Федеральный закон 116 о промышленной безопасности от 2019 года

13.07.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 271-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики” (не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 19 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, 4196; 2011, N 27, ст. 3380; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2016, N 27, ст. 4216) следующие изменения:

1) в абзаце первом пункта 1 статьи 6 слова «; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях» исключить;

а) абзац девятый пункта 1 дополнить словами «в случаях, установленных настоящим Федеральным законом»;

б) абзац седьмой пункта 2 признать утратившим силу;

3) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

«Статья 14.1. Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности

1. Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее — работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

2. Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

3. Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:

при назначении на соответствующую должность;

при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

4. Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

5. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

6. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности.

7. Категории работников, проходящих аттестацию в области промышленной безопасности в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяются Правительством Российской Федерации.

8. Если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

9. Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.

Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 52, ст. 6450; 2010, N 31, ст. 4195; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7015; 2013, N 9, ст. 874; N 52, ст. 7010; 2016, N 27, ст. 4188) следующие изменения:

1) статью 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«устанавливает порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, категории работников, проходящих такую аттестацию, случаи проведения внеочередной аттестации и категории работников, проходящих аттестацию в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти.»;

2) часть первую статьи 9 дополнить абзацем следующего содержания:

«обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.»;

3) дополнить статьей 9.1 следующего содержания:

«Статья 9.1. Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений

Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее — работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

Первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца:

при назначении на соответствующую должность;

при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

При аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится проверка знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с областями аттестации, определяемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации, а также по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту гидротехнических сооружений.

Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.

Если в указанной организации аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Читайте так же:  Отдыхающим в россии вернут подоходный налог

Порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на гидротехнических сооружениях.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 37; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29, ст. 3418; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст. 13; N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590, 4596; N 50, ст. 7336, 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; N 48, ст. 6165; 2014, N 16, ст. 1840; N 30, ст. 4218; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350, 4359; N 45, ст. 6208; 2016, N 1, ст. 70; N 14, ст. 1904; N 18, ст. 2508; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; N 27, ст. 3926; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955) следующие изменения:

дополнить новым абзацем сорок пятым следующего содержания:

«устанавливает порядок проведения аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, категории работников, проходящих такую аттестацию, случаи проведения внеочередной аттестации и категории работников, проходящих аттестацию в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти.»;

абзац сорок пятый считать абзацем сорок шестым;

дополнить новым абзацем сорок седьмым следующего содержания:

«аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.»;

абзац сорок седьмой считать абзацем сорок восьмым;

2) абзац первый пункта 2 статьи 28 дополнить словами «, аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики»;

3) дополнить статьей 28.1 следующего содержания:

«Статья 28.1. Подготовка и аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики

1. Работники (в том числе руководители организаций, в отношении которых в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики), осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований к безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

2. Подготовка работников к работе на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках осуществляется организациями, в отношении которых в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона.

3. Первичная аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится не позднее одного месяца:

при назначении на соответствующую должность;

при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

4. Аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится в объеме требований к безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

При аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится проверка знания требований к безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.

5. Аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного энергетического надзора, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, в отношении которых в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики.

Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного энергетического надзора, определяются Правительством Российской Федерации. Аттестация диспетчеров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного энергетического надзора, дополнительно к аттестации, проводимой аттестационной комиссией, формируемой соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Если в организации, в отношении которой в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.

6. Порядок проведения аттестации работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аттестация диспетчеров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике проводится в соответствии с едиными аттестационными требованиями к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, не допускаются к работе на объектах электроэнергетики, энергопринимающих установках, осуществлению профессиональной деятельности, связанной с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Часть 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, — в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Документы об аттестации в области промышленной безопасности, аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, выданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действительны до окончания срока их действия.

Москва, Кремль
29 июля 2018 года
№ 271-ФЗ

Обзор документа

Введены нормы, посвященные подготовке и аттестации работников в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и в сфере электроэнергетики.

Закреплена необходимость прохождения указанной аттестации не реже 1 раза в 5 лет. Категории работников, на которых возлагается такая обязанность, определит Правительство РФ.

Типовые дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов утверждаются Ростехнадзором по согласованию с МЧС России.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов в 2019 году может получить новую редакцию

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) к октябрю 2019 года разработает проект федерального закона «О промышленной безопасности». Это следует из плана нормотворческой деятельности службы на этот год.

Фактически это может означать создание нового федерального закона вместо действующего сейчас 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно плану, основанием для разработки документа является пункт 43 плана законопроектной деятельности правительства России на 2019 год, в котором значится разработка проекта о промышленной безопасности (новая редакция), ответственным за подготовку и сопровождение законопроекта числится Ростехнадзор. Проект закона должен быть внесен на рассмотрение в правительство в октябре 2019 года, а на рассмотрение в Госдуму – в декабре.

Читайте так же:  Общественные отношения и их виды уголовный кодекс

Кроме того, как следует из плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора, также основанием для разработки этого документа являются некоторые пункты плана мероприятий по реализации Основ государственной политики России в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Так, в плане отмечена подготовка проекта о внесении изменений в федеральный закон 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты в части установления правового статуса организаций научно-технической поддержки в области промышленной безопасности, а также в части совершенствования правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.

На заседании рабочей группы по реформе экспертизы промышленной безопасности во вторник, 22 января, участники, в том числе, обсудили и планируемые изменения в 116-ФЗ.

Как сообщил руководитель рабочей группы, директор фонда поддержки научных исследований в области промышленной безопасности им. Я. Брюса Андрей Печеркин, группа планирует в этом году заняться разработкой конкретных формулировок по изменению 116-ФЗ (либо редакции статей нового законопроекта). Изменения коснутся оценки соответствия, экспертизы промышленной безопасности, технического диагностирования, продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, аудита промышленной безопасности.

Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов в 2019 году может получить новую редакцию

Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов в 2019 году может получить новую редакцию

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) к октябрю 2019 года разработает проект федерального закона «О промышленной безопасности». Это следует из плана нормотворческой деятельности службы на этот год.

Фактически это может означать создание нового федерального закона вместо действующего сейчас 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно плану, основанием для разработки документа является пункт 43 плана законопроектной деятельности правительства России на 2019 год, в котором значится разработка проекта о промышленной безопасности (новая редакция), ответственным за подготовку и сопровождение законопроекта числится Ростехнадзор. Проект закона должен быть внесен на рассмотрение в правительство в октябре 2019 года, а на рассмотрение в Госдуму – в декабре.

Кроме того, как следует из плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора, также основанием для разработки этого документа являются некоторые пункты плана мероприятий по реализации Основ государственной политики России в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Так, в плане отмечена подготовка проекта о внесении изменений в федеральный закон 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты в части установления правового статуса организаций научно-технической поддержки в области промышленной безопасности, а также в части совершенствования правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.

На заседании рабочей группы по реформе экспертизы промышленной безопасности во вторник, 22 января, участники, в том числе, обсудили и планируемые изменения в 116-ФЗ.

Как сообщил руководитель рабочей группы, директор фонда поддержки научных исследований в области промышленной безопасности им. Я. Брюса Андрей Печеркин, группа планирует в этом году заняться разработкой конкретных формулировок по изменению 116-ФЗ (либо редакции статей нового законопроекта). Изменения коснутся оценки соответствия, экспертизы промышленной безопасности, технического диагностирования, продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, аудита промышленной безопасности.

Изменены положения, касающиеся аттестации работников на опасных производственных объектах

29 июля подписаны изменения в порядок аттестации работников сферы промышленной безопасности, который утверждён в Федеральном законе от 29 июля 2018 года №271-ФЗ. Поправки вступают в силу с 1 января 2019 года.

Данная информация предназначена слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Изменения в аттестации по промышленной безопасности коснулись 4 документов

Изменения коснулись положений четырех федеральных законов, которые затрагивают вопросы подготовки и аттестации работников в области обеспечения безопасности на гидротехнических сооружениях и объектах электроэнергетики, а именно:

  • Изменён Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Изменён Федеральный закон от от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • Изменен Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Дополнен Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Что изменилось в законе №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с 1 января 2019 года?

Изменен пункт 1 статьи 6, где из видов деятельности в области промышленной безопасности исключена подготовка и переподготовка работников опасного производства в необразовательных учреждениях. По-прежнему к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:

  • проектирование,
  • строительство,
  • эксплуатация,
  • реконструкция,
  • капитальный ремонт,
  • техническое перевооружение,
  • консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
  • изготовление,
  • монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности.

Удалён седьмой абзац из пункта 2 девятой статьи.

Появилась новая статья под номером 14.1.

О чём гласит новая статья в законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

В водимой статье строго предписывается работникам опасных производственных объектов (согласно статье 6) получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности 1 раз в 5 лет. По этому пункту Правительство разработает предписания, где будет указано, какие конкретно категории работников должны проходить курсы повышения квалификации.

Первичная и внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности

Ее нужно обязательно проходить не позднее 1 месяца при

  • назначении на соответствующую должность;
  • переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
  • заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Порядок прохождения внеочередной аттестации определяется Правительством РФ (Ростехнадзором).

Общие требования к проведению аттестации в области промышленной безопасности

Аттестация подразумевает проверку знаний требований промышленной безопасности по той или иной области (отрасли).

Процедура аттестации проходит либо в комиссии Ростехнадзора, либо в аттестационной комиссии при организации, которая осуществляет деятельность в области промышленной безопасности. Определённая категория работников проходит аттестацию только в Ростехнадзоре.

Лица, не прошедшие аттестацию, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.

Что изменяется в законе №117 «О безопасности гидротехнических сооружений» с 1 января 2019 года?

Здесь появилась новая статья под номером 9.1. Она предписывает работникам и руководителям подтверждать свои знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений 1 раз в 5 лет с помощью прохождения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.

Кто должен проходить аттестацию по промышленной безопасности в сфере гидротехнических сооружений?

К ним относятся работники и руководители, которые осуществляют профессиональную деятельность, связанную с

  • проектированием,
  • строительством,
  • капитальным ремонтом,
  • эксплуатацией,
  • реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений.

Работники данной сферы должны проходить аттестацию при комиссиях, сформированных федеральными органами исполнительной власти (Ростехнадзоре).

Что изменяется в законе от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»?

Здесь также появилась новая статья под номером 28.1, гласящая о необходимости п рохождения аттестации работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики 1 раз в 5 лет. Ее должны проходить работники и руководители, в отношении которых в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и которые осуществляют

  • профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок,
  • профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Эти специалисты должны подтверждать знания требований к безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Что изменилось Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

Здесь появился пункт 3 в части 7 статьи 76, который определяет, что типовые дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов утверждаются Ростехнадзором по согласованию с МЧС России.

ФЗ-116 о промышленной безопасности опасных производственных объектов в редакции 2019 года

ФЗ-116 о промышленной безопасности устанавливает порядок эксплуатации опасных производственных объектов и меры предупреждения аварийных ситуаций. Рассмотрим ключевые положения закона. Скачайте его текст.

Читайте так же:  1 полномочия и их виды

116-ФЗ: последняя редакция 2019 с изменениями

Закон о промышленной безопасности устанавливает нормы эксплуатации опасных производственных объектов. Положения ФЗ-116 подлежат обязательному применению всеми юрлицами независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, если такие предприятия эксплуатируют ОПО. Применение положений этого законодательного акта поможет избежать не только аварийных ситуаций, но и предотвратит издержки, связанные с их ликвидацией.

Следуя нормам закона, работодатель создает такие условия на предприятии, которые позволят спокойно трудиться без рисков аварий, а в случае ЧС в действие будет введен план ликвидации негативных последствий.

Требования промбезопасности следует учитывать еще на этапе создания ОПО, а также в процессе его ликвидации. Нередко на предприятиях используются вредные или загрязняющие вещества, при неправильной утилизации которых также может произойти авария. Нормы промышленной безопасности должны быть соблюдены на всем производственном цикле.

Ответственными за обеспечение промбезопасности, согласно закону 116-ФЗ, является руководитель, главный инженер, сотрудники, отвечающие за эксплуатацию как здания в целом, так и технологически сложного, опасного оборудования.

Ст. 1 закона содержит перечень применяемых понятий, ст. 2 содержит классификацию опасных производственных объектов. Выделяют четыре класса: начиная от 1 – особо опасные, и заканчивая 4 – с низкой опасностью. Все ОПО должны регистрироваться в госреестре.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов: требования

Статья 3 содержит требования, предъявляемые к предприятиям с ОПО. Под требованиями понимаются установленные запреты, нормы, правила для конкретных отраслей промышленности. Соблюдение их поможет избежать аварий, либо негативного влияния на окружающую среду, здоровье граждан.

Требования к объектам содержатся не только в рассматриваемом законодательном акте, но также в других законах, актах, постановлениях, др. документах федерального уровня. Например, эксплуатация объектов атомной промышленности регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Стоит отметить, что международное право стоит выше российского, если заключен соответствующий договор. Поэтому при более жестких международных стандартах следует применять их, а не принятые на территории РФ.

Основы промышленной безопасности в ФЗ-116

В понятие промышленной безопасности включают не только соблюдение правил при эксплуатации опасного производственного объекта, но также на других этапах его существования:

  • проектирования;
  • строительства;
  • капитального ремонта;
  • консервации или ликвидации;
  • изготовления, монтажа, пуско-наладки, ремонта, обслуживания технологического оборудования;
  • оценки промбезопасности на ОПО;
  • обучения сотрудников.

Без соблюдения установленных норм на каждом из этапов не удастся минимизировать риски аварий на предприятии. Кроме того ФЗ о промышленной безопасности устанавливает требования по лицензированию деятельности для отдельных работ. К примеру, лицензированию подлежит деятельность, связанная с атомной промышленностью, с маркшейдерскими работами, с взрывоопасными, химическими производствами и другое.

При проведении любых видов работ (капремонт, перевооружение, ликвидация и др.) не допускаются отклонения от имеющейся проектной документации, которая разрабатывается в порядке, установленном Приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 № 48 и Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 № 33. Все изменения, вносимые в документы, должны согласовываться с надзорными органами.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

После возникновения аварии создается специальная комиссия по расследованию случая. В нее должны входить не только представители компании, но и представители органов местной власти, представители страховой компании, иные лица, предусмотренные законодательством. Материалы расследования направляются в федеральный орган по промбезопасности, а финансирует мероприятия эксплуататор объекта.

Для предотвращения опасных ситуаций, контроля за положением дел производится экспертиза промбезопасности. Ее проведение не требует определенной периодичности. Она проводится в случаях, когда вносятся изменения (капитальный ремонт, перевооружение, ликвидация и т.д.). По результатам выдается заключение о состоянии промышленной безопасности.

Пункт 4 ст 3 ФЗ-116

Обоснование безопасности опасного производственного объекта нередко требуется для предприятий. Оно может понадобиться в случае, если для технологически правильной эксплуатации необходимо пренебречь установленными правилами, или если таких правил в законодательстве попросту не содержится.

Такая необходимость может возникнуть на всех этапах строительства, эксплуатации или ликвидации опасного производственного объекта. Обоснование должно в обязательном порядке пройти экспертизу и только после регистрироваться в госреестре.

Как организовать аттестацию работников по промышленной безопасности

Все проектируемые, эксплуатируемые технические устройства, применяемые на производственных объектах, подлежат экспертизе ПБ, если не установлены другие требования.

Экспертиза должна проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию;
  • окончание срока службы;
  • проведение ремонтных работ или замены запасных частей;
  • после 20-летней эксплуатации, если не сохранилась техническая документация.

Для подбора оборудования, его испытания существует возможность эксплуатации определенное время без проведения экспертизы. Однако это возможно только в том случае, если соблюдаются параметры производственного процесса.

Статья устанавливает обязанности организаций и работников при эксплуатации ОПО, в том числе по соблюдению НПА, предотвращению возникновения аварийных ситуаций.

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Являясь эксплуататорами ОПО, руководители должны обеспечить в нужный момент оперативную локализацию и ликвидацию последствий аварий.

Для этого работодатель должен:

  • иметь действующие договорные отношения с аварийно-спасательным отрядом;
  • при горных работах на объектах 1 и 2-го классов задействовать горноспасательные команды;
  • содержать как денежный, так и ресурсный фонд, который в случае аварии поможет оперативно ликвидировать ее последствия;
  • проводить учения по эвакуации, ликвидации, действиям при ЧС на опасном производственном объекте;
  • иметь исправные системы оповещения, слежения, связи.

Кроме технического оснащения, должен быть разработан план поведения при аварии на опасном производственном объекте, правила ее ликвидации.

Ст 11 ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов

Помимо госэкспертизы, на промобъектах необходимо проводить производственный контроль. Положение о таком контроле разрабатывается в компании в соответствии с законодательством. Раз в год до 1 апреля сведения о производственном контроле передаются в органы исполнительной власти. Более детально к вопросу должны подходить компании, эксплуатирующие объекты 1 и 2 классов. Им придется создавать специальные системы управления, направленные на снижение рисков.

ФЗ-116 приложение 1

Приложение 1 Федерального закона № 116 содержит полный перечень ОПО. Всего выделяют 6 групп таких объектов:

  • применяющие различные вещества (воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, опасные для окружающей среды);
  • применяющие оборудование с избыточным давлением 0,07 МПа;
  • фуникулеры, канатные дороги, эскалаторы, грузоподъемные механизмы;
  • применяющие сплавы и расплавы черных, цветных металлов, оборудование вместимостью более 500 кг;
  • горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых;
  • обрабатывающие растительное сырье, пылевая взвесь которого может возгораться.

Не относят к опасным электросетевое и газораспределительное (до 0,005 МПа) хозяйства.

ФЗ-116 приложение 2

Классификация осуществляется на основании наличия на предприятии вредных веществ. Чем их больше, тем больший класс опасности выставляется. Если на предприятии одновременно используются 2 или более вредных вещества, то их объем для установления класса суммируется. Если есть 2 объекта (даже если они принадлежат разным компаниям) на удалении не более 500 метров друг от друга, то объемы веществ суммируются.

На некоторых опасных производственных объектах, вне зависимости от объемов веществ, устанавливается определенный класс. Так, к примеру, 1 класс опасности будет у предприятий, осуществляющих переработку, обезвреживание, хранение химического оружия.