Пособия по проектированию автостоянок

29.11.2018 Выкл. Автор admin

Пособие к МГСН 5.01.94 стоянки легковых автомобилей

Разработано Московским архитектурным институтом (государственная академия) — МАРХИ.
Настоящее Пособие подготовлено с целью оказания помощи проектировщикам, разрабатывающим проекты стоянок легковых автомобилей (автостоянок) в г. Москве.

Нормативные документы, применяемые при проектировании автостоянок:
СНиП 10-01 94 «Система нормативных документов в строитель-стве. Основные положения. »
СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений».
МГСН 5.01-94* «Стоянки легковых автомобилей».
МГСН-1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» (Корректировка и дополнение ВСН 2-85).
МГСН 4.04-94 «Многофункциональные здания и комплексы».
ГОСТ
12.1.004. «Пожарная безопасность. Общие требования».
СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».
Пособие 15-91 к СНиП 2.
04.05. -91* «Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей».
СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
СНиП 2.04.05-91 * «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
НПБ 239-97 «Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость».
НПБ 240-97 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестой-кость».
ВСН 01-89 (Минавтотранс РСФСР) «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».
ОНТП 01-91 (Росавтотранс) «Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».
СНиП 2.04.01-85* «Водопровод и канализация зданий».
НПБ -110-96 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматичес-кими установками тушения и обнаружения пожара».
ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с у четом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».rn

Кафедра архитектурного проектирования. Дипломный проект. Особенности проектирования автостоянок

1 Кафедра архитектурного проектирования Дипломный проект Особенности проектирования автостоянок

2 СП Общественные здания и сооружения СП Системы противопожарной защиты ЭВАКУАЦИОННЫЕ ПУТИ И ВЫХОДЫ Нормативные документы СП «СНиП Здания жилые многоквартирные» СП Системы противопожарной защиты ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОГНЕСТОЙКОСТИ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ СП Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО- ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ

3 Нормативные документы СВОД ПРАВИЛ. СП Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП * СП СВОД ПРАВИЛ СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ РЕДАКЦИЯ СНИП * АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ» Гаражи — стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Пособие для проектирования. Москва 1998 г. Пособие к МГСН * Пособие к МГСН * «Стоянки легковых автомобилей». ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ. МОСКОМАРХИТЕКТУРА Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/ «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Региональные нормативы градостроительного проектирования, применяемые на территории Санкт-Петербурга (РНГП)

4 ОПРЕДЕЛЕНИЯ Стоянка автомобилей (автостоянка, паркинг, парковка, гараж, гаражстоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) преимущественно легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров), которые могут быть: встроенными, встроено-пристроенными, отдельностоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными; обвалованными; перехватывающими.

5 ОПРЕДЕЛЕНИЯ Стоянка автомобилей с полумеханизированной парковкой: Стоянка автомобилей**, в которой транспортирование автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств механизированная стоянка автомобилей: Быстровозводимое сооружение, в котором транспортирование автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляют специальными механизированными устройства (без участия водителей)

6 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ МЕСТА ХРАНЕНИЯ СРЕДСТВА ДОСТАВКИ И КОНТРОЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ АВТОСТОЯНКА ПЕШЕХОДНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ

7 Типология автостоянок Автостоянки для легковых автомобилей классифицируются по размещению: относительно объектов другого назначения; относительно уровня земли.

8 Типология автостоянок Кроме указанных, имеются также комбинированные типы открыто-закрытые, встроенно-пристроенные, подземно-надземные. Имеются также классификации по: а) длительности хранения (постоянное хранение, временное, сезонное); б) степени автоматизированности систем учета; в) условиям отапливаемости (отапливаемые или неотапливаемые автостоянки); г) организации перемещения автотранспортного средства — с участием или без участия водителя; д) организации хранения — манежные, боксовые, ячейковые, ярусные; е) высотности гаражей-стоянок — одноуровневые и многоуровневые; ж) способу междуэтажного перемещения автомобилей — рамповые, полумеханические (рампы в сочетании с грузовым лифтом), механические -с грузовыми лифтами.

9 Способы хранения а б в г а — манежный; б — боксовый; в — боксовый в закрытом помещении; г-ячейковый

10 Схемы расстановки автомобилей а б в г д а — расположение под углом 90 б — расположение под углом 60 в — расположение под углом 45 г — расположение под углом 90 (боксы в закрытом помещении) д — расположение под углом 45 с двумя проездами.

11 а б в а — пристроенные прямолинейные однопутные рампы РАМПЫ б — встроенные прямолинейные двухпутные рампы (два одноходовых винта) г д е в — то же, однопутные рампы (два одноходовых винта) г — то же, перекрещивающиеся рампы д — прямолинейные однопутные рампы (один двухходовой винт) ж з и е — однопутные полурампы (два одноходовых винта) ж — то же, комбинированные з — пристроенные криволинейные однопутные рампы (два однохо довых винта) и — однопутная эллиптическая рампа (один двухходовой винт)

12 РАМПЫ Рампы могут быть изолированными и неизолированными

13 Рампы в автостоянках должны отвечать следующим требованиям: РАМПЫ а) продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы движения должен быть не более 18 %, криволинейных рамп не более 13 %, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп не более 10 %; б) поперечный уклон рамп должен быть не более 6 %; в) на рампах с пешеходным движением должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м. г) устройства плавных сопряжений пандусов с горизонтальными участками пола при уклоне более 13%; д) обеспечения минимальной ширины проезжей части рамп: прямолинейной и криволинейной — 3,5 м, минимальной ширины въездной и выездной полосы — 3,0 м, а на криволинейном участке — 3,5 м; е) соблюдения минимального внешнего радиуса криволинейных участков 7,4м.

14 РАМПЫ Тип и число рамп принимаются при количестве автомобилей: а) до одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации; б) до одна двухпутная рампа или две однопутные рампы; в) свыше две двухпутные рампы. Въезд (выезд) из подземных этажей стоянки автомобилей через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается Из каждого пожарного отсека на этаже следует предусматривать не менее 1-2 въездов-выездов на закрытую рампу или наружу. Один из указанных выездов (въездов) допускается предусматривать через смежный пожарный отсек

15 РАМПЫ Общие для всех этажей стоянки автомобилей пандусы (рампы), предназначенные для въезда (выезда), при двух и более этажах стоянок автомобилей должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, противопожарными преградами, воротами, тамбур-шлюзами в соответствии с требованиями СП

16 РАМПЫ В подземных стоянках автомобилей при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре. Допускается проезд из рампы в рампу через этаж: а) в стоянках автомобилей открытого типа; б) надземных стоянках автомобилей закрытого типа; в) в подземных стоянках автомобилей с изолированными рампами; г) в неотапливаемых стоянках автомобилей.

17 Скатная стоянка а) одноходовый винт с двухсторонним движением в проезде; б) два одноходовых винта с односторонним движением в проезде; в) двухходовый винт с односторонним движением в проезде; г) двухходовый винт с дополнительной рампой

18 Скатная стоянка Муниципальная парковка/ UNStudio/ Arnhem/ Netherlands,

19 Скатная стоянка Муниципальная парковка/ UNStudio/ Arnhem/ Netherlands,

20 Скатная стоянка Муниципальная парковка/ UNStudio/ Arnhem/ Netherlands,

21 Маст. Земцова

24 Парковочное место а) 0,5м ; е) 0,5м ; в) 0,6м а) 0,5м ; d) 1м (до оборудования); б) 0,5м ; г) 0,3м

25 Габариты автомобилей

26 Габариты машино-места Габариты машино-мест принимают с учетом минимально допустимых зазоров безопасности, расстояния между автомобилями на местах стоянки и конструкциями здания устанавливают в проекте в зависимости от типа (класса) автомобилей в соответствии с приложением А, а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками по СП Габариты машино-места следует принимать (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности) — 5,3х2,5 м, а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, — 6,0х3,6 м.

Раздел 1. Противодымная защита при пожаре

1.1. Пожарная опасность стоянки легковых автомобилей отнесена к категории В, [2] поэтому средний удельный вес дыма при пожаре принят по СНиП 2.04.05-91* (далее СНиП) γ = 5 Н/м 3 и плотность 0,51 кг/м 3 .

1.2. Высота помещений [2] в местах проезда и храпения автомобилей и на путях эвакуации людей должна быть не менее 2 м от пола до выступающих конструкций и подвесного оборудования. При высоте помещения 2,5 м вертикальные завесы ограждающие дымовые зоны не должны спускаться ниже 2,0 м от пола. Глубина «резервуаров дыма» при этом будет зависеть от высоты конструкций перекрытия стоянки, и, как правило, будет не более 0,5 м.

1.3. Расход дыма, кг/ч, удаляемого из резервуара дыма над загоревшимся автомобилем, следует определять по периметру очага пожара, за который принимается периметр большего из размещаемых автомобилей с ограничением по приложению 22 к СНиП, где определен предельный периметр очага пожара — 12 м. Расход дыма рекомендуется рассчитывать [3 и 4] по формуле СНиП:

где: Пn — периметр очага пожара, (не более 12 м);

У — расчетный средний уровень стояния дыма от пола помещения, м, принимаемый в данном случае 2 м;

Ks — коэффициент равный 1,2 к расчетному расходу дыма и площади вытяжных шахт, фрамуг в окнах и фонарях, для систем, действующих за счет естественного побуждения тяги, при их совместной работе со спринклерной системой пожаротушения. Для вытяжных систем с искусственным побуждением (вентиляторы, эжекторы и др.) Ks = 1.

Максимальный расход дыма, для стоянок легковых автомобилей, при Ks = 1, кг/ч, равен:

Gд.1 = 676,8∙12∙2 1,5 ∙1 = 22970 кг/ч, или 6,38 кг/с.

1.4. Время заполнения резервуара дымом согласно п. 5.8 СНиП рассчитывается (с) по формуле:

где: А — площадь резервуара дыма, м 2 ;

У — средний уровень стояния дыма от пола помещения, принимается 2 м;

Н — высота помещения, м;

Пn — периметр очага пожара, м.

1.5. При относительно малой плотности потока эвакуирующихся (0,05 м 2 /м 2 ) старость людей по ГОСТ 12.1.004-91 [6] равна 1,7 м/с. Нормативные 40 м расстояния [2], п. 3.24 до ближайшего эвакуационного выхода люди пройдут за 40/1,7 = 24 с. Максимальная площадь резервуара дыма А м 2 , при высоте его бортов 0,5 м, свободной высоте помещения 2,5 м и максимальном расходе дыма по формулам (1) и (2) при t = 24 с и Пn = 12 м, могущего принять образующий дым равна

Читайте так же:  Налог для тунеядцев в беларуси

А = 24∙12/[(2 -0,5 — 2,5 -0,5 )∙6,39] = 600 м 2 .

При балансе поступления и удаления дыма из резервуара, поддерживаемом средствами тушения пожара, распространение дыма по помещению относительно продолжительное время будет сдерживаться емкостью резервуара и работой вытяжной системы ВД1 или ВД2, что обеспечит благоприятные условия для тушения пожара и эвакуации людей и автомобилей.

1.6. Максимальная площадь этажа подземной стоянки автомобилей, согласно п. 3.20 [2], равна 3000 м 2 . В соответствии с п. 5.7 СНиП «Помещения площадью более 1600 м 2 необходимо разделять на дымовые зоны, учитывая возможность возникновения пожара в одной из них. Каждую дымовую зону в целях локализации пожара следует, как правило, ограждать плотными вертикальными свесами с потолка или завесами из негорючих материалов, спускающимися с потолка (перекрытия) к полу, но не ниже 2,5 м от него, образуя под потолком (перекрытием) «резервуары дыма».

Для повышения надежности противодымной защиты подземных стоянок легковых автомобилей устройство резервуаров дыма обязательно; максимальный нормативный размер площади резервуара дыма принять 800 м 2 . Этажи стоянок следует делить на дымовые зоны с устройством в каждом по два или несколько резервуаров дыма, площадью не более 800 м 2 каждый. Это обеспечит в начальной стадии пожара задымление не более половины площади этажа.

1.7. Для эффективного использования емкости резервуара дыма в верхней части вытяжного воздуховода, прокладываемого внутри резервуара, предусматриваются дымоприемные отверстия — по одному на каждые 100 м 2 площади резервуара, если глубина резервуара менее 1 м и на каждые 200 м 2 при большей глубине резервуара. Площадь отверстия определяется соответствующей частью расчетного расхода дыма и массовой скоростью всасывания не больше 10 кг/(с∙м 2 ). Расстояние любого дымоприемного отверстия от края резервуара не должно превышать 10 м.

1.8. В торце каждого резервуара дыма (рис. 2 и 3) на вытяжном воздуховоде следует предусмотреть дымовой клапан с проходным сечением, рассчитанным на расход дыма, определенный по формуле (1), при массовой скорости дыма не более 10 кг/(с∙м 2 ). К одному вентилятору допускается присоединять не более 4-х резервуаров дыма, общей площадью не более 3000 м 2 на каждом этаже.

Данные о дымовых клапанах приведены в приложениях 1 — 3.

1.9. Противодымная вытяжная вентиляция сблокирована с автоматической пожарной сигнализацией. Предусматривается автоматическое дистанционное и ручное управление. При загорании одного из автомобилей должен автоматически открываться дымовой клапан в резервуаре дыма, накрывающем данный автомобиль и автоматически включаться дымовой вытяжной вентилятор системы этажа, на котором произошел пожар. При появлении дыма в другом резервуаре (или резервуарах) должны автоматически открываться дымовые клапаны, присоединяя их к вытяжной системе.

1.10. Системы дымоудаления обслуживают: ВД1 — 1, 2, 3 этажи, ВД2 — 4, 5 этажи стоянки и должны иметь огнестойкий вентилятор и систему огнестойких воздуховодов (предел огнестойкости не менее 1 ч) с ответвлениями к каждому резервуару дыма.

Вытяжные вентиляторы дыма стоянки следует разместить:

а) для отдельно расположенной многоэтажной подземной стоянки — на верхнем ее этаже;

б) для подземной стоянки, расположенной под зданием — на верхнем этаже этого здания.

Воздуховоды системы дымоудаления для взаимозаменяемости соединяются коллектором перед вентилятором. Коллектор следует разделить дымовыми клапанами (см. п. 1.21) по схеме на рис. 1 для автоматического включения присоединенного вентилятора соседней системы при аварийной остановке основного (см. приложения 2).

Для одноэтажных подземных стоянок рекомендуется предусматривать установку резервного вентилятора.

Шахты для выброса дыма при пожаре, не совмещенные с выбросными шахтами постоянно действующей вытяжной вентиляции, следует размещать так, чтобы дым из них не попадал в окна жилой застройки. Высота таких шахт должна быть не менее 2 м от уровня земли и расстояние не менее 4 — 6 м от жилой застройки.

Шахты для выброса дыма, совмещенные с выбросами постоянно действующей вентиляции следует размещать в соответствии с требованиями п. 3.7 Пособия.

Рис. 1. Пятиэтажная подземная стоянка для легковых автомобилей.
Принципиальные схемы противодымной, приточной и вытяжной вентиляции.
При пересечении перекрытий устанавливаются огнезадерживающие клапаны
(на схеме не показана).

П1 . П5 — приточные системы общеобменной вентиляции;
B1 … B5 — вытяжные системы общеобменной вентиляции;
ПД1 . ПД6 — приточные системы противодымной вентиляции;
ВД1, ВД2 — вытяжные системы противодымной вентиляции;
К1 . К6 — дымовые клапаны;
P1, Р2 — резервуары дыма.

1.11. В подземные стоянки легковых автомобилей, имеющие два этажа и более и стоянки, лестничные клетки которых связывают подземную и надземную части стоянок или подземную стоянку с надземными этажами здания другого назначения, следует подать приточный наружный воздух для создания избыточного давления:

а) в лифтовых и коммуникационных шахтах *) ;

б) в незадымляемых лестничных клетках 2-го типа и тамбурах-шлюзах при них, если таковые предусмотрены строительным проектом;

в) в тамбурах-шлюзах при незадымляемых лестничных клетках 3-го типа;

г) в пандусах, соединяющих этаж пожара с наружным пространством при открытых воротах для выезда автомобилей;

д) в тамбурах-шлюзах при пандусах для автомобилей и других тамбурах-шлюзах, предусмотренных строительным проектом.

Примечание . Тамбур-шлюз — помещение, имеющее две двери или двое ворот, когда одна дверь или ворота открыты, другая дверь или ворота должны автоматически закрываться.

*) Подача воздуха в коммуникационные шахты, предусматривается по получении данных о наличии в них неплотностей с указанием и мест и площади, м 2 .

Рис. 2. План на отм. пола 1-го этажа.
Входы и выходы, показанные на плане, соответствуют отм. 0.00.

Р1 и Р2 — резервуары дыма; 3 — свесы с потолка; 4 и 5 — изолированные лифты;
5 и 7 — изолированные лестничные клетки; 8 — выезд с первого этажа;
9 — выезд со второго и третьего этажей; 10 — выезд с четвертого и пятого этажей;
11 — тамбуры-шлюзы на въезд; 12 — тамбуры-шлюзы на входах; 13 — вход;
14 — приточный воздуховод 0,5×0,5 м; 15 — выпуск воздуха в стороны рассеянными
струями с отм. 2 м от пола этажа до низа воздухораспределителей

1 и 2 — дымовые клапаны; Р1 и P2 — резервуары дыма;
3 — приточный воздуховод; 4, 5 и 6 — расчетные участки воздуховодов.

1.12. Расход наружного воздуха для противодымной защиты следует рассчитывать на обеспечение давления воздуха по п. 1.14, по отношению к давлению наружного воздуха или давлению в помещениях, в которые ведут двери или проемы из защищаемых сооружений или помещений, в том числе давления:

а) в верхней части лифтовых шахт при закрытых дверях этих шахт на всех этажах, кроме верхнего (давление воздуха внутри лифтовых шахт практически постоянно, в связи с малой скоростью движения воздуха в них);

б) в верхней части незадымляемых лестничных клеток 2-го типа при открытых дверях на этаже пожара и закрытых дверях на всех других этажах лестничной клетки. Двери из лестничных клеток наружу при этом открыты;

в) в тамбурах-шлюзах перед дверями незадымляемой лестничной клетки 3-го типа. На этаже пожара одна дверь тамбур-шлюза открыта, другая закрыта. На всех остальных этажах обе двери тамбур-шлюза закрыты.

Примечание . Пунктом 1.12 представлен расчетный вариант положения дверей. Фактически все двери лестничной клетки будут кратковременно открываться.

1.13. При расчете противодымной защиты следует принимать:

а) температуру наружного воздуха и скорость ветра для холодного и теплого (см. п. 2.7 Пособия) периода года (параметры Б); скорость ветра принимать по прил. 8 к СНиП, но не более 5 м/с;

б) направление ветра со стороны противоположной главному эвакуационному выходу людей из здания;

в) избыточное давление воздуха и шахтах лифтов, в незадымляемых лестничных клетках 2-го типа и тамбурах-шлюзах с дверями или воротами, ведущими наружу — по отношению к давлению наружного воздуха на наветренной стороне здания принимать не менее 20 Па;

г) давление на закрытые двери на путях эвакуации не должно превышать 50 Га (регулируется клапаном избыточного давления);

д) при двухстворчатых дверях в расчет принимать большую створку; ворота для автомобилей на этаже пожара — открытые полностью;

е) кабины лифтов при пожаре должны находиться на верхнем этаже и двери в лифтовую шахту открыты.

1.14. Расход наружного воздуха, подаваемого в пандусы, лифтовые шахты, лестничные клетки, тамбуры-шлюзы, вестибюль или другие защищаемые давлением воздуха помещения, расположенные перед въездными воротами или входными дверями стоянки рассчитывается на противодавление наружного воздуха, определяемое по формуле, Па:

где: V — скорость ветра по прил. 8 к СНиП, но не более 5 м/с;

ρ — кг/м 3 , плотность воздуха в холодный период года (параметры Б). При определении давления воздуха при расчете вентилятора ρ принимать для теплого периода года (параметры Б).

Расход воздуха для открытых ворот и входных дверей, не имеющих Z-образных тамбуров, кг/ч, определяется по формуле:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пособие подготовлено с целью оказания помощи проектировщикам, разрабатывающим проекты стоянок легковых автомобилей (автостоянок) в г. Москве.

1.2. При подготовке выпуска 1 Пособия учтен опыт проектирования автостоянок в Москве и применения МГСН 5.01-94* в 1994-1997 гг. по данным Мосгосэкспертизы . В состав выпуска 1 Пособия включены разъяснения и рекомендации, способствующие решению наиболее часто встречающихся проблем, связанных с разработкой планировки и противопожарной защиты автостоянок. В выпуске 1 Пособия приводятся примеры планировочных решений автостоянок, согласованных Мосгоэкспертизой и принятых к строительству. Учитывая широкий круг проблем, возникающий при проектировании и строительстве автостоянок в Москве, намечена подготовка нескольких выпусков Пособия. В очередной выпуск Пособия будут включены вопросы вентиляции, шумозащиты и другие проблемы, санитарной защиты при проектиро­вании автостоянок.

1.3. Разъяснения и рекомендации, вошедшие в настоящее Пособие и учитывающие сложившийся опыт проектирования автостоянок, не следует считать нормативными требованиями. Проектировщики вправе принимать другие решения, отвечающие действующим нормам.

1.4. Нормативные документы, применяемые при проектировании автостоянок :

СНиП 10-01 94 «Система нормативных документов в строитель­стве. Основные положения.»

СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений».

МГСН 5.01-94* «Стоянки легковых автомобилей».

МГСН-1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» (Корректировка и дополнение ВСН 2-85).

МГСН 4.04-94 «Многофункциональные здания и комплексы».

ГОСТ 12.1.004. «Пожарная безопасность. Общие требования».

СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».

Пособие 15-91 к СНиП 2. 04.05.-91* « Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей».

Читайте так же:  Пособия по рождению ребенка в 2019 году

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

СНиП 2.04.05-91 * «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

НПБ 239-97 «Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость».

НПБ 240-97 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестой­кость».

ВСН 01-89 ( Минавтотранс РСФСР) «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».

ОНТП 01-91 ( Росавтотранс ) «Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».

СНиП 2.04. 01-85* «Водопровод и канализация зданий».

НПБ -110-96 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматичес­кими установками тушения и обнаружения пожара».

ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с у четом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

2. ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ АВТОСТОЯНОК

2.1. Планировочные параметры помещений автостоянок

При проектировании помещений для хранения автомобилей и постов технического обслуживания (ТО) и технического ремонта ( ТР ) основ­ными факторами, определяющими размеры сооружений, являются габариты автомобилей и наименьшие радиусы их поворо­тов.

В таблице 1 приведены основные габаритные характеристики легковых автомобилей и микроавтобусов (1 категории), наиболее часто встречающиеся в практике проектирования. К автомобилям 1 категории относятся автомобили, имеющие длину до 6 м и ширину — до 2,1 м.

В таблице 2 приведены рекомендуемые расстояния между автомо­билями, элементами строительных конструкций зданий и сооружений в помещениях хранения автомобилей и в помещениях ТО и ТР .

Автомобиль при движении в пределах здания совершает повороты и другие маневры, в том числе при установке его на место хранения или для ТО и ТР . При этом должны соблюдаться так называемые защитные зоны (рекомендуемое приближение), исключающие взаимные повреж­дения въезжающего автомобиля и автомобилей, стоящих в одном или в противоположном с ним ряду (по другую сторону проезда).

Ширина внутреннего проезда в помещениях хранения автомобилей и постах ТО и ТР , приведенная в табл. 3, определена с учетом рекомен­дуемого приближения движущегося автомобиля к конструкциям здания (сооружения), к оборудованию и к автомобилям на местах хранения.

Для условий, отличных от приведенных в табл. 1 и 2, необходимые при проектировании планировочные параметры проезда могут быть определены графическим путем при помощи шаблона (рис. 1). Шаблон изготавливается из прозрачного материала в масштабе чертежа, накладывается на него и вращается относительно оси О. При этом рекомендуется выполнять следующие условия :

в помещениях хранения автомобилей у въезда на машино-место от строительных конструкций (оборудования) до въезжающего автомо­биля должно оставаться не менее 0,2 м (защитная зона), а с противоположной стороны от въезда — не менее 0,7 м. ;

на постах ТО и ТР соответственно — не менее 0,3 и 0,8 м

а — длина автомобиля; б — ширина автомобиля; е — задний свес;

R — внешний габаритный радиус; g — рекомендуемое приближение автомобиля к конструкциям здания (оборудованию) при въезде ;

r — внутренний габаритный радиус (определяется в процессе

построения шаблона); О — ось вращения шаблона.

Рис. 1 Шаблон для определения ширины проезда

Габаритные размеры, мм

Миним . внеш . габаритный

Легковые особо малый класс

Легковые малый класс

«Жигули», «Москвич», «Ford-Escort», «Volkswagen» и др.

Легковые средний класс

«Волга», «Audi», «BMW», «Mercedes-Benz»

Микроавтобу­сы особо ма­лого класса

Примечание. При проектировании автостоянок для других марок автомашин следует руководствоваться их габаритами, указанными в паспортах.

на постах ТО и ТР

на местах хранения

стороны автомобиля до

стационарного технологического оборудования

От продольной стороны

Между продольными сторонами автомобилей

При увеличении защитных зон автомобиля, приведенных в табл. 2, на 0,1; 0,2; 0,3 и 0,4 м (но не более) ширина внутреннего проезда (табл. 3) может быть уменьшена соответственно на 0,15; 0,3; 0,45; и 0,6 м.

ширина внутреннего проезда, м

в помещениях хранения автомобилей

в помещениях постов ТО и ТР

при установке автомобилей

без дополнит. маневра

без дополнительного маневра

угол установки автомобилей к оси проезда

угол установки автомобилей к оси проезда

легковые особо малого

легковые малого класса

легковые среднего класса

микроавтобусы особо малого класса

2.2.Схемы расстановки автомобилей

На рис. 2 представлены наиболее распространенные планировочные типы автостоянок.

а — манежный; б — боксовый; в — боксовый в закрытом помещении

Рис. 2 Планировочные типы автостоянок

На рис. 3 и показано расположение мест хранения и внутренние проезды (с указанием их размеров) для автомобилей среднего класса при условии соблюдения минимальных расстояний приближения автомобилей друг к другу и к элементам строительных конструкций (оборудованию), приведенных в таблицах 1, 2 и 3. В помещении хранения автомобилей манежного типа расстояние от колонны до ближайшей границы проезда рекомендуется принимать около 0,5 м, при этом конструктивный шаг по проезду составит примерно 7,1 м.

а — расположение под углом 90

б — расположение под углом 60°

в — расположение под углом 45°

г — расположение под углом 90 (боксы в закрытом помещении)

д — расположение под углом 45° с двумя проездами.

Рис. 3 Примеры расстановки автомобилей

При сравнении представленных на рис. 3 вариантов расположения автомобилей следует вывод, что наиболее экономичной по площади на один автомобиль (S м 2 ) является стоянка манежного типа с перпендикулярным расположением автомобилей к оси проезда ( S = 22,4 м 2 ).

Могут применяться и другие размеры секций и шага колонн, но при соблюдении размеров мест хранения и внутренних проездов не менее рекомендуемых таблицами 1, 2, 3

2.3. Рампы и лифты

Для организации перемещения автомобилей по вертикали в многоэтажных автостоянках используются рампы и лифты.

Устройство рамп, их количество и организация движения на них оказывают непосредственное влияние на планировку стоянки.

На рис. 4 представлена классификация рамп и рамповых устройств, а на рис. 5 изображены наиболее применяемые типы рамп.

Рис. 4 Классификация рам

Рампы могут быть изолированными и неизолированными от помещений хранения автомобилей

а — пристроенные прямолинейные однопутные рампы

б — встроенные прямолинейные двухпутные рампы (два одноходовых винта)

в — то же, однопутные рампы (два одноходовых винта)

г — то же, перекрещивающиеся рампы

д — прямолинейные однопутные рампы (один двухходовой винт)

е — однопутные полурампы (два одноходовых винта)

ж — то же, комбинированные

з — пристроенные криволинейные однопутные рампы (два однохо­довых винта)

и — однопутная эллиптическая рампа (один двухходовой винт)

Рис. 5 Наиболее применяемые рампы

Встроенные неизолированные рампы (рис. 5 б-д ) предусматри­вающие транзитное движение автомобилей через этажи автостоянки, в соответствии с п.2.26. МГСН 5.01-94* могут быть применены в стоянках не выше 3 этажей и общей площадью не более 10400 кв. м.

Полурампы (рис. 5, е , ж) применяются, как правило, в автостоянках

Наибольшее распространение получили изолированные наружные рампы, пристроенные или встроенные (рис. 5, а, з , и).

Уклон рампы измеряется по средней линии полосы движения и выражается в градусах, процентах или отношением высоты подъема к длине горизонтальной проекции оси наклонной поверхности. Угол в 1 ° равен 1,7 %.

Для различных типов рамп установлены следующие максимальные уклоны:

закрытые отапливаемые прямолинейные рампы — 18 %

закрытые отапливаемые криволинейные рампы — 13 %;

закрытые неотапливаемые и открытые, не защищенные от атмосфер­ных осадков рампы, — 10 % (при подогреве или других инженерных решениях, устраняющих обледенение проезжей части рампы, уклон может быть увеличен, но не более, чем до 18 % и 13 % соответствен­но).

поперечный уклон криволинейных и прямолинейных рамп — 6 %.

Сопряжение рампы с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0,1 м,

Ширина проезжей части рамп определяется в зависимости от размеров наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл. 4.

Ширина проезжей части рампы, м

наибольшая ширина автомобиля (м) плюс 0,8 м, но не менее 2,5 м

удвоенная наибольшая ширина автомобиля (м) плюс 1,8 м, но не менее 5 м

ширина наибольшего автомобиля (м) плюс 1 м, но не менее 3,1 — 3,3 м

удвоенная наибольшего автомобиля (м) плюс 2,2 м, но не менее 6,2 — 6,6 м

Приведенные в таблице 4 ширины проезжей части криволинейных рамп необходимо проверять путем построения проекции, образуемой движущимся по рампе наибольшим автомобилем. Ширина проекции определяется с помощью шаблона (рис. 1), при этом ось вращения (О) должна находиться в центре окружности криволинейной рампы. Ширина указанной проекции равна R минус r , чем больше радиус криволинейной рампы, тем меньше разница между R и r (но не меньше ширины автомобиля.

По обеим сторонам проезжей части рампы рекомендуется предусматривать краевые отбойные барьеры высотой 0,1 ми шириной 0,2 м, а при двухпутных рампах — еще средний отбойный барьер шириной 0,3 м, разделяющий рампу на две полосы движения. Рампы, по которым предусматривается пешеходное движение, должны иметь тротуар шириной не менее 0,8 м. На рампах с криволинейным движением тротуар рекомендуется в большинстве случаев располагать по внутреннему краю рампы.

Пропускная способность рампы для одной полосы движения определяется скоростью движения по рампе и интервалом между движущимися автомобилями.

Расчетная скорость движения по рампе не должна превышать 15 км/час при интервале между движущимися автомобилями не менее 20 м. При наличии такого интервала и высоте этажа до 3 м. в пределах междуэтажной длины рампы, будет находиться лишь один автомобиль, что отвечает требованиям безопасности движения. Пропускная способность рампы с одной полосой движения автомобилей в час — D теоретически определяется по формуле :

где — t интервал времени (сек) между движущимися автомобилями

где: i — расстояние между движущимися автомобилями в м,

v — скорость движения в км/час.

При скорости движения 10 км/час и расстоянии 20 м

сек автомобилей в час.

Во избежание возможной закупорки рампы (независимо от расчета ее пропускной способности) в многоэтажной автостоянке целесообразно принимать следующее минимальное количество рамп при числе автомобилей на всех этажах, кроме первого:

до 100 включительно — не менее одной однопутной рампы;

св. 100 до 200 включительно — не менее одной двухпутной рампы;

св. 200 до 1000 включительно — не менее двух однопутных рамп;

св. 1000 — не менее трех однопутных рамп или двух двухпутных рамп.

При применении одной однопутной рампы, используемой как для подъема, так и для спуска автомобилей ( разновременно), должна быть предусмотрена соответствующая сигнализация. В случае применения лифтов для вертикального перемещения автомобилей, (п. 2.23 МГСН 5.01-94*), следует исходить из того, что один стационарный лифт рекомендуется рассчитывать не более чем на 100 автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого. Кабина автомобильного лифта по своим внутренним размерам должна превышать габариты автомобиля по ширине на 1,0 м (0,6 м. — при наличии дежурного диспет­чера); по длине — на 0,8 м; по высоте (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств (по заданию на проек­тирование) — на 0,2 м.

Читайте так же:  Где быстро оформить медкнижку

Движение автомобилей на въездных рампах независимо от типа последних рекомендуется проектировать в направлении против часовой стрелки; движение же на выездных рампах в зависимости от их типа может иметь направление как по часовой стрелке, так и против, однако предпочтительнее последнее.

Разновидностью многоэтажных автостоянок являются, так называе­мые, скатные стоянки, в которых рамповые устройства отсутствуют.

Особенность скатных стоянок заключается в том, что они имеют на всех этажах наклонные полы, по которым происходит как междуэтажное; так и внутриэтажное движение автомобилей, и одновременно раз­мещаются места хранения автомобилей, располагаемые поперек наклонного пола (с уклоном не более 6 %), как показано на рис. 6.

Рис. 6 Расположение автомобилей (скатная стоянка)

Скатная стоянка может иметь: один одноходовой винт при двустороннем движении в проездах (рис. 7- а), два смежно расположенных одноходовых винта с односторонним движением (рис. 7-б), или один двухходовой винт (рис. 8).

Рис. 7 Схемы скатной стоянки с :

а — одним одноходовым винтом

б — двумя одноходовыми винтами.

Рис. 8 Схема скатной стоянки с одним двухходовым винтом.

Почти все типы скатных автостоянок характеризуются непрерыв­ностью движения автомобилей через все нижележащие этажи.

Для сокращения пути движения в скатных автостоянках применяют различные приемы, в том числе, устройство зданий цилиндрического объема; устройство переходных боковых проездов с нормальными рамповыми уклонами; включение в объем скатной автостоянки дополнительного рампового устройства, которое взаимодействует с наклонными полами (рис. 9).

Рис. 9 Схема скатной стоянки с рамповым устройством.

2.4. Организация въездов и выездов с учетом режима использования автостоянок

По характеру использования автостоянки предназначаются для постоянного (с закрепленными за индивидуальными владельцами местами) и кратковременного хранения автомобилей.

Автостоянки постоянного хранения характеризуются ярко выражен­ными пиками интенсивности въездов и выездов автомобилей в утренние и вечерние часы. В автостоянках кратковременного хранения въезды и выезды относительно равномерно распределены в течение всего дня.

В последние годы в Москве с ростом парка легковых автомобилей резко повысилась интенсивность их эксплуатации, в том числе и в зимнее время года.

На основе натурных наблюдений в табл. 5 приведены ориентировоч­ные показатели режимов содержания автомобилей в стоянках при различном их использовании.

под жилыми домами

Общее количество выездов

в час пик в % от общего

То же одновременно

Общее количество выездов

в час пик в % от общего

в стоянке в холодный период года

То же одновременно

Общий разбор автомобилей в

напряженные сутки в % от общего

количества мест в стоянке

Показатели табл. 5 рекомендуются для расчетов максимальных секундных и годовых выбросов в час пик при определении загазован­ности окружающей атмосферы.

Въезды и выезды из автостоянок должны обеспечиваться хорошим обзором и располагаться так, чтобы все маневры автомобилей осущест­влялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей улице.

В целях улучшения контроля зоны въезда и выезда на территорию автостоянки въезд рекомендуется устраивать рядом с выездом.

Въездная и выездная полосы должны иметь ширину не менее 3 м; на кривых участках ширина полосы увеличивается до 3,5 м.

Количество въездных и выездных полос определяется по пропускной способности контрольного пункта, которая составляет:

при ручном контроле на въезде — до 500 авт /час;

то же на выезде — до 400 авт /час;

при автоматическом контроле на въезде — до 450 авт /час;

то же на выезде — до 360 авт /час;

при кассовой оплате при выезде — до 200 авт /час.

Общее количество полос движения на въезде и выезде рекомендуется не менее двух.

Проем ворот для въезда и выезда автомобилей следует принимать с учетом следующих габаритов приближения:

превышение наибольшей ширины автомобиля при проезде перпендикулярно к плоскости ворот — 0,7 м.;

то же, при проезде под углом к плоскости ворот — 1,0 м.;

превышение наибольшей высоты автомобиля (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств) — 0,2 м.

2.5. Планировочные параметры постов мойки, ТО и ТР

Устройство мойки автомобилей при автостоянке предусматривается в соответствии с МГСН 5.01-94*.

Количество постов мойки рекомендуется определять из условия, что мойкой в течение суток пользуется около 10 % автомобилей от общей вместимости автостоянки для постоянного хранения и около 5 % автомобилей от общей вместимости стоянки для кратковременного хранения. Необходимо учитывать:

пропускную способность моечных постов (при ручной шланговой мойке — 5-6 авт. в час, при механизированной — 10-12 авт. в час) ;

время возврата автомобилей на автостоянку — примерно через 4 часа.

В автостоянках для индивидуальных владельцев (с закрепленными машино-местами ) рекомендуется предусматривать на 100 и более (до 200 включительно) машино-мест 1 пост ТО ( ТР ) и по 1 посту на каждые последующие полные и неполные 200 машино-мест .

Планировку постов мойки, ТО и ТР автомобилей в составе авто­стоянки следует выполнять с учетом параметров приведенных в табл. 2 и 3 настоящего пособия.

Высоту помещений постов ручной шланговой мойки автомобилей, а также постов ТО и ТР напольных и оборудованных смотровыми канава­ми следует принимать не менее 2,5 м в чистоте. При оборудовании моечных постов механизированными щеточными установками, высоту помещений следует принимать не менее 3,6 м. в чистоте

Размеры осмотровых канав рекомендуется проектироваться с учетом следующих требований:

длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины обслуживаемого автомобиля (но не менее 5 м);

ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи автомобиля с учетом устройства наружных реборд (0,9 м для легковых автомобилей, также для автобусов особо малого класса);

рекомендуемая глубина осмотровой канавы -1 ,5 м.

На въездной части осмотровой канавы целесообразно предусмат­ривать рассекатель высотой 0,15 м.

Для входа в досмотровую канаву рекомендуется предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м.

Входы в осмотровые канавы не следует располагать под автомоби­лями и на путях движения и маневрирования автомобилей, рекомен­дуется также устройство ограждения указанных входов перилами высотой 0,9 м.

На тупиковых осмотровых канавах целесообразно предусматривать устройства упоров для колес автомобилей.

В осмотровых канавах желательно устройство ниш для размещения светильников и розеток для включения переносных ламп напряжением 12 В

3. ПРОТИВОДЫМНАЯ ЗАЩИТА

3.1. Функциональное назначение и состав противодымной защиты

Противодымная защита автостоянок предназначена для обеспечения безопасной эвакуации людей (водителей и технического персонала) при возникновении пожара в одном из помещений на любом этаже (ярусе). Посредством противодымной защиты должно быть предусмотрено эффективное блокирование распространения продуктов горения:

на пути эвакуации;

в смежные пожарные отсеки (на этаже/ярусе пожара);

на выше- и нижележащие этажи/ярусы (по отношению к горящему помещению);

в помещения (группы помещений), встроенные, пристроенные или других функциональных зон (при устройстве автостоянок как составных частей многофункциональных зданий и комплексов).

При обосновании технической и экономической целесообразности противодымная защита автостоянок может иметь дополнительные функции:

по обеспечению оптимальных условий для действий подразделений пожарных (в комплексе или раздельно — спасение людей, обнаружение пожара, тушение пожара);

по выполнению операций, в случае при эвакуации автомобилей;

по сохранению материальных ценностей, по созданию безопасной среды обитания в помещениях специального назначения (сооружения убежищ гражданской обороны, объектов МО , ФСБ России и др.) в случае встроенных автостоянок.

Для реализации указанных дополнительных функций технические решения противодымной защиты автостоянок должны разрабатываться на основе технических заданий, согласовываемых в установленном порядке с заказчиками и органами УГПС ГУВД г. Москвы.

В рамках настоящего пособия изложены способы и технические решения противодымной защиты автостоянок по прямому назначению — для обеспечения безопасности людей при пожаре.

В составе противодымной защиты автостоянок необходимо предус­матривать:

системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции;

конструкции и оборудование специального назначения;

технические средства управления.

3.2. Типовые схемы и параметры противодымной вентиляции

3.2.1. Системы вытяжной противодымной вентиляции.

Системы вытяжной противодымной вентиляции предусматриваются

для удаления продуктов горения с этажа (яруса), на котором возник пожар:

из помещений хранения автомобилей;

из помещений вспомогательного назначения (ТО, ТР , мойки и др.);

из коридоров (отсеков коридоров), сообщающихся с выходом из горящего помещения;

из изолированной рампы.

Типовые схемы систем для помещений хранения автомобилей приведены на рис. 10, для изолированных рамп — на рис. 11. Согласно приведенным схемам удаление продуктов горения с горящего этажа (яруса) может производиться различными способами. При расположе­нии венткамер на каждом этаже (ярусе) забор продуктов горения осуществляется через отверстия вытяжного канала из верхней части объема горящего помещения (или смежного с ним отсека коридора) и посредством вытяжного вентилятора обеспечивается выброс через вертикальную шахту. Продукты горения попадают в шахту через нормально-закрытый противопожарный клапан с автоматически- и дистанционно-управляемым приводом (рис. 10-а). Аналогичным образом может быть предусмотрено удаление продуктов горения через вентиляторы, установленные на верхнем этаже (ярусе) или специально выделенном техническом этаже (рис. 10-б). При установке дымовых клапанов непосредственно в поэтажных проемах дымовых вытяжных шахт может быть реализована обычная схема (рис. 10-в). Модифициро­ванными вариантами схем на рис. 10- б и 10-в являются схемы на рис. 10-д и 10-г (последние более предпочтительны, учитывая, сокращение количества вентиляторов). Схема на рис. 10-е основана на принципе совмещения вытяжных систем общеобменной и противодымной вентиляции. Для реализации схемы этого типа необходимо пре­дусматривать применение вентиляторов с регулируемыми параметрами (например, двухскоростных), а также установку нормально-открытых противопожарных клапанов (по одному в каждом поэтажном ответвлении вытяжных воздуховодов верхнего и нижнего, уровней). Посредством таких клапанов может производиться подключение заборных отверстий канала верхнего уровня на горящем этаже (ярусе) и отключение всех остальных каналов.