Административная ответственность на железнодорожном транспорте

04.05.2018 Выкл. Автор admin

Административная ответственность на железнодорожном транспорте

Понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта

Административным правонарушением на железнодорожном транспорте признается общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, посягающее на установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядок движения или эксплуатации железнодорожного транспорта, перевоз пассажиров, провоз багажа и других грузов, за которые КоАП или другими нормативно-правовыми актами установлена административная ответственность Головко, В. В. Новое в законодательстве об административных правонарушениях на транспорте // Транспортное право. — 2002. — № 3. — С. 33..

Административные правонарушения на железнодорожном транспорте образуются из следующих элементов: объект административного правонарушения, объективная сторона административного правонарушения, субъективная сторона и субъект административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения на железнодорожном транспорте являются те общественные отношения, которые складываются между субъектами в процессе эксплуатации железнодорожного транспорта и которые охраняются мерами административной ответственности. Эти общественные отношения урегулированы административными нормами и обеспеченны санкциями в виде административных наказаний, которые указаны в КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта и в других законах и подзаконных актах, регулирующих административную ответственность на железнодорожном составе.

Субъектом административного правонарушения на железнодорожном транспорте являются физические и юридические лица.

В понятие физического лица входят все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на момент совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации. Согласно ст. 2.3 КоАП и ст. 2.8 КоАП все физические лица должны обладать следующими свойствами: достигнуть возраста 16 лет и быть вменяемыми на момент совершения административного правонарушения на железнодорожном транспорте. Данные физические лица могут быть пассажирами, встречающими, машинистами, проводниками, должностными лицами в виде бригадира поезда или диспетчера пути, или другими лицами, находящимися на территории железнодорожного транспорта или структур его обслуживающих.

В понятие юридического лица входят хозяйства, товарищества, предприятия и учреждения, которые имеют статус юридического лица на момент совершения административного правонарушения на железнодорожном транспорте. Данные организации или предприятия могут владеть или распоряжаться железнодорожным транспортом на праве собственности или оперативного управления, или заниматься его обслуживанием.

Объективной стороной административного правонарушения на железнодорожном транспорте является совокупность признаков, характеризующих внешние проявления данного административного правонарушения. Признаками административного правонарушения на железнодорожном транспорте являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного проступка и конкретные действия виновных лиц. Данные признаки объективной стороны административных правонарушений указываются непосредственно в КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта и в других законах и подзаконных актах, регулирующих административную ответственность на железнодорожном составе Хатова, Ж. М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. — 2007. — № 1. — С. 25 — 27..

Это могут быть и действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте в виде повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации, и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, а так же нарушение правил проезда и провоза багажа, и других грузов, и другие административные правонарушения на железнодорожном транспортеЕгиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. — 6-е изд., доп. и перераб. — «ЗАО Юстицинформ», 2008 г.-592 с..

Субъективной стороной административного правонарушения на железнодорожном транспорте является психическое отношение субъекта административного правонарушения на железнодорожном транспорте к совершенному деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения.

Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Мосвка: Проспект, КноРус, 2011. — 446 с..

Для юридических лиц формы вины не определены, но в ст. 2.1 установлены условия виновности юридических лиц:

1) наличие обстоятельств, подтверждающих, что юридическое лицо не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение которых установлена административная ответственность;

2) наличие у юридического лица возможности принятия таких мер.

Кроме того, привлечение физического лица к административной ответственности за административные правонарушения не освобождает от административной ответственности юридическое лицо, и наоборот.

Наличие в составе административного правонарушения на железнодорожном транспорте объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны является обязательным. Отсутствие какого-либо одного или нескольких элементов состава административного правонарушения на железнодорожном транспорте означает, что административное правонарушение отсутствует в целом.

Административная ответственность на железнодорожном транспорте

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Все правонарушения на транспорте можно, в том числе, классифицировать в зависимости от вида транспорта. Они могут быть совершенными на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте. О нарушениях на железнодорожном транспорте расскажет наша статья.

Глава 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) раскрывает группу составов административных нарушений на транспорте.
Статья 11.1 КоАП РФ открывает главу 11 этого документа и посвящена регламентации нарушений на железнодорожном транспорте. Она носит название «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене». Объектом всех указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Объективная сторона, закрепленных в разных частях статьи 11.1 КоАП РФ нарушений, выражается:
— в повреждении железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (часть 1);

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Административная ответственность на железнодорожном транспорте

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.08.95 N 153-ФЗ «О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • «Российская газета», N 168, 30.08.95
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 35, ст. 3505

Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте

1. Предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать в перевозке пассажиру и отправителю груза, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд или перевозку груза, грузобагажа и багажа, кроме случаев, предусмотренных уставом железных дорог Российской Федерации, правилами и условиями перевозок, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозочный процесс, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а равно лица, пострадавшего в результате деятельности железнодорожного транспорта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Предприятия железнодорожного транспорта в области перевозок грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, определяемых уставом железных дорог Российской Федерации за невыполнение плана перевозок грузов, неподачу и задержку уборки вагонов с подъездных путей, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих отправителям и получателям грузов или арендованных ими.

Предприятия железнодорожного транспорта наряду с имущественной ответственностью за просрочку в доставке грузов при сохранной перевозке несут имущественную ответственность за необеспечение сохранности перевозимого груза (в том числе в связи с просрочкой в их доставке), грузобагажа или багажа из расчета их цены, указанной в счете, договоре, контракте на поставку груза, грузобагажа, багажа с учетом налога на добавленную стоимость и инфляции. При определении массы грузов допускается предельная погрешность измерений, установленная соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

При несохранной перевозке груза, грузобагажа и багажа с объявленной ценностью железная дорога несет имущественную ответственность в размере объявленной ценности или доли объявленной ценности, соответствующей утраченной, испорченной или поврежденной части груза, грузобагажа или багажа.

Предприятия железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, грузобагажа и багажа, а также грузов граждан для личных бытовых целей несут ограниченную ответственность в порядке и размерах, которые определяются уставом железных дорог Российской Федерации и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.

Ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Основания, освобождающие предприятия железнодорожного транспорта от ответственности за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозкам, определяются уставом железных дорог Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.

4. Предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание земель железнодорожного транспорта.

1. Отправители и получатели грузов, грузобагажа и багажа, другие организации, а также пассажиры при пользовании услугами железнодорожного транспорта и нахождении на его предприятиях и объектах обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, устава железных дорог Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на железнодорожном транспорте.

2. Юридические лица, являющиеся отправителями и получателями, в области перевозок грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, установленных уставом железных дорог Российской Федерации за:

невыполнение плана перевозок грузов;

использование без разрешения железной дороги вагонов и контейнеров общесетевого парка;

задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм, а также в ожидании их подачи под выгрузку, перегрузку или по иным причинам, зависящим от отправителя;

нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров органами таможенного, пограничного или других видов контроля;

перегруз вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности;

неочистку подвижного состава и контейнеров после выгрузки;

повреждение или утрату предоставленного железной дорогой подвижного состава или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования;

предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза.

3. Ответственность отправителей, получателей и пассажиров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с перевозкой грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Основания для освобождения отправителей, получателей и пассажиров от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из перевозки грузов, грузобагажа и багажа, определяются уставом железных дорог Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.

4. Должностные лица и граждане за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, правил охраны порядка и безопасности движения, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на железнодорожном транспорте, повреждение устройств, транспортных средств и их внутреннего оборудования несут в соответствии с законодательством Российской Федерации административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут уголовную ответственность.

5. Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на его беспрепятственную и безопасную работу, возмещается предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта виновными гражданами и юридическими лицами, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, если в результате их действий (бездействия) не были приняты необходимые меры для предупреждения и пресечения умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Типовые требования к должностной инструкции частного охранника

1. При неисполнении, ненадлежащем или несвоевременном исполнении обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа и багажа, пассажиры, отправители и получатели вправе предъявить соответствующим предприятиям железнодорожного транспорта претензии в порядке и сроки, которые установлены уставом железных дорог Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

2. При отклонении претензий полностью или частично или неполучении ответа в течение установленных для их рассмотрения сроков пассажиры, отправители и получатели грузов, грузобагажа и багажа имеют право предъявить иски к предприятиям железнодорожного транспорта соответственно в суд, арбитражный суд или третейский суд в шестимесячный срок со дня получения ответа или со дня истечения сроков, установленных уставом железных дорог Российской Федерации для ответа.

Порядок предъявления и рассмотрения исков пассажиров, отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа при осуществлении международного железнодорожного сообщения определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации.

3. Претензии предприятий железнодорожного транспорта к пассажирам, отправителям и получателям, связанные с перевозками пассажиров, хранением и перевозками грузов, грузобагажа и багажа, предъявляются в сроки, установленные уставом железных дорог Российской Федерации.

При отклонении претензий полностью или частично или неполучении ответа в течение сроков, установленных для их рассмотрения, предприятия железнодорожного транспорта вправе предъявить иски в суд, арбитражный суд или третейский суд в течение шестимесячного срока. Указанный срок исчисляется в порядке, установленном уставом железных дорог Российской Федерации.

Административная ответственность на железнодорожном транспорте

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Административные правонарушения на железнодорожном транспорте и ответственность за их совершение :

Субоцкий, Ю. В.
Административные правонарушения на железнодорожном транспорте и ответственность за их совершение : Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Исторический XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза положил начало новому важнейшему периоду развития советского общества — периоду развернутого строительства коммунизма. Решающим шагом в создании материально-технической базы коммунистического общества и в осуществлении основной экономической задачи СССР явится выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства на 1959 — 1965 годы. Успешное осуществление величественной программы коммунистического строительства требует дальнейшего укрепления социалистической законности, высокой организованности и дисциплины всех советских граждан. Поэтому на новом историческом этапе необходимо решительное усиление борьбы с нарушениями советского правопорядка и, в частности, с административными правонарушениями.

Важным средством борьбы с этими действиями являются меры административной ответственности. В нынешних условиях роль этих мер значительно возросла, так паи успехи социалистического строительства позволяют советскому государству, наряду с суровой борьбой против наиболее опасных преступников, проводить замену уголовной ответственности за некоторые менее опасные преступления административной ответственностью, все шире применять меры воспитательного характера. Вместе с тем, в настоящее время серьезно назрела потребность в совершенствовании всего законодательства об административной ответственности, Это вызывает необходимость научной разработки вопросов указанного правового института. Анализ актов, устанавливающих административную ответственность, и практики их применения в основных отраслях советского государственного управления позволит обобщить накопленный положительный опыт борьбы с административными правонарушениями, разрешить теоретические вопросы на основе конкретного материала практики и выработать рекомендации, необходимые для совершенствования законодательства и укрепления законности в правоохранительной деятельности государственных органов. Кроме того, исследование вопросов административной ответственности должно быть основано на анализе характера административ-

ных правонарушений, определяющего особенности этого правового института. Несмотря на теоретическую и практическую важность научной разработки указанных вопросов их рассмотрению посвящены лишь единичные работы. Большой опыт борьбы с административными правонарушениями, накопленный в ряде отраслей советского государственного управления, почти не подвергался анализу и обобщению. Приведенные соображения определили выбор темы диссертации. В ней исследуются природа административных правонарушений и административной ответственности, особенности этих действий на железнодорожном транспорте и ответственность за их совершение.

Деятельность железнодорожного транспорта является необходимым условием роста и развития социалистической экономики, правильного функционирования всего народного хозяйства, удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся и укрепления обороны СССР. Успешное решение огромных задач, стоящих перед железнодорожным транспортом в 1959—1965 гг., требует высокой организованности в его деятельности. Для обеспечения четкой и бесперебойной работы большого числа взаимосвязанных звеньев сети железных дорог исключительно важное значение имеет строгая дисциплинированность работников транспорта, соблюдение пассажирами и другими гражданами установленного порядка. К числу его нарушений, наносящих немалый вред работе транспорта, относятся административные правонарушения. Они препятствуют безаварийной и безопасной работе железных дорог, нарушает порядок, обеспечивающий сохранность перевозимых грузов, наносят материальный ущерб транспорту, снижают организованность и культуру пассажирских перевозок. Усиление борьбы с административными правонарушениями на железных дорогах и укрепление законности в этой деятельности требуют совершенствования нормативных актов, устанавливающих административную ответственность, а также улучшения порядка применения ее мер.

Указанные потребности практики определили круг вопросов, рассматриваемых в диссертации. Содержащиеся в ней выводы и рекомендации основаны на изучении законодательства и актов советского государственного управления, в частности, приказов и инструкций Министерства путей сообщения и его органов, обобщении опыта борьбы с административными правонарушениями на ряде железных дорог сети, а также судебной практики Верховного суда СССР и судов г. Москвы.

Диссертация состоит из введения и трех глав: I. Понятие административного правонарушения. II. Ответственность за

административные правонарушения на железнодорожном транспорте. III. Порядок применения мер административной ответственности на железнодорожном транспорте.

В первой главе рассматриваются природа административных правонарушений и их особенности на железнодорожном транспорте. Эти действия нарушают установленный порядок социалистических общественных отношений, препятствуют их осуществлению и развитию, причиняя вред интересам советского народа. Одни административные правонарушения непосредственно наносят вред обществу (например, мелкое хулиганство), другие — создают объективную возможность для его нанесения, вызывают условия, при отсутствии которых вред не мог бы быть причинен (например, нарушения правил пастьбы скота вблизи линии железных дорог, правил пользования мерами и измерительными приборами). Большинство действий отнесено к числу административных правонарушений с целью предотвращения причинения вреда. Автор отмечает, что мерами административной ответственности в большинстве случаев охраняются такие общественные отношения, которые установлены государством для предотвращения нанесения вреда обществу.

В правовой литературе не получил разрешения вопрос о том, являются ли административные правонарушения общественно-опасными действиями. Решение этого вопроса имеет не только теоретическое, но и серьезное практическое значение, так как содействует правильному пониманию природы указанного вида правонарушений, организации эффективной борьбы с ними, законному и обоснованному применению мер административной ответственности, а также выработке единых и точных понятий, применяемых в правовых актах.

Характеризуя общественно-опасные действия, необходимо, во-первых, отметить, что они нарушают установленный порядок социалистических общественных отношений, причиняя вред обществу. Во-вторых, общественная опасность правонарушения обусловлена не только его индивидуальными признаками, но и опасностью для общества всей совокупности подобных действий. Общественная опасность действия означает, что оно наносит вред социалистическим общественным отношениям наряду и в совокупности с другими подобными действиями. Наконец, в-третьих, понятие общественной опасности связано с двумя видами вреда — реализованного и возможного. Общественно-опасные действия не только фактически наносят вред обществу, но на данном этапе исторического развития все еще таят возможность нанесения более значи-

тельного, более серьезного вреда. Эта возможность не станет действительностью при условии организации борьбы, с общественно-опасными действиями и, в частности, применения мер государственно-правового принуждения.

Отсюда следует сделать вывод об общественной опасности административных правонарушений. Действительно, как указывалось они нарушают установленный порядок социалистических общественных отношений. Вред, наносимый всей совокупностью соответствующих действий, является настолько серьезным, что становится необходимым их запрещение в масштабе всего общества и установление административной ответственности за их совершение. Необходимость в правовой охране общества от административных правонарушений означает, что имеется опасность нанесения этими действиями более значительного вреда в случае ослабления или отсутствия борьбы с ними. Вывод об общественной опасности административных правонарушений находит свое подтверждение в ряде положений, содержащихся в уголовном законодательстве, например, в ст. 8 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии» и в ст. ст. 1 и 7 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных 25 декабря 1958 г. В диссертации критикуется положение о том, что общественная опасность является специфическим признаком преступных действий и не присуща административным правонарушениям.

По сравнению с преступными действиями административные правонарушения- обладают относительно невысокой степенью общественной опасности. Различные степени опасности для общества этих видов правонарушений связаны с наличием качественного различия между ними, состоящего в том, что первые в отличие от вторых наносят обществу существенный вред, нарушают условия его существования. Автор отмечает, что отнесение тех или иных действий к числу административных правонарушений объективно обусловлено материальным признаком, присущим этим действиям — сравнительно невысокой степенью их общественной опасности в данных исторических условиях.

Запрещая указанные действия и устанавливая административную ответственность, государство возлагает на определенные органы осуществление правоохранительной деятельности по борьбе с административными правонарушениями и наделяет эти органы рядом прав, в частности, правом требовать соблюдения лицами возложенных на них обязанностей, предупреждая совершение указанных действий, и правом пресекать их. Эти права осуществляются органами государст-

венного управления как носителями власти непосредственно, по своей инициативе, вне зависимости от отношения каких-либо заинтересованных лиц к факту правонарушения. Таким образом, само государство, в лице органов управления, а не то или иное управомоченное лицо, требует соблюдения установленных конкретных обязанностей, иначе говоря эти обязанности должны быть выполнены непосредственно перед государством. Приведенные в диссертации соображения позволяют сделать вывод о том, что объектом административных правонарушений являются социалистические общественные отношения, урегулированные правом как обязанности субъектов перед советским государством в лице органов управления, которым эти субъекты не подчинены в трудовом процессе.

Определяя черты противоправности рассматриваемых действий, автор отмечает, что в законодательстве содержится ряд норм, требующих применения административных взысканий лишь в том случае, если это прямо предусмотрено в правовых актах, если действие в точности соответствует признакам нарушения, предусмотренного в этих актах[1]. Отсюда следует, что административные взыскания не могут применяться по аналогии, а также, что в правовых актах, предусматривающих административную ответственность, наказуемые действия должны быть предусмотрены в конкретной форме. Эти положения, вытекающие из установки советского государства применять меры административной ответственности в строго ограниченных пределах, имеют важное значение для правильного составления правовых актов, предусматривающих эти меры, а также их законного применения.

В диссертации рассматриваются субъекты административных правонарушений — физические лица, а также учреждения и предприятия. В действующем законодательстве Союза ССР и большинства союзных республик не определен минимальный возраст граждан, подлежащих административной ответственности. Автор обосновывает необходимость восполнения этого пробела путем установления нормы о применении административных взысканий к лицам, достигшим. 16 лет.

В действующем праве отсутствует единое решение вопроса о тем, могут ли быть применены меры административной ответственности к военнослужащим. Ст. 45 Закона о всеоб-

щей воинской обязанности устанавливает, что военнослужащие пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности советских граждан. Отсюда следует сделать вывод, что на военнослужащих может и должна быть возложена обязанность отвечать за нарушения советского правопорядка на равных основаниях с другими гражданами. Освобождение военнослужащих от применения к ним мер административной ответственности и передача решения вопроса о наказании нарушителей правопорядка исключительно на усмотрение их начальников было бы неправильным. Вместе с тем, исходя из принципов воинской дисциплины и единоначалия в Советской Армии, следует установить обязанность должностных лиц, налагающих административные взыскания, сообщать о фактах правонарушений, совершенных военнослужащими, командирам соответствующих воинских частей для применения к нарушителям мер дисциплинарного воздействия. Меры административной ответственности могут быть применены не только к физическим лицам, но в некоторых случаях, специально предусмотренных в правовых актах, — и к учреждениям либо предприятиям. Применение к ним административных штрафов имеет своей целью дисциплинирующее воздействие на администрацию и иных должностных лиц для улучшения порядка работы в данном учреждении или предприятии, укрепления государственной дисциплины и ликвидации ее нарушений. Изучение практики применения учреждениям и предприятиям железнодорожного транспорта административных штрафов показывает, что их наложение, целесообразно в следующих случаях: а)когда правонарушения совершаются в ряде подразделений либо рядом должностных лиц учреждения или предприятия; б) когда правонарушения являются неоднократными и свидетельствуют о пренебрежительном отношении в данном учреждении или предприятии к установленному порядку и, наконец, в) когда правонарушения являются следствием неправильной системы работы, порождающей нарушения государственной дисциплины. Применение административных штрафов к учреждением .или предприятиям в указанных случаях устраняет опасность подмены этими штрафами персональной ответственности должностных лиц, а также опасность чрезмерно широкого применения штрафов к этим лицам, когда необходимо улучшение всего порядка работы в данном учреждении или предприятии.

Читайте так же:  Лицензия на доктор веб до 2019

С субъективной стороны административные правонарушения являются виновными действиями. Установление на-

личия, а также формы и степени вины лица, допустившего противоправные действия, имеют важное значение для его обоснованного привлечения к административной ответственности, наложения взыскания в соответствии с серьезностью нарушения, а также для правильного отграничения административных правонарушений от преступлений. В диссертации обосновывается необходимость включения в понятие вины признака сознания противоправности действия. К административной ответственности могут быть привлечены только тс лица, которые могли и должны были сознавать противоправный характер совершаемых ими действий.

Отмеченные признаки административного правонарушения позволяют определить его как противоправное и виновное действие или бездействие, состоящее в нарушении субъектом своей обязанности перед советским государством в лице органа государственного управления, которому нарушитель не подчинен в трудовом процессе, и влекущее за собой, ввиду невысокой степени общественной опасности, применение мер административной ответственности.

В диссертации определяются отличия рассматриваемых действий от иных правонарушений. Основой для разграничения административных правонарушений и преступлений является положение о том, что первые в отличие от вторых обладают меньшей степенью общественной опасности. Это общее положение конкретизируется в диссертации путем ‘ установления признаков, определяющих степень общественной опасности противоправных действий и обусловливающих их отнесение к одному из рассматриваемых видов правонарушений.

Указанные признаки могут быть предусмотрены в правовых актах как элементы состава административного правонарушения или преступления, причем они могут быть выражены в этих актах либо в конкретной, либо в обобщенной форме, сочетающей объективные и субъективные признаки (например, «мелкое хулиганство»). В последнем случае для отнесения действия к одному из рассматриваемых видов правонарушений необходима оценка всех указанных признаков с точки зрения выражаемой ими степени общественной опасности и решение вопроса о том, образуют ли они в своей совокупности указанный в законе обобщенный ограничительный признак. Однако составы административного правонарушения и преступления могут внешне, формально совпадать. Таковы, например, составы нарушения правил торговли, обмеривания и обвешивания, нарушения законов об охране труда и ряд других. В этом случае для решения

рассматриваемого допроса необходимо установить, в какой форме выражены в конкретном действии элементы состава, какова степень их опасности, необходим учет группы признаков, не содержащихся в числе этих элементов, однако присущих конкретному действию и определяющих степень его общественной опасности. Приведенные в работе соображения позволяют сделать вывод о том, что в отличие от преступления административное правонарушение, являясь либо нарушением менее важных общественных отношений, либо менее значительным их нарушением, обладает меньшей степенью общественной опасности, что находит свое выражение в отсутствии или малозначительности одного или нескольких установленных законом элементов состава преступления.

В отличие от административного правонарушения дисциплинарный проступок представляет собой нарушение трудовой дисциплины, обязанностей работников в трудовом правоотношении с государственным или общественным учреждением либо предприятием, администрации которого он подчинен в трудовом процессе. В отличие от административного гражданское правонарушение состоит в нарушении субъектом своей гражданско-правовой обязанности перед другим субъектом гражданского права, его субъективных имущественных прав. Если правовыми актами противоправное действие отнесено к двум видам правонарушений — административному и дисциплинарному, либо административному и гражданскому, то за его совершение допустимо совместное применение мер двух соответствующих видов правовой ответственности.

В диссертации подробно рассматриваются административные правонарушения, совершаемые на железнодорожном транспорте, показывается их опасность, наносимый ими вред, а также причины и условия, вызывающие эти действии.

Во второй глазе отмечается, что в условиях социалистического общества борьба с нарушениями правопорядка осуществляется прежде всего и главным образом путем воспитательной работы, проводимой на основе метода убеждения, а также путем организационной работы, направленной на обеспечение соблюдения правопорядка и предупреждение его нарушений. И. С. Хрущев указывал: «Нужно предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключали появление у отдельных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу. Главное — это профилактика, воспитательная работа»[2]. В диссертации рас-

сматривается система мер убеждения и организации, применяемых для предупреждения административных правонарушений на железнодорожном транспорте, и деятельность общественных организаций, которые наряду с государственными органами выполняют функции охраны общественного порядка. Автор обосновывает положение о том, что широкое привлечение трудящихся и общественных организаций к участию в обеспечении соблюдения правопорядка является важнейшим условием успешной борьбы с его нарушениями.

Административная ответственность является мерой государственного принуждения и как таковая не может играть главной роли в борьбе с административными правонарушениями. Применяемые наряду с мерами убеждения граждан, а также организационной работой по претворению в жизнь правовых актов, административные взыскания имеют вспомогательное значение в борьбе с указанными действиями, так как применяются лишь к меньшинству граждан, отказывающихся от добровольного соблюдения советского правопорядка. Однако это не значит, что рассматриваемый вид правовой ответственности утратил в нынешних условиях свое значение. Напротив, его применение является необходимым средством борьбы с административными правонарушениями, укрепления советского правопорядка и воспитания дисциплинированности граждан.

Рассматриваемый вид ответственности характеризуется неразрывным единством двух сторон: принудительной и воспитательной. Установлением и применением административных взысканий достигается удержание граждан, обладающих невысоким уровнем сознания, от совершения противоправных действий. Однако принудительное воздействие указанных мер имеет главным образом воспитательную целенаправленность. Устанавливая и применяя административные взыскания за нарушение советского правопорядка, государство выражает осуждение этих действий, указывает гражданам на необходимость неуклонного выполнения ими своих обязанностей, воспитывает в них уважение к правилам социалистического общежития, сознание ответственности за свои действия, вырабатывает устойчивые навыки общественной дисциплины и культуры поведения. Такая Целенаправленность административной ответственности означает, что применение ее мер должно быть подчинено прежде всего задаче воспитательно-предупредительного воздействия.

Как и всякая правовая ответственность, административная ответственность является мерой государственного принуждения, состоящей в возложении на нарушителей право-

вых требований санкций, предусмотренных законами и подзаконными актами и выражающих осуждение государством совершенных действий. Она представляет собой ответственность субъекта перед советским государством в лице органа, которому нарушитель не подчинен в трудовом процессе, применяемую к лицам, виновным в совершении административных правонарушений, в целях воспитания граждан в духе соблюдения советского правопорядка и предупреждения его нарушений.

В диссертации рассматриваются отличия административной ответственности от административных мер предупреждения и пресечения нарушений правовых актов, а также or иных видов ответственности по советскому праву — уголовной, дисциплинарной и гражданской.

Основным правовым актом, устанавливающим административную ответственность за правонарушения на железнодорожном транспорте, является постановление ЦИК и СНК СССР от 30 мая 1928 г. «О порядке издания Народным Комиссариатом путей сообщения обязательных постановлений и о наложении за нарушение их взысканий в административном порядке»[3]. Этот акт, действующий уже свыше 30 лет, имеет важное значение для укрепления правопорядка на железных дорогах. Вместе с тем следует отметить, что в нынешних условиях ряд содержащихся в нем положений нуждается в изменении.

Так, в ст. 3 Закона от 30 мая 1928 г. устанавливается, что обязательные постановления МПС могут быть издаваемы на срок не более одного года и что по истечении этого срока они могут быть переизданы с соблюдением порядки, установленного для их издания (заблаговременным объявлением в районах их действия и т. д.). Однако жизнь показала, что годичный срок действия обязательных постановлений МПС является чрезмерно коротким, что ежегодное издание либо переиздание этих актов с соблюдением порядка, установленного для их издания, является нецелесообразным. Министерство путей сообщения ежегодно не переиздает обязательные постановления в порядке, установленном законом, а продлевает срок их действия, не проводя при этом требуемых законом мероприятий по ознакомлению граждан с этими актами. Начиная с 1929 года было издано 9 обязательных постановлений с перерывами в несколько лет. Таким образом указанная норма ст. 3 на практике не соблю-

дается. Поэтому представляется необходимым увеличение срока действий обязательных постановлений МПС до 3-х лет.

Автор отмечает несовершенство наименования «обязательное постановление» и обосновывает целесообразность его замены наименованием «правила» (применительно к актам Министерства путей сообщений — «Правила охраны порядка и безопасности на железнодорожном транспорте»).

Учитывая, что ряд положений постановления ЦИК и СНК СССР от 30 мая 1928 г. устарел и не отражает нынешней системы управления различными видами транспорта и особенностей их организации, следует признать необходимым замену указанного акта постановлением Совета Министров СССР, соответствующим нынешним условием организации борьбы с нарушениями правопорядка на железнодорожном транспорте.

В диссертации рассматривается природа обязательного постановления министерства или ведомства и делается вывод о том, что оно является нормативным актом государственного управления, который издается этими органами на основании специального закона или постановления правительства и по строго определенным в нем вопросам, регулирует поведение граждан, а также рабочих и служащих вне зависимости от их подчиненности и охраняется от нарушений мерами административной ответственности, установленной в самом акте, либо уголовной ответственности в соответствии с уголовным законом.

Действующее обязательное постановление МПС, утвержденное 14 июня 1958 г., в основном соответствует закону и правильно отражает потребности борьбы с нарушениями правопорядка на железнодорожном транспорте. Следует отметить, что по сравнению с ранее действовавшими обязательными постановлениями в нем сужен круг нарушений, влекущих за собой применение мер административной ответственности, и уменьшен размер штрафов, налагаемых за совершение некоторых из них. Эти изменения правильно отражают необходимость некоторого ограничения сферы применения мер административной ответственности в нынешних условиях, необходимость усиления воспитательной и организационной работы.

Однако в рассматриваемом акте содержатся отдельные положения, нуждающиеся в изменении. Кроме того, в нем имеются некоторые пробелы, требующие восполнения. Для устранения этих недостатков и совершенствования обязательных постановлений МПС необходимо: а) исключить из этого акта противоречащую закону норму, устанавливающую адми-

нистративную ответственность работников железнодорожного транспорта за нарушения противопожарных правил, допущенные ими при исполнении служебных обязанностей; б) предусмотреть административную ответственность за нахождение в нетрезвом виде на станциях, в вокзалах и поездах; в) конкретизировать нарушения порядка на станциях, вокзалах и поездах, влекущих применение мер административной ответственности; г) внести указание на территориальные пределы действия этого акта; д) установить обязанность должностных лиц сообщать о допущенных нарушениях в общественные организации по месту работы или учения нарушителей, а также внести некоторые другие-изменения и уточнения. Необходимо также улучшить порядок издания и переиздания обязательных постановлений МПС, приведя его в соответствие с законом, что обеспечит своевременное ознакомление граждан с этим актом, законное и обоснованное применение мер административной ответственности.

Отдельные изменения необходимо внести и в Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР, а именно: а) сузить круг нарушений, влекущих наложение штрафов, исключив из него ряд малозначительных действий, которые не являются распространенными и предупреждение которых может быть обеспечено путем применения организационно-правовых мер и проведения разъяснительной работы; б) исключить положение о том, что штрафы за безбилетный проезд в случае отказа от добровольной уплаты взыскиваются в тройном размере, а также ряд других.

Читайте так же:  Компьютер заблокирован заплатите штраф

При издании обязательных постановлений МПС и решений местных советов депутатов трудящихся и их исполкомов необходимо строго соблюдать положения, определяющие сферы действия этих актов, не допуская дублирования регулируемых в них вопросов. В диссертации определяются признаки, разграничивающие сферы действия указанных актов.

Право применения мер административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте предоставлено значительному числу органов и должностных лиц Министерства путей сообщения и транспортной милиции Министерства внутренних дел СССР. Дальнейшее совершенствование осуществляемой ими правоохранительной деятельности должно быть связано с усилением контроля вышестоящих органов и надзора прокуратуры за законным и обоснованным наложением административных взысканий, а также со всемерным привлечением советской общественности к участию в борьбе с правонарушениями на железных дорогах. При дальнейшем совершенствовании законодательства

об административной ответственности, установлении единства в основных положениях этого правового института и сужении круга ведомственных органов, правомочных налагать административные взыскания, право их применения за некоторые правонарушения на железнодорожном транспорте следует передать административным комиссиям при исполкомах местных советов депутатов трудящихся. Применение этими коллегиальными органами мер административной ответственности связано со значительно большими возможностями борьбы с нарушениями правопорядка, в частности, воспитательного воздействия на нарушителей и иных граждан, а также в большей степени обеспечивает соблюдение законности в этой деятельности, чем при единоличном применении указанных мер должностными лицами ведомственных органов.

Применение мер административной ответственности имеет важное значение для обеспечения строгого и неуклонного соблюдения порядка, установленного на железнодорожном транспорте. Вместе с тем следует отметить, что в борьбе с административными правонарушениями необходимо правильное сочетание всех средств укрепления правопорядка. Злоупотребление применением административных взысканий в ущерб основным средствам — воспитательной и организационной работе, понимание роли административной ответственности, как главного средства борьбы с административными правонарушениями отрицательно отражается на деятельности по укреплению правопорядка, так как в этом случае основные средства не используются, а значение и эффективность административных взысканий снижается.

В практике применения мер административной ответственности органами железнодорожного транспорта и транспортной милиции возникает вопрос об отличии неуголовных нарушений общественного порядка от мелкого хулиганства, влекущего за собой применение ареста на основании указов; президиумов верховных советов союзных республик. Мелкое; хулиганство представляет собой такое нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение нарушителя к интересам граждан в общественных местах. Этот признак, характеризующий субъективную сторону мелкого хулиганства, с объективной стороны может выражаться з различных действиях — в посягательстве на достоинство и личную безопасность граждан, в проявлении к ним оскорбительного неуважения и др. В зависимости от наличия или отсутствия в совершенных действиях указанного отличительного признака — явного неуважения к интересам граждан в

общественных местах, эти действия относятся либо к мелкому хулиганству либо к нарушению общественного порядка и за их совершение должны быть применены, соответственно, либо арест, либо штраф.

В диссертации рассматривается вопрос об ответственности за безбилетный проезд по железным дорогам. Это противоправное действие наносит большой материальный ущерб государству, снижает организованность и культуру пассажирских перевозок. Указанное правонарушение носит имущественный характер, являясь неосновательным сбережением пассажиром средств за счет железной дороги. Анализ характера штрафов, налагаемых за безбилетный проезд, дает основание для вывода о том, что эти взыскания имеют сложный характер — они являются мерами административной ответственности, однако в них содержится элемент гражданской ответственности, так как одна из целей наложения указанных штрафов состоит в возврате средств, неосновательно сбереженных за счет железной дороги.

В главе третьей рассматривается порядок применения мер административной ответственности органами железнодорожного транспорта. Этот порядок имеет своей целью обеспечение успешной борьбы с административными правонарушениями, скорого и эффективного воздействия на нарушителей, соблюдения при этом прав граждан, ограждение их от незаконных и неосновательных взысканий. Строгое соблюдение указанного порядка имеет большое значение для обеспечения меткости, безошибочности и достижения воспитательного результата применения административных взысканий.

Важным процессуальным действием, выполняемым в первой стадии производства по применению административных взысканий — при установлении правонарушений и лиц, виновных в их совершении, является составление протокола. Юридическое значение этого документа состоит в том, что он удостоверяет факт нарушения и личность нарушителя. В процессе дальнейшего производства — наложения штрафа, разрешения жалобы и судебного рассмотрения дела о взыскании штрафа, протокол является важнейшим доказательством. В случае безбилетного проезда, провоза излишней ручной клади и нарушения обязательного постановления МПС протокол служит также цели удостоверения факта отказа нарушителя от уплаты штрафа и от предъявления документов. Отражение в протоколе этих обстоятельств необходимо потому, что они служат основанием направления нарушителя в орган транспортной милиции для установления его личности и наложения штрафа. Автор критикует

точку зрения, согласно которой протокол является актом государственного управления и имеет преюдициальное значение.

Исходя из важного значения составления протокола для обеспечения законности в процессе применения мер административной ответственности, следует признать неправильным введенный в 1956 г. порядок, согласно которому протокол составляется лишь при отказе нарушителя от уплаты штрафа и от предъявления документов. Протоколы должны составляться во всех случаях, когда штраф не уплачивается на месте нарушения.

К числу гарантий законных интересов граждан в этой стадии производства по применению административных взысканий относятся право гражданина ознакомиться с содержанием протокола, а также право дать объяснения по поводу своих действий. Следует отметить, что порядок, обеспечивающий соблюдение этих процессуальных гарантий, установлен в системе Министерства путей сообщения лишь в органах санитарно-противоэпидемической службы. Его следует установить для всех органов, применяющих меры административной ответственности.

В диссертации рассматривается порядок наложения штрафов органами железнодорожного транспорта, а также обжалования этих взысканий и разрешения жалоб.

Право на обжалование постановлений о наложении штрафов является важной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан, а также средством, содействующим улучшению работы органов, осуществляющих применение мер административной ответственности. Рассмотрение правовых актов, регулирующих порядок подачи жалоб на неправильное применение этих мер, расследования и разрешения жалоб в органах железнодорожного транспорта, а также практики применения этих актов, дает основание для вывода о необходимости улучшения указанного порядка, изменения некоторых его положений и восполнения ряда пробелов. В диссертации отмечается необходимость устранения, в частности, следующих недостатков: а) правовыми актами не установлен порядок обжалования постановлений о наложении штрафов за безбилетный проезд и провоз излишней ручной клади. Этот порядок следует определить в Правилах перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР — правовом акте, регулирующем условия перевозок и ответственность за их нарушения; б) в практике допускаются случаи пересылки жалобы для расследования или разрешения органу, на действия которого она принесена, а также

органу, который уже рассматривал ее и вынес решение, не удовлетворившее гражданина, в связи с чем он подал новую жалобу в вышестоящий орган; в) в органах Главной инспекции котлонадзора МПС установлен порядок, согласно которому штрафы взыскиваются немедленно после их наложения. Учитывая, что этим органам предоставлено право бесспорного взыскания штрафов путем вычета соответствующих сумм из заработной платы нарушителей, указанный порядок может привести к случаям необоснованного ущемления прав граждан, поставить их заработную плату под угрозу неосновательных удержаний. Поэтому взыскание штрафов, наложенных инспекторами котлонадзора МПС, должно приостанавливаться до истечения срока для подачи жалобы, а если она подана в этот срок — до ее разрешения; г) в органах санитарно-противоэпидемической службы установлен незаконный порядок, согласно которому для возврата сумм штрафов, отмененных вышестоящими органами, оштрафованные должны выполнить целый ряд специальных действий. Этот порядок должен быть изменен путем возложения всех действий по возврату неправильно взысканных штрафов на санитарные органы, наложившие штрафы. В работе содержится также целый ряд иных предложений, имеющих целью улучшить порядок разрешения жалоб на неправильное наложение административных взысканий.

В диссертации подробно рассматривается порядок взыскания штрафов, наложенных органами железнодорожного транспорта. Административные штрафы за нарушение обязательного постановления МПС, за безбилетный проезд и провоз излишней ручной клади взыскиваются, в судебном порядке. Автор подвергает критике точку зрения об исключении из ведения суда, рассматривающего дела о взыскании штрафов, вопросов обоснованности их наложения по существу, в частности, вопросов о фактическом наличии в действиях оштрафованного состава административного правонарушения. Изучение судебной практики показывает, что всесторонняя проверка судами обстоятельств правонарушения — необходимое условие выполнения возложенной на суды задачи контроля за законностью применения; органами государственного управления мер административной ответственности.

В действующем праве не установлены сроки давности для взыскания административных штрафов, наложенных за правонарушения на железнодорожном транспорте. Следует признать неправильными утверждения о том, что в этих случаях применимы гражданско-правовые сроки исковой давности,

а также о применимости правил для взыскания налогов без ограничения сроком. В соответствии с воспитательной целенаправленностью мер административной ответственности, а также с принципом решения вопроса об указанных сроках в действующем законодательстве, последние должны быть сокращенными по сравнению с гражданско-правовыми сроками давности.

В нынешних условиях административные штрафы налагаются в большинстве случаев в соответствии с законом. В связи с этим в основной массе судебных дел спор об уплате штрафа по существу отсутствует, а судебное рассмотрение является как правило формальной, а потому излишней процедурой. Порядок обязательного судебного рассмотрения дел о взыскании штрафов вне зависимости от наличия или отсутствия опора о правильности их наложения усложняет, замедляет и удорожает производство по применению административных взысканий. Поэтому следует признать необходимым изъятие из ведения суда дел о взыскании административных штрафов и передачу этих дел в ведение органов управления. Вместе с тем, при несогласии оштрафованного с наложением штрафа он должен иметь право обратиться в суд с заявлением об его отмене.

Необходимо также изменение способа взыскания административных штрафов. С рабочих и служащих их следует взыскивать путем удержания из заработной платы на основании постановления компетентного органа управления. Лишь в случаях невозможности производства удержания из зарплаты, а также при взыскании штрафа с лица, не являющегося рабочим или служащим, следует на основании постановления органа управления производить опись и изъятие имущества. Эти действия должны быть возложены на местные финансовые органы.

Основные положения, содержащиеся в диссертации, изложены в следующих опубликованных работах автора:

Некоторые вопросы ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте. — Вестник Московского университета. Серия экономики, философии, права, 1957 г., № 4.

О порядке взыскания, административных штрафов. — «Советское государство и право», 1958 г., № 9.

[1] См. например, СЗ СССР 1928 г. № 5, ст. 42; СУ Грузинской ССР 1931 г. № 20 ст. 206; СУ Узбекской ССР 1926 г. № 11 — 12, ст. 54 (приложение).

[2] Н. С. Хрущев. О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза 27 января 1959 г. Госполитиздзт. 1959, стр. 122.