Электронный учебник приказ

26.08.2018 Выкл. Автор admin

Электронный учебник приказ

Получаете ли вы премии?

Да, обычно в размере 13-й зарплаты

Нет, но нам стабильно выплачивают стимулирующие

Премии-то выдают, но это и не премии, а способ доведения зарплаты до средней по региону

Какие премии? Нам бы саму зарплату выплатили…

Всего проголосовало: 37

Когда слова не расходятся с делом

номер 09, от 26 февраля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля. У многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести», — эти слова из передовицы первого номера «Учительской газеты», вышедшей 3 октября 1924 года, принадлежат Надежде Константиновне Крупской. Именно она, руководитель Главполитпросвета при Наркомпросе, а затем и заместитель наркома просвещения РСФСР, стояла у истоков «Учительской газеты», помогала создавать ее, формулировать ее главную задачу – вскрывать и решать проблемы учительства. Быстро, грамотно, сообща… В этом году «Учительской газете» исполняется 95 лет. В этом же году мы отмечаем 150 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской. Об этих, неразрывно связанных юбилеях, в материалах наших авторов – Надежды Тумовой и профессора Михаила Богуславского.

Пожалуй, самое главное для подростка – пользоваться авторитетом в своей среде. Мнения родителей и учителей, о том, как он учится, выглядит и вообще поступает в разных жизненных ситуациях, отходят в этом возрасте на второй план. Главное – что думают сверстники. Как в такой ситуации не оказаться изгоем? Кто такой лидер в современной подростковой среде? Какими качествами нужно обладать, чтобы им стать? Ответы в новом выпуске газеты в газете «Эпицентр».

«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» — таково кредо студента в Китае. Сегодня в вузах этой страны учатся в три раза больше человек, чем живут в нашей. Цифра колоссальная! И здесь хорошо уяснили: образование – движущая сила экономики, поэтому учиться нужно всем и всегда. О том, как удается организовать и направить в нужное образовательное русло такое количество человек, узнал из первых уст Сергей Рыков.

Ответы на вопросы

Электронные учебники издательства «Просвещение» работают «офлайн», автономно от любых сетей. Интернет нужен для загрузки учебника на устройство.

Чем отличается электронный учебник от электронного приложения к бумажному учебнику?

Электронный учебник или, точнее, электронная форма учебника (ЭФУ) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. (Приказ № 1559 от 8 декабря 2014 г.)

Электронное приложение — необязательный компонент печатного учебника. В то время как каждый учебник в печатной форме, включенный в Федеральный перечень учебников, должен иметь электронную форму. Электронные формы учебников проходят педагогическую и общественные экспертизы (для учебников истории проводится дополнительная историко-культурная экспертиза).

Каковы технические требования устройствам, на которых воспроизводятся электронные учебники?

Рекомендуемые технические требования к устройствам:

— планшетные компьютеры с операционной системой Android версии 4.1 и выше, iOS версии 7 и выше или планшетные, стационарные и переносные компьютеры с операционной системой Windows версии 8.1;

— наличие подключения к сети интернет для первоначальной установки учебников;

— диагональ экрана устройства от 10.1” (1280×800 точек) и больше.

Можно ли будет делать заметки и оставлять комментарии в электронном учебнике?

В электронном учебнике реализована возможность выделения фрагментов текстов и их комментирования. Когда учитель или ученик вносит комментарии, пояснения, ссылки на ресурсы, они сохраняются в его учебнике и к ним всегда можно быстро обратиться.

Будут ли вместе с электронным учебником создаваться электронные тетради, тесты и проверочные работы?

В ЭУ встроены тестовые задания 5 типов, которые учитель и ученик могут использовать для текущего мониторинга и контроля. Электронный учебник издательства «Просвещение» — многослойный. Это уровень самого ЭУ, под ним обязательно уровень pdf или точной копии учебника, чтобы учитель мог от привычного перейти к новому и обратно, под ним уровни словарей, справочников и подобных вспомогательных средств. И над этим уже строится учебник ученика и учителя. Частично ЭФУ насыщены содержанием печатных дополнительных материалов, но полной замены не предусмотрено.

