Частный нотариус в рк

30.08.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Как стать частным нотариусом

5 января 2012 года в средствах массовой информации официально опубликован текст Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате».

Данный Закон введен в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, т.е. с 16 января текущего года.

В соответствии с внесенными изменениями в Закон нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедший стажировку у нотариуса, аттестацию в аттестационной комиссии юстиции и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

При этом нотариусом не может быть лицо, имеющее не погашенную или не снятую в установленном порядке судимость, признанное в установленном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также в отношении которого прекращено уголовное дело по нереабилитирующим основаниям, прекратившее нотариальную деятельность ввиду лишения лицензии либо увольнения с должности государственного нотариуса за допущенные им нарушения законодательства Республики Казахстан при совершении нотариального действия, в течение пяти лет после наступления таких событий.

Наличие государственной лицензии не является единственным основанием для получения статуса нотариуса.

Помимо наличия лицензии, претенденту необходимо застраховать свою гражданско-правовую ответственность, вступить в члены нотариальной палаты и пройти учетную регистрацию в органах юстиции. (п.1 ст.15 Закона РК «О нотариате»)

Перечень документов, необходимых для решения вопроса о принятии лицензиаров в члены нотариальной палаты, должен в обязательном порядке включать в себя:

— копию документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;

— копию государственной лицензии;

— справка с психического и наркологического диспансера по месту жительства;

— справку об отсутствии судимости, выданную территориальными органами правовой статистики

— копию трудовой книжки, подтверждающий стаж работы по юридической специальности не менее 2-х лет.

Постановка претендентов на учетную регистрацию осуществляется территориальными органами юстиции в соответствии с Положением об учетной регистрации частных нотариусов, утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 15.07.2011 года № 264.

Для прохождения учетной регистрации в территориальный орган юстиции лицо, вступившее в члены нотариальной палаты, представляет заявление по установленной форме.

К заявлению прилагаются следующие документы:

— копия документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;

— выписка из решения правления территориальной нотариальной палаты о принятии в члены нотариальной палаты;

— копия приказа территориального органа юстиции о снятии с учетной регистрации в соответствующем нотариальном округе (если заявитель ранее осуществлял нотариальную деятельность в другом нотариальном округе);

— документ, подтверждающий право собственности или аренды на помещение частного нотариуса;

— заключение органов противопожарной безопасности о соответствии помещения нотариуса требованиям Правил пожарной безопасности в Республике Казахстан, утвержденных приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 8 февраля 2006 года № 35 (зарегистрированный в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4126).

При постановке на учетную регистрацию особое внимание будет обращаться на соответствие помещения нотариуса требованиям п.4 ст.15 Закона «О нотариате».

Помещение частного нотариуса должно состоять из трех кабинетов (для совершения нотариальных действий, ожидания клиентов, архивного помещения).

Если помещение частного нотариуса находится в структуре здания, входящего в жилой фонд, то оно должно иметь отдельный вход и расположено на первом этаже. Не допускается размещение помещения частного нотариуса в подвальных помещениях, подземных переходах, киосках и других временных строениях.

По результатам рассмотрения заявления территориальный орган юстиции выносит приказ о постановке заявителя на учетную регистрацию и совместно с нотариальной палатой определяет ему территорию деятельности.

В случае предоставления неполного перечня документов, а также несоответствия помещения частного нотариуса требованиям законодательства Республики Казахстан, территориальный орган юстиции выносит приказ об отказе в постановке на учетную регистрацию.

Пресс-служба Департамента Юстиции города Алматы

О правовом статусе нотариусов по законодательству Республики Казахстан

Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. Он проходил значимый исторический период, в этот период были приняты Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155 и множество подзаконных актов. Несмотря на это, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотриусу присвоить статус независимого представителя государства.

Нотариат в правовой системе, безусловно, выполняет как одну из основных функцию оказания правовой помощи многим категориям граждан, а также юридическим лицам. Однако, в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие исследуемого института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе Казахстана, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.

В Казахстане, несмотря на активное сопротивление нотариального сообщества, в начале 2012 года была проведена реформа допуска к осуществлению нотариальной деятельности, а именно была отменена система квотирования нотариусов, был упразднен конкурсный отбор на занятие должности частного нотариуса. Прошло уже около двух лет с момента введения в силу указанных новаций, что позволяет сформулировать определенные итоги. Сегодня любое лицо, имеющее лицензию на право занятия нотариальной деятельности, имеет возможность вступить в члены нотариальной палаты, при наличии офисного помещения, пройти учетную регистрацию в органах юстиции и приступить к работе в качестве нотариуса. При этом не существует какого-либо ограничения числа нотариусов, работающих в одной и той же местности.

