Историко-культурная экспертиза самара

04.07.2018 Выкл. Автор admin

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ЭКСПЕРТИЗА, ОБСЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

Мы проводим государственную историко-культурную экспертизу и разрабатываем проектную документацию для объектов культурного наследия:

  1. Проводим государственную историко-культурную экспертизу:
  2. Проводим обследование объектов культурного наследия;
  3. Разрабатываем проектную документацию по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию памятников архитектуры.
  4. Разрабатываем проектную документацию по инженерному укреплению объектов культурного наследия.
  5. Исключаем объекты из реестра культурного наследия.

Наличие лицензии Министерства культуры РФ и 14 штатных аттестованных специалистов Министерством культуры РФ:

  1. ООО «МНСЭ» имеет лицензию Министерства культуры Российской Федерации;
  2. 4 аттестованных эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы;
  3. 2 аттестованных архитектора по направлению проектные работы по сохранению объектов культурного наследия;
  4. 1 аттестованный инженер по направлению научно-исследовательские работы по сохранению объектов культурного наследия;
  5. 2 аттестованных инженера по направлению изыскательские работы по сохранению объектов культурного наследия;
  6. 5 аттестованных инженеров по направлению проектные работы по сохранению объектов культурного наследия.

ПОЛУЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Историко-культурная экспертиза самара

Государственное бюджетное
учреждение культуры

Агентство по сохранению историко-культурного наследия Самарской области

Мы приветствуем Ваc на официальном сайте государственного бюджетного учреждения культуры по охране и использованию памятников истории и культуры Самарской области. Основная цель деятельности Агентства — сохранение, эффективное использование и популяризация объектов культурного наследия народов Российской федерации.

Историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза проводится с целью выяснения, является ли тот или иной объект культурным наследием Российской Федерации или нет. Если да – он включается в единый государственный реестр. Права на его использование, таким образом, сильно ограничиваются. Объект культурного наследия должен быть сохранен собственником в первозданном виде и хорошем состоянии. Более того, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия или участка, на котором он находится, требует согласования с органами исполнительной власти.

Историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

Правовые аспекты

  • Историко-культурная экспертиза проводится в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и регулируется главой 5 настоящего Закона.
  • Согласно статье 15 настоящего Закона, объекты культурного наследия включены в единый государственный Реестр.
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
  • Права пользования объектом культурного наследия, а также земельным или водным участком, на территории которого располагается искомый объект, регулируются статьей 52 настоящего Закона. В статье 53 указываются ограничения при использовании объекта культурного наследия или территории, на которой он располагается.

Задачи, которые решает историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза (далее — историко-культурная экспертиза) проводится в целях:

  • обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
  • определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
  • определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;
  • отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия.

Исследуемые объекты

Согласно статье 30 настоящего Закона, в рамках историко-культурной экспертизы исследуются:

  1. объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
  2. земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
  3. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  4. документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
  5. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  6. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  7. проекты зон охраны объекта культурного наследия;

Пункт первый требует пояснений, которые подробно приводятся в статье 3 настоящего Закона. Согласно ей, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники. А также иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Читайте так же:  Трудовой кодекс права ребенка

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия).

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:

  • Фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе

  • Места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
  • Места совершения религиозных обрядов.

Согласно статье 4 Закона, объекты культурного значения имеют разную ценность и подразделяются на три категории:

  • Объекты федерального значения – ценные для РФ, сюда также относят объекты археологического наследия,
  • Объекты регионального значения – то есть имеющие ценность для культуры и/или истории конкретного региона,
  • Объекты муниципального (местного) значения – имеющие значение для местной истории и/или культуры.

Методы исследования

Методами исследования объекта является изучение предоставленных документов, историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые изыскания, проводимые отдельным экспертом или экспертной комиссией составом более 3-х человек, во главе с председателем.

В качестве экспертов привлекаются физические лица, имеющие научные и практические знания в исследуемой области, со стажем работы по профилю не менее 10 лет. Все эксперты проходят аттестацию.

По окончании исследования формируется экспертное заключение, которое предоставляется заказчику.

Историко-культурная экспертиза самара

Страница не найдена!

Вы можете перейти на главную страницу или воспользоваться поиском

Министерство культуры Самарской области

Центр телефонного обслуживания
Самарской области
8-800-707-6-123

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International

Новости

В апреле 2016 г. по заказу управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области проведена историко-культурная экспертиза Фабрики-кухни завода им. Масленникова, которая обосновывает изменение категории значения памятника с регионального на федеральный и уточняет предмет охраны объекта.

Национальное достояние

По словам руководителя управления охраны памятников Самарской области Владимира Филипенко, документация уже направлена в минкультуры РФ и уже этим летом Фабрике-кухне будет присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.

Среди памятников архитектуры советского периода в Самаре всего два объекта имеют федеральный статус — управления Самаро-Златоустовской железной дороги (1927 г.) и управление Средне-Волжского речного пароходства (1936-1937 гг.). Несмотря на то что после революции 1917-го прошло 10 лет, в архитектуре управления РЖД на Комсомольской площади все еще чувствуется влияние стиля модерн, а здание «Волготанкера» на улице Максима Горького относится к сталинской неоклассике. В Самаре немало качественных образцов архитектуры русского авангарда конца 1920-х — первой половины 1930-х, но ни один из них не имеет (формально, конечно) общероссийской ценности. Фабрика-кухня заслуженно станет первым таким объектом, и, судя по всему, первым памятником формализма в России, получившим статус объекта культурного наследия федерального значения.

Читайте так же:  Ежегодный налог на ип за себя

Из экспертизы следует, что Фабрика-кухня завода им. Масленникова имеет историко-мемориальную ценность, поскольку связан с творчеством московского инженера и архитектора Екатериной Максимовой и периодом расцвета русского авангарда, а также является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия федерального значения. «Здание обладает высокой архитектурно-эстетической, функциональной и градостроительной ценностью», — говорится в документе.

Реставрировать нельзя заменить

Кроме того, акт историко-культурной экспертизы, выполненный архитектором Татьяной Вавилонской, уточняет предмет охраны Фабрики-кухни. Согласно охранному обязательству, оформленному в 2013 году, предметом охраны объекта являлись градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании застройки Ново-Садовой ул. и пр. Масленникова; планировочная конфигурация здания с внутренним двором; объемно-пространственная структура здания, включая открытый внутренний двор, лестнично-лифтовые блоки, дворовые переходы на опорах; композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на 1932 г., включая сохранившиеся столярные заполнения оконных проемов 1930-х гг., планировочная структура здания в пределах капитальных стен 1932 г.; элементы первоначального железобетонного несущего каркаса здания на 1932 г, в том числе перекрытия, ригели, колонны.
Эксперт приводит выполненные в разные годы технические заключения о состоянии объекта, в том числе сделанное в 2006 году по заказу прежних собственников, действия которых стали поводом для возникновения движения в защиту памятника архитектуры (на месте Фабрики-кухни планировали построить торговый центр).

«Техническое состояние здания фабрики-кухни оценивается двояко: как аварийное и как удовлетворительное, согласно разным результатам обследований», — отмечает в экспертизе Вавилонская, добавляя, что в случае реставрации и приспособления здания может потребоваться усиление и частичная замена строительных конструкций, утративших работоспособность.

Исходя из этого, эксперт предлагает следующие уточнения в части конструкций Фабрики-кухни. Вместо «элементов первоначального железобетонного несущего каркаса здания на 1932 год (в том числе перекрытия, ригели, колонны)» Вавилонская предлагает формулировку «материально-конструктивная структура здания в части используемых материалов и сохранившихся в работоспособном состоянии конструкций». Таким образом, во время реставрации будет возможна частичная замена конструкций в зависимости от их состояния.

Всего же в предмет охраны Фабрики-кухни предлагается включить следующие элементы:

— карнизная линия и силуэт здания на момент строительства 1932 г.;
— объемно-пространственная структура здания в виде серпа и молота с внутренним двором, лестничными блоками и переходами;
— планировочная структура здания на момент строительства 1932 г.;
— архитектурное решение фасадов и кровель на момент строительства 1932 г.;
— материально-конструктивная структура здания в части используемых материалов и сохранившихся в работоспособном состоянии конструкций;
— первоначальные детали фасадов — расстекловка и форма оконных проемов, витражное остекление лестничных блоков, входная группа, организованная между лестничными блоками;
— первоначальные детали интерьера — ограждение лестниц;
— поздние ценные наслоения периода советского неоклассицизма — профилированные наличники дверных проемов; барельеф с советской символикой в десюдепорте в виде круглой розетки с пятиконечной звездой в центре и гирляндой, переплетенной лентой, фланкированной цветочными розетками и кистями в виде пшеничных колосьев; лепной фриз с растительным орнаментом.

Хроника спасения

Шедевр архитектуры русского авангарда — Фабрика-кухня завода им. Масленникова — был построен в 1932 году по проекту московского архитектора Екатерины Максимовой. В плане здание выполнено в форме серпа и молота. Идея использования этого символа не раз звучала в известных конкурсных проектах. Но наиболее точно она была осуществлена в Самаре.

Формалистичное в плане, здание было идеально осмыслено технологически по конвейерному принципу. В «молоте» располагалась кухня, а в «серпе» — столовая. Еда доставлялась из кухни в столовую по трем конвейерам. Памятник русского авангарда за 80 с лишним лет дважды реконструировался, утратив многие элементы, характерные для архитектуры 1920-30-х годов. В 2000-х зданию Фабрики-кухни, несколько раз менявшей собственников, грозил снос. Общественность во главе с архитектором Виталием Стадниковым неоднократно защищала объект от уничтожения. Благодаря защитникам здания о его существовании и уникальности для мировой архитектуры узнали далеко за пределами Самары и России. Объект даже вошел в один из каталогов, изданных ЮНЕСКО, а в 2010 г. Фабрика-кухня попала на страницы журнала Forbes в числе шести достопримечательностей России, которые скоро исчезнут.

Читайте так же:  Новый налог на сараи

В сентябре 2013-го Самару посетил министр культуры РФ Владимир Мединский. Он осмотрел здание вместе с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, депутатом ГД Александром Хинштейном и другими высокопоставленными лицами. В результате глава федерального министерства пообещал выделить на реставрацию и приспособление Фабрики-кухни средства из федерального бюджета при условии софинансирования со стороны правительства Самарской области.

В конце 2013 года было подписано соглашение по передаче объекта культурного наследия «Фабрика-кухня завода им. Масленникова» в собственность Самарской области. Свои подписи под документом поставили губернатор Николай Меркушкин и вице-президент компании «Росгосстрах», которая являлась владельцем здания, Михаил Рюмин.

Проект реставрации памятника архитектуры подготовили в мае 2015-го. Авторы проекта — Александр Исаков, Сергей Исаков, Ирина Калугина, Татьяна Рудик, Ольга Рыбачева, Валентин Пастушенко, Виталий Самогоров, Петр Сластенин, Виталий Стадников.

Согласно последним корректировкам, стоимость работ составит 580 млн рублей, из которых 400 млн рублей поступят из федерального бюджета. В 2016 году на реставрацию Фабрики-кухни из областного бюджета выделили 80 млн., еще 100 запланированы на 2017 год. Завершить восстановление объекта планируется в 2018 году. После реставрации здание займет Средневолжскийфилиал Государственного центра современного искусства, созданный осенью 2014-го.

В июне 2015-го на выставке «Интермузей — 2015» планы по реставрацииФабрики-кухни и открытию в ней Средневолжского филиала ГЦСИ высоко оценили председатель правительства РФ Дмитрий Медведев и вице-премьер Ольга Голодец.

Проведена историко-культурная экспертиза здания Фабрики-кухни в Самаре

Виталий Стадников, известный архитектор и защитник Фабрики-кухни, прислал мне акт Государственной историко-культурной экспертизы (ниже, под катом). Напомню в чем значение этого акта. Уникальный памятник советского конструктивизма начала 30-х годов, построенное в форме серпа и молота, числится в реестре «вновь выявленных памятников» не одно десятилетие. Но статус памятника, который защищает его от уничтожения, не получает. Сначала это не происходило из-за торможения в самарском Минкульте, потом- со ссылкой, что изменившееся законодательство требует, что для постановки памятника в реестр нужно зключение сертифицированного эксперта, а сертифицированных экспертов нет. (В таком неопределенном правовом статусе в Самаре сотни объектов истории и культуры, что выгодно чиновникам от культуры, т.к. можно получать неплохие откаты от строительного бизнеса, закрывая глаза на снос «полупамятников»).

Напомню, что две недели назад министру культуры Самарской области Рыбаковой после проведенной по моему обращению проверки было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, выражающихся в неоформлении по зданию Фабрики-кухни, на которое положили глаз коммерсанты из ООО «Самарский пассаж», охранных документов. Сейчас, после получения акта государственной экспертизы, Минкульт обязан поставить памятник в реестр и выдать охранную грамоту собственнику в соответствии с тем, что подлежит охране согласно акта, а не по суждениям чиновников (сейчас охране подлежит только «объемое решение», т.е. здание можно снести и пострить новое в форме серпа и молота).

Акт экспертизы направлен мной в Прокуратуру области с просьбой обязать Минкульт привести в соответствии с ним охранные требования по зданию и внести его в реестр памятников.