Статистическая отчетность следователя

11.03.2019 Выкл. Автор admin

Статистическая отчетность следователя

Статистическая отчетность формируется на основе документов первичного учета, журнальных учетов, протоколов, рапортов, статистических отчетов подчиненных подразделений, а также иных документированных источников.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Он осуществляется в соответствии с Инструкцией о едином учете преступлений, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005г. № 39/1070/1021/253/780/353/399. Учет преступлений органами внутренних дел охватывает 95% криминальных проявлений и дает довольно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.

Учетные документы служат для сбора и систематизации сведений об объектах учета, подлежащих отражению в статистической отчетности.

Учетными документами являются статистические карточки, журналы учета, талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.

Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек). Для обеспечения формирования государственных и ведомственных статистических показателей (статистического учета) используются следующие статистические карточки (или документы первичного учета):

на выявленное преступление (форма № 1);

о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

о движении уголовного дела (форма № 3);

о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

о потерпевшем (форма № 5);

о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма № 6);

приложение к статистической карточке формы № 6 на преступление по делу частного обвинения.

Реквизиты статистических карточек (за исключением статистической карточки формы № 6) с письменного согласия надзирающего прокурора могут быть расширены ИЦ дополнительными показателями для отражения специфики субъектов учета.

Приложение к статистической карточке формы № 6 представляет собой выборку показателей из статистических карточек форм №№ 1, 1.1, 2, 5, необходимых для заполнения судьей в случае вынесения обвинительного приговора, вступившего в законную силу, по уголовным делам частного обвинения, принятым судьей по заявлениям потерпевших или их законных представителей.

Документы первичного учета, зарегистрированные в районных, городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета, немедленно пересылаются в информационные центры МВД-УВД-УВДТ.

В информационных центрах на основе карточек ведутся по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. На основе обработанных карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности о преступности.

Органы внутренних дел на базе документов первичного учета осуществляют выдачу четырех форм государственной отчетности:

отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (ф.1);

отчет о лицах, совершивших преступления (ф. 2);

единый отчет о преступности (1-Г);

отчет о следственной работе (1-Е), а также 16 форм ведомственной отчетности, дающих весьма детальную картину как состояния преступности, так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.

Помимо форм отчетности, базирующихся на документах первичного учета, в ГИЦ обрабатываются еще 47 форм, освещающих различные стороны оперативно-служебной деятельности.

Основными задачами в области учетно-регистрационной и статистической работы остаются: регистрация и учет преступлений и административных правонарушений; лиц, их совершивших; уголовных дел; материалов; протоколов; проведение сверок учетных данных со статистическими данными информационных центров соответствующих МВД, ГУВД, УВД, УВДТ; осуществление контроля за полнотой и своевременностью регистрации сообщений, иной информации о преступлениях и правонарушениях; осуществление контроля за своевременностью представления и качеством оформления подразделениями ГОВД документов первичного учета, в том числе формирующих оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты регионального и федерального уровня; осуществление контроля за полнотой и объективностью сведений, отражаемых в документах первичного учета (об участии сил и средств в раскрытии преступления, о нахождении лица в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения и др.); формирование совместно с подразделениями горрайлиноргана статистических отчетов по установленным МВД России формам; подготовка для руководства и подразделений горрайлинорганов справочной информации по данным, содержащимся в учетно-регистрационных и статистических документах.

При исследовании состояния и уровня преступности необходимо учитывать, что довольно большая часть преступных деяний не фиксируется в официальной статистике в силу того, что о совершенном преступлении не было заявлено органам уголовной юстиции либо работники этих органов сами скрывают данные о заявленных преступлениях. Как показывает мировая практика, еще никогда не давалось абсолютно точно определить и описать истинный уровень преступности в том или ином государстве.

Незарегистрированные органами уголовной юстиции, но фактически имевшие место реальные преступления в криминологии называются латентными. Отсюда и такое понятие, как латентная преступность.

В криминологической литературе различают естественную латентность, пограничные ситуации и искусственную латентность. Под естественной латентностью понимают совокупность совершенных преступлений, о которых органам уголовной юстиции либо отдельным лицам неизвестно. Под пограничными ситуациями понимаются случаи, когда факт совершения преступного деяния обнаруживается, но по различным причинам не осознается в качестве преступления лицом, его обнаружившим. Искусственную латентность составляет совокупность совершенных преступлений, которые в нарушение закона не признаются таковыми, не регистрируются и укрываются должностными лицами. Это наиболее опасная часть латентной преступности.

