Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ

07.09.2018 Выкл. Автор admin

Минфин предложил ввести экологический налог за выброс вредных веществ

Минфин опубликовал на портале проектов нормативных актов проект поправок в Налоговый кодекс о введении экологического налога. Сейчас нормы о плате за негативное воздействие от предприятий прописаны в законе об охране окружающей среды. Размер платы устанавливается с учетом объема или массы выбросов загрязняющих веществ.

По мнению Минфина, анализ динамики поступлений такой платы в федеральный бюджет говорит о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа. Из-за этого возникает необходимость финансировать экологические госпрограммы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов. Экологический налог необходимо ввести для «финансового обеспечения деятельности правительства, связанной с проведением госполитики в области экологии», уточняется в документе.

— Существующий в настоящее время неналоговый платеж — плата за негативное воздействие на окружающую среду, — регулируемый природоохранным законодательством Российской Федерации, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в Налоговый кодекс Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке.

Согласно документу предлагается установить фиксированные налоговые ставки за выброс различных веществ в воздух, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. В случае принятия проекта поправки вступят в силу с 1 января 2020 года.

Ранее правительство обсуждало идею создания «кодекса неналоговых платежей». В январе премьер Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития подготовить конкретные предложения. В начале апреля замминистра финансов Илья Трунин заявил, что Минфин предложил внести отдельной главой в Налоговый кодекс все квазиналоговые платежи. По его словам, речь идет о таких сборах, как экологический, утилизационный, курортный, а также об отчислениях в резерв универсального обслуживания операторов связи.

Всплывающие уведомления о важных новостях

Исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Опубликовано: Асiповiцкi Край

Эффективность налоговой системы во многом определяется тем, насколько ее содержание и направленность соответствуют целям и задачам экономического развития государства.

Стратегия устойчивого развития, основанная на эффективном природопользовании, является целью реформ, проводимых большинством современных государств в экономической и социальной сферах.

Соответственно построение новой модели взаимодействия с природой является стратегической задачей и нашей страны. Налоговая политика, как и любая иная государственная политика, должна соответствовать критериям и целям устойчивого развития, которое предполагает наличие осознанной связи между проблемами окружающей среды, экономическим и социальным развитием, т.е. налоговая система должна быть экологизирована. На современном этапе задачу экологизации налогообложения выполняет экологический налог, в состав которого входят платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Особенности исчисления отдельных платежей экологического налога, ставки налога по объектам налогообложения, перечень объектов, которые не подпадают под налогообложение экологическим налогом, повышающие (понижающие) коэффициенты к ставкам налога, льготы по налогу за выполнение плательщиками определенных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки, установлены главой 19 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

Согласно нормам подпункта 1.1 пункта 1 статьи 205 НК объектом налогообложения экологическим налогом признаются в том числе выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако статьей 206 НК установлено, что налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон об охране атмосферного воздуха) нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов, или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых в соответствии с законодательством.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона об охране атмосферного воздуха, обязаны получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение и соблюдать условия, установленные в таких разрешениях (подп. 2.2 п. 2 ст. 21 Закона об охране атмосферного воздуха).

Пунктом 2 статьи 26 Закона об охране атмосферного воздуха определено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов допускаются только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения и в соответствии с нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условиями, установленными в таких разрешениях.

Из содержания положений статей 19, 21 и 26 Закона об охране атмосферного воздуха следует, что разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдаются только в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, произведенных стационарными источниками выбросов, а в комплексных природоохранных разрешениях также указывается информация только о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов.

Таким образом, под объект налогообложения экологическим налогом практически подпадают только те выбросы загрязняющих веществ, которые производятся стационарными источниками выбросов, в отношении которых получены разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или которые поименованы в комплексных природоохранных разрешениях.

Выбросы загрязняющих веществ, осуществляемые нестационарными источниками выбросов или стационарными источниками выбросов, по которым не требуется получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, экологическим налогом не облагаются.

Кроме того, пунктом 2 статьи 205 НК предусмотрено, что объектом налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 тонн в год.

