Государственная пошлина порядок уплаты льготы по уплате

20.11.2018 Выкл. Автор admin

Арбитражный суд Костромской области

ОТДЕЛЕНИЕ КОСТРОМА Г. КОСТРОМА

УФК по Костромской области (ИФНС России по г. Костроме, г. Кострома)

Порядок уплаты государственной пошлины

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. Государственная пошлина уплачивается в наличной либо в безналичной форме.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении. Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Льготы при уплате госпошлины

На основании ст. 333.37. НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются:

  • прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов только в случаях, прямо предусмотренных законом, (например в случае предусмотренном подпунктом 1 п.1 ст. 333.35. НК РФ). Если же указанные лица выступают ответчиками в суде и решение принято не в их пользу, то они признаются плательщиками госпошлины;
  • истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
  • организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы — инвалиды I и II групп, когда они подают исковые заявления имущественного характера и (или) исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, если при этом цена иска не превышает 1000000 рублей. Если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.333.21. НК РФ, и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей при уплате при цене иска 1000000 рублей;

В соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. По этим делам не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.

Некоторые особенности уплаты госпошлины
при обращении в арбитражный суд

При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются госпошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и госпошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. Цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма госпошлины доплачивается, в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной госпошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

В случае, если истец освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

При подаче заявлений о возврате из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

При подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой и заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 333.40 Кодекса плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Исходя из имущественного положения плательщика государственной пошлины, арбитражный суд вправе уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате по рассматриваемому делу, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 НК РФ, в силу которой отсрочка или рассрочка предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года, по истечению которого суд выносит определение о взыскании с лица госпошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ в случае прекращения производства по делу или оставления заявления арбитражным судом без рассмотрения уплаченная государственная пошлина подлежит возврату. Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска госпошлина не возвращается, если установлено, что истец отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком его требований после вынесения арбитражным судом определения о принятии искового заявления к производству (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

Государственная пошлина

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов

Государственная пошлина

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Читайте так же:  Лицензия фсб при ремонте

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Читайте так же:  Осаго в казани ингосстрах

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

37. Государственная пошлина: понятие, правила исчисления и уплаты. Льготы по уплате государственной — alekssandrs Jimdo-Page!

  1. Государственная пошлина: понятие, правила исчисления и уплаты. Льготы по уплате государственной пошлины.

Государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение дела арбитражным судом.

Государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы. Не оплачиваются государственной пошлиной ходатайства, жалобы на определения арбитражного суда, которыми не завершается производство по делу, а также заявление о пересмотре дела в порядке надзора. Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица.

Государственная пошлина взимается по искам имущественного характера пропорционально цене иска. По остальным искам и заявлениям неимущественного характера государственная пошлина взимается в твердой сумме.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражном суде, уплачивается в следующих размерах

1. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

— до 50000 рублей — 4% цены иска, но не менее 500 рублей;- от 50001 рубля до 100000 рублей —2000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 50000 рублей; — от 100001 рубля до 500000 рублей —3500 рублей плюс 2% суммы, превышающей 100000 рублей; — от 500001 рубля до 1000000 рублей — 11500 рублей плюс 1% суммы, превышающей 500000 рублей; — свыше 1000000 рублей — 16500 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 рублей, ноне более 100000 рублей.

2. При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными

З. При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненорьюативного правового акта недействительным ип признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

— для физических лиц — 100 рублей; — для организаций —2000 рублей.

4. При подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре,

5. При подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом)

6. При подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение,

— 1000 рублей. — по спорам имущественного характера

7. При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 1000 рублей.

8. При подаче заявления об обеспечении иска

Льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды указаны в НК РФ. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных

законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

3) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

Льготы по уплате государственной пошлины

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Согласно статье 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Основания предоставления льгот, порядок и условия их применения не могут носить индивидуального характера.