По состоянию на начало 2013 года в республике общее количество нотариусов составило 3672 человека. В ряды территориальных палат в отчетном периоде вступило 797 нотариусов. Из числа вновь вступивших в палаты 207 нотариусов имеют стаж работы до пяти лет, 332 нотариусов имеют от пяти до десяти лет, 258 новых нотариусов имеют стаж работы по специальности свыше 10 лет.

На сегодняшний день только каждый шестой нотариус (581 нотариусов) республики дислоцирован в районных центрах. В сельских округах на постоянной основе работают только 161 нотариус (в республике 2 386 сельских округов). В последние годы наблюдается прекращение притока новых нотариусов в сельскую местность.

На обслуживание одного нотариуса в среднем по республике приходится 4650 человек, в том числе в столице республики в городе Астане на одного нотариуса приходится 1200 жителей, в городе Алматы – 2000 человек. В настоящее время этот показатель в четыре раза ниже стандарта, предусмотренного латинским нотариатом. По этому критерию ныне Казахстан относится к числу «перенасыщенных» стран по количеству нотариусов [1, 13].

Для сравнения: в Германии на 82 млн. жителей приходится около 10 тыс. нотариусов (один на 8 200 жителей); во Франции на 65 млн. жителей – около 9 500 нотариусов (один на 6 900 жителей); в Монголии на 2,7 млн. жителей – около 190 нотариусов (один на 20 000 жителей); в России на 143 млн. жителей – около 7 000 нотариусов (один на 20 000 жителей); в КНР на 1,3 млрд. жителей – около 11 000 нотариусов (один на 120 000 жителей); В Японии на 127 млн. жителей 550 нотариусов (один нотариус примерно на 230 тысяч человек) [2].

По нашему мнению, большая часть проблем возникла в связи с неточным названием независимых и свободных нотариусов термином «частный». Ясно, что использование данного термина определялось экономическими и политическими условиями государства в момент принятия закона о нотариальной деятельности в тот период. Однако есть четкие категории и требования, определяемые тем или иным термином. Слово «частный» — это не только личный, индивидуальный, а в первую очередь в правовом понимании – это имеющий личный интерес, извлекающий для себя некую выгоду, прибыль (по аналогии частная собственность, частный предприниматель). Это некое противостояние понятию публичный (общественный). Таким образом, возникает следующая ситуация: в мировоззрении людей слово «частный» ассоциируется с извлечением прибыли, работой на себя. И что мы имеем, нотариус делегирован государством на осуществление публичных полномочий, под контролем государства, но при этом является финансово свободным. И статус нотариуса до сих пор неясен, его полномочия приближены к правоохранительной деятельности (деятельность от имени государства, подотчетность Министерству юстиции, которое относится к системе правоохранительных органов), слишком огромен публичный интерес в деятельности нотариуса. Но характер деятельности очень напоминает коммерческую деятельность и статус индивидуального предпринимателя. Действующее законодательство не определило истинного статуса нотариуса, идеологию деятельности нотариальных органов и нотариуса конкретно. Если мы за основу приняли принципы деятельности латинского нотариата, почему в законопроекте отражены, лишь принципы латинского нотариата.

Читайте так же:  Пенсия многодетным учителям

В соответствии с национальным законодательством, нотариусом может стать лицо, достигшее 25 лет. Это вызывает большие сомнения. В 21-22 человек, получает степень бакалавра. Далее магистратура, хотя бы годичная, далее стаж 2 года обязателен, стажировка год. Даже при самом грубом расчете возраст должен быть выше. И что еще более важно, в соответствии со знаниями возрастной психологии сможем утверждать, что к этому возрасту человек не обладает уровнем интеллектуального мышления, ответственности и других качеств, присущих сформировавшейся личности. Личность человека формируется лишь к 28-30 годам (речь не о зрелости, а о ценностях, о возможности противостоять соблазну, формировании собственных принципов и т.д.). Есть уникальные личности, сформированные в более раннем возрасте, но это исключение из правил. И если учесть общую тенденцию в нашем обществе, в образовании, то можно утверждать, что этот возраст – это пик амбиций, направленных на повышение благосостояния различными путями. Если бы речь шла о государственной службе, то возможно, так как там человек попадет в жесткую систему правил со своими требованиями, процедурами, иерархией и т.д. В нашем случае деятельность исключительно индивидуальна, она требует высоких интеллектуальных, психологических (постоянная работа с разными людьми) затрат, высокого уровня личностного развития.

Многие нотариусы Италии, Испании, Швейцарии, Германии, Франции являются одновременно докторами права и университетскими профессорами, тем самым обеспечивая в самом прямом смысле связь науки и практики. Тем самым, обеспечивается высокий профессионализм нотариусов, наличие столь необходимого позитивного и солидного имиджа в обществе и среди других корпораций профессиональных юристов, возможность обстоятельной доктринальной проработки сложных практических вопросов нотариальной деятельности [3, 35 ].

Статистические данные обобщения итоговых информаций Республиканской нотариальной палаты Республики Казахстан за 2013 год еще раз свидетельствуют о необходимости реформирования нотариальной системы. Например, в 2013 году 295 нотариусов привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом чести нотариусов. 15 нотариусов привлечены к уголовной ответственности, из них в отношении трех нотариусов уголовные дела прекращены в связи с отсутствием состава преступления. 339 нотариусов привлечены к гражданско-правовой ответственности за упущения в профессиональной деятельности. Приостановлено действие лицензий 119 нотариусов, из них в 77 случаях имели место нарушение законодательства при совершении нотариальных действий. В 2013 году у 14 нотариусов прекращено действие лицензий, в том числе у двух в связи с вступлением приговора в силу [1, 13-15].

Таким образом, изучив нотариальную деятельность в Республике Казахстан, мы приходим к следующим выводам

1. По нашему мнению, требования в отечественном законодательстве снижены. Принятие аттестационного экзамена путем тестирования, вероятно, обеспечивает прозрачность, однако отражает лишь наличие определенных теоретических знаний, а точнее, знания законодательства. Устное собеседование дает возможность выявить уровень претендента, его умение мыслить. Тогда как нотариальная деятельность – это в первую очередь, утилитарная деятельность, это огромное количество наработанных навыков.

2. Необходимо установить особый доступ к нотариальной профессии, связанный с повышенными квалификационными требованиями к нотариусу и характеру его подготовки к исполнению своей профессии. В разных странах существуют разные модели подготовки к нотариальной профессии, однако практически везде они сложны, связаны с получением дополнительного образования и практических навыков, не охватываемых общим стандартом высшего юридического образования

3. Считаем, что состав аттестационной комиссии не должен работать продолжительно. В республике достаточно специалистов, чтобы состав комиссии регулярно обновлялся. Обоснованно присутствие в комиссии ученого-правоведа (при этом имеет значение его специальность, есть смысл приглашать специалистов в области гражданского и смежных с ним отраслей), представителя Министерства юстиции, судьи Верховного суда, а что оценивают депутаты? По нашему мнению, состав должен быть сформирован из специалистов-правоведов, юристов. Единственным и основным критерием для аттестации должна быть компетентность и профессионализм.

4 . В целях повышения квалификации нотариусов необходимо установить особенный высочайший уровень к профессии нотариуса, путем законодательного закрепления повышенного квалификационного требования к нотариусу и усиления подготовки и допуска лиц к занятию нотариальной деятельностью. Для этого предлагается в законе установить возраст нотариусов 30 лет, стаж работы по юридической специальности должно быть не менее 5 лет. Помимо высшего юридического образования обязать прохождение дополнительного подготовительного курса и сдача квалификационного экзамена, прохождение стажировки в течение 3 лет (из опыта зарубежных стран Германии, Франции).

Список использованной литературы:

1 Обобщение итоговых информаций территориальных нотариальных палат за 2013 год // Бюллетень нотариуса. — № 1. – 2014. – С. 13-35.

2 Мизинцев Е.Н. Организация нотариальной деятельности в Японии // http://old.notariat.ru/press_3511_23.aspx.htm

3 Нотариальное право России: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ре д. проф. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2003. — 408 с.

Положение о порядке учетной регистрации частных нотариусов

Утверждено Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 13 марта 1998 г. N 178. Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Казахстан 08.12.1998 г. N 653. Утратило силу — приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 13 декабря 2003 года N 264 (V032625)

1. Настоящее Положение о порядке учетной регистрации частных нотариусов (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 32 Закона Республики Казахстан «О нотариате» и определяет порядок учетной регистрации частных нотариусов, прошедших стажировку и имеющих лицензию на право занятия нотариальной деятельностью в установленном законом порядке.
2. Учетная регистрация частных нотариусов (далее — учетная регистрация) осуществляется в целях определения территории их деятельности в нотариальном округе и формирования банка данных о частных нотариусах.
3. Учетная регистрация носит явочный характер и заключается в постановке частных нотариусов на учет в территориальном органе юстиции.
4. Частный нотариус для прохождения учетной регистрации в территориальный орган юстиции представляет заявление по установленной форме (Приложение N 1).
К заявлению прилагаются по экземпляру нотариально заверенных копий:
1) лицензии на право занятия нотариальной деятельностью, выданной Министерством юстиции Республики Казахстан;
2) свидетельства о регистрации частного нотариуса в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя;
3) договора о страховании гражданско-правовой ответственности;
4) удостоверения личности;
5) диплома о высшем юридическом образовании;
6) трудовой книжки.
К заявлению также прилагаются заполненная личная анкета по установленной форме (Приложение N 2) и документ, подтверждающий постоянное место жительство нотариуса.
Сноска. Пункт 4 — с дополнениями, внесенными приказом Минюста РК от 04.10.2000 г. N 78 . (Прим.РЦПИ: приказ МЮ РК от 04.10.2000г. N 78 утратил силу — приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 20 августа 2003 года № 169 ).
5. Территориальный орган юстиции, в случае представления частным нотариусом всех документов, перечисленных в пункте 4 настоящего Положения, рассматривает заявление в течение трех дней со дня его подачи и учетные данные этого лица заносит в Книгу учетной регистрации частных нотариусов (Приложение N 3).
6. В постановке на учетную регистрацию может быть отказано в случае представления неполного пакета документов, предусмотренных в пункте 4 настоящего Положения.
7. При отказе в постановке на учетную регистрацию в указанный срок, нотариус вправе в месячный срок обжаловать эти действия в судебном порядке.
8. Территориальный орган юстиции ведет учет частных нотариусов, действующих только в соответствующем нотариальном округе.
9. Территориальный орган юстиции, после постановки частного нотариуса на учет, должен направить извещение об этом в местную нотариальную палату (Приложение N 4).
10. Территория деятельности частного нотариуса, прошедшего учетную регистрацию, определяется решением территориального органа юстиции с учетом предложения местной нотариальной палаты.
11. Частный нотариус, прошедший учетную регистрацию и приступивший к совершению нотариальных действий на определенной территории, должен в течение 30 дней со дня начала профессиональной деятельности, сообщить в территориальный орган юстиции адрес, где им будут совершаться нотариальные действия и представить оттиск своей печати.
11-1. После определения частному нотариусу территории его деятельности территориальный орган юстиции направляет в Министерство юстиции личную анкету прошедшего регистрацию нотариуса и представляет дополнительные сведения, в случае изменения паспортных данных нотариуса, его местонахождения, места жительства в течение 40 дней.
Сноска. Положение дополнено пунктом 11-1 согласно приказу Минюста РК от 04.10.2000 г. N 78 . (Прим.РЦПИ: приказ МЮ РК от 04.10.2000г. N 78 утратил силу — приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 20 августа 2003 года N 169 ).
12. В соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан «О нотариате» действие лицензии частного нотариуса может быть приостановлено сроком до шести месяцев, в случае несообщения нотариусом в течение месяца в территориальный орган юстиции паспортных данных и сведений об изменении его места нахождения при их перемене.
13. В случае исключения из членов территориальной нотариальной палаты частный нотариус должен быть снят с учета в соответствующем управлении юстиции, о чем делается отметка в книге учетной регистрации.
Сноска. Положение дополнено пунктом 13 согласно приказу Минюста РК от 04.10.2000 г. N 78 . (Прим.РЦПИ: приказ МЮ РК от 04.10.2000г. N 78 утратил силу — приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 20 августа 2003 года N 169 ).

Сноска. Приложение 1 дополнено пунктом 8 согласно приказу Минюста РК от 04.10.2000 г. N 78 . (Прим.РЦПИ: приказ МЮ РК от 04.10.2000г. N 78 утратил силу — приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 20 августа 2003 года N 169 ).

______________________________________
наименование органа, осуществляющего
______________________________________
учетную регистрацию
от ___________________________________
Ф.И.О. (полностью)

Прошу произвести учетную регистрацию в качестве частного нотариуса.
К настоящему заявлению прилагаю:
1. личную анкету;
2. справку с места жительства;
3. копию удостоверения личности;
4. копию диплома о высшем образовании;
5. копию лицензии на право совершения нотариальных действий;
6. копию свидетельства о регистрации в налоговом органе;
7. копию договора о страховании гражданско-правовой ответственности;
8. Копию трудовой книжки.

Сноска. Приложение 2 — с изменениями, внесенными приказом Минюста РК от 04.10.2000 г. N 78 . (Прим.РЦПИ: приказ МЮ РК от 04.10.2000г. N 78 утратил силу — приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 20 августа 2003 года N 169 ).

Читайте так же:  Договор купли продажи автомобиля образец 2019 pdf

Личная анкета
частного нотариуса

1. фамилия____________________________ имя____________________________
отчество____________________________________________________________
2. Дата рождения _____________________________________________________
число, месяц, год
3. Место рождения ____________________________________________________
4. Образование _______________________________________________________
а)_________________________________________________________________
название и дата окончания высшего учебного заведения
5. Специальность по диплому __________________________________________
Диплом N______________ от «_____»________________19___г.
6. Общий стаж работы _________________________________________________
7. Стаж работы по юридической специальности __________________________
в том числе нотариусом ___________________________________________
8. Страхование гражданско-правовой ответственности нотариуса
______________________________________________________________________
(когда и с кем заключен договор)
9. Удостоверение личности:
N______________кем выдан___________________________________________
___________________________________________________________________
Дата выдачи _______________________________________________________
10. Домашний адрес ___________________________________________________
______________________________________________________________________
домашний телефон _________________________________________________
11. Адрес совершения нотариальных действий ___________________________
______________________________________________________________________
рабочий тел.: ____________________________________________________

Книга учетной регистрации частных нотариусов
______________________
наименование области
_______________________________________________________________________
N!Фамилия,!Дата !N и се!Номер,да!Домаш!Адрес частного!Терри!Ф.И.О и!При
п!имя,отче!поста!рия !та выда-!ний !нотариуса, по !тория!долж- !ме
п!ство ча-!новки!паспор!чи лицен!адрес!которому осуще!дея- !ность !ча
!стного !на !та или!зии и ор!част-!ствляется про-!тель-!лица, !ния
!нотариу-!учет-!удосто!ган, вы-!ного !фессиональная !ности!вносив-!
!са (по !ную !вере- !давший !нота-!деятельность !част-!шего !
!паспорту!реги-!ния !лицензию!риуса! !ного !запись !
!или удос!стра-!личнос! ! ! !нота-! !
!товере- !цию !ти ! ! ! !риуса! !
!нию) !(чис-!(кем, ! ! ! ! ! !
! !ло,ме!когда ! ! ! ! ! !
! !сяц, !выдан)! ! ! ! ! !
! !год) ! ! ! ! ! ! !
_______________________________________________________________________
1! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! 8 ! 9 ! 10
_______________________________________________________________________

В территориальную нотариальную палату

Извещение
об учетной регистрации частного нотариуса

1. Фамилия, имя, отчество_____________________________________________
______________________________________________________________________
2. Удостоверение личности_____________________________________________
______________________________________________________________________
N, кем и когда выдан
3. Домашний адрес и почтовый индекс __________________________________
4. Номер и дата выдачи лицензии ______________________________________
5. Свидетельство о регистрации в налогом органе ______________________
______________________________________________________________________
номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего свидетельство

Начальник управления
юстиции
____________________области ____________________
Дата ____________________

Чем частный нотариус отличается от государственного

И государственные нотариусы, и частные в своей деятельности руководствуются одними и теми же законодательными актами. Документы, оформленные ими, имеют одинаковую юридическую силу. Государство тщательно контролирует оказание нотариальных услуг. Без соответствующей государственной лицензии работать не сможет ни государственный, ни частный нотариус. Получить такую лицензию не так и просто. Для ее получения сдается специальный экзамен, по результатам которого подтверждается квалификация нотариуса.

Задачей любого нотариуса является оказание квалифицированной юридической помощи клиентам. Свой выбор люди останавливают, как на государственных нотариусах, так и на нотариусах с частной практикой. Нужно отметить, что в некоторых точках России государственных нотариусов нет вообще.

Как работают нотариусы?

И частные, и государственные представители нотариата занимаются нотариальными процедурами от имени государства. Они удостоверяют копии всевозможных документов, доверенности, свидетельства своей печатью и подписью. Печать и подпись в данном случае – это символы государства. Право подписывать удостоверяемый документ и ставить на нем печать предоставило нотариусу государство. Документы составляются на фирменных бланках. Бланки имеют серию и номер, различные голограммы. Подделать такой бланк нереально.

В настоящее время и государственные, и частные представители своей профессии имеют также электронную подпись. Электронная подпись любого нотариуса принадлежит Единой Информационной Системе нотариата (ЕИС). Посредством ее объединены все документы нотариусов со всех уголков страны. Данная система существенно помогает в защите законных прав и интересов граждан, обратившихся к нотариусам. Перед этой системой равны и государственные, и частные представители своей профессии. ЕИС и электронная подпись существенно упростили взаимодействие клиента и нотариуса. Также быстрее стало происходить оформление нотариальных действий.

Чем отличается частный нотариус от государственного?

Обычно услуги нотариуса частной практики обходятся дороже, в то время как государственный нотариус все оформляет дешевле. Но обращение к государственному нотариусу занимает намного больше времени, чем обращение к нотариусу с частной практикой. Работать с нотариусом, имеющим частную практику, удобнее и быстрее, чем с государственным. Ведь государственный представитель данной профессии, как это ни прискорбно, работает исключительно на зарплату и не стремится привлечь клиентов. Нотариусы с частной практикой работают на себя. Поэтому они стремятся создать себе постоянный круг клиентов и привлечь новых. Нотариус с частной практикой работает, как бизнесмен. Его задача обеспечить постоянный спрос на свое предложение нотариальных услуг.