Для принятия решения о необходимости исчисления экологического налога за выбросы загрязняющих веществ следует просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и без установленного класса опасности, поименованных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При этом необходимо учитывать следующие особенности:

-если суммарные объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и загрязняющих веществ без установленного класса опасности, указанные в разрешении, составляют 3 и более тонны, то исчисление и уплата налога за I–III кварталы производится в общеустановленном порядке вне зависимости от того, что в указанных налоговых периодах (кварталах) фактический суммарный объем выбросов с начала года может быть менее 3 тонн;

— в случае если по итогам работы за год (за I–IV кварталы) фактические объемы выбросов загрязняющих веществ I, II,III и IV классов опасности и загрязняющих веществ без установленного класса опасности, указанные в разрешении, окажутся менее 3 тонн, то природопользователь не будет признан плательщиком в каждом отчетном периоде (квартале) истекшего календарного года, в том числе и в тех отчетных периодах (кварталах), за которые ранее представлялись налоговые декларации (расчеты) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — декларация);

— в ситуации, когда организация использует право исчисления указанного налога исходя из установленных годовых объемов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и значения выбросов, определенные в разрешении, выше необлагаемого минимума, то расчет сумм налога к уплате в целом за год производится на основании значений, установленных в разрешении;

— если по итогам года фактические объемы налогооблагаемых загрязняющих веществ составляют значения, которые менее 3 тонн, природопользователь не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим, представляет в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию за истекший (отчетный) год, в графе 4 которой проставляются нули либо прочерки. Возможные суммы переплат могут быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика либо возвращены ему в порядке, установленном статьей 60 НК.

Указом Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении» установлены только три ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по веществам II, III и IV классов опасности согласно приложению 4 к данному Указу. За выбросы загрязняющих веществ I класса опасности и без установленного класса опасности экологический налог не исчисляется и не уплачивается. Сведения об объемах выбросов загрязняющих веществ I класса опасности используются только при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта налогообложения экологическим налогом.

Для упрощения заполнения декларации установлено суммирование фактических объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.

Обращаем внимание, что согласно пункту 9 статьи 208 НК плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в соответствии с пунктом 3 статьи 208 НК (т.е. сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, хранения, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение или в комплексных природоохранных разрешениях (далее — годовой объем), и соответствующих ставок экологического налога), представляют в налоговый орган декларации:

Читайте так же:  Требования предъявляемые к руководителям и лидерам

— не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема.

Уплата экологического налога производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

— не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога. В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 НК.

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Осиповичскому району

Рассылка новостей журнала «Экология на предприятии»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 7, июль 2015

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: с чего начать?

Рубрика «Практикум»

Т.А. Русакова, эколог

Основным нормативным правовым актом, определяющим общий порядок исчисления и уплаты экологического налога, является Налоговый кодекс (далее — НК).В главе 19 НК определены плательщики экологического налога, объекты налогообложения, ставки налога, порядок исчисления и уплаты. Выбросы загрязняющихвеществ в атмосферный воздух являются одним из объектов налогообложения экологическим налогом при условии, что общий суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанный в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, составляет более 3 т в год.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух или комплексных природоохранных разрешениях.

Больше всего вопросов возникает с определением налоговой базы, т.е. фактического объема выбросов загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздухот стационарных источников выбросов в отчетный период.Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь учет выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов осуществляется теми же методами, что и их инвентаризация,поэтому для определения порядка расчета прежде всего необходимо изучить акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятия.

Как было сказано выше, в 2015 г. объектом налогообложения признаются выбросызагрязняющих веществ в объемах свыше 3 т, указанные в разрешении, т.е. выбросы отстационарных источников, которым устанавливаются нормативы допустимых выбросов. Как известно, инвентаризация выбросов проводится для всех стационарных источников, и именно проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществпозволяет определить, какие источники являются нормируемыми. Выявить нормируемые источники выбросов также позволяет разрешение на выбросы загрязняющих в-ществ либо комплексное природоохранное разрешение.

Далее необходимо определить, какими методами проводилась инвентаризациявыбросов на каждом источнике.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (49), июль 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ЗА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ ИСТОЧНИКОВ, КОТОРЫМ НЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ НОРМАТИВЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Что надо знать плательщику экологического налога: справочная информация

Рассмотрим основные изменения, произошедшие в 2007 г. в законодательстве, регулирующем порядок исчисления и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые необходимо знать плательщикам данного налога.

В 2007 г. размеры ставок налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не изменились и определены:

с 1 января до 17 мая 2007 г. — Указом Президента РБ от 15.06.2005 № 275 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания»;

с 17 мая 2007 г. — Указом Президента РБ от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее — Указ № 215). При этом п.4 данного Указа предусмотрено взимание налога при нанесении лакокрасочных покрытий.