Ранее мы уже упоминали, что главой 25.3 НК РФ по уплате государственной пошлины установлен целый ряд льгот, предоставляемых отдельным категориям физических лиц и организаций, а также при обращении в суды, за совершением нотариальных действий, при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Поскольку государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам, льготы по ней могут устанавливаться и отменяться только Налоговым кодексом Российской федерации.

Итак, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

Помимо льгот, перечисленных в вышеприведенной таблице, согласно пункту 3 статьи 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается при осуществлении следующих юридически значимых действий:

· за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства для его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

· за продление срока действия разрешения на временное пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;

· за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

· за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

· за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

· за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

· за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона. Согласно статье 25 Федерального закона от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее Федеральный закон №102-ФЗ) погашение записи об ипотеке является одним из действий, которые связаны с государственной регистрацией ипотеки. Также на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона №102-ФЗ после государственной регистрации ипотеки на основании соглашения между залогодателем и залогодержателем могут быть внесены изменения и дополнения в регистрационную запись об ипотеке. При обращении залогодателя о выдаче повторного свидетельства после внесения изменений, согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ должна взиматься государственная пошлина за повторную выдачу свидетельства. Если же изменения в государственную запись об ипотеке внесены в силу закона, государственная пошлина не уплачивается.

· за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Федеральный закон №122-ФЗ) права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Федерального закона №122-ФЗ, за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Читайте так же:  Договор для укладки ламината

· за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Государственная пошлина и ее виды. Льготы по уплате государственной пошлины

В настоящее время понятие государственной пошлины, а также льготы, основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки по ее уплате, доплата, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины регламентируются налоговым законодательством.

В соответствии с гл. 25.3 НК государственная пошлина как вид судебных расходов представляет собой сбор, взимаемый с физических лиц или организаций за совершение юридически значимых действий:

  • – если таковые выступают ответчиками в судах и при этом решение принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины;
  • – или таковые являются заявителями по делам, указанным в ст. 333.19 НК.

В науке гражданского процессуального права также выработаны понятия государственной пошлины. Государственная пошлина – это установленный законом, действующий на территории РФ платеж, который взимается за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов.

Доктрина гражданского процессуального права различает два вида государственной пошлины: пропорциональную и простую.

Пропорциональная государственная пошлина устанавливается в процентном соотношении от цены иска и характерна для требований имущественного характера, подлежащих оценке. Алгоритм расчета государственной пошлины данного вида сложнее, чем определение простой государственной пошлины. Статья 91 ГПК содержит «формулу» вычисления цены иска в зависимости от характера требования, обращенного к суду. Определив цену иска, далее необходимо обратиться к нормам подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК, регламентирующим размер государственной пошлины по делам имущественного характера, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями.

Простая государственная пошлина определяется в твердом денежном выражении, размер которого нашел свое отражение в п. 3–8,10–15 ст. 333.19 НК. Так, в частности, при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок заявитель должен уплатить государственную пошлину в размере 200 руб., если таковым является физическое лицо, и 4 тыс. руб., если заявитель – организация (подп. 15 п. 1 ст. 333.19 НК).

Государственная пошлина первоначально уплачивается при подаче в суд искового заявления или заявления. В случае отсутствия в приложении к исковому заявлению или заявлению квитанции об уплате государственной пошлины (если заявитель не освобожден от ее уплаты в силу закона либо не ходатайствует перед судом об отсрочке, рассрочке или освобождении уплаты государственной пошлины), судья оставляет исковое заявление без движения в порядке ст. 136 ГПК.

Реализуя принцип доступности правосудия, законодатель предусмотрел различные льготы по уплате государственной пошлины. Отсылочная по своему характеру норма ст. 89 ГПК предусматривает возможность предоставления льгот по уплате государственной пошлины, случаи и порядок предоставления которых установлены ст. 333.36 НК. Указанная статья налогового законодательства предусматривает перечень категорий дел и лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Так, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 333.36 НК освобождаются от уплаты государственной пошлины истцы по искам о взыскании алиментов, а на основании подп. 1 п. 2 ст. 333.36 НК – общественные организации, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Нормы об освобождении от уплаты государственной пошлины в некоторых случаях содержатся и в соответствующем отраслевом законодательстве, регулирующем отдельные материальные правоотношения (ст. 393 ТК).

