мысли)

─ А вы хотите этому научиться? Наш урок вам в этом поможет.

II. Введение в тему урока. Постановка целей.

На доске: Снова пересказываем и рассказываем.

─ Прочитайте тему урока. Запишите с красной строки в тетрадь.

─ Разберите по составу.

─ Чем похожи, чем различаются составы слов «пересказываем» и «рассказываем»? (Одинаковые корни, суффиксы, окончания, различные приставки)

─ Одинаково ли значение глаголов?

Пересказывать – рассказать, изложить своими словами.

Рассказывать – словесно изложить, сообщить что-либо.

─ Нужно ли в заголовке первое слово? Почему?

─ Подберите к нему синонимы. (Опять, еще раз)

─ Надо ли учиться пересказывать (рассказывать)? Для чего? (Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

─ Сегодня мы будем составлять рассказ об удивительном зверьке. О ком пойдет речь, вы узнаете из стихотворения:

На вид – добродушен и мил этот зверь,

Но ты его виду не очень-то верь…

Он губит посевы, ворует зерно-

Войну хомяку объявили давно.

─ Догадались, о ком будем говорить на уроке? (рисунок хомяка)

─ А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, работа с текстом упражнения)

─ Послушайте, какой рассказ о догадливом хомяке написал Н. Сладков. (Читает учитель)

─ Я не прочитала последнее предложение. Придумайте, как закончится этот рассказ.

─ Откройте учебник на стр. 135, рассмотрите рисунок.

─ Как же поступил хомяк?

─ Послушайте, как закончил рассказ автор: «Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору.»

─ Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, смекалку, находчивость)

─ Решение хомячка необычное, оно удивляет, восхищает.

На доске: Вот так…! Что за…! Какой…! Ну и…!

─ Закончите предложения, выражающие удивление, восхищение. (Вот так хомяк! Что за хомяк! Какой догадливый! Ну и хомяк!)

─ У рассказа нет названия. Придумайте. Можно использовать составленные предложения.

─ Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.

IV. Усвоение новых знаний.

─ Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.

─ Понаблюдайте за тем, как построен текст.

─ Сколько в нем частей? (4)

─ Как они отделены? (Красная строка)

─ Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится? (Хомяк нашел птичье гнездо)

─ Найдите в этой части слова автора, которые называют главное в этой части. (Птичье гнездо)

─ Пропустите 1 свободную строчку в тетради, а на второй запишите эти слова.

1. Птичье гнездо

─ Прочитайте 2 часть. О чем она? Найдите главные слова. (Находка) Запишите.

─ Прочитайте 3 часть. О чем она? Какие главные слова? Запишите.

─ Прочитайте 4 часть. Озаглавьте. Запишите.

─ У нас получился план текста. Запишите на пропущенной строке.

1. Птичье гнездо.

V. Первичная проверка понимания .

─ Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста.

1. Выделили части.

2. Определили, о чем в каждой говориться.

3. Назвали по теме или главной мысли.

4. Записали название.

─ Мы записали по порядку названия каждой части. Что же у нас получилось? Получился план текста.

─ Нужен ли нам план и для чего? (План помогает излагать мысли последовательно, по порядку)

─ На стр. 137 дается правило. Давайте проверим, верны ли наши выводы. (Чтение правила)

VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану .

Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.

─ Прочитайте 1 часть.

─ Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)

─ Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка! Танцуй и пируй! Догадался!)

─От чьего имени писатель использует первое восклицательное предложение? (От имени хомячка)

─ Прочитайте побудительное восклицательное предложение.

─ Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…” На что они указывают? (Препятствие, что-то не так, невыполнимость действия)

─ Прочитайте 3 часть. Зачем повторяются глаголы? Это ошибка?

─ Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос?

─ Прочитайте 4 часть.

─ Почему 1 предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье)

─ Прочитайте весь текст. Найдите и объясните орфограммы.

VI. Контроль и самопроверка.

Представьте, будто вы наблюдали за хомяком, видели все, о чем рассказал писатель, а теперь рассказываете другу. Используя план текста, перескажем по частям. Перескажите.

Учащиеся оценивают с помощью карточек «+/ –», вносят свои изменения.

Читайте так же:  Административный штраф вносится в

Запишите в тетрадь по 1 части.

1группа учащихся – 1часть, 2- 2часть, 3 – 3 часть, 4 – часть, 5 – 1 часть, 6 – 2 часть.

Проверка: прочитайте по частям. Дети оценивают работу товарищей.

─ У остальных я проверю работу в тетрадях.

VII. Обобщение и систематизация знаний. Включение новых знаний в систему.

─ Назовите тему урока.

─ Что нового мы узнали на уроке? (Как составить план текста)

─ Как будем составлять план при работе с другими текстами? Расскажите порядок действий.

1 – выделить части;

2 – определить, о чем в них говорится;

3 – назвать части по теме или главной мысли;

4 – записать название.

─ На стр.237 есть определение слова “текст”. Прочитайте.

─ Что нового добавилось?

─ Какие новые действия теперь будете выполнять?

VIII. Домашнее задание. Итог урока.

─ Я прошу вас взять дома или в школьной библиотеке книги о животных. Прочитайте рассказ о проделках животных, перескажите его кому-нибудь из близких. Несколько предложений запишите в тетрадь. Кто захочет, попробуйте сами составить план рассказа.У нас в классе есть выставка книг о животных. Здесь есть книги Н. Сладкова и других авторов. На перемене вы сможете познакомиться с ними: рассмотреть и прочитать. Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Урок закончен.

Шаблон плана-конспекта урока по технологии по ФГОС

Описание разработки

Данный шаблон поможет учителям составить план-конспект урока по любой теме в соответствии с требованиями ФГОС второгого поколения. Может пригодиться при подготовке к открытым урокам, аттестации, для портфолио и т.д.

Ход урока

3. Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Представляют результаты исследования.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Совет 1: Как написать план конспект урока

  • Как написать план конспект урока
  • Как составить опорный конспект
  • Как оформить конспект

  • Школьное образование. Конспекты уроков
  • составление план конспекта

Совет 2: Как писать конспект

Новоиспеченным студентам приходится подстраиваться под новый способ изложения и фиксирования лекции. Некоторый идут по пути наименьшего сопротивления и просто слушают лекцию, второй вариант – использовать диктофон. Однако все эти методы не помогут во время сдачи зачета или экзамена, лучше всего для подготовки иметь полный, понятный конспект лекций.

Очень трудно дословно записать все, что излагает лектор, он не диктует, а рассказывает и объясняет материал, задача студента в этом случае – сформулировать информацию так, чтобы после прочтения записей и он сам и другие люди поняли, о чем шла речь. В студенческой среде ходит поговорка – «Хороший конспект – уже «3» на экзамене». Изложение на бумаге лекций не только помогает готовиться к зачетам, но и способствует лучшему запоминанию изначально – срабатывает зрительная память при письме.

Как правильно писать конспект?

Есть несколько популярных советов, как правильно писать конспект:

  • старайтесь писать красиво и аккуратно, если читаемость записей низкая – в них нет смысла;
  • делайте поля в тетради, чтобы можно было делать пометки, исправления, проставлять дату лекции;
  • пишите дату и план лекции, потом это сильно поможет при поиске нужных тем и подготовке к сдаче;
  • применяйте графические способы выделения текста: маркеры, цветные ручки, подчеркивания, таблицы, графики и т.д.;
  • используйте сокращения – как общепринятые, так и самостоятельно изобретенные, главное, чтобы они были однозначно понятны при чтении;
  • если информация непонятна, лучше переспросить сразу или поставить на полях знак вопроса и оставить немного места для комментариев, чтобы в дальнейшем при подготовке к сдаче или на семинаре задать вопрос преподавателю и дополнить тему;
  • текст следует разбивать на абзацы или смысловые разделы, чтобы информацию при прочтении лучше воспринималась;
  • конспект желательно писать от руки, не используя технические устройства типа сканеров или ксероксов, пропущенная лекция, переписанная из конспекта одногруппника лучше осядет в голове, чем вклеенный себе в тетрадь ксерокс, кроме того по мере переписывания могут возникнуть вопросы по теме, которые нужно будет попросить разъяснить;
  • при самостоятельном конспектировании из учебников следует выписывать основные тезисы и важные мысли коротко и по существу.

Совет 3: Как составить план урока

Прежде всего, нужно уделить небольшой промежуток времени вначале занятия для опроса учащихся по ранее усвоенному учебному материалу, тематически связанному с материалом, который предстоит объяснять. Обычно на такой опрос отводиться от 3 до 5 минут. Во время опроса учащиеся вспоминают пройденное, их внимание и способность усваивать новую информацию повышаются. Следующие 20—25 минут необходимо посвятить объяснению новой темы. Ваши ученики лучше запомнят материал, если он будет сопровождаться показом макетов, схем, таблиц, видео-, аудиоматериалами и примерами. Необходимо равномерно распределить время для устного объяснения и работы с наглядными пособиями. Это позволит активизировать сразу несколько механизмов запоминания, улучшая его качество. Последние 10-15 минут урока нужно оставить для закрепления только что пройденного материала. Для того чтобы сделать план урока максимально удобным, иногда впоследствии в него приходится вносить коррективы. Например, можно увеличить время для закрепления материала, включив в него короткий пятиминутный письменный опрос. Это позволит оценить качество знаний учащихся и своей работы.

Что лучше: воспользоваться готовым планом или более правильно составить план урока самостоятельно?

В принципе, возможен и тот и другой вариант. Иногда для начинающего преподавателя легче воспользоваться готовым методическим материалом. Однако со временем большинство учителей предпочитают самостоятельно составить план урока и работать по индивидуальной схеме. Правильно составленный план урока позволяет рационально использовать время занятия и значительно увеличивает его эффективность.