Порядок исчисления налога определен законами РБ «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», постановлением Совета Министров РБ от 01.02.2005 № 119, а также следующими нормативными правовыми актами (по периодам):

— с 1 января до 1 июля 2007 г. — Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога), утвержденной постановлением МНС РБ от 16.03.2005 № 36 (далее — Инструкция № 36);

— с 1 июля 2007 г. — постановлением МНС РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот), и о…» (далее — постановление № 82) — утверждены формы налоговых деклараций (расчетов) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух — см. приложения 2, 3, 4.

Для расчета экологического налога за май-июнь в части платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух плательщики применяют формы налоговых деклараций (расчетов) в соответствии с Инструкцией № 36.

Организациями для расчета налога за июль, а индивидуальными предпринимателями — за III квартал 2007 г. применяются налоговые декларации (расчеты), формы которых утверждены постановлением № 82.

В 2007 г. суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух индексируются на 19%.

Не являются плательщиками экологического налога:

— организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со ст.16 Налогового кодекса РБ;

— индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Также считаем необходимым обратить ваше внимание и на следующие новации, касающиеся экологического налога:

1. С 1 января 2007 г. — даты принятия Закона РБ от 29.12.2006 № 190-З (далее — Закон № 190-З), которым внесены изменения и дополнения в Закон РБ от 23.12.1991 № 1335-XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», — в состав экологического налога включаются новые платежи по следующим объектам:

— производство и импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона;

— импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару.

2. Законом № 190-З изменен порядок обложения экологическим налогом таких объектов, как «производство и импорт пластмассовой тары, иных товаров» и «импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару».

3. Постановлением № 82 утверждены новые формы налоговых деклараций (расчетов) (см. приложения 6, 10, 11) по следующим налогам:

— за хранение отходов производства;

— за производство и (или) импорт пластмассовой тары, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару;

— за производство и (или) импорт тары на основе бумаги и картона, использование и (или) импорт стеклянной тары, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

4. С 1 июля 2007 г. вступили в силу постановления Минприроды РБ, регламентирующие вопросы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками:

— от 28.12.2006 № 80 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;

— от 14.05.2007 № 61 «Об утверждении Инструкции по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;

— от 14.05.2007 № 63 «Об утверждении Правил контроля за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами».

Налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ

Заполнение налоговой декларации: общие вопросы. Итак, постановлением № 82 утверждена форма налоговой декларации (расчета) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, которая приведена в приложении 3 (далее — декларация). Перечень таких источников определен постановлением Минприроды РБ от 28.02.2005 № 10 «Об утверждении перечня источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

По сравнению с ранее действующей форма декларации не претерпела изменений. Пояснения по заполнению декларации приведены в приложении к ней (далее — Приложение).

Заполняется декларация как на основании расчетов выбросов отдельных загрязняющих веществ в соответствии с перечисленными в Приложении методиками расчета (вариант 1), так и по упрощенной схеме в соответствии с суммами налога за сжигание 1 тонны различного топлива (вариант 2). Может также использоваться смешанная схема расчета налога (вариант 3) при наличии источников, часть выбросов от которых рассчитывается согласно варианту 1, а вторая часть — согласно варианту 2.

Читайте так же:  Игровые пособия чтение

Количество (объем) загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определяется расчетным путем исходя из количества фактически использованного за отчетный период топлива, сырья или материалов, которое определяется по данным бухгалтерского учета и первичных учетных документов в области охраны окружающей среды, в частности, по данным журнала учета расхода топлива, сырья, материалов и их качественных характеристик формы ПОД-4 (утверждена постановлением Минприроды РБ от 08.11.2005 № 59 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды»).

Документы, используемые для расчета объемов загрязняющих веществ. Для расчета объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух плательщики применяют:

1) технический кодекс установившейся практики (далее — ТКП) 17.08-01-2006 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт» — для расчета выбросов от оборудования, работающего на твердом и жидком топливе, установленного на передвижных источниках, предусмотренного конструкцией данного транспортного средства (вагоны, баржи, суда и другие) и (или) буксируемого ими, в т.ч. в котлах отопления и титанах, установленных в пассажирских и специальных вагонах на железной дороге.

Налог исчисляется исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ с применением коэффициентов:

0,27 — при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения;

0,5 — при сжигании биогаза и биотоплива (торф, топливные брикеты, древесное топливо (дрова, отходы лесопиления и деревообработки, фитомасса быстрорастущих растений), отходы сельскохозяйственной деятельности, горючие топливные вторичные энергоресурсы) с целью получения тепловой и (или) электрической энергии.