Помимо прямых законодательных директив суд общей юрисдикции или мировой судья может по своему усмотрению освободить от уплаты государственной пошлины, уменьшить ее размер, а также отсрочить или рассрочить уплату таковой исходя из имущественного положения плательщика (п. 2 ст. 333.20 НК).

Освобождение от уплаты государственной пошлины представляет собой снятие судом возложенной обязанности по уплате сбора, взимаемого с заинтересованных лиц при их обращении в суды.

Отсрочкой по уплате государственной пошлины является предоставление возможности плательщику оплатить ее в более поздний срок (например, на день вынесения решения).

Рассрочка по уплате государственной пошлины – это ее оплата не единовременно, а по частям.

Статья 89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к статье 89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины

Статья 89 ГПК РФ устанавливает некоторые категории физических лиц, которые освобождаются от уплаты госпошлины в суде.

В судах общей юрисдикции освобождаются:

  • Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, Герои Российской Федерации ,
  • участники, инвалиды Великой Отечественной войны.

Такие льготы предоставляются при предъявлении удостоверения установленного образца.

Освобождаются от уплаты пошлины по судебным разбирательствам:

  • истцы по делам о взыскании алиментов,
  • истцы, которые предъявили иск о восстановлении на работе либо о взыскании заработной платы,
  • истцы, предъявившие иск об авторском праве, о праве на промышленный образец, изобретение или об иных правах на интеллектуальную собственность,
  • истцы, требующие возмещение вреда, причиненного расстройством здоровья либо увечьем, либо смертью кормильца.

Федеральный закон РФ в 2003 году внес изменения, дополнив статью 89 ГПК РФ нижеуказанным содержанием.

Статья 89 ГПК РФ — отсылочная по отношению к Налоговому кодексу, где определены случаи, когда некоторым субъектам процессуальных взаимоотношений устанавливается льгота по освобождению от выплаты государственной пошлины. Таким образом, статьи 333.35 и 333.36 НК подробно описывают такие случаи. Освобождаются в соответствии с этими законными актами от уплаты государственной пошлины:

  • истцы по заявлениям о возмещении материального ущерба в результате совершения преступления,
  • органы внутренних дел, таможенные органы, органы налоговой полиции, судебные приставы по искам, связанных с возмещением: вреда здоровью либо смертью кормильца, расходов по розыску должника либо лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов,
  • истцы, подавшие заявление о нарушении прав потребителей,
  • истцы, подавшие иск о взыскании социальных пособий,
  • заявители, подавшие заявление об удочерении (усыновлении),
  • несовершеннолетние лица, подавшие иск о защите своих прав,
  • прокуроры, органы местного самоуправления, государственные органы по иску о защите прав, законных интересов и свобод других лиц,
  • истцы, подавшие спор о возмещении вреда, который был причинен незаконным осуждением либо привлечением к уголовной ответственности,
  • сторона, которая подала апелляционную либо кассационную жалобу о расторжении брака,
  • сторона, подавшая заявление о пересмотре судебных постановлений, вступившим в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.

При этом копии всех постановлений суда выдаются тем лицам, кто участвовал в деле, по их просьбе без уплаты государственной пошлины, а за повторную выдачу таких копий придется платить полную установленную сумму.

Судьей или судом гражданин может быть освобожден от уплаты пошлины с учетом его имущественного положения.

Издержки, которые установлены судом при рассмотрении дела, а также государственная пошлина, от которой истец был освобожден, согласно статье 89 ГПК РФ, выплачивает ответчик, который не освобожден от уплаты расходов суда (статья 103 ГПК РФ).