Возможно ли нам, учителям, заказать электронные учебники?

1. Если Вы хотите приобрести электронные учебники Просвещения через свою образовательную организацию, то необходимо заполнить бланк заказа и договор, размещенные на сайте издательства по ссылке http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45422, и прислать по электронной почте нам для обработки.

2. Если Вам нужны электронные учебники для личного использования и Вы готовы приобрести их за собственные средства, свяжитесь, пожалуйста, с нашим партнером, который осуществляет продажи частным лицам.
Вот контакты для связи:
Группа компаний «Альком»,
тел.:+7 (3812) 308-309 (многоканальный),
info@alcom55.ru.

3. Получить демо-доступ к электронным учебникам можно, установив приложение «Учебник цифрового века» через через Google Play, App Store или Windows Store.

Или воспользоваться прямыми ссылками, приведенными ниже:
— Ссылка для установки версии под Windows 8.1

Инструкция по работе с электронным учебником доступна по ссылке
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=37655

  • Сколько времени положено работать на уроке с электронным учебником (ЭУ)?

В соответствии с требованиями действующего СаНПиНа 2.4.2.2821-10, продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках составляет:

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Электронная форма учебников

ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНИКОВ

Электронные формы учебников (ЭФУ) по всем предметам являются электронными изданиями, по структуре, содержанию и художественному оформлению соответствующими печатным формам учебников и содержащими мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, которые расширяют и дополняют содержание учебников. (Приказ № 1559 от 8 декабря 2014 г.)

Полное соответствие электронных форм печатным формам учебников (с сохранением нумерации всех упражнений и заданий) позволяет учителю, работающему по данным учебникам, сочетать бумажные книги с электронными.

Интерактивным в ЭФУ является контент САМИХ учебников, а не только дополнительного материала, информационно расширяющего возможности комплекта.

Электронные формы учебников работают off-line, автономно от любых информационных сетей. Интернет необходим только для загрузки учебников на устройство пользователя.

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭФУ

Учебники в электронной форме могут быть воспроизведены на трёх операционных системах (Windows, Android и iOS) и различных электронных устройствах (персональные компьютеры, планшетные компьютеры и интерактивные доски).

Для функционирования учебника в электронной форме необходимо установить программное обеспечение (ПО) «Приложение Akbooks».

Приложение Akbooks распространяется БЕСПЛАТНО ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Исключительное право на приложение Akbooks принадлежит ООО «Издательство «Академкнига/Учебник».

ДЕМОВЕРСИИ учебников – это связные фрагменты каждого из ЭФУ, позволяющие учителю получить представление о внутренней организации всех ЭФУ, а также о формах и степени их интерактивности.

ДЕМОВЕРСИИ систематизированы последовательно (с 1 по 4 класс) по предметным областям, что дает возможность учителю СРАЗУ загрузить и установить на свой компьютер всю линейку материалов по выбранной им предметной области.

ВЫСОКОИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Высокоинтерактивные учебные пособия принципиально отличаются от ЭФУ максимально высокой степенью интерактивности: в них интерактивно ВСЁ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ интерактивным.

Круг таких пособий включает:

  • тетради для самостоятельной работы по всем предметам,
  • тренажеры,
  • итоговые контрольные работы,
  • подготовку к ВПР,
  • аудиодиктанты,
  • интерактивные учебные пособия – особые версии ЭФУ, в которых ВСЕ ЗАДАНИЯ (без исключения) проверяются автоматически.

Для получения бесплатных версий ЭФУ вы можете воспользоваться цифровыми кодами, расположенными на обороте обложки тетрадей для самостоятельных работ.

Каждая тетрадь для самостоятельной работы, снабжённая на обложке специальным значком «Загрузите учебник», включает ЦИФРОВОЙ КОД для скачивания соответствующей части электронной формы учебника.