Для целей отопления вагончика строителей использовано за отчетный период 1,2 т торфяных брикетов из торфа верхового.

Вариант 1. При расчете по ТКП 17.08-01-2006 в декларации указываются:

в графе 2 — наименования загрязняющих веществ;

в графах 4 и 5 — рассчитанные согласно ТКП 17.08-01-2006 значения выбросов в тоннах исходя из количества использованного за отчетный период топлива, отраженного в графе 3;

в графе 6 — ставки налога за выбросы 1 т загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определенные Указом № 215 и отраженные в графе 4 таблицы, приведенной в п.1 Приложения, исходя из их класса опасности, указанного в графе 3 таблицы по соответствующим загрязняющим веществам.

В соответствии с подп.3.3 и 3.4 п.3 Указа № 215 при сжигании торфа применяется коэффициент 0,5, а также, поскольку эти выбросы образуются при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения (отопление для бытовых нужд строителей), к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух применяется коэффициент 0,27.

Сумма налога за выбросы будет рассчитываться по схеме:

гр.5 х гр.6 х гр.7 — гр.8.

Таким образом, в заполненном виде декларация выглядит так:

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: правила и особенности.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются объектом обложения экологическим налогом

Данной статьей установлена льгота, согласно которой не признают объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – разрешения на выбросы) или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год (п. 2 ст. 205).

Если же организация превысила указанный предел, то она является плательщиком налога со всего объема выбросов (без учета льготы).

Статьи 206, 207 НК

Налоговая база экологического налога по выбросам определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы или комплексных природоохранных разрешениях.

Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух указаны в приложении 6 к НК. К ним применяются следующие коэффициенты:

– за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27;

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение 3 лет со дня получения этого сертификата – 0,9.

Статьи 208, 209 НК

Налоговым периодом экологического налога за выбросы признают календарный квартал. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммируют объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.

Исчисленная сумма налога уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Срок представления декларации в налоговые органы – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, уплаты налога – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

Сумма налога включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

Постановление МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы», с учетом последних изменений от 12.06.2015 № 13 (далее – постановление № 42).

Постановлением № 42 утверждены форма налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 11 к постановлению) и порядок ее заполнения (гл. 11 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 42).

Так, гр. 3 заполняется в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по срокам 20 апреля календарного года и 20 февраля календарного года, следующего за истекшим, только теми плательщиками, которые производят исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы или в комплексных природоохранных разрешениях.

Графу 4 заполняют в налоговой декларации (расчете), представляемой по сроку 20 февраля календарного года, следующего за истекшим, только те плательщики, которые производят исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы или в комплексных природоохранных разрешениях.

Графу 5 заполняют только те плательщики, которые производят исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ежеквартально.

В приложении 2 к форме декларации производится распределение подлежащих уплате сумм экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух между административнотерриториальными единицами в зависимости от места расположения объекта налогообложения.

Организация может получить разрешение на выбросы только при наличии акта инвентаризации

Инструкция о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42

Инструкция устанавливает порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также определяет общие требования к составу, оформлению и содержанию акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который служит основанием:

– для разработки проекта нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– получения разрешения на выбросы.

Инвентаризацию выбросов должны проводить организации, эксплуатирующие только стационарные источники выбросов.

Порядок получения разрешений на выбросы

Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», с учетом последних изменений от 30.12.2014 № 225-З

Оказание воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности определяется как природопользование (ст. 1).

Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается субъектам хозяйствования за плату на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды, комплексного природоохранного разрешения в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, и на иных основаниях, предусмотренных национальным законодательством (ст. 16).

Закон Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха», с учетом последних изменений от 12.12.2012 № 6-З (далее – Закон № 2-З)

Эксплуатация стационарных источников выбросов субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы или комплексного природоохранного разрешения, выдаваемых Минприроды или его территориальными органами (ст. 33).

В этих разрешениях устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условия осуществления выбросов этих веществ в соответствии со ст. 19 Закона № 2-З.

Читайте так же:  Как долго оформить прописку

Справочно: стационарные источники выбросов – это источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 20 ст. 1 Закона № 2-З).

Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664, с учетом последних изменений от 31.12.2014 № 1271

Разрешение на выбросы необходимо при эксплуатации природопользователем (организацией) на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:

– более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;

– менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные в установленном Минздравом порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,0001 т в год.

При аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное.

Разрешение на выбросы может быть выдано организации как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов. Органом выдачи разрешений являются Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды или областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Разрешение выдается на срок от 2 до 10 лет.

Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях» (далее – Указ № 528)

Организации, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, согласно приложению к Указу № 528, с 1 января 2016 г. должны осуществлять данную деятельность только при наличии комплексных природоохранных разрешений. До указанной даты это было их право.

Справочно: комплексное природоохранное разрешение – это единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства (подп. 1.2 п. 1 Указа № 528).

Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1677, с учетом последних изменений от 02.03.2015 № 152

Выдача комплексных природоохранных разрешений, внесение в них изменений и (или) дополнений, продление срока и прекращение их действия, выдача дубликатов комплексных природоохранных разрешений осуществляются территориальными органами Минприроды по месту государственной регистрации природопользователя. Комплексное природоохранное разрешение выдается на срок, указанный природопользователем в заявлении о выдаче комплексного природоохранного разрешения (от 5 до 10 лет).

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 20.12.2011 № 53 «О некоторых вопросах выдачи комплексных природоохранных разрешений»

– форма заявления на получение комплексного природоохранного разрешения (приложение 1) и форма комплексного природоохранного разрешения (приложение 2);

– Инструкция о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения.

Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, с учетом последних изменений от 14.10.2015 № 854, вступающих в силу через 6 месяцев после официального опубликования

В п. 6.19 единого перечня указаны документы, которые надо представить в соответствующий орган Минприроды для получения разрешения на выбросы, в п. 6.53 единого перечня – для получения комплексного природоохранного разрешения.

Организации должны соблюдать установленные нормативы допустимых выбросов

Перечень загрязняющих веществ, категорий объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденные постановлением Минприроды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31, в редакции от 15.12.2011 № 49 (далее – постановление № 31)

Для загрязняющих веществ, не включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух, и выбрасываемых (планируемых к выбросу) стационарными источниками выбросов организации, осуществляющей хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ, при проведении проектных работ или инвентаризации выбросов рассчитывается значение критерия значимости по формуле, определенной постановлением № 31.

Инструкция о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43, с учетом последних изменений от 23.12.2011 № 55

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

– для стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, сгруппированных по отдельным цехам и производствам природопользователя, объектов воздействия на атмосферный воздух и (или) совокупности объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, при условии пересечения их зон воздействия;

– загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух, согласно приложению 1 к постановлению № 31.

К нормативам (временным нормативам) выбросов относятся:

– предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

– предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в кубическом метре при нормальных условиях (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива – в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

Отсутствие разрешения на выбросы или нарушение его условий, а также превышение установленных нормативов выбросов влекут ответственность

Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», с учетом последних изменений от 03.12.2010 № 618

Если у природопользователя отсутствует разрешение на выбросы, хотя оно ему требуется согласно осуществляемой им деятельности, то такие выбросы являются причинением вреда окружающей среде.

При причинении вреда окружающей среде выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, кроме поступившего от стационарного источника выбросов, к таксам, установленным в приложениях 1 и (или) 2 к Указу, применяются коэффициенты, названные в приложении 9, в зависимости от численности жителей населенного пункта, где такой выброс произведен.

Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042, с учетом последних изменений от 20.06.2013 № 503

Вред окружающей среде считается причиненным, если выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов осуществляется, например, с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без разрешения на выбросы или комплексного природоохранного разрешения, если получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством, или в нарушение его условий и т.д.

Факт причинения вреда окружающей среде уполномоченный государственный орган фиксирует в акте установленной формы (составляется в 2 экземплярах). К акту прилагаются карты, схемы, планы, фотографии, акты отбора проб, протоколы испытаний, другие материалы, подтверждающие факт причинения вреда окружающей среде.

При наличии оснований для начала административного процесса или возбуждения уголовного дела уполномоченный государственный орган составляет третий экземпляр, который направляется органу или лицу, ведущему административный процесс или обладающему правом возбуждения уголовного дела.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения уполномоченного государственного органа в случае, когда получение такого разрешения обязательно, или нарушение условий, установленных в таком разрешении, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин, а на юридическое лицо – до 200 базовых величин.

Загрязнение атмосферного воздуха посредством поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов с превышением установленных нормативов допустимых выбросов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, на юридическое лицо – до 200 базовых величин.