Доплата до минимальной зарплаты рб

13.07.2018 Выкл. Автор admin

Доплата до минимальной зарплаты рб

Автор: Елена Алимова . Дата создания: 05 ноября 2018

0 фактов оплаты труда ниже минимальной заработной платы установлено за 9 месяцев текущего года Витебским областным управлением Департамента государственной инспекции труда. За это нарушение 49 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Разъяснения по этой теме дала заместитель начальника отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Галина Галай.

Минимальная заработная плата в Беларуси с 01.01.2018 составляет 305 руб.

– Распространяется ли законодательство о минимальной заработной плате на частные организации?

– Действие Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» распространяется на всех работников и нанимателей, в том числе частной формы собственности, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами нашей страны.

– По трудовому договору установлена месячная тарифная ставка в размере 250 рублей. За полностью отработанный месяц наниматель начислил зарплату в таком же размере. Правильно ли это?

– Согласно законодательству ниже минимальной заработной платы (месячной и часовой) наниматель платить не может. Коллективным договором (соглашением) может быть определен иной размер минимальной заработной платы, но не ниже установленной законом. Если начислено меньше, то наниматель обязан произвести доплату до минимальной зарплаты. В данном конкретном случае, если работник выполнил свои обязанности, доплатить нужно 55 рублей.

– Как рассчитывается часовая минимальная заработная плата?

– Она определяется делением размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года к количеству месяцев календарного года.

Поясню на примере. Согласно производственному календарю на 2018 год для 40-часовой пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье расчетная норма рабочего времени составляет 2016 часов. Значит, часовая минимальная заработная плата составит 1,815 руб.: 305 / (2016 / 12).

Для 40-часовой шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье расчетная норма рабочего времени – 2022 часа. Соответственно, ЧМЗП – 1,81 руб.: 305 / (2022 / 12).

– Нужно ли доплачивать до минимальной заработной платы работнику, который не отработал полный рабочий месяц из-за того, что был на больничном или в отпуске?

– Если работник отсутствовал по уважительной причине – был временно нетрудоспособен или в трудовом (социальном) отпуске, то наниматель обязан доплатить пропорционально отработанному времени.

К примеру, работникам, которым установлена месячная тарифная ставка, отработавшим в сентябре только 80 из установленных 160 рабочих часов, размер начисленной заработной платы с учетом доплаты до минимальной заработной платы за отработанное время не может быть менее 152,5 руб. (305 / 160 х 80), то есть доплата производится до 152,5 руб.

Работникам, которым установлены часовая тарифная ставка и пятидневная 40-часовая рабочая неделя, размер начисленной заработной платы с учетом доплаты до размера минимальной заработной платы за отработанное время не может быть менее 145,2 руб. (1,815 руб. х 80 часов), то есть доплата производится до 145,2 руб.

При этом пособие по временной нетрудоспособности или средний заработок за время трудового отпуска должны быть рассчитаны в соответствии с законодательством.

– Допустим, сотрудник является инвалидом II группы и работает 35 часов в неделю. Столько же часов и у несовершеннолетнего работника (17 лет). Должна ли им производиться доплата до минимальной заработной платы?

– Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь для инвалидов I и II групп и работников в возрасте от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. При этом заработная плата выплачивается в таком же размере, как и сотрудникам соответствующих категорий при полной продолжительности рабочего дня.

Соответственно, если размер начисленной заработной платы оказался ниже месячной минимальной заработной платы, наниматель обязан произвести доплату до минимальной заработной платы, если коллективным договором (соглашением) не установлен больший ее размер.

– Учитываются ли при определении доплаты до минимальной заработной платы (месячной и часовой) работа в ночное и сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, доплаты за совмещение профессий, работу с вредными условиями труда?

– При определении доплаты до минимальной заработной платы не должны учитываться доплаты за совмещение профессий (должностей), работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими; за работу в особых условиях труда, на тяжелых работах, с вредными и (или) опасными условиями труда; в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы; выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, в том числе выплаты молодым специалистам в соответствии с законодательством.

Все эти доплаты должны производиться сверх минимальной заработной платы, то есть свыше 305 рублей.

– Например, установлена норма обслуживания – 200 голов крупного рогатого скота, а в наличии только 158 голов. Из-за невыполнения нормы наниматель недоплачивает до минимальной заработной платы. Правильно ли это?

– Неправильно. Наниматель обязан создать условия для выполнения работниками норм выработки, времени, обслуживания, численности.

В данном случае, если наниматель не может обеспечить необходимую норму обслуживания поголовья скота, он вправе изменить режим рабочего времени – установить неполное рабочее время и производить доплату до минимальной заработной платы пропорционально отработанному времени.

– Наниматель начисляет заработную плату ниже минимальной, ссылаясь на постановление Совета Министров Республики Беларусь, согласно которому сельхозорганизации, имеющие задолженность по выплате зарплаты, формируют фонд оплаты труда и начисляют из него заработную плату не более 25% от объема реализованной продукции, полученной за расчетный месяц. Прав ли наниматель?

– Размер начисленной заработной платы за работу в нормальных условиях при установленной продолжительности рабочего времени и выполнении обязанностей не может быть ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), несмотря на задолженность по выплате заработной платы и малый объем реализованной продукции.

– Должны ли человеку, работавшему по договору подряда, доплачивать, если начисленное вознаграждение оказалось ниже минимальной заработной платы?

– Не должны. Действие закона не распространяется на работников и нанимателей, заключивших гражданско-правовые отношения, в том числе договор подряда.

– Какие последствия влечет нарушение нанимателем норм, регулирующих применение минимальной заработной платы?

– Помимо недополучения работником зарплаты, это влечет за собой нарушение его прав при исчислении стажа работы для назначения пенсии.

Поскольку среднемесячный фактический заработок, из которого уплачены обязательные страховые взносы, оказался ниже минимальной заработной платы, то эти периоды работы засчитываются в стаж с применением поправочного коэффициента. Он рассчитывается делением среднемесячного фактического заработка на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за этот период. Как вы понимаете, в данном случае этот коэффициент окажется понижающим.

Доплата до минимальной зарплаты рб

Согласно Закону Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» минимальная заработная плата применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. Таким образом, начисленная за месяц заработная плата работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного размера минимальной заработной платы. Если размер начисленной работнику заработной платы окажется ниже размера минимальной заработной платы, действующего в период, за который производится начисление заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до её соответствующего размера.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 года № 1022 с января 2018 года установлена месячная минимальная заработная плата в размере 305 рублей.

Согласно постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.07.2014 № 68 в состав минимальной заработной платы не включаются:
1. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
2. Доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и выходные дни.
3. Доплаты за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС).
4. Доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы.
5. Доплаты за разделение рабочего дня (смены) на части.
6. Компенсации работникам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения).
7. Компенсации за неиспользованный трудовой отпуск.
8. Выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, в том числе:
8.1. к отпуску, на оздоровление (лечение, отдых);
8.2. к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям;
8.3. при выходе на пенсию;
8.4. при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка;
8.5. в связи со смертью близких родственников, с постигшим стихийным бедствием, пожаром и другими семейными обстоятельствами;
8.6. на питание, проезд, по найму жилого помещения;
8.7. на приобретение учебной и методической литературы;
8.8. отдельным категориям работников, в том числе:
8.8.1. инвалидам, многодетным семьям, работникам, имеющим детей-инвалидов;
8.8.2. молодым специалистам в соответствии с законодательством.

В состав минимальной заработной платы включаются:
1. заработная плата за выполненную работу и отработанное время;
2. повышения, надбавки, премии;
3. индексация.

В случаях, если работником не выполняется норма труда (трудовые обязанности) либо не отрабатывается норма рабочего времени по вине самого работника, то доплата до установленного размера месячной минимальной заработной платы не производится (при отсутствии данного условия в коллективном договоре необходимо внести соответствующее дополнение).

Например, если работник со сдельной оплатой труда не выполняет плановое задание, нормы выработки не по вине нанимателя, то доплата до размера минимальной заработной платы не производиться.

Если работник с повременной оплатой труда отработал меньше установленной дневной или месячной нормы рабочего времени и не имел нарушений трудовой и производственной дисциплины (отсутствуют докладные записки, объяснительные, приказы об объявлении прогула) в этом случае наниматель обязан доплатить до уровня минимальной заработной платы пропорционально отработанному времени.

Читайте так же:  Оформить трактор на физ лицо

За несоблюдение установленного размера минимальной заработной платы предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин (статья 9.19 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Как правильно рассчитать доплату до минимальной заработной платы

ВОПРОС: Работник в мае 2018 г. отработал в должности лифтера 160 ч. (норма 167 ч.) по основной должности. Работник принят по трудовому договору лифтером на 0,25 ставки по совместительству. По совместительству он отработал 40 ч. Как правильно рассчитать доплату до минимальной заработной платы?

ОТВЕТ: Минимальная заработная плата сравнивается с заработной платой, начисленной как по основному месту работы, так и по совместительству.

Законом Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) определено, что его действие распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного рабочего времени (часть вторая статьи 6 Закона).

Совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (статья 343 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, с работником, выполняющим у одного нанимателя основную работу и работу на условиях совместительства, должны быть заключены два трудовых договора (контракта).

Работникам, являющимся внутренними совместителями, то есть работающим у одного нанимателя по основному месту работы и на условиях совместительства, доплаты до размера минимальной заработной платы рассчитываются раздельно за основную работу и за работу на условиях совместительства.

Если в трудовых договорах (контрактах) работнику, работающему у нанимателя по основному месту работы и на условиях совместительства, установлена тарифная ставка (оклад), то начисленная заработная плата будет сравниваться с месячной минимальной заработной платой с учетом отработанного времени (то есть пропорционально отработанному времени).

При определении в трудовых договорах (контрактах) условий оплаты труда работнику на основе часовых тарифных ставок (окладов) для сравнения будет применяться часовая минимальная заработная плата с учетом отработанного рабочего времени.

То есть применение месячной или часовой минимальной заработной платы зависит только от условий оплаты труда, установленных в трудовом договоре (контракте) работника.

Доплата до минимальной зарплаты: какие выплаты не учитываются при ее определении?

Вопрос разъясняет профсоюзный специалист.

– У меня была доплата за работу в государственные праздники. Затем оказалось, что ее вдруг учли при определении доплаты до размера минимальной заработной платы. Считаю, что так не должно быть, ведь я просто отработала больше времени, чем положено было в течение месяца. Какие выплаты не учитываются при определении доплаты до размера минимальной зарплаты?

Екатерина Л., Мозырь

Ситуацию разъясняет заведующий отделом по социально-экономическим вопросам, организационной и правовой работе Гомельской областной организации профсоюза работников торговли Николай ТАЛЕЙКО:

– Бухгалтерия предприятия, где вы работаете, поступила незаконно.

В соответствии со ст.6 Закона «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной зарплаты (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с настоящим законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты от 21 июля 2014 года № 68.

В указанный перечень входят:

доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;

доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и выходные дни;

доплаты за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС);

доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы; доплаты за разделение рабочего дня (смены) на части; доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой); компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса; компенсации работающим в зоне эвакуации (отчуждения);

компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;

выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, предусмотренные в локальных нормативных правовых актах, принятых в установленном порядке, и трудовых договорах;

выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, в том числе: к отпуску, на оздоровление (лечение, отдых); к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям; при выходе на пенсию; при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка; в связи со смертью близких родственников, с постигшим стихийным бедствием, пожаром и другими семейными обстоятельствами; на питание, проезд, по найму жилого помещения; на приобретение учебной и методической литературы; отдельным категориям работников, в том числе: инвалидам, многодетным семьям, работникам, имеющим детей-инвалидов; молодым специалистам в соответствии с законодательством.

Напомним, что профсоюзы регулярно помогают работникам добиться выплаты положенной по закону доплаты до минималки. Кром того, как сообщил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда по итогам обсуждения с правительством, вопросы зарплаты низкооплачиваемых категорий работников бюджетной сферы будут решены.

МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

О доплате до минимальной заработной платы

ВОПРОС: У сторожа (3-й разряд) график работы: сутки через двое. Часовая тарифная ставка — 0,62 руб. В июне 2017 г. сторож отработал 240 ч., из них 80 ч. ночных и 60 ч. — работа в выходные дни (вместо отсутствующего работника), премия — 29,76 руб. По производственному календарю норма рабочего времени — 176 ч. Начисленная заработная плата с учетом работы в ночное время и работы в выходной день ниже минимальной заработной платы (далее — МЗП). В каком размере нужно доплачивать до МЗП?

ОТВЕТ: Доплата до МЗП составила 198,24 руб.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) — это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (часть первая ст.59 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Перечнем выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.07.2014 № 68, предусмотрены:

• доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и выходные дни (п.2);

• доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы (п.4).

Таким образом, доплаты за работу в выходной день и за ночное время не учитываются в начисленной заработной плате для сравнения ее размера с МЗП.

В данном случае, поскольку оплата труда сторожа производится по часовой тарифной ставке, в качестве стандарта принимается часовая МЗП. Ее размер определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года (часть вторая ст.5 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы»).

Для расчета доплаты до МЗП сравнивается заработная плата, начисленная за отработанное рабочее время, с надбавками и премией и расчетная величина, определенная путем умножения часовой МЗП на отработанное рабочее время.

Для работников, работающих по графику работ (сменности) с применением суммированного учета рабочего времени, норма рабочего времени определяется только в учетном периоде. При этом в каждом календарном месяце норма определяется графиком работ (сменности), а не нормой рабочего времени календарного месяца в соответствии с производственным календарем (рассчитанным по 40-часовой рабочей неделе).

Пример:

Сторожу установлен квартальный учетный период, норма рабочего времени на II квартал 2017 г. составила 494 ч.

Исходя из данных, изложенных в вопросе, в графике работ на июнь сторожу запланировано 180 ч. Указанное количество часов является нормой рабочего времени для работника на июнь 2017 г., которая не сравнивается с нормой рабочего времени по производственному календарю 40-часовой рабочей недели (176 ч.). Переработка (работа в выходные дни) для сторожа определяется как разница между фактически отработанным рабочим временем (240 ч.) и запланированным в графике работ (180 ч.).

При определении доплаты до МЗП в расчет берется часовая МЗП, которая рассчитывается из месячной МЗП по состоянию на 1 июня 2017 г., — 1,57 руб. (265 руб./168,3), где 168,3 — среднегодовое количество рабочих часов в 2017 году.

Расчет заработной платы сторожа:

• оплата по тарифной ставке за отработанные часы: 148,80 руб. (0,62 руб. х 240 ч.);

• доплата за работу в выходные дни: 37,20 руб. (0,62 руб. х 60 ч.);

• доплата за работу в ночное время (40 % тарифной ставки): 19,84 руб. (0,62 руб. х 0,4 х 80 ч.);

• заработная плата сторожа, которая сравнивается с МЗП: 178,56 руб. (148,80 руб.+29,76 руб.);

• минимальная заработная плата для сторожа за июнь 2017 г.: 376,8 руб. (1,57 руб. х 240 ч.);

Читайте так же:  Кожемякин борис аркадьевич адвокат

• доплата до МЗП: 198,24 руб. (376,80 руб. – 178,56 руб.).

Всего заработная плата сторожа за июнь 2017 года составила 433,84 руб. (148,80 руб. +37,20 руб. + 19,84 руб. +29,76 руб. +198,24 руб.).

Доплата до минимальной зарплаты рб

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Минской области за январь–июль 2018 года составила 918,4 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2017 года на 17,8 %, в том числе за июль 2018 года – 983,7 рубля, темп роста к соответствующему периоду 2017 года – 116,8 %.

Реальная заработная плата работников области за январь–июль 2018 года по сравнению с соответствующим периодом 2017 года выросла на 12,6 %.

В организациях бюджетной сферы среднемесячная заработная плата в июле 2018 года сложилась на уровне 711,2 рубля, или 120,6 % к июлю прошлого года, в январе–июле 2018 года – 679,9 рубля или 119,6 % к соответствующему периоду прошлого года.

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в январе–июле 2018 года составила 1159,8 рубля, рост к соответствующему периоду 2017 года – 117,6 %; в строительных организациях – 1021,2 рубля (120,0 % к прошлому году); в организациях транспорта – 957,4 рубля (рост – 119,4%); сельского хозяйства – 711,0 рубля (рост – 116,7%); здравоохранения – 730,4 рубля (рост – 114,5 %); в учреждениях образования – 591,5 рубля (рост – 116,8%).

Наибольший уровень среднемесячной заработной платы в январе–июле 2018 года сложился в Солигорском, Минском районах и г. Жодино, где размер ее составил 1340,1, 1096,3 и 1139,7 рубля соответственно.

В отраслевом разрезе наиболее высокий уровень заработной платы за январь–июль 2018 года обеспечен в:

  • производство химических продуктов (2122,7 рубля);
  • информации и связи (1569,3 рубля);
  • горнодобывающей промышленности (1458,6 рубля);
  • обрабатывающей промышленности (1197,7 рубля).

Минимальная заработная плата — государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.
Таким образом, минимальная заработная плата применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда в организациях всех организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.

Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен за июль 2018 г. к июню 2018 г. составил 99,8 процента, к декабрю 2017 г. – 102,8%.

Минимальная заработная плата, с 1 января 2018 г. установлена в размере 305 рублей (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 1022).

О порядке определения размера до минимальной заработной платы

Письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.05.2011 г. № 03-03-14/2251п «О порядке определения размера доплаты до минимальной заработной платы» определен порядок определения доплаты до уровня минимальной заработной платы (месячной и часовой) (далее — МЗП), а также перечень выплат, которые не учитываются в составе начисленной заработной платы работников при ее исчислении. Заработная плата, начисленная работнику за работу в нормальных условиях, отработавшему норму продолжительности рабочего времени и выполнившему установленную ему норму труда, не может быть ниже соответствующего размера МЗП.

Месячная МЗП применяется в отношении работников, оплата труда (начисление заработной платы) которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов).

Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени. В отношении работников, работающих в режиме суммированного учета рабочего времени, исходя из установленного нанимателем порядка начисления им заработной платы, применяется месячная или часовая МЗП. Определение размера доплаты до МЗП работникам, которым заработная плата начисляется на основе часовых тарифных ставок (окладов), производится путем сравнения суммы начисленной работнику заработной платы за фактически отработанное в расчетном периоде рабочее время с размером МЗП, рассчитанной исходя из часовой МЗП, установленной в соответствии с законодательством, и фактически отработанного рабочего времени.

В данном случае фактически отработанное рабочее время — это отработанное работником время согласно табелю использования рабочего времени (иного документа) без учета времени:

— работы в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

— в течение которого нанимателем не обеспечены нормальные условия труда для выполнения норм труда, в том числе время, в течение которого не выполнены нормы выработки, допущен брак, простой не по вине работника (статья 89 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Если размер начисленной работнику заработной платы окажется ниже размера МЗП, действующего в период, за который производится начисление заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до ее соответствующего размера. При этом доплата до МЗП производится нанимателем ежемесячно.

Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).
Все выплаты (надбавки, премии, вознаграждения по результатам работы за год, доплаты и др.) в составе начисленной работнику заработной платы, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, включаются в полном объеме в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету работника.

В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются следующие выплаты:

  1. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
  2. Заработная плата, начисленная при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника; за работу в день проведения республиканского субботника.
  3. Выплаты, не связанные с оплатой труда работников за выполненную работу (материальная помощь, вознаграждение, пособие, стоимость подарков и т.д.), предусмотренные законодательством, локальными нормативными правовыми актами, в том числе:

3.1. к отпуску, юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям, на оздоровление, лечение, отдых, при выходе на пенсию;

3.2. по итогам соревнований, смотров-конкурсов, в том числе связанным с производственной деятельностью, за обеспечение подготовки и проведения фестивалей-ярмарок;

3.3. при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка, инвалидам, многодетным семьям;

3.4. работникам, имеющим детей-инвалидов, находящимся в отпуске по беременности и родам;

3.5. денежная помощь, ежемесячные доплаты к заработной плате молодым специалистам с высшим или средним специальным образованием.

4.Выплаты компенсирующего характера, включая выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе:

4.1. оплата за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

4.2. надбавки и доплаты, установленные за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на территориях радиоактивного загрязнения, подземных работах и т.д.);

4.3. доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, за разделение рабочего дня на части;

4.4. надбавки (компенсация) за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие), выплачиваемые работникам в соответствии с законодательством;

4.5. за неиспользованный отпуск, на питание, и в том числе предоставляемое бесплатно, на проезд, приобретение методической литературы, предметных журналов и периодических изданий, в связи с переездом на работу в другую местность, по найму жилья.

  1. Оплата за неотработанное время, в течение которого законодательством, локальными нормативными правовыми актами предусмотрено сохранение среднего заработка, в том числе за:

5.1. время трудовых и социальных отпусков, свободных от работы дней;

5.2. время выполнения государственных, общественных, воинских обязанностей;

5.3. время нахождения на обследовании или осмотре в медицинских учреждениях, повышении квалификации, стажировке, переподготовке и профессиональной подготовке, сельскохозяйственных и других работах.

  1. Все выплаты и расходы, не отражаемые в составе фонда заработной платы, при заполнении форм государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, в том числе:

6.1. выходное пособие (компенсация), выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора (контракта);

6.2. пособия и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования; страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6.3. командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством;

6.4. стоимость выданной форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещение затрат работникам на приобретение и содержание форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной зашиты;

6.5. возмещение вреда, определяемое судом;

6.6. авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений, промышленных образцов и т.п.;

6.7. оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, услуг связи, культурно-зрелищные и спортивные мероприятия, подписки на газеты и журналы для личного пользования, возмещение платы родителей за содержание детей в учреждениях дошкольного образования;

6.8. в связи со смертью близких родственников, стихийным бедствием, пожаром, увечьем, тяжелой болезнью и другими семейными обстоятельствами;

6.9. предоставленные субсидии на строительство (реконструкцию жилых помещений), приобретение жилья, обзаведение домашним хозяйством;

6.10. доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям, акциям и т.д.);

6.11. в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (затрат за использование принадлежащих работникам транспортных средств, оборудования, инструментов и другого имущества для нужд организации);

6.12. страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников.

Индексация заработной платы и других доходов населения с учетом инфляции

Читайте так же:  Как высчитать детское пособие

Индексация заработной платы и других доходов населения – это корректировка с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

В республике предусмотрены 2 вида индексации доходов населения:

— ежемесячная индексация доходов, начисляемых за счет бюджетных источников (пособий, стипендий, заработной платы, денежного довольствия);

— индексация доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и пособий) в случае несвоевременной их выплаты.

В состав доходов для осуществления второго вида индексации включаются суммы индексации первого вида.

Порядок осуществления, указанных видов индексации доходов населения регламентируется Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 57.

Доходы населения индексируются за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты, подлежащие индексации.

Индексация доходов в случае несвоевременной их выплаты

Индексация направлена на компенсацию инфляционных потерь, возникающих с момента задержки до момента фактической выплаты, и производится при задержке выплаты на один календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальным нормативным правовым актом нанимателя, трудовым договором (контрактом) с работником. Не индексируются суммы, своевременно не востребованные получателем.

Индексации подлежит вся сумма несвоевременно выплаченных доходов за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.

Индексация выплачивается за счет тех источников, за счет которых выплачивается индексируемый доход.

Дифференцированные доплаты работникам бюджетных организаций

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» от 24 августа 2017 г. № 642 с 1 сентября 2017 г. устанавливается тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате к работникам бюджетных организаций в размере 33 рубля.

Данным документом предусмотрены меры материальной поддержки и стимулирования отдельных работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее — бюджетные организации).

  1. Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления № 863 установлено повышение тарифных окладов (ставок) работникам учреждений социального обслуживания и работникам культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности этих учреждений, на 25 процентов, взамен ранее действующего – на 15 процентов и предусмотренного в подпунктах 1.5 и 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 (далее – постановление № 1267).

Следует иметь в виду, что на работников учреждений социального обслуживания, занимающих должности воспитателей и врачей, повышение тарифных окладов, предусмотренное постановлением № 863, не распространяется, поскольку для них предусмотрено аналогичное повышение пунктами 1.3 и 1.4 пункта 1 постановления № 1267.

В соответствии с пунктом 6 статьи 51 Кодекса Республики Беларусь о культуре к культурно-просветительным организациям относятся организации культуры, которые обеспечивают гражданам доступ к культурным ценностям, находящимся в фондах этих организаций, или создают условия для занятия народным и художественным творчеством, самообразованием, а также для культурного развития (например, музеи, библиотеки, клубы, иные типы учреждений, осуществляющие указанную культурную деятельность).

Согласно законодательству культурно-просветительные организации могут создаваться как в виде организаций (учреждений), так и в виде структурных подразделений юридического лица.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 863 кроме работников культурно-просветительных учреждений также повышаются тарифные оклады (ставки) работникам структурных подразделений бюджетных организаций, работа в которых соответствует характеру работы культурно-просветительного учреждения.

специалистам (главным специалистам) структурных подразделений, наименования базовых должностей которых содержатся в таблице 1 приложения 8 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 (далее – постановление № 6): библиотекарь библиотеки общеобразовательной школы (вуза, воинской части); хормейстера хора студентов; режиссера непрофессионального театрального коллектива, имеющего наименование «народный» и т.д.;

руководителям (заместителям руководителей) структурных подразделений, наименования должностей которых однозначно указывают на характер деятельности структурного подразделения (заведующий библиотекой, заведующий клубом, художественный руководитель клуба, заведующий музеем и т.д.) вне зависимости от наличия в подчинении работников.

Справочно: квалификационные характеристики должностей указанных работников, как правило, включены в раздел «Квалификационные характеристики должностей служащих культурно-просветительных учреждений» 30 выпуска Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в культуре и искусстве», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 25.

  1. Подпунктом 1.2 пункта 1 постановления № 863 изменен диапазон корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников, тарифицируемых 1-27 разрядами, с 3,50-1,00 на 4,18-1,00.

Во исполнение пункта 3 постановления № 863 Министерством труда и социальной защиты принято постановление от 27 ноября 2017 г. № 78, согласно которому установлены конкретные размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций.

Корректирующие коэффициенты участвуют в формировании тарифных ставок (окладов) всех работников бюджетных организаций, в том числе работников, обеспечивающих деятельность и техническое обслуживание государственных органов, и иных работников государственных органов, кроме государственных служащих.

  1. Согласно пункту 2 постановления № 863 признаются утратившими силу ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, которые приведены в приложении к постановлению № 863.

В результате отменены следующие нормы:

повышение тарифных ставок (окладов) на 15 процентов работникам социального обслуживания и культурно-просветительных учреждений (подпункты 1.5 и 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267);

диапазон корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций, тарифицируемых 1-27 разрядами в размере 3,50-1,00 (постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 1230 и от 29 марта 2013 г. № 226);

ежемесячные дифференцированные доплаты к заработной плате работников бюджетных организаций, тарифицируемых 1-14 разрядами в размерах 8,6-5,7 рубля (подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. № 1115).

Обращаем внимание на то, что:

постановление № 863 распространяется на поименованные в нем категории работников бюджетных организаций, в том числе на тех работников, оплата труда которых осуществляется за счет приносящей доходы деятельности;

при установлении повышений тарифных ставок (окладов) по основаниям, предусмотренным постановлением № 863, другие повышения тарифных ставок (окладов), установленные в соответствии законодательством, не отменяются;

тарифные ставки (оклады) рассчитываются согласно подпункту 1.2 пункта 1 приложения 1 к постановлению № 6;

размеры повышений, установленных постановлением № 863, определяются от тарифных окладов (ставок) в порядке, предусмотренном в пункте 4 приложения 1 к постановлению № 6.

Применение в коммерческих организациях гибких систем оплаты труда

Ранее, основой для разработки системы оплаты труда работников в бюджетных и коммерческих организациях, в том числе индивидуальных предпринимателей, являлась Едина тарифная сетка Республики Беларусь (далее – ЕТС).

Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В целях реализации ее положений принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 года № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», главной новацией которого является придание рекомендательного характера применению ЕТС.

В соответствии с нормами Указа № 181 субъектам предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 года предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников, как с применением ЕТС, так и без ее применения.

Необходимые действующие нормативные правовые акты, при введении гибких систем оплаты труда

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК РБ).

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений и укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

Государственное регулирование в сфере оплаты труда в настоящее время заключается в утверждении нормативных правовых актов рекомендательного характера, обеспечивающих методологическую основу для применения в организациях гибких систем оплаты труда.

Методологическая основа для применения в организациях гибких систем оплаты труда

Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (постановление Министерства труда и соцзащиты от 21 октября 2011 г. № 104).

Рекомендации по созданию системы материального и морального стимулирования за выпуск продукции, пользующейся спросом на внешних рынках (постановление Министерства труда и социальной защиты от 28 февраля 2012 г. № 30).

Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов (постановление Министерства труда и социальной защиты и Госстандарта от 22 февраля 2012 г. № 27/13) и другие.

Таким образом, в настоящее время законодательством для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, в том числе и с использованием зарубежного опыта.

По результатам мониторинга на 1 января 2018 года в 2 806 организациях области применяются гибкие системы оплаты труда, в том числе оплату труда на основе «плавающих окладов» применяют 231 организации области; тарифную сетку, разработанную и утвержденную в организации — 1565 организаций; комиссионную систему – 524 организаций, на основе грейдов – 16 и другие системы оплаты труда — 470.