Доплата за квалификационную категорию педагогам

10.07.2018 Выкл. Автор admin

Зарплата учителей в 2019 году

Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, «северные».

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Алтае и Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 20 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 90 тысяч рублей.

— В Москве средняя зарплата учителей за февраль 2018 года получилась в районе 90 тысяч, — привел цифры Исаак Калина, руководитель столичного Департамента образования. Есть, конечно, учителя, которые получают больше. Есть, которые меньше. Но мы договорились с директорским корпусом, что в 2017 году нижней планкой зарплаты учителя было 64 тысячи в месяц, а в 2018 — 68 тысяч. По 2017 году всеми школами это обязательство выполнено.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно, это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.

Компенсирующая часть. Это добавка за работу с детьми с ограниченными возмоджностями здоровья, или же оплата коммуналки учителям сельских школ.

Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.

На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

— Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране, и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается, максимум, на 40 процентов, — приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. — Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет — заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени —сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

— Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, — объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель». — То есть, его зарплата должна сохраняться, и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2019 году?

Конкретных распоряждений насчет зарплат учителей в 2019 году не поступало. Несмотря на то, что в новых «майских указах» президента предполагается увеличение расходов на образование на треть, основая чать этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.

Однако, номинальная зарплата все же вырастет — как минимум, за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 5 октября 2017 года №648

О надбавках за квалификационную категорию учителям общеобразовательных организаций

В целях совершенствования системы оплаты труда работников образовательных организаций и материального стимулирования педагогических работников в повышении профессионализма и качества образования учащихся, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании», статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Установить размер ежемесячной надбавки за квалификационную категорию к заработной плате учителей общеобразовательных организаций:

— за высшую категорию — 2000 сомов;

— за первую категорию — 1500 сомов;

— за вторую категорию — 1000 сомов.

2. Министерству финансов Кыргызской Республики предусматривать в республиканском бюджете средства на выплату надбавки за квалификационную категорию к заработной плате учителей общеобразовательных организаций согласно заявке Министерства образования и науки Кыргызской Республики на соответствующий год.

3. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О введении новых условий оплаты труда работников образовательных организаций» от 19 января 2011 года №18 следующее изменение:

пункт 3 после слов «высокогорья и отдаленности,» дополнить словами «квалификационную категорию,».

4. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образовательных организаций» от 31 мая 2011 года №270 следующее изменение:

в Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образовательных организаций, утвержденной вышеуказанным постановлением:

главу 4 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Учителям общеобразовательных организаций, которым по результатам аттестации присвоены высшая, первая и вторая квалификационные категории, устанавливается доплата в размере 2000, 1500 и 1000 сомов в месяц соответственно.

Надбавка за квалификационную категорию устанавливается учителям общеобразовательных организаций за 20 часов урочной (преподавательской) работы в неделю.

Если учитель (преподаватель) имеет урочную (преподавательскую) недельную нагрузку более или менее 20 часов, то надбавка за квалификационную категорию увеличивается или уменьшается пропорционально.

Учитель средней школы села Кочкор имеет высшую квалификационную категорию и учебную нагрузку в объеме 18 часов в неделю. Надбавка за квалификационную категорию у этого учителя составит:

2000 сомов х 18 час. : 20 час. = 1900 сомов.

Учитель средней школы города Каракол имеет первую квалификационную категорию и учебную нагрузку в объеме 25 часов в неделю. Надбавка за квалификационную категорию у этого учителя составит:

1500 сомов х 25 час. : 20 час. = 1875 сомов.

Выплата надбавки за квалификационную категорию учителям общеобразовательных организаций производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была присвоена квалификационная категория.».

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Что меняется в аттестации педагогических работников?

Подтверждать высшую квалификационную категорию и категорию «учитель-методист» каждые пять лет педагогам больше не придется. Постановлением Министерства образования внесены важные изменения в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников. Новый документ прошел юридическую экспертизу и был опубликован на Национальном правовом портале. Постановление вступило в силу 31 мая, а это значит, что те педагоги, которые планировали сдавать экзамен на подтверждение своей категории, могут расслабиться.

Не просто имидж

Напомним, что «Днем истины» для всех педагогов, получивших высшую квалификационную категорию пять и более лет назад, должно было стать 1 сентября 2017 года. И те из них, кто до сих пор не нашел времени и сил, чтобы подтвердить перед квалификационной комиссией свой «высший пилотаж» в профессии, или просто не счел необходимым это делать, могли быть «разжалованы» — до первой квалификационной категории. В 2012 году — когда менялись подходы к аттестации — высказывались опасения, что большинство педагогов будут отказываться от подтверждения высшей категории, учитывая мизерную разницу в оплате. Особенно были обижены педагоги, которые имели высшую квалификационную категорию уже 20—25 лет, педагоги предпенсионного и пенсионного возраста: для того чтобы и дальше получать доплату за высшую категорию, учителям-пенсионерам тоже надо было ее подтверждать. «Причина не в том, что нечего показать или рассказать, — говорили они. — Современный учитель должен самосовершенствоваться, интересоваться новыми педагогическими технологиями, но нужно совершенствовать и саму систему подтверждения. Если учитель имеет положительные результаты по подготовке учащихся к ЦТ, победы на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, если он печатает свои методические наработки на страницах предметных журналов — это и есть подтверждение высшей категории, демонстрация его опыта. Стимул для работы и одновременно сохранение времени и нервов».

Выступая в прошлом году на августовской городской педагогической конференции, председатель Комитета по образованию Михаил Мирончик констатировал тревожную тенденцию снижения активности педагогов в вопросах повышения квалификационной категории: «Нежелание пройти процедуру аттестации означает, что педагог не уверен в себе, что у него занижена самооценка. Значит, и в учреждении образования не созданы условия для демонстрации педагогами своего творческого потенциала. Многими руководителями недооценивается аттестация как один из рычагов повышения профессионального мастерства педагогов, а значит, и уровня их зарплат».

Председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко уверен, что аттестация педагогов является неотъемлемым условием повышения качества образования, но квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а гарантировать ему соответствующий уровень зарплаты. Педагоги должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации, но для этого необходимо задействовать в том числе и финансовые стимулы. «Именно поэтому, когда пересматривался порядок аттестации педагогических работников, мы настаивали на дифференцированном увеличении размеров надбавок за квалификационные категории — чтобы зарплата напрямую зависела от квалификации педагога и чтобы у последнего был стимул для профессионального роста. Эта позиция была поддержана Министерством образования: надбавка за вторую квалификационную категорию увеличилась с 15 до 30%, за первую — с 20 до 55%, за высшую — с 30 до 90%, а за категорию «учитель-методист» — с 40 до 120%».

Без согласия министра

Что же в конце концов изменилось для педагогов в аттестации, нам рассказала главный специалист управления организационно-кадровой работы Министерства образования Ольга Дмитриева:

— Во-первых, постановлением исключена необходимость подтверждать присвоенную педагогам более пяти лет назад высшую квалификационную категорию. Согласно инструкции, руководитель учреждения образования или индивидуальный предприниматель, которому предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, может инициировать (с согласия педагогического совета или совета учреждения образования) подтверждение работникам квалификационной категории только в случаях, когда педагогический работник снизил уровень своей работы либо не занимал педагогические должности более чем два года.

Во-вторых, расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. В частности, к ним относятся лица, получившие диплом о среднем специальном образовании и высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя. Ранее владельцы диплома о высшем образовании с отличием, выпускники магистратуры и аспирантуры допускались к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год.

Читайте так же:  Где можно сделать трудовой договор для патента

В-третьих, педагогическим работникам, которым квалификационная категория присвоена в иностранном государстве, предоставлено право претендовать на присвоение той же квалификационной категории, без учета стажа работы в должности.

Новой инструкцией также расширены полномочия начальников управлений образования областных исполнительных комитетов и председателя Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета. Им предоставлено право давать согласие на допуск педагогических работников к аттестации на присвоение им высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории или стажа работы в должности. (До этого требовалось согласие министра.)

Изменения в инструкции затронули и работу квалификационных комиссий. Так, квалификационные комиссии областных и Минского городского институтов развития образования получили право проводить квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. В отличие от порядка, действовавшего ранее, составы комиссий, принимающих квалификационный экзамен, будут утверждаться руководителями учреждений, в которых они создаются.

На Академию последипломного образования, Белорусский государственный педагогический университет и Республиканский институт профессионального образования возложена функция по методическому обеспечению аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Из нового документа также исчез срок (до 31 мая 2017 года), который ограничивает подачу работником заявления об аттестации на присвоение ему квалификационной категории.

Почему нельзя почивать на лаврах?

Так что же в конце концов изменилось за неполные пять лет? Почему мы снова возвращаемся к высшей квалификационной категории как к пожизненной награде? И все педагоги поддерживают этот шаг? Как выясняется, мнения разделились. Кто-то на самом деле искренне радуется тому, что сейчас нет необходимости каждые пять лет собираться с мыслями и силами, чтобы подтвердить свой высокий профессионализм в профессии. Но далеко не все. Приведем лишь несколько из услышанных мнений.

Учитель, получивший высшую категорию, не должен почивать на лаврах. Но я бы коренным образом изменила подходы к ее подтверждению».

«Знаю людей, которым дали высшую категорию за выслугу лет, а они потом никак вообще себя не проявляли и считают, что присвоение высшей квалификационной категории — это как грамота министерства «за многолетний и добросовестный труд», а больше они никому ничего не должны. Эти, между прочим, наиболее активно выступали против подтверждения. Я бы исключение сделала только для пенсионеров и тех, кто скоро пойдет на пенсию. Остальным же для подтверждения ввела бы систему накопления баллов (бонусов) за последние 5 лет их профессиональной деятельности. «

«У нас во всем формальный подход. Школьная комиссия дает направление на сдачу экзамена в Институте повышения квалификации или Академии последипломного образования. Значит, школа выделяет самых опытных, способных и талантливых педагогов. Но, как свидетельствует практика, направление дают всем: и тем, кто хочет, и тем, кто не хочет. Казалось бы, школы должны дорожить своей репутацией, но почему-то не дорожат. Возникает вопрос почему? А потому, что качество образования и высокая квалификация специалистов определяются не результатами их работы, а рейтингом учреждения. Приезжают педагоги на платные курсы по обобщению опыта, для сдачи на высшую категорию. Я прошу поднять руку тех, кто по собственному желанию будет сдавать экзамен. Из 25—30 человек только два-три поднимают руку. Интересуюсь у остальных, а что они здесь делают? Отвечают: «Администрация отправила на сдачу экзамена. Угрожают не продлить контракт». Но зачем это нужно администрации? Выясняется, что все учреждения образования участвуют в рейтинге, где один из критериев — количество в педагогическом коллективе учителей с высшей категорией. Это очень важный показатель в отчетах не только школ, но и отделов и управлений образования. Получается, что никого не волнует содержание и качество, а только внешний лоск и количество? Поэтому, уверен, что требуется другой механизм, который будет стимулировать учителя двигаться вперед и развиваться. Система загнала всю образовательную производительность в отчеты и отписки. За 25 лет мы их научились писать даже с закрытыми глазами. Вот и получается по отчетам, что в учреждениях образования работают высококвалифицированные кадры. А в действительности что мы имеем?»

«А я бы усложнила сдачу на высшую категорию, хотя в Академии последипломного образования она и так была непростая, с серьезным подходом. Не хотелось бы, чтобы она спускалась на тормозах в местных институтах развития образования. Потому что обобщение педагогического опыта — вещь очень важная. Ты выходишь из зоны комфорта и начинаешь «копать», изучать, исследовать. В методическом плане обобщение вместе с консультациями специалистов мне много дало. Я почувствовала свой рост в методическом плане».

«Подтверждала высшую категорию еще в первый год. Собиралась делать это снова в 2018 году. В плане профессионального роста экзамен стимулирует. Не секрет, что абсолютное большинство педагогов, имеющих высшую категорию, не напрягаются. И для учителя, который на самом деле старается соответствовать критериям высшей категории, это обидно. Лучше бы вообще не было никаких категорий. Или можно перенять систему, которая практикуется в неформальном образовании. Каждый год сделай, пожалуйста, отчет, как ты растешь. Покажи, как научил всех детей. И не надо цепляться за достижения талантливых воспитанников. Это заслуга природы, а не ваша. А ты попробуй научить немотивированных и тех, кому не дано от природы. А у нас некоторые педагоги всеми правдами и неправдами выбивают дипломы и носятся с ними годами, как с флагом, а над собой не работают».

«Если вообще отменить экзамен на категорию, то никакого маяка впереди не будет, который бы сигналил — старайся, не расслабляйся! Высшая квалификация — это как знак качества образования, который не должен присваиваться автоматически».

Справка «Звязды»

Категорию «учитель-методист» за все годы получили в Академии последипломного образования только 226 педагогов.

Обязательным условием для получения этой категории является наличие у педагога авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими учителями учреждений общего и среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

Зарплаты учителей в 2018 году: последние новости

Зарплаты учителей в 2018 году

Образовательная сфера, к сожалению, остается в России той профессиональной отраслью, которая не может похвастаться высокими показателями оплаты труда. Несмотря на то, что согласно «майским указам» президента Владимира Путина к 2018 году зарплата учителей должна быть повышена в 1,5 раза относительно уровня 2012 года и превышать среднерегиональную на 200%, текущее положение дел говорит о том, что эта цель все еще не достигнута.

Более того, учителя уверены в том, что такие нормы оплаты труда вряд ли станут реальностью к запланированному времени. При этом кризис в данной отрасли принимает угрожающие формы. Низкий уровень зарплат у тех, кто прививает детям любовь к знаниям и ориентирует на будущую профессию, сделала этот вид деятельности весьма далеким от престижа.

Низкая зарплата делает профессию учителя непривлекательной для молодежи

Сегодня в педвузы часто идут выпускники, которые не могут похвастаться высокими результатами ЕГЭ, так как конкурс в большей части этих учебных заведений традиционно невысок. Исключением можно считать разве что языковые специальности, а также те, которые относятся к области информатики и компьютерной техники. Давайте узнаем, могут ли рассчитывать учителя хотя бы на какое-то повышение уровня оплаты своего нелегкого труда.

Правительственные приоритеты в образовательной сфере

Важным вопросом, который требует немедленного решения, является привлечение в школы молодых кадров. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день большую часть педсостава школ составляют люди пенсионного или предпенсионного возраста, которые не всегда успевают следовать за новыми технологиями и профессиональными изменениями, предпочитая учить детей по старинке. Наиболее сложная ситуация наблюдается в глубинке – молодые специалисты совершенно не стремятся ехать в отдаленные населенные пункты.

Все потому, что размеры зарплат учителей, даже при условии доплаты за такой труд, не могут считаться мотивирующим фактором для переезда в ПГТ или деревню из крупного города. Согласно последним опросам, проведенным специалистами ВЦИОМА среди россиян, труд учителя считается «однозначно непрестижным» – такой вариант ответа выбрало около 37% респондентов. Еще 42% опрошенных людей полагает, что достойно жить на заработную плату, получаемую школьным учителем, попросту невозможно.

Не менее плачевная ситуация наблюдается в области дошкольного образования – хорошая нянечка или воспитатель в детсаду государственного образца становится редкостью, ведь платят этим работникам очень скромные суммы. Да и в ВУЗах скоро останется лишь педагогический состав пенсионного возраста – ассистенты получают настолько мало, что предпочитают бросать исследования и уходить на офисную работу, где оклады существенно выше.

Детсады могут остаться без воспитателей из-за нищенских зарплат

Вследствие вышеперечисленных фактов, власти заявили, что основной задачей правительства является максимальное повышение престижа государственных школ как места работы. Для достижения этой цели, в первую очередь, следует повысить оклады педработников всех категорий – от руководителей до рядового учительского состава. Не останутся в обиде воспитатели и преподаватели высшей школы – им также было обещано повышение уровня окладов.

Текущий уровень оплаты труда педработников

Конечно, официальная статистика приводит нам лишь усредненные показатели сумм, которые начисляются людям, занятым на педагогической ниве. Так, в 2017 году официальные статистические издания оперируют следующими данными:
преподаватели университетов, институтов и академий в среднем получают около 35000 рублей ежемесячно; учителя общеобразовательных школ – 27500 рублей в месяц; воспитательный состав детских садов – 21000 рублей; лица, относящиеся к категории мастеров производственного обучения – 23500 рублей.

На первый взгляд кажется, что педработники жалуются совершенно напрасно. Однако статистика учитывает данные как максимальных, так и минимальных окладов по стране. Все мы знаем, что в разных регионах России реальные цифры характеризуются существенными отличиями – специалисты педагогической сферы, работающие в столице или Питере, получают на руки сумму, которая в 2-3 раза больше той, что выдается учителям или воспитателям в регионах.

Так, средняя зарплата учителя в столице составляет 58780, в Ямало-Ненецком округе – 78000, на Чукотке – 76600, в Мурманске – 57200, Хабаровске – 47830, Питере – 41720, Татарстане – 33670, Краснодаре – 31435, Самаре – 28620, Воронеже – 25930, Пскове – 24430, Иваново – 23000, Пензе – 21700, Мордовии – 19900, Дагестане – 17400 рублей. Если же говорить о сельской местности, то учительский оклад исчисляется суммами от 9000 до 13000 рублей в месяц.

Суммы зарплат варьируются от 58 тыс. рублей в Москве до 9 тыс. в селах

Читайте так же:  Иск о перечислении 50 алиментов на счет ребенка

Зарплаты работников ВУЗов и детсадов

Если проследить статистику оплаты труда вузовских работников, то можно сказать, что 30000 рублей – это средний оклад преподавателя со стажем. Ассистент не получает выше 12000 рублей в месяц. Причем вышеприведенные цифры относятся к ВУЗам в крупных городах, провинциальные доценты вполне могут получать около 15000 рублей, а ассистенты – не более 10000 в месяц. Конечно, деканы и ректора составляют особую касту – зарплата первых может достигать 100000 рублей, а вторых – доходить и до 300000 ежемесячно. Работники детсадов находятся в самом незавидном положении. Статистика говорит, что их средний оклад равен 20000 в месяц, но при этом столичный воспитатель получает около 38000 рублей. Не стоит забывать и то, что данная цифра получена путем усреднения окладов воспитателей садов государственной и частной формы собственности. В Северной Пальмире оклад воспитателя равен уже 19000, в Новосибирске – 13000, в Самаре, Перми, Красноярске, Воронеже – 11000, а в Волгограде – около 9000 рублей ежемесячно.

Ошибки в статистике

К сожалению, официальная статистика, как обычно, принимает в расчет абсолютно все виды окладов преподавателей, учителей и воспитателей, включая тех, кто работает в частных ВУЗах, школах и детсадах. Стоит сказать, что в коммерческих заведениях стартовая точка оклада няни начинается от 28000 рублей в месяц, учителя – от 35000, а доцента – от 60000 ежемесячно, так что государственной заслуги в высоких значениях усредненных данных нет.

При этом сведения от Минобразования отличаются от приведенных выше статистических выкладок. Согласно словам Людмилы Огородовой, занимающей пост заместителя министра образования, уже в 2016 году работники дошкольных учреждений получали в среднем около 25000 рублей, а школьные учителя – более 31000 рублей ежемесячно. При этом в числе наиболее высокооплачиваемых категорий учителей были названы педагоги, ведущие право, экономику и чтение, зарплаты которых могут доходить до 45000-53000 рублей.

Если же говорить о реальных данных, то они, согласно опросам учителей по регионам страны, существенно отличаются от тех цифр, которые предоставляет Росстат. Респонденты говорят, что зарплата учителя в среднем составляет около 18600 рублей. Хорошо демонстрирует несоответствие между правительственной статистикой и реальным положением вещей обзор реальных вакансий.

Так, например, по состоянию на май 2017 года, в школах России есть 440 открытых позиций учителей, причем для 56% из них работодатель указал зарплату в размере 5700-17000 рублей в месяц, в 24% случаев – 17100-28100 рублей и только в 12% вакансий предлагают вознаграждение в сумме 28200-38350 рублей.

Всеволод Луховицкий, который является сопредседателем межрегионального учительского профсоюза, делает акцент на том, что официальная статистика, как и Минобразования, не учитывают то, за какое рабочее время учителем была получена та или иная сумма денег. Иногда для относительно нормальной оплаты труда приходится брать сразу несколько ставок и вести по семь-восемь уроков ежедневно, а это – существенная нагрузка на педагога.

Он также говорит, что индексация окладов в виде ставок – совершенно изживший себя подход, так как увеличивать нужно нормативы подушевого финансирования. Ведь интенсивность труда учителя, который ведет уроки в классе из 18-20 человек или из 35 школьников является совершенно разной. На сегодняшний день у учителя в школе есть только один способ получать приличную зарплату – брать на себя дополнительную нагрузку в виде максимального количества уроков в неделю, классного руководства и факультативов.

Существует и еще одна возможность – давать дополнительные уроки отстающим ученикам. Однако такой вид деятельности не всегда приветствуется руководством школ. Да и чего греха таить – некоторые педработники, надеясь привлечь максимальное количество учеников, начинают занижать оценки или пугать родителей, что их ребенок без внеклассных уроков не сдаст ЕГЭ. Впрочем, есть и третий путь. Российские учителя помнят, что премьер посоветовал тем, кого не устраивает их зарплата, идти в бизнес или искать подработку.

Чего ожидать в 2018 году?

На сегодняшний день в правительстве обещают, что в российской образовательной системе будет проводиться оптимизация. Ее планируют сопроводить, в том числе, повышением уровня оплаты труда учителей. Конечно, рассчитывать на повсеместное повышение окладов не приходится.

Во-первых, размеры надбавок зависят от итогового решения региональной власти. Во-вторых, большую часть выплат учителям составляет не сам оклад, а всевозможные надбавки за стаж, квалификацию и категорию, так что молодые специалисты не получают таких сумм как педсостав, отработавший в школе 10 и более лет. К тому же, речь идет только о том, что учительские оклады попадут под очередную индексацию. А значит, зарплата возрастет не более чем на 5,5 %.

Пока что единственное повышение зарплат, которое светит учителям – это обязательная индексация, которая не покроет даже уровень инфляции в стране. Что касается повышения ставок оплаты труда, то на это у правительства попросту нет денег. Например, бывший глава Минфина Алексей Кудрин говорил о том, что увеличить зарплаты учительского состава можно будет лишь в случае перераспределения бюджетных расходов на образовательную сферу. Если в школах не проводить ремонты и не закупать новую технику, то тогда возможно будет выполнить «майские указы» Владимира Путина и повысить оклады.

При этом стоит отметить, что получать надбавки, премии и доплаты учителям будет уже не так просто, как в прошлые годы. В 2018 году для школьных педработников будут внедрены новые звания, присваивать которые будут в зависимости от сложности и качества труда. Ольга Васильева, руководитель российской образовательной сферы, заявила, что в школах будут внедряться дифференцированные должности, разработанные согласно новому проф. стандарту.

Учителей подразделят на простых, старших и ведущих, а определять учительскую профпригодность будут при помощи квалификационного экзамена. Последнее заявление серьезно напугало учителей, которые работают, совмещая школьную занятость с пенсией. Они считают, что такое тестирование – это просто повод уволить старый педсостав, освободив место для выпускников педвузов. Кстати, в правительстве говорят, что новый подход позволит уровнять оклады тех, кто работает в школе более 10 лет, и тех, кто недавно в неё пришел.

Доплата за квалификационную категорию педагогам

Методические рекомендации
по заполнению таблицы уровня образовательного учреждения
«Заработная плата работников образовательного учреждения»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАБЛИЦЫ

(1) Таблица «Заработная плата работников образовательного учреждения» является заполняемой таблицей уровня образовательного учреждения.
(2) Таблица должна заполняться образовательными учреждениями всех типов и видов, включенных в перечень учреждений в рамках Модернизации региональных систем общего образования (максимальный объем выборки).
(3) Данные из этой таблицы используются для расчета среднемесячной заработной платы учителей в разрезе квали фикационных категорий и среднемесячной заработной платы работников других профессионально-квалификационных категорий в рамках мониторинга НОИ «Наша новая школа» и ежемесячного отслеживания динамики заработных плат работников образовательных.

Основные понятия:

Педагогические работники — это штатные работники учреждения, которые занимают следующие должности: учитель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед), педагог-психолог, воспитатель (включая старшего), тьютор, старший вожатый, педагог дополнительного образования (включая старшего), музыкальный руководитель, концертмейстер, инструктор по физической культуре, методист (включая старшего), инструктор-методист (включая старшего), инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, мастер производственного обучения, педагог-библиотекарь, преподаватель, руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель (включая старшего) (основание- приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» с изменениями на основании приказа от 31.05.2011 № 448н).

В мониторинге педагогические работники разделяются на собственно учителей (учителя 1-4 классов, русского языка и литературы, нерусского языка и литературы, истории, права, обществознания, экономики, математики, информатики, физики, химии, географии, биологии, английского языка, немецкого языка, французского языка, других иностранных языков, музыки и пения, изобразительного искусства, черчения, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, трудового обучения и прочих предметов) и прочих педагогических работников.

Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Фонд оплаты труда образовательного учреждения в отчетном месяце (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot_ou)

Единица измерения: тыс. руб.
Инструкция по заполнению: ФОТ учреждения берется как сумма начисленных заработных плат по расчетной ведомости (формы № Т-51 или Т-49) по всем работникам (без внешних совместителей) за отчетный месяц.
В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитывается фонд оплаты труда работников детского сада.Не учитывается фонд оплаты труда работников дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях. ФОТ указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ.
При заполнении данных о фонде оплаты труда следует иметь в виду, что суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд оплаты труда отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда следующего месяца.
Внимание: Таблица «Заработная плата работников образовательных учреждений» не выделяет отдельно показателя «Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала». При этом ФОТ учебно-вспомогательного персонала учитывается в показателе «Фонд оплаты труда образовательного учреждения».
Автоматизированная проверка:
· числовая ячейка, от двухзначного до шестизначного числа, три знака после запятой
— (fot_aup + Fot_vk + Fot1 + Fot2 + fot_other + fot_staff) ≤ fot_ou

Суммарное число работников учреждения, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (worker)

Единица измерения: чел.
Инструкция по заполнению: Суммарное число работников учреждения, получавших в отчетном месяце заработную плату, определяется путем суммирования численности всех категорий работников (без внешних совместителей), получавших заработную плату в отчетном месяце. В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются работники детского сада. Не учитываются работники дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях.
Внимание: Таблица «Заработная плата работников образовательных учреждений» не выделяет отдельно показателей «Суммарное число учебно-вспомогательного персонала, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата». Суммарное число работников учебно-вспомогательного персонала, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата, учитывается в показателе «Суммарное число работников учреждения, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (worker)».
Автоматизированная проверка:
— числовая ячейка, целое число;
— (aup + vkat + first + rank + other + staf) ≤ worker

Фонд оплаты труда директора и заместителей директора в отчетном месяце (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot_aup)

Единица измерения: тыс. руб.
Инструкция по заполнению: ФОТ представителей управленческого персонала рассчитывается как сумма начисленной заработной платы по расчетной ведомости по работникам, относящимся по первой должности к категории «директор», «заместители директора» за отчетный месяц.
ФОТ управленческого персонала указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ. Учитывается оплата работы за внутреннее совместительство.
Автоматизированная проверка:
— числовая ячейка, от нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой

Читайте так же:  Исковое заявление о выселении в квартиру образец

Суммарное число представителей управленческого персонала (директор, заместители директора), которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (aup)

Единица измерения: чел.
Инструкция по заполнению: Число представителей управленческого персонала (директор и его заместители), которым в отчетном месяце была начислена заработная плата, определяется путем суммирования численности представителей управленческого персонала (директор, заместители директора), получавших заработную плату отчетном месяце.

Фонд оплаты труда учителей высшей категории в отчетном месяце (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot_vk)

Единица измерения: тыс. руб.
Инструкция по заполнению: ФОТ учителей высшей категории рассчитывается как сумма начисленных заработных плат по расчетной ведомости (формы № Т-51 или Т-49) по всем учителям высшей категории (без внешних совместителей) за отчетный месяц. Учитывается оплата работы за внутреннее совместительство.
ФОТ учителей указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ.
Автоматизированная проверка:
— От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой.

Суммарное число учителей высшей категории, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (vkat)

Единица измерения: чел.
Инструкция по заполнению: Суммарное число учителей высшей категории, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата, определяется путем суммирования численности учителей высшей категории (без внешних совместителей), которым в отчетном месяце была начислена заработная плата.

Фонд оплаты труда учителей первой категории за отчетный месяц (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot1)

Единица измерения: тыс. руб.
Инструкция по заполнению: ФОТ учителей первой категории рассчитывается как сумма начисленных заработных плат по расчетной ведомости (формы № Т-51 или Т-49) по всем учителям первой категории (без внешних совместителей) за отчетный месяц. Учитывается оплата работы за внутреннее совместительство.
ФОТ учителей указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ.
Автоматизированная проверка:
— От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой

Суммарное число учителей первой категории, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (first)
Единица измерения: чел.
Инструкция по заполнению: Число учителей первой категории, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата, определяется путем суммирования численности учителей первой категории (без внешних совместителей), которым в отчетном месяце была начислена заработная плата.
Автоматизированная проверка: Целое число

Фонд оплаты труда учителей без категории за отчетный месяц (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (Fot2)

Единица измерения: тыс. руб.
Инструкция по заполнению: ФОТ учителей без категории рассчитывается как сумма начисленных заработных плат по расчетной ведомости (формы № Т-51 или Т-49) по всем учителям без категории (без внешних совместителей) за отчетный месяц. Учитывается оплата работы за внутреннее совместительство.
Автоматизированная проверка:
— От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой.

Суммарное число учителей без категории, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (rank)

Единица измерения: чел.
Инструкция по заполнению: Число учителей без категории, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата, определяется путем суммирования численности учителей без категории (без внешних совместителей), получавших заработную плату в отчетном месяце

Фонд оплаты труда учителей второй категории за отчетный месяц (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot3)

Единица измерения : тыс. руб.

Инструкция по заполнению : ФОТ учителей второй категории рассчитывается как сумма начисленных заработных плат по расчетной ведомости (формы № Т-51 или Т-49) по всем учителям второй категории (без внешних совместителей) за отчетный месяц. Учитывается оплата работы за внутреннее совместительство.

ФОТ учителей указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ.

Автоматизированная проверка : От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой

Суммарное число учителей второй категории, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (second)

Единица измерения : чел.

Инструкция по заполнению : Число учителей второй категории, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата, определяется путем суммирования численности учителей второй категории (без внешних совместителей), которым в отчетном месяце была начислена заработная плата.

Автоматизированная проверка : Целое число

Доплата за высшую квалификационную категорию к ставке заработной платы учителя (fee_vk)

Единица измерения: %
Инструкция по заполнению: Укажите размер доплаты (надбавки) к окладу учителя за высшую категорию в процентах. Размер доплат (надбавок) за категорию устанавливается Положением об оплате труда учреждения.
Доплаты за квалификационную категорию в Положении об оплате труда учреждения могут отражаться в нескольких вариантах:
1) Повышающий коэффициент к базовой части оклада за квалификационную категорию. В этом случае для заполнения показателя необходимо коэффициент умножить на 100 % и вычесть 100 %, в результате доплаты будут выражены в процентном формате. Например, в Положении об оплате труда учреждения повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию утвержден в размере 1,3. Для заполнения таблицы 1,3 * 100 % — 100 % = 30 %. Таким образом, доплаты за высшую квалификационную категорию составляют 30 %.
2) Доплата (надбавка) к окладу за квалификационную категорию, выраженная в процентах. Например, в Положении об оплате труда учреждения Доплата (надбавка) к окладу за высшую квалификационную категорию утверждена в размере 30 %. Это значение показателя используется для заполнения таблицы.
3) Доплаты за квалификационную категорию учителя учтены в должностном окладе учителя. В этом случае Положением об оплате труда предполагается увеличение оклада педагога с повышением квалификационной категории. Например,
Квалификационная категория Должностной оклад, руб.
Без категории 3390
Первая 3947
Высшая 4250
Для заполнения таблицы в этом случае производится следующий расчет:
1) Доплата за первую квалификационную категорию учителя = (Оклад учителя первой категории / Оклад учителя без категории) *100 %-100 %;
2) Доплата за высшую квалификационную категорию учителя = (Оклад учителя высшей категории / Оклад учителя без категории) *100 %-100 %.
Расчет из примера:
Доплата за первую квалификационную категорию учителя = 3947/3390*100-100 = 16,43 %

16 %.
Доплата за высшую квалификационную категорию учителя = 4250/3390*100-100 = 25,37 %

25 %.
Так как, в таблице отражается целое число, производим округление до целого числа.

Доплата за первую квалификационную категорию к ставке заработной платы учителя (fee1)
Единица измерения: %.
Инструкция по заполнению: Укажите размер доплаты (надбавки) к окладу учителя за первую категорию в процентах. Размер доплат (надбавок) за категорию устанавливается Положением об оплате труда образовательного учреждения.

Фонд оплаты труда прочих педагогических работников в отчетном месяце (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot_other)

Единица измерения: тыс. руб.
Инструкция по заполнению: ФОТ прочих педагогических работников рассчитывается как сумма начисленных заработных плат по расчетной ведомости (формы № Т-51 или Т-49) по всем прочим педагогическим работникам (без внешних совместителей), за отчетный месяц. Учитывается оплата работы за внутреннее совместительство.
ФОТ прочих педагогических работников, указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ. Если педагогический работник имеет внутреннее совместительство, не нужно вычитать оплату труда за внутреннее совместительство из ФОТ прочих педагогических работников.

В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются фонд оплаты труда педагогических работников детского сада. В образовательных учреждениях, имеющих дошкольные группы и дошкольные группы, структурные подразделения дошкольного образования не учитывается фонд оплаты труда прочих педагогических работников дошкольных групп, дошкольных отделений и структурных подразделений дошкольного образования.
Автоматизированная проверка:
— От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой.

Суммарное число прочих педагогических работников, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (Other)

Единица измерения: чел.
Инструкция по заполнению: Число прочих педагогических работников, получивших в истекшем месяце заработную плату, определяется путем суммирования численности прочих педагогических работников (без внешних совместителей), получавших заработную плату за отчетный месяц В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются работники детского сада. В образовательных учреждениях, имеющих дошкольные группы и дошкольные отделения, не учитывается работники дошкольных отделений и групп.

Фонд оплаты труда прочего обслуживающего персонала за отчетный месяц (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot_staff)

Единица измерения: тыс. руб.
Инструкция по заполнению: ФОТ прочего обслуживающего персонала рассчитывается как сумма начисленных заработных плат по расчетной ведомости (формы № Т-51 или Т-49) по всем прочим работникам, относящимся к обслуживающему персоналу (без внешних совместителей), за отчетный месяц.
ФОТ прочего обслуживающего персонала, указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ. В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются фонд оплаты труда педагогических работников детского сада
Автоматизированная проверка:
— От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой.

Суммарное число прочего обслуживающего персонала, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (staff)

Единица измерения: чел.
Инструкция по заполнению: Число прочего обслуживающего персонала, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата, определяется путем суммирования численности прочих работников обслуживающего персонала, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата. В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются работники детского сада.

Объем стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения в отчетном месяце (stim)

Единица измерения: тыс. руб.
Инструкция по заполнению: Объем стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения рассчитывается как сумма стимулирующих выплат всем работникам учреждения в отчетном месяце.
Автоматизированная проверка:
— От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой.

Методические рекомендации по заполнению отчета в летний период

При заполнении данных о фонде оплаты труда учителей и других работников ОУ за летние месяцы необходимо руководствоваться следующим порядком:

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд оплаты труда учителей отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце.

Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда следующего месяца.

Пример : Учитель Петрова А.Н. Средний дневной заработок Петровой А.Н. за последние 12 календарных месяцев составил 500 руб. Количество дней отпуска — 56 дней.

Издан приказ на предоставление отпуска учителю Петровой А.Н. с 24 июня 2013 года.
Расчет:
1) Июнь — 6 дней отпуска (с 24 по 30 июня включительно)
500 х 6 = 3000 руб.
Таким образом, в фонд оплаты труда за июнь 2013 года включается сумма начисленная учителю Петровой А.Н. за дни отпуска в размере 3000 руб. плюс сумма начисленной заработной платы за период с 1 по 23 июня 2013 года.
2) Июль — 31 дней отпуска (с 1 по 31 июля включительно)
500 х 31 = 15500 руб.
За июль 2013 года в фонд оплаты труда включается сумма начисленная учителю Петровой А.Н.за 31 день отпуска в размере 15500 руб.
3) Август — 19 оставшихся дней отпуска (с 1 по 19 августа включительно)
500 х 19 = 9500 руб.