Для загрузки и установки электронной формы учебника необходимо:

  • зайти на сайт www.shop-akbooks.ru в раздел «Активация кода»
  • или перейти по ссылке: https://shop-akbooks.ru/digital-code

Если у Вас НЕСКОЛЬКО ТЕТРАДЕЙ с цифровыми кодами (две и более), обратиться в нашу службу поддержки. Специалисты службы проведут активацию кодов за Вас и предоставят Вам уже готовый доступ ко всем ЭФУ.

Служба поддержки оказывает техническую и методическую помощь пользователям электронных учебников и пособий

Техническая поддержка

Для поиска ответа на свой вопрос воспользуйтесь статьями информационного раздела ниже или свяжитесь с нашей службой поддержки и задайте свой вопрос одним из удобных для вас способов:

  • отправьте сообщение: info@shop-akbooks.ru.
  • позвоните по телефону: 8 (800) 200 93 94 (звонок бесплатный)

Служба поддержки пользователей shop-akbooks.ru работает по будним дням с 10:00 до 19:00 по мск.

Если вы не смогли дозвониться в Службу поддержки, закажите обратный звонок, и специалист службы вам перезвонит

Методическая поддержка

Каждую неделю авторы и методисты издательства проводят обучающие вебинары.

  • Вебинары посвящены актуальным вопросам использования электронных учебников в учебном процессе, обсуждению возможностей и преимуществ интерактивных пособий.
  • Каждый слушатель вебинара получит Сертификат участника.
  • Все вебинары и on-line встречи можно посмотреть в записи на нашем канале Youtube.

Каждый месяц авторы и методисты издательства проводят электронные курсы по одной из трех тем:

  • Методика использования электронного учебника в системе начального общего образования
  • Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС
  • Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Регистрация и участие в курсах бесплатны.

  • Выбрать электронные учебники и пособия Вы можете на портале издательства www.shop-akbooks.ru.
  • Там же Вы сможете оформить свой заказ, оплатить его и получить пособия в течение 5 минут.
  • Загрузить и установить электронные учебники Вы сможете на любое персональное устройство Windows, Android, iOS.

Юридическое лицо (бюджетные и автономные организации: МБОУ СОШ, ИРО, ИПК и т.д.)

Аналитические обзоры

Электронная форма учебника: правовой режим

Дмитрий Бородин, Старший юрист Группы Технологий и Инвестиций

VEGAS LEX_Электронная форма учебника_правовой режим_05.2015

Электронная форма учебника: правовой режим [1]

Читайте так же:  Увольнение перед праздниками

В соответствии с пунктом 2 Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047» (далее – Порядок формирования федерального перечня учебников; Порядок) с 2015 года в Минобрнауки России в установленные Научно-методическим советом по учебникам сроки правообладателем, лицом, обладающим правами на учебник, представляется, в числе прочего, электронная форма учебника, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

По смыслу пп. б п. 3 Порядка формирования федерального перечня учебников электронная форма учебника (далее – ЭФУ) представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Ряд положений Порядка устанавливают требования к ЭФУ. Так, согласно ст. 17.2 Порядка экспертное заключение при педагогической экспертизе должно теперь содержать, помимо прочего, однозначные выводы о том, что:

структура, содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;

электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;

электронная форма учебника содержит:

— педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);

— средства контроля и самоконтроля.

Согласно ст. 17.3 Порядка экспертное заключение при общественной экспертизе должно теперь содержать, в том числе однозначные выводы о наличии следующих свойств:

  • электронная форма учебника:

— представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;

— может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых – для мобильных устройств;

— должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);

— функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;

— реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

— поддерживает возможность определения номеров страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

Указанные нововведения ставят перед издателями (издательствами) ряд вопросов, в частности: является ли ЭФУ самостоятельным объектом интеллектуальной собственности? Если да, то какие положения части IVГК РФ к ней применимы? Каким образом оформлять отношения с лицами, работающими над ее созданием, будь то сотрудник издательства, привлеченный специалист или организация-подрядчик? Необходимо ли получать согласие у автора учебника на создание ЭФУ? и прочие. При ответах на поставленные вопросы ключевую роль играет определение правовой природы (режима) ЭФУ.

Для начала необходимо установить, является ли объект охраняемым результатом интеллектуальной деятельности (далее – РИД). Определяющим признаком в данном случае, по смыслу положений п. 1 ст. 1228 и ст. 1257 ГК РФ, является наличие творческого вклада в создание объекта. Исходя из приведенных выше требований к ЭФУ, можно сделать вывод, что работа по его созданию носит творческий характер, поскольку предполагает не просто техническую обработку литературного произведения, но и, как минимум, подбор, расположение определенным образом «мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное), а также «средств контроля и самоконтроля». В некоторых случаях, как составную часть ЭФУ можно рассматривать и специальное программное обеспечение, необходимое для воспроизведения ЭФУ на электронных устройствах, которое, несомненно, является охраняемым РИД.

Кроме того, согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» до тех пор, пока не доказано иное, РИД предполагаются созданными творческим трудом, и само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности РИД не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права. В данном случае именно режим авторского права является наиболее соответствующим по своему содержанию характеру ЭФУ, как объекта интеллектуальной собственности. Так, согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. При этом перечень возможных форм таких произведений является открытым.

Таким образом, ЭФУ следует считать охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, а именно объектом авторского права [2] .

Согласно п. 2 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав также относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Исходя из вышеназванных требований к ЭФУ, установленных в Порядке формирования федерального перечня учебников, ЭФУ обладает признаками составного произведения, так как представляет собой ни что иное как результат «подбора и расположения материалов». В связи с этим к нему применимы положения статьи 1260 ГК РФ, касающиеся осуществления прав на составное произведение.

Вместе с тем в основе данного объекта лежит литературное произведение, «расширенной» электронной версией которого ЭФУ, по своей сути, и является. В связи с чем ЭФУ может также рассматриваться как производное по отношению к печатному учебнику произведение. В данном случае к нему применимы всё те же положения статьи 1260 ГК РФ.

Наконец, в силу того, что ЭФУ может объединять в себе разнородные результаты интеллектуальной деятельности (литературные произведения, произведения изобразительного искусства, аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и т.п.), ЭФУ можно рассматривать в качестве сложного объекта по смыслу ст. 1240 ГК РФ, в частности, как мультимедийный продукт.

Перечисленные режимы не являются взаимоисключающими. Так, режимы составного и производного произведений очень близки и служат, прежде всего, для определения условий осуществления авторами таких произведений своих прав. В свою очередь, режим сложного объекта определяет статус лица, организовавшего создание такого объекта, и его права на данный объект. Таким образом, в зависимости от решаемой задачи, издательство может руководствоваться различными положениями части IVГК РФ.

Процесс создания ЭФУ включает, как правило, несколько этапов, работа по которым может выполняться разными лицами: одно лицо подбирает и систематизирует контент для включения в ЭФУ наряду с учебником, другое лицо разрабатывает специальное программное обеспечение (ПО), третье верстает электронное издание и т.д. Часть этапов может носить явно творческий характер (например, подбор и расположение контента, разработка ПО), часть – преимущественно технический (например, верстка, оцифровка печатных материалов, адаптация ЭФУ под конкретную платформу). На каждом этапе необходимо понимать, является ли конкретный результат охраноспособным, и если да, то к какой категории РИД его следует отнести.

Адекватным представляется подход, согласно которому ЭФУ как конечный продукт является сложным произведением (особенно если рассматривать ПО, необходимое для его воспроизведения, как его составную часть), организатором создания которого является издательство, как лицо, взявшее на себя организацию процесса создания, а также финансирование и все связанные с этим риски.

При этом необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительные права на «промежуточные» РИД, а также на учебник и иные составляющие ЭФУ произведения первоначально возникают у соответствующих авторов. Издательству необходимо надлежащим образом оформить с ними отношения по поводу использования соответствующих РИД, чтобы не оказаться в ситуации, когда права на часть ЭФУ будут находиться вне контроля издательства.

В этой связи издательствам при создании ЭФУ необходимо обратить особое внимание на следующие проблемные моменты:

надлежащее оформление договорных отношений с автором печатного издания и его согласие на включение произведения в состав составного/сложного произведения, на создание производного произведения;

наличие согласия правообладателей всех включаемых в ЭФУ материалов на такое использование;

надлежащее оформление отношений по поводу служебных произведений, в случае если хотя бы часть творческой работы выполняют работники издательства.

[1] Настоящая публикация носит исключительно информационный характер и не является письменной консультацией по правовым вопросам. При принятии решений в отношении конкретного спора необходимо обратиться за юридической помощью. Фирма VEGAS LEX не несет никакой ответственности за применение всех или отдельных рекомендаций, изложенных в настоящей редакции.

[2] Тем не менее в силу большого разнообразия бизнес-практик, используемых издательствами при создании ЭФУ, данный вывод может оказаться неприменимым в некоторых исключительных ситуациях. Вопросы охраноспособности и правовой природы таких нетипичных РИД требуют рассмотрения применительно к конкретной ситуации.

Электронный учебник приказ

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 11 января 2007 г. № 5 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный № 8806);

Читайте так же:  Банк российский капитал в нижнем новгороде лицензия

от 26 февраля 2007 г. № 69 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. № 5″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный № 9076);

от 23 апреля 2010 г. № 428 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623).

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 5 сентября 2013 г. № 1047

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — соответственно Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:

структуру федерального перечня учебников;

основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

форму экспертного заключения;

основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:

1 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3 часть — учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Каждая часть состоит из 3 разделов:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.

Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.

В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:

порядковый номер учебника;

наименование издателя(ей) учебника;

адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);

язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.

(Пункт 3 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) , педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;

б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания;

г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (далее — учебник).

5. Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица, обладающего правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее — заказчик экспертизы).

(Пункт 6 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

(Пункт 7 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

(Пункт 8 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.

Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.

10. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.

(Пункт 13 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.

В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования .

Не является обязательным требованием.

(Пункт 14 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.

(Пункт 15 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее — эксперты). При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.

Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально-техническими ресурсами для проведения экспертиз.

(Пункт 16 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям № 1 — 5 к Порядку.

(Пункт 17 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной (научной историко-культурной для учебников истории России) экспертизе о том, что:

экспортируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) соответствующего уровня общего образования;

в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;

иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:

учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;

изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;

содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

17.2. При педагогической экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;

учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;

в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;

содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;

содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;

методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;

Читайте так же:  Возврат денежных средств от покупки квартиры

развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;

завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;

учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;

язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;

изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;

структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки;

структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;

электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;

электронная форма учебника содержит:

педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);

средства контроля и самоконтроля.

17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:

содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);

отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;

качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой;

электронная форма учебника:

представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;

может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;

должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);

функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;

реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:

отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;

наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;

обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

(Пункт 18.1 внесен приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

18.1. Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.

(Пункт 19 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

19. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников направляет в Минобрнауки России следующие материалы:

заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;

учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;

методическое пособие для учителя;

инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;

положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;

20. Материалы, указанные в пункте 19 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.

21. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;

не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников.

22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;

не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;

установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

представлен неполный комплект материалов.

23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.

(Пункт 24 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

24. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.

Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:

о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение)), предусмотренным ФГОС,;

о проведении дополнительных или повторных экспертиз по учебникам, включенным в указанный перечень.

Заказчик представляет запрашиваемое(ые) положительное(ые) экспертное(ые) заключение(я) в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.

(Пункт 25 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

25. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:

при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей ;

Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477).

при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению);

при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;

при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;

при непредоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24.1 Порядка.

(Пункт 26 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

26. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.

27. Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;

не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.

(Пункт 28 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

28. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.

В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.

Указанные изменения вносятся в течение 1 месяца с момента предоставления заявления и документов, без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.

29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

(Пункт 30 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

30. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России о федеральном перечне учебников , о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет.

(Приложения № 1-4 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

Приложение № 1
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования