Договор перевозки груза на железнодорожном транспорте оформляется

18.04.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

1.5.2. Особенности договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

Согласно ПС РФ (ст. 785) договор перевозки, применя-
емый на любом виде транспорта, должен соответствовать следующим требованиям — реальный, возмездный и двухсторонний. Т. е. перевозка всегда осуществляется за плату, договор заключается путем вручения отправителем груза перевозчику, а сторонами договора являются перевозчик и грузоотправитель. Ст. 2 УЖТ РФ полностью подтверждает эти условия.

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом носит публичный характер (ст. 789 ГК РФ), т. е. это договор, согласно которому перевозчик обязан осуществить перевозку груза в отношении каждого, кто к нему обратится.
Таким образом, чтобы ликвидировать бытующие заблуждения, необходимо сделать два очень важных вывода:
1. Грузополучатель не является стороной договора перевозки грузов, т. е. он является тем лицом, в чью пользу заключен договор.
2. Перевозочный документ (транспортная железнодорожная накладная) является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, но не являет-ся самим договором перевозки и текста этого договора (как, например, коносамент) не содержит.
Единственным на сегодняшний день перевозчиком на железнодорожном транспорте России является ОАО РЖД. Согласно ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 1 инфраструктура железнодорожного транспорта может принадлежать юридическим и физическим лицам на праве собственности. Только при этом условии это лицо может стать перевозчиком. В России вся инфраструктура (за исключением путей необщего пользования) принадлежит государству. По мнению Е. Ковалевой, после окончания реформы железнодорожного транспорта у предпринимателей появится возможность заключать отдельные договоры с собственниками локомотивов и путей, т. е. иметь в собственности железнодорожную инфраструктуру станет необязательным 2 . Очень хочется в это верить.
Появившиеся в последние несколько лет компании, обладающие собственным парком вагонов и контейнеров, не являются перевозчиками, а их следует считать участниками перевозочного процесса с неопределенным еще правовым статусом 3 . Некоторое время назад, с подачи чиновников из МПС РФ, появилось название для таких компаний — оператор железнодорожного подвижного состава, однако сегодня это определение из официальных документов исчезло.
Таким образом, развенчано еще одно заблуждение: дочерние структуры ОАО РЖД — «ТрансКонтейнер» и «Рефсервис» — точно так же, как и ни одна из частных компаний, обладающих собственным вагонным парком, железнодорожными перевозчиками не являются.
Необходимо также отметить, что «договор об организации перевозок» 4 к категории договоров перевозки не относится. Основная цель такого договора — урегулировать в ходе исполнения договора перевозки такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период 5 .

Транспортная железнодорожная накладная (далее накладная), является многофункциональным документом:
1. Подтверждает заключение договора перевозки груза.
2. Яявляется товаросопроводительным документом, подтверждающим исполнение перевозчиком своих обязательств.
3. Является расчетно-кассовым документом, на основании которого производится расчет провозного тарифа и начисление различных платежей и сборов.
Кроме того, любые претензии к железной дороге принимаются с предъявлением оригинала накладной. Исключение составляют претензии на недоставку груза (полную утрату), они принимаются на основании находящейся у грузоотправителя «квитанции в приеме груза к перевозке».
Накладная всегда оформляется на типографском бланке строгой отчетности. Бланки перевозочных документов должны заполняться машинописным, компьютерным способом или вручную, без подчисток или помарок.

1) Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
2) Ковалева Е.Н. Договор перевозки. — М.: Эксмо, 2006. — С. 16
3) см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. — Статут, 2004. — С. 284

4) см. ст. 708 ГК РФ и ст. 10 УЖД РФ.
5) Егиазаров В. А.. Ляндрес В. Б. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта РФ. — М: «Контракт», 2004. — С. 21

Договор перевозки грузов на ЖД транспорте

Специфика договора грузоперевозок по железной дороге заключается в том, что такие услуги практически бесперебойно могут оказываться круглогодично.

Помимо этого преимущества железнодорожные грузоперевозки показывают себя среди прочих видов транспорта наиболее многопрофильными и объемными. Это создает таким услугам достаточно высокий процент конкурентоспособности.

Вот почему в документально-правовой системе подобные договора занимают особое положение и имеют существенную ценность.

Между кем заключается

Прежде всего, следует отметить, что заключение соглашений на железнодорожные перевозки обуславливаются конкретными обязанностями сторон, а также специфическим набором прав, которые распространяются на перевозчика либо отправителя.

Все договора оформляются строго на основании требований и положений Устава железнодорожного вида транспорта Российской Федерации.

Этот Устав утверждался законодательным актом федерального значения №18-ФЗ от 10.01.03 г. и редактировался 06.04.15 года. Все изменения, что вносились в данный закон, вступили окончательно в юридическую и правовую силу 01.07.16 года.

Помимо Устава обговаривание условий договора между сторонами также будет подчиняться и Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При заключении соглашения следует понимать, что определить стороны – это важнейшая и первейшая задача. В ст. 10 Транспортного Устава железной дороги (далее – ТУЖД) обозначается, кто конкретно является перевозчиком.

В самом тексте договора сторону могут обозначаться по-разному. Чаще всего они именуются следующим образом: «Перевозчик» и «Грузоотправитель», «Экспедитор» и «Клиент».

Поэтому, отвечая на вопрос: «Кто и с кем должен заключать договор доставки груза по железной дороге?», можно отметить несколько непосредственных и основных участников:

  • владелец самой дороги, путей и всей инфраструктуры, принадлежащей к железной дороге;
  • непосредственно сам перевозчик, который является, в свою очередь, владельцем составов, вагонов и машин-тягачей, паровозов, погрузчиков и прочей транспортной техники;
  • отправитель груза;
  • получатель груза.

Специфика такой иерархии такова, что на практике получается иногда перевозчик и собственник железнодорожных путей – это одно и то же юридическое лицо.

Точно также бывает и с клиентами – отправитель груза и его получатель также могут оказаться одним и тем же юридическим лицом.

Естественно, что договор не заключается непосредственно между физическими лицами, коими являются представители компаний с обеих сторон.

Документ на доставку груза составляется между юридическими лицами – компаниями, предприятиями, организациями, которые осуществляют непосредственно перевозку и клиентом – также юридическим лицом, которому нужно транспортировать куда-то свой груз.

Между физическим лицом и перевозчиком договор составляется несколько в ином виде – оформлении провозного билета вместе с описью имущества и накладными, которые прилагаются к грузу.

Бывают ситуации и иного рода – владелец железнодорожного полотна и собственник поездов и составов – это разные предприятия. Также как и отправитель – это одна компания, которая переправляет грузы другой компании.

Вообще, в России все железнодорожные пути принадлежат одному предприятию – ОАО «Российские железные дороги», которое зарегистрировано как государственная компания, вертикально интегрированная в инфраструктуру общего пользования.

Но у этого предприятия помимо железной дороги имеются на балансе около 20 000 только одних локомотивов, не говоря уже про пассажирские и грузовые вагоны и прочей технике.

Тем не менее, есть множество и других компаний, которые либо владеют собственными вагонными составами, либо могут их арендовать у РЖД (что случается чаще). В этом случае договор не составляется между РЖД и отправителем, а между перевозчиком, куда обратился клиент и самим клиентом.

Когда считается заключённым

После того, как грузоотправитель предъявит перевозчику транспортную накладную, то перевозчик должен будет выдать ему квитанцию, которая бы подтверждала тот факт, что груз принят в обработку.

Именно такая квитанция о приемке груза от отправителя (после рассмотрения транспортной накладной) и будет считаться подтверждением того, что договор на оказание перевозочных услуг заключен.

Поэтому простое подписание бумаги еще не признается заключением договора, пока грузоотправитель не получит на руки квитанцию. В некоторых транспортных компаниях может фигурировать не квитанция, а платежное поручение.

Другие же подключают к этому механизму экспедиторскую расписку, а оплату за услуги клиент производит безналичными средствами.

Условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

На определение тех или иных условий договора может существенно повлиять выбранное сообщение поездов. Это могут быть рейсы составов прямых сообщений, а могут быть и местных.

В первом случае груз перевозится путем следования по нескольким железным дорогам, а во втором – только по одной. Также есть разница еще, какие пути будет занимать маршрут.

Если это магистрали общего значения, тогда придется подстраиваться и под другие графики передвижения составов.

Если же следование поезда будет осуществляться по одному отдельному пути, тогда можно обсуждать индивидуальный график доставок, если клиент хочет оформлять договор на регулярные поставки своего груза по железной дороге.

Права и обязанности сторон

Нужно еще отметить, что договор перевозки груза железнодорожным транспортом существенные условия предлагает освещать также и в отношении вида платформ или вагонов, где будет размещаться груз.

Все контейнера, вагоны, полувагоны, платформы, ж/д ролл-трейлеры и прочие приспособления, являющиеся частью состава, принадлежат как собственность компании-перевозчику. Поэтому всю их исправность обеспечивает именно он, а не владелец путей железных дорог.

В общей сложности обязанности перевозчика по договору заключаются в следующем:

  1. Подавать к погрузке исправные составы.
  2. Произвести погрузку, своевременную доставку и разгрузку с максимальным сохранением целостности имущества клиента.
  3. Проделать соответствующую маркировку груза и составов.
  4. Оформить все надлежащие документы, в том числе и договор, и платежное поручение для оплаты клиентом.
  5. День погрузки нужно согласовывать с отправителем.
  6. Экспедитор уплачивает все сборы и пошлины в пути.
  7. Уведомить грузополучателя не позже 12 ч. дня, который будет следовать за тем днем, когда груз прибыл на станцию конечного пункта заказанного маршрута.
  8. Во время сдачи груза получателю перевозчик должен выдать клиенту складскую расписку или акт приема-передачи, в зависимости от того, каким набором докуме6нтов пользуется перевозчик в своем делопроизводстве.

Помимо обязанностей у перевозчика есть также права, которые по отношению к второй стороне договора будут заключаться в следующем:

  1. Не принимать груз, если он упакован в прохудившуюся тару или пакеты, мешки и т.д. То же самое касается опасных грузов – если упаковка либо тара не надлежащего качества, не сертифицирована и не имеет соответствующих знаков, то перевозчик может не принимать к провозу такой груз.
  2. Право на привлечение других лиц, чтобы выполнить обязанности по договору. При этом ответственность по провозу груза все же будет продолжать нести экспедитор.
  3. В экстренных случаях задерживать доставку груза, если для этого имелись объективные причины.
  4. Производить проверку соответствия данных в транспортной накладной и в наличии самого груза.

Отправитель обязан предъявить при погрузке либо ранее правильно заполненную транспортную накладную на груз, где указывается не только опись перевозимого имущества либо товаров, но также и их характеристики.

В целом клиенты обязуются:

  1. Привести в должный внешний вид упаковку, тару груза. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов.
  2. Доставить к месту погрузки свой груз вовремя, как уславливались по соглашению сторон. Эта обязанность имеет место быть тогда, когда отправитель не пользуется услугами самой транспортной компании, а привлекает для этого других перевозчиков на автотранспорте либо же привозит груз на своем грузовике.
  3. Поручение предоставляется перевозчику в те сроки, которые указаны в договоре, не позднее.
  4. Оплату за услуги произвести тоже в оговоренные сроки.
  5. Полностью информировать экспедитора о специфике груза и способах обращения с ним в пути.

На основании ст. 27 ТУЖД под погрузку все вагоны, полувагоны, открытые вагоны, либо контейнерные платформы перевозчик обязан предоставлять в идеальном состоянии и исправности.

Если же отправитель заметит какую-то поломку, либо слабые укрепления его груза, то он будет иметь полное право отказаться от пользования услугами перевозчика.

Про заключение договора перевозки груза речным транспортом читайте здесь.

Ответственность

В договоре чаще всего прописывают те моменты, за которые в ответственности стороны будут друг перед другом.

Так, клиент ответственен за:

  • задержку груза при доставке его к железной дороге для погрузки;
  • убытки и ущерб имуществу перевозчика;
  • сокрытие информации о грузе и его специфики;
  • несвоевременная оплата за услуги.

В случае задержки груза при доставке его на погрузку по вине заказчика, перевозчик может просто перенести процедуру на следующий или любой другой удобный день. Но в этом случае клиент должен будет доплачивать за каждый день простоя вагона.

У экспедитора ответственность другая, она заключается в следующем. Перевозчик ответственен за:

  • повреждение груза в пути или при погрузке-выгрузке;
  • задержку доставки либо погрузки-выгрузки;
  • оплатить за нарушение договора стоимость объявленной ценности, которая будет пропорциональна тому грузу, который был утерян либо испорчен;
  • неправильное оформление сопроводительной документации.

Договор на оказание транспортных услуг по перемещению грузов железной дорогой состоит из следующих частей:

  1. Предмет договора обозначает стороны соглашения. Прописываются названия предприятий, выступающих сторонами договора, а также указываются их реквизиты.
  2. В содержании договора очень важно указать маршрут, который желательно должен быть кратчайшим, время доставки груза, название станции конечного пункта и имя грузополучателя – представителя с его персональными и контактными данными.
  3. После этого пункты могут идти в любом порядке. Обязанности сторон и их права выносятся отдельным разделом.
  4. Можно даже отдельно обозначить существенные условия.
  5. После этого указывается специфика оплаты и размеры стоимости провоза.
  6. Ответственность перевозчика и отправителя указываются в одном пункте и включают в тексте наличие ссылок на нормативные акты.
  7. Можно показать также обстоятельства, при которых стороны могут быть освобождены от несения ответственности по договору.
  8. Также отдельно стоит показать, каким образом разрешаются споры в случае их возникновения.
  9. После документ завершается прочими условиями, какие стороны посчитают нужным отразить в документе.
  10. Срок действия соглашения и подписи с указанием всех реквизитов обязательно указывают в конце документа.

Образец договора можно скачать здесь или здесь.

Возможно ли изменение условий

В некоторых случаях могут во время пути возникнуть какие-то изменения в маршруте, либо выгрузке товара по дороге и другие моменты, могущие повлиять на условия договора. В этих случаях нельзя говорить о полной невозможности внесения в соглашения новшеств.

Читайте так же:  Страховка на пассажиров цена

Внести изменения можно, просто для этого грузоотправителю следует написать заявление на имя перевозчика, в котором он должен будет указать те изменения, которые нужно реализовать.

По этому заявлению железная дорога будет производить переадресовку следования состава с грузом, согласно требуемым корректировкам. Может измениться станция назначения в конце пути, возможно, часть партии груза придется выгрузить на станции посреди маршрута и т.д.

Особенности заключения международных соглашений

Заключение договора между перевозчиком железной дороги и клиентом, который желает доставить свой груз в другую страну, регулируется уже международными нормами и законодательством.

Так, для железнодорожных перемещений существует Конвенция международных ж/д перевозок (КОТИФ, 2006 год), а также международное соглашение о грузовом ж/д сообщении (СМГС).

Кроме документов передвижение поездов по территориям разных стран может также координироваться Организацией сотрудничества ж/д дорог (ОСЖД, 2007 год).

Особенности договоров такого уровня будут соблюдаться следующие:

  • ответственность за сохранность груза будут нести разные железные дороги солидарно;
  • пересечение границ потребует дополнительного оформления сопроводительных бумаг для таможенного оформления;
  • таможенные сборы должны учитываться в качестве отдельной оплаты за услугу, которую будет оплачивать клиент;
  • иногда ж/д других стран взыскивают с перевозчиков за простой, если на то нет объективных причин;
  • все параметры груза, его масса, порядок погрузки и прочие тонкости должны определяться перевозчиком с пункта отправления.

К договору прилагаются накладные на груз, квитанция, подтверждающая отправления состава, дорожная ведомость – ее корешок.

При наличии в емкостях либо контейнерах вагонов опасного груза, в договоре обязательно указывается его класс опасности, надлежащее обращение с ним и прочих условности, о которых должен клиент заранее предупредить перевозчика.

В целом составить договор транспортировки грузов железнодорожным транспортом не представляет особой сложности. Необходимо лишь запомнить основные пункты, которые должны в нем быть.

Затем все детали следует обговорить сторонам и желательно все договоренности отразить в тексте соглашения. В противном же случае, могут возникнуть споры, разрешить которые будет сложнее, если о них ничего не сказано в этом документе.

О морских перевозках контейнеров из Китая смотрите на странице.

Когда была принята конвенция о международных морских перевозках грузов, узнайте из информации по ссылке.

Видео: Что указывается в договоре о перевозке груза

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в современных условиях (Андреев В.К.)

Дата размещения статьи: 03.09.2017

Перевозка грузов, пассажиров и багажа занимает важное место как в развитии рыночной экономики России, так и в удовлетворении потребностей граждан в перемещении. Правила о морских перевозках относятся, пожалуй, к одним из древних правовых норм.
О.Н. Садиков в ГК РФ наряду с другими обширными группами однородных взаимосвязанных отношений, именуемых подотраслями, выделяет транспортное право . В 50 — 70-х годах прошлого века в СССР активно обсуждался вопрос о транспортном праве как комплексной отрасли, а представители морского права рассматривали его как самостоятельную отрасль права наряду с гражданским и административным .
———————————
См.: Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. С. 16.
См., например: Мешера В.М. Место морского права в системе морского права // Вестник Ленинградского университета. 1956. N 5. Серия экономики, философии и права. Вып. 1. С. 98 — 100.

Учитывая важность координации всех видов транспорта с точки зрения снижения расходов в народном хозяйстве СССР, учеными-транспортниками предпринимались попытки создать единый Кодекс или Устав транспорта СССР, где на единой основе регулировались бы отношения всех видов транспорта с клиентурой и между собой. В 1969 году Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, Институтом государства и права Академии Наук СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом советского законодательства Министерства юстиции СССР был подготовлен проект Основ транспортного законодательства Союза ССР и союзных республик .
———————————
См.: Андреев В.К. Транспортное право: Учебное пособие. Калинин. 1977. С. 6.

В 1982 — 1984 годах Институтом государства и права Академии Наук СССР (автор статьи был участником рабочей группы) совместно с рядом академических институтов был подготовлен проект Основ транспортного законодательства Союза СССР и союзных республик, который так и не дошел до законодательной проработки. Главное препятствие состояло и состоит в том, что организационные и технологические особенности перемещения грузов различными видами транспорта не позволяют согласовать единые правила, прежде всего, в прямом смешанном сообщении, о чем свидетельствует непринятие закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, предусмотренного ст. 788 ГК РФ. Если раньше можно было объяснить несогласованность межотраслевых проблем наличием разных транспортных министерств, стоящих во главе соответствующих отраслей перевозочной деятельности, то теперь в России одно министерство транспорта, которое никакими хозяйственными функциями не обременено, а призвано прежде всего заниматься нормативно-правовым регулированием перевозочной деятельности.
Представляется, что в современных условиях глава 40 ГК РФ (перевозка) как раз служит теми основами транспортного законодательства, которые ранее и разрабатывались.
Общие условия перевозок грузов определяются транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ РФ), иными законами и изданными в соответствии с ними правилами не установлено иное. В Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что железнодорожный транспорт общего пользования предназначен для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ и услуг, связанных с такими перевозками. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции РФ и ГК РФ и состоит из упомянутого Закона, УЖТ РФ и других федеральных законов. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента РФ, актами Правительства РФ, а также актами федеральных органов исполнительной власти. Так, Министерство транспорта РФ разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, которые представляют собой нормативные правовые акты, содержащие нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей и грузополучателей (ч. II ст. 3 УЖТ РФ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. ст. 170.
СЗ РФ. 2003. N 2. ст. 169.

Нормы главы 40 ГК РФ являются своего рода основами транспортного законодательства РФ, а в транспортных уставах и кодексах они получают конкретизацию в зависимости от экономико-технологических особенностей осуществления перевозок грузов тем или иным видом транспорта, т.е. специфики перевозочного процесса и операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.
Так, в связи с демонополизацией грузоперевозочного процесса на железнодорожном транспорте, когда появились операторы железнодорожного состава, контейнеров, в функции которых входят услуги по предоставлению вагонов (контейнеров) юридическим или физическим лицам для перевозки железнодорожным транспортом, договор перевозки грузов, предусмотренный ст. 785 ГК РФ, был дополнен в УЖТ РФ указанием на то, что перевозчику вверяется для доставки и не принадлежащий им порожний грузовой вагон. Раньше, когда все грузовые вагоны, за исключением вагонов для перевозки опасных грузов, находились в ведении железной дороги на всей ее сети, вагоны под погрузку направлялись путем административного регулирования. Ныне ситуация изменилась, и грузоотправитель (отправитель), являясь физическим или юридическим лицом, по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона (подчеркнуто — В.А.) и указывается в перевозочном документе (абз. 5 ст. 2 УЖТ РФ).
Для перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку, в которой указывается количество вагонов и тонн, железнодорожная станция назначения. Перевозчик рассматривает эту заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направляет эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю. Заявки на перевозки порожних грузовых вагонов не предоставляются (ст. 11 УЖТ РФ).
Для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожних грузовых вагонов.
В транспортной железнодорожной накладной, подтверждающей заключение договора перевозки порожнего грузового вагона, указывается наименование его владельца.
Грузоотправитель подает заявление о переадресовке порожнего грузового вагона, а в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, заявление может подаваться владельцем порожнего грузового вагона (ч. 2 ст. 31 УЖТ).
Внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 503-ФЗ и другие изменения, связанные с операциями по перемещению и нахождению порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, а также указание названного Закона на то, что оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров услуги по их предоставлению оказывает юридическим или физическим лицам, а не перевозчику, как было ранее, принципиально меняет роль договора перевозки конкретного груза на железнодорожном транспорте. Он, вопреки мнению В.В. Витрянского, действительно становится ядром транспортных обязательств , поскольку нет долгосрочного договора об организации между перевозчиком и грузовладельцем (ст. 798 ГК РФ), конкретный вверенный груз доставляется перевозчиком в вагонах (контейнерах), предоставленных оператором, как правило, независимым от перевозчика юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
———————————
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта. М., 2011. С. 407.

В главе 40 ГК РФ предусмотрена общая для всех видов перевозки обязанность подать отправителю груза под погрузку транспортные средства (вагоны, суда, автомобили и т.п.) и предусмотрена ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом или иным договором) (ст. 791, 794 ГК РФ). Ныне основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятой заявки является не только непредставление для перевозки предусмотренного принятой заявкой количества груза, но и отсутствие не принадлежащих перевозчику и предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами (ст. 94 УЖТ РФ).
А.А. Ананьева допускает неточность, называя грузоотправителем владельца порожнего вагона, представившего последний под перевозку . Как уже указывалось выше, грузоотправитель выступает от имени владельца порожнего вагона.
———————————
См.: Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов, 2015. С. 199.

Демонополизация парка грузовых вагонов, контейнеров свидетельствует о том, что услуги по предоставлению последних для перевозок железнодорожным транспортом операторами не входят в круг операций, выполняемых по договору транспортной экспедиции, поскольку подача вагонов (контейнеров) под погрузку — элемент договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Вряд ли можно согласиться с мнением В.В. Витрянского, что в случаях, когда в силу п. 2 ст. 801 ГК РФ обязанности экспедитора выполняются перевозчиком (ОАО «РЖД»), налицо смешанный договор, сочетающий обязательства как по перевозке груза, так и по транспортной экспедиции . Из п. 2 ст. 791 ГК РФ следует, что погрузка (выгрузка) груза может осуществляться транспортной организацией в порядке, предусмотренном договором, что не позволяет квалифицировать последний как договор транспортной экспедиции. В данном случае вверенный груз охватывает с момента погрузки его в вагон и, следовательно, эта операция рассматривается как неотъемлемый элемент договора перевозки грузов. Представляется, что нет необходимости сочетать функции экспедиции и перевозки в одном договоре, поскольку перевозчик не может выступать от имени грузоотправителя. В условиях, когда вагоны (контейнеры) предоставляются оператором железнодорожного подвижного состава.
———————————
См.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ. соч. С. 684.

М.И. Брагинским было высказано мнение, что ввиду нескольких сотен видов договоров услуг ГК РФ выбрал для регулирования договоров, имеющих предметом возмездное оказание услуг, следующую конструкцию. Договоры, опосредующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы (п. 2 ст. 779 ГК РФ). В то же время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава (39) ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Эта глава включает пять статей, которые распространяют свое действие в равной степени на любой договор оказания услуг, отличающийся тремя разовыми признаками: предмет договора составляют услуги (1), предоставляемые за плату (2), и при том ему не нашлось места среди особо выделенных в ГК РФ типов (видов) договоров (3) .
———————————
См.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ. соч. С. 220.

Однако выделенные в ГК РФ типы договоров, в свою очередь, подразделяются на виды, которые обладают значительными особенностями, содержащимися в специальном, например, транспортном законодательстве. Как уже было показано, законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте не сводится только к осуществлению перевозок, но регламентирует и другие вопросы. В частности, особенности управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, установленные Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ, в котором предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта — открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного Правительством РФ от 18 сентября 2013 г. в Постановлении N 585.
Включение в осуществление перевозочного процесса операторов железнодорожного подвижного состава и других владельцев вагонов и контейнеров, которые оказывают физическим или юридическим лицам услуги по предоставлению вагонов, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом, ставит вопрос, распространяются ли на него нормы главы 39 ГК РФ или нормы УЖТ РФ и иного транспортного законодательства. Как было показано, на него распространяются нормы УЖТ РФ и изданные в его развитие правила перевозок. Следовательно, договор о предоставлении услуг по предоставлению вагонов и контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом является самостоятельным договором возмездного оказания услуг, отличным от перевозки грузов.
В пользу подобного суждения можно сослаться на п. 1 ст. 307 ГК РФ, который указывает, что к обязательствам, возникшим из договора, общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах. В рассматриваемых выше случаях должен применяться договор перевозки грузов, правила о перевозчике, грузоотправителе и операторе железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которые изложены в УЖТ РФ. При этом следует обратить внимание, что названная норма ГК РФ говорит об отдельном виде договора, полагая, что им может быть как самостоятельный, так и смешанный договор. Вопрос о применимости непоименованного договора в рассматриваемых ситуациях возникать не может. Кстати, п. 2 ст. 421 ГК РФ по существу свел на нет существование непоименованных договоров, поскольку, с одной стороны, исключил применение к ним элементов других договоров, а с другой стороны, не исключил возможности применения правил об аналогии закона к отдельным отношениям сторон по договору.
Упомянутая норма закона предусматривает заключение договоров, не предусмотренных законом или иными правовыми актами. В пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ говорится, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Исходя из этой нормы права и п. 2 ст. 421 ГК РФ представляется нарушением принципа свободы договора (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ) утверждение типовых договоров, положений актами министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которое произошло в 2008 году, соответственно, следует вернуться к ранее существовавшему порядку.

Читайте так же:  Юридический знаки собственность

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов, 2015. 400 с.
2. Андреев В.К. Транспортное право. Учебное пособие. Калинин, 1977.
3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта. М., 2011. 910 с.
4. Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. 493 с.
5. Мешера В.М. Место морского права в системе морского права // Вестник Ленинградского университета. 1956. N 5. Серия экономики, философии и права. Вып. 1. С. 98 — 100.

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом по российскому праву Довгополов, Александр Александрович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Довгополов, Александр Александрович Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом по российскому праву : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03 Москва, 2006

Содержание к диссертации

Глава 1. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом 12

1.1. Понятие и правовая природа договора железнодорожной перевозки грузов 12

1.2. Основания заключения договора железнодорожной перевозки грузов 25

1.3. Заключение договора железнодорожной перевозки грузов 47

1.4. Субъектный состав и содержание договора перевозки грузов .70

1.5. Изменение и прекращение договора железнодорожной перевозки грузов 117

Глава 2. Ответственность железнодорожного перевозчика за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора перевозки грузов 128

2.1. Ответственность железнодорожного перевозчика за неподачу транспортных средств 128

2.2. Ответственность перевозчика за сохранность перевозимых грузов 149

2.3. Ответственность железнодорожного перевозчика за просрочку в доставке грузов 187

Список литературы 204

Введение к работе

Актуальность темы. Интенсивное развитие рыночных отношений в России невозможно без глубокой интеграции в мировую экономику. В настоящее время трудно себе представить развитие торговли, в первую очередь международной, без развития транспортной деятельности, без решения вопросов совместимости национальных транспортных систем и связанных с этим проблем правового регулирования взаимоотношений между участниками транспортного процесса. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе России. Сегодня он переживает состояние структурного реформирования и приватизации, целью которых является снижение собственных затрат, повышение мотивации работников отрасли, удовлетворение возрастающих требований пользователей к качеству услуг и достижение гибкого реагирования на изменение спроса. Решение указанных вопросов связано в первую очередь с формированием и развитием конкуренции в сфере услуг 1 .

В результате реформирования железнодорожного транспорта значительно расширится круг субъектов, предоставляющих услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, будут созданы условия для конкуренции на рынке этих услуг. В настоящее время в России договор перевозки грузов регулируется нормами права, которые не в полной мере согласуются с соответствующими нормами индустриально развитых стран и инициируемыми ими международными конвенциями, что препятствует нормальному развитию внешнеторговых связей. Кроме того, Гражданский кодекс РФ (далее — ПС) и новый Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ) несовершенны, имеют ряд недоработок и поэтому не разрешили всех проблем в сфере железнодорожных перевозок грузов. В частности, яв-

1 Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте // С3 РФ. 2001. № 20. Ст. 2366; Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2366. См. также: ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 805.

ляются дискуссионными вопросы о правовой природе заявки грузоотправителя, о форме договора железнодорожной перевозки груза, правовом положении грузополучателя в указанном договоре, об имущественной ответственности железнодорожного перевозчика.

Таким образом, актуальность темы диссертации предопределена недостаточным уровнем теоретической разработанности поставленной проблемы, обновлением железнодорожного законодательства, целесообразностью анализа правового регулирования правоотношений железнодорожной перевозки грузов, и в частности, вопросов, связанных со структурой отношений между субъектами договора железнодорожной перевозки грузов, необходимостью выявления и устранения пробелов и противоречий в действующем законодательстве в целях совершенствования нормативного регулирования института перевозки грузов с учетом российской и зарубежной практики.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на то что от темпов развития системы функционирования железнодорожного транспорта в России, а также от степени и качества законодательного урегулирования напрямую зависит степень интеграции нашей страны в мировую экономику, связанные с этим правовые проблемы еще не стали предметом детального теоретического исследования в юридической литературе.

В науке гражданского права данная тематика отражена в работах М.М.Агаркова, М.К.Александрова-Дольника, МЛ.Аллахвердова, В.К. Андреева, Г.Б.Астановского, А.Г.Быкова, М.И.Брагинского, В.В.Витрянского, А.Г.Гусакова, В.А.Егиазарова, В.В.Залесского, К.П.Победоносцева, В.Н.Изволенского, И.П.Либбе, А.Л.Маковского, Д.А. Медведева, О.С.Иоффе, Г.П.Савичева, О.Н.Садикова, В.Т.Смирнова, Б.Б.Черепахина, Я.И.Рапопорт, А.Н.Романович, М.А.Тарасова, Б.Л.Хаскельберга, Р.О.Халфиной, А.И.Хаснутдинова, М.Е.Ходунова, П.П.Цитович, Г.Ф.Шершеневича, Х.И.Шварца, К.К.Яичкова и других ученых.

До настоящего времени договор железнодорожной перевозки груза является одним из наиболее проблемных гражданско-правовых договоров.

Трудности исследования вызваны, помимо прочего, большим объемом правовых источников, официальных толкований и комментариев, которые имеют разночтения. Между тем глава 40 действующего ПС «Перевозка» оставляет многие вопросы без ответа, а в некоторых случаях усложняет и без того запутанную ситуацию в правовом регулировании отношений в сфере перевозок. В частности, понятие договора перевозки груза нуждается в значительной корректировке, поскольку из него не совсем ясна правовая природа этого договора. До конца неисследован вопрос о том, является ли договор перевозки грузов реальным или консенсуальным, двусторонним либо многосторонним, продолжают быть дискуссионными вопросы о правовой природе заявки грузоотправителя, форме договора перевозки груза и правовом положении грузополучателя в указанном договоре.

Цель исследования — критически проанализировать и систематизировать накопившийся за последние годы нормативный и практический материал, связанный с правовым регулированием отношений, вытекающих из договора железнодорожной перевозки груза.

В соответствии с указанной целью автор поставил перед собой следующие задачи:

проанализировать российское законодательство и исследовать научные разработки о понятии, специфических чертах договора железнодорожной перевозки груза;

изучить правовую природу рассматриваемого договора;

— определить предмет договора перевозки груза железнодорожным
транспортом и другие его элементы;

установить правовую природу переадресовки при железнодорожной перевозке грузов;

исследовать порядок заключения договора железнодорожной перевозки груза и раскрыть юридическое значение его формы;

рассмотреть проблемы ответственности перевозчика за неисполнение (ненадлежащее) исполнение договора железнодорожной перевозки груза и возможность применения смешанной ответственности;

выработать рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практике в сфере железнодорожных перевозок груза.

Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения и исполнения договора железнодорожной перевозки груза.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также практику их применения, взгляды различных ученых на правовую природу договора железнодорожной перевозки грузов.

Методологическую основу диссертации составили общенаучный диалектический метод познания правовой действительности, а также ряд частно-научных методов: формально-юридический, историко-юридический, системный, сравнительно-правовой, нормативный, комплексный. В работе сопоставлялись юридические нормы, которые применялись ранее и применяются в настоящее время в сфере железнодорожных перевозок грузов.

Теоретической базой исследования явились труды: М.М.Агаркова,
М.К.Александрова-Дольника, С.С.Алексева, М.А.Аллахвердова,

В.К.Андреева, Г.Б.Астановского, А.Г.Быкова, В.В.Витрянского, А.Г.Гусакова, Л.М.Гринберга, В.А.Егиазарова, В.В.Залесского, В.Н.Изволенского, К. П.Победоносцева, Н.А. Коробова, В.Б. Ляндреса, Г.Б. Леоновой, А.Л.Маковского, А.И. Масляева, Д.А. Медведева, И.О. Нерсесова, М.Н. Николаевой, Г.А. Моргуновой, О.С.Иоффе, Б.И. Путинского, В.Ю. Стасконис, Г.П.Савичева, О.Н.Садикова, В.Т.Смирнова, Я.И.Рапопорт, А.Н.Романович, М.А.Тарасова, Н.Д. Титов, Ю.Д. Тросмана, К.А. Хаспулатова, Б.Л.Хаскельберга, А.И.Хаснутдинова, М.Е.Ходунова,

П.П.Цитович, Р.Х. Циндадзе, Г.Ф.Шершеневича, Х.И.Шварца, Ю.В. Швецовой, К.К.Яичкова и других ученых.

Эмпирическая база исследования представлена комплексным анализом российских и международных нормативно-правовых документов, в частности Гражданского кодекса РФ (ч. 1 и 2), Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г. (пересмотрено в 1992 г.), гражданских кодексов Квебек, Грузии, Республики Казахстан; германского права. Части II. Торгового уложения, Единообразного торгового кодекса США, Торгового кодекса Японии.

Практической основой исследования явились результаты практики и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда России, результаты анализа и обобщения практики федерального арбитражного суда Новгородской области, а также материалы, опосредующие процедуру заключения договора перевозки груза на примерах структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги», функционирующих на территории Новгородской области.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование договора железнодорожной перевозки груза в условиях перехода к рыночной экономике в Российской Федерации. Научной новизной обладают выводы автора о юридической природе этого договора, правовой природе и значении перевозочных документов, опосредующих процесс исполнения обязательства по перевозке груза, а также договора об организации перевозок, о специфике сложного юридического состава как основания возникновения обязательства по перевозке груза, о значении юридических и фактических действий в возникновении рассматриваемого правоотношения. В диссертации по-новому изучаются проблемные вопросы, связанные с родовым определением договора перевозки груза, его субъектным

составом, формой и содержанием договора перевозки груза, ответственностью перевозчика. На основании полученных результатов теоретических исследований выработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства по перевозке грузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

Общим основанием возникновения отношений при железнодорожной перевозке груза является заявка грузоотправителя (договор на перевозку конкретной партии груза с отлагательным условием), а при заключении грузовладельцем и перевозчиком договора об организации перевозок таким основанием является сложный юридический состав: договор об организации перевозок (предварительный договор) и заявка грузоотправителя (основной договор на перевозку конкретной партии груза с отлагательным условием). При подаче подвижного состава на необщий подъездной путь в указанный состав также включается договор на эксплуатацию подъездного пути, а если перевозочные средства подаются на общий подъездной путь, то включается договор на подачу и уборку вагонов.

В целях упрощения товарооборота и процедуры распоряжения грузом и дальнейшей унификации транспортного законодательства предлагается закрепить в п. 2 ст. 785 ГК и ст. 25 УЖТ возможность оформлять по желанию грузоотправителя перевозку грузов по системе двух документов: транспортная железнодорожная накладная и грузовая накладная (именная, на предъявителя и ордерная) — либо по системе одного документа (транспортная железнодорожная накладная). Грузовая накладная при этом будет выступать в качестве товарораспорядительного документа, обладающая различными функциями.

Процедура заключения договора перевозки не предполагает подписания сторонами одного документа, поэтому указанный договор заключается путем подписания сторонами системы документов: заявки грузоотправителя и транспортной железнодорожной накладной, в которых отражаются существенные условия указанного договора.

В целях унификации ответственности железнодорожного перевозчика и исключения ответственности без вины либо уклонения перевозчика от ответственности при наличии вины за неподачу транспортных средств (невыполнение принятой заявки грузоотправителя) целесообразно ст. 94 УЖТ привести в соответствие с п. 2 ст. 401, п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК, построив ответственность по принципу презюмируемой вины, и предусмотреть полное возмещение убытков в части, не покрытой штрафом, при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Штраф приобретет при указанном изменении в законодательстве характер зачетной неустойки.

В целях дальнейшей унификации ответственности перевозчика и соблюдения принципа равенства субъектов обязательства по перевозке груза необходимо п. 2 ст. 796 ГК и ч. 1 ст. 96 УЖТ привести в соответствие с положениями п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК, закрепив полную имущественную ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) груза при умысле или грубой необторожности перевозчика и возможность учета смешанной вины.

В интересах унификации российского транспортного законодательства и распространения принципа равенства субъектов обязательства по перевозке груза целесообразно ст. 97 УЖТ привести в соответствие с положениями п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК и закрепить возмещение железнодорожным перевозчиком убытков в части, не покрытой пеней, в случае просрочки в доставке груза при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Пеня в указанном случае приобретет свойства зачетной неустойки.

Теоретическая и практическая значимость. Ценность настоящего исследования предопределена прежде всего тем, что сформулированные автором теоретические выводы и положения углубляют теорию гражданского права, создают предпосылки для дальнейшего познания рассмотренных явлений. Комплексный анализ договора железнодорожной перевозки груза не исключает, а, скорее, предполагает проведение последующих исследований в данном направлении. Положения и выводы диссертации могут использо-

ваться при разработке учебно-методических пособий и при проведении учебных занятий по дисциплине «Гражданское право» и спецкурсу «Транспортное право». Практическая значимость работы связана с конкретными предложениями и рекомендациями по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданского права юридического факультета Тверского государственного университета. Основные результаты исследования изложены на общероссийских научно-практических конференциях: «Современные проблемы коммерческого права в России» (Москва, 29 октября 2004 г.), «Правовые проблемы экономической, административной и судебной реформы в России» (Москва, 20-21 декабря 2004 г.) — и международной научно-практической конференции «Юридическая наука: проблемы и перспективы развития (региональный аспект)» (Великий Новгород, 30 сентября -1 октября 2005 г.).

Материалы диссертации используются в процессе проведения занятий по курсу «Гражданское право» и спецкурсу «Транспортное право» на юридическом факультете Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого и в правоприменительной практике арбитражного суда Новгородской области. Кроме того, они получили отражение в шести опубликованных работах автора.

Читайте так же:  Годовая бухгалтерская отчетность за 2019 год

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы. Работа выполнена в объеме, соответствующем современным требованиям.

Понятие и правовая природа договора железнодорожной перевозки грузов

В науке гражданского права России по-прежнему остается дискуссионным вопрос о правовой природе договора перевозки грузов, хотя указанной проблеме посвящена обширная литература . Однако, несмотря на кажущуюся изученность этого вопроса, полагаю, что в свете новых законодательных актов в области железнодорожного транспорта: Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федера-ции» (далее — ФЗ о железнодорожном транспорте) и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»4 есть все основания обратиться к рассмотрению юридической природы указанного договора, поскольку «правильное определение правовой природы договора перевозки имеет известную ценность «. с позиций дальнейшего совершенствования и унификации транспортного законодательства» . Общее определение договора перевозки груза дано в ст. 785 ГК. Согласно п. 1 ст. 785 ГК, под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В новой редакции УЖТ (ч. 2 ст. 25), в отличие от ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации»6 (далее — ТУЖД), дается несколько иное определение договора железнодорожной перевозки, где указывается «вверенный груз». В литературе по этому вопросу существуют различные суждения. Например, В.В.Витрянский пишет: «Иное дело определение договора железнодорожной перевозки грузов, содержащееся в ТУЖД. В данном случае отход от определения указанного договора, данного в п. 1 ст. 785 ГК, и, в частности, указания на то, что речь идет о грузе, вверенном отправителем, является совершенно неоправданным, поскольку он породил сомнение в реальном характере договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Следовательно, в данном случае идет речь об элементарной ошибке, допущенной при формулировании определения договора перевозки груза в ст. 31 ТУЖД. И не более того» . Другое мнение по этому аспекту высказывает Т.Е.Абова: «Содержащееся в комментируемой статье ТУЖД понятие договора перевозки груза несколько отличается от его определения в ГК. В ч. 2 данной статьи отсутствуют слова о том, что железная дорога обязана доставить в пункт назначения вверенный ей груз, что по смыслу ГК означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означает, что ТУЖД дает иное понятие договора перевозки груза по сравнению с данным в ГК. Из текста статьи следует, что железнодорожная накладная (транспортный документ) подтверждает заключение договора, является доказательством его заключения, а не его письменной формой. Следовательно, заключается договор железнодорожной перевозки груза не путем составления самостоятельного документа, а так же как на всех иных видах транспорта — путем вручения груза, подтверждаемого железнодорожной накладной» . Представляется, что точка зрения Т.Е. Абовой по определению правовой природы договора перевозки груза, содержавшегося в ст. 31 ТУЖД 1998 г., и о том, что накладная подтверждает заключение договора, не являясь его формой, более аргументирована, но утверждение о способе заключения указанного договора, по моему мнению, сомнителен. Вызывает также недоумение высказывание некоторых авторов об отсутствии в УЖТ определения договора перевозки груза9, хотя определение дано в ч. 2 ст. 25 УЖТ. Юридическая и экономическая цель данного договора состоит в оказании транспортных услуг по территориальному перемещению грузов (вещей) и последующей выдаче грузополучателю, на что обращалось внимание большинства ученых10. В системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору перевозки грузов отводится роль «основной транспортной операции»11, а многие современ-ные исследователи указанному договору придают особую роль либо называют «стержневым обязательством на транспорте»13, а зачастую этот договор именуется как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов)14 или разовым договором15. Так, Б.И.Пуганский, рассматривая систему договоров перевозки грузов, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку»16.

Заключение договора железнодорожной перевозки грузов

Заключение договора железнодорожной перевозки грузов подтверждается составлением и выдачей отправителю груза накладной (п. 2 ст. 785 ПС). Указанное положение ГК, применительно к железнодорожным перевозкам, конкретизируется в ч. 2 ст. 25 УЖТ, в которой указывается, что «. транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Аналогичные положения содержатся в п. 24 Правил приема грузов108.

По общему правилу накладная заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. В накладной грузоотправителем указываются «. сведения, распадающиеся на обязательные для каждой накладной и обязательные только тогда, когда договор перевозки осложняется особыми условиями»109, а именно: станция и дорога назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки отправителя (отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых местах), количество мест, наименование груза, способ определения массы груза, а при необходимости заполняется графа «Особые заявления». Кроме того, перевозчик проставляет в накладной ее номер (по номеру дорожной ведомости), расстояние перевозки, указывает провозную плату и сумму сборов, а также другие сведения, которые предусмотрены Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 39110 (далее — Правила заполнения перевозочных документов).

В соответствии с п. 1.4.1 указанных Правил, на железнодорожном транспорте в зависимости от вида отправок существуют следующие формы перевозочных документов: перевозки грузов повагонними и мелкими отправками оформляются транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) формы ГУ-27 или комплектом перевозочных документов формы ГУ-29-0, состоящим из оригинала накладной (выдается перевозчиком грузополучателю), дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости (остается у перевозчика) и квитанции о приеме груза (остается у грузоотправителя). Перевозки грузов пова-гонными отправками также могут оформляться с использованием транспортной железнодорожной электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ. Согласно пп. 1.13-1.14 Правил заполнения перевозочных документов, оформление перевозочных документов в электронном виде — электронная транспортная железнодорожная накладная (далее — электронная накладная) — производится в следующих случаях: грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене данными или обмене электронными документами между грузоотправителем и перевозчиком; перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной накладной; грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене документами между грузополучателем и перевозчиком. При перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной вьщается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем грузоотправителю выдается электронная квитанция о приеме груза, подписанная электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) перевозчика. Подтверждением получения грузоотправителем от перевозчика электронной квитанции о приеме груза является электронный корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остается у перевозчика на станции отправления.

Перевозка груза, согласно п. 1.15 Правил заполнения перевозочных документов, по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю электронный оригинал накладной, подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя.

При отсутствии договора об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю оригинал накладной по форме ГУ-27у-ВЦ, заверенный в порядке, установленном в п. 5 указанных Правил, под роспись в дорожной ведомости формы ГУ-29у-ВЦ . В соответствии с п. 1.16 Правил заполнения перевозочных документов, не допускается оформление одной накладной перевозок: грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне; грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности с грузами, которые не требуют таких мер; грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных особых норм и правил с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил. При перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторной секции перевозочные документы заполняются на каждый грузовой вагон. Накладная вместе с дорожной ведомостью следует с грузом до станции назначения, где под роспись в дорожной ведомости выдается грузополучателю113.

Ряд ученых отмечает, что накладная является грузосопроводительным документом114. О.Г.Неверов считает, что железнодорожная накладная является также товарораспорядительным документом115. Далее, на мой взгляд, он неверно утверждает, что товарораспорядительные документы (в частности, коносамент. — А.Д.) ошибочно относятся к категории ценных бумаг, закрепляющих обязательственные права116, хотя ст. 143 ГК прямо относит коносамент к категории ценных бумаг. Другой цивилист, В.А.Белов, к этой категории относит и дубликат накладной, не применяемый во внутренних перевозках с 1930 г.117. Справедливости ради следует сказать, что он же в комплект перевозочных документов по УЖД СССР 1964 г. включал также дубликат накладной, видимо, автор имел в виду положения 1 ст. 7 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее — СМГС) 1951 г. (внесены изменения в 1992 г.), но это не относится к национальному железнодорожному законодательству.

Ответственность железнодорожного перевозчика за неподачу транспортных средств

Одной из новелл современного ГК300 являются положения об ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств для перевозки груза (ст. 794). Ранее указанный вид ответственности, применительно к железным дорогам, регулировался Уставом железных дорог СССР 1964 г. (далее — УЖД 1964 г.), утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 6 апреля 1964 г. № 270 . Специфика этого вида имущественной ответственности перевозчика и определила на долгие годы дискуссии в советской гражданско-правовой доктрине, но и в российской правовой науке, с моей точки зрения, эта проблема является дискуссионной и еще не нашла должного исследования в современной доктрине гражданского права. По моему мнению, необходимо возвратиться к рассмотрению этого вопроса, причем с учетом положений утратившего силу ТУЖД РФ302 и УЖТ , концепций советских ученых , но уже с преломлением этих позиций к реалиям современной России. Уместно также заметить, что в настоящее время планирование перевозок перешло из административно-правовой плоскости в сферу технико-экономических отношений, на это обстоятельство уже обращалось внимание в юридической литературе. Поэтому, с моей точки зрения, являются несостоятельными утверждения некоторых авторов о наличии элементов планирования в области грузовых перевозок железнодорожным транспортом306. Но это не означает, что можно в любой момент передать железнодорожному перевозчику груз и перевозка состоится. Специфика деятельности железнодорожного перевозчика состоит именно в том, что требуется обязательное представление перевозчику заявки либо необходимо заключение договора об организации перевозок грузов и подача заявки, в указанных документах определятся объемы подлежащих перевозке грузов, вид груза и род подвижного состава и т.д. Выполнение железнодорожным перевозчиком возложенных на него функций происходит в рамках многочисленных и разнообразных по своему содержанию правоотношений, существующих и проявляющихся на различных стадиях процесса перевозки .

Объем, характер ответственности зависят от вида нарушенной обязанности. Необходимо отметить, что ответственность железнодорожного перевозчика возможна в следующих случаях: при нарушении обязательства по подаче подвижного состава и контейнеров, при несохранности груза и просрочке в доставке груза. Условия, характер и размер ответственности в названных стадиях обладают определенной спецификой.

В советской правовой науке по ответственности за невыполнение плана перевозок по железным дорогам некоторые ученые вносили предложения о предоставлении клиентуре права на возмещение убытков309, замене вида неустойки для того, чтобы дать возможность сторонам компенсировать возникшие у них убытки310. Как справедливо подчеркивала А.Н.Романович: «При этом принимается во внимание тесная взаимосвязь между обязательством по подаче перевозочных средств и предъявлению груза к перевозке и обязательством поставки, существующая несоразмерность ответственности за нарушение каждого из них и настоятельная необходимость максимального приближения объема ответственности за нарушение плана перевозок к объему ответственности по договору поставки» . Указанные точки зрения представляют определенный интерес и в настоящее время. Итак, общее правило об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза сформулировано в ГК. Согласно ст. 794 ГК перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон, т.е. в этой норме закона со всей очевидностью просматривается взаимная ответственность как перевозчика, так и грузополучателя (грузоотправителя).

По общему правилу перевозчик не несет ответственность за неподачу транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом; в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.