Административные правонарушение на транспорте

21.09.2018 Выкл. Автор admin

Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте

1. Данная статья предусматривает административную ответственность за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте. По юридической конструкции статья сложная, состоит из пяти частей, в каждой из которых закреплены конкретные правонарушения, представляющие угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Объектом данного правонарушения является безопасная работа железнодорожного транспорта, которая регулируется специальными нормативными актами (правилами, инструкциями), действующими на железнодорожном транспорте, независимо от того, какими из указанных в данной статье действиями (бездействием) правонарушение было совершено.

2. В ч.1 комментируемой статьи речь идет о противоправных действиях, которые могут вызвать нарушение движения поездов.

Непосредственным объектом правонарушения в данном случае выступает установленный график движения поездов.

Объективная сторона выражается в совершении противоправных действий, таких, как: повреждение железнодорожного пути, сооружений, устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, оставление таких предметов на железнодорожных путях.

Следует обратить внимание и на такой признак объективной стороны, как место совершения правонарушения. В данной статье таким местом признаются железнодорожные пути. Данный состав имеет формальный характер, так как законодатель не устанавливает наличие вредных последствий, которые могут наступить от указанных противоправных действий.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективную сторону данного правонарушения составляет вина в форме умысла или неосторожности. Так, сбрасывание на железнодорожные пути предметов, которые могут повлечь нарушение движения поездов, может быть совершено только умышленно, а повреждение железнодорожного пути — как умышленно, так и по неосторожности.

3. В ч.2 комментируемой статьи закрепляется правонарушение, которое выражается в несоблюдении установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте» правила перевозки грузов на железнодорожном транспорте и правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте разрабатываются и утверждаются Министерством путей сообщения РФ. Габариты грузов также установлены в этих правилах. Соответственно в рамках родового объекта — безопасность движения на железнодорожном транспорте — непосредственным объектом данного правонарушения будет нарушение правил перевозок грузов на железной дороге.

Объективную сторону правонарушения составляют действия по несоблюдению одного из требований вышеназванных правил, выражающемуся в нарушении установленных габаритов (размеров) груза при его погрузке и выгрузке.

Субъектами данного правонарушения признаются только должностные лица.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Но форма вины в данном составе не влияет на квалификацию деяния.

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает еще один состав правонарушения, посягающего на безопасность движения на железнодорожном транспорте и выражающегося в повреждении защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов. Непосредственным объектом данного правонарушения являются защитные лесонасаждения, снегозащитные заграждения и иные путевые объекты, предназначенные для обеспечения безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, а также безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств.

Объективную сторону составляют действия, выражающиеся в повреждении защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений и других путевых сооружений. Поскольку состав носит формальный характер, то законодатель не связывает ответственность за данное правонарушение ни с целью, ни с мотивами, ни с последствиями этих противоправных действий.

Субъектами данного правонарушения признаются как граждане, так и должностные лица.

5. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет состав правонарушения, объектом которого являются установленные правила проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей. Нарушение указанных правил мешает безопасной работе железнодорожного транспорта.

Объективную сторону составляют три конкретных действия, выражающиеся в несоблюдении установленных требований: при проезде гужевого транспорта, прогоне скота через железнодорожные пути, выпасе скота вблизи железнодорожных путей. Место совершения правонарушения — железнодорожные пути и прилегающие к ним территории.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективная сторона характеризуется тем, что указанные действия могут быть совершены только умышленно.

6. Последний, пятый состав правонарушения, установленный в комментируемой статье, своим объектом также имеет безопасность для жизни и здоровья людей и движения на железнодорожном транспорте.

В целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, а также безопасности движения на железнодорожном транспорте для прохода по железнодорожным путям оборудуются специально установленные места. Объективную сторону правонарушения составляют действия, связанные с несоблюдением правил прохода по железнодорожным путям, т.е. проход вне указанных мест.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вменяемые.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта

1. Данная статья устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта. Промышленный железнодорожный транспорт — это комплекс, состоящий из подъездных путей к промышленным объектам от железнодорожных станций, путей внутри объектов, железнодорожные составы, сооружения, обеспечивающие нормальную деятельность промышленного объекта. Объектом данного правонарушения являются правила обеспечения безопасности движения и эксплуатации названного вида транспорта.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия, нарушающие установленные правила: безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта; переезда через подъездные железнодорожные пути. В данном составе законодатель определяет место совершения правонарушения — подъездные железнодорожные пути, не входящие в систему федерального железнодорожного транспорта.

3. В данной статье предусмотрен специальный субъект — работники промышленного железнодорожного транспорта.

4. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

. о действиях, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и полетов, а также на водном транспорте, о
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних.

Предмет преступления — железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.
Конкретные правила безопасности движения или эксплуатации транспорта содержатся в
Указанные нарушения могут выражаться в форме как действия, так и бездействия.

. движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению
строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта

. средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения и в целях
Меры административного пресечения – оперативные действия уполномоченных органов или должностных лиц по прекращению административного правонарушения.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

3. Административные правонарушения в области дорожного движения

Административные правонарушения в области дорожного движения

регулируются Кодексом об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (КоАП РФ).

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

1. Виды административных наказаний (статья 3.2 КоАП РФ).

1.1. За совершение административных в области дорожного движения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

б) административный штраф;

г) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

д) административный арест;

в) обязательные работы.

1.2. Предупреждение по статье 3.4 КоАП — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей особенной части КоАП, в том числе содержащихся в главах 11 и 12, или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение. Замена штрафа на предупреждение применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

1.3. Административный штраф.

Административный штраф (статья 3.5 КоАП РФ) является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается главой 11 «Административные правонарушения на транспорте и главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения».

1.3.1. Административные штрафы за совершение правонарушений согласно вышеуказанных глав КоАП налагаются на:

а) водителей, управляющих автотранспортными средствами;

б) должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств;

в) юридических лиц;

г) должностных лиц, ответственных за перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных и опасных грузов;

д) должностных лиц, ответственных за перевозку детей автобусами;

е) должностных лиц при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

ж) должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

1.3. 2. Оплата административного штрафа , предусмотренного главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» производится в размере половины суммы наложенного административного штрафа в период не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

1.3.3. Под 50 – процентную оплату штрафа не попадают следующие правонарушения в главе 12 КоАП РФ:

а) повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке;

б) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

в) повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час, повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час и повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час;

г) повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

д) повторный выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (кроме объезда препятствий);

е) повторного движения во встречном направлении по дороге с односторонним движением;

ж) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

з) невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

и) невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

1.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (статья 3.8 КоАП РФ).

Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27. КоАП РФ.

Читайте так же:  Детские пособия гчита

Случаи лишения водительского удостоверения приведены в этой статье.

1.5. Административный арест.

Административный арест за правонарушения в области дорожного движения заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей.

Статьи КоАП РФ, предусматривающие административный арест:

1.5.1. Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами». Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

1.5.2. Статья 12.8 пункт 3 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния». Наказание — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

1.5.3. Статья 12.26 пункт 2 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Наказание по этой статье — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом (КоАП) не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

1.5.4. Статья 12.27 пункт 2 КоАП РФ «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся». Статья влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

1.6. Обязательные работы (Статья 3.13. КоАП РФ).

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей, отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы за правонарушения в области дорожного движения применяются за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ). Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

2. Административные правонарушения в области дорожного движения фиксируются двумя способами:

а) работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. За такое правонарушение отвечает собственник (владелец) транспортного средства, независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом.

При этом протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства.

б) сотрудниками ГИБДД — с составлением протокола об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства.

§ 6. Административные правонарушения на транспорте

Транспортные правоотношения регламентируются специальными правилами, определенными федеральными законами (например, Федеральным законом «О безопасности дорожного

движения»1) и подзаконными актами, прежде всего ведомственными. Нарушение этих предписаний может быть основанием для применения административных санкций, установленных КоАП.
Под специальными правилами по смыслу КоАП следует понимать установленный нормативными актами порядок регулирования органами исполнительной власти и их должностными лицами передвижения физических лиц и грузов с помощью транспортных средств (например, нарушение порядка государственной регистрации транспортных средств, порядка лицензирования и т.д.). Целью установления таких правил является обеспечение безопасности участников транспортной деятельности: водителя, пешехода, пассажира транспортного средства, — а также их имущественных интересов, например в сферах владения, пользования и распоряжения автотранспортными и иными средствами передвижения, защита имущественных прав граждан и т.д.
Управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (ст. Ill4, 117, 120, 124 КоАП) представляет собой одно из наиболее распространенных административных правонарушений. Меры административной ответственности могут быть применены и к другим участникам дорожного движения, в частности, к гражданам, нарушающим правила дорожного движения в состоянии опьянения (ст. 122 КоАП). Основанием для квалификации объективной стороны этих проступков является процедура медицинского освидетельствования, порядок ее проведения устанавливается актами субъектов Федерации (например, п. 2 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). При этом следует иметь в виду, что обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат также и граждане, претендующие на право эксплуатации автотранспортных и других средств передвижения.
Как правило, экспертиза опьянения осуществляется специализированными учреждениями территориальных органов Минздрава РФ — специализированными отделениями наркологических больниц и наркологическими диспансерами. Проведенная экспертиза подтверждается протоколом медицинского освидетельствования, в результате которого возможны следующие заключения:
а) факт употребления алкоголя установлен, но признаков опьянения не выявлено;
б) признаки алкогольного опьянения подтверждены;
в) установлено наличие алкогольной комы;
1 См. также Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте» (СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505).

г) квалифицировано состояние наркотического одурманивания.
Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ст. 111′, 117, 120, 122 и 124 КоАП, квалифицируются лишь в последних трех случаях наркологической экспертизы. При этом основным юридическим свидетельством проступка является медицинское заключение, подтверждающее состояние опьянения. Незначительное употребление алкоголя водителем транспортного средства (когда содержание алкоголя в биологических сферах не превышает 1%), как правило, не влечет за собой административных санкций. Однако выявление признаков состава правонарушения (в том числе и преступления) не исключино даже при незначительном употреблении алкоголя. В зависимости от общественно опасных последствий деяния это возможно в случаях:
а) причинения ущерба движимым (недвижимым) объектам любых форм собственности, а также физическим лицам. Например, в тех случаях, когда действия водителей или граждан, не управляющих транспортным средством, привели к повреждению дорожных сооружений (ст. 131 КоАП) либо причинили легкие телесные повреждения (ст. 122 КоАП) или имущественный вред, применяются административные санкции;
б) если деяния физических лиц привели к крупному имущественному ущербу либо причинили тяжкий или средний тяжести вред здоровью гражданина, или вызвали смерть человека (в качестве отягчающего обстоятельства — смерть двух или более лиц), наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 263 — 265 УК.
Субъектами состава преступления являются лишь отдельные участники транспортного процесса, а именно:
1) должностные лица железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, а также должностные лица, ответственные за техническое состояние транспортных средств;
2) лица, управляющие автотранспортными средствами (например, водители городского пассажирского транспорта).
Субъективная сторона состава преступлений, предусмотренных ст. 263, 264, 266 УК, отражена при квалификации вины в форме неосторожности, а при наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст.

265 УК (оставление места дорожно-транспортного происшествия), возможна лишь умышленная вина.
Объективная сторона административных правонарушений часто выражается в нарушении порядка государственной разрешительной системы. Среди форм таких нарушений:
а) нарушение порядка лицензирования в сферах дорожного движения, водного и морского транспорта;

б) нарушение порядка сертификации в сферах воздушного и железнодорожного транспорта;
в) несоблюдение режима регистрации транспортных объектов;
г) нарушение предписаний, установленных отраслевыми стандартами (ст. 134’КоАП);
д) несоблюдение иных отраслевых правил и инструкций. Например, нарушение порядка оформления таможенной декларации на транспортные средства может повлечь наложение административных санкций, в том числе предупреждение, штраф или аннулирование лицензии, в соответствии со ст. 262 Таможенного кодекса РФ.
Государственная регистрация транспортных объектов возложена на специальное структурное подразделение МВД РФ — Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). ГИБДД является правопреемником Государственной автодорожной инспекции МВД РФ (ГАИ).
Правовой статус ГИБДД, предусматривающий наделение этого органа регистрационными полномочиями, определен Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Регистрационным полномочиям ГИБДД свойственны следующие особенности:
1) государственная регистрация транспортных объектов представляет собой разновидность ведомственной регистрации, объектами которой являются движимые вещи. В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК регистрация движимости не осуществляется, если иное не определено федеральным законом (см. также п. 2 ст. З ГК). Однако такой закон не принят, и порядок регистрации по-прежнему определяется подзаконными актами, в том числе ведомственными актами МВД РФ;
2) ведомственные регистрационные полномочия ГИБДД следует различать с государственной регистрацией, осуществляемой органами юстиции на основе федеральных законов, например, регистрация объектов недвижимости производится органами юстиции в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (см. также п. 6 ст. 131 ГК). Государственная регистрация отдельных разновидностей юридических лиц, в частности, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, также урегулирована специальными федеральными законами. Однако базовый федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц, разработка которого предусмотрена ст. 51 ГК, до сих пор не принят.
Таким образом, различия двух указанных полномочий государственной регистрации заключаются в юридическом оформлении: ведомствен-

ные регистрационные полномочия ОВД, в частности ГИБДД, урегулированы на подзаконном уровне, в отличие от государственной регистрации, отнесенной к ведению органов юстиции и осуществляемой на основе федеральных законов.
ГИБДД вправе осуществлять меры административного пресечения, (превентивные меры), среди которых: административное задержание, личный досмотр граждан, осмотр транспортных средств и др., — а также налагать административные взыскания, в том числе штраф, лишение права управления транспортным средством (ст. 117, 118 КоАП).
Административные санкции в виде приостановления деятельности лицензий и их аннулирования регулируются специальными федеральными законами, действующими в сферах железнодорожного, водного и иных видов транспорта, в частности ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения». В последнем случае законом определены лишь виды лицензионной деятельности и выдача лицензий, приостановление их действия определяется базовым Федеральным законом о лицензировании от 25 сентября 1998 г., а аннулирование лицензий возможно только на основе судебного решения.
К исключительному ведению ГИБДД отнесена разработка нормативных актов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в частности правил государственного технического осмотра транспортных средств. Неисполнение этих правил может повлечь за собой штрафные санкции, предусмотренные ст. 1341 КоАП «Невыполнение предписаний Государственной автомобильной инспекции». Исчерпывающий перечень правомочий ГИБДД определен ст. 12 Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», их неисполнение водителем транспортного средства или другими участниками дорожного движения (пешеходами и пассажирами) квалифицируется в качестве административных проступков, предусмотренных ст. 122, 126, 127, 134, 1341 КоАП.

Административные правонарушения на транспорте

Глава 11 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил:

  • o на железнодорожном транспорте (ч. 1-5 ст. 11.1, ч. 1-3 ст. 11.17, п. 1,2 ч. 1 ст. 11.18 КоАП);
  • o воздушном транспорте (ч. 1-4 ст. 11.3, ч. 1-4 ст. 11.3.1, ч. 1-2 ст. 11.4, ст. 11.5, ч. 1 ст. 11.14, ч. 4 ст. 11.17, ч. 2 ст. 11.18 КоАП);
  • o внутреннем водном и морском транспорте (ч. 1-2 ст. 11.6, ч 1-2 ст. 11.7, ч. 1-2 ст. 11.8, ч. 1-2 ст. 11.8.1, ч. 1-2 ст. 11.9, ст. 11.10-11.11, ч. 1, 2 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.14, п. 3, 4 ч. 1 ст. 11.18 КоАП).

Части 1, 2 ст. 11.23, ст. 11.26, 11.27, ч. 1, 2 ст. 11.29 устанавливают административную ответственность за нарушение правил международных автомобильных перевозок.

Читайте так же:  Приставы сайт узнать задолженность красноярский край

При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 11.151, ст. 11.20 КоАП, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности наряду с другими субъектами — гражданами, должностными лицами и юридическими лицами. В остальных случаях индивидуальные предприниматели в соответствии с прим. к ст. 2.4 несут ответственность как должностные лица.

Принцип разграничения правонарушений, совершенных на судах гражданского воздушного транспорта, судах внутреннего водного и морского транспорта, а также проступков, совершенных на железнодорожном и автомобильном транспорте, соблюдается не всегда. В отличие от вышеуказанных случаев ч. 2 ст. 11.15, ст. 11.16, ч. 3, 5 ст. 11.17, ч. 1 ст. 11.19 КоАП устанавливают ответственность за нарушение правил перевозок и иных транспортных правил, совершенных на транспортном комплексе, независимо от его дифференциации на отдельные отрасли.

Рассматриваемые правонарушения совершаются непосредственно на транспортном объекте (таких проступков большинство), либо их совершение обусловлено нарушением правил безопасности на транспорте (см. ч. 3 ст. 11.6, ст. 11.12, ст. 11.13, ч. 1, 2 ст. 11.151, ст. 11.16, ч. 3 ст. 11.19, ст. 11.20-11.22 КоАП).

За административные правонарушения на транспорте могут быть назначены наказания в виде штрафа, взимаемого в фиксированной денежной сумме, а в редких случаях — административного приостановления деятельности субъекта предпринимательства (см. ч. 1, 2 ст. 11.4, ч. 2 ст. 11.151, ст. 11.20 КоАП). Административное наказание в виде конфискации предусмотрено при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 11.3 КоАП. Превентивные санкции в виде предупреждения применяются редко (см. ч. 4,5 ст. 11.1,ч. 4 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.7, ч. 1, 2 ст. 11.81, ч. 2, 3, 4 ст. 11.17, ч. 1 ст. 11.21 КоАП).

Административное наказание в виде административного ареста предусмотрено только ч. 1 ст. 11.1 КоАП.

К административным наказаниям, влекущим за собой релятивные имущественные ограничения, относится лишение специального права, а именно — права управления воздушным судном (ч. 1-3, 5, 7 ст. 11.5); судном внутреннего водного или морского транспорта (ч. 1, 3 ст. 11.7, ч 1, 2 ст. 11.9, ст. 11.11); маломерным судном (ч. 2 ст. 11.7, ч. 1, 2 ст. 11.9 КоАП).

При совершении некоторых правонарушений устанавливается фиксированный размер административного штрафа (см. ч. 1,2 ст. 11.81, ч. 1-3 ст. 11.141, ч. 1-3 ст. 11.142, ч. 2 ст. 11.151 (применительно к гражданам), ч. 1-4 ст. 11.17, ч. 1, 3 ст. 11.18, ч. 1, 2, 4 ст. 11.19 КоАП), в редких случаях предусмотрены и особые условия применения штрафных санкций, например сумма штрафа, взимаемого за провоз без билета детей, исчисляется в размере, не превышающем половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд (см. ч. 4 ст. 11.18 КоАП). При этом особые условия наложения административного штрафа применяются только в случаях, определенных ч. 4 ст. 11.18 КоАП, корреляция размера штрафных санкций, установленная этой статьей Кодекса, не предусмотрена общими правилами применения административного штрафа (см. п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.12, ч. 1, 2 ст. 11.13, ст. 11.24 КоАП, могут быть только должностные лица, применительно к нарушениям правил международных автомобильных перевозок субъектами проступков являются водители транспортных средств (см. ст. 11.23,11.27), а применительно к ст. 11.26 и 11.29 КоАП также должностные и юридические лица.

Глава 11 КоАП включает, как правило, составы правонарушений, определенные формально-юридическими признаками: правонарушение считается завершенным в момент выявления факта нарушения правил публичного санкционирования (включая разрешительные правила), правил, обеспечивающих безопасность перевозок, и иных требований. К материальным составам правонарушений, квалификация которых всегда сопряжена с установленными процедурами публичного доказывания вредоносности деяния, относятся проступки, предусмотренные ч. 1, 3 ст. 11.1, ч. 3 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.6, ч. 1, 2 ст. 11.15 КоАП. В этих случаях предметом доказывания является причинение восполнимого имущественного вреда объектам транспортной инфраструктуры (транспортным путям, маркировочным знакам и устройствам, гидротехническим сооружениям, вагонам и грузовым помещениям транспортных терминалов, а также защитным лесонасаждениям), либо нанесение невосполнимых повреждений таким объектам, исключающих их последующее использование в соответствии с целевым назначением (см. ч. 2 ст. 11.6 КоАП).

Административные правонарушение на транспорте

Андреева Любовь Александровна

к. ю. н., доцент кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин

Новгородского филиала РГГУ, г. Великий Новгород

Характеристика общего состава административного правонарушения предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства. Классификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений [4].

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления.

В Кодексе об административных правонарушениях виды административных правонарушений составляют следующие классификационные группы [2]:

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан, к которым относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; подкуп избирателей, участников референдума, использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком; нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; нарушение законодательства о труде и об охране труда; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной (целительством); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, организации питания населения; незаконный оборот либо хранение наркотических средств; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; занятие проституцией.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности включают: самовольное занятие земельного участка; самовольную добычу янтаря; пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии); самовольное занятие участка лесного фонда; пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны; самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа; уничтожение или повреждение чужого имущества; нарушение правил пользования жилыми помещениями; нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений; мелкое хищение и т. д.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в том числе сокрытие или искажение экологической информации; порча земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферного воздуха; нарушение правил лесопользования; незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан; уничтожение мест обитания животных; нарушение требований к охране лесов; нарушение правил пожарной безопасности в лесах; нарушение правил пользования объектами животного мира; нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях; нарушение правил охраны рыбных запасов и т. д.

5. К административным правонарушениям в промышленности, строительстве и энергетике относятся: нарушение требований промышленной безопасности; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности; непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т. д.

6. К административным правонарушениям в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель относятся, например, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки наркосодержащих растений; нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

7. Административные правонарушения на транспорте представляют действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил плавания; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления; управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения; нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте; безбилетный проезд; нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги, нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений и т. д.

8. Наиболее распространенными являются административные правонарушения в области дорожного движения, в частности, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги; нарушение правил перевозки людей; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего; невыполнение требования об остановке транспортного средства или о предоставлении транспортного средства; невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения.

9. К административным правонарушениям в области связи и информации отнесены: самовольное проектирование, строительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; незаконная деятельность в области защиты информации; разглашение информации с ограниченным доступом; нарушение правил защиты информации; нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов; нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации, злоупотребление свободой массовой информации; повреждение телефонов-автоматов.

10. К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности отнесены: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограниченна; нарушение законодательства о рекламе; продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; нарушение порядка ценообразования; обман потребителей; ограничение свободы торговли; незаконное получение кредита; фиктивное или преднамеренное банкротство; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ненадлежащее управление юридическим лицом; нарушение законодательства об экспортном контроле; нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

Читайте так же:  Судебные приставы якутск официальный сайт

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в том числе к ним относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; незаконные сделки с ценными бумагами; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в том числе, например, незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств; нарушение режима зоны таможенного контроля; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ; непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств; нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

13. В отдельную группу выделяются административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, в том числе невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; непринятие мер по частному определению суда или представлению судьи; невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод; незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; незаконное ношение государственных наград; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов и т. д.

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в том числе нарушение режима Государственной границы РФ; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу; нарушение иммиграционных правил; нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания; незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей; незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ.

15. Значительную группу составляют административные правонарушения против порядка управления, в том числе самоуправство; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом; заведомо ложный вызов специализированных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации; умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата его по небрежности; незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие его в залог; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных актов по обеспечению единства измерений; несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним; подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, в частности, мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет; стрельба из оружия в неотведенных для этого местах; незаконная частная детективная или охранная деятельность; нарушение пропускного режима охраняемого объекта; блокирование транспортных коммуникаций; распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения.

17. Отдельную группу составляют административные правонарушения в области воинского учета, в частности, непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета.

Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность, а также требует от должностных лиц должного поведения и действий.

Для определения понятия состава административного правонарушения определенное значение имеет деление составов административных правонарушений на две разновидности составов: формальный и материальный.

При формальном составе, правонарушение считается оконченным в момент его совершения, независимо от наступивших последствий, и наличием умышленной вины, которая заключается в осознании виновным лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия.

Как отмечает Ж.М. Хатова, в материальных составах административных правонарушений вина конкретизируется в отношении виновного лица к наступившим последствиям, т.е. в правовой норме изначально прямо указывается на наступление социально неблагоприятных последствий для объекта административного права, например умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба (ст. 7.17 КоАП РФ) [5].

Практическое значение разграничения формальных и материальных составов связано также с определением момента, когда правонарушение следует считать оконченным в целях привлечения лица к административной ответственности. По мнению А.Б. Агапова, административная ответственность за правонарушения с материальным составом возможна лишь с момента фактического наступления соответствующих вредных последствий. При их отсутствии акт противоправного поведения нельзя считать оконченным и он не может влечь административное наказание [1].

В квалификации административных правонарушений также применяется определение длящегося административного правонарушения. В основном, понятие длящегося правонарушения, определено судебными органами. Пленум Верховного Суда РФ сформулировал определение длящегося административного правонарушения в п. 14 постановления от 24 февраля 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом [3].

Обычные правонарушения оканчиваются объективно — самим фактом совершения противоправного акта (например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства). Длящиеся правонарушения следует рассматривать как формально оконченные с момента их субъективного официального выявления, т.е. со времени обнаружения и фиксации в протоколе об административном правонарушении, предписании, акте проверки и т.д. Последующее продолжение противоправного поведения должно расцениваться как «новое» длящееся административное правонарушение независимо от фактического применения административного наказания за предшествующее деяние. Продолжаемое административное правонарушение — неоднократное совершение нескольких тождественных, повторяющихся правонарушений, составляющих единую по своей цели схему противоправного поведения, подлежащего наказанию как одно административное правонарушение.

Административным правонарушениям присуща повторность, предусмотренная КоАП РФ, означает совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию, (т.е. в состоянии административной наказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание (взыскание). В соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства [3].

Понятие аналогичного правонарушения встречается в КоАП РФ только в одном случае, а именно в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» п. 17 указывается, что это правонарушениесовершенное должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника) [3].

Таким образом, виды административных правонарушений и их составы обеспечивают нормативно-правовые основания административной ответственности, законность и правопорядок в сфере административных правоотношений.

Список литературы:

  1. Агапов А.Б. Административная ответственность [Текст] : Учебник / А.Б. Агапов. — М. : Юрайт — Издат, 2011. – С. 154.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изм. от 21.04.2011 г. № 71-ФЗ [Текст] : СЗ РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» пункт 16 [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6. С. 3.
  4. Тихомиров Ю.А. Современная теория административного права [Текст] / Ю.А. Тихомиров : журнал Государство и право. – М. : Наука, 2004, № 11, с. 12.
  5. Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении [Текст] / Ж.М. Хатова : журнал Административное право и процесс. – М. : Юрист, 2007, № 1, с. 25.