Нотариус с частной практикой в отличие от нотариуса, работающего в государственной конторе, в обязательном порядке должен при осуществлении нотариальной деятельности заключить договор страхования своей гражданской ответственности. Без заключения договора страхования частный нотариус не может оформлять никакие сделки. Объектом страхования в данном случае выступают все имущественные интересы клиента, на которые будут распространяться нотариальные действия. Все имущественные риски при юридическом оформлении сделок берет на себя нотариус с частной практикой. Так государство в какой-то мере обезопасило простых людей, обращающихся за нотариальной помощью.

Какие нотариальные действия выполняет исключительно государственный нотариус?

Перечень юридических действий, попадающих исключительно под компетенцию нотариуса с частной практикой, определен законодательными актами. Существуют нотариальные действия в оформлении конкретных сделок, за которые могут взяться только государственные нотариальные конторы. Что же это за действия?

  1. Только нотариус, работающий в государственной конторе, может оформить и выдать свидетельство о вступлении клиента в наследство.
  2. Государственным нотариусом принимаются также все необходимые меры для охраны наследуемого имущества в случаях, когда стоит вопрос в подобных мерах.
  3. В случае смерти одного из супругов также нужно обращаться в государственную контору. Ведь свидетельство о праве на собственность одного из супругов выдается только там.

И государственные представители нотариата, и частные представители своей профессии определенно компетентны во всех вопросах, требующих нотариального сопровождения. Выбор нотариуса в любом случае всегда остается за клиентом. Однозначно говорить в пользу одного из них не получается, так как государство никому не даст просто так лицензию на нотариальную деятельность.

Закон Республики Казахстан от 14.07.1997 N 155-I
«О нотариате»

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА

Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НОТАРИУСА

Статья 6. Нотариус в Республике Казахстан

1. Нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, прошедший аттестацию в аттестационной комиссии юстиции, стажировку у нотариуса сроком не менее одного года и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

Нотариусом не может быть лицо, имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость, признанное в установленном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным.

Нотариусом также не может быть лицо, в отношении которого прекращено уголовное дело по нереабилитирующим основаниям, прекратившее нотариальную деятельность ввиду лишения лицензии либо увольнения с должности государственного нотариуса за допущенные им нарушения законодательства Республики Казахстан при совершении нотариального действия, в течение трех лет после наступления таких событий.

2. Частные и государственные нотариусы имеют равные права и обязанности при осуществлении нотариальной деятельности. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.

3. Совершение нотариальных действий лицами, не имеющими лицензии, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи (за исключением лиц, указанных в подпунктах 2), 3) пункта 2 статьи 1 настоящего Закона), либо с нарушением иных требований законодательства о нотариате и получение дохода от этих действий влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 7. Помощники и стажеры нотариуса

1. Нотариус может иметь помощников и стажеров.

2. Помощником нотариуса может быть только гражданин Республики Казахстан.

3. Помощник нотариуса может работать на основе трудового договора у нотариуса, занимающегося частной практикой, или находится в составе государственной нотариальной конторы.

4. Помощник нотариуса вправе по указанию или под ответственность нотариуса выполнять поручения нотариуса.

5. Стажерами нотариуса могут быть граждане Республики Казахстан, имеющие высшее юридическое образование и прошедшие аттестацию в аттестационной комиссии юстиции. Стажеры проходят стажировку у нотариусов, занимающихся частной практикой, или у государственных нотариусов на основании договора о стажировке.

Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее трех месяцев.

6. Порядок, сроки и условия прохождения стажировки стажерами нотариусов определяются Положением о стажерах нотариусов, утверждаемым Министерством юстиции Республики Казахстан.

Статья 8. Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью

1. Лицензия на право заниматься нотариальной деятельностью (лицензия нотариуса), выданная Министерством юстиции Республики Казахстан по итогам аттестации, уполномочивает частного нотариуса на совершение нотариальных действий.

2. Перечень документов, необходимых для получения лицензии нотариуса, сроки и порядок выдачи лицензии устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Лицензия нотариуса является генеральной, выдаваемой без ограничения срока и действует на всей территории Республики Казахстан.

4. За выдачу лицензии нотариуса взимается сбор, размер и порядок уплаты которого определяются налоговым законодательством.

5. Министерство юстиции Республики Казахстан ведет Государственный реестр лицензий на право занятия нотариальной деятельностью и публикует в ведомственном печатном органе сведения о лицах, которым выданы лицензии на осуществление нотариальной деятельности с указанием:

1) фамилии, имени, отчества нотариуса;

2) даты выдачи лицензии и ее номера.

6. Лица, сдавшие квалификационные экзамены в Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан или в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, постоянные судьи и лица, работавшие постоянными судьями, за исключением судей, освобожденных от должности судьи за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении своих обязанностей, а также государственные нотариусы вправе получить лицензию на осуществление нотариальной деятельности без прохождения аттестации.

6-1. Правила прохождения аттестации лицами, претендующими на осуществление нотариальной деятельности, утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Статья 9. Отказ в выдаче лицензии нотариуса

1. Основания отказа в выдаче лицензии нотариуса устанавливаются законодательством о лицензировании.

2. При отказе в выдаче лицензии нотариуса заявителю дается мотивированное решение в письменной форме с указанием причин отказа в течение трех дней со дня его принятия.

3. Решение об отказе может быть обжаловано в суде.

Статья 10. Приостановление действия лицензии нотариуса

1. Приостановление действия лицензии нотариуса производится решением Министерства юстиции Республики Казахстан на основании заявлений граждан, представлений территориальных органов юстиции, нотариальных палат, органов прокуратуры, следствия, дознания, а также налоговых служб.

2. Действие лицензии нотариуса может быть приостановлено сроком до шести месяцев в следующих случаях:

1) возбуждения искового производства по лишению лицензии на право занятия нотариальной деятельностью;

2) привлечения нотариуса в качестве обвиняемого по уголовному делу;

Читайте так же:  Заявление нидерландов о сбитом боинге сегодня

3) несообщения нотариусом в течение месяца в территориальный орган юстиции сведений об изменении им фамилии, имени, отчества, а также местонахождения его помещения;

4) нарушения нотариусом территории деятельности, определенной ему в соответствии с настоящим Законом;

5) нарушения нотариусом законодательства Республики Казахстан при совершении нотариальных действий.

3. В решении о приостановлении действия лицензии нотариуса должны быть указаны причины и срок приостановления действия лицензии. Действие лицензии приостанавливается со дня доведения такого решения до нотариуса. При устранении обстоятельств, послуживших причиной приостановления, лицензиаром выносится решение о восстановлении действия лицензии.

4. Приостановление действия лицензии нотариуса влечет запрет на совершение нотариальных действий и сдачу нотариусом личной печати в территориальный орган юстиции на период приостановления.

5. Решение о приостановлении или восстановлении действия лицензии нотариуса публикуется в ведомственном печатном органе Министерства юстиции Республики Казахстан.

6. Решение о приостановлении действия лицензии нотариуса может быть обжаловано в суде.

Статья 11. Лишение лицензии нотариуса

Лишение лицензии нотариуса осуществляется решением суда по иску аттестационной комиссии юстиции либо органов прокуратуры, либо Министерства юстиции Республики Казахстан, либо Республиканской нотариальной палаты в случаях:

2) неоднократного нарушения частным нотариусом Кодекса чести нотариуса;

3) неоднократного нарушения нотариусом законодательства Республики Казахстан при совершении нотариальных действий либо нарушения законодательства, причинившего ущерб интересам государства, физических и юридических лиц;

4) неустранения причин, по которым приостановлено действие лицензии;

5) установления факта предоставления нотариусом недостоверной или умышленно искаженной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии;

6) трехкратного приостановления действия лицензии;

7) отрицательного результата аттестации.

Статья 12. Прекращение действия лицензии нотариуса

1. Действие лицензии нотариуса прекращается в случае лишения лицензии, а также по решению Министерства юстиции Республики Казахстан в случаях:

1) подачи заявления нотариусом по собственному желанию;

2) изменения нотариусом гражданства или выезда за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства;

3) смерти нотариуса;

4) осуждения нотариуса за совершение преступления — после вступления приговора в законную силу;

4-1) вынесения в отношении нотариуса постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

5) признания нотариуса недееспособным либо ограниченно дееспособным в установленном законодательством порядке;

6) невозможности исполнения нотариусом своих профессиональных обязанностей по состоянию здоровья (на основании медицинского заключения);

7) признания нотариуса безвестно отсутствующим или объявления умершим.

2. Представление о прекращении действия лицензии нотариуса вносится соответствующей нотариальной палатой и территориальным органом юстиции.

3. Территориальный орган юстиции и нотариальная палата обязаны принять меры по передаче документов нотариуса, у которого прекращено действие лицензии нотариуса, другому нотариусу или в частный нотариальный архив, а также по изъятию лицензии для передачи ее лицензиару и уничтожению личной печати нотариуса.

4. Споры, связанные с прекращением действия лицензии нотариуса, разрешаются в судебном порядке.

Статья 13. Государственный нотариус

1. Государственный нотариус должен соответствовать требованиям, указанным в статье 6 настоящего Закона, за исключением требования о получении лицензии нотариуса.

2. Имущественную ответственность за нотариальные действия государственного нотариуса несет территориальный орган юстиции.

Статья 14. Государственная нотариальная контора

1. Государственная нотариальная контора является структурным подразделением территориального органа юстиции, не имеет прав юридического лица и действует на основании Положения, утвержденного этим органом.

2. Государственные нотариальные конторы дислоцируются в районах (городах) Республики Казахстан.

Статья 15. Нотариус, занимающийся частной практикой

1. Нотариусом, занимающимся частной практикой, признается гражданин, занимающийся нотариальной деятельностью без образования юридического лица на основании лицензии, застраховавший свою гражданско — правовую ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий, вступивший в члены нотариальной палаты и прошедший учетную регистрацию в территориальном органе юстиции.

2. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открывать текущие счета в банковских учреждениях, нанимать и увольнять помощников, технических работников, согласно трудовому законодательству, распоряжаться доходом, полученным от совершения нотариальных действий, выступать в судах от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. В целях определения уровня профессиональных качеств нотариус, занимающийся частной практикой, один раз в пять лет проходит аттестацию.

Порядок прохождения аттестации утверждается Министром юстиции Республики Казахстан.

4. Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан иметь помещение, пригодное для беспрепятственного доступа граждан и представителей юридических лиц, соблюдения тайны совершения нотариальных действий и условий для обеспечения сохранности нотариального делопроизводства.

Статья 16. Страхование деятельности частного нотариуса

1. Частный нотариус обязан заключить договор страхования гражданско — правовой ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий, предусмотренных в пункте 1 статьи 34 настоящего Закона, и не вправе приступить к совершению нотариальных действий в отсутствии такого договора.

2. Порядок и условия страхования гражданско — правовой ответственности нотариуса по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий, устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 17. Права нотариуса

1) совершать нотариальные действия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан, в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему;

2) составлять проекты сделок, заявлений и других документов;

3) изготовлять копии документов и выписки из них;

4) давать консультации по вопросам совершения нотариальных действий;

5) истребовать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для совершения нотариальных действий, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

6) заниматься научной, педагогической и творческой деятельностью, в том числе по договору найма;

Статья 18. Обязанности нотариуса

1) совершать нотариальные действия в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность нотариата;

2) разъяснять гражданам и юридическим лицам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

3) хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности;

4) отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Республики Казахстан;

5) соблюдать профессиональную этику;

6) представлять по жалобам на свое действие в органы юстиции и (или) нотариальную палату сведения о совершенном нотариальном действии, иные документы, а в необходимых случаях — личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Статья 19. Ограничения деятельности нотариуса

1. Нотариус не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) оказывать посреднические услуги при заключении, изменении и расторжении договора;

3) исполнять обязанности нотариуса в случае избрания депутатом представительного органа.

2. Нотариус, занимающийся частной практикой, не вправе состоять в трудовых отношениях в качестве наемного работника.

Статья 20. Нотариальный округ

Нотариальным округом в соответствии с административно — территориальным делением Республики Казахстан признается территория одной области, города республиканского значения и столицы.

Статья 21. Территория деятельности нотариуса

1. Территория деятельности государственного нотариуса в пределах нотариального округа определяется территориальным органом юстиции.

2. Территория деятельности частного нотариуса в пределах нотариального округа определяется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Территориальный орган юстиции регулярно информирует население о территории деятельности государственных и частных нотариусов.

3. Территория деятельности нотариуса соблюдается при совершении нотариусом действий, предусмотренных подпунктами 3), 4), 5) пункта 1 статьи 34, а также статьей 54, настоящего Закона. Во всех остальных случаях физические и юридические лица для совершения нотариальных действий вправе обратиться к любому нотариусу.

4. Помещение для совершения нотариальных действий должно находится в пределах территории, определенной в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

5. Нотариальные действия могут совершаться вне помещения государственных нотариальных контор и вне помещения частного нотариуса.

Статья 22. Личную печать, штампы и бланки нотариуса

Нотариус имеет личную печать с указанием своей фамилии, имени, отчества, а также наименования государственной нотариальной конторы (печать государственного нотариуса) либо номера и даты выдачи лицензии нотариуса (печать частного нотариуса), штампы удостоверительных надписей и личные бланки.

Статья 23. Аттестация должностных лиц аппаратов акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, уполномоченных совершать нотариальные действия

Лица, указанные в подпункте 2) пункта 2 статьи 1 настоящего Закона, проходят аттестацию в территориальном органе юстиции для получения права на совершение нотариальных действий в соответствии с Положением об аттестации, утверждаемым Министерством юстиции Республики Казахстан.

Статья 24. Ответственность нотариуса и должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий

1. Нотариус и должностные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий, в случае совершения ими неправомерных действий несут уголовную, административную, материальную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

2. Нотариус, занимающийся частной практикой, в случае нарушения своих профессиональных обязанностей и норм этики может быть привлечен к ответственности нотариальной палатой в соответствии с Кодексом чести нотариуса.

Статья 25. Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении

Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении рассматриваются судами в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.