Духовное завещание прпСерафима вырицкого

09.06.2018 Выкл. Автор admin

От Меня это было

«От Меня это было» – этот проникновенный Божий глас открылся душе, напряженно ищущей волю Божию в каждом мгновении своей жизни. Еще в период драгоценных тетрадочек верующие утешались этим словом. Тогда «Разговор Бога с душой» был подписан никому не известным старцем Серафимом. Ныне же старец Серафим Вырицкий не только любим многими, но и канонизирован Православной Церковью в лике преподобных.

От Меня это было (духовное завещание)

Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.

Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя.

Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, – От Меня это было.

Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами.

Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению,– так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.

Находишься ли ты в денежном затруднении, тебе трудно сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими материальными средствами. Я хочу, чтобы ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: «Вы не верили Господу Богу вашему» ( Втор. 1:32–33 ).

Переживаешь ли ты ночь скорбей, ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему, – От Меня это было.

Я – муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге твоем, в ком-нибудь, кому открыл сердце свое, – От Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне. Наклеветал ли кто на тебя предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от «пререкания языков». Я «изведу, как свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне» ( Пс. 36, 6 ). Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою и устал – От Меня это было. Ты создавал себе свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело для тебя это, и ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо.

Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай – От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.

Не получаешь ты долго известий от близких и дорогих тебе людей и по малодушию твоему впадаешь в отчаяние и ропот, знай – От Меня это было. Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя, не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви.

Посетила ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцельная, и ты оказался прикованным к одру своему – От Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы выю твою под благость Мoю к тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи – От Меня это было.

Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты – ничто. Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы.

Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, иди полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться твоими руками. В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое. Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – От Меня это было.

Храни их, знай и помни – всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – От Меня это было.

Этот текст, написанный в стихотворной форме, преподобный Серафим адресовал одному из своих духовных чад – епископу, находящемуся в заключении. В нем – отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душою человека. Это духовное завещание старца, обращенное и ко всем нам.

Митрополит Мануил Лемешевский

Избранные места из дневника (беседа с Богом)

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.

Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.

Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.

Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.

Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо «вечером водворится плач, а на утро радость» ( Пс. 29, 6 ).

Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

Ободрись, усталый путник!

Положись на Мою заботливую руку о тебе!

Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.

Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

Победи, – говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, – повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.

Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.

Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.

Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.

Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.

Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!

Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.

Что тебе сейчас остается?

Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают. Когда работа идет точно, легко – мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.

Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.

Читайте так же:  Общие требования к информационной безопасности

Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, – разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.

Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.

Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.

Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.

Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность – как главный стимул modus vivendi.

Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.

К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это – основная черта его характера.

Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.

Молитва, чтобы исполнять волю Божию

Сочувствующий Пастырь, благой и кроткий, желающий спастись всем верующим в Тебя, помилуй, услыши это мое моление. Не прогневайся, не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнить волю Твою! Потому, что я не ищу, чтобы была воля моя, но Твоя, чтобы я Тебе угождал, Милостивый.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Серафим Вырицкий и его духовное завещание «От Меня это было»

Мое знакомство с житием и духовным наследием преподобного Серафима Вырицкого произошло несколько лет назад. Помню, как мы пришли в гости к женщине-инвалиду, которая уже много лет не выходила на улицу и очень мало имела возможности для общения. Пришли утешить бедную женщину, а получилось — наоборот. Ласково встретила она нас и после положенного чая дала почитать книжечку о преподобном Серафиме Вырицком. Открыла на последней странице, там, где было духовное завещание святого «От меня это было».

«Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается одинаково и Меня?»……Ты дорог в очах Моих, многоценнен, и Я возлюбил тебя, и поэтому, для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя». Каждое новое слово проникало в самое сердце и, наконец, на глазах появились слезы. «Всякая помеха – есть Божие наставление. Каждое откровение немощи и неспособности твоей пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было». Несколько раз перечитав некоторые строчки, закрыла книгу. На душе стало тихо и светло. Неоднократно мы перепечатывали друг у друга заветные строки и покупали по несколько экземпляров маленьких книжечек в храмах – для друзей, болящих знакомых или просто для тех, кому стало очень тяжело на жизненном пути.

Духовное завещание, написанное в прошлом веке как утешение епископу, находившемуся в заключении, звучит словами утешения для всех православных христианам. «От Меня это было»- больше чем советы, это разговор Бога с душой. Это итог жизненного пути и средоточие духовного опыта. Апостол Павел говорит: „в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Читая «От Меня это было» Серафима Вырицкого, понимаешь, что написать такие строки можно только исполнив слова апостола. Читая житие, непрестанно про себя повторяешь слова — от Меня это было, скорби, болезни, труды, все: от Меня это было.

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года у богобоязненных родителей. Василий славился благочестивым поведением, сообразительностью, терпением и настойчивостью в достижении цели, а также удивительной памятью. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики.В десятилетнем возрасте Василий оставил отчий дом и уехал в Петербург. Он был вынужден спасать семью от тягостной нищеты, постигшей семью, после смерти кормильца — отца. Живя в Петербурге, Василий почувствовал непреодолимую тягу к монашеской жизни, что и привело 14-летнего мальчишку в Александро-Невскую лавру. Не застав настоятеля, отрок встретил старца-схимника, открывшего ему волю Божию: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя. ». Услышав наставление старца, Василий принял жизнь в миру, как подвиг послушания, который длился более 40 лет.

В 1890 году обвенчался на Ольге Ивановне. Вскоре открыл собственное дело по заготовке и продаже пушнины. Мятеж 1917 года лишили Муравьевых торгового дела и, перебравшись за город, Василий Николаевич все больше погружается в молитву и посвящает время чтению святых отцов. 26 октября 1920 года послушник Василий Муравьев был пострижен в монашество с наречением имени Варнава. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с именем Христина. Перечислив сбережения монастырям, супруги по обоюдному согласию вступили на путь монашеской жизни.

Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиакона, поставив заведовать кладбищенской конторой. В то кровавое время отпевание следовало за отпеванием, панихида за панихидой. Здесь, когда так часто приходилось сталкиваться с людским горем, будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель, вступил на путь духовного наставничества.

Через год отец Варнава был возведен в сан иеромонаха. В пастырской практике помогал опыт жизни в миру: бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий.

Узнав о предстоящем поприще духовничества, отец Варнава выразил желание принять великую схиму. С именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами он стремился подражать, принял постриг в великий ангельский образ.
Духовником Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев) пробыл почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу, после чего он страдал тяжелыми заболеваниями. Медики настоятельно советовали выехать из города, и в качестве климатического курорта была рекомендована Вырица.

После переезда в Вырицу к врачам он уже не обращался, говоря: «Буди на все воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою. ».

Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Никаких послаблений: пост, бдение и молитва, и еще раз — пост, бдение и молитва.

Подражая своему небесному покровителю, вырицкий старец принял на себя особый подвиг. Когда улучшалось здоровье, а с началом Великой Отечественной войны ежедневно молился старец на камне перед иконой Саровского чудотворца. Старец поддерживал изнемогавший от скорбей народ. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек.
Старец поддерживал изнемогавший от скорбей народ. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек.

В последние годы жизни отец Серафим был совершенно прикован к постели. Старец почил как и жил, в молитве и обращенности ко Господу. Причастившись Святых Христовых Тайн, отец Серафим благословил читать Псалтирь и Евангелие. 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря, после молитв на исход души, осенив себя крестным знамением, со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» он отошел к вечным обителям.

Второй раз я соприкоснулась с великим подвижником во время паломнической поездки. Южнее Санкт-Петербурга, в тихом поселке Вырица покоятся мощи святого Серафима. Над могилкой возведена деревянная часовенка, а рядом возвышается храм Казанской иконы Божией Матери. Перечитав духовное завещание на освященной молитвами преподобного земле, понимаешь, что во истину дивен Бог во святых своих, написавших такие слова:

«Я — муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное».

Память

Духовное завещание прпСерафима вырицкого

Почти десять лет назад, в 1992 году, я впервые прочел «От Меня это было». Эту небольшую работу в рукописном виде для публикации в «Благовесте» мне передал известный самарский священник протоиерей Иоанн Гончаров, в пору своей молодости лично знавший Митрополита Мануила. У меня не было сомнений, что этот таинственный, величественный текст, похожий на Библейское пророческое откровение, написан Митрополитом Мануилом (Лемешевским), который из смирения (речь ведь идет об обращении Бога к душе человеческой!) «приписал» эту работу неизвестному старцу схииеромонаху Серафиму. Такие случаи в литературе не единичны. Мы опубликовали «От Меня это было» в № 2 за 1992 год Православной газеты «Благовест» Это была, по-видимому, первая публикация этого замечательного текста. Подзаголовок работы звучал так: «Из наставлений иеросхимонаха Серафима Епископу Мануилу (Лемешевскому) в сентябре 1937 года».

Этот небольшой текст всегда воспринимался мной не как литературное произведение, а как факт мистического опыта, откровение, действительный разговор Небес с душой христианского подвижника. И смысл этого откровения далеко выходит за рамки отдельной, пусть даже и выдающейся личности.

В самиздатовском сборнике, выпущенном в свет в конце 80-х годов, посвященном жизни Митрополита Мануила (Лемешевского), я увидел, что в перечне завершенных литературных работ Владыки за 1937 год значится и эта, как сказано там, «короткая работа». Через несколько лет в известном двухтомнике Пестова «Практика Христианского благочестия» была опубликована эта статья без указания автора. И вот в прошлом году московское издательство «Благовест» тиражом 20 тысяч экземпляров издала небольшую книгу с названием «От Меня это было». На обложке указан автор — иеросхимонах Серафим Вырицкий (в изданной годом раньше в Москве книге А. Тимофеева «Жизненный путь старца Серафима» опубликована эта работа и тоже безоговорочно приписана недавно канонизированному старцу иеросхимонаху Серафиму). Интересно, что в этой же книге «От Меня это было» после вышеназванной работы публикуется отрывок из дневника Митрополита Мануила (Лемешевского), написанный в стилистике «От Меня это было». Но в массовом восприятии окончательно возобладала версия, что эту работу написал именно петербургский святой, посвятивший ее некоему безымянному Епископу, находившемуся в то время в заключении. Об этом прямо говорится в московском издании в послесловии к статье: «Этот текст . отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад — епископу, находящемуся в заключении. Это духовное завещание старца, обращенное ко всем нам». Если с последним утверждением нельзя не согласиться, то по поводу первого имеются серьезные возражения. Зная это, издатели книги «От Меня это было» в предисловии пишут совсем другое: «Еще в период драгоценных тетрадочек верующие утешались этим словом. Тогда «Разговор Бога с душой» был подписан никому не известным старцем Серафимом. Ныне же старец Серафим Вырицкий не только любим многими, но и канонизирован в лике преподобных. Не так давно увидели свет дневники Владыки Мануила (Лемешевского) — в них то же напряженное желание исполнить во всем волю Божию, а по форме это продолжение «Разговора Бога с душой». Кому же все-таки принадлежит духовное завещание «От Меня это было»? Мы пока не можем дать точный ответ», — признаются издатели и. все же ставят имя старца Серафима в заглавие книги.

Читайте так же:  Что будет если не заплатить вовремя штраф

Как первый издатель, «выдернувший» эту работу из потока самиздатовской литературы, я все же дерзну дать свою трактовку авторства этой работы. Но сразу предупреждаю, что это лишь версия, а не окончательное утверждение нашедшего ответ на все вопросы издателя. Мы имеем дело с необычным текстом. Текстом, имеющим сакральный характер, текстом, который уже стал частью предания нашей Поместной Церкви. Текстом, который таинственным образом связан с именами двух великих подвижников Православия, из которых один уже причислен к лику святых, а другой несомненно будет со временем канонизирован. И потому вопрос об авторстве в этом случае не играет столь принципиальной роли. Но, конечно, и этот вопрос, раз уж он встал перед нами, должен быть разрешен. В ходе опроса духовных чад Митрополита Мануила, живущих в настоящее время в Самаре, я убедился, что некоторые из них (например, Людмила Даниловна Горбачева) еще при жизни Владыки Мануила были убеждены в его авторстве этой небольшой статьи.

Для них впоследствии стало неожиданностью то, что со временем стало принято считать автором «От Меня это было» иеросхимонаха Серафима Вырицкого. В свою очередь родственники преподобного Серафима (по заявлению исследователя жизненного пути старца Серафима В.П. Филимонова из Санкт-Петербурга — о его странном «мнении» на этот счет далее скажу особо) категорически отказываются признать авторство старца Серафима. Самарский исследователь архива Митрополита Мануила иерей Михаил Мальцев и питерский исследователь духовного пути Серафима Вырицкого В.П.Филимонов сходятся в одном: Владыка и старец лично знали друг друга, не раз встречались в 1927 году, когда Епископ Мануил в Петербурге боролся с обновленчеством, а старец Серафим являлся духовником Александро-Невской Лавры. Епископ Мануил не раз приезжал в келью к старцу в Александро-Невскую Лавру и просил старческого наставления, молитв. В.П. Филимонов также подтвердил, что Владыка Мануил приезжал к старцу и позднее, в 1928 году, во время своего краткого пребывания в северной столице. Известна даже келья, в которой старец принимал Епископа Мануила. Возможно, во время одного из таких посещений старец-духовник дал наставление Епископу, в основе своей соответствующее написанной позднее рукой Владыки работе «От Меня это было». Старец в виде духовного совета открыл подвижнику, что за всеми внешними событиями его жизни следует видеть всемогущий и спасительный Промысел Божий. А спустя десять лет будущий Митрополит облек завещание старца в совершенную литературную форму, проявив при этом не только свои недюжинные литературные способности, но и тончайшую мистическую интуицию, внеся в эту небольшую по объему, но не по духовному содержанию, работу и свой личный мистический опыт. Только эта версия, на мой взгляд, объясняет и примиряет все противоречия, связанные с авторством «От Меня это было». И нужно говорить не об авторстве, а о соавторстве двух великих подвижников. Тогда становится понятным, почему в вышеупомянутых «тетрадочках» присутствовала переадресовка статьи к иеро схимонаху Серафиму. Находит свое объяснение факт, почему многие другие работы Митрополита Мануила (которые принадлежат его перу несомненно) написаны в этом же «жанре» разговора Бога с душой подвижника.

Тогда, наконец, может быть понятна и дата написания работы — 1937 год (время тяжелейших испытаний для Церкви, когда особенно пригодился Владыке Мануилу давний совет старца уповать на Бога и во всех внешних событиях жизни, каковы бы они ни были, видеть Божий Промысел, ведущий человека к спасению) и многое другое.

Начиная заниматься вопросом об авторстве этого уникального текста, я не ожидал, что придется его еще и . защищать. Изданный большими тиражами, освященный именами двух великих подвижников, текст этот, казалось, давно и прочно завоевал право на благосклонное внимание читателей и исследователей. Но оказалось, что дело обстоит сложнее. На одном из Православных интернет-сайтов писатель и исследователь В.П. Филимонов подвергает «От Меня это было» не столько богословскому анализу, сколько грубой, хлесткой и несправедливой критике. Эта статья называется «апокрифическим сочинением», написанным «полуграмотным языком», не свойственным отцу Серафиму. Далее автор пишет, что «От Меня это было» напоминает по форме своей некое заклинание (!), что и вовсе ставит это сочинение вне ряда Христианской духовной литературы. Оставим на совести исследователя эти не просто спорные, а прямо несправедливые утверждения. Скажу лишь, что напраслина на эту великую работу принимает иногда даже текстуально-доказуемый характер. Так, В.П. Филимонов заявляет, что в работе этой якобы «нет даже упоминания Имени Господа нашего Иисуса Христа, без Которого нет спасения». Тут можно лишь развести руками! Ибо неприятие этого произведения явно застит исследователю глаза: в статье, по форме написанной от имени Иисуса Христа, прямо говорится: «Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, в силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их покрову Матери Моея Пречистыя (выделено мной — А.Ж.), не ты ли возлагал заботу о них Моей промыслительной любви. » Как видим, текст, по замыслу автора, исходит от Бога-Слова, Господа нашего Иисуса Христа. И упрек автору в том, что в книге не упоминается Имя Господа Иисуса Христа, повисает в воздухе. Но помимо явных придирок есть в данном тексте и аргументы, которые могут смутить кого-то из читателей. Их необходимо оспорить. Приводя доказательство того, что старец Серафим не мог быть автором этой работы (см. выше о том, был ли он на самом деле автором этого текста, — А.Ж.), В.П.Филимонов пишет: «почитая себя грешнейшим паче всех человек, батюшка Серафим никогда не позволил бы себе говорить от имени Бога. По меткому выражению одного из святых отцов — попытка что-либо говорить от имени Бога есть ни что иное, как литературный папизм». Вроде и не поспоришь с этим высказыванием исследователя. Но на самом деле христианская письменность (не только Боговдохновенные книги Ветхого и Нового Завета, где таковые случаи приводятся во множестве) знает и другие тексты, в которых Бог прямо обращается к людям. Пророк говорит не от себя лично, а от Бога. Пророческим даром несомненно обладали как старец Серафим, так и Митрополит Мануил. Но дело даже не только в этом. Каждая душа христианская в минуты духовных взлетов не только беседует с Богом, обращаясь к нему в молитве, но и может получать от Него ответ на свои духовные сомнения, духовные поиски. Тем более, в данном случае речь идет о великом подвижнике Православия, Епископе, Исповеднике. Человеке, своей праведностью стяжавшем благодатные дары Святого Духа. Не мог он зарыть в землю данный ему «талант» — сокровище живого слова Божьего, открытого ему на молитве, сообщенного ему через посредство духоносного старца-схимника. Конечно, такие духовные взлеты — единичны и исключительны в истории Церкви. Это Библейские пророки часто слышали слова Бога, обращенные к ним и оглашали их людям, поскольку были они сказаны не для одного человека, а для тех верующих, которые окажутся способны «вместить». Никакого отношения к «папизму» работа «От Меня это было» не имеет. Митрополит Мануил свои молитвенные беседы с Богом в первую очередь записывал для себя и для небольшого кружка своих духовных чад, а о публикации таких работ в церковной периодике того времени не могло быть и речи. Уже значительно позже эта работа и его дневники, также построенные в форме беседы Бога с душой подвижника, конечно, по особому Промыслу Божию, стали доступны для широкого читателя.
Второй, и тоже веский с виду аргумент: «По слову так называемого завещания, Бог — это, прежде всего суровый воспитатель, использующий различные методы наказания, ибо Он другими способами вразумить человека и «привлечь мысли его к Себе» не может. Человек же, будучи «слепым орудием», только через ниспосылаемые ему наказания должен познать, что он находится в «зависимости от Бога», — пишет В.П.Филимонов. Что тут сказать? Создается впечатление, что автор этих слов желает в деле спасения совместить «приятное с полезным», что, конечно, далеко
не всегда удается на действительном пути человека к Богу. По верному замечанию исследователя духовного наследия Митрополита Мануила, самарского священника Михаила Мальцева, смысл этой работы в том, как дорога, как драгоценна душа человеческая в очах Божиих. Не о слепом послушании, не о «воспитании кнутом» идет здесь речь, а о Божественной любви, готовой излиться на человека, способного ответить на зов Божий. «Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя», — говорится в первых строках этого произведения.

Какую огромную, поистине нечеловеческую любовь нужно иметь к своему созданию, чтобы сказать так, как это сказано в рассматриваемом произведении : «Все, касающееся тебя, касается и Меня»! Где тут «различные методы наказания», на которые ссылается исследователь? Где «суровость воспитателя»? Все это растворено в неизреченной Божественной любви.

Великий и вечный смыл этой работы, который и привлекает сердца читателей -уже нескольких поколений христиан, — в том, что Бог близок к каждому из нас, Он стучит к нам в сердце, заходит в каждый дом, Он рядом во всех будничных и великих обстоятельствах нашей жизни. И Он всегда готов услышать нас и прийти на помощь. Важно лишь, чтобы мы не отринули от себя сей безценный дар Божественной любви.

Все: и скорби, и радости, и потери и обретения — От Меня это было.
Все это от Того, кто есть, был и будет. И потому не столь важно, кто автор этого, поистине Богодухновенного текста.
Ибо был он от Того, Кто Один имел власть сказать нам такие слова.

Читайте так же:  Как стать юристом тест

На снимках:
Митрополит Мануил (Лемешевский);
иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев).

Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого

По слову Святых отцов и старцев, до скончания века не оскудеет Русская земля молитвенниками Божиими. Не могли бы выстоять в испытаниях Русская Православная Церковь и Держава Российская без светильников веры, подвиг которых часто бывает сокрыт от людских взоров. Но приходит час, когда снова призываются к особому служению – уже будучи за порогом земного бытия, становясь после кончины своей, подобно уже прославленным святым, помощниками живущих на земле. К их могилам бесконечным потоком приходят люди и по вере своей получают благодатную помощь.

…Неподалеку от Санкт-Петербурга в поселке Вырица находится храм Казанской иконы Божией Матери, воздвигнутый в честь 300-летия Дома Романовых. С его северной стороны, ближе к алтарной апсиде, расположено небольшое кладбище, огороженное невысокой оградой. На деревянном кресте первой могилы справа надпись: «Иеросхимонах Серафим, духовник Свято Александро-Невской Лавры, род. 1865г., почил в Бозе 3 дня 1949 г.». На могиле горит неугасимая лампада. Напротив – скамейка, редко пустующая.

Еще при жизни старец Серафим Вырицкий говорил: «Кому нужна моя помощь, приходите ко мне на могилку как к живому, скажите свою нужду – и помогу!» Более сорока лет идут и едут православные люди помолиться на могилу батюшки, служат бессчетное число панихид, молятся, плачут, каются. Здесь царит дух святости, благочестия, неизъяснимой благодати. На могилу старца, как некогда на Смоленское кладбище к блаженной Ксении Петербургской еще до ее прославления, люди приносят записочки со своими просьбами, часто наивными, но исполненными веры в помощь старца.

Старец Серафим – один из тех, кто помог выстоять нашему Отечеству и родной Православной Церкви в годы, когда решалось: быть или не быть Православной Руси, сохранится ли Российская Держава.

Во время Великой Отечественной войны тысячу ночей стоял старец на камне и молился о спасении России, подражая подвигу своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского. И эта молитва была воистину действенна, о чем сохранились убедительные свидетельства современников.

В 1947 году в Россию прибыл митрополит Гор Ливанских Илия, поведавший о том, как заступничеством Божией Матери была спасена Россия в войне 1941-1945 годов. Сама Пресвятая Богородица открыла Владыке имена некоторых праведников, чьими молитвами Господь помиловал Россию. Среди них первым Пречистая назвала имя старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, а также имена духовно с ним связанных молитвенниц и стариц.

Не случайно во времена новых испытаний для Отчизны нашей и народов ее явлен нам образ великого старца и молитвенника.

Для иеросхимонаха Серафима не существовало расстояний, ему открывалось прошлое, настоящее и будущее обращавшихся к нему людей, ему даровано было пророчествовать о судьбах мира.

Еще в 30-е годы старец говорил:

Утихнут грозные невзгоды,

Своих врагов Россия победит,

И имя русского великого народа

Как гром по всей вселенной прогремит .

От каждого из нас зависит, сбудутся ли эти слова старца. Вся жизнь отца Серафима была озарена пламенной верой, и в свете этой веры и жизни, отданной Богу и людям, многое может открыться нам не только в нашей личной судьбе, но и в судьбе Отчизны, издревле называемой Домом Пресвятой Богородицы.

Духовное завещание иеросхимонаха Серафима Вырицкого

«От Меня это было»

Этот текст отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад — епископу, находящемуся в тюремном заключении. В нём отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душою человека. Жизнь схимника наполнена постоянным служением и в боли и в радости. Только Любовь Вера, Надежда, а первая большая из сих, и глубочайшая преданность позволяют принять такую жизнь. В жизни Серафима Вырицкого всё это было. Были и верующие да не верящие, и не верующие но праведные, и юродиевые от Бога — суть любимые дети Божьи. Всё праведно и во всём смысл Всевышнего. Благодатна почва монашеского служения, да всякое семя на ней всходы плодородные рождает, но всякое семя необходимо, ибо в Целом нет ненужных частей, этим оно и Цело.

Это духовное завещание старца обращено и ко всем нам:

Думала ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знала, что

— От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя. Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя,

— От Меня это было.

Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами и не случайно ты оказалась на своем месте это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот а поставил тебя в ту именно среду в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении, трудно тебе сводить концы с концами, знай, что

— От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать в нужде твоей: «Ты не верь Господу Богу твоему»

Переживала ли ты ночь в скорби?

Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу твоему

— От Меня это послано тебе.

Я — муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне и во Мне могла найти утешение вечное. Обманулась ли ты в друге своём, в ком-нибудь, кому ты открывала сердце свое.

— От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь. Я хочу, чтобы ты всё приносила ко Мне и говорила Мне. Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею,чтобы укрыться от пререкания языков,Я выведу как свет правду твою и судьбу твою, яко полудне. Разрушились планы твои, поникла ты душею и устала

— От Меня это было.

Ты создавала себе план, имела свои намерения, ты и принесла их Мне. чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне распоряжаться и руководить обстоятельствами жизни твоей, так как ты — только орудие, а не действующее лицо. Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай

— От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие. Не получаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодушию твоему и маловерию впадаешь в ропот и отчаяние, знай

— От Меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силу дерзновения твоей молитвы о cих близких твоих, ибо не ты ли возлагала заботы о них на Мою промыслительную любовь? Не ты ли и ныне вручаешь их Покрову Пречистыя Матери Моея? Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказалась прикованной к одру твоему

— От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонила бы главу твою под благость Мою о тебе. Мечтала ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи

— От Меня это было.

Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, a Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто без Меня. Некоторые из лучших сынов Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы. Призвана ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, полагаясь на Меня, Я вверяю тебе эти трудности, и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих на всех путях твоих, во всём Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой. В сей день в руки твои, дитя Мое, дал Я этот сосуд освященного елея, пользуйся им свободно. Помни всегда, что каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей будет помазано этим елеем

— От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день

— От Меня это было.

Храни их, знай и помни — всегда, где бы ты ни была, -что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей