Как правильно оформить опыт по химии

12.11.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Оформление лабораторных работ

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Оформление лабораторной работы

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: «Когда делали?» Дата — это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата — это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа № ___.

Формирование умений проводить химический эксперимент

Химик требуется не такой, который только бы
из одного чтения книг понял сию науку,
но который собственным искусством
в ней прилежно упражнялся.

М.В.Ломоносов

Изучение опыта работы учителей химии показывает, что в период освоения новых программ для химического эксперимента нередко отводилось слишком мало учебного времени для того, чтобы сформировать у учащихся определенные практические умения. Химия – наука экспериментальная. Усиление теоретической стороны современного школьного курса не должно означать ослабления внимания к химическому эксперименту. Напротив, в школьных условиях необходимо вести поиск различных форм экспериментального подтверждения теорий и законов, изучаемых учащимися, а также шире применять приемы и методы обучения, которые способствуют самостоятельному осуществлению учащимися химического эксперимента.

Под экспериментом (от лат. experimentum – испытание) понимают наблюдение явления при определенных условиях, позволяющих не только следить за его ходом, но и повторить при соблюдении этих условий.

Публикация произведена при поддержке интернет-магазина товаров для беременных «Время мам». Товары по уходу за ребёнком — подгузники, трусики, пустышки, прорезыватели, товары в роддом — нижнее бельё для рожениц, товары для беременных — одежда, бельё, бандажи, компресионные чулки и колготы. Доступные цены, скидки, гарантия качества. Посмотреть каталог товаров, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://vremya-mam.ru/.

Химический эксперимент занимает важное место в обучении химии. Особенность его как средства познания состоит в том, что в процессе наблюдений за демонстрацией опытов и при самостоятельном их выполнении учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах вещества и химических процессах, но и учатся подтверждать теоретические знания химическими опытами. Через наблюдение и опыт учащиеся познают многообразие природы веществ, накапливают факты для сравнений, обобщений, выводов. Ученик, проводящий опыты и наблюдающий химические превращения в различных условиях, убеждается, что сложными химическими процессами можно управлять, что в явлениях нет ничего таинственного, они подчиняются естественным законам, познание которых обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности людей.

Эксперимент – важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении химии, путь превращения знаний в убеждения.

Раскрытие познавательного значения каждого опыта следует считать важнейшим требованием к химическому эксперименту.

В программах по химии обозначены обязательные демонстрационные опыты учителя, лабораторные опыты, выполняемые учащимися, раскрыто содержание практических работ.

Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учеников. Этот эксперимент учитель использует в начале курса, когда учащиеся еще не имеют практических навыков работы по химии, с целью научить их наблюдению за процессом, приемам работы, возбудить интерес к предмету, ознакомить их с видами химической посуды, приборов, веществ и др. Демонстрационный эксперимент применяется также тогда, когда он слишком сложен для самостоятельного выполнения учащимися. Общеизвестны требования к демонстрационному эксперименту: наглядность, простота, надежность, безопасность, необходимость объяснения эксперимента, правильная техника его выполнения.

В процессе демонстрации осуществляются три функции учебного процесса: образовательная, воспитательная и развивающая. Демонстрационный опыт позволяет формировать у учащихся основные теоретические понятия химии, обеспечивает наглядность восприятия химических явлений и конкретных веществ, развивает логическое мышление, раскрывает практическое применение химии. С его помощью можно поставить перед учениками познавательные проблемы, он помогает также закреплению изученного материала.

Ученический эксперимент – это вид самостоятельной работы учащихся. Эксперимент не только обогащает их новыми знаниями, понятиями, умениями, навыками, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала, но и является способом проверки истинности приобретенных знаний. Он позволяет более полно осуществлять принцип политехнизма – связь с жизнью, с практической деятельностью. Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия. Они различаются по дидактической цели. Цель лабораторных опытов – приобретение новых знаний, изучение нового материала. В них первоначально отрабатываются способы действий с конкретными химическими реактивами, оборудованием, при этом учащиеся работают обычно парами под руководством учителя. Практические занятия, как правило, проводятся в конце изучения темы и служат для закрепления изученного материала, конкретизации знаний, формирования практических умений, совершенствования уже имеющихся умений и навыков учащихся. На практических занятиях учащиеся выполняют работу самостоятельно, пользуясь инструкцией, чаще проводят опыты индивидуально.

Выполнение ученического эксперимента с точки зрения процесса учения должно проходить по следующим этапам:

1) осознание цели опыта;

2) изучение веществ;

3) сборка или использование готового прибора;

4) выполнение опыта;

5) анализ результатов, выводы;

6) объяснение полученных результатов и составление химических уравнений – составление отчета.

Ученик должен понимать, для чего он делает опыт и что именно он должен сделать, чтобы решить поставленную перед ним задачу или проблему. Он изучает вещества органолептически, а также с помощью приборов или других веществ, например индикаторов; рассматривает детали прибора или сам прибор, собирает, готовится к работе. Выполнение опыта требует владения приемами и манипуляциями, умения наблюдать и замечать особенности хода процесса, отличать важные изменения от несущественных.

После самостоятельного анализа работы учащийся делает выводы на основе соответствующей теоретической концепции. Каждый учащийся должен составить отчет о выполнении эксперимента, который учит точному и краткому формулированию мысли, правильной записи.

Лабораторные опыты.
Отработка способов действия…

Выработке умений и навыков уделяется очень большое внимание на практических занятиях. Уже с самых первых этапов изучения химии закладываются основы практических умений, которые в последующих классах получают развитие и совершенствуются.

Практические занятия бывают двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи.

Инструкция – это ориентировочная основа деятельности учащихся. В ней подробно в письменном виде изложен каждый этап выполнения опытов, оговариваются даже возможные ошибочные действия учащихся и даются указания, как их избежать. В ней содержится информация о мерах безопасности при выполнении работы. Инструкции к лабораторным опытам и практическим работам должны быть четкими, последовательными. Однако для выполнения работы только письменной инструкции недостаточно, необходим грамотный, четкий показ лабораторных приемов и манипуляций в процессе предварительной подготовки к практической работе.

В предложенной ниже работе я хочу показать, как происходит последовательное формирование умений проводить химический эксперимент при изучении темы «Электролитическая диссоциация» (на примере некоторых уроков).

Урок «Электролиты и неэлектролиты»

Провожу демонстрационный опыт по изучению электропроводимости растворов и отдельных веществ с ионной, ковалентной сильно- или слабополярной связью. Учеников вовлекаю в объяснение результатов демонстрационных опытов, наблюдения и выводы записываем в таблицу.

Проверка электрической проводимости веществ и их растворов

Как правильно оформить опыт по химии

ВНИМАНИЕ! НЕ НАЧИНАЙТЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТОВ, НЕ ПРОЧИТАВ ОПИСАНИЕ ДО КОНЦА ! Вещества руками брать не рекомендуется !

Для получения кристаллов лучше всего использовать дихромат калия, буру, сульфаты никеля, меди и железа, алюминиевые и хромовые квасцы и другие соли, хорошо растворимые в воде и увеличивающие растворимость при нагревании.
Вначале готовят 250-300 мл насыщенного (при температуре выше комнатной на 20-30°С) раствора определенной соли. Раствор фильтруют (лучше через стекловату) в химический стакан. Берут тонкую капроновую нить и привязывают одним концом к палочке, которую кладут на стакан так, чтобы свободный конец нити был опущен в раствор почти что до дна стакана. Через 2-3 дня нить вынимают из раствора и снимают с нее кристаллики, оставляя один самый крупный и правильной формы.
Используя исходный раствор, снова готовят насыщенный раствор при повышенной температуре и вновь погружают в него нить с кристаллом. Операцию проводят до получения крупных кристаллов. Выращенные кристаллы лучше хранить в стеклянных боксах с притертыми крышками.

2. Получение искуственного шелка.

Около 20 г гидрокарбоната меди растворяют в 25%-ном растворе аммиака путем его постепенного добавления к соли и при постоянном помешивании. В полученный медноаммиачный раствор вносят медицинскую вату небольшими порциями и перемешивают до полного растворения клетчатки и получения вязкой массы.
Растворение ваты идет медленно, поэтому опыт можно отложить на 1-3 дня. Для получения нитей искусственного волокна медноаммиачный раствор клетчатки набирают в медицинский шприц и выдавливают через иглу, погруженную в осадительный раствор, представляющий собой 10-15%-ный раствор серной или соляной кислоты.

3.Получение фенолформальдегидной смолы.

В небольшую колбочку помещают 15 г фенола и 25 мл концентрированного раствора формалина и нагревают (под тягой) на горелке, периодически встряхивая содержимое колбы. Добавляют 1-2 мл соляной кислоты и продолжают нагревание. Вначале реакция идет бурно и смесь в колбе становится однородной. Через некоторое время (около 10 минут) на дне колбы образуется смолистый осадок. Верхний слой жидкости сливают и быстро извлекают смолу, которая на воздухе густеет и постепенно затвердевает.

4.Покрытие полимерными пленками.

С целью увеличения срока использования таблиц и рисунков или предохранения их от загрязнения и порчи на бумажную поверхность наносят разбавленные растворы полимеров. Для приготовления таких растворов 2-3 г измельченного полимера (оргстекло, полистирол) растворяют в 100 мл подходящего органического растворителя (бензол, четыреххлористый углерод, этилацетат и др.) Раствор наносят несколько раз, каждый раз дожидаясь, чтобы предыдущий слой полностью высох. Покрытие производить на открытом воздухе или в вытяжном шкафу во избежание отравления летучими растворителями.

5. Получение бездымного пороха.

В 50 мл горячего раствора, представляющего смесь концентрированных азотной и серной кислот (осторожно) в отношении 1:2, вносят с помощью стеклянной палочки комочек распушенной ваты и оставляют на 5-10 минут. Продукт реакции (нитроклетчатка) вынимают палочкой, промывают под краном водой, избегая слипания волокна в плотный комочек, отжимают и высушивают в сушильном шкафу или на солнце. Во время подсыхания полученные комочки нужно распушить. После полного высыхания можно проверить характер горения нитроклетчатки. Для этого немного вещества помещают на асбестовую сетку и поджигают лучинкой. Для сравнения рядом поджигают кусочек исходной ваты.

6. Получение бертолетовой соли.

Хлорат калия получают пропусканием газообразного хлора (под тягой) через горячие растворы гидроксида калия или карбонаты калия. В первом случае несильный ток хлора пропускают через 30%-ный раствор едкого кали, во втором случае — через 45%-ный раствор поташа. Чтобы выпадающие кристаллы не забивали газоотводную трубку, подающую хлор, пользуются алонжем или широкой трубкой. Полученные кристаллы фильтруют через стекловату или с помощью воронки Шотта и высушивают. Использование бумажных фильтров нежелательно, так как бертолетова соль образует с клетчаткой и другими горючими веществами взрывчатые смеси. Для получения хлора помещают в колбу Вюрца 5-10 г перманганата калия и из делительной воронки, вставленной в колбу, приливают по каплям 30-70 мл концентрированной соляной кислоты. Скорость выделения хлора регулируют интенсивностью приливания кислоты в колбу с перманганатом калия.

7. Получение «золота».

Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало в холодной (менее 0.1%). Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета. Размеры их зависят от скорости охлаждения, чем медленнее охлаждается, тем крупнее кристаллы.

8. «Серебрение» медных монет.

В фарфоровую чашечку наливают 10-15%-ный раствор нитрата ртути ( ll ) или другой растворимой соли ртути. С помощью пинцета в раствор помещают несколько монет достоинством 1-5 копеек (1или 5 рублей), выдерживают их в чашке 20-40 секунд, вынимают из раствора и протирают салфеткой. Медные монеты превратились в «серебрянные», которые через некоторое время вновь станут медными вследствие стирания и испарения ртути с поверхности монет.

9. Серебрение медных предметов.

Медные предметы и изделия тщательно очищают от грязи, промывают раствором соды и опускают на несколько дней в отработанный раствор фиксажа. После получения серебрянного покрытия изделие промывают водой и полируют суконной тряпочкой.

10. Никелирование металлических предметов.

Металлические изделия и предметы очищают от грязи, обезжиривают раствором соды, промывают в воде, на несколько секунд опускают в 50%-ный раствор азотной кислоты и повторно промывают дистиллированной водой. Подготовленное изделие выдерживают 30-50 минут в горячем растворе, содержащем на 1 л воды 280 г гептагидрата сульфата никеля и 100 мл концентрированной соляной кислоты. После получения никелевого покрытия (оно получается плотным и блестящим) изделие промывают водой и полируют суконкой.

11. «Срочная химчистка».

Во время проведения опытов можно случайно облить руку (одежду, книгу, стол и т.д.) иодной настойкой. В результате образуются несмываемые бурые пятна. Однако, если пятно протереть ваткой обильно смоченной 10-20%-ным раствором тиосульфата натрия (фиксаж для фото), то пятно бесследно исчезнет. После этого остается данное место промыть чистой водой (для удаления растворов солей).

12. «Ныряющее» яйцо.

В высокий химический стакан или широкий цилиндр наливают 5%-ный раствор соляной кислоты. Затем в раствор опускают неочищенное куринное яйцо, которое вначале опускается на дно сосуда. Однако через некоторое время на поверхности скорлупы появляются пузырьки углекислого газа (вследствие реакции карбоната кальция скорлупы с соляной кислотой) и увлекают яйцо вверх. На поверхности пузырьки газа лопаются и яйцо вновь «ныряет на дно». Процесс протекает до тех пор, пока не растворится скорлупа.
Примечание. Если яйцо окажется слишком тяжелым, то для увеличения плотности раствора в него следует добавить немного поваренной соли.

13. Затвердевание жидкости.

В химический стакан наливают 20-50 мл силикатного клея (силикат натрия) и добавляют 2-3 мл раствора соляной кислоты (1:1) и тут же перемешивают стеклянной палочкой. Через 30-40 секунд жидкость загустеет и ее уже нельзя вылить из стакана.

14. Огненный фейерверк.

В сухой ступке хорошо перемешивают равные объемы порошков перманганата калия (KMnO4), восстановленного железа и древесного угля. Полученную смесь насыпают в железный тигль, который устанавливают на штативе и сильно нагревают пламенем горелки. Вскоре происходит реакция и из тигля начинается выбрасывание продуктов реакции ввиде искр или огненного фейерверка.

В ступке растереть 6.35 г йода и смешать с 1.6 г цинковой пыли. Ступку поставить на лист жести или картона. В полученную смесь капнуть несколько капель воды. Начинается бурная реакция между металлом и йодом (вместо цинка можно взять эквивалентную смесь алюминия).

16. Несгораемая нить.

Хлопчатобумажную нить несколько раз пропитывают насыщенным раствором поваренной соли и высушивают. Для опыта берется не слишком тяжелый предмет, например, кольцо. В него протягивают нить, пропитанную раствором, а концы привязывают к двум штативам, установленным друг от друга на растоянии длины нити. Кольцо помещают примерно посередине нити. Затем нить поджигают с одного конца с помощью спички. Огонек пробегает к другому концу, однако кольцо продолжает висеть и не падает.

17. Несгораемый платок.

Небольшой платочек погружают в раствор силиката натрия (смешивают силикатный клей с водой в отношении 1:10), хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок пинцетом, погружают в стакан с ацетоном (можно брать этиловый спирт, денатурат, бензин и другие легко воспламеняющиеся жидкости), вынимают и тут же поджигают над пламенем спиртовки или с помощью лучинки. Ацетон быстро сгорает, а платочек остается невредимым. После опыта платочек простирывают в теплой воде и его снова можно использовать по назначению.

18. Фейерверк в цилиндре.

В стеклянный цилиндр объемом 100-200 мл наливают 50-100 мл концентрированной серной кислоты, затем по стенке сосуда, стараясь не допустить смешивания, медленно приливают 30-60 мл этанола (можно использовать денатурат). Если теперь в цилиндр понемногу подсыпать не слишком мелкие кристаллики перманганата калия, то на границе между слоем серной кислотой и слоем спирта возникают огненные вспышки в виде фейерверка.

Готовят насыщенные растворы бертолетовой соли в воде (около 8 г соли на 100 г воды), с добавлением различных солей. Из фильтровальной бумаги вырезают различные фигуры небольшого размера, опускают в соответствующий раствор и высушивают, повторяя эту операцию несколько раз, чтобы в порах бумаги появились кристаллики бертолетовой соли. Хорошо высушенные бумажные фигурки при поджигании быстро сгорают, образуя разное по цвету пламя. В качестве добавок к раствору бертолетовой соли берут по 2-3 г
хлорида натрия (желтое пламя),
нитрата стронция или хлорида лития (красное пламя),
хлорида меди (изумрудное пламя),
нитрата бария (зеленоватое пламя).
Часть бумажных фигурок пропитывают раствором бертолетовой соли без добавок (пламя приобретает фиолетовый оттенок).

На белом листе плотной бумаги делается надпись или рисунок 10-20%-ным раствором серной кислоты. После высушивания надпись или рисунок на бумаге незаметны. Если теперь лист подержать над пламенем ( осторожно ! ) горелки, то через некоторое время на бумаге появляется надпись или рисунок черного цвета. Вместо пламени спиртовки можно использовать настольную электрическую лампу или утюг, нагрев которыми осуществляется более равномерно и исключает воспламенение бумаги.

21. «Вода» зажигает костер.

На асбестовую сетку ставится небольшая фарфоровая чашечка (можно часовое стекло) с небольшим количеством смеси перманганата калия с серной кислотой. На фарфоровую чашечку и вокруг нее накладывают сухие лучинки, имитирующие костер. Для зажигания полученного костра смачивают кусок ваты «водой» (этиловым спиртом) и выжимают над ним так, чтобы капли попали в чашечку. Спирт (можно брать денатурат) воспламеняется, поджигая затем лучинки.

22. «Заживление раны».

Этот опыт демонстрируется в различных вариантах. Перед вами один из них. Кожу руки обильно смачивают «йодом» (слабый раствор хлорного железа), якобы для дезинфекции. После этого набирают в тонкую трубочку раствор роданида калия и проводят концом этой трубочки по смоченному месту (для усиления эффекта опыта можно использовать тупой нож). На руке появляется «кровоточащая рана», которую легко смывают затем обычной водой, а руку вытирают насухо полотенцем.
Примечание. Реакцию образования раствора роданида железа (III) можно использовать для получения хорошей имитации крови.

23. Невесомые пузыри.

Для опыта необходим большой стеклянный сосуд (можно взять аквариум) объемом 5-10 л. В сосуд подводят до дна газоотводную трубку, присоединенную к аппарату Киппа, и наполняют до половины (проба горящей лучиной) углекислым газом. Приготовив мыльный раствор (лучше взять шампунь), выдувают трубочкой пузыри и стряхивают их в сосуд . Мыльные пузыри, «плавая» на углекислом газе, кажутся зрителям невесомыми.

24. «Углекислый газ тяжелее воздуха».

Для опыта необходим большой стеклянный стакан емкостью 2-3 л или аквариум. В имеющийся сосуд устанавливают на различных уровнях, начиная со дна, небольшие (2-3 см) тонкие свечки. Установку свечей можно сделать с помощью подставок различной высоты или же сделать ступенчатый каркас из проволоки. Свечи одновременно зажигают и демонстрируют зрителям их горение. Затем опускают на дно сосуда газоотводную трубку от аппарата Киппа, заряженного для получения углекислого газа (мрамор и соляная кислота), и открывают кран. Первой гаснет свеча, установленная на дне сосуда, а за ней все остальные, по мере заполнения емкости углекислым газом. Одну свечу можно установить выше края сосуда. Она останется гореть, свидетельствуя о том, что углекислый газ, заполнив сосуд, переливается через стенки вниз.

25. Дым без огня.

В чистую сухую широкогорлую колбу объемом 200 мл наливают 5-10 мл концентрированного раствора соляной кислоты. Вращательным движением олбы смачивают кислотой стенки сосуда, выливают избыток раствора и плотно зарывают пробкой. В другую, точно такую же, колбу аналогичным способом набирают раствор аммиака (25%).
Во время опыта колбы открывают и соединяют горлышками одна к другой, поворачивая их в таком положении на 180°. Колбы заполняются густым белым дымом.

26. «Самовозгорание» свечи.

Опыт «самовозгорания» свечи широко известен. Однако проведение его ограничено в связи с отсутствием в школьной лаборатории белого фосфора и сероуглерода. В связи с этим рекомендуется следующая методика. Кусочек сухого красного фосфора помещают на дно сухой длинной и узкой пробирки. В пробирку вставляют до дна стеклянную палочку. Дно пробирки вносят в узкое пламя горелки, стараясь нагревать только участок пробирки, где находится фосфор. (Опыт требует особой осторожности !)
Красный фосфор при этом превращается в белый, который оседает на палочке в виде маслянистых капель. Когда основная часть красного фосфора превратится в белый, нагрев прекращают и пробирку охлаждают на воздухе.
Длительный нагрев не рекомендуется, так как из-за низкой температуры кипения белого фосфора (275°С), пары его не конденсируются на палочке у дна пробирки, а поднимаются к отверстию и воспламеняются.
В остывшую пробирку наливают 1-2 мл бензола или диэтилового эфира, в которых белый фосфор растворим. Полученным раствором обильно смачивают распушенный фитиль свечи, несколько капель наливают в углубление у основания фитилька.
Через некоторое время после испарения растворителя, белый фосфор вызывает самовоспламенение свечи.
Этим же раствором можно смочить кусочек ваты, бумаги, которые так же воспламеняются через некоторое время.
Опыт можно разнообразить, выставляя, например, несколько свечей, фитили которых смочены раствором с небольшим интервалом во времени. Тогда и свечи будут загоратся одна за другой.
Примечание. Остатки раствора следует сжечь в безопасном месте, так как хранить его очень опасно.

27. «Самовозгорание» костра.

В сухую фарфоровую чашечку насыпают 3-5 г порошка перманганата калия, ставят на асбестовую сетку и обкладывают со всех сторон сухими лучинками. Непосредственно перед проведением опыта к перманганату калия добавляют 3-5 капель безводного глицерина и сетку устанавливают на демонстрационном столике.
Через 1-2 минуты глицерин воспламняется, от него загораются лучинки.

28. Горение металлов.

Горение металлов в кислороде, хлоре широко известно. Менее знакомо горение металлов в парах серы.
В штатив укрепляют вертикально большую пробирку, наполненную на одну треть серой, и нагревают до кипения серы. Затем в пробирку опускают пучок тонкой медной проволоки (можно предварительно нагреть) и наблюдают бурную реакцию.

29. Горение натрия.

На асбестовую сетку кладут листок фильтровальной бумаги, обильно смоченный водой. Затем на бумагу кладут кусочек натрия. Натрий реагирует с водой, за счет выделившейся энергии плавится, самовоспламеняется и горит ярким желтым пламенем. В реакцию горения включаются и выделившийся водород и фильтровальная бумага.

30. Взрыв газовых смесей с воздухом.

В стакан объемом 100-150 мл наливают 20-50 мл раствора шампуня (можно взять любой стиральный порошок или мыло). С помощью резиновой груши или интенсивным перемешиванием добиваются образования небольшого количества пены в стакане. Затем через раствор в стакане пропускают горючий газ (водород, метан, этилен, ацетилен) до заполнения стакана пузырями моющего средства и убирают газоотводную трубку. Горящей лучинкой поджигают смесь газов в стакане. Происходит вспышка.

Структура, содержание и оформление лабораторной, практической работы по химии, физике: ГОСТ, общие правила

Оформление лабораторной или практической работы по ГОСТу по физике, химии или любому другому предмету предполагает соблюдение определенных требований и рекомендаций, о которых мы нередко упоминали на нашем телеграм-канале.

Чтобы сдать работу с первого раза, нужно четко знать не только сам предмет, но и как оформить результаты проведенных исследований в рамках лабораторной.

Лабораторная работа представляет собой научный отчет небольшого объема, в котором работа, проведенная учащимся/студентом, обобщается в рамках определенной темы.

В результате полученных данных преподаватель сможет оценить степень выполнения заданий, а также общую профессиональную подготовку учащегося.

Требования к оформлению лабораторных работ

Лабораторная работа состоит из следующих глав:

  1. Титульный лист.
  2. Описание цели работы.
  3. Предоставление кратких теоретических сведений.
  4. Описание технического оснащения и методики проведения эксперимента.
  5. Полученные в ходе проведения эксперимента результаты.
  6. Анализ данных, полученных в ходе проведения эксперимента.
  7. Подведение итогов.

Содержание отдельных частей при оформлении лабораторной работы по ГОСТ

Кстати! Если нет времени и сил на самостоятельное проведение лабораторной, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

При написании цели работы нужно указать тему лабораторной и перечислить основные задачи, поставленные перед студентом.

Краткие теоретические сведения

При перечислении кратких теоретических сведений можно привести необходимые формулы, расчеты. Здесь не нужно указывать совпадающие с учебником или методичкой сведения – достаточно в общем виде упомянуть основные понятия, законы, расчетные таблицы и формулы, которые учащийся использовал в ходе проведения эксперимента. По объему эта часть не должна превышать 1/3 всего документа.

Техническое оснащение

При описании технического оснащения и методики проведения эксперимента рассказывают о ходе работы, подробно излагают ход эксперимента, метод получения информации и способ ее обработки.

Описание проведения эксперимента

В процессе описания выводов, полученных в ходе эксперимента, нужно предоставить сами результаты, которые получил учащийся. Здесь нельзя забывать об указании погрешностей измерений.

В разделе с анализами данных эксперимента указывают подробную информацию, анализируя полученные результаты, а также их интерпретацию на основе законов изучаемого предмета.

Подведение итогов

В разделе с подведением итогов следует делать выводы, подкрепленные экспериментальными действиями и теоретическими знаниями.

Теперь вы знаете, как оформить лабораторную работу по химии и другим предметам. Если у вас возникли определенные трудности или вообще не хватает времени, чтобы выполнить лабораторную, всегда можно посмотреть образец написания и оформления на кафедре.

Но если и это не помогает, лучше обратиться за помощью к опытным специалистам сервиса студенческой помощи. Они моментально возьмутся за работу и подстрахуют.

О письменных работах учащихся общеобразовательных школ по биологии и химии

Нукеева Ж.Т., методист ОО

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Виды письменных работ учащихся.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

-планы и конспекты лекций учителя;

-задачи и упражнения по химии;

-рефераты по химии и биологии;

-планы статей и других материалов из учебников;

-ответы на вопросы по биологии и химии;

-отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по биологии;

-отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;

-отчеты по индивидуальным или групповым заданиям по итогам экскурсий по биологии и химии;

-отчеты по летним заданиям по биологии (6 класс) (первый урок биологии в 7-ом классе);

-домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;

-составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

Количество и назначение ученических тетрадей по биологии и химии.

Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:

По биологии — по 2 тетради:

  • 1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;
  • 2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику, выполняются задания по контролю знаний учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);

Нормы выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

По химии – по 2 тетради:

  • 1 тетрадь — рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, оформляются отчеты по выполнению лабораторных опытов;
  • 2 тетрадь – для практических работ, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки выставляются каждому ученику. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика. Форма отчета по выполнению практических работ произвольная (оформление не регламентируется);

Нормы выполнения лабораторных опытов, практических работ и экскурсий по химии регламентируются учебной программой по химии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

В течение учебного года тетради для практических работ и контроля знаний хранятся в школе.

Для выполнения контрольных работ по химии выделяются специальные тетради:

По химии – 1 тетрадь – для контрольных работ, где выполняются контрольные работы и тестовые задания. Нормы выполнения контрольных работ регламентируются учебной программой по химии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

В течение учебного года тетради для контрольных и практических работ по химии хранятся в школе. Тетради для контрольных работ выдаются на уроке для выполнения в них работ над ошибками.

По биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.

Порядок ведения тетрадей учащихся.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:

· указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических работ по химии);

· номер и название школы;

· указывать фамилию и имя;

3. Соблюдать поля с внешней стороны;

4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;

5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);

6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера лабораторных и практических работ;

7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;

8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);

9. Соблюдать красную строку.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

Исправлять ошибки следующим образом:

  • неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
  • часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
  • вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
  • не заключать неверные написания в скобки.

Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии и химии.

Рекомендации по ведению и оформлению рабочих тетрадей по биологии и химии.

Рабочая тетрадь по биологии (химии) — это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии (химии) оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.
  • В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2».

Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по биологии.

  • Отчеты по выполнению практических работ по биологииоформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по биологии — тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 — 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
  • Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1).

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Рекомендации по оформлению отчетов по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии.

При выполнении всех видов работ в школьном кабинете химии, особенно лабораторных опытов и практических работ, учащиеся должны оформить отчет по выполнению данных работ.

Лабораторные опыты, как известно, проводят преимущественно в процессе изложения нового материала с целью подтверждения или исследования свойств веществ, выяснения зависимости свойств от строения. Исходя из этого, оформление отчета по выполнению лабораторного опыта осуществляется в рабочих тетрадях по химии.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторного опыта по химии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных опытов осуществляется в рабочей тетради по химии. От предыдущей письменной работы отступают 3-4 клетки и записывают посередине строки номер лабораторного опыта. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель, оборудование и реактивы. После строки «Выполнение опыта» коротко поэтапно приводится описание лабораторного опыта.
  • В отчете по выполнению лабораторного опыта по необходимости приводятся описания опытов, наблюдения, уравнения химических реакций, условия проведения реакций, рисунки, ответы на вопросы, выводы.
  • Оформление опытов должно быть весьма кратким, учитывая то обстоятельство, что опыты непосредственно связаны с содержанием урока. Форма отчета по выполнению лабораторного опыта не регламентируется, может быть произвольная.
  • Если в ходе опыта необходимо ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися сущности опыта, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, оборудования, названия реагентов и продуктов реакции. Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • В конце каждого лабораторного опыта обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели лабораторного опыта).

Целесообразно, чтобы учащиеся 8 класса первые лабораторные опыты описывали под диктовку учителя, а в дальнейшем им можно предоставить самостоятельность.

В связи с тем, что лабораторные опыты учащиеся выполняют фронтально и сущность опытов выясняется на уроке, оценки за их описание выставлять всем учащимся не следует. Оценку ученику можно выставить при его активном участии в обсуждении материала, быстром выполнении опытов, правильном их анализе. Поэтому лабораторные опыты по химии оцениваются выборочно.

Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по химии.

Основная задача практических работ по химии, проводимых в конце изучения тем, — закрепление знаний и практических умений учащихся. Практические работы с использованием инструкций ученики выполняют индивидуально. В этом случае каждый ученик будет приобретать необходимые практические умения. Только в некоторых работах, где используются приборы, а также много операций возможно выполнение работы двумя учениками. Отчет по выполнению практической работы оформляется каждым учеником индивидуально.

  • Отчеты по выполнению практических работ по химии оформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по химии — тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 — 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • При выставлении оценки за практическую работу по химии учитываются такие компоненты: самостоятельное выполнение опыта, объем и качество выполненной работы, правильность написания уравнений химических реакций и выводов. На снижение оценки должны повлиять ошибки, допущенные учеником в процессе выполнения работы (например, плохое владение некоторыми лабораторными умениями), отсутствие аккуратности в работе.
  • Также оценивается качество ведения записей: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению практической работы по химии.

  • Оформление отчетов по выполнению практических работ осуществляется в специальных тетрадях для практических работ по химии.
  • От предыдущей практической работы отступают 3-4 клетки и записывают дату выполнения работы и далее посередине следующей строки номер практической работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель, оборудование и реактивы. После строки «Ход работы» коротко поэтапно приводится описание практической работы (в соответствии с инструкцией по выполнению практической работы).
  • Оформление отчета должно быть лаконичным. Форма отчета по выполнению практической работы не регламентируется, может быть произвольная.
  • Лучше всего оформлять работу после каждого опыта. Однако, когда работа связана с получением газа и изучением его свойств, описание ее проводится после выполнения всех опытов. Описание работы проводится также после выполнения всех опытов, в случае если учащиеся имеют дело с вредными веществами.
  • В отчете по выполнению практической работы приводятся описания эксперимента, наблюдения, уравнения химических реакций, условия проведения реакций, рисунки, ответы на вопросы, выводы.
  • Важным является знание и умение приводить записи уравнений химических реакций, подтверждающих ход химического эксперимента. При этом необходимо приводить химические формулы и названия всех реагентов и продуктов реакции, упоминание о которых ведется при выполнении практической работы.
  • Если в ходе выполнения практической работы необходимо ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися сущности опыта, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно, при этом таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, оборудования, названия реагентов и продуктов реакции. Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – ( с правой стороны или снизу).
  • Рисунки с изображением моделей приборов, схем выполнения химического эксперимента должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности.
  • В конце каждой практической работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели практической работы).
Читайте так же:  Приказ о введение в действие нового штатного расписания образец