По степени латентности различают преступления: минимально латентные — убийство, грабеж, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и др.; средней латентности — кража, мошенничество и др.; максимально латентные — взяточничество, изнасилование, незаконное изготовление и ношение огнестрельного и холодного оружия, незаконное производство аборта, заражение венерической болезнью и др.

В целом уровень латентности, как правило, обратно пропорционален тяжести совершенных преступлений определенного вида.

Причины латентности, влияющие на ее масштабы, разнообразны, однако игнорирование данных, позволяющих оценить реальные размеры преступности, может привести к тому, что общество, стоящее перед необходимостью решения сложнейших социальных проблем, недооценит остроту криминальной ситуации и, следовательно, не примет адекватных мер по ее разрешению.

Таким образом, причинами латентной преступности могут быть стремление родных, знакомых, друзей определенного лица скрыть совершенное им преступление, неверие в возможность правоохранительных органов раскрыть преступление, а также нежелание людей «ввязываться» в процедуру расследования и рассмотрения судом уголовного дела, предубеждение относительно бюрократической машины системы правоохранительных органов, проявляющих порой бездушие и нежелание помочь потерпевшим, свидетелям. Наиболее опасной причиной латентной преступности является незаинтересованность самих работников правоохранительных органов в регистрации заявлений о совершенных преступлениях, дабы «улучшить» показатели своей работы.

Наличие латентной преступности приводит к нежелательным социально-правовым последствиям. Искажается информация о реальных размерах преступности, ее качественно-количественных характеристиках (состоянии, структуре, динамике), о величине и характере ущерба, причиненного преступлениями личности, обществу и государству. Наличие латентной преступности препятствует реализации задачи неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления, снижает авторитет правоохранительных органов среди населения, приводит к недостоверности и научной несостоятельности криминологического прогноза, ослабляет деятельность общественных и государственных институтов в борьбе с преступностью, способствует ее воспроизводству. К вреду, наносимому латентной преступностью, отечественные криминологи относят следующие ее негативные последствия: неадекватная система мер борьбы с преступностью; искаженный криминологический прогноз преступности; отсутствие реального представления о состоянии преступности и ее причинах; незащищенность прав потерпевших в связи с отсутствием официально установленных лиц, совершивших преступление, обязанных загладить причиненный вред; страх перед преступностью, который существенно снижает качество жизни граждан, поскольку ограничивает социальную активность населения в выборе места жительства, времени досуга, в приобретении имущества и т.д.; спонтанное (вне сферы официального воздействия) развитие части преступности в непредсказуемом для общества направлении; нарушение принципа неотвратимости ответственности, создание обстановки безнаказанности, стимулирующей преступное поведение; дискредитация органов уголовной юстиции, их отчуждение от законопослушного населения.

Некоторыми криминологами общий расчетный уровень латентности преступности в современный период определен в 70%. Однако следует иметь в виду, что уровень латентности существенно различается в зависимости от конкретного вида преступления. В большинстве своем латентную преступность образуют преступления небольшой и средней тяжести.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Читайте так же:  Оформить любую карту

В России, для определения уровня латентной преступности, используются различные методы и методики. Это экспертные оценки (опрос оперативных работников криминальной милиции, следователей, работников органов прокуратуры, руководителей различных подразделений правоохранительных органов), интервьюирование (как граждан, так и осужденных), опрос населения и осужденных с помощью анонимных анкет. Применяются и такие методы, как анализ динамических статистических рядов различных видов преступлений в сравнении с данными о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, анализ различных документов, фиксирующих те или иные преступные проявления. Интересные результаты изучения латентной преступности получил К.К. Горяинов. По его данным, почти каждый четвертый гражданин России в прошедшее пятилетие был жертвой криминально значимого события. Можно считать, что в динамике риск виктимизации для граждан увеличился. В общем числе деяний, названных респондентами, 32,6% составили различные насильственные посягательства, т.е. почти в два раза меньше по сравнению с корыстными посягательствами (60,9%). От корыстно-насильственных преступлений в России пострадал каждый пятнадцатый.

Можно предложить следующие направления реализации замысла теоретических разработок по выявлению латентности преступности и практических путей ее сокращения. Исходным пунктом должна быть четкая постановка социального заказа со стороны государства и его институтов. Однозначно и недвусмысленно должна быть определена мера опасности невыявленности границ, количественного и качественного состояния реальной преступности в обществе. С учетом этого различные научные и исследовательские организации должны быть ориентированы на программные исследования в данном направлении.

Одним из испытанных путей сближения статистики и реальности мог бы стать периодический мониторинг социально-криминогенной информации. Предполагается, что прогнозирование, а также управление правоохранительной деятельностью должны основываться на знании реального положения дел, действительного уровня преступности. Самостоятельным и, возможно, долговременным направлением исследования должен стать поиск коэффициента латентности, т.е. величины, выражающей разницу между статистическими данными о преступности и действительной преступностью. Разумеется, это очень сложное дело, если иметь в виду, что латентность различных видов преступлений различна. Она может различаться по регионам, зависеть и колебаться от ряда постоянных и переменных общественных явлений.

Статистическая отчетность

С системой делопроизводства тесно связаны порядок учета работы прокуроров и следователей и статистическая отчетность.

Работники прокуратуры района (города) обязаны учитывать фактически выполненную работу.

В карточках, книгах, справках следователя первичный учет ведется путем заполнения соответствующих реквизитов непосредственно после выполнения действий, подлежащих учету.

Указанные карточки и книги не следует путать с журналами в их обычном виде. Первичный учет не является простым повторением журнальной формы (когда в строку разносятся данные, относящиеся к какому-то конкретному делу, материалу), это принципиально иная система, при которой в карточке-книге учитываемые позиции фиксируются накопительным порядком. Каждая запись имеет самостоятельное значение и отражает процессуально законченное действие, учитываемое статистической отчетностью. Сама запись служит лишь для обозначения учитываемой позиции, что позволяет произвести в конце отчетного периода подсчет данных по каждой позиции в отдельности, а в случае необходимости отыскать и сами материалы.

Все документы первичного учета должны быть подписаны, датированы составившими их лицами и в таком виде переданы районному (городскому) прокурору, который суммирует данные о выполненной работе (по его поручению это могут делать другие должностные лица).

В органах прокуратуры установлены следующие формы статистической отчетности:

отчет о работе прокурора по форме «П»;

отчет о следственной работе по форме № 1-Е;

отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении по форме № 2-Е;

отчет о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (форма ОРД).

Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 2000 г. № 31 утверждена новая форма государственного статистического наблюдения 1-Е (ГТК) – о следственной работе таможенных органов дознания.

Основная форма отчета о работе прокурора – это форма «П». В действующем виде она утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 1997 г. № 49.

Отчет состоит из восьми разделов и содержит показатели:

надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;

надзор за соблюдением законов в местах предварительного заключения при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

об участии прокуроров в арбитражном, гражданском и уголовном судопроизводстве;

о работе органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений;

о гласности в деятельности прокуратуры.

Отчет составляется два раза в год – за первое полугодие и за весь отчетный год (один экземпляр направляется в вышестоящую прокуратуру).

Статистическая отчетность о следственной работе и дознании предусматривает отражение данных о результатах расследования уголовных дел следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы налоговой полиции, а также органами дознания (Государственного пожарного надзора, органов ФСНП и таможенных органов), в том числе и о протокольных формах досудебной подготовки материалов, которые после утверждения прокурором по своим последствиям и учету приравнены к уголовным делам.

В полном объеме отчеты по форме 1-Е представляются два раза в год, однако для организации систематического анализа прокурорам районов (городов) рекомендуется составлять их ежеквартально.

Ежемесячно составляются отчеты об основных показателях следственной работы прокуратуры, отдела внутренних дел, а также органов Федеральной службы налоговой полиции (форма 1-ЕМ). Эта форма отчета введена в действие со второго полугодия 2001 года совместным решением Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и ФСНП России.

Начальники органов внутренних дел, ФСНП, таможенных органов и следственных подразделений передают отчеты с показателями работы следователей и органов дознания прокурору, совместно выверяют эти показатели. Прокурор дополняет отчет данными о работе прокуратуры. Отчет подписывается прокурором, начальниками райгороргана внутренних дел и следственного подразделения, руководителем регионального подразделения ФСНП.

Для обеспечения полноты и достоверности показателей отчета необходимо строго соблюдать указанные в бланках таблиц арифметические равенства при заполнении всех строк и граф, а также пользоваться правилом логического равенства. Требования и порядок составления отчета подробно изложены в Инструкции по статистической отчетности о следственной работе по форме 1-Е, утвержденной постановлением Госкомстата России от 20 апреля 2000 г. № 31.

Районный (городской) прокурор обязан представлять в вышестоящую прокуратуру отчет по форме 1-ЕМ к третьему числу, а по форме 1-Е – к пятому числу месяца, следующего за отчетным периодом.

Статистический отчет (форма ОРД) предусматривает отражение соответствующих данных о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, обращений граждан о нарушениях закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также установленного порядка их проведения и законности принимаемых при этом решений руководителями органов, осуществляющих такую деятельность. Он состоит из двух разделов и заполняется по правилам секретного производства на основании документов первичного учета лично прокурором района (города), представляется в вышестоящую прокуратуру к пятому числу месяца, следующего после отчетного периода.

Отчет по форме 2-Е позволяет упорядочить в органах внутренних дел и в прокуратуре систему учета заявлений и сообщений о совершении преступлений, а также систему отчетности о результатах их рассмотрения. Состоит из трех разделов: сведения о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях органами прокуратуры; органами внутренних дел; органами Федеральной службы налоговой полиции. В этих разделах отражаются показатели работы каждого ведомства, в частности виды преступлений, о которых сообщается в заявлениях и сообщениях, результаты их рассмотрения, сроки и обоснованность принятых по ним решений.

Нужно иметь в виду, что под заявлением или сообщением о преступлении понимается устное или письменное заявление гражданина, сообщение организации, учреждения или должностного лица, оформленные в установленном законом порядке, в которых указываются сведения о конкретном преступлении либо говорится о фактах и событиях, содержащих в себе признаки преступных деяний.

Заявление или сообщение о преступлении отражается на соответствующей строке отчета в зависимости от того, как квалифицируется совершенное или подготавливаемое преступление, о котором сообщается. Если в заявлении сообщается о преступлении, квалификацию которого определить затруднительно, то нужно указывать главу Уголовного кодекса РФ, к которой может быть отнесено упоминаемое в заявлении преступление, а заявление показать на строке, предусматривающей «другие преступления» этой главы.

Читайте так же:  Как по номеру постановления узнать оплачен ли штраф гибдд

В случаях, когда в заявлении говорится о нескольких совершенных или подготавливаемых преступлениях, такое заявление показывается на соответствующей строке по тому преступлению, за которое установлено более тяжкое наказание. Наоборот, если по поводу одного преступления поступило несколько заявлений и по ним принято одно решение, то это решение в соответствующей строке показывается один раз.

Сводный отчет с данными второго и третьего разделов, подписанный начальником каждого органа, представляется прокурору района (города), который заполняет первый раздел, проверяет полноту и достоверность показателей всего отчета в совокупности и представляет его в вышестоящую прокуратуру не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Статья 51. Статистическая отчетность;

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Генеральная прокуратура РФ ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора РФ по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Правовая база – УПЗ-во (в первую очередь следователь должен рассматриваться как процессуальная фигура, 2 формы предупредительной деятельности – процесс. и внепроцесс.; деятельность следователя носит процессуальный характер; помимо процессуальной деятельности следователя, он осущ. также и внепроцессуальную деятельность, которая законом не регламентирована)

Предупредительная деятельность следователя по конкретным уголовным делам тесно связана с его деятельностью по расследованию и раскрытию преступлений.

Следственный аппарат, а соответственно и должностное лицо следователя, есть в следующих органах

· Следственный комитет РФ

· ФСБ

· ОВД

· ФС по контролю за оборотом наркотиков, или ГосНаркоКонтроль(переим. Указом Президента 2004 г., однако в УПК старое название – ФС по контролю за оборотом наркотич.средств и психотропных вещ-в)

Профилактическая деятельность следователя при расследовании преступлений включает в себя несколько основных элементов, в том числе:

1) воспитательно-предупредительная (превентивная) функция следователя: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение неотвратимости ответственности — все это, способствует предупреждению преступлений. Предупреждение возможных в будущем преступлений путем полного раскрытия совершенных преступлений — главный метод профилактической работы следователя и всего следственного аппарата. Предупредить повторные преступления можно, если раскрыто первое преступление и обезврежено лицо, его совершившее.

2) одним из основных процессуальных средств, специально предназначенных для предупреждения преступлений, является представление следователя. УПК возлагает на следователя обязанности по собиранию доказательств преступления, а также по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятию мер по их устранению. Так, установив в ходе досудебного производства по уг.делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему д.лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным пис. уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (гарантия данного права – невыполнение законных требований следователя влечет административную ответственность (ст.17.7 КоАП) (ст.158 УПК) – 3 этапа: 1.выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений; 2.разработка представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений; 3.обеспечение устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Однако критикуют ст.158 УПК, т.к. это право, а д.б. обязанностью следователя

3) пресечение длящихся преступлений

4) предупреждение готовящихся и возможных преступлений (например, 1. при расследовании средством предупреждения преступления может служить такая мера уголовно-процессуального предупреждения как отстранение обвиняемого от должности. В частности, когда есть основание полагать, что оставление обвиняемого в должности может быть использовано им для совершения нового преступления или продолжения преступной деятельности, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство об отстранении обвиняемого от должности; 2. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый будет заниматься преступной деятельностью, следователь вправе применить к нему одну из мер пресечения (подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу))

Криминалистическая регистрация и статистическая отчетность следователя

Криминалистическая регистрация — это научно разработанная система фиксации, накопления и обработки криминалистически значимой информации о преступлениях, лицах, их совершающих, о средствах и способах их действий, которая используется в преду­преждении, раскрытии и расследовании преступлений. Ее основное назначение состоит в создании предпосылок для розыска и отожде­ствления объектов регистрации.

Криминалистическая регистрация имеет давнюю историю. Со времени образования государственности перед судебными органами при определении меры уголовного наказания стояла задача устано­вить степень общественной опасности виновных лиц. Общественная опасность наряду с другими признаками характеризуется рецидивом, т.е. повторным после осуждения совершением преступления.

Одним из первых способов «выделения» ранее судимых стало превращение их в калек: им отрезали уши, носы, пальцы, языки и др. С одной стороны, оно играло роль наказания за совершенное преступление, а с другой — выступало как способ обозначения су­димого с указанием вида преступления, которое он совершил. На­ряду с этим или вместо него применяли клеймение. На лице или иной части тела выжигали буквы, слова (в России — «кат», «вор») либо иные условные знаки. Однако такой способ регистрации пре­ступников был негуманен и весьма неудобен (нельзя же выжечь на теле анкету). Проводили и так называемые «полицейские парады». Задержанных показывали чиновникам полиции, которые обладали хорошей зрительной памятью, для идентификации ими разыски­ваемых или ранее судимых лиц. Подобные способы «регистрации» преступников применялись в некоторых странах до конца XIX в. С появлением антропометрии, фотографии, дактилоскопии возник­ли и были усовершенствованы соответственно антропометрический, фотографический и дактилоскопический способы регистрации.

Таким образом, криминалистическая регистрация сформирова­лась вначале как уголовная. Тогда вели учет лиц, подвергшихся уголовному наказанию (преследованию), и совершенных ими пре­ступлений. В настоящее время учету подлежат и иные объекты: предметы преступного посягательства, средства и способы совер­шения преступлений, следы преступлений и т.д. Существенно из­меняются и совершенствуются криминалистические средства и ме­тоды получения информации, характеризующей объекты регистра­ции. Это послужило основной причиной уточнения названия данной системы. Ее стали именовать не уголовной, а криминалистиче­ской регистрацией.

Криминалистическая регистрация как своеобразная информа­ционная система состоит из подсистем, называемых учетами. Поня­тием «учет» охватывается и сама процедура учета, т.е. действия по собиранию, накоплению, систематизации, обработке и передаче криминалистически значимой информации или ее носителей (на­пример, пуль, гильз, поддельных документов).

Как правило, учеты именуются по видам объектов учета, на­пример дактилоскопический учет, учет поддельных денежных зна­ков, учет без вести пропавших граждан. Нередко объекты учета од­новременно выступают и носителями и источниками криминали­стически значимой информации (поддельный денежный знак, труп неизвестного гражданина). В ряде случаев эти понятия не совпада­ют в одном объекте. Например, источниками криминалистически значимой информации являются пальцы рук человека с присущими им узорами папиллярных линий, а ее носителями в системе учетов — соответствующие следы и их копии, в том числе фотоснимки.

Порядок формирования, ведения и пользования оперативно-справочными, криминалистическими и разыскными учетами регла­ментируется «Наставлением по формированию и ведению центра­лизованных оперативно-справочных, криминалистических и разы­скных учетов органов внутренних дел Российской Федерации», ут­вержденным приказом МВД РФ от 9 июля 2007 г. № 612.

Централизованные криминалистические и разыскные учеты со­стоят из учетов преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении; учета похищенных и изъятых номерных вещей и документов; учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск; учета утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения; учета разыскиваемых транспортных средств; учета похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность; учета правонарушений и преступлений, совершенных на террито­рии Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также в отношении них.

Наряду с видами учетов различают формы их ведения, т.е. спосо­бы накопления информации: коллекции, картотеки, альбомы, ви­деозаписи и др. Форма ведения учета предопределяет способы фик­сации информации. Наиболее распространенные из них: описа­тельный; изобразительный (изготовление снимков, микрофишей, дактилоскопических карт); графический (в виде схем, чертежей, профилограмм, хроматограмм, спектрограмм); коллекционный (на­турные коллекции объектов оригиналов или образцов). На практике нередко применяются смешанные формы ведения учетов и способы фиксации информации: картотеки, альбомы, коллекции, дополнен­ные описаниями, фотоснимками.

Читайте так же:  Объяснительная записка проспала в школу

В зависимости от способов фиксации информации определяют­ся средства и методы практического решения данной задачи. Это простейшие средства письма, более сложные — средства фотосъем­ки, микрофильмирования и, наконец, сложнейшие инструменталь­ные методы получения хроматограмм, профилограмм.

Ведение учетов представляет собой специфичную деятельность, содержание которой охватывает:

• определение объектов, подлежащих учету (это могут быть физические лица — известные и неизвестные преступники; лица, пропавшие без вести; неопознанные трупы; отдельные категории оружия; предметы преступного посягательства; разнообразные следы преступлений; поддельные докумен­ты);

• установление признаков группового и индивидуального значения регистрируемых объектов (признаков внешности,
строения папиллярных узоров пальцев рук; индивидуальных
номеров, присвоенных вещам, оружию);

• сосредоточение объектов учета (информации о них) в опре­деленных местах и в установленном порядке;

• наличие конкретных форм ведения учетов: ручного, автоматизи­рованного, смешанного (это могут быть картотеки — перфокар-тотеки, фотокартотеки, а также журналы, фотоальбомы, коллек­ции, банки данных, используемые с применением ЭВМ);

• размещение регистрационных документов или объектов учета в картотеках, коллекциях но определенной системе, которая обес­печивает быстрое получение требуемой о них информации;

• определение порядка постановки объектов на учет и их сня­тие с учета, а также получения информации об объектах, со­стоящих на учете.

Эту деятельность осуществляют как сотрудники учетных под­разделений органов внутренних дел, так и следователи, работники органов дознания, специалисты-криминалисты.

Научные предпосылки «криминалистической» регистрации ба­зируются на индивидуальности объектов материального мира, их относительной устойчивости, способности к взаимодействию (от­ражению), в результате чего возникают следы (отпечатки), по которым в дальнейшем их можно узнавать или идентифицировать. В криминалистике данные предпосылки находят свое выражение (реализацию) в учениях о розыске, о следах, о свойствах и призна­ках человека, в теории идентификации.

В качестве правовых оснований криминалистической регистра­ции выступают Конституция Российской Федерации, Закон «О ми­лиции», УПК РФ, Федеральный закон «О государственной дакти­лоскопической регистрации в Российской Федерации», ведомст­венные подзаконные акты.

Криминалистическая регистрация осуществляется при наличии следующих юридических оснований:

• решения суда об избрании меры пресечения в виде заклю­чения под стражу;

• постановления о привлечении в качестве обвиняемого, об­винительного акта;

• протокола задержания подозреваемого;

• приговора или определения суда;

• иных документов (протоколов осмотра места происшествия, обыска).

В целях ускорения получения информации об объектах учета в практику внедряется кодирование регистрационных данных боль­шинства существующих и вновь создаваемых учетов. Это открывает широкие возможности для использования ЭВМ. Автоматизирован­ная форма учета пока не исключает картотечную и функционирует, как правило, параллельно с ней. Учеты с использованием машин именуются ИПС (информационно-поисковой системой) или АИПС (автоматизированной информационно-поисковой системой). Авто­матизированный поиск учетных данных особенно необходим, когда на учете состоит большое количество объектов, в том числе зареги­стрированных по значительному количеству идентификационных признаков. Автоматизация процессов криминалистической регист­рации в условиях ускорения научно-технического прогресса приоб­ретает всеобщий характер.

Одним из элементов этой системы выступает уголовно-статистическая регистрация. Ее основное назначение: обеспечить анализ преступности; выявить тенденции в ее динамике и структу­ре; оценить результаты борьбы с преступностью, в том числе по линиям отдельных служб (следственного, оперативно-разыскного, экспертно-криминалистического аппаратов). На этой основе разра­батываются мероприятия по активизации борьбы с преступностью, по предупреждению и расследованию преступлений. Главное отли­чие уголовно-статистической регистрации от криминалистической состоит в том, что последняя предполагает учет отдельного по ин­дивидуальным (несуммирующимся) признакам в целях отыскания этого отдельного среди множества ему подобных, а не для обобще­ния и анализа информации, используемой при решении организа­ционных и управленческих задач.

Посредством оперативной регистрации решают аналогичные за­дачи, но применительно к оперативно-разыскной деятельности. Она включает учет оперативных сил и средств, а также информа­ции, полученной при их использовании. Ее основное назначение: анализ результативности оперативной деятельности, разработка на этой основе мероприятий по ее совершенствованию и повышению эффективности в борьбе с преступностью. Данными соответствую­щих учетов пользуются только оперативные работники.

Таким образом, для криминалистической регистрации харак­терны следующие признаки:

• учету подлежат объекты, попавшие в сферу уголовного су­допроизводства, как правило, причинно связанные с собы­тиями преступлений;

• основное ее назначение — выявление конкретного объекта среди множества ему подобных, состоящих на учете, в связи с раскрытием и расследованием преступлений.

Данные криминалистической регистрации могут быть использо­ваны как в оперативно-разыскных целях, так и в процессе доказы­вания по уголовному делу.

Следователь не только использует данные криминалистической ре­гистрации, но и сам активно участвует в пополнении регистрационных учетов. Кратко рассмотрим статистическую отчетность следователя.

При возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям заполняется статистическая карточка на выявленное преступление (форма 1). По результатам расследования составляется карточка о результатах расследования преступления (форма 1.1). Сведения, содержащиеся в этих карточках, имеют важное значение. О важности информа­ции, находящейся в указанных статистических карточках, свиде­тельствует то, что их утверждает своей подписью прокурор.

На основании этих данных, поступающих в единую систему уголовной регистрации, складывается полная картина о количестве зарегистрированных преступлений в целом по стране, их квалифи­кации и других решениях, принимаемых по результатам расследо­вания. Например, карточка формы 1 содержит до 40 позиций, ха­рактеризующих преступления.

По окончании расследования преступления, если установлено лицо, совершившее преступление, в дополнение к карточке формы 1.1 составляется статистическая карточка формы 2 на лицо, совер­шившее преступление. Данная карточка является основанием для постановки на учет лиц, совершивших преступления.

С момента возбуждения уголовного дела до окончания его рас­следования иногда приходится продлевать срок следствия, соеди­нять (выделять) уголовные дела, передавать их по подследственно­сти, приостанавливать, возобновлять расследование по делу. Ин­формация об этом отражается в статистической карточке о движе­нии уголовного дела (форма 3), которую практические работники называют «промежуточной», так как она составляется до принятия итогового решения о результатах расследования.

При наличии материального ущерба, причиненного преступле­нием, следователь по окончании расследования составляет стати­стическую карточку (формы 4) о результатах возмещения матери­ального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности.

Статистическая карточка формы 5 заполняется в отношении лиц, признанных потерпевшими, или лиц, смерть которых наступи­ла в результате преступлений, до момента вынесения постановле­ния о признании их потерпевшими.

Завершает полную картину статистической отчетности о дейст­виях и решениях следователя по уголовному делу статистическая карточка формы 6 о результатах рассмотрения преступления судом первой инстанции.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие «научная организация труда».

2. Планирование как одна из форм научной организации труда сле­дователя.

3. Разновидности планов, составляемых в процессе предварительно­го следствия.

4. Структура и содержание плана расследования по уголовному делу.

5. Структура и содержание плана производства следственного действия.

Глава